ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.09.2020
Просмотров: 1091
Скачиваний: 2
17. Классификация методов обучения.
Метод обучения – способ упорядоченной, взаимосвязанной деятельности педагога и учащихся направленной на решение задач образования.
Классификация:
-
по субъектам использования
а) методы преподавания (использует педагог)
б) методы учения (использует ученик)
2. по источнику знаний (Перовский)
а) словесные методы (рассказ, объяснение, беседа, лекция)
б) наглядные (метод иллюстраций и демонстраций)
в) практические (упражнения, практические работы, лаб. работы)
3. по логике обучения (Верзилин)
А) индуктивные
Б) дедуктивные
В) аналитические
Г) синтетические
Д) м-д аналогии
Е) м-д сравнения
4. по дидактическим задачам (Харламов)
А) м-д устного изложения знаний
Б) м-д самост. работы учеников по осмыслению и усвоению нового материала
В) м-д по применению знаний на практике и выработке умений и навыков
Г) м-д закрепления материала
Д) м-д проверки и оценки ЗУНов
5. по дидактическим целям (Бабанский)
А) методы организации и осуществления уч.-позн. деят-ти
Б) стимулирования и мотивации
В) контроля и самоконтроля
6. по характеру деят-ти обучаемых (Лернер)
А) объяснительно-иллюстративный
Б) репродуктивный
В) проблемного изложения (поисковый)
Г) частично-поисковый
Д) исследовательский.
18. Понятие и сущность методов и приемов обучения. Условия выбора методов обучения.
Метод - это способ обучающей работы учителя и организации учебно-познавательной деятельности учащихся по решению различных дидактических задач, направленных на овладение изучаемым материалом (И.Ф. Харламов).
Приём – это деталь метода, то есть частное понятие по отношению к общему понятию «метод». (Например, рассказ – это метод обучения, сообщение плана рассказа – приём активизации внимания учащихся, способствующий систематизации восприятия.)
Выбор методов обучения зависит:
- от общих целей образования, воспитания и развития учащихся и ведущих установок современной дидактики;
- от особенностей содержания и методов данной нау ки и изучаемого предмета, темы;
- от особенностей методики преподавания конкретной учебной дисциплины и определяемых ее спецификой требований к отбору общедидактических методов;
- от цели, задач и содержания материала конкретного урока;
— от времени, отведенного на изучение того или иного материала;
— от возрастных особенностей учащихся; от уровня их реальных познавательных возможностей;
— от уровня подготовленности учащихся (образованности, воспитанности и развития);
— от материальной оснащенности учебного заведения, наличия оборудования, наглядных пособий, технических средств;
— от возможностей и особенности учителя, уровня теоретической и практической подготовленности, методического мастерства, его личных качеств.
При использовании комплекса названных обстоятельств и условий учитель принимает в той или иной последовательности ряд решений: о выборе словесных, наглядных или практических методов, репродуктивных или поисковых методов управления самостоятельной работой, методов контроля и самоконтроля.
19. Характеристика методов обучения по источнику знаний.
Существует три источника знаний: слово, наглядность, практика. Соответственно выделяют словесные методы (источником знания является устное или печатное слово); наглядные методы (источниками знания являются наблюдаемые предметы, явления, наглядные пособия); практические методы (знания и умения формируются в процессе выполнения практических действий).
Словесные методы занимают центральное место в системе методов обучения. К ним относятся рассказ, объяснение, беседа, лекция. Методы рассказа, объяснения и лекции были уже рассмотрены выше.
Беседа — диалогический метод обучения, при котором педагог путем постановки системы вопросов подводит учащихся к пониманию нового материала или проверяет усвоение ими уже изученного. Беседа как метод обучения может быть применена для решения любой дидактической задачи. Различают индивидуальные беседы (вопросы адресованы одному ученику), групповые беседы (вопросы адресованы определенной группе) и фронтальные (вопросы адресованы всем). Беседа как метод обучения имеет несомненные достоинства: активизирует учебно-познавательную деятельность учащихся; развивает их речь, память, мышление; имеет большую воспитательную силу; является хорошим диагностическим средством, помогает контролировать знания учащихся.
Учебная
дискуссия как метод обучения основывается на обмене взглядами по определенной проблеме. Причем эти взгляды отражают или собственные мнения участников дискуссии, или опираются на мнения других лиц. Главная функция учебной дискуссии — стимулирование познавательного интереса. С помощью дискуссии ее участники приобретают новые знания, укрепляются в собственном мнении, учатся отстаивать свою позицию, считаться со взглядами других.
Работа с учебником и книгой
— один из важнейших методов обучения. Главное достоинство данного метода — возможность для ученика в доступном для него темпе и в удобное время многократно обращаться к учебной информации. При использовании программированных учебных книг, в которых, кроме учебной, содержится и управляющая информация, эффективно решаются вопросы контроля, коррекции, диагностики знаний и умений.
Вторую группу по этой классификации составляют наглядные методы
обучения, при которых усвоение учебного материала находится в существенной зависимости от применяемых наглядных пособий, схем, таблиц, рисунков, моделей, приборов, технических средств. Наглядные методы условно подразделяются на две группы: метод демонстраций и метод иллюстраций.
Практические методы обучения основаны на практической деятельности учащихся. Главное назначение этой группы методов — формирование практических умений и навыков. К практическим методам относятся упражнения, практические и лабораторные работы.
20. Характеристика методов обучения по характеру познавательной деятельности.
Тип познавательной деятельности – особенности психических процессов учащихся (особенности памяти, мышления, внимания, воображения и т.д.). В данной классификации выделяются следующие методы: объяснительно-иллюстративный (информационно-рецептный); репродуктивный; проблемное изложение; частично-поисковый (эвристический); исследовательский.
Сущность информационно-рецептивного метода выражается в следующих его характерных признаках: знания учащимся предлагаются в «готовом» виде; учитель организует различными способами восприятие этих знаний; учащиеся осуществляют восприятие (рецепцию) и осмысление знаний, фиксируют их в своей памяти.
При рецепции используются все источники информации (слово, наглядность и т. д.), логика изложения может развиваться как индуктивным, так и дедуктивным путем. Управляющая деятельность педагога ограничивается организацией восприятия знаний.
В репродуктивном методе обучения выделяются следующие признаки: знания учащимся предлагаются в «готовом» виде; учитель не только сообщает знания, но и объясняет их; учащиеся сознательно усваивают знания, понимают их и запоминают. Критерием усвоения является правильное воспроизведение (репродукция) знаний; необходимая прочность усвоения обеспечивается путем многократного повторения знаний.
Главное преимущество данного метода – экономность.
Репродуктивный метод должен сочетаться с другими методами.
Метод проблемного изложения является переходным от исполнительской к творческой деятельности. На определенном этапе обучения учащиеся еще не в силах самостоятельно решать проблемные задачи, а потому учитель показывает путь исследования проблемы, излагая ее решение от начала до конца. И хотя учащиеся при таком методе обучения не участники, а всего лишь наблюдатели хода размышлений, они получают хороший урок разрешения познавательных затруднений.
Сущность частично-поискового (эвристического) метода обучения выражается в следующих его характерных признаках:
– знания учащимся не предлагаются в «готовом» виде, их нужно добывать самостоятельно;
– учитель организует не сообщение или изложение знаний, а поиск новых знаний с помощью разнообразных средств;
– учащиеся под руководством учителя самостоятельно рассуждают, решают возникающие познавательные задачи, создают и разрешают проблемные ситуации, анализируют, делают выводы и т. д., в результате чего у них формируются осознанные прочные знания.
Сущность исследовательского метода обучения сводится к тому, что:
– учитель вместе с учащимися формулирует проблему, разрешению которой посвящается отрезок учебного времени;
– знания учащимся не сообщаются. Учащиеся самостоятельно добывают их в процессе исследования проблемы, сравнения различных вариантов получаемых ответов. Средства для достижения результата также определяют учащиеся;
– деятельность учителя сводится к оперативному управлению процессом решения проблемных задач;
– учебный процесс характеризуется высокой интенсивностью, учение сопровождается повышенным интересом, полученные знания отличаются глубиной.
Недостатки данного метода – значительные затраты времени и энергии учителей и учащихся.