ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 13.09.2020
Просмотров: 2398
Скачиваний: 4
71
Рис
. 7.
Принципы
государственной
экологической
экспертизы
В
законе
конкретизировано
,
что
объектами
государственной
эколо
-
гической
экспертизы
является
документация
,
которая
разделена
на
две
большие
группы
–
проектную
и
иную
документацию
по
планируемой
деятельности
(
ст
. 5).
К
проектной
документации
отнесены
:
•
градостроительные
проекты
общего
планирования
,
специального
планирования
,
детального
планирования
,
архитектурные
проекты
за
-
стройки
территорий
;
•
обоснования
инвестирования
в
строительство
,
архитектурные
и
строительные
проекты
объектов
,
для
которых
проводится
ОВОС
(
ука
-
занных
в
части
1-
й
ст
. 13,
за
исключением
текущих
и
капитальных
ре
-
монтов
таких
объектов
);
•
проекты
территориальных
комплексных
схем
рационального
ис
-
пользования
природных
ресурсов
и
охраны
окружающей
среды
;
Предотвращения
вредного
воздействия
на
окру
-
жающую
среду
Обязательности
проведения
государственной
экологической
экспертизы
до
утверждения
до
-
кументации
по
объектам
экспертизы
Учета
суммарного
вредного
воздействия
на
ок
-
ружающую
среду
планируемой
деятельности
Достоверности
и
полноты
информации
,
содер
-
жащейся
в
проектной
и
иной
документации
,
представляемой
на
государственную
экологиче
-
скую
экспертизу
Законности
и
объективности
заключений
госу
-
дарственной
экологической
экспертизы
Гласности
и
учета
общественного
мнения
П
ри
нц
ипы
го
суд
ар
ст
ве
нн
ой
эк
ол
ог
ичес
кой
эк
сп
ерт
изы
72
•
градостроительные
проекты
общего
планирования
,
специального
планирования
,
детального
планирования
,
архитектурные
проекты
за
-
стройки
территорий
;
•
проекты
водоохранных
зон
и
прибрежных
полос
водных
объектов
.
К
иной
документации
по
планируемой
деятельности
отнесены
:
•
проекты
концепций
,
прогнозов
,
программ
и
схем
отраслевого
разви
-
тия
,
реализация
которых
связана
с
использованием
природных
ресурсов
и
может
оказать
воздействие
на
окружающую
среду
;
•
проекты
ведения
охотничьего
хозяйства
,
рыбоводно
-
биологические
обоснования
,
биологические
обоснования
зарыбления
рыболовных
уго
-
дий
,
биологические
обоснования
на
заготовку
и
закупку
диких
живот
-
ных
,
не
относящихся
к
объектам
охоты
и
рыболовства
;
•
лесоустроительные
проекты
;
•
проекты
технических
нормативных
правовых
актов
,
в
которых
уста
-
навливаются
требования
в
области
охраны
окружающей
среды
и
(
или
)
рационального
использования
природных
ресурсов
.
Объектами
государственной
экологической
экспертизы
может
яв
-
ляться
и
другая
документация
,
предусмотренная
законодательством
.
Согласно
Закону
«
Об
архитектурно
-
градостроительной
и
строи
-
тельной
деятельности
в
Республике
Беларусь
» (
ст
.40-45),
в
области
гра
-
достроительного
планирования
рассматривается
документация
общего
,
специального
и
детального
планирования
,
приведенная
на
рис
. 8.
Подготовка
проектной
документации
на
строительство
осуществля
-
ется
в
одну
или
две
стадии
(
ст
. 51-52).
При
проектировании
в
одну
ста
-
дию
в
состав
проектной
документации
входит
строительный
проект
с
выделением
утверждаемой
архитектурной
части
.
При
проектировании
в
две
стадии
в
состав
проектной
документации
входят
архитектурный
проект
–
на
первой
стадии
разработки
проектной
документации
и
строи
-
тельный
проект
–
на
второй
стадии
.
Архитектурный
проект
разрабатывается
на
основе
утвержденных
градостроительных
проектов
,
материалов
инженерных
изысканий
и
по
-
лученной
разрешительной
документации
.
Строительный
проект
разрабатывается
на
основе
утвержденных
градостроительного
и
архитектурного
проектов
,
материалов
инженер
-
ных
изысканий
и
полученной
разрешительной
документации
.
Строительный
проект
,
разработанный
с
отступлением
от
утвер
-
жденного
архитектурного
проекта
,
а
также
внесение
изменений
в
строительный
проект
подлежат
согласованию
с
разработчиком
архитек
-
турного
проекта
,
соответствующим
территориальным
органом
архитек
-
73
туры
и
градостроительства
,
заказчиком
,
застройщиком
и
органом
,
утвер
-
дившим
архитектурный
проект
,
и
переутверждению
.
Рис
. 8.
Объекты
градостроительного
планирования
Государственное
регулирование
и
управление
в
области
прове
-
дения
государственной
экологической
экспертизы
отражено
в
полномо
-
чиях
субъектов
данной
процедуры
(
ст
. 6-10),
рассмотренных
в
табл
. 12.
Президент
Республики
Беларусь
определяет
единую
государствен
-
ную
политику
в
данной
области
,
Совет
Министров
обеспечивает
прове
-
дение
единой
государственной
политики
,
устанавливает
порядок
прове
-
дения
государственной
экологической
экспертизы
и
оценки
воздействия
на
окружающую
среду
,
Министерство
природных
ресурсов
и
охраны
ок
-
Общее
Специальное
Детальное
Градостроительное
планирование
Государственная
схема
комплексной
территориальной
организации
Республики
Беларусь
Схемы
комплексной
территориальной
организации
областей
и
иных
администра
-
тивно
-
территориальных
единиц
Республиканский
уровень
:
схемы
,
прогнозы
и
программы
территориального
развития
энергетики
,
связи
,
транспорта
,
особо
охра
-
няемых
природных
территорий
Местный
уровень
:
проекты
и
планы
отдель
-
ных
территорий
;
инфраструктуры
;
особо
ох
-
раняемых
природных
территорий
;
территори
-
альные
схемы
охраны
окружающей
среды
Детальные
планы
:
частей
населенных
пунктов
,
иных
территорий
и
групп
объектов
Генеральные
планы
городов
и
иных
насе
-
ленных
пунктов
74
ружающей
среды
в
пределах
своей
компетенции
обеспечивает
проведе
-
ние
государственной
экологической
экспертизы
.
Местные
Советы
депу
-
татов
,
местные
исполнительные
и
распорядительные
органы
информи
-
руют
граждан
о
возможном
воздействии
на
окружающую
среду
плани
-
руемой
деятельности
,
организуют
и
проводят
совместно
с
заказчиком
при
участии
проектных
организаций
общественные
обсуждения
отчетов
об
ОВОС
,
объектов
градостроительного
планирования
.
Таблица
12
Полномочия
субъектов
отношений
в
области
государственной
экологической
экспертизы
Субъекты
Полномочия
субъектов
Президент
,
Совет
Министров
(
ст
.7-8)
Президент
Республики
Беларусь
определяет
единую
государственную
политику
Совет
Министров
:
•
Обеспечивает
проведение
единой
государственной
политики
•
Устанавливает
порядок
проведения
ГЭЭ
•
Устанавливает
порядок
проведения
ОВОС
•
Устанавливает
порядок
оплаты
расходов
на
ГЭЭ
•
Осуществляет
межправительственное
сотрудничество
Министерство
при
-
родных
ресурсов
и
охраны
окружаю
-
щей
среды
(
ст
.9)
•
Разрабатывает
положения
о
направлениях
и
реализует
проведение
единой
государственной
политики
•
Обеспечивает
проведение
ГЭЭ
•
Утверждает
положение
о
порядке
формирования
экс
-
пертных
комиссий
по
проведению
ГЭЭ
•
Осуществляет
международное
сотрудничество
Местные
Советов
депутатов
,
исполни
-
тельные
и
распоря
-
дительные
органы
(
ст
.10)
•
Информируют
граждан
об
ОВОС
•
Организуют
общественные
обсуждения
градострои
-
тельных
проектов
общего
планирования
,
специального
планирований
,
архитектурных
проектов
застройки
тер
-
риторий
,
отчетов
об
ОВОС
Ряд
статей
закона
регламентирует
права
,
обязанности
и
определяет
ответственность
заказчика
,
проектных
организаций
и
уполномоченных
должностных
лиц
,
к
которым
относятся
должные
лица
Министерства
природных
ресурсов
и
охраны
окружающей
среды
и
соответствующих
областных
(
Минского
городского
)
комитетов
(
ст
. 19
−
25).
В
частности
,
заказчик
и
проектные
организации
имеют
право
получать
от
уполномо
-
ченных
лиц
информацию
о
сроке
,
порядке
проведения
и
результатах
го
-
сударственной
экологической
экспертизы
предоставленной
ими
проект
-
ной
и
иной
документации
,
требовать
устранения
нарушений
установ
-
75
ленного
порядка
проведения
экспертизы
,
обжаловать
заключение
госу
-
дарственной
экологической
экспертизы
в
вышестоящий
орган
и
(
или
)
суд
.
Обязанностями
заказчика
и
проектных
организаций
является
пре
-
доставление
на
экспертизу
документации
,
указанной
в
ст
. 5
и
ст
. 13
зако
-
на
,
проведение
общественных
обсуждений
проектной
и
иной
документа
-
ции
,
в
том
числе
участие
в
консультациях
с
затрагиваемыми
сторонами
,
общественных
обсуждениях
отчетов
об
ОВОС
при
трансграничном
воз
-
действии
.
Заказчик
обязан
осуществлять
реализацию
проектных
реше
-
ний
при
наличии
положительного
заключения
государственной
экологи
-
ческой
экспертизы
.
Уполномоченные
должностные
лица
имеют
право
формулировать
особое
мнение
по
объекту
государственной
экологической
экспертизы
в
письменной
форме
,
вносить
предложения
по
совершенствованию
орга
-
низации
проведения
экспертизы
,
привлекать
к
проведению
государст
-
венной
экологической
экспертизы
специалистов
,
обладающих
специаль
-
ными
познаниями
в
определенных
областях
науки
и
техники
.
В
обязан
-
ности
уполномоченных
должностных
лиц
входит
осуществление
полно
-
го
,
объективного
и
комплексного
анализа
проектной
документации
,
ус
-
тановление
соответствия
или
несоответствия
проектных
решений
требо
-
ваниям
природоохранного
законодательства
,
составление
заключения
государственной
экологической
экспертизы
,
обеспечение
сохранности
проектной
документации
и
мер
по
неразглашению
проектных
решений
,
которые
стали
известны
при
проведении
экспертизы
.
Порядок
проведения
государственной
экологической
эксперти
-
зы
.
Государственная
экологическая
экспертиза
является
важным
рыча
-
гом
осуществления
государственной
политики
в
области
природопользо
-
вания
и
охраны
окружающей
среды
.
Проведение
государственной
эколо
-
гической
экспертизы
возложено
на
Министерство
природных
ресурсов
и
охраны
окружающей
среды
.
В
ст
. 11
дано
разграничение
компетенций
по
проведению
государственной
экологической
экспертизы
уполномочен
-
ными
должностными
лицами
в
зависимости
от
масштаба
,
вида
,
значимо
-
сти
намечаемой
хозяйственной
и
иной
деятельности
,
что
отражено
в
таб
-
лице
13.
Сроки
проведения
государственной
экологической
экспертизы
уста
-
новлены
законом
и
составляют
не
более
1
месяца
,
а
для
объектов
,
кото
-
рые
могут
оказать
трансграничное
воздействие
,
не
более
2
месяцев
(
ст
.
14).
Расходы
,
связанные
с
проведением
государственной
экологической
экспертизы
финансируются
только
за
счет
средств
республиканского
бюджета
(
ст
. 18).