ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.09.2020
Просмотров: 780
Скачиваний: 4
20. Понятие социального неравенства. Бедность и богатство. Маргенализация и люмпенизация общества.
Даже поверхностный взгляд на окружающих нас людей дает основания говорить об их несхожести. Люди различаются по полу, возрасту, темпераменту, росту, цвету волос, по уровню интеллекта и многим другим признакам. Природа наделила одного музыкальными способностями, другого — силой, третьего — красотой, а кому-то уготовила судьбу немощного инвалида. Различия между людьми, обусловленные их физиологическими и психическими особенностями, называются естественными.
Естественные различия далеко не безобидны, они могут стать основой для появления неравных отношений между индивидами. Сильные принуждают слабых, хитрые одерживают победу над простаками. Неравенство, вытекающее из естественных различий, является первой формой неравенства, в том или ином виде проявляющегося и у некоторых видов животных. Однако в человеческом обществе главным является социальное неравенство, неразрывно связанное с социальными различиями, социальной дифференциацией.
Социальными называются те различия, которые порождены социальными факторами: укладом жизни (городское и сельское население), разделением труда (работники умственного и физического труда), социальными ролями (отец, врач, политический деятель) и т. д., что ведет к различиям в степени обладания собственностью, получаемого дохода, власти, достижения социального статуса, престижа, образования.
БОГАТСТВО И БЕДНОСТЬ — понятия, тесно связанные с социальной стратификацией; характеризуют неравномерность распределения наиболее ограниченных ресурсов общества — денег, власти, образования, престижа — между различными стратами (слоями) населения. Богатство (в РБ 3-4%) выражается прежде всего денежной суммой, оценивающей все то, чем владеет человек: дом, автомобили, земельные участки, яхта, коллекции картин, акции, страховые полисы, конюшни, личные самолеты или вертолеты и т. д. Богатство всегда связано с роскошью, т. е. излишеством в комфорте, в удовольствиях. Богатые, как правило, зарабатывают деньги не своим трудом, как это делает средний и низший класс. Их доход, в основном, поступает от владения имуществом в особо крупных размерах (нефтяные компании, коммерческие банки, сети магазинов, сети издательских домов, газет, журналов, телеканалы и т. д.).
Бедность — это экономическое и социальное состояние людей, имеющих минимальное количество денег, образования, власти и престижа. Бедность — это не только минимальный доход (на уровне прожиточного минимума), но и особый образ и стиль жизни, стереотипы восприятия и психология. Поэтому о бедности говорят, как особой культуре, «культуре выживания». К «новым бедным» в настоящее время относят самую образованную часть общества, которая в развитых странах входит в средние слои (учителя, врачи, инженеры, работники культуры). Однако в перспективе по мере углубления общественной модернизации и стабилизации экономических и политических отношений продвигаться наверх будут только образованные люди.
Бедность бывает относительная и абсолютная. Относительная – невозможно поддерживать определенный уровень (доход менее 500 BYN). Абсолютная – не могут позволить себе минимального (доход менее 100 BYN).
Нищета — это крайняя бедность, нищие способны удовлетворять только физические потребности на самом низком, примитивном уровне: живут за счет подачек, попрошайничества, мелкого воровства, пенсий, размер которых ниже прожиточного минимума, пособий по безработице.
Бедность и нищета в той ли иной степени наблюдаются во всех современных обществах, но наивысший уровень того и другого характерен все-таки для стран так наз. третьего мира (развивающихся стран Азии, Африки, Латинской Америки).
Маргинальность — социологическое понятие, обозначающее промежуточность, «пограничность» положения человека между какими-либо социальными группами, что накладывает определённый отпечаток на его психику.
Главным признаком маргинализации является разрыв социальных связей, причем в классическом случае последовательно рвутся экономические, социальные и духовные связи. Экономические связи рвутся в первую очередь и в первую же очередь восстанавливаются. Медленнее всего восстанавливаются духовные связи, ибо они зависят от известной "переоценки ценностей". объективно приводят к усилению маргинализациии, и как следствие - увеличение людей девиантного поведения (поведения с отклонениями).
* общая нестабильность,
* разрушение прежнего жизненного уклада,
* отказ от привычной системы ценностей,
* безработица,
* беженцы,
Люди смиряются
* с ухудшением своего материального положения,
* со своей ущемленностью,
* зависимостью,
* бесперспективностью существования.
Лю́мпен (нем. Lumpen — «лохмотья») — термин, введённый Карлом Марксом для обозначения низших слоёв пролетариата. Позднее люмпенами стали называться все деклассированные слои населения (бродяги, нищие, уголовные элементы и другие асоциальные личности). В большинстве случаев люмпен — это лицо, не имеющее никакой собственности и живущее случайными заработками или пользующееся государственными социальными пособиями в различных формах.
Люмпены — деклассированные элементы, люди без социальных корней, нравственного кодекса, готовые безрассудно повиноваться сильному, то есть обладающему в данный момент реальной властью.
Деклассированные элементы в советской и постсоветской социологии — члены общества, которые не принадлежат ни к какому социальному классу. К ним относят безработных, заключённых, психически больных, нищих, бродяг, проституток и тому подобных.
Люмпенизация общества означает увеличение доли этих слоёв в населении и распространение психологии люмпенов в условиях социального неравенства и кризиса.
21. Проблема среднего класса в современном обществе. Маргенализация и люмпенизация общества.
Средний класс — социальная группа людей, имеющая устойчивые доходы, достаточные для удовлетворения широкого круга материальных и социальных потребностей.
В индустриально развитых странах численность среднего класса достигает 70-80 % населения.
Белорусские исследователи В. Чернов и С. Николюк считают, что белорусский средний класс находится в зачаточном состоянии. Относительно среднеобеспеченные слои составляют примерно 30 % населения. Но только порядка 10 % белорусов по объективным признакам (доходы, образование, престиж профессии) можно отнести к среднему классу, хотя субъективно к среднему классу себя относит более двух третей населения. При этом образ жизни, более или менее соответствующий восточноевропейским стандартам среднего класса, ведут лишь от 4 до 6 % населения (в основном высший слой белорусского среднего класса).
В целом свыше 50 % населения составляют так называемый средний протокласс, или «периферию» формирующегося среднего класса. Для вступления в его состав людям не хватает либо доходов и престижности профессии (свыше 30 % населения), либо образования и высокого профессионального уровня (20 %). Вместе с тем малообеспеченные, но с относительно высоким уровнем образования профессиональные группы можно рассматривать в качестве потенциальных центров кристаллизации более многочисленного и сильного среднего класса в будущем.
Маргинальность — социологическое понятие, обозначающее промежуточность, «пограничность» положения человека между какими-либо социальными группами, что накладывает определённый отпечаток на его психику.
Главным признаком маргинализации является разрыв социальных связей, причем в классическом случае последовательно рвутся экономические, социальные и духовные связи. Экономические связи рвутся в первую очередь и в первую же очередь восстанавливаются. Медленнее всего восстанавливаются духовные связи, ибо они зависят от известной "переоценки ценностей". объективно приводят к усилению маргинализациии, и как следствие - увеличение людей девиантного поведения (поведения с отклонениями).
* общая нестабильность,
* разрушение прежнего жизненного уклада,
* отказ от привычной системы ценностей,
* безработица,
* беженцы,
Люди смиряются
* с ухудшением своего материального положения,
* со своей ущемленностью,
* зависимостью,
* бесперспективностью существования.
Лю́мпен (нем. Lumpen — «лохмотья») — термин, введённый Карлом Марксом для обозначения низших слоёв пролетариата. Позднее люмпенами стали называться все деклассированные слои населения (бродяги, нищие, уголовные элементы и другие асоциальные личности). В большинстве случаев люмпен — это лицо, не имеющее никакой собственности и живущее случайными заработками или пользующееся государственными социальными пособиями в различных формах.
Люмпены — деклассированные элементы, люди без социальных корней, нравственного кодекса, готовые безрассудно повиноваться сильному, то есть обладающему в данный момент реальной властью.
Деклассированные элементы в советской и постсоветской социологии — члены общества, которые не принадлежат ни к какому социальному классу. К ним относят безработных, заключённых, психически больных, нищих, бродяг, проституток и тому подобных.
Люмпенизация общества означает увеличение доли этих слоёв в населении и распространение психологии люмпенов в условиях социального неравенства и кризиса.
22.Социальная стратификация: критерии и основные измерения.
Понятие стратификации обозначает расслоение общества, различия в социальном положении его членов. Социальная стратификация — это система социального неравенства, состоящая из иерархически расположенных социальных слоев (страт). Все люди, входящие в конкретную страту, занимают примерно одинаковое положение и обладают общими статусными признаками.
Различные социологи по-разному объясняют причины социального неравенства, а следовательно, и социальной стратификации. Так, согласно марксистской школе социологии, в основе неравенства лежат отношения собственности, характер, степень и форма владения средствами производства. По мнению функционалистов (К. Дэвис, У. Мур), распределение индивидов по социальным стратам зависит от важности их профессиональной деятельности и вклада, который они вносят своим трудом в достижение целей общества. Сторонники теории обмена (Дж. Хоманс) считают, что неравенство в обществе возникает по причине неэквивалентного обмена результатами человеческой деятельности.
Ряд классиков социологии более широко рассматривали проблему стратификации. Например, М. Вебер, кроме экономического (отношение к собственности и уровень доходов), предложил в дополнение такие критерии, как социальный престиж (унаследованный и приобретенный статус) и принадлежность к определенным политическим кругам, отсюда - власть, авторитет и влияние.
Один из создателей теории стратификации П. Сорокин выделил три вида стратификационных структур:
-
экономическую (по критериям дохода и богатства);
-
политическую (по критериям влияния и власти);
-
профессиональную (по критериям мастерства, профессиональных навыков, успешного исполнения социальных ролей).
В современной социологии принято выделять следующие основные критерии социальной стратификации:
-
доход - количество денежных поступлений за определенный период (месяц, год);
-
богатство - накопленные доходы, т.е. количество наличных или овеществленных денег (во втором случае они выступают в виде движимого или недвижимого имущества);
-
власть - способность и возможность осуществлять свою волю, оказывать решающее влияние на деятельность других людей с помощью различных средств (авторитета, права, насилия и др.). Власть измеряется количеством людей, на которых она распространяется;
-
образование - совокупность знаний, умений и навыков, приобретенных в процессе обучения. Уровень образования измеряется числом лет обучения;
-
престиж — общественная оценка привлекательности, значимости той или иной профессии, должности, определенного рода занятий.