ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.09.2020
Просмотров: 775
Скачиваний: 4
23.Исторические системы социальной стратификации: рабство, касты, кланы, сословия, классы.
Социальная стратификация – это дифференциация некой данной совокупности людей (населения) на классы в иерархическом ранге.
Рабство – экономическая, социальная и юридическая форма закрепощения людей, граничащая с полным бесправием и крайней степенью неравенства. Неотъемлемой чертой рабства является владение одних людей другими.
Касты (от португ. casta — род, поколение, происхождение) — закрытые общественные группы, связанные общим происхождением и правовым статусом. Членство в касте определяется исключительно рождением, а браки между представителями разных каст запрещаются (наиболее известны в индии: брахманы, кшатрии, вайшьи, шудры)
Клан - Кровно-родственная группа: ведущая происхождение по материнской или по отцовской линии, носящая имя общего предка, связанная хозяйственными и общественными узами.
Сословия - социальные группы, чьи права и обязанности, закрепленные в праве и традициях, передаются наследственным образом (Пример: дворянство, духовенство ,купечество ,крестьянство мещанство)
Класс – большая социальная группа людей, не владеющих средствами производства, занимающая определенное место в системе общественного разделения труда и характеризующаяся специфическим способом получения дохода
Американский социолог У.Л. Уорнер выделил шесть классов:
Высший
высший-высший класс (представители влиятельных и богатых династий, обладающих значительными ресурсами власти, богатства и престижа);
низший-высший класс («новые богатые» — банкиры, политики, не имеющие знатного происхождения и не успевшие создать мощные ролевые кланы);
Средний
высший-средний класс (преуспевающие бизнесмены, адвокаты, предприниматели, ученые, менеджеры, врачи, инженеры, журналисты, деятели культуры и искусства);
низший-средний класс (наемные работники — инженеры, клерки, секретари, служащие и другие категории, которых принято называть «белыми воротничками»);
Низший
высший-низший класс (рабочие, занятые преимущественно физическим трудом);
низший-низший класс (нищие, безработные, бездомные, иностранные рабочие, деклассированные элементы).
24. Социальная структура и стратификация современного белорусского общества.
Процесс социально-экономических преобразований в Республики Беларусь сопровождается активным формированием новых слоев и классов, что влечет за собой серьезную трансформацию всей социальной структуры. Меняются отношения собственности и власти, идет интенсивная смена элит, на общественную сцену выходят новые социальные группы (меняется их социальный статус, образ и качество жизни, способы деятельности). Одновременно происходит маргинализация массовых слоев населения, рост социально-периферийных групп, расширение социально дна. По социально-статусным критериям население постсоветского общества, в том числе и белорусского, дифференцируется следующим образом:
• высший слой – новая элита, в состав которой входят богатые предприниматели (владельцы банков, частных крупных фирм и др.), высшие должностные лица в ранге министра и выше;
• высший средний слой – средние и мелкие предприниматели, директорский корпус, популярные художники, артисты, телекомментаторы, крупные ученые, владельцы частных больниц, стоматологических кабинетов и др.;
• средний средний слой – профессура, врачи и юристы, имеющие частную практику, руководители отделов (служб) крупных, эффективно работающих предприятий, старшие офицеры и др.;
• низший средний слой – учителя, линейные (рядовые) инженеры, работники учреждений культуры, младшие офицеры, квалифицированные рабочие;
• низший слой – малоквалифицированные рабочие, крестьяне, служащие, сержантский состав вооруженных сил и правоохранительных органов и др.;
• паразитические слои – мафиозные группы, рэкетиры, грабители, участники бандитских формирований, колдуны, гадалки, проститутки и т.п.;
• маргинальные слои - опустившиеся на социальное дно из различных социальных групп нищие, бомжи, беженцы, вынужденные переселенцы, беспризорные подростки и т.п.
Рассуждая о специфике «становящейся» социальной структуры переходного социума, следует учитывать следующие ее принципиальные черты:
• неустойчивость, т.е. подверженность распаду на несколько независимых измерений, когда отсутствует связь между различными стратификационными критериями;
• многоукладность, при которой старые слои и классы советского общества соседствуют с новыми;
• мозаичность, когда в разных секторах экономики наблюдаются автономные системы социальной стратификации.
Все это ограничивает возможности для сколько-нибудь подробной реконструкции социокультурных характеристик современного белорусского общества. Социологам пока остается недоступным изучение как «социального дна», так и элитного слоя общества (лица, принадлежащие к элите, на контакты с социологами не идут). Большинство относительно обеспеченных граждан из страха перед криминальными и налоговыми структурами либо отказываются отвечать на вопросы о своих доходах, либо занижают их; лица, принадлежащие к нижним слоям, строят оценки своего материального положения, основываясь чаще на сиюминутных массовых ожиданиях, чем на объективных фактах. Все сказанное вкупе с низким уровнем структурированности переходного социума вынуждает использовать в качестве основного стратификационного критерия субъективный экономический фактор (финансовые возможности респондентов по их самооценке), поскольку все остальные признаки в современных условиях так или иначе носят вторичный характер. Как свидетельствуют результаты опроса, проведенного в сентябре 2007 г., доля граждан, которых можно назвать «богатыми», составляет 1,5%. Доля тех, кого можно отнести к «нищим», составляет 3,7%. Почти четверть опрошенных (23,2%) могут себе позволить вполне обеспеченную жизнь, но без очень дорогих покупок – недвижимости, дорогих автомобилей и пр., а 26,9% считают свое материальное положение сложным, поскольку денег хватает на питание, но покупка других действительно нужных вещей (одежда, лекарства и пр.) вызывает затруднение. Объединение группы «нищие» с группой людей, считающих свое материальное положение затруднительным под общим названием «ограниченные в средствах», а также объединение группы «богатые» с группой тех, кто может позволить себе обеспеченную жизнь под общим названием «состоятельные», дает возможность проследить изменения в социальной структуре белорусского общества в последние годы.
25.Социальная мобильность, её формы и механизм реализации.
Социальная мобильность – перемещение индивидов и групп в социальном пространстве, изменение их положения в социальной структуре и системе стратификации. Основные виды(формы) социальной мобильности: горизонтальная мобильность (например, переезд индивида из одного города в другой с таким же числом жителей, переход из одной семьи в другую) и вертикальная мобильность (повышение или понижение по службе, существенное улучшение или ухудшение благосостояния, приобретение или потеря власти (политическая вертикальная мобильность). Вертикальная мобильность может быть либо в виде социального восхождения (обычно явление добровольное), либо в виде социальной деградации, т. е. движения вниз по социальной лестнице (обычно – явление вынужденное).
Специфическим
видом мобильности является миграция.
Каналы
социальной мобильности: образование,
собственность, богатство, социальные
связи, семья и брак, политические
организации, армия, церковь, средства
массовой информации.
В зависимости от уровня мобильности все общества делятся на открытые и закрытые. Чем демократичней общество, тем оно более открыто. Хотя, вместе с тем, всегда существуют определенные барьеры, ограничения доступа в группы с более высоким статусом. Чем выше социальный класс, тем труднее в него проникнуть.
26. Миграция: причины, виды и механизм осуществления.
Миграция населения — перемещение людей из одного региона (страны) в другой, в ряде случаев большими группами и на большие расстояния.
Причины миграции могут быть экономические, национальные, политические, экологические и др. Наиболее типичными причинами миграции являются:
- Желание лучших условий и качества жизни;
- Возможность реализации своих профессиональных ориентаций: получение работы в другом месте жительства на лучших условиях оплаты, по специальности и на вожделенной должности;
- Потребность в обновлении жизни, определенной культуре и знаниях;
- Изменения в региональном размещении производства, его реструктуризации;
- Состояние здоровья и необходимость изменений климатических условий;
- Семейно-брачные отношения, объединение с близкими;
- Социальные и этнические конфликты, войны;
- Трудовые конфликты и конфликты в семье;
- Случайные обстоятельства и прочее.
Миграция различают внутреннюю (внутри страны) и внешнюю (с выездом за государственную границу) - эмиграцию. По временным признакам миграцию делят на:
* Постоянную (безвозвратную), связанная с окончательной сменой постоянного места жительства;
* Временную, что предполагает переселение на определенный срок (как пример, обучение или работа по контракту);
* Сезонную, включающий ежегодные перемещения людей в определенные периоды года (как пример, сбор урожая);
* Маятниковую, связанной с регулярными поездками к месту работы или учебы за пределы своего населенного пункта.
* Эпизодическую, что представляет собой нерегулярные как во времени, так и в направлении поездки (туристические, коммерческие, культурно-бытовые и др.).
По формам реализации миграция делится на общественно организованную, осуществляемая с участием государственных и общественных организаций на их организационно-экономической поддержке, и неорганизованную, проводимой силами и за счет непосредственно самих мигрантов без материальной и организационной поддержки вовне.
Характер влияния миграционных потоков на демографическую ситуацию и трудовые ресурсы зависит как от количественного, так и от качественного состава эмигрантов (вынужденные эмигранты, беженцы, депортированные, войска, выводимые из Других стран).
Миграция - один из важных факторов, способствующих конфликтности или стабильности семьи. Она или способствует ее объединению, или распада, если у членов семьи взгляды на миграцию противоположные.
27. Социодинамика общественного развития: социологические школы о развитии общества и культуры.
Социодинамика – раздел социологии, посвященный количественным методам моделирования взаимоотношений, как между индивидами, так и между общественными структурами группами.
Школы:
Австро-германская школа социологом была представлена такими крупными учеными, как Л. Гумплович, Г. Ратценхофер, Г. Зиммель и т.д.
Людвиг Гумплович опирался на теорию социального конфликта, считая, что объектом социологии являются социальные группы, а предметом — система движений этих групп, которая подчиняется вечным и неизменным законам принуждения и насилия.
Французская школа социологии рассматриваемого периода представлена такими значительными учеными, как Г. Тард, Г. Лебон, Э. Дюркгейм. Для французской школы основными темами исследования были разделение труда, коллективное сознание и солидарность, религия и самоубийство, историческая динамика общества. С точки зрения Французской социологической школы общество — это система нравственных связей между людьми, которые как бы навязывались им и обладали принудительной силой.
Итальянская школа социологии.
Социологическая мысль в Италии в конце XIX-начале XX в. была представлена такими учеными, как Ч. Ломброзо, Э. Ферри, В. Парето и др. Вильфредо Парето стремился разработать принципы построения социологического знания, которые обеспечивали бы его достоверность, надежность и обоснованность. Парето считал, что социология является синтезом таких специальных общественных дисциплин, как право, политэкономия, политическая история, история религий, «цель которого — в изучении человеческого общества, взятого в целом».
Американская школа социологии. Уильям Самнер является одной из главных фигур в американской социологии. Профессор Йельского университета, он одним из первых представил студентам систематизированный курс лекций по социологии.
По мысли Самнера, общество — это группы людей, живущих с желанием победить в борьбе за самосохранение и выживание. Самнер выделял следующие социальные институты: самоподдержания общества (индустриальная организация, собственность, война за распределение богатства, удовлетворение голода и половой потребности); брака и семьи (самосохранение через воспроизводство); самоутверждения (мода, этикет, игры); религии (связан с инстинктом страха).
Марксистская школа социологии
Карл Маркс и Фридрих Энгельс уже в 1844-1848 гг. постулировали принципиальный разрыв со всеми теоретическими традициями, провозгласили необходимость создания нового - коммунистического - общества, еще не имея развернутого и эмпирически доказанного анализа существующего общества. По всей видимости, целевая заданность - необходимость устранения старого и построения нового общества - сказалась на методологии исследования, содержании теоретических выводов и направленности практических рекомендаций. Основным вкладом марксистской школы в мировую социологию считают теорию социального конфликта (посему марксизм как направление в социальной мысли именуют еще конфликтной перспективой).