Файл: Социология. Шпоры.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.09.2020

Просмотров: 734

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

28.Развитие и прогресс. Кризис как стадия развития социальных систем.

Среди большого количества социальных изменений можно выделить те, которые являются качественными, направленными и необратимыми. Такие изменения принято называть социальным развитием. Социальное развитие – это такое изменение общества, которое приводит к появлению новых общественных отношений, социальных институтов, социальных норм и ценностей. Понятие «социальное развитие» по своему объему у́же понятия «социальное изменение». Всякое социальное развитие – это социальное изменение, но не наоборот. Изменения в обществе происходят не всегда хаотично, они имеют определенную направленность, которая обозначается такими понятиями, как прогресс и регресс. Социальный прогресс – это направление общественного развития, при котором происходит поступательное движение общества от простых и низших форм общественной жизни к более сложным и высоким, от менее совершенных к более совершенным. зличают постепенный и скачкообразный виды социального прогресса. Первый называется реформистским, второй – революционным. Социальный кризис – острая форма проявления социального противоречия, связанная с нарушением социальной стабильности. Кризисом также называют период обострения социальных противоречий. Ученые выделяют три группы противоречий в социальных системах: – противоречия индивидов в рамках единой социальной группы; – противоречия между интересами социальных групп; – противоречия между общим интересом данной социальной системы и интересами других социальных систем. У этих групп противоречий есть общее – это противоречия между потребностями и возможностями, между целью и способом ее достижения. Возникают ситуации, когда разрешение противоречия становится невозможным в силу того, что оно приобретает антагонистический характер: т. е. у индивида возникают потребности, которые он не в силах удовлетворить имеющимися способами, которые бы сохраняли предложенную ему социальную роль. Из кризисного состояния (из состояния системной бифуркации) возможны два выхода, которые далеко неравнозначны по своим результатам: полная дезинтеграция системы, распад на более простые состояния или гибель системы; самоорганизация, т. е. перегруппировка элементов прежней системы и возникновение более сложной организации, новой системы или новых систем.


29.Понятие социального конфликта. Основные теории социальных конфликтов.

Социальная неоднородность общества, различие в уровне доходов, власти, престиже и т.д. нередко приводят к социальным конфликтам. Социальный конфликт – это борьба между противоположными сторонами из-за дефицитных ресурсов и за достижение вознаграждения, которая включает в себя попытки подчинить, нейтрализовать, причинить вред, устранить и уничтожить противника. Конфликты являются неотъемлемой частью общественной жизни и представляют собой осознанное столкновение противоположно направленных потребностей, интересов, желаний двух или нескольких социальных субъектов (индивидов, групп, общностей, государств и др.). П. Сорокин считал, что источник конфликтов лежит в проблеме удовлетворения или подавления базовых потребностей людей. Если у субъекта (индивида или группы) появляется какая-то потребность, то субъект предпринимает действия по ее удовлетворению. Однако если кто-то или что-то мешает удовлетворению потребности, возникает ситуация, называемая блокадой. В этих условиях субъект пытается преодолеть блокаду, найти новые средства для достижения своей цели. Следует отметить, что конфликты – явление социальное, они свойственны людям, но не животным. В животном мире нет конфликтов, а есть лишь бессознательные инстинктивные столкновения особей, стремящихся к выживанию. В современной социологии сложилось две точки зрения на социальный конфликт. Функционализм (Э. Дюркгейм, М. Вебер, Т. Парсонс) рассматривает конфликт как социальную болезнь. Эта трактовка вытекает из общих постулатов функционализма о том, что в основе общественной жизни лежит взаимодействие, согласие и сотрудничество, социальные взаимосвязи основаны на принципе солидарности, а социальные системы стремятся к устойчивости. В таком случае конфликт – это расстройство, травма, аномалия в общественной жизни, выражение дисфункции социального организма. Вторая точка зрения, теория конфликта, рассматривает конфликт не как патологию, а как норму социальной действительности. Конфликты – естественное социальное явление, более того, они могут приносить общественную пользу. К наиболее ярким представителям теории конфликта относят Г. Зиммеля, К. Маркса, Р. Дарендорфа, Л. Козера. Г. Зиммель утверждал, что конфликты в обществе неизбежны, т. к. они обусловлены биологической природой людей, их инстинктивной враждебностью. Чем больше будет в обществе конфликтов, тем лучше, ведь многочисленные конфликтные ситуации, пересекаясь, друг с другом, препятствуют разделению людей на два противоборствующих лагеря. К. Маркс видел причину социальных конфликтов в экономической организации общества, в неравном распределении собственности, которое порождает эксплуатацию одного класса другим, социальную поляризацию. До тех пор, пока в обществе будут существовать классы-антагонисты, система будет продуцировать социальные конфликты в огромном количестве. Чем сильнее социальная поляризация, тем более насильственным будет гиперконфликт (революция) и тем больше он вызовет изменений в обществе. Последний из таких гиперконфликтов, социалистическая революция, создаст в конечном итоге систему, основанную на гармоничных социальных отношениях, в результате чего исчезнет возможность для социально-классовых конфликтов. Р. Дарендорф, один из наиболее ярких представителей современной теории конфликта, полагал, что основу социальных конфликтов составляют политические факторы – борьба за власть, престиж. Конфликты функциональны (полезны), т. к. усиливают адаптивность системы, способствуют появлению новых норм и механизмов социальной стабилизации. Игнорировать конфликт, тем более подавлять его – контрпродуктивно, поскольку это усиливает потенциальную злокачественность конфликта, дает новый толчок усилению его энергии. Л. Козер подчеркивал, что конфликт выполняет позитивные функции в обществе: • образование новых групп; • установление и поддержание относительно стабильной структуры групп; • социализация как индивидов, так и самих групп; • создание и поддержание баланса власти; • получение объективной информации об окружающей среде; • стимулирование творчества и новых форм социального контроля; • стимулирование создания новых социальных институтов.


30.Особенности социального управления и содержание социальной политики в Республике Беларусь.

Происходящий в настоящее время переход белорусской экономики от планово-административной модели к рыночной влечет за собой трансформацию общества во всех его структурах: изменение политической и государственной систем; обновление экономических основ общества; ликвидацию системы «социального иждивенчества» с одновременным провозглашением стандартных либерально-демократических свобод; смену духовно-культурных ориентиров общественного развития. Сложность данного процесса состоит в том, что единой технологии социального управления трансформационными переменами нет, и оптимальную политику преобразований каждой стране приходится вырабатывать самостоятельно. Поэтому, государственная социальная политика должна, по мнению ведущих экономистов и социологов, исходить из преобразований, разработанных изнутри, в частности теми, кто чувствует нужды и потребности своей страны; а также ориентироваться на демократическую поддержку реформ, проявляющуюся в высокой инвестиционной активности населения, вовлеченного в ход этих реформ. Чтобы обеспечить качество этих преобразований и участие в них населения, необходимо отслеживать процессы экономического реформирования и проводить социологическую экспертизу социальных последствий введения тех или иных рыночных механизмов, с учетом прогнозов социально-экономического развития государства. Развитие в данном случае рассматривается как процесс, в котором особую роль играет количественная определенность, обозначаемая через понятие «темп роста». Экономический рост является обобщающим показателем развития человеческого общества. Он свидетельствует, с одной стороны, о затратах общественного труда и его производительности, а с другой – о росте благосостояния индивидов и приумножении общественного богатства. Экономический рост является условием устойчивого развития. В Республике Беларусь переход к устойчивому развитию требует структурной перестройки экономики, сбалансированного решения социально-экономических задач, совершенствования структуры производства. Вместе с тем, структурная перестройка экономики не задает социальные изменения, она лишь предоставляет для этого возможности и инструменты. Как они будут использованы – предмет политического выбора, определяемый основными направлениями социальной политики государства. Они включают в себя: создание условий и возможностей гражданам зарабатывать средства для удовлетворения своих потребностей; обеспечение рациональной занятости населения; обеспечение роста денежных доходов населения; улучшение социального обеспечения нетрудоспособных граждан; повышение степени защиты социально уязвимых групп населения. Кроме того, необходимость социологического экспертирования экономических преобразований вытекает из известного тезиса о том, что любые существенные изменения в производительных силах, открывая новые возможности, таят в себе и потенциальные угрозы. В ближайшие десятилетия нельзя исключать развития целого ряда негативных тенденций, обозначившихся в Беларуси на рубеже веков. Если говорить о человеческом капитале, то среди них в первую очередь следует выделить: депопуляцию, включая резкое сокращение численности населения в дотрудоспособном возрасте со всеми вытекающими последствиями; ухудшение здоровья населения, саморазрушительное поведение; нарастающая инвалидизация; падение трудовой ответственности; «моральный износ» квалификации и образования; отсутствие возможностей (зачастую и желания) получить современное образование и его поддерживать на необходимом уровне. Теоретическая модель развития общества в Республике Беларусь задана Национальной стратегией устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 года (НСУР-2020). В соответствии с этой моделью, главная цель социальной политики в Республике Беларусь – стабилизация уровня жизни населения и создание условий для его роста. Эмпирическая (реальная) модель развития общества в Беларуси отслеживается с помощью республиканского социологического мониторинга. Анализ данных социологического мониторинга республиканского масштаба позволяет выявлять совокупность оценочных показателей, характеризующих общественное мнение относительно полезности проводимых экономических реформ. В основу определения изменений в материальном положении семей, в контексте социально-экономической ситуации, закладываются такие показатели, как оценка респондентом материального положения семьи; оценка уровня семейного достатка; величина среднего дохода на одного члена семьи в месяц, предшествующий опросу. Совокупность нормативных показателей служит своеобразным фундаментом для проявления субъективных характеристик респондентов (самоидентификация с тем или иных социальным слоем в плане материальной обеспеченности, уровень притязаний, социальное настроение) и объективизации этих характеристик в той или иной стратегии экономического поведения.


31. Социальная модель устойчивого развития белорусского общества.

В настоящее время в каждом из государств, возникших на постсоветском пространстве, формируется собственная, во многом своеобразная модель социально-экономического развития.

Собственную модель развития избрала и Беларусь. Социально-экономическое развитие белорусского государства – это, прежде всего, экономика с развитым предпринимательством и рыночной инфраструктурой, действенным государственным регулированием.


32. Социологическое исследование: понятие, структура, функции и виды социологического исследования.

Социология, как и всякая наука, имеет как свой научный (академический), так и практический характер, пользуется как методами теоретического анализа, так и методами эмпирического исследования. В свою очередь, каждый из нас в той или иной степени соприкасается с эмпирическими социологическими исследованиями, например, в качестве слушателя радио, читателя газет, журналов, научной литературы и т.д.

Эмпирическое социологическое исследование – система логически последовательных методологических, методических и организационно-технических процедур с целью получения точной объективной информации об исследуемом социальном объекте. В зависимости от глубины и целей исследование может выступать как разведывательное, описательное или аналитическое. В ходе разведывательного исследования уточняются цели, задачи и гипотезы, осуществляется доработка и исправление инструментария. Проводится это исследование на ограниченной совокупности изучаемого объекта и предназначено для получения оперативной информации. В описательном исследовании осуществляется сравнение изучаемых параметров, устанавливаются связи между ними и характер взаимодействия, т.е. дается описание структуры изучаемого объекта. Аналитическое исследование является самым сложным и углубленным видом социологического исследования. Его подготовка – достаточно ответственная операция, требующая тщательной разработки программы исследования, всех исследовательских и аналитических операций.

Функции социологического исследовании:

изучение реального состояния социальных явлений и процессов;

определение факторов, воздействующих на их изменение;

выявление ведущих тенденций развития общественных отношений, а также помощь в нахождении оптимальных путей их совершенствования;

помощь в оценивании эффективности претворения управленческих решений в жизнь;

анализ и обобщение социального опыта, прогнозирование социальных ситуаций;

изучение социальных противоречий и помощь в выработке практических рекомендаций по преодолению недостатков социальной практики.

Выделяют 4 этапа:

1. Подготовительный этап. Включает в себя определение (вместе с заказчиком) темы, целей и задач исследования, проведение пилотажного исследования и подготовки программы исследования, определение генеральной и выборочной совокупности, разработку и тиражирование инструментария, формирование исследовательской группы, определение сметы исследования и графика работ, соответствующую организационную и материально-техническую подготовку. Важнейшим моментом подготовительного этапа исследования является разработка программы социологического исследования.