Файл: Марцинкевич Г.И. Ландшафтоведение.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.09.2020

Просмотров: 2250

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

2.1. Определение и трактовка термина «ландшафт»

Для ландшафтов характерно сложное геолого-литологическое строение. Под торфами мощностью от 0,5 до 7 – 12 м залегают озерно-аллювиальные или озерные пески, реже супесчано-суглинистые образования, часто выступающие на поверхность. Абсолютные отметки поверхности составляют 140 – 160 м, колебания относительных высот – 1,5 – 2,5 м. Рельеф плоский, иногда слабовыпуклый или вогнутый. Типичны многочисленные минеральные «острова» - останцы речных и озерных террас с дюнами, водно-ледниковых равнин, иногда с камами, озерно-ледниковых низин. На таких участках рельеф приобретает грядово-бугристый характер с перепадами высот до 5 – 6, реже 10 м.

Районирование природных ландшафтов выступает в качестве вида комплексного районирования и нередко отождествляется с физико-географическим (Мильков, 1956, 1986; Охрана ландшафтов, 1982). Действительно, они имеют немало общих черт. И ландшафтное, и физико-географическое районирование ставят своей целью выявить пространственную неоднородность территории, используют одинаковые таксономические единицы, опираются на одни и те же принципы – объективности, относительной однородности, территориальной общности, генетический. Однако между ними имеются и существенные различия: ландшафтное районирование отражает региональную неоднородность ландшафтной сферы и слагающих ее ландшафтов, а физико-географическое – географической оболочки. Ландшафтное районирование может быть произведено только на основе ландшафтной карты, физико-географическое – с помощью тематических карт природы. Выделам ландшафтного районирования свойственны максимальная информативность, объективность и точность.

Рис. 1. Простейшие модели экосистемы и геосистемы: 1 — экосистема, 2 — геосистема; А1, А2, А3 — абиотические компоненты, Б — биота. Линии обозначают межкомпонентные связи.


гическую продуктивность экосистем, и в экологии ландшафта – научном направлении, стоящем на стыке экологии и ландшафтоведения и изучающем природные процессы в ландшафте.

Теоретические принципы и методы исследования нашли широкое практическое использование. Сформировалась новая научно-прикладная дисциплина – прикладное ландшафтоведение, методологической основой которой является ландшафтный подход. Прикладные ландшафтные исследования проводятся для целей сельского хозяйства, мелиорации, градостроительства, рациональной организации территории, охраны окружающей среды и др. Их главные задачи – выявление потенциала ландшафтов, степени их устойчивости к различным видам антропогенных нагрузок и благоприятности для различных видов хозяйственного использования, прогнозирование их состояния в зависимости от планируемого воздействия.

Социальная значимость ландшафтоведения особенно возрастает в современную эпоху. Ландшафты в совокупности составляют жизненную среду человечества, они обладают экологическим и ресурсным потенциалом. Это значит, что именно они обеспечивают все биологические потребности людей и содержат необходимые энергетические и сырьевые ресурсы для развития производства. Реальная угроза истощения и сокращения воспроизводства естественных ресурсов и вместе с тем ухудшение экологических качеств среды из-за ее загрязнения промышленными отходами, со всей остротой поставили проблему рационального использования и охраны окружающей среды, ее оптимизации.


I. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ЛАНДШАФТОВЕДЕНИЯ


    1. Научные и социально-экономические предпосылки

возникновения учения о ландшафте

Ни одно научное направление не возникает спонтанно, на пустом месте, его появление подготавливается ходом развития науки. Ввиду того, что ландшафтоведение относится к циклу физико-географических дисциплин, научные предпосылки его формирования зародились в процессе развития физической географии. К XIX в. эта наука достигла крупных успехов в описании территорий и изучении природных компонентов – рельефа, растительности, животного мира, поверхностных вод, что привело к распаду единой географии и формированию на основе накопленных ею знаний новых научных направлений. Уже в первой половине XIX в. в качестве самостоятельных наук заявили о себе геология, климатология, океанография, фито – и зоогеография, во второй половине этого же столетия сформировались почвоведение и геоморфология. Узкая специализация ученых в естествознании с одной стороны способствовала достижению значительных успехов в развитии конкретной отрасли знаний, а с другой – препятствовала широким теоретическим обобщениям и переходу от анализа разрозненных географических явлений к их территориальному синтезу. Несмотря на это отдельными исследователями выдвигались и обосновывались такие идеи, которые в конечном счете создали научную базу для формирования новой синтетической географической науки – ландшафтоведения. Научными предпосылками зарождения этой дисциплины стали: утверждение идеи о всеобщей взаимосвязи компонентов, о территориальной неоднородности природной среды и существовании природных комплексов, а также открытие в конце столетия основных географических законов.

Среди ученых, работы которых подготовили появление ландшафтоведения, в первую очередь следует назвать выдающегося немецкого географа Александра Гумбольдта (1769 – 1859), который на многочисленных примерах доказывал наличие взаимосвязей в природе, подчеркивая , в частности, зависимость органических объектов от неживой, косной материи. В 1840 г. профессор Э.А. Эверсман (Россия) опубликовал монографию «Естественная история Оренбургского края», в которой раскрывались взаимосвязи между различными элементами природы. Кроме того, в пределах исследованной территории автор выделил три полосы, соответствующие горно-лесной, степной и полупустынной зонам, приблизившись, таким образом, к понятию природного комплекса. Исследования П.П. Семенова-Тянь-Шанского (1856 – 1857) положили начало изучению высотных поясов в горных странах. Наряду с этими и другими исследованиями расширялись и разработки по районированию суши, т.е. ее разделению на более дробные участки, что соответствовало практическим запросам общества. В России еще в XVIII в. было принято разделять территорию государства на три полосы – северную, среднюю, южную. В 1834 г. в «Земледельческой газете» была опубликована статья Е.Ф. Канкрина «О климатических различиях России в связи с местными обстоятельствами», в которой в пределах европейской части страны было выделено 8 полос (ледовитая, тундровая, лесов и скотоводства, начало хлебопашества и ячменя, постоянного хлебопашества или ржи и льна, пшеницы и фруктов, кукурузы и винограда, масленичных деревьев, шелка и сахарного тростника). Как видно, это было сельскохозяйственное районирование, но оно достаточно подробно отражало природную неоднородность территории. Во второй половине XIX в. появилось несколько новых отраслевых схем природного районирования европейской России. Это ботанико-географическое районирование Р.Э. Траутфеттера (1851), зоогеографическое М.Н. Богданова (1871), геоморфологическое С.Н. Никитина (1886), климатическое районирование Кавказа А.И. Воейкова (1871). Благодаря работам по природному районированию в естествознании утверждалось представление о неоднородном строении суши.


Важной научной предпосылкой появления ландшафтоведения стало формирование экологического направления в естествознании, заложенное трудами К. Линнея, Ж.Б. Ламарка, Ю. Либиха, а в России – К.Ф. Рулье и Н.А. Северцова. В 1841 г. профессор Московского университета К.Ф. Рулье (1814 – 1858) опубликовал статью «Сомнения в зоологии как науке», в которой привел неопровержимые доказательства о влиянии внешних условий среды на развитие животных организмов. В последующем посвятил рассмотрению этой проблемы более 100 работ и обосновал метод экологического изучения животных В 1855 г. вышла из печати монография ученика и последователя К.Ф. Рулье Н.А. Северцова (1827 – 1885) «Периодические явления в жизни зверей, птиц и гад Воронежской губернии», в которой рассматривалась зависимость этих явлений от изменений окружающей среды, особенно климата.

Огромную роль в развитии географических и экологических идей сыграла эволюционная теория Ч. Дарвина (1809 – 1892), изложенная в известном труде «Происхождение видов путем естественного отбора или Сохранение благоприятных пород в борьбе за жизнь» (1859). Кроме широко известных эволюционных идей, в работе представлен большой материал по экологическим закономерностям жизни растительных и животных сообществ. Эта книга стала основополагающей для Э. Геккеля (1832 – 1919) в его работе над монографией «Всеобщая морфология организмов. Общие основы науки об органических формах, механически основанной на теории эволюции, реформированной Ч. Дарвиным» (1866), в которой были заложены основы новой биологической науки – экологии. Сам Э. Геккель определил ее как науку об образе жизни, о внешних жизненных отношениях организмов друг с другом.

Таким образом, к середине XIX в. сложились благоприятные социальные и научные предпосылки для формирования идей о природном комплексе, как особом природном образовании. Было обнаружено и описано множество фактов, подтверждающих наличие взаимосвязей между отдельными природными компонентами, особенно в мире живой природы. После работ Э.А. Эверсмана, Н.А. Северцова, Р.Э. Траутфеттера стала привычной мысль о возможности разделения территории на более дробные участки, которые рассматривались как местные особенности природы, зависящие от частных факторов. Эти научные достижения и явились той самой почвой, на которой во второй половине XIX столетия сформировалось представление о природном комплексе.

1.2. Формирование представлений о ландшафте и его строении

Неоценимый вклад в становление ландшафтоведения внес профессор Петербургского университета В.В. Докучаев (1846 – 1903), которого Л.С. Берг считал его родоначальником. Создатель научного почвоведения, многие годы посвятивший полевым исследованиям, он воочию убедился в неразрывной, закономерной взаимосвязи почвообразующих компонентов. Он писал: «Изучались главным образом отдельные тела – минералы, горные породы, растения и животные, и явления, отдельные стихии – огонь (вулканизм), вода, земля, воздух, в чем наука и достигла удивительных результатов, но не их соотношения, не та генетическая, вековечная, закономерная связь, какая существует между силами, телами и явлениями, между растительными, животными и минеральными царствами с одной стороны, человеком, его бытом и даже духовным миром – с другой». (К учению о зонах природы. Соч. т. VI. – М., 1951. – С. 97, 146).


В 1883 г. была опубликована известная работа В.В. Докучаева «Русский чернозем», в которой изложено учение о почве, как особом природном образовании. Почва, считал Докучаев, это сложный природный комплекс, возникший в результате взаимодействия местного климата, растительных и животных организмов, состава и строения материнских горных пород, рельефа местности и имеющий определенные границы в пространстве. Считая почву «продуктом» и в то же время «зеркалом» взаимодействия всех физико-географических факторов, ученый сделал вывод, что именно почва является ключом к пониманию природного комплекса. Таким образом, Докучаевым впервые в мировой науке были заложены основы учения о географическом комплексе, который рассматривался как результат взаимодействия компонентов. Позднее он подчеркнул, что природные компоненты до такой степени тесно связаны между собой, что человек никогда не сможет управлять ими, если не будет иметь в виду «единую, цельную и нераздельную природу, а не отрывочные ее части» (Соч., т. VI, 1951. – С. 97).

Идея географического комплекса руководила всей научной и практической деятельностью Докучаева. Он перенес исследования почв из лаборатории непосредственно в природу, и они приобрели комплексный характер. Результаты его многолетних полевых исследований сконцентрированы в труде «Наши степи прежде и теперь» (1892), в котором дан анализ степных комплексов, выяснены причины иссушения степей и ухудшения плодородия черноземных почв, предложены меры по предотвращению их дальнейшей деградации. Указанной работой Докучаев заложил основы прикладного ландшафтоведения.

В конце XIX в. география переживала глубокий кризис. Сформировавшиеся в ее недрах дочерние науки привели к распаду единой географии и поставили на грань существования эту древнюю науку. Многие естествоиспытатели пытались найти новый предмет изучения географии, не остался в стороне от этого процесса и В.В. Докучаев. В 1898 году он писал, что наука XIX века, достигнув огромных успехов в изучении отдельных явлений, упустила из виду взаимосвязь, существующую между мертвой и живой природой. Отсюда Докучаев пришел к мысли о необходимости создания новой науки, которая изучала бы законы, управляющие взаимоотношениями в живой и мертвой природе, изменениями, протекающими в природе от воздействия человека. Это должна быть особая наука, особый раздел естествознания, не «расплывающаяся во все стороны география».

Докучаев не успел изложить свои мысли о новой науке, но ее прообразом может служить разработанное им в конце жизни учение о зонах природы. Впервые существование природных зон трактовалось как глобальный географический закон, а сами зоны рассматривались как генетические естественно-исторические комплексы, характеризующиеся закономерным сочетанием всех природных компонентов. До Докучаева уже неоднократно выделялись климатические, ботанико-географические, зоогеографические зоны, но их изучение ограничивалось установлением общих связей между отдельными природными компонентами. Зональность природных компонентов и наличие географической зональности на земном шаре, установленное Докучаевым, свидетельствуют, что был открыт первый географический закон – закон широтной зональности.


В экспедиционных исследованиях Докучаева принимали участие многие естествоиспытатели, разделявшие и развивавшие его идеи. Большую группу учеников и последователей, ставших впоследствие крупными учеными с мировым именем (А.Н. Краснов, Г.Ф. Морозов, Г.Н. Высоцкий, Г.И. Танфильев, Н.Н. Сибирцев, В.И. Вернадский, К.Д. Глинка) принято называть докучаевской школой, сыгравшей видную роль в дальнейшем развитии географии и ландшафтоведения. Представители школы были убежденными сторонниками идеи зональности и существования в природе территориальных выделов, различающихся набором и свойствами компонентов. В 1895 г. А.Н. Краснов (1862 – 1914) назвал такие участки, близкие по площади и содержанию докучаевским зонам, географическими комплексами. Г.Н. Высоцкий (1865 – 1940) для обозначения более мелких территориальных образований (ранга ландшафт) употреблял термин «местность», подчеркивая, что они различаются характером местопроизрастаний. Типы местопроизрастаний Высоцкий рассматривал в качестве структурных составляющих типов местности и даже осуществлял их картографирование. Карты типов местопроизрастаний явились прообразом будущих ландшафтных карт, а идея о неоднородности типа местности предвосхитила представление о морфологии ландшафта. Кроме того, Высоцкий впервые попытался увязать природные комплексы различной размерности в единую систему, начальной единицей которой выступала местность. Несколько местностей образовывали естественную область, а группа последних – страну.

Основоположник научного лесоведения Г.Ф. Морозов (1867 – 1920) разработал и ввел в науку понятие о типах лесных насаждений, понимая под ним сочетание древесных пород и почв, на которых они произрастают. Будучи одним из руководителей научно-исторических исследований Воронежской губернии, Морозов в 1913 г. писал, что они дадут возможность выделить на этой территории целый ряд географических индивидуумов или ландшафтов, представляющих собой «как бы фокусы или узлы, в которых скрещиваются взаимные влияния общего и местного, климата с одной стороны, рельефа, геологических условий с другой, растительности и животного мира с третьей и т. д.». (Исследования лесов Воронежской губернии. Лесной журнал. 1913. – № 3 – 4. – С. 461.). Морозов неоднократно подчеркивал важность генетического подхода в изучении и систематике ландшафтов и в географии в целом, что позднее полностью подтвердилось.

Введением в географическую науку термина «ландшафт» мы обязаны Л.С. Бергу (1876 – 1950), который в 1913 г. подчеркнул, что ландшафты представляют собой предмет исследования географии и слагают природные зоны, в силу чего последние могут быть названы ландшафтными зонами. Он писал, что зону можно определить как «область преобладающего развития одних и тех же ландшафтов». (Опыт разделения Сибири и Туркестана на ландшафтные и морфологические области // Сб. в честь 70-летия А.Н. Анучина. М., 1913. С. 118). В 1915 г. в работе «Предмет и задачи географии» (Изв. Русского географ. об-ва. 1915. Т. 51, Вып. 6. С. 471) Л.С. Берг дал первое развернутое определение ландшафта: «Природный ландшафт есть область, в которой характер рельефа, климата, растительности и почвенного покрова сливается в единое гармоническое целое, типически повторяющееся на протяжении известной зоны земли. Есть еще более крупные единицы деления, чем ландшафты. Это – зоны ландшафтов». Таким образом, Берг соединил и увязал учение о ландшафтах с зональной концепцией Докучаева.