ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.09.2020
Просмотров: 4921
Скачиваний: 27
281
Раздел
8
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ
ОБРАЗОВАНИЕ
И
ВОСПИТАНИЕ
8.1
Экологическое
образование
и
воспитание
на
современном
этапе
развития
общества
8.1.1
Экологическое
образование
и
воспитание
как
условие
оптимизации
взаимоотношений
общества
и
природы
В
настоящее
время
,
когда
особо
остро
стоят
экологические
проблемы
разного
уровня
,
вопросы
реализации
целей
и
задач
эко
-
логического
образования
и
воспитания
,
а
также
координация
рабо
-
ты
в
этом
направлении
носят
мировой
(
общепланетарный
)
харак
-
тер
.
В
современной
системе
образования
важной
является
пробле
-
ма
общего
экологического
образования
и
воспитания
населения
.
В
первую
очередь
,
работа
в
этом
направлении
осуществляются
на
уровне
программы
Организации
Объединенных
Наций
по
вопро
-
сам
образования
,
науки
и
культуры
(
ЮНЕСКО
)
совместно
с
ЮНЕП
(
программой
ООН
по
окружающей
среде
).
Большинство
государств
Земли
ведут
целенаправленную
работу
в
области
эколо
-
гии
и
охраны
природы
(
области
окружающей
среды
).
Одним
из
основных
аспектов
этой
работы
является
постановка
экологиче
-
ских
и
природоохранных
вопросов
в
основу
всех
учебных
про
-
грамм
на
всех
этапах
образования
и
воспитания
.
Образование
в
области
экологии
и
охраны
природы
получило
ши
-
рокое
развитие
на
планете
после
Первой
конференции
ООН
по
обра
-
зованию
и
проблемам
в
области
окружающей
среды
(
Тбилиси
, 1977)
и
Международного
конгресса
ЮНЕСКО
/
ЮНЕП
по
образованию
и
под
-
готовке
кадров
в
области
окружающей
среды
(
Москва
, 1987).
В
Беларуси
накоплен
значительный
опыт
работы
по
образова
-
нию
в
области
окружающей
среды
.
В
последние
годы
согласно
Рес
-
публиканской
программе
по
образованию
в
области
окружающей
среды
на
1991—1995
гг
.
впервые
на
государственном
уровне
обра
-
Ре
по
зи
то
ри
й
Ба
рГ
У
282
зование
об
окружающей
среде
рассматривалось
как
единый
непре
-
рывный
процесс
[6].
Основной
тенденцией
современного
экологического
образова
-
ния
и
воспитания
является
формирование
экологического
мировоз
-
зрения
и
экологической
культуры
населения
.
Это
выступает
фун
-
даментальной
предпосылкой
рационального
природопользования
,
что
поможет
решить
экологические
проблемы
и
предотвратить
экологическую
катастрофу
,
на
грань
которой
поставил
биосферу
человек
.
Только
личность
с
высоким
уровнем
культуры
сможет
гармонично
выстраивать
свои
отношения
с
окружающей
средой
,
вырабатывая
стратегию
не
только
своего
поведения
,
но
и
принимая
в
расчет
генезис
системы
«
человек
—
биосфера
»
в
будущем
.
Важной
составляющей
общечеловеческой
культуры
выступает
экологическая
культура
.
Экологическая
культура
—
система
знаний
,
умений
и
навы
-
ков
,
взглядов
и
убеждений
,
мотивов
и
ценностно
-
нравственных
ориентаций
,
обеспечивающая
экологически
безопасное
существо
-
вание
человека
в
окружающей
среде
и
основанная
на
предыдущем
опыте
личности
и
человечества
в
целом
,
проявляющаяся
в
непо
-
средственной
деятельности
личности
.
Составной
частью
этого
по
-
нятия
является
экологическое
сознание
.
Экологическое
сознание
—
совокупность
представлений
о
взаимосвязи
и
взаимозависимости
компонентов
в
природе
и
системе
«
человек
—
общество
—
природа
»,
позволяющая
гармонично
стро
-
ить
взаимоотношения
человека
и
природы
.
Взаимоотношения
человека
и
природы
,
которые
исследует
со
-
циальная
экология
,
следует
строить
на
понимании
процессов
,
обеспечивающих
функционирование
биологических
макросистем
разного
уровня
.
Вмешиваясь
в
эти
процессы
,
необдуманно
стре
-
мясь
подчинить
природу
в
угоду
своих
материальных
желаний
,
че
-
ловек
зачастую
не
может
предвидеть
последствия
своей
разруши
-
тельной
деятельности
.
Общеизвестно
,
что
основной
причиной
кризисов
взаимодейст
-
вия
общества
и
природы
,
которые
выливаются
в
экологические
проблемы
,
является
экологическая
некомпетентность
.
Ликвидиро
-
вать
ее
призвано
экологическое
образование
и
воспитание
.
Осно
-
вываться
эта
работа
должна
на
теоретических
разработках
соци
-
Ре
по
зи
то
ри
й
Ба
рГ
У
283
альной
экологии
по
вопросам
гармоничного
сосуществования
че
-
ловеческого
общества
и
природы
.
Эффективность
образования
в
области
изучения
и
охраны
ок
-
ружающей
среды
остается
недостаточно
высокой
и
не
удовлетво
-
ряет
современным
требованиям
общества
.
Развитие
обучения
и
воспитания
в
данном
направлении
сдерживается
такими
фактора
-
ми
,
как
укоренившиеся
тенденции
потребительского
отношения
к
природе
в
сознании
населения
(
антропоцентрический
тип
мышле
-
ния
)
и
разрушение
позитивных
народных
традиций
рационального
природопользования
,
экономическая
нестабильность
,
недостаточ
-
ный
уровень
экологической
грамотности
,
низкий
уровень
готовно
-
сти
современного
учителя
к
осуществлению
образования
в
области
окружающей
среды
,
недостаточная
подготовка
педагогов
в
данном
направлении
,
слабое
учебно
-
методическое
и
материально
-
техническое
обеспечение
образовательной
сферы
:
нагнетание
сред
-
ствами
массовой
информации
экофобии
,
что
способствует
не
осоз
-
нанию
экологических
проблем
,
а
«
бегству
»
от
них
[6].
Экологическое
образование
является
обязательным
условием
и
предпосылкой
устойчивого
развития
человеческого
общества
.
Все
-
общее
экологическое
образование
и
воспитание
позволяет
общест
-
ву
оптимизировать
взаимоотношения
с
окружающей
средой
,
сфор
-
мировать
экологическую
культуру
всех
категорий
людей
и
создает
необходимые
предпосылки
гармонизации
взаимоотношений
чело
-
века
и
природы
.
8.1.2
Цели
и
задачи
экологического
образования
и
воспитания
Цель
экологического
образования
заключается
в
формировании
сис
-
темы
научных
знаний
,
взглядов
и
убеждений
,
основанной
на
понима
-
нии
единства
и
целостности
всех
компонентов
природы
и
общества
.
Задачи
экологического
образования
:
усвоение
системы
знаний
о
разнообразии
и
многогранно
-
сти
природы
,
ее
целостности
,
взаимосвязи
и
взаимодействии
природы
и
общества
;
формирование
способности
к
анализу
экологических
ситуаций
и
явлений
в
окружающем
мире
,
взаимодействия
общества
и
природы
;
Ре
по
зи
то
ри
й
Ба
рГ
У
284
усвоение
правил
и
норм
природоохранного
поведения
и
при
-
родоохранной
деятельности
;
развитие
творческой
деятельности
в
экологической
сфере
и
сфере
природопользования
,
а
именно
умения
выбрать
из
несколь
-
ких
известных
способов
деятельности
наиболее
правильный
,
эко
-
логически
безвредный
,
перекомбинировать
известные
способы
деятельности
в
новые
,
экологически
безопасные
.
Целью
экологического
воспитания
является
формирование
от
-
ветственного
отношения
к
природе
и
своему
здоровью
.
Задачи
экологического
воспитания
:
формирование
представления
о
единстве
и
целостности
при
-
роды
,
системы
«
человек
—
общество
—
природа
»;
формирование
эмоционально
-
целостного
отношения
к
при
-
роде
,
основанного
на
воспитании
устойчивого
интереса
к
природ
-
ным
процессам
,
к
жизни
живых
организмов
;
воспитание
ценностных
ориентаций
экологического
характера
;
воспитание
потребности
в
выполнении
правил
природо
-
охранного
поведения
и
природоохранной
деятельности
,
а
также
готовности
выполнять
данные
правила
.
Цели
и
задачи
образования
и
воспитания
в
области
окружаю
-
щей
среды
основываются
на
принципах
,
которые
согласуются
с
общими
принципами
дидактики
и
теории
воспитания
и
отражают
специфику
образования
в
области
экологии
и
охраны
природы
[6]:
–
принцип
взаимосвязи
образования
в
области
окружающей
среды
с
реальной
жизнью
в
меняющемся
мире
,
позволяющий
каждому
приро
-
допользователю
на
своем
рабочем
месте
,
при
любом
виде
деятельности
применять
на
практике
полученные
теоретические
знания
и
практиче
-
ские
умения
и
навыки
с
учетом
состояния
окружающей
среды
;
–
принцип
непрерывности
предполагает
создание
условий
для
осуществления
образования
в
данной
области
непрерывно
на
всех
этапах
образования
и
воспитания
в
процессе
всей
жизни
человека
с
учетом
возрастных
и
социально
-
профессиональных
особенностей
;
–
принцип
междисциплинарного
подхода
заключается
в
эколо
-
гизации
учебно
-
воспитательного
процесса
,
во
внесении
соответст
-
вующих
изменений
в
содержание
всех
изучаемых
предметов
;
–
принцип
взаимодействия
аспектов
решения
глобальных
,
ре
-
гиональных
и
локальных
экологических
проблем
;
Ре
по
зи
то
ри
й
Ба
рГ
У
285
–
принцип
научности
предполагает
получение
достоверной
ин
-
формации
в
соответствующих
областях
научного
знания
.
Усвоение
сущности
причинных
связей
,
структуры
,
энергетики
и
функциони
-
рования
системы
«
человек
—
общество
—
природа
»
становится
базой
выработки
ответственных
решений
и
грамотных
действий
по
отношению
к
этой
системе
;
–
принцип
гуманизации
выражает
идею
формирования
человека
с
новым
типом
мышления
,
способного
к
экологически
целесооб
-
разной
и
ответственной
деятельности
на
основе
формирования
нравственных
и
нравственно
-
волевых
качеств
личности
;
–
принцип
системности
предполагает
разработку
целостной
системы
содержания
,
форм
и
методов
организации
процесса
обра
-
зования
и
воспитания
.
Этот
принцип
базируется
на
понимании
сис
-
темности
в
организации
природы
и
ее
составляющих
.
8.1.3
Этапы
экологического
образования
и
воспитания
Система
экологического
образования
и
воспитания
охватывает
все
ступени
данного
процесса
.
Она
представляет
собой
всесторонний
процесс
образования
и
воспитания
в
соответствующем
направлении
,
продолжающийся
в
течение
всей
жизни
человека
,
на
разных
ее
этапах
.
Экологическое
образование
и
воспитание
включает
пять
этапов
:
1.
Начальное
семейное
экологическое
воспитание
:
Фундамент
экологической
культуры
любого
человека
закладывается
на
ранних
этапах
развития
личности
.
Семья
играет
огромную
роль
в
ста
-
новлении
и
совершенствовании
личности
.
Специфика
семьи
(
эмоцио
-
нальность
,
постоянство
и
длительность
общения
детей
и
взрослых
,
от
-
ношение
к
природе
и
т
.
д
.)
делает
ее
основным
фактором
воспитания
от
-
ветственного
отношения
к
окружающей
среде
у
подрастающего
поколе
-
ния
.
Это
обусловливает
необходимость
повышения
уровня
экологиче
-
ской
культуры
родителей
,
что
позитивно
отразится
на
формировании
отношения
к
животным
,
растениям
и
другим
организмам
,
в
целом
к
при
-
роде
у
маленького
гражданина
.
На
этом
этапе
родители
должны
ориен
-
тироваться
на
формирование
у
ребенка
ценностного
отношения
ко
всему
живому
.
Это
позволит
заложить
хорошую
базу
для
дальнейшей
работы
в
сфере
экологического
образования
и
воспитания
.
Ре
по
зи
то
ри
й
Ба
рГ
У