ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.09.2020
Просмотров: 903
Скачиваний: 11
27.Диалектика как философская теория развития, ее основные принципы и законы.
Происхождение
данного термина означает «искусство
вести беседу» и его первоначальное
употребление в философском смысле
связывают с именем Сократа, понимавшим
под диалектикой искусство обнаружения
истины путем столкновения противоположных
мнений как способ ведения философского
диалога.
Структуру
диалектики образуют принципы, законы
и категории. Основных два принципа: –
развития (фиксирует динамику всех вещей
и явлений реальности) и всеобщей связи
(характеризует отношения, существующие
в мире между вещами, явлениями, их
свойствами). Связи, которые носят общий,
существенный, необходимый и устойчивый
характер, называют законами. Традиционно
законы диалектики подразделяют на
основные (раскрывают сущность развития)
и неосновные (дополняющие картину
развития). К основным законам относят:
закон единства и борьбы противоположностей,
или закон противоречия (выясняет источник
процесса развития), закон перехода
количественных и качественных изменений
(раскрывает механизм процесса развития)
и закон отрицания отрицания (указывает
направление развития). Неосновные законы
диалектики выражают отношения между
причиной и следствием; необходимостью
и случайностью; возможностью и
действительностью;
28.Онтология как философское учение о бытии. Основные категориальные структуры бытия.
Понятие онтология (греч. ontos – сущее, logos – учение) впервые было использовано Р. Гоклениусом в 1613 г. Но в качестве термина, в философский язык его ввел Х. Вольф, определив онтологию как науку о бытии вообще. Данное понятие исследовали еще в античности поэтому «отцами» онтологии считают Гераклита, Парменида, Платона. Онтология осуществляет анализ сущностных оснований, всеобщих принципов и законов организации реальности как таковой во всех формах ее проявления – природной, духовной, социальной, человеческой. Специфика онтологического знания связана с обоснованием принципов и начал действительности, обеспечивающих выявление ее истинной природы.
Категория бытия указывает на то, что нечто есть, и может существовать в любой форме (материальной или идеальной). Данная категория фиксирует основу существования мира в целом и любой разновидности существующего. Бытие в различных философских системах представлялось по-разному: как число (Пифагор), логос (Гераклит), единое (Парменид и его школа), идея (Платон), форма (Аристотель), благо (Платон), Бог (Августин, Фома Аквинский и др.), материя (Ф. Энгельс) и т. д. В современном мире активно вводится категория виртуальное бытие как следствие развития информационных технологий, это иллюзорное бытие в интернет-сети.
Небытие – это то, что реально не существует, что пока еще не возникло или уже прекратило свое существование. Наиболее фундаментальная философская проблема – это проблема отношения бытия и небытия.
Выделяют два основных вида бытия – материальное и духовное (идеальное). К материальному бытию относят все то, что составляет объективную реальность (природные объекты, феномены человеческой и общественной жизни). Идеальное бытие представляют явления духовной жизни человека и общества – их чувства, настроения, мысли, идеи, теории. Эти два основных вида бытия могут быть представлены в четырех основных формах: бытие вещей (природы), бытие человека, бытие духовного (идеального) и бытие социального. Философской категорией, фиксирующей специфику материального бытия, традиционно выступает понятие материя, а идеального – понятие сознание.
29.Природа как объект философского и научного анализа, природа как среда обитания.
В
широком смысле понятие природа обозначает
весь мир в целом как бесконечное
многообразие его конкретных проявлений.
Понимание природы в различные
эпохи:
Античность:
В философии истоки понятия
природа связывают с древнегреческим
термином φύσις (фюсис), имеющим целый
спектр значений: органическое
произрастание; рост и выросшее в процессе
этого роста; процесс, рассматриваемый
в целом; и т. п.
Новое время: природа обозначается латинским термином natura (натура), который используется и в таких смыслах, как мир, миропорядок, Вселенная. С этого периода преобладающим смыслом понятия природа становится ее статус как объекта естествознания. Современное понятие природа содержит многочисленные смыслы и оттенки.
Научная картина природы строилась на принципах объективности, когда мир виделся как совокупность объектов; и представлялся как закрытый, линейный и конечный; преобладал дискурсивный, логический, линейный тип мышления. Наука второй половины XX в. разработала методы исследования сложных систем, отличающихся уровневой организацией относительно самостоятельных и вариабельных подсистем, наличием у них обратных связей, обеспечивающих целостность системы. Вселенная предстала как иерархически организованное сложное динамическое единство.
Рассматривая природу как среду обитания, ее подразделяют на естественную и искусственную. Данное разделение имело место уже в античности, например в философии Аристотеля, который отделял то, что осуществляется по естественным законам, независимо от человека, от того, что сделано им самим в подражание.
30.Биосфера, ее структура, закономерности функционирования и развития. Понятие «ноосфера».
Термин «биосфера» впервые был употреблен еще в 1804 г. французским ученым Ж. Б. Ламарком для обозначения совокупности живых организмов, населяющих земной шар. Сегодня это понятие имеет несколько толкований: 1) совокупность всех организмов; 2) область современной жизни; 3) особая оболочка Земли, включающая наряду с организмами и среду их обитания; 4) результат исторического взаимодействия живого и неживого. Современные представления о биосфере и закономерностях ее развития основываются на классических представлениях В. И. Вернадского и его последователей, а также позднейших исследователей.
Биосферу рассматривают в качестве одного из основных структурных компонентов строения нашей планеты и выделяют такие структурные уровни ее организации, как: молекулярный, клеточный, тканевой, организменный, популяционный и биогеоценотический.
Понятие ноосфера (греч. noоs – разум, sphaira – шар) впервые использовал французский математик Э. Леруа в 1927 г. Данный термин встречается и в концепции французского естествоиспытателя П. Тейяра де Шардена и обозначает часть природы, представляющую собой чисто духовное явление, т. е. «мыслящий пласт», разворачивающийся над миром растений и животных – вне биосферы и над ней. В. Вернадский тоже исследовал понятие ноосфера – это качественно новый этап эволюции биосферы, определяемый историческим развитием человечества, его трудом и разумом. В этом процессе ноосфера выступает гарантом разумной деятельности человека во Вселенной, что делает ее моделью абсолютной разумности и мировой гармонии.
31.Глобальные проблемы современности и экологические ценности современной цивилизации.
Глобальные проблемы это такие проблемы, которые затрагивают интересы не только отдельных людей, но интересы и судьбу всего человечества. Для их преодоления требуются согласованные усилия большинства населения планеты. Эти проблемы также являются объективным фактором мирового развития и не могут быть проигнорированы.
В
настоящее время все глобальные проблемы
делятся на три большие группы:
1.
Проблемы, которые характеризуются
наибольшей общностью и актуальностью.
Они связаны с отношениями между “основными
социальными общностями человечества”.
К этой группе относится важнейшая из
всех глобальных проблем – предотвращение
угрозы войны и обеспечение мира, а также
установление нового международного
экономического порядка.
2.
Проблемы, которые появились в результате
взаимодействия общества и природы.
Среди них: обеспеченность людей энергией,
топливом, пресной водой, сырьевыми
ресурсами и т.д. Сюда же относится
проблема охраны окружающей среды от
загрязнения, а также освоение Мирового
океана и космического пространства.
3.
Проблемы, которые связаны с системой
“человек – общество”. К этой группе
относится контроль за ростом
народонаселения, вопросы здравоохранения,
образования и другие.