ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.09.2020

Просмотров: 2223

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

 

61 

Исходная

 

информация

 

о

 

географической

 

ситуации

состоянии

 

окру

-

жающей

 

среды

 

сканируется

послойно

 

оцифровывается

 

и

 

формализуется

 

в

 

базу

 

данных

 

с

 

системой

 

запросов

статистического

 

анализа

служащих

 

для

 

последующего

 

прогнозного

 

прикладного

 

использования

включая

 

(

по

 

К

Н

Дьяконову

А

В

Дончевой

, 2002)

 

построение

 

цифровых

 

моделей

 

рельефа

его

 

динамики

эрозионной

 

опасности

 

создание

 

электронной

 

ландшафтной

 

карты

база

 

данных

 

которой

 

должна

 

объединять

 

сведения

 

о

 

всех

 

компонентах

 

геосистем

 

построение

 

имитационных

 

моделей

 

переноса

 

и

 

рассеивания

 

загряз

-

няющих

 

веществ

 

в

 

воздухе

поверхностных

 

и

 

подземных

 

водах

почве

;  

 

оценку

 

устойчивости

 

компонентов

 

геосистем

ландшафтов

 

к

 

различ

-

ным

 

видам

 

воздействия

Для

 

этого

   

используют

 

интегральные

 

балльные

 

оценки

 

по

 

факторам

 

устойчивости

  (

мощность

 

геосистемы

увлажнен

-

ность

потенциал

 

эрозионных

 

процессов

динамическое

 

состояние

 

и

 

ряд

 

других

);  

 

оценку

 

экологического

 

риска

 

на

 

основе

 

интеграции

 

карт

 

устойчиво

-

сти

 

ландшафтов

 

со

 

схемами

 

проектируемого

 

объекта

выделение

 

потен

-

циально

 

опасных

 

для

 

освоения

 

участков

зон

 

экологической

 

напряжен

-

ности

рисков

 

природопользования

;  

 

стоимостную

 

оценку

 

природных

 

ресурсов

 

в

 

зоне

 

потенциального

 

влияния

 

проектируемого

 

объекта

 

и

 

его

 

альтернативных

 

вариантов

Пространственная

 

информация

хранящаяся

 

в

 

эколого

-

экономическом

 

информационном

 

банке

 

данных

служит

 

основой

 

при

 

обосновании

 

выбора

 

оптимальных

 

вариантов

 

хозяйственного

 

использо

-

вания

 

территории

 

и

 

поддержке

 

принятия

 

управленческих

 

решений

 

за

 

счет

 

детальной

 

оценки

 

вариантов

 

проекта

интеграции

 

данных

 

и

 

уста

-

новлении

 

взаимосвязи

 

между

 

оценочными

 

показателями

 

окружающей

  

среды

 

и

 

проектируемого

 

хозяйственного

 

объекта

плана

программы

 

от

-

раслевого

 

или

 

территориального

 

развития

Важным

 

моментом

 

при

 

про

-

ведении

 

экологической

 

оценки

 

является

 

возможность

 

организации

 

на

 

ба

-

зе

 

ГИС

-

системы

 

экологического

 

мониторинга

 

с

 

использованием

 

мате

-

риалов

 

наземных

 

инструментальных

  

наблюдений

 

и

 

данных

 

дистанцион

-

ного

 

зондирования

.  


background image

 

62 

 
 

Г

 

Л

 

А

 

В

 

А

  3.   

 

 

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ

 

ЭКСПЕРТИЗА

  

В

 

РЕСПУБЛИКЕ

 

БЕЛАРУСЬ

 

3.1. 

Законодательная

 

база

 

Республики

 

Беларусь

  

в

 

области

 

проведения

 

государственной

  

экологической

 

экспертизы

  

Предпосылки

 

создания

 

экологической

 

экспертизы

.

 

Модель

 

про

-

ведения

 

экологической

 

экспертизы

 

начала

 

формироваться

 

в

  70-

е

 

годы

 

в

 

СССР

где

 

с

 

этого

 

времени

 

существовало

 

требование

 

о

 

включении

 

в

 

про

-

ектную

 

документацию

 

раздела

 «

Охрана

 

окружающей

 

природной

 

среды

», 

в

 

котором

 

должны

 

были

 

учитываться

 

санитарные

 

и

 

природоохранные

 

стандарты

требования

 

по

 

проведению

 

экологических

 

изысканий

 

и

 

рас

-

четов

Для

 

осуществления

 

намечаемой

 

деятельности

 

были

 

необходимы

 

согласования

 

с

 

государственными

 

органами

отвечающими

 

за

 

охрану

 

ок

-

ружающей

 

среды

Одним

 

из

 

важных

 

этапов

 

развития

 

стратегического

 

природоохранного

 

планирования

 

явилось

 

активное

 

внедрение

 

с

 

середи

-

ны

 70-

х

 

годов

 

в

 

практику

 

территориальных

 

комплексных

 

схем

 

по

 

охране

 

природы

Частью

 

процесса

 

принятия

 

решений

 

была

 

оценка

 

намечаемой

 

деятельности

 

специальными

 

комитетами

 

экспертов

которые

 

входили

 

в

 

состав

 

Госплана

Госстроя

ряда

 

министерств

 

и

 

ведомств

.  

К

 

середине

 80-

х

 

годов

 

сформировалась

 

большое

 

количество

 

ведом

-

ственных

 

экспертиз

каждая

 

из

 

которых

 

была

 

ответственна

 

за

 

проведение

 

оценки

 

различных

 

типов

 

плановой

 

и

 

проектной

 

документации

от

 

про

-

грамм

 

регионального

 

развития

 

до

 

проектов

 

строительства

 

и

 

реконструк

-

ции

 

хозяйственных

 

объектов

Специалисты

 

экологического

 

профиля

 

приглашались

 

только

 

при

 

рассмотрении

 

отдельных

 

крупных

 

проектов

 

и

 

программ

Уже

 

в

 

это

 

время

 

и

 

со

 

стороны

 

государственных

 

органов

и

 

со

 

стороны

 

общественности

 

сформировалось

 

мнение

 

о

 

недостаточности

 

существующих

 

механизмов

 

для

 

решения

 

острых

 

экологических

 

проблем

В

 

постановлении

 

Верховного

 

Совета

 

СССР

 

от

  3.07.1985 

г

«

О

 

соблюде

-

нии

 

требований

 

законодательства

 

по

 

охране

 

природы

 

и

 

рациональному

 

использованию

 

природных

 

ресурсов

»

 

содержалось

 

указание

 

органам

 

вла

-

сти

 

разработать

 

нормативные

 

правовые

 

акты

 

об

 

обязательном

 

проведе

-

нии

 

экологической

 

экспертизы

 

новых

 

технологий

 

и

 

материалов

проек

-

тов

 

реконструкции

 

и

 

строительства

 

промышленных

 

объектов

развития

 

инфраструктуры


background image

 

63 

В

 

«

Инструкции

 

о

 

составе

порядке

 

разработки

согласования

 

и

 

ут

-

верждения

 

проектно

-

сметной

 

документации

 

на

 

строительство

 

пред

-

приятий

зданий

 

и

 

сооружений

»

 (

СНиП

 1.02.01.-85), 

принятой

 

Госкоми

-

тетом

 

СССР

 

по

 

строительству

принимались

 

меры

 

по

 

совершенствова

-

нию

 

экологических

 

требований

 

к

 

заказчикам

 

и

 

проектировщикам

Со

-

гласно

 

требованиям

 

Инструкции

в

 

проектную

 

документацию

 

было

 

не

-

обходимо

 

включать

 

комплексную

 

оценку

 

оптимальности

 

предусматри

-

ваемых

 

технических

 

решений

 

по

 

рациональному

 

использованию

 

при

-

родных

 

ресурсов

 

и

 

мероприятий

 

по

 

предотвращению

 

отрицательного

 

воздействия

 

объектов

 

на

 

окружающую

 

среду

Это

 

требование

 

послужило

 

прототипом

 

введенной

 

позднее

 

процедуры

 

оценки

 

воздействия

 

на

 

окру

-

жающую

 

среду

В

 

середине

  80-

х

 

годов

 

был

 

создан

 

Межведомственный

 

научно

-

технический

 

совет

 

по

 

комплексным

 

проблемам

 

охраны

 

окружающей

 

природной

 

среды

 

и

 

рациональному

 

использованию

 

природных

 

ресурсов

 

(

МНТС

), 

который

 

обратил

 

внимание

 

на

 

практиковавшуюся

 

в

 

мире

 

про

-

цедуру

 

экологической

 

оценки

 

и

 

интерпретировал

 

ее

 

как

 

разновидность

 

экспертизы

 

проектов

,  

принятую

 

в

 

СССР

.  

Организация

 

деятельности

 

государственной

 

экологической

 

экс

-

пертизы

 

в

 

СССР

.

 

В

  1988 

г

в

 

структуре

 

Госкомприроды

 

были

 

созданы

 

специальные

 

Управления

 

государственной

 

экологической

 

экспертизы

которые

 

в

 

течение

 45 

дней

 

должны

 

были

 

рассмотреть

 

переданную

 

заказ

-

чиком

 

документацию

 

и

 

подготовить

 

экспертное

 

заключение

выводы

 

ко

-

торого

 

носили

 

обязательный

 

характер

В

 1989 

г

был

 

определен

 

перечень

 

документации

представляемой

 

на

 

экспертизу

Проекты

 

и

 

программы

не

 

содержащие

 

результатов

 

оценки

 

воздействия

 

на

 

окружающую

 

среду

на

 

государственную

 

экологическую

 

экспертизу

 

не

 

принимались

а

 

финан

-

сирование

 

проектов

 

без

 

положительного

 

заключения

 

запрещалось

.  

Важную

 

роль

 

в

 

создании

 

более

 

эффективного

 

механизма

 

экологиче

-

ской

 

экспертизы

 

сыграла

 

общественность

По

 

мере

 

демократизации

 

об

-

щества

 

все

 

сильнее

 

стали

 

звучать

 

протесты

 

против

 

закрытого

 

ведомст

-

венного

 

принятия

 

решений

 

по

 

экологически

 

важным

 

вопросам

В

 

обще

-

стве

 

сформировалось

 

мнение

что

 

не

 

только

 

отдельные

 

проекты

но

 

и

 

все

 

виды

 

деятельности

которые

 

могут

 

привести

 

к

 

экологически

 

опасным

 

по

-

следствиям

должны

 

проходить

 

экологическую

 

экспертизу

причем

 

она

 

должна

 

носить

 

междисциплинарный

 

характер

быть

 

независимой

 

от

 

ве

-

домств

-

заказчиков

учитывать

 

мнение

 

экологов

 

и

 

общественности

а

 

вы

-

вод

 

о

 

воздействии

 

как

  «

существенно

 

негативном

» 

должно

 

быть

 

доста

-

точно

 

для

 

запрещения

 

проекта

 

(

О

М

Черп

В

Н

Виниченко

 

и

 

др

.,2000)


background image

 

64 

В

  1990 

г

Госкомприродой

 

была

 

принята

  «

Временная

 

инструкция

 

о

 

порядке

 

проведения

 

оценки

 

воздействия

 

на

 

окружающую

 

среду

 

при

 

раз

-

работке

 

технико

-

экономических

 

обоснований

  (

расчетов

и

 

проектов

 

строительства

 

народнохозяйственных

 

объектов

 

и

 

комплексов

». 

Эта

 

ин

-

струкция

 

явилась

 

методической

 

основой

 

проведения

 

экологических

 

экс

-

пертиз

 

в

 

таких

 

странах

 

СНГ

как

 

Россия

Беларусь

Казахстан

 

и

 

др

Формирование

 

системы

 

экологической

 

экспертизы

 

в

 

Республи

-

ке

 

Беларусь

В

 

Республике

 

Беларусь

 

экологическая

 

экспертиза

 

форми

-

ровалась

 

на

 

базе

 

сложившейся

 

в

 

Советском

 

Союзе

 

практике

 

эколого

-

экспертной

 

деятельности

но

 

развивалась

  

более

 

динамично

 

и

 

активно

В

 

системе

 

Минприроды

 

с

 1988 

г

функционирует

 

Специализированная

 

ин

-

спекция

 

по

 

государственной

 

экологической

 

экспертизе

в

 

составе

 

кото

-

рой

 

действуют

 

отделы

 

по

 

экологической

 

экспертизе

 

размещения

 

народ

-

нохозяйственных

 

объектов

по

 

экологической

 

экспертизе

 

проектов

 

водо

-

снабжения

канализации

 

и

 

охраны

 

атмосферного

 

воздуха

 (

отдел

 

проектов

 

промышленного

 

строительства

и

 

отдел

 

по

 

экологической

 

экспертизе

 

проектов

 

мелиоративного

 

и

 

водохозяйственного

 

строительства

Эти

 

от

-

делы

 

осуществляют

 

общее

 

методическое

 

руководство

 

государственной

 

экологической

 

экспертизы

 

проектов

проводимой

 

областными

 

и

 

Мин

-

ским

 

городским

 

комитетами

 

природных

 

ресурсов

 

и

 

охраны

 

окружающей

 

среды

26 

ноября

 1992 

г

принимается

 

Закон

 «

Об

 

охране

 

окружающей

 

сре

-

ды

», 

который

 

содержит

 

раздел

  (VIII), 

посвященный

 

экологической

 

экс

-

пертизе

В

 

законе

 

определены

 

два

 

вида

 

экологической

 

экспертизы

  – 

го

-

сударственная

 

и

 

общественная

Статьи

 

закона

 

определяют

 

цели

принци

-

пы

 (

ст

. 26), 

объекты

 (

ст

. 27) 

государственной

 

экологической

 

экспертизы

Важным

 

положением

 

являлся

 

запрет

 

на

 

финансирование

 

и

 

реализацию

 

проектов

подлежащих

 

экспертизе

без

 

положительного

 

заключения

 

го

-

сударственной

 

экологической

 

экспертизы

К

 

объектам

 

государственной

 

экологической

 

экспертизы

 

были

 

отнесены

: 1) 

предплановая

предпроект

-

ная

 

и

 

проектная

 

документация

 

по

 

хозяйственной

 

и

 

иной

 

деятельности

; 2) 

проекты

 

программ

 

основных

 

направлений

схем

 

развития

 

и

 

размещения

 

производительных

 

сил

 

и

 

отраслей

 

народного

 

хозяйства

; 3) 

другие

 

проек

-

ты

реализация

 

которых

 

может

 

привести

 

к

 

нарушению

 

норм

 

экологиче

-

ской

 

безопасности

Специальная

 

статья

  (

ст

.  28) 

закона

 

была

 

посвящена

 

общественной

 

экологической

 

экспертизе

которая

 

должна

 

проводиться

 

независимо

 

от

 

государственной

группами

 

специалистов

 

по

 

инициативе

 

общественных

 

организаций

Советов

 

народных

 

депутатов

 

и

 

граждан

 

за

 

счет

 

их

 

собственных

 

средств

Заключение

 

общественной

 

экологической

 

экспертизы

 

носит

 

рекомендательный

 

характер

 

и

 

учитывается

 

органами


background image

 

65 

осуществляющими

 

государственную

 

экологическую

 

экспертизу

Помимо

 

рассмотренных

 

статей

 

закона

к

 

данной

 

области

 

относится

 

ст

. 29, 

где

 

указывается

что

 

проекты

 

объектов

 

хозяйственной

 

и

 

иной

 

деятельности

 

должны

 

содержать

 

материалы

 

по

 

оценке

 

воздействия

 

на

 

окружающую

 

среду

18 

июня

  1993 

г

Республика

 

Беларусь

первой

 

среди

 

стран

 

СНГ

принимает

 

Закон

 «

О

 

государственной

 

экологической

 

экспертизе

». 

Закон

 

в

 

этой

 

редакции

 

содержал

  12 

статей

которые

 

регулировали

 

в

 

основном

 

государственную

 

экологическую

 

экспертизу

в

 

меньшей

 

степени

 

обще

-

ственную

 

и

 

практически

 

не

 

касались

 

процедуры

 

ОВОС

Были

 

более

 

де

-

тально

 

сформулированы

 

цели

принципы

объекты

 

государственной

 

эко

-

логической

 

экспертизы

определен

 

порядок

 

предоставления

 

документа

-

ции

 

на

 

экспертизу

сроки

 

ее

 

проведения

содержание

 

заключения

ответ

-

ственность

 

сторон

 

и

 

порядок

 

финансирования

 

государственной

 

экологи

-

ческой

 

экспертизы

.  

В

 

дополнение

 

к

 

рассматриваемому

 

закону

  18 

января

  1995 

г

была

 

принята

 «

Инструкция

 

о

 

порядке

 

проведения

 

государственной

 

экологиче

-

ской

 

экспертизы

 

проектной

 

документации

 

в

 

Республике

 

Беларусь

», 

ут

-

вержденная

 

Министерством

 

природных

 

ресурсов

 

и

 

охраны

 

окружающей

 

среды

Этот

 

документ

 

определял

 

требования

 

к

 

составу

 

проектной

 

доку

-

ментации

 

и

 

порядку

 

ее

 

представления

 

на

 

экспертизу

содержание

 

свод

-

ного

 

заключения

 

государственной

 

экологической

 

экспертизы

а

 

также

 

включал

 

перечень

 

видов

 

деятельности

для

 

которых

 

в

 

обязательном

 

по

-

рядке

 

проводится

 

процедура

 

ОВОС

.  

Накопленный

 

положительный

 

опыт

 

в

 

области

 

проведения

 

экологи

-

ческой

 

экспертизы

 

был

 

отражен

 

в

 

принятой

  14 

июля

  2000 

г

новой

 

ре

-

дакции

 

Закона

  «

О

 

государственной

 

экологической

 

экспертизе

». 

В

 

этой

 

редакции

 

закон

 

был

 

существенно

 

дополнен

 

и

 

стал

 

включать

  24 

статьи

объединенные

 

в

  

пять

 

разделов

:  

 

общие

 

положения

 

государственное

 

регулирование

 

порядок

 

проведения

 

государственной

 

экологической

 

экспертизы

 

ответственность

 

сторон

 

и

 

разрешение

 

споров

 

международное

 

сотрудничество

В

  2001 

г

с

 

учетом

 

внесенных

 

в

 

закон

 

изменений

были

 

приняты

 

«

Инструкция

 

о

 

порядке

 

проведения

 

государственной

 

экологической

 

экс

-

пертизы

  

в

 

Республике

 

Беларусь

», «

Инструкция

 

о

 

порядке

 

ОВОС

 

плани

-

руемой

 

хозяйственной

 

и

 

иной

 

деятельности

 

в

 

Республике

 

Беларусь

» 

и

 

«

Перечень

 

видов

 

и

 

объектов

 

хозяйственной

 

и

 

иной

 

деятельности

для

 

ко

-

торых

 

ОВОС

 

планируемой

 

хозяйственной

 

и

 

иной

 

деятельности

 

прово

-