Файл: Марцинкевич Г.И. Ландшафтоведение.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.09.2020

Просмотров: 2245

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

2.1. Определение и трактовка термина «ландшафт»

Для ландшафтов характерно сложное геолого-литологическое строение. Под торфами мощностью от 0,5 до 7 – 12 м залегают озерно-аллювиальные или озерные пески, реже супесчано-суглинистые образования, часто выступающие на поверхность. Абсолютные отметки поверхности составляют 140 – 160 м, колебания относительных высот – 1,5 – 2,5 м. Рельеф плоский, иногда слабовыпуклый или вогнутый. Типичны многочисленные минеральные «острова» - останцы речных и озерных террас с дюнами, водно-ледниковых равнин, иногда с камами, озерно-ледниковых низин. На таких участках рельеф приобретает грядово-бугристый характер с перепадами высот до 5 – 6, реже 10 м.

Районирование природных ландшафтов выступает в качестве вида комплексного районирования и нередко отождествляется с физико-географическим (Мильков, 1956, 1986; Охрана ландшафтов, 1982). Действительно, они имеют немало общих черт. И ландшафтное, и физико-географическое районирование ставят своей целью выявить пространственную неоднородность территории, используют одинаковые таксономические единицы, опираются на одни и те же принципы – объективности, относительной однородности, территориальной общности, генетический. Однако между ними имеются и существенные различия: ландшафтное районирование отражает региональную неоднородность ландшафтной сферы и слагающих ее ландшафтов, а физико-географическое – географической оболочки. Ландшафтное районирование может быть произведено только на основе ландшафтной карты, физико-географическое – с помощью тематических карт природы. Выделам ландшафтного районирования свойственны максимальная информативность, объективность и точность.

Ландшафты характеризуются простым горизонтальным строением: внутри них выделено два подрода (с поверхностным залеганием торфа и поверхностным залеганием торфа и песков), занимающих почти равные площади (47 и 53 %), и пять видов. Среди последних доминантами выступают плоские (43,5 %) и плосковолнистые (38 %), субдоминантнымиплосковогнутые (19 %). Редких видов нет.

Ландшафты речных долин разной степени дренированности с сосновыми лесами на дерново-подзолистых почвах, лугами на дерновых заболоченных почвах, болотами распространены по всей территории республики и занимают 4,5 % ее площади. Приурочены к долинам рек, имеющих сравнительно неширокую (<1 км) пойму, сопровождаемую узкими прерывистыми площадками надпойменных террас.

В пределах Белорусского Поозерья со слабо разработанными молодыми речными долинами описываемые ландшафты характерны даже для наиболее крупных рек Западной Двины, Дисны, 94или и др. В центральной Беларуси такие ландшафты выделены в пределах подавляющего большинства речных долин, за исключением Немана, Днепра, Березины. В Полесской провинции к указанным ландшафтам отнесены долины рек третьего четвертого порядков (Чечеры, Случи, Лани, Орессы и т. д.).

Абсолютные отметки поверхности находятся в широких пределахот 130 до 170 м. Наиболее низкий уровень занимают поймы, обычно с плоским рельефом, старичными понижениями, одиночными редкими гривами. С помощью отчетливо выраженного уступа высотой 2 5 м пойма сочленяется с площадкой первой надпойменной террасы, сложенной песчаным аллювием. Ширина последней изменяется, как правило, от нескольких сотен метров до 1 – 1,5 км. На ее поверхности обычны дюны и дюнные гряды. В центральной Беларуси типичным элементом рельефа рассматриваемых долин являются узкие придолинные зандры, сложенные сортированными завалуненными песками. К площадкам террас и придолинным зандрам приурочены дерново-подзолистые супесчано-песчаные почвы с сосновыми и березовыми лесам (23,5 %), участками пашни. Удельный вес сельскохозяйственных угодий невелик (около 40 %). К поймам тяготеют дерновые заболоченные почвы со злаковыми гидромезофитными лугами (9,5 %), а также торфяно-болотные почвы с низинными болотами (12,3 %). Горизонтальное строение ландшафтов очень простое: один подрод (с поверхностным залеганием аллювиальных песков) и два вида. Среди последних доминантами выступают долины с плоской поймой и локальными террасами (76,5%), субдоминантами глубоковрезанные долины.

Рассматривая горизонтальное строение низменных ландшафтов в целом, следует отметить, что доминирующими родами здесь выступают озерно-аллювиальные и нерасчлененные комплексы с преобладанием болот, а среди подродов ПТК с поверхностным залеганием аллювиальных песков (42 % площади группы). Последние встречаются в пределах аллювиальных террасированных (18%), пойменных (11,5%) ландшафтов и нерасчлененных комплексов речных долин (12%). Доминирующие почвы низменных ландщафтов песчаные и торфяно-болотные, что обусловило высокую степень лесистости (40%) и заболоченности (> 11 %) этой территории. В структуре лесов выделяются широколиственно-сосновые и сосновые (>60%), около 10 % составляют черноольховые насаждения. Удельный вес сельскохозяйственных угодий достигает 38,5%, болот около 11,5 %, лугов более 9 %.


В пределах низменных ландшафтов выделено всего 28 видов, половина из которых выступает в качестве доминантов. Это плосковолнистые и волнистые ПТК, доля которых составляет в сумме 56,7 % площади описываемой группы. К субдоминантным отнесены волнистые (15%) ландшафты и долины с плоской поймой и локальными террасами (10 %). Разнообразна группа редких видов, куда входят плоскобугристые (4,1%), плоскогривистые (4,5 %), плосковогнутые (4,5 %) и др.

Сравнивая меду собой соотношение площадей доминантных, субдоминантных и редких ландшафтов по всем трем группам родов, можно сделать следующие выводы:

максимальные площади доминантных ПТК (родов, подродов, видов) представлены в возвышенных ландшафтах, минимальные – в низменных (роды, подроды) и средневысотных (виды);

субдоминантные роды и подроды ландшафтов имеют максимальное распространение в низменных (виды – в средневысотных); минимальное – в возвышенных ПТК;

редкие роды и подроды ландшафтов наиболее широко представлены в возвышенных, виды – в низменных, минимально – в средневысотных ПТК.

Соотношение доминантных, субдоминантных и редких видов ландшафтов в первую очередь зависит от истории формирования и возраста ПТК. В этом отражается общая тенденция процесса развития, направленного на усложнение внутренней структуры ландшафтов. Вследствие этого в ландшафтах с наиболее молодой геомой (зона поозерского оледенения) представлены преимущественно доминантные и субдоминантные виды. При этом видами-доминантами выступают как бы «первичные» ландшафты, еще на преобразованные экзогенными процессами и деятельностью человека. Это среднехолмисто-грядовые и мелкохолмисто-грядовые в холмисто-моренно-озерных, крупнохолмисто-грядовые в камово-моренно-озерных, холмисто-волнистые в моренно-озерных, плоские в пойменных, волнистые в водно-ледниковых с озерными ландшафтами. В целом в этой группе ландшафтов удельный вес доминантных видов изменяется от 46,5 % до 81,3 %, а субдоминантных – от 19 до 46 %.

В отдельных из рассматриваемых ландшафтов присутствуют редкие виды. Это как правило реликтовые ПТК, представляющие собой небольшие по площади остатки тех ранее доминирующих ландшафтов, которые впоследствии были преобразованы различными процессами в другие виды. К реликтовым видам можно отнести крупнохолмисто-грядовые (холмисто-моренно-озерные) и плоские (озерно-ледниковые) ландшафты. Еще один редкий вид – среднехолмисто-котловинный – можно рассматривать как прогрессивный элемент холмисто-моренно-озерных ландшафтов, показывающий тенденцию трансформации первичных видов при спуске озер и заболачивании озерных котловин.

Самая сложная структура видов присуща ландшафтам с наиболее древней геомой. В них наряду с доминантными и субдоминантными как правило присутствуют редкие виды, удельный вес которых колеблется в очень широких пределах – от 3 до 27 %. На долю доминантных видов приходится от 44 до 100 %, субдоминантных – от 12,5 до 46 % площади ландшафтов в ранге родов. При этом к доминантным видам относятся ПТК, активно преобразованные экзогенными процессами. Это мелкохолмисто-увалистые в холмисто-моренно-эрозионных, волнистые в моренно-зандровых, вторичных водно-ледниковых и вторичноморенных, плосковолнистые в аллювиальных террасированных ландшафтах. Исключением из этого являются 3 вида первичного формирования – мелкохолмисто-грядовые (холмисто-моренно-эрозионные), мелкохолмистые и среднехолмистые (камово-моренно-эрозионные) ландшафты.




3.3. Оценка ландшафтного разнообразия

Высокая степень изученности ландшафтов, а также наличие разномасштабных ландшафтных карт позволяют произвести оценку ландшафтного разнообразия Беларуси. Термин «ландшафтное разнообразие» появился в связи с озабоченностью биологов и экологов по поводу снижения биологического разнообразия и необходимостью его охраны. Принятая в 1992 г. в Рио-де-Жанейро Международная Конвенция о биологическом разнообразии вскоре привела общественное мнение к мысли, что сохранение биоразнообразия невозможно без охраны среды обитания животных и растений, каковыми выступают природные территориальные комплексы – ландшафты. Поэтому в 1993 г. Советом Европы принята «Панъевропейская стратегия сохранения биологического и ландшафтного разнообразия», а в 2000 г. открыта для подписания Европейская конвенция о ландшафтах. Все это свидетельствует о том, что проблема ландшафтного разнообразия является одним из актуальных направлений современных фундаментальных и прикладных исследований, позволяющим получить новые научные и практические результаты в области природопользования и охраны окружающей среды.

Однако указанная проблема принадлежит к слабо разработанным как в теоретическом, так и в практическом плане. Достаточно сказать, что даже само понятие «ландшафтное разнообразие» трактуется по-разному. Так, в упомянутом выше документе Совета Европы сказано, что ландшафтное разнообразие есть отражение связей между человеком (или обществом) и ландшафтом. Ввиду того, что приведенное определение не раскрывает всей глубины проблемы, нами выдвинута и обоснована собственная концепция ландшафтного разнообразия, опирающаяся на системный подход. Этот подход позволяет рассматривать любую территорию глобальной, региональной или локальной размерности как хорошо структурированную сложную динамическую систему с четко организованным соподчинением природных территориальных комплексов. На локальном уровне строение ландшафта представлено морфологическими, на региональном – классификационными единицами, каждая из которых (за исключением фации) состоит из набора ПТК более мелкого ранга. Таким образом, системный подход позволяет рассматривать ландшафтное разнообразие (ЛР) как вариабельность, многообразие комплексов в пределах более крупной системы. Следовательно, в структуре ЛР можно различать морфологический (вариабельность фаций и урочищ внутри ландшафта) и таксономический (вариабельность видов внутри рода ландшафтов) уровни, особенности ЛР которых будут существенно различаться (рис.19). Так, наиболее сложная структура ЛР характерна для классов и типов ландшафтов, наиболее простая – для урочищ.



Рис. 19. Оценка ландшафтного разнообразия Беларуси.

1 – ландшафты максимального разнообразия; 2 – ландшафты достаточного разнообразия; 3 – ландшафты минимального разнообразия.



Помимо этого, разнообразие природных ландшафтов может изучаться и оцениваться с учетом их внеранговых структурных особенностей, когда ПТК разделяются на доминантные, субдоминантные и редкие, выполняющие различные экологические функции (структурно-экологический подход). Следовательно, ландшафтное разнообразие необходимо рассматривать в качестве сложного интегрального показателя, отражающего характер системной организации ландшафта и особенности выполнения им природных функций.

Проведенная нами оценка разнообразия природных ландшафтов с учетом контурности видов ландшафтов внутри рода показала, что индекс ландшафтного разнообразия изменяется в достаточно широких пределах, что позволяет выделить ландшафты максимального, достаточного и минимального разнообразия. Ландшафты максимального разнообразия (холмисто-моренно-озерные, холмисто-моренно-эрозионные, вторичноморенные, вторичные водно-ледниковые) характеризуются большим количеством видов, представленных доминантными, субдоминантными и редкими ПТК, и занимают 43% территории Беларуси. Ландшафты минимального разнообразия (камово-моренно-озерные, камово-моренно-эрозионные, водно-ледниковые с озерами, нерасчлененные речные долины) содержат меньшее количество видов, среди которых отсутствуют редкие виды, и занимают 14,4 % территории. Остальные 8 родов ландшафтов (42,6% площади) представляют группу достаточного разнообразия. В целом территория Беларуси характеризуется сравнительно высоким уровнем ландшафтного разнообразия.