ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 13.09.2020
Просмотров: 2389
Скачиваний: 4
116
Организация
должна
разработать
,
внедрить
и
поддерживать
в
рабо
-
чем
состоянии
процедуры
идентификации
экологических
аспектов
,
оп
-
ределения
их
значимости
,
регистрировать
и
постоянно
актуализировать
данную
информацию
.
Все
значимые
экологические
аспекты
принимают
-
ся
во
внимание
при
разработке
,
внедрении
и
поддержании
СЭМ
.
Еще
один
элемент
СЭМ
связан
с
определением
законодательных
и
других
,
принятых
организацией
требований
,
применяемых
к
ее
экологи
-
ческим
аспектам
(
п
. 4.3.2).
В
их
состав
входят
международные
конвен
-
ции
,
протоколы
,
поправки
,
принятые
Республикой
Беларусь
,
националь
-
ное
природоохранное
законодательство
,
требования
стандарта
по
систе
-
мам
управления
окружающей
средой
,
системам
менеджмента
качества
,
внутренние
инструкции
организации
.
Идентифицированные
экологиче
-
ские
аспекты
являются
основанием
для
выработки
экологической
поли
-
тики
,
установления
целевых
и
плановых
экологических
показателей
.
Организация
,
принявшая
экологическую
политику
,
добивается
её
осуществления
постепенно
,
устанавливая
цели
экологической
эффектив
-
ности
,
выраженные
в
целевых
и
плановых
экологических
показателях
.
Поставленные
цели
и
задачи
должны
быть
конкретными
и
измеримыми
,
соответствовать
законодательным
требованиям
,
значимым
экологиче
-
ским
аспектам
,
учитывать
технологические
варианты
,
финансовые
и
экс
-
плуатационные
требования
,
требования
бизнеса
и
точку
зрения
заинте
-
ресованных
сторон
(
п
. 4.3.3).
Всякий
целевой
показатель
сопровождается
плановыми
,
содержащими
описание
достигаемого
уровня
результатив
-
ности
.
Целевой
экологический
показатель
рассматривается
как
общий
из
-
меримый
показатель
,
вытекающий
из
экологической
политики
организа
-
ции
,
который
организация
стремится
достигнуть
.
Плановые
экологиче
-
ские
показатели
представляют
собой
детализированные
,
измеряемые
требования
,
предъявляемые
организации
или
ее
частям
,
которые
должны
быть
установлены
и
выполнены
для
достижения
целевого
показателя
.
Программа
СЭМ
определяет
ответственность
,
механизм
осуществ
-
ления
,
ресурсы
,
дату
по
выполнению
экологических
показателей
,
поря
-
док
действий
,
которые
необходимо
осуществить
в
течение
года
для
уменьшения
значимых
экологических
аспектов
.
По
возможности
в
про
-
грамме
рассматривают
все
стадии
жизненного
цикла
,
включающие
пла
-
нирование
,
проектирование
,
производство
,
маркетинг
и
утилизацию
.
По
отношению
к
товарам
и
услугам
рассматривают
проектирование
,
мате
-
риалы
,
производственные
процессы
и
утилизацию
,
применительно
к
производству
или
процессам
–
планирование
,
проектирование
,
строи
-
тельство
,
ввод
в
эксплуатацию
,
эксплуатацию
,
вывод
из
эксплуатации
117
(
Приложение
А
.3.3).
В
этой
части
система
экологического
менеджмента
неразрывно
связана
с
требованиями
процедур
оценки
воздействия
на
ок
-
ружающую
среду
и
экологической
экспертизой
.
В
разработку
программы
привлекаются
специалисты
и
подразделе
-
ния
организации
,
в
ведении
которых
находятся
необходимые
инструмен
-
ты
и
средства
.
Кроме
прямых
мероприятий
,
ориентированных
на
резуль
-
тат
,
в
программе
указываются
и
косвенные
действия
,
которые
могут
ус
-
корить
процесс
их
достижения
.
К
ним
относятся
мероприятия
по
обуче
-
нию
сотрудников
организации
,
действия
по
мониторингу
и
измерениям
.
Программа
экологического
менеджмента
утверждается
высшим
руково
-
дством
организации
,
согласуется
со
структурами
,
несущими
ответствен
-
ность
за
ее
выполнение
,
финансовыми
,
снабженческими
и
кадровыми
подразделениями
.
Внедрение
и
функционирование
.
Руководство
организации
долж
-
но
обеспечить
наличие
материальных
,
финансовых
,
людских
ресурсов
,
необходимых
в
системе
экологического
менеджмента
(
п
. 4.4.1).
На
спе
-
циального
представителя
или
представителей
возлагаются
обязанности
обеспечения
разработки
,
внедрения
,
поддержания
и
функционирования
СЭМ
и
предоставление
высшему
руководству
отчетов
о
ее
функциони
-
рования
для
анализа
,
включая
рекомендации
по
улучшению
.
Организа
-
ция
также
должна
обеспечивать
,
чтобы
ее
сотрудники
,
выполняющие
ра
-
боты
которые
потенциально
могут
стать
причиной
значимого
экологиче
-
ского
воздействия
,
обладали
компетентностью
на
основе
соответст
-
вующего
образования
,
подготовки
или
опыта
работы
,
о
чем
должны
быть
сделаны
соответствующие
записи
.
Работники
организации
при
выполне
-
нии
своей
деятельности
должны
знать
и
понимать
:
•
важность
экологической
политики
и
требований
СЭМ
;
•
связанные
с
их
работой
значимые
экологические
аспекты
,
их
реаль
-
ные
или
потенциальные
воздействия
на
окружающую
среду
;
•
пользу
для
окружающей
среды
в
выполнении
и
повышении
индиви
-
дуальных
показателей
работы
;
•
свои
обязанности
и
ответственность
в
достижении
требований
СЭМ
;
•
потенциальные
последствия
отступления
и
нарушений
установлен
-
ных
процедур
.
Применительно
к
собственным
экологическим
аспектам
и
системе
экологического
менеджмента
организация
разрабатывает
и
внедряет
внутренние
информационные
связи
между
подразделениями
и
каналы
получения
внешних
сообщений
от
заинтересованных
сторон
,
их
доку
-
ментирования
и
ответов
(
п
. 4.4.3).
Организация
сама
определяет
и
доку
-
ментально
оформляет
решение
,
будет
ли
она
сообщать
внешним
сторо
-
118
нам
о
своих
значимых
экологических
аспектах
.
Информация
об
экологи
-
ческих
аспектах
может
быть
размещена
на
внешнем
сайте
организации
.
Документация
СЭМ
должна
включать
(
п
. 4.4.4):
•
экологическую
политику
,
цели
и
задачи
;
•
описание
области
применения
СЭМ
;
•
описание
основных
элементов
СЭМ
и
их
взаимодействия
,
а
также
ссылки
на
соответствующие
элементы
;
•
документы
,
в
том
числе
и
записи
,
требуемые
стандартом
СЭМ
;
•
документы
,
в
том
числе
и
записи
,
определенные
организацией
как
необходимые
для
обеспечения
результативного
планирования
,
функцио
-
нирования
и
контроля
за
процессами
,
связанными
с
ее
значимыми
эколо
-
гическими
аспектами
.
Состав
документации
устанавливается
руководством
организации
,
в
ее
перечень
,
как
правило
,
входят
:
•
планы
,
программы
экологической
деятельности
;
•
приказ
о
назначении
ответственных
лиц
по
подразделениям
органи
-
зации
за
разработку
системы
экологического
менеджмента
;
•
отчёт
о
результатах
предварительного
экологического
анализа
;
•
структурная
схема
системы
экологического
менеджмента
;
•
матрица
распределения
ответственности
по
элементам
системы
эко
-
логического
менеджмента
;
•
руководство
по
системе
экологического
менеджмента
;
•
отчёт
об
экологической
деятельности
;
•
инструкции
,
стандарты
предприятия
.
Пример
фрагмента
матрицы
распределения
ответственности
по
эле
-
ментам
системы
экологического
менеджмента
организации
приведен
на
рис
15.
Главные
требования
к
системе
управления
документацией
заключа
-
ются
в
поддержании
в
рабочем
состоянии
процедур
и
операций
,
преду
-
сматривающих
(
п
. 4.4.5
и
п
. 4.4.6):
•
проверку
документов
на
их
адекватность
,
переутверждение
доку
-
ментов
по
мере
необходимости
,
обеспечение
изменений
в
документации
;
•
доступность
документации
в
местах
применения
,
сохранение
доку
-
ментов
четкими
,
предупреждение
непреднамеренного
использования
ус
-
таревших
документов
и
ряда
других
требований
.
Рекомендации
по
управлению
документацией
в
системе
экологиче
-
ского
менеджмента
соответствуют
рекомендациям
системы
менеджмен
-
та
качеством
,
в
силу
чего
обе
эти
системы
легко
интегрируются
.
119
Элементы
СЭМ
Ответственные
исполнители
Г
ен
ер
ал
ьн
ый
ди
ре
кт
ор
Г
ла
вн
ый
ин
ж
ен
ер
(
пр
ед
ст
ав
ит
ель
рук
о
-
вод
ст
ва
С
ЭМ
)
С
пе
ци
ал
ист
по
охр
ане
ок
ружа
ю
щ
ей
ср
еды
Г
ла
вн
ый
эне
рг
ет
ик
Н
ачал
ьник
ю
ри
дич
ес
кого
от
де
ла
Н
ачал
ьник
про
из
вод
ст
вен
ной
ла
бор
ат
ор
ии
Экологическая
политика
О
У
У
У
У
У
Экологические
аспекты
И
О
У
У
И
У
Целевые
,
плановые
экологические
по
-
казатели
О
У
У
У
И
У
Ресурсы
,
обязанно
-
сти
,
полномочия
О
У
У
У
У
У
Компетентность
и
обучение
И
О
У
У
И
У
Обмен
информацией
И
О
У
У
У
У
Документация
И
У
О
У
У
У
Управление
доку
-
ментацией
И
И
О
У
У
У
Готовность
к
ава
-
рийным
ситуациям
О
У
У
У
У
У
Мониторинг
и
измерение
И
О
У
И
И
О
Оценка
соответствия
И
О
О
У
И
И
Несоответствие
,
корректирующие
действия
И
О
О
У
И
И
Управление
записями
И
И
О
У
У
У
Внутренний
аудит
И
О
О
И
И
И
Анализ
со
стороны
руководства
О
О
О
У
У
У
Примечание
.
О
–
ответственность
;
У
–
участие
;
И
–
информирование
.
Рис
. 15.
Фрагмент
матрицы
распределения
ответственности
по
элементам
СЭМ
120
Система
управления
документацией
и
операциями
не
создаёт
пре
-
пятствий
к
нахождению
документов
,
позволяет
проводить
их
анализ
,
пе
-
ресмотр
и
обновление
в
установленные
сроки
уполномоченными
долж
-
ностными
лицами
.
Организацией
устанавливаются
и
поддерживаются
в
рабочем
со
-
стоянии
документированные
процедуры
идентификации
возможности
возникновения
катастроф
,
нештатных
и
аварийных
ситуаций
и
реаги
-
рования
на
них
,
а
также
предотвращения
и
смягчения
воздействий
на
ок
-
ружающую
среду
,
которые
могут
быть
связаны
с
этими
ситуациями
(
п
. 4.4.7).
Должны
анализироваться
и
пересматриваться
процедуры
,
касаю
-
щиеся
подготовленности
к
аварийным
ситуациям
и
реагирования
на
них
,
особенно
после
возникновения
катастрофы
или
аварийной
ситуации
.
На
стадии
планирования
,
при
идентификации
экологических
аспектов
и
их
анализе
,
необходимо
учитывать
правдоподобно
предвидимые
аварийные
ситуации
.
В
случае
аварийной
ситуации
должны
быть
предусмотрены
процедуры
,
предусматривающие
необходимую
связь
с
государственны
-
ми
органами
власти
.
В
обязанности
каждой
организации
входит
разра
-
ботка
процедур
подготовленности
к
аварийным
ситуациям
и
реагирова
-
ния
на
них
на
месте
.
При
их
разработке
организация
должна
(
Приложе
-
ние
А
.4.7):
•
учитывать
природу
присутствующих
на
площадке
опасностей
,
таких
как
огне
-,
взрывоопасные
вещества
,
а
также
меры
,
которые
следует
при
-
нимать
в
случае
разливов
или
непреднамеренных
выбросов
;
•
рассмотреть
наиболее
вероятный
тип
и
масштаб
катастрофы
или
аварийной
ситуации
;
•
разработать
планы
по
внутренним
и
внешним
связям
;
•
разработать
действия
,
необходимые
для
минимизации
экологическо
-
го
ущерба
;
•
разработать
реагирующие
действия
,
предпринимаемые
при
различ
-
ных
видах
катастроф
и
аварийных
ситуаций
;
•
определить
потребность
в
наличии
процессов
оценки
после
аварий
для
разработки
и
внедрения
корректирующих
и
предупреждающих
дей
-
ствий
;
•
проводить
периодическое
опробование
процедур
аварийного
реаги
-
рования
;
•
осуществлять
подготовку
персонала
аварийного
реагирования
;