ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 13.09.2020
Просмотров: 2397
Скачиваний: 4
66
дится
в
обязательном
порядке
».
Последний
документ
отменял
действие
«
Временной
инструкции
о
порядке
проведения
оценки
воздействия
на
окружающую
среду
при
разработке
технико
-
экономических
обоснований
(
расчетов
)
и
проектов
строительства
народнохозяйственных
объектов
и
комплексов
»,
принятой
еще
в
1990
г
.
Госкомприродой
СССР
.
Значительные
изменения
в
правовом
регулировании
процедуры
ОВОС
произошли
после
принятия
в
2002
г
.
новой
редакции
Закона
«
Об
охране
окружающей
среды
».
Обе
процедуры
–
ОВОС
и
экологическая
экспертиза
,
были
объединены
общей
главой
(
глава
8),
а
порядок
прове
-
дения
ОВОС
должен
был
устанавливаться
законодательством
о
государ
-
ственной
экологической
экспертизе
.
Природоохранные
требования
к
размещению
и
проектированию
объектов
хозяйственной
и
иной
деятель
-
ности
рассмотрены
в
главе
6.
Правовые
основы
проведения
экологиче
-
ской
экспертизы
изложены
в
настоящее
время
в
Законе
«
Об
охране
ок
-
ружающей
среды
»
в
редакции
от
17
мая
2011
года
.
С
учетом
изменений
в
правовой
базе
,
новые
редакции
инструкций
,
касающихся
порядка
проведения
государственной
экологической
экс
-
пертизы
и
порядок
проведения
ОВОС
были
приняты
в
2005
г
.
Серьезные
изменения
в
проведении
экологической
экспертизы
про
-
изошли
после
того
,
как
20
октября
2005
г
.
Республикой
Беларусь
была
принята
и
с
8
февраля
2006
г
.
вступила
в
силу
Конвенция
об
оценке
воз
-
действия
на
окружающую
среду
в
трансграничном
контексте
.
Гармонизируя
свое
законодательство
с
принятыми
международны
-
ми
обязательствами
, 9
ноября
2009
г
.
был
принят
новый
Закон
«
О
госу
-
дарственной
экологической
экспертизе
»,
который
с
21
мая
2010
г
.
всту
-
пил
в
силу
.
Особое
внимание
в
законе
уделено
процедуре
оценки
воздей
-
ствия
на
окружающую
среду
планируемой
хозяйственной
и
иной
дея
-
тельности
,
в
том
числе
с
ее
возможным
трансграничным
влиянием
.
После
принятия
нового
закона
на
смену
инструкциям
2005
г
.
при
-
шли
новые
нормативные
правовые
акты
,
утвержденные
19
мая
2010
г
.
Советом
Министров
Республики
Беларусь
–
Положение
о
порядке
про
-
ведения
государственной
экологической
экспертизы
и
Положение
о
по
-
рядке
проведения
оценки
воздействия
на
окружающую
среду
.
В
Положении
о
порядке
проведения
ОВОС
детально
рассмотрена
процедура
проведения
общественных
обсуждений
отчета
об
ОВОС
,
в
том
числе
с
указанием
этапов
и
сроков
,
изложены
требования
к
оформ
-
лению
соответствующей
документации
.
Положение
о
порядке
проведе
-
ния
общественной
экологической
экспертизы
принято
29
октября
2010
г
.
Современная
законодательная
база
Республики
Беларусь
в
об
-
ласти
государственной
экологической
экспертизы
включает
между
-
67
народные
конвенции
и
соглашения
,
законы
и
другие
нормативные
пра
-
вовые
и
технические
нормативные
правовые
акты
.
К
числу
важнейших
из
них
относятся
:
Международные
правовые
акты
:
•
Международные
природоохранные
конвенции
,
принятые
Республи
-
кой
Беларусь
,
в
том
числе
Конвенция
по
охране
и
использованию
транс
-
граничных
водотоков
и
международных
озер
,
Конвенция
о
водно
-
болотных
угодьях
,
Конвенция
о
биологическом
разнообразии
и
ряд
дру
-
гих
.
•
Конвенция
об
оценке
воздействия
на
окружающую
среду
в
транс
-
граничном
контексте
;
•
Конвенция
о
доступе
к
информации
,
участии
общественности
в
про
-
цессе
принятия
решений
и
доступе
к
правосудию
по
вопросам
,
касаю
-
щимся
окружающей
среды
;
Нормативные
правовые
акты
Республики
Беларусь
:
•
Нормативные
правовые
акты
в
области
охраны
окружающей
среды
и
рационального
природопользования
,
в
том
числе
Законы
«
Об
охране
окружающей
среды
», «
Об
охране
атмосферного
воздуха
», «
Об
охране
озонового
слоя
», «
Об
обращении
с
отходами
», «
О
растительном
мире
»,
«
О
животном
мире
», «
Об
особо
охраняемых
природных
территориях
».
•
Закон
«
О
государственной
экологической
экспертизе
»
и
Положения
о
порядке
проведения
государственной
экологической
экспертизы
,
об
-
щественной
экологической
экспертизы
,
оценке
воздействия
на
окру
-
жающую
среду
.
•
Нормативные
правовые
акты
Министерства
архитектуры
и
строи
-
тельства
,
Минздрава
,
Министерства
по
чрезвычайным
ситуациям
и
дру
-
гих
профильных
государственных
органов
,
в
том
числе
Законы
«
Об
ар
-
хитектурной
,
градостроительной
и
строительной
деятельности
в
Респуб
-
лике
Беларусь
», «
О
санитарно
-
гигиеническом
благополучии
», «
О
питье
-
вом
водоснабжении
», «
О
техническом
нормировании
и
стандартизации
»,
«
О
налоге
за
использование
природных
ресурсов
».
Технические
нормативные
правовые
акты
включают
в
себя
госу
-
дарственные
стандарты
Республики
Беларусь
(
СТБ
),
стандарты
между
-
народные
,
введенные
в
качестве
государственных
стандартов
Республи
-
ки
Беларусь
(
ГОСТ
,
СТБ
),
технические
условия
(
ТУ
),
технические
рег
-
ламенты
(
ТР
),
технические
кодексы
установившейся
практики
(
ТКП
),
го
-
сударственные
строительные
нормы
и
правила
Республики
Беларусь
(
СНБ
,
СНиП
),
нормативные
акты
санитарного
законодательства
Респуб
-
лики
Беларусь
(
санитарные
правила
(
СП
),
санитарные
нормы
(
СН
),
ги
-
гиенические
нормативы
(
ГН
),
санитарные
правила
и
нормы
(
СанПиН
)).
68
Технические
нормативные
правовые
акты
используют
при
подготовке
документации
,
предоставляемой
на
государственную
экологическую
экспертизу
.
Одним
из
важнейших
таких
документов
является
ПЗ
-02
к
СНБ
1.03.02-96 «
Состав
и
порядок
разработки
раздела
«
Охрана
окру
-
жающей
среды
»,
который
перерабатывается
в
ТКП
«
Охрана
окружаю
-
щей
среды
и
природопользование
.
Состав
и
порядок
разработки
раздела
«
Охрана
окружающей
среды
»
в
проектной
документации
».
В
настоящее
время
разрабатывается
ряд
ТКП
в
области
оценки
воз
-
действия
на
окружающую
среду
,
в
частности
ТКП
«
Охрана
окружающей
среды
и
природопользование
.
Порядок
проведения
предварительного
экологического
анализа
»,
ТКП
«
Охрана
окружающей
среды
и
природо
-
пользование
.
Правила
разработки
оценки
воздействия
на
окружающую
среду
(
ОВОС
)
при
создании
плотин
и
водохранилищ
на
реках
(
количест
-
венные
и
качественные
характеристики
водного
режима
)»,
ТКП
«
Охрана
окружающей
среды
и
природопользование
.
Территории
.
Порядок
и
пра
-
вила
оценки
воздействия
разработки
торфяных
месторождений
на
окру
-
жающую
среду
».
3.2.
Проведение
государственной
экологической
экспертизы
Закон
«
О
государственной
экологической
экспертизе
»
развивает
нормы
Закона
«
Об
охране
окружающей
среды
»
и
регулирует
отношения
в
области
проведения
государственной
экологической
экспертизы
.
Структура
действующего
Закона
«
О
государственной
экологической
экспертизе
»
в
целом
повторяет
закон
в
редакции
,
которая
была
принята
14
июля
2000
г
.,
состоит
из
6
глав
,
объединяющих
29
статей
.
Структура
действующего
закона
отражена
на
рис
. 6.
Общие
положения
.
В
новом
законе
,
приятом
9
ноября
2009
г
.
зна
-
чительно
обновлен
понятийный
аппарат
,
приведен
ряд
понятий
и
опре
-
делений
,
касающихся
воздействия
на
окружающую
среду
,
изменений
ок
-
ружающей
среды
,
введены
новые
понятия
,
связанные
с
трансграничным
воздействием
.
Согласно
ст
. 1,
в
законе
даны
следующие
определения
:
Государственная
экологическая
экспертиза
–
установление
соот
-
ветствия
или
несоответствия
проектной
или
иной
документации
по
планируемой
и
иной
деятельности
(
долее
проектная
документация
)
требованиям
законодательства
об
охране
окружающей
среды
и
рацио
-
нальном
использовании
природных
ресурсов
.
Рис
. 6.
Структура
Закона
Республики
Беларусь
«
О
государственной
экологической
экспертизе
»
Проведение
ГЭЭ
Ст
. 11-18
Общие
положения
Ст
. 1-5
Права
и
обязан
-
ности
в
области
ГЭЭ
Ст
. 19-23
Разрешение
споров
Ст
. 24-25
Заключительные
по
-
ложения
Ст
. 26-29
-
полномочия
Президента
РБ
,
Совета
Минист
-
ров
РБ
,
Мин
-
природы
,
мест
-
ных
Советов
,
исполнитель
-
ных
органов
;
-
основные
термины
и
их
определение
;
-
принципы
;
-
субъекты
от
-
ношений
;
-
объекты
;
Государственное
регулирование
в
области
ГЭЭ
Ст
. 6-10
Закон
«
О
Государственной
экологической
экспертизе
», 6
глав
, 29
статей
-
порядок
прове
-
дения
ГЭЭ
;
-
требования
к
проектной
до
-
кументации
;
-
объекты
ОВОС
;
-
срок
проведе
-
ния
;
-
заключение
ГЭЭ
;
-
срок
действия
заключения
;
-
финансирова
-
ние
;
-
права
и
обя
-
занности
заказ
-
чиков
,
проект
-
ных
организа
-
ций
,
уполномо
-
ченных
должно
-
стных
лиц
в
об
-
ласти
ГЭЭ
;
-
ответственность
за
нарушения
за
-
конодательства
о
ГЭЭ
;
-
разрешение
спо
-
ров
;
-
признание
утра
-
тившими
силу
не
-
которых
законо
-
дательных
актов
.
Отчет
об
ОВОС
–
составная
часть
проектной
документации
,
со
-
держащая
сведения
о
результатах
проведенной
оценки
воздействия
на
окружающую
среду
и
необходимых
мероприятиях
по
уменьшению
и
пре
-
дотвращению
прогнозируемых
изменений
окружающей
среды
.
Трансграничное
воздействие
–
воздействие
на
окружающую
среду
затрагиваемой
стороны
,
которое
может
быть
вызвано
планируемой
на
территории
Республики
Беларусь
хозяйственной
и
иной
деятельностью
.
Затрагиваемая
сторона
–
иностранное
государство
,
на
окру
-
жающую
среду
которого
может
быть
оказано
трансграничное
воздей
-
ствие
планируемой
на
территории
Республики
Беларусь
хозяйственной
и
деятельности
.
В
законе
также
сформулировано
понятие
заказчиков
,
которыми
яв
-
ляются
государственные
органы
,
юридические
лица
Республики
Бела
-
русь
,
иностранные
и
международные
юридические
лица
,
организации
,
не
являющиеся
юридическими
лицами
,
индивидуальные
предприниматели
,
планирующие
осуществление
хозяйственной
и
иной
деятельности
.
Введено
понятие
проектных
организаций
,
что
связано
с
совершен
-
ствованием
законодательства
в
области
архитектуры
и
строительства
.
К
планируемой
хозяйственной
и
иной
деятельности
отнесено
строительст
-
во
,
реконструкция
объектов
,
их
эксплуатация
,
другая
деятельность
,
ко
-
торая
связана
с
использованием
природных
ресурсов
и
может
оказать
воздействие
на
окружающую
среду
.
Указано
,
что
заключение
государст
-
венной
экологической
экспертизы
представляет
собой
документ
,
со
-
держащий
сведения
о
результатах
проведения
экспертизы
.
Государственная
экологическая
экспертиза
проводится
с
соблюде
-
нием
принципов
(
ст
. 3),
отраженных
на
рис
. 7.
Субъектами
отношений
в
области
государственной
экологической
экспертизы
являются
(
ст
. 4):
•
Президент
Республики
Беларусь
;
•
Совет
Министров
Республики
Беларусь
;
•
Министерство
природных
ресурсов
и
охраны
окружающей
среды
,
областные
(
Минский
городской
)
комитеты
природных
ресурсов
и
охра
-
ны
окружающей
среды
,
их
уполномоченные
должностные
лица
;
•
местные
Советы
депутатов
,
местные
исполнительные
и
распоряди
-
тельные
органы
;
•
заказчики
;
•
проектные
организации
.
Для
проведения
экспертизы
наиболее
сложных
проектных
решений
могут
создаваться
экспертные
комиссии
с
привлечением
высококвали
-
фицированных
специалистов
.