ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 13.09.2020
Просмотров: 2394
Скачиваний: 4
61
Исходная
информация
о
географической
ситуации
,
состоянии
окру
-
жающей
среды
сканируется
,
послойно
оцифровывается
и
формализуется
в
базу
данных
с
системой
запросов
,
статистического
анализа
,
служащих
для
последующего
прогнозного
прикладного
использования
,
включая
(
по
К
.
Н
.
Дьяконову
,
А
.
В
.
Дончевой
, 2002)
:
•
построение
цифровых
моделей
рельефа
,
его
динамики
,
эрозионной
опасности
;
•
создание
электронной
ландшафтной
карты
,
база
данных
которой
должна
объединять
сведения
о
всех
компонентах
геосистем
;
•
построение
имитационных
моделей
переноса
и
рассеивания
загряз
-
няющих
веществ
в
воздухе
,
поверхностных
и
подземных
водах
,
почве
;
•
оценку
устойчивости
компонентов
геосистем
,
ландшафтов
к
различ
-
ным
видам
воздействия
.
Для
этого
используют
интегральные
балльные
оценки
по
факторам
устойчивости
(
мощность
геосистемы
,
увлажнен
-
ность
,
потенциал
эрозионных
процессов
,
динамическое
состояние
и
ряд
других
);
•
оценку
экологического
риска
на
основе
интеграции
карт
устойчиво
-
сти
ландшафтов
со
схемами
проектируемого
объекта
,
выделение
потен
-
циально
опасных
для
освоения
участков
,
зон
экологической
напряжен
-
ности
,
рисков
природопользования
;
•
стоимостную
оценку
природных
ресурсов
в
зоне
потенциального
влияния
проектируемого
объекта
и
его
альтернативных
вариантов
.
Пространственная
информация
,
хранящаяся
в
эколого
-
экономическом
информационном
банке
данных
,
служит
основой
при
обосновании
выбора
оптимальных
вариантов
хозяйственного
использо
-
вания
территории
и
поддержке
принятия
управленческих
решений
за
счет
детальной
оценки
вариантов
проекта
,
интеграции
данных
и
уста
-
новлении
взаимосвязи
между
оценочными
показателями
окружающей
среды
и
проектируемого
хозяйственного
объекта
,
плана
,
программы
от
-
раслевого
или
территориального
развития
.
Важным
моментом
при
про
-
ведении
экологической
оценки
является
возможность
организации
на
ба
-
зе
ГИС
-
системы
экологического
мониторинга
с
использованием
мате
-
риалов
наземных
инструментальных
наблюдений
и
данных
дистанцион
-
ного
зондирования
.
62
Г
Л
А
В
А
3.
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ
ЭКСПЕРТИЗА
В
РЕСПУБЛИКЕ
БЕЛАРУСЬ
3.1.
Законодательная
база
Республики
Беларусь
в
области
проведения
государственной
экологической
экспертизы
Предпосылки
создания
экологической
экспертизы
.
Модель
про
-
ведения
экологической
экспертизы
начала
формироваться
в
70-
е
годы
в
СССР
,
где
с
этого
времени
существовало
требование
о
включении
в
про
-
ектную
документацию
раздела
«
Охрана
окружающей
природной
среды
»,
в
котором
должны
были
учитываться
санитарные
и
природоохранные
стандарты
,
требования
по
проведению
экологических
изысканий
и
рас
-
четов
.
Для
осуществления
намечаемой
деятельности
были
необходимы
согласования
с
государственными
органами
,
отвечающими
за
охрану
ок
-
ружающей
среды
.
Одним
из
важных
этапов
развития
стратегического
природоохранного
планирования
явилось
активное
внедрение
с
середи
-
ны
70-
х
годов
в
практику
территориальных
комплексных
схем
по
охране
природы
.
Частью
процесса
принятия
решений
была
оценка
намечаемой
деятельности
специальными
комитетами
экспертов
,
которые
входили
в
состав
Госплана
,
Госстроя
,
ряда
министерств
и
ведомств
.
К
середине
80-
х
годов
сформировалась
большое
количество
ведом
-
ственных
экспертиз
,
каждая
из
которых
была
ответственна
за
проведение
оценки
различных
типов
плановой
и
проектной
документации
:
от
про
-
грамм
регионального
развития
до
проектов
строительства
и
реконструк
-
ции
хозяйственных
объектов
.
Специалисты
экологического
профиля
приглашались
только
при
рассмотрении
отдельных
крупных
проектов
и
программ
.
Уже
в
это
время
и
со
стороны
государственных
органов
,
и
со
стороны
общественности
сформировалось
мнение
о
недостаточности
существующих
механизмов
для
решения
острых
экологических
проблем
.
В
постановлении
Верховного
Совета
СССР
от
3.07.1985
г
.
«
О
соблюде
-
нии
требований
законодательства
по
охране
природы
и
рациональному
использованию
природных
ресурсов
»
содержалось
указание
органам
вла
-
сти
разработать
нормативные
правовые
акты
об
обязательном
проведе
-
нии
экологической
экспертизы
новых
технологий
и
материалов
,
проек
-
тов
реконструкции
и
строительства
промышленных
объектов
,
развития
инфраструктуры
.
63
В
«
Инструкции
о
составе
,
порядке
разработки
,
согласования
и
ут
-
верждения
проектно
-
сметной
документации
на
строительство
пред
-
приятий
,
зданий
и
сооружений
»
(
СНиП
1.02.01.-85),
принятой
Госкоми
-
тетом
СССР
по
строительству
,
принимались
меры
по
совершенствова
-
нию
экологических
требований
к
заказчикам
и
проектировщикам
.
Со
-
гласно
требованиям
Инструкции
,
в
проектную
документацию
было
не
-
обходимо
включать
комплексную
оценку
оптимальности
предусматри
-
ваемых
технических
решений
по
рациональному
использованию
при
-
родных
ресурсов
и
мероприятий
по
предотвращению
отрицательного
воздействия
объектов
на
окружающую
среду
.
Это
требование
послужило
прототипом
введенной
позднее
процедуры
оценки
воздействия
на
окру
-
жающую
среду
.
В
середине
80-
х
годов
был
создан
Межведомственный
научно
-
технический
совет
по
комплексным
проблемам
охраны
окружающей
природной
среды
и
рациональному
использованию
природных
ресурсов
(
МНТС
),
который
обратил
внимание
на
практиковавшуюся
в
мире
про
-
цедуру
экологической
оценки
и
интерпретировал
ее
как
разновидность
экспертизы
проектов
,
принятую
в
СССР
.
Организация
деятельности
государственной
экологической
экс
-
пертизы
в
СССР
.
В
1988
г
.
в
структуре
Госкомприроды
были
созданы
специальные
Управления
государственной
экологической
экспертизы
,
которые
в
течение
45
дней
должны
были
рассмотреть
переданную
заказ
-
чиком
документацию
и
подготовить
экспертное
заключение
,
выводы
ко
-
торого
носили
обязательный
характер
.
В
1989
г
.
был
определен
перечень
документации
,
представляемой
на
экспертизу
.
Проекты
и
программы
,
не
содержащие
результатов
оценки
воздействия
на
окружающую
среду
,
на
государственную
экологическую
экспертизу
не
принимались
,
а
финан
-
сирование
проектов
без
положительного
заключения
запрещалось
.
Важную
роль
в
создании
более
эффективного
механизма
экологиче
-
ской
экспертизы
сыграла
общественность
.
По
мере
демократизации
об
-
щества
все
сильнее
стали
звучать
протесты
против
закрытого
ведомст
-
венного
принятия
решений
по
экологически
важным
вопросам
.
В
обще
-
стве
сформировалось
мнение
,
что
не
только
отдельные
проекты
,
но
и
все
виды
деятельности
,
которые
могут
привести
к
экологически
опасным
по
-
следствиям
,
должны
проходить
экологическую
экспертизу
,
причем
она
должна
носить
междисциплинарный
характер
,
быть
независимой
от
ве
-
домств
-
заказчиков
,
учитывать
мнение
экологов
и
общественности
,
а
вы
-
вод
о
воздействии
как
«
существенно
негативном
»
должно
быть
доста
-
точно
для
запрещения
проекта
(
О
.
М
.
Черп
,
В
.
Н
.
Виниченко
и
др
.,2000)
.
64
В
1990
г
.
Госкомприродой
была
принята
«
Временная
инструкция
о
порядке
проведения
оценки
воздействия
на
окружающую
среду
при
раз
-
работке
технико
-
экономических
обоснований
(
расчетов
)
и
проектов
строительства
народнохозяйственных
объектов
и
комплексов
».
Эта
ин
-
струкция
явилась
методической
основой
проведения
экологических
экс
-
пертиз
в
таких
странах
СНГ
,
как
Россия
,
Беларусь
,
Казахстан
и
др
.
Формирование
системы
экологической
экспертизы
в
Республи
-
ке
Беларусь
.
В
Республике
Беларусь
экологическая
экспертиза
форми
-
ровалась
на
базе
сложившейся
в
Советском
Союзе
практике
эколого
-
экспертной
деятельности
,
но
развивалась
более
динамично
и
активно
.
В
системе
Минприроды
с
1988
г
.
функционирует
Специализированная
ин
-
спекция
по
государственной
экологической
экспертизе
,
в
составе
кото
-
рой
действуют
отделы
по
экологической
экспертизе
размещения
народ
-
нохозяйственных
объектов
;
по
экологической
экспертизе
проектов
водо
-
снабжения
,
канализации
и
охраны
атмосферного
воздуха
(
отдел
проектов
промышленного
строительства
)
и
отдел
по
экологической
экспертизе
проектов
мелиоративного
и
водохозяйственного
строительства
.
Эти
от
-
делы
осуществляют
общее
методическое
руководство
государственной
экологической
экспертизы
проектов
,
проводимой
областными
и
Мин
-
ским
городским
комитетами
природных
ресурсов
и
охраны
окружающей
среды
.
26
ноября
1992
г
.
принимается
Закон
«
Об
охране
окружающей
сре
-
ды
»,
который
содержит
раздел
(VIII),
посвященный
экологической
экс
-
пертизе
.
В
законе
определены
два
вида
экологической
экспертизы
–
го
-
сударственная
и
общественная
.
Статьи
закона
определяют
цели
,
принци
-
пы
(
ст
. 26),
объекты
(
ст
. 27)
государственной
экологической
экспертизы
.
Важным
положением
являлся
запрет
на
финансирование
и
реализацию
проектов
,
подлежащих
экспертизе
,
без
положительного
заключения
го
-
сударственной
экологической
экспертизы
.
К
объектам
государственной
экологической
экспертизы
были
отнесены
: 1)
предплановая
,
предпроект
-
ная
и
проектная
документация
по
хозяйственной
и
иной
деятельности
; 2)
проекты
программ
основных
направлений
,
схем
развития
и
размещения
производительных
сил
и
отраслей
народного
хозяйства
; 3)
другие
проек
-
ты
,
реализация
которых
может
привести
к
нарушению
норм
экологиче
-
ской
безопасности
.
Специальная
статья
(
ст
. 28)
закона
была
посвящена
общественной
экологической
экспертизе
,
которая
должна
проводиться
независимо
от
государственной
,
группами
специалистов
по
инициативе
общественных
организаций
,
Советов
народных
депутатов
и
граждан
за
счет
их
собственных
средств
.
Заключение
общественной
экологической
экспертизы
носит
рекомендательный
характер
и
учитывается
органами
,
65
осуществляющими
государственную
экологическую
экспертизу
.
Помимо
рассмотренных
статей
закона
,
к
данной
области
относится
ст
. 29,
где
указывается
,
что
проекты
объектов
хозяйственной
и
иной
деятельности
должны
содержать
материалы
по
оценке
воздействия
на
окружающую
среду
.
18
июня
1993
г
.
Республика
Беларусь
,
первой
среди
стран
СНГ
,
принимает
Закон
«
О
государственной
экологической
экспертизе
».
Закон
в
этой
редакции
содержал
12
статей
,
которые
регулировали
в
основном
государственную
экологическую
экспертизу
,
в
меньшей
степени
обще
-
ственную
и
практически
не
касались
процедуры
ОВОС
.
Были
более
де
-
тально
сформулированы
цели
,
принципы
,
объекты
государственной
эко
-
логической
экспертизы
,
определен
порядок
предоставления
документа
-
ции
на
экспертизу
,
сроки
ее
проведения
,
содержание
заключения
,
ответ
-
ственность
сторон
и
порядок
финансирования
государственной
экологи
-
ческой
экспертизы
.
В
дополнение
к
рассматриваемому
закону
18
января
1995
г
.
была
принята
«
Инструкция
о
порядке
проведения
государственной
экологиче
-
ской
экспертизы
проектной
документации
в
Республике
Беларусь
»,
ут
-
вержденная
Министерством
природных
ресурсов
и
охраны
окружающей
среды
.
Этот
документ
определял
требования
к
составу
проектной
доку
-
ментации
и
порядку
ее
представления
на
экспертизу
,
содержание
свод
-
ного
заключения
государственной
экологической
экспертизы
,
а
также
включал
перечень
видов
деятельности
,
для
которых
в
обязательном
по
-
рядке
проводится
процедура
ОВОС
.
Накопленный
положительный
опыт
в
области
проведения
экологи
-
ческой
экспертизы
был
отражен
в
принятой
14
июля
2000
г
.
новой
ре
-
дакции
Закона
«
О
государственной
экологической
экспертизе
».
В
этой
редакции
закон
был
существенно
дополнен
и
стал
включать
24
статьи
,
объединенные
в
пять
разделов
:
•
общие
положения
;
•
государственное
регулирование
;
•
порядок
проведения
государственной
экологической
экспертизы
;
•
ответственность
сторон
и
разрешение
споров
;
•
международное
сотрудничество
.
В
2001
г
.
с
учетом
внесенных
в
закон
изменений
,
были
приняты
«
Инструкция
о
порядке
проведения
государственной
экологической
экс
-
пертизы
в
Республике
Беларусь
», «
Инструкция
о
порядке
ОВОС
плани
-
руемой
хозяйственной
и
иной
деятельности
в
Республике
Беларусь
»
и
«
Перечень
видов
и
объектов
хозяйственной
и
иной
деятельности
,
для
ко
-
торых
ОВОС
планируемой
хозяйственной
и
иной
деятельности
прово
-