Файл: Рындевич. Основы экологии.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.09.2020

Просмотров: 4921

Скачиваний: 27

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

 

281

Раздел

 8 

 

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ

 

ОБРАЗОВАНИЕ

  

И

 

ВОСПИТАНИЕ

  

 

 

 

8.1 

Экологическое

 

образование

 

и

 

воспитание

  

на

 

современном

 

этапе

 

развития

 

общества

  

 

8.1.1 

Экологическое

 

образование

  

и

 

воспитание

 

как

 

условие

 

оптимизации

  

взаимоотношений

 

общества

 

и

 

природы

 

 

В

 

настоящее

 

время

когда

 

особо

 

остро

 

стоят

 

экологические

 

проблемы

 

разного

 

уровня

вопросы

 

реализации

 

целей

 

и

 

задач

 

эко

-

логического

 

образования

 

и

 

воспитания

а

 

также

 

координация

 

рабо

-

ты

 

в

 

этом

 

направлении

 

носят

 

мировой

  (

общепланетарный

харак

-

тер

В

 

современной

 

системе

 

образования

 

важной

 

является

 

пробле

-

ма

 

общего

 

экологического

 

образования

 

и

 

воспитания

 

населения

.  

В

 

первую

 

очередь

работа

 

в

 

этом

 

направлении

 

осуществляются

 

на

 

уровне

 

программы

 

Организации

 

Объединенных

 

Наций

 

по

 

вопро

-

сам

 

образования

науки

 

и

 

культуры

  (

ЮНЕСКО

совместно

 

с

 

ЮНЕП

  (

программой

 

ООН

 

по

 

окружающей

 

среде

). 

Большинство

 

государств

 

Земли

 

ведут

 

целенаправленную

 

работу

 

в

 

области

 

эколо

-

гии

 

и

 

охраны

 

природы

  (

области

 

окружающей

 

среды

). 

Одним

 

из

 

основных

 

аспектов

 

этой

 

работы

 

является

 

постановка

 

экологиче

-

ских

 

и

 

природоохранных

 

вопросов

 

в

 

основу

 

всех

 

учебных

 

про

-

грамм

 

на

 

всех

 

этапах

 

образования

 

и

 

воспитания

.  

Образование

 

в

 

области

 

экологии

 

и

 

охраны

 

природы

 

получило

 

ши

-

рокое

 

развитие

 

на

 

планете

 

после

 

Первой

 

конференции

 

ООН

 

по

 

обра

-

зованию

 

и

 

проблемам

 

в

 

области

 

окружающей

 

среды

 (

Тбилиси

, 1977) 

и

 

Международного

 

конгресса

 

ЮНЕСКО

/

ЮНЕП

 

по

 

образованию

 

и

 

под

-

готовке

 

кадров

 

в

 

области

 

окружающей

 

среды

 (

Москва

, 1987).  

В

 

Беларуси

 

накоплен

 

значительный

 

опыт

 

работы

 

по

 

образова

-

нию

 

в

 

области

 

окружающей

 

среды

В

 

последние

 

годы

 

согласно

 

Рес

-

публиканской

 

программе

 

по

 

образованию

 

в

 

области

 

окружающей

 

среды

 

на

 1991—1995 

гг

впервые

 

на

 

государственном

 

уровне

 

обра

-

Ре

по

зи

то

ри

й

 

Ба

рГ

У


background image

 

282 

зование

 

об

 

окружающей

 

среде

 

рассматривалось

 

как

 

единый

 

непре

-

рывный

 

процесс

 [6].  

Основной

 

тенденцией

 

современного

 

экологического

 

образова

-

ния

 

и

 

воспитания

 

является

 

формирование

 

экологического

 

мировоз

-

зрения

 

и

 

экологической

 

культуры

 

населения

Это

 

выступает

 

фун

-

даментальной

 

предпосылкой

 

рационального

 

природопользования

что

 

поможет

 

решить

 

экологические

 

проблемы

 

и

 

предотвратить

 

экологическую

 

катастрофу

на

 

грань

 

которой

 

поставил

 

биосферу

 

человек

Только

 

личность

 

с

 

высоким

 

уровнем

 

культуры

 

сможет

 

гармонично

 

выстраивать

 

свои

 

отношения

 

с

 

окружающей

 

средой

вырабатывая

 

стратегию

 

не

 

только

 

своего

 

поведения

но

 

и

 

принимая

 

в

 

расчет

 

генезис

 

системы

 «

человек

 — 

биосфера

» 

в

 

будущем

.  

Важной

 

составляющей

 

общечеловеческой

 

культуры

 

выступает

 

экологическая

 

культура

.  

Экологическая

 

культура

 — 

система

 

знаний

умений

 

и

 

навы

-

ков

взглядов

 

и

 

убеждений

мотивов

 

и

 

ценностно

-

нравственных

 

ориентаций

обеспечивающая

 

экологически

 

безопасное

 

существо

-

вание

 

человека

 

в

 

окружающей

 

среде

 

и

 

основанная

 

на

 

предыдущем

 

опыте

 

личности

 

и

 

человечества

 

в

 

целом

проявляющаяся

 

в

 

непо

-

средственной

 

деятельности

 

личности

Составной

 

частью

 

этого

 

по

-

нятия

 

является

 

экологическое

 

сознание

.  

Экологическое

 

сознание

 

— 

совокупность

 

представлений

 

о

 

взаимосвязи

 

и

 

взаимозависимости

 

компонентов

 

в

 

природе

 

и

 

системе

 

«

человек

 — 

общество

 — 

природа

», 

позволяющая

 

гармонично

 

стро

-

ить

 

взаимоотношения

 

человека

 

и

 

природы

 

Взаимоотношения

 

человека

 

и

 

природы

которые

 

исследует

 

со

-

циальная

 

экология

следует

 

строить

 

на

 

понимании

 

процессов

обеспечивающих

 

функционирование

 

биологических

 

макросистем

 

разного

 

уровня

Вмешиваясь

 

в

 

эти

 

процессы

необдуманно

 

стре

-

мясь

 

подчинить

 

природу

 

в

 

угоду

 

своих

 

материальных

 

желаний

че

-

ловек

 

зачастую

 

не

 

может

 

предвидеть

 

последствия

 

своей

 

разруши

-

тельной

 

деятельности

.  

Общеизвестно

что

 

основной

 

причиной

 

кризисов

 

взаимодейст

-

вия

 

общества

 

и

 

природы

которые

 

выливаются

 

в

 

экологические

 

проблемы

является

 

экологическая

 

некомпетентность

Ликвидиро

-

вать

 

ее

 

призвано

 

экологическое

 

образование

 

и

 

воспитание

Осно

-

вываться

 

эта

 

работа

 

должна

 

на

 

теоретических

 

разработках

 

соци

-

Ре

по

зи

то

ри

й

 

Ба

рГ

У


background image

 

283

альной

 

экологии

 

по

 

вопросам

 

гармоничного

 

сосуществования

 

че

-

ловеческого

 

общества

 

и

 

природы

.  

Эффективность

 

образования

 

в

 

области

 

изучения

 

и

 

охраны

 

ок

-

ружающей

 

среды

 

остается

 

недостаточно

 

высокой

 

и

 

не

 

удовлетво

-

ряет

 

современным

 

требованиям

 

общества

Развитие

 

обучения

 

и

 

воспитания

 

в

 

данном

 

направлении

 

сдерживается

 

такими

 

фактора

-

ми

как

 

укоренившиеся

 

тенденции

 

потребительского

 

отношения

 

к

 

природе

 

в

 

сознании

 

населения

  (

антропоцентрический

 

тип

 

мышле

-

ния

и

 

разрушение

 

позитивных

 

народных

 

традиций

 

рационального

 

природопользования

экономическая

 

нестабильность

недостаточ

-

ный

 

уровень

 

экологической

 

грамотности

низкий

 

уровень

 

готовно

-

сти

 

современного

 

учителя

 

к

 

осуществлению

 

образования

 

в

 

области

 

окружающей

 

среды

недостаточная

 

подготовка

 

педагогов

 

в

 

данном

 

направлении

слабое

 

учебно

-

методическое

 

и

 

материально

-

техническое

 

обеспечение

 

образовательной

 

сферы

нагнетание

 

сред

-

ствами

 

массовой

 

информации

 

экофобии

что

 

способствует

 

не

 

осоз

-

нанию

 

экологических

 

проблем

а

 «

бегству

» 

от

 

них

 [6].  

Экологическое

 

образование

 

является

 

обязательным

 

условием

 

и

 

предпосылкой

 

устойчивого

 

развития

 

человеческого

 

общества

Все

-

общее

 

экологическое

 

образование

 

и

 

воспитание

 

позволяет

 

общест

-

ву

 

оптимизировать

 

взаимоотношения

 

с

 

окружающей

 

средой

сфор

-

мировать

 

экологическую

 

культуру

 

всех

 

категорий

 

людей

 

и

 

создает

 

необходимые

 

предпосылки

 

гармонизации

 

взаимоотношений

 

чело

-

века

 

и

 

природы

.  

 
 

8.1.2 

Цели

 

и

 

задачи

 

экологического

 

образования

  

и

 

воспитания

 

 

Цель

 

экологического

 

образования

 

заключается

 

в

 

формировании

 

сис

-

темы

 

научных

 

знаний

взглядов

 

и

 

убеждений

основанной

 

на

 

понима

-

нии

 

единства

 

и

 

целостности

 

всех

 

компонентов

 

природы

 

и

 

общества

.  

Задачи

 

экологического

 

образования

:

 

 

усвоение

 

системы

 

знаний

 

о

 

разнообразии

 

и

 

многогранно

-

сти

 

природы

ее

 

целостности

взаимосвязи

 

и

 

взаимодействии

 

природы

 

и

 

общества

 

формирование

 

способности

 

к

 

анализу

 

экологических

 

ситуаций

 

и

 

явлений

 

в

 

окружающем

 

мире

взаимодействия

 

общества

 

и

 

природы

Ре

по

зи

то

ри

й

 

Ба

рГ

У


background image

 

284 

 

усвоение

 

правил

 

и

 

норм

 

природоохранного

 

поведения

 

и

 

при

-

родоохранной

 

деятельности

 

развитие

 

творческой

 

деятельности

 

в

 

экологической

 

сфере

 

и

 

сфере

 

природопользования

а

 

именно

 

умения

 

выбрать

 

из

 

несколь

-

ких

 

известных

 

способов

 

деятельности

 

наиболее

 

правильный

эко

-

логически

 

безвредный

перекомбинировать

 

известные

 

способы

 

деятельности

 

в

 

новые

экологически

 

безопасные

.  

Целью

 

экологического

 

воспитания

 

является

 

формирование

 

от

-

ветственного

 

отношения

 

к

 

природе

 

и

 

своему

 

здоровью

.  

Задачи

 

экологического

 

воспитания

:

 

 

формирование

 

представления

 

о

 

единстве

 

и

 

целостности

 

при

-

роды

системы

 «

человек

 — 

общество

 — 

природа

»; 

 

формирование

 

эмоционально

-

целостного

 

отношения

 

к

 

при

-

роде

основанного

 

на

 

воспитании

 

устойчивого

 

интереса

 

к

 

природ

-

ным

 

процессам

к

 

жизни

 

живых

 

организмов

 

воспитание

 

ценностных

 

ориентаций

 

экологического

 

характера

 

воспитание

 

потребности

 

в

 

выполнении

 

правил

 

природо

-

охранного

 

поведения

 

и

 

природоохранной

 

деятельности

а

 

также

 

готовности

 

выполнять

 

данные

 

правила

.  

Цели

 

и

 

задачи

 

образования

 

и

 

воспитания

 

в

 

области

 

окружаю

-

щей

 

среды

 

основываются

 

на

 

принципах

которые

 

согласуются

 

с

 

общими

 

принципами

 

дидактики

 

и

 

теории

 

воспитания

 

и

 

отражают

 

специфику

 

образования

 

в

 

области

 

экологии

 

и

 

охраны

 

природы

 [6]: 

– 

принцип

 

взаимосвязи

 

образования

 

в

 

области

 

окружающей

 

среды

 

с

 

реальной

 

жизнью

 

в

 

меняющемся

 

мире

позволяющий

 

каждому

 

приро

-

допользователю

 

на

 

своем

 

рабочем

 

месте

при

 

любом

 

виде

 

деятельности

 

применять

 

на

 

практике

 

полученные

 

теоретические

 

знания

 

и

 

практиче

-

ские

 

умения

 

и

 

навыки

 

с

 

учетом

 

состояния

 

окружающей

 

среды

– 

принцип

 

непрерывности

 

предполагает

 

создание

 

условий

 

для

 

осуществления

 

образования

 

в

 

данной

 

области

 

непрерывно

 

на

 

всех

 

этапах

 

образования

 

и

 

воспитания

 

в

 

процессе

 

всей

 

жизни

 

человека

 

с

 

учетом

 

возрастных

 

и

 

социально

-

профессиональных

 

особенностей

– 

принцип

 

междисциплинарного

 

подхода

 

заключается

 

в

 

эколо

-

гизации

 

учебно

-

воспитательного

 

процесса

во

 

внесении

 

соответст

-

вующих

 

изменений

 

в

 

содержание

 

всех

 

изучаемых

 

предметов

– 

принцип

 

взаимодействия

 

аспектов

 

решения

 

глобальных

ре

-

гиональных

 

и

 

локальных

 

экологических

 

проблем

Ре

по

зи

то

ри

й

 

Ба

рГ

У


background image

 

285

– 

принцип

 

научности

 

предполагает

 

получение

 

достоверной

 

ин

-

формации

 

в

 

соответствующих

 

областях

 

научного

 

знания

Усвоение

 

сущности

 

причинных

 

связей

структуры

энергетики

 

и

 

функциони

-

рования

 

системы

  «

человек

 — 

общество

 — 

природа

» 

становится

 

базой

 

выработки

 

ответственных

 

решений

 

и

 

грамотных

 

действий

 

по

 

отношению

 

к

 

этой

 

системе

– 

принцип

 

гуманизации

 

выражает

 

идею

 

формирования

 

человека

 

с

 

новым

 

типом

 

мышления

способного

 

к

 

экологически

 

целесооб

-

разной

 

и

 

ответственной

 

деятельности

 

на

 

основе

 

формирования

 

нравственных

 

и

 

нравственно

-

волевых

 

качеств

 

личности

– 

принцип

 

системности

 

предполагает

 

разработку

 

целостной

 

системы

 

содержания

форм

 

и

 

методов

 

организации

 

процесса

 

обра

-

зования

 

и

 

воспитания

Этот

 

принцип

 

базируется

 

на

 

понимании

 

сис

-

темности

 

в

 

организации

 

природы

 

и

 

ее

 

составляющих

.  

 
 

8.1.3 

Этапы

 

экологического

 

образования

  

и

 

воспитания

 

 

Система

 

экологического

 

образования

 

и

 

воспитания

 

охватывает

 

все

 

ступени

 

данного

 

процесса

Она

 

представляет

 

собой

 

всесторонний

 

процесс

 

образования

 

и

 

воспитания

 

в

 

соответствующем

 

направлении

продолжающийся

 

в

 

течение

 

всей

 

жизни

 

человека

на

 

разных

 

ее

 

этапах

.  

Экологическое

 

образование

 

и

 

воспитание

 

включает

 

пять

 

этапов

1. 

Начальное

 

семейное

 

экологическое

 

воспитание

Фундамент

 

экологической

 

культуры

 

любого

 

человека

 

закладывается

 

на

 

ранних

 

этапах

 

развития

 

личности

Семья

 

играет

 

огромную

 

роль

 

в

 

ста

-

новлении

 

и

 

совершенствовании

 

личности

Специфика

 

семьи

  (

эмоцио

-

нальность

постоянство

 

и

 

длительность

 

общения

 

детей

 

и

 

взрослых

от

-

ношение

 

к

 

природе

 

и

 

т

д

.) 

делает

 

ее

 

основным

 

фактором

 

воспитания

 

от

-

ветственного

 

отношения

 

к

 

окружающей

 

среде

 

у

 

подрастающего

 

поколе

-

ния

Это

 

обусловливает

 

необходимость

 

повышения

 

уровня

 

экологиче

-

ской

 

культуры

 

родителей

что

 

позитивно

 

отразится

 

на

 

формировании

 

отношения

 

к

 

животным

растениям

 

и

 

другим

 

организмам

в

 

целом

 

к

 

при

-

роде

 

у

 

маленького

 

гражданина

На

 

этом

 

этапе

 

родители

 

должны

 

ориен

-

тироваться

 

на

 

формирование

 

у

 

ребенка

 

ценностного

 

отношения

 

ко

 

всему

 

живому

Это

 

позволит

 

заложить

 

хорошую

 

базу

 

для

 

дальнейшей

 

работы

 

в

 

сфере

 

экологического

 

образования

 

и

 

воспитания

.  

Ре

по

зи

то

ри

й

 

Ба

рГ

У