ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.09.2020
Просмотров: 4927
Скачиваний: 27
286
2.
Экологическое
образование
и
воспитание
в
дошкольных
учреждениях
.
Работа
на
этапе
дошкольного
детства
должна
быть
направлена
на
осознание
ребенком
его
неразрывного
единства
с
окружающей
при
-
родой
.
Содержание
образования
базируется
на
идее
целостности
ок
-
ружающего
мира
и
охватывает
представления
об
общих
для
всех
жи
-
вых
существ
признаках
,
об
уникальности
каждого
живого
организма
,
об
элементарных
взаимосвязях
в
сообществах
организмов
,
а
также
о
зависимости
здоровья
человека
от
состояния
окружающей
среды
.
Содержание
экологического
образования
и
воспитания
основано
на
сочетании
различных
видов
деятельности
детей
в
природе
,
основу
которых
составляют
игры
на
природе
,
экскурсии
и
целевые
прогул
-
ки
,
игровые
наблюдения
и
самонаблюдения
,
экологические
ролевые
и
дидактические
игры
,
работа
с
экологической
сказкой
и
т
.
д
.
Очень
важным
моментом
работы
является
организация
взаимо
-
действия
дошкольного
учреждения
и
семьи
.
Это
одно
из
основных
условий
успешной
работы
по
образованию
и
воспитанию
.
На
данном
этапе
дошкольное
учреждение
должно
стать
не
только
центром
,
где
формируются
основы
экологической
культуры
ребенка
и
обеспечивается
преемственность
со
школой
,
но
и
цен
-
тром
работы
с
родителями
и
другими
членами
семьи
малыша
по
повышению
их
экологической
культуры
(
учитывая
решающую
роль
семьи
в
экологическом
воспитании
ребенка
) [6].
3.
Экологическое
образование
и
воспитание
в
средних
общеоб
-
разовательных
школах
и
внешкольных
учреждениях
.
Общее
среднее
образование
в
области
окружающей
среды
пред
-
ставляет
собой
процесс
и
результат
овладения
общенаучными
све
-
дениями
о
природе
,
обществе
и
человеке
,
формирования
творческой
,
нравственной
,
психически
и
физически
здоровой
личности
[6].
На
этом
этапе
закладываются
основы
функциональной
эколо
-
гической
грамотности
населения
.
Образование
и
воспитание
долж
-
но
осуществляться
на
протяжении
всего
периода
обучения
как
в
учебном
процессе
,
так
и
во
внеклассной
и
внешкольной
работе
.
Целью
данного
этапа
является
формирование
у
учащихся
сис
-
темы
знаний
о
взаимодействии
человека
и
природы
,
о
глобальных
,
региональных
и
локальных
экологических
проблемах
,
путях
их
решения
;
экологической
культуры
и
ответственного
отношения
к
природе
;
умений
и
навыков
природоохранной
деятельности
;
осоз
-
нанного
соблюдения
правил
поведения
в
природе
.
Ре
по
зи
то
ри
й
Ба
рГ
У
287
На
этом
этапе
у
учащихся
формируются
общенаучные
представле
-
ния
о
взаимодействии
человека
и
природы
,
о
природе
родного
края
,
эко
-
логических
проблемах
,
основы
знаний
по
экологической
безопасности
.
Экологическое
образование
осуществляется
за
счет
введения
специальных
интегрированных
курсов
,
курсов
и
факультативов
по
выбору
,
внеучебной
деятельности
экологической
и
природоохран
-
ной
направленности
.
Очень
важным
моментом
в
экологическом
образовании
школьников
является
межпредметный
подход
в
про
-
цессе
преподавания
различных
дисциплин
.
Экологическое
образо
-
вание
и
воспитание
должно
осуществляться
не
только
на
уроках
биологического
характера
,
но
и
за
счет
экологизации
всех
учебных
предметов
(
естественно
-
научного
,
гуманитарного
и
технического
циклов
).
Экологизация
программ
производится
с
учетом
профиля
и
приоритетных
для
него
форм
деятельности
.
Умения
практической
экологической
и
природоохранной
дея
-
тельности
формируются
в
условиях
экологических
практикумов
,
экскурсий
,
полевых
занятий
,
при
изучении
и
решении
локальных
экологических
проблем
,
участии
в
массовых
экологических
и
при
-
родоохранных
мероприятиях
и
т
.
п
.
Формы
и
методы
экологиче
-
ского
образования
и
воспитания
довольно
разнообразны
.
Наиболее
действенными
являются
экскурсия
,
беседа
,
деловая
игра
и
ряд
дру
-
гих
.
При
выборе
формы
проведения
занятия
педагог
должен
обяза
-
тельно
учитывать
возраст
и
уровень
подготовки
учащихся
,
чтобы
выбрать
наиболее
приемлемую
для
данного
контингента
.
От
этого
выбора
зависит
эффективность
проведенной
педагогом
работы
.
Важным
аспектом
выступает
и
внеклассная
работа
,
которая
предполагает
использование
самых
разных
форм
и
методов
:
круж
-
ковая
работа
,
экскурсии
по
экологическим
тропам
,
экологические
праздники
(
День
Земли
,
День
охраны
окружающей
среды
),
экоКВН
,
ролевые
и
деловые
игры
,
пресс
-
конференции
,
беседы
,
диспуты
,
встречи
с
деятелями
науки
и
краеведами
и
т
.
д
.
Деятельностный
компонент
экологического
образования
и
воспитания
реализуется
в
форме
оказания
помощи
государствен
-
ным
и
общественным
организациям
в
решении
конкретных
эко
-
логических
проблем
родного
края
и
их
профилактики
,
дискуссий
,
бесед
,
конференций
,
проведения
научной
работы
учащихся
,
под
-
готовки
публикаций
экологического
характера
в
школьной
и
ме
-
стной
прессе
и
т
.
д
.
Ре
по
зи
то
ри
й
Ба
рГ
У
288
Экологическое
образование
и
воспитание
на
данном
этапе
осу
-
ществляют
и
внешкольные
учреждения
(
дома
школьников
,
дворцы
детского
творчества
,
станции
юных
туристов
,
дома
молодежи
и
др
.).
Ведущая
роль
в
этой
работе
принадлежит
внешкольным
учре
-
ждениям
экологического
профиля
—
экологическим
центрам
детей
и
юношества
.
На
их
базе
работают
кружки
,
клубы
,
экотеатры
,
эко
-
логические
патрули
, «
зеленые
школы
»,
научные
общества
учащих
-
ся
.
Во
внешкольных
учреждениях
создается
уникальная
общеобра
-
зовательная
среда
,
способствующая
творческому
становлению
личности
.
Посещая
внешкольные
учреждения
экологического
про
-
филя
,
учащиеся
получают
углубленные
практические
умения
и
на
-
выки
конкретной
деятельности
в
области
экологии
и
природо
-
охранной
деятельности
.
Работа
таких
учреждений
основана
на
доб
-
ровольности
,
инициативе
и
самостоятельности
самих
учащихся
.
В
ходе
учебного
процесса
используется
широкий
спектр
форм
,
средств
,
методов
и
технологий
формирования
экологических
зна
-
ний
,
умений
и
навыков
;
организуется
практическая
и
исследова
-
тельская
деятельность
как
наиболее
приоритетные
формы
творче
-
ской
работы
,
осуществляется
профессиональное
ориентирование
и
начальная
подготовка
подрастающего
поколения
в
экологической
сфере
.
Одним
из
достоинств
работы
внешкольных
учреждений
яв
-
ляется
обеспечение
более
полное
удовлетворение
индивидуальных
досуговых
интересов
,
запросов
и
предпочтений
учащихся
.
4.
Экологическое
образование
и
воспитание
в
среднеспециальных
и
высших
учебных
заведениях
(
на
этапе
профессиональной
подготовки
).
Экологическое
образование
выступает
обязательной
составляющей
системы
профессионального
образования
при
подготовке
специалистов
всех
категорий
(
уровней
)
независимо
от
их
будущей
профессии
.
Особенностью
данного
этапа
образования
в
области
экологии
и
охраны
природы
является
формирование
экологической
компе
-
тентности
как
составной
части
профессиональной
подготовки
.
Целью
экологического
образования
на
этапе
профессиональной
подготовки
является
формирование
экологической
культуры
будущих
специалистов
,
приобретение
ими
знаний
о
функционировании
компо
-
нентов
биосферы
,
их
взаимосвязи
и
взаимозависимости
,
воздействии
хозяйственной
деятельности
на
окружающую
среду
и
научных
основ
ее
охраны
,
умений
и
навыков
,
связанных
с
конкретной
профессио
-
нальной
деятельностью
и
управлением
качеством
окружающей
среды
.
Ре
по
зи
то
ри
й
Ба
рГ
У
289
Экологическое
образование
на
данном
этапе
сосредоточено
на
про
-
фессиональных
группах
,
деятельность
которых
оказывает
наибольшее
влияние
на
окружающую
среду
(
инженеры
,
архитекторы
,
администрато
-
ры
,
работники
плановых
органов
,
промышленности
,
сельского
хозяйства
и
т
.
п
.),
а
также
на
подготовке
ряда
категорий
специалистов
и
ученых
,
работающих
над
конкретными
экологическими
проблемами
(
биологи
,
химики
,
гидрологи
,
токсикологи
,
почвоведы
,
агрономы
,
лесничие
,
архи
-
текторы
ландшафтов
,
инженеры
по
санитарии
и
др
.).
Подготовка
специа
-
листов
,
деятельность
которых
непосредственно
не
относится
к
области
изучения
,
планирования
и
управления
окружающей
средой
,
но
,
тем
не
менее
,
прямо
или
косвенно
оказывает
на
нее
значительное
влияние
,
включает
общие
основы
междисциплинарных
исследований
экологиче
-
ской
и
природоохранной
направленности
,
касающиеся
как
естественной
,
так
и
антропогенной
среды
,
связанной
с
их
профессиями
.
Учебные
заведения
,
в
первую
очередь
вузы
(
как
государствен
-
ные
,
так
и
негосударственные
),
с
учетом
их
профиля
разрабатыва
-
ют
долговременные
комплексные
программы
экологического
обра
-
зования
и
воспитания
студентов
,
в
которых
предусматривается
ус
-
воение
ими
психолого
-
педагогических
,
технико
-
технологических
,
экономических
,
правовых
,
медицинских
и
других
аспектов
приро
-
доохранной
работы
.
Высшее
образование
направлено
на
подготовку
кадров
высшей
квалификации
,
которые
в
значительной
мере
призваны
разрабаты
-
вать
стратегию
и
обеспечивать
движение
общества
по
пути
устойчи
-
вого
развития
и
гармоничного
сосуществования
человека
и
природы
.
Подготовка
студентов
проводится
по
двум
направлениям
—
экологиза
-
ция
учебно
-
воспитательного
процесса
и
введение
интегрированных
курсов
.
При
изучении
каждой
учебной
дисциплины
в
ходе
обучения
обеспечивается
органичное
сочетание
содержательной
части
пред
-
мета
с
идеологией
устойчивого
развития
.
Важным
условием
подготовки
кадров
высшей
квалификации
вы
-
ступает
единство
учебно
-
воспитательного
процесса
и
научной
деятель
-
ности
студентов
в
области
экологии
и
охраны
окружающей
среды
.
Особое
значение
приобретает
подготовка
педагогических
кадров
для
осуществления
процесса
экологического
образования
и
воспитания
.
Система
профессионального
образования
предполагает
подго
-
товку
научных
и
научно
-
педагогических
кадров
с
ориентацией
на
экологическую
тематику
посредством
аспирантуры
и
докторантуры
.
Ре
по
зи
то
ри
й
Ба
рГ
У
290
5.
Последипломное
экологическое
образование
и
воспитание
.
Последипломное
образование
способно
быстро
реагировать
на
возникающие
экологические
проблемы
,
на
новые
достижения
нау
-
ки
и
техники
в
сфере
обеспечения
устойчивого
развития
общества
и
природы
.
Его
целью
является
ознакомление
руководящих
работ
-
ников
и
специалистов
в
сфере
образования
и
народного
хозяйства
,
кадров
массовых
профессий
с
последними
достижениями
в
области
экологии
и
смежных
наук
,
способах
их
внедрения
в
своей
профес
-
сиональной
деятельности
.
Элементы
экологического
образования
вводятся
во
все
формы
повышения
квалификации
руководящих
кадров
и
специалистов
,
всех
категорий
работающих
.
Обобщается
и
распространяется
пере
-
довой
опыт
по
просвещению
и
образованию
взрослого
населения
в
области
экологии
и
охраны
природы
.
Для
специалистов
,
чья
про
-
фессиональная
деятельность
оказывает
наибольшее
влияние
на
ок
-
ружающую
среду
,
организуется
повышение
квалификации
по
уг
-
лубленным
дополнительным
программам
и
программам
подготов
-
ки
без
отрыва
от
производства
в
сфере
экологии
и
охраны
окру
-
жающей
среды
.
Такие
программы
базируются
на
интегрированной
междисциплинарной
основе
и
будут
содействовать
повышению
уровня
знаний
и
умений
специалистов
.
Переход
к
устойчивому
развитию
возможен
лишь
на
основании
достижения
экологической
грамотности
всего
населения
,
поэтому
просвещение
в
области
окружающей
среды
должно
охватывать
лю
-
дей
всех
возрастов
.
Необходимо
повысить
уровень
понимания
насе
-
лением
проблем
окружающей
среды
,
формировать
желание
быть
причастными
к
их
решению
[6].
Большое
внимание
в
системе
экологического
образования
и
воспитания
отводится
экопросвещению
.
Оно
предусматривает
ши
-
рокую
информированность
населения
,
которая
является
неотъем
-
лемой
частью
общих
усилий
в
области
образования
,
направленных
на
укрепление
подходов
,
ценностей
и
мероприятий
,
совместимых
с
устойчивым
развитием
природы
и
общества
.
Кроме
образовательных
учреждений
,
упоминавшихся
выше
,
занимаются
работой
в
данном
направлении
и
учреждения
социо
-
культурной
и
природоохранной
сферы
:
музеи
,
зоопарки
,
ботаниче
-
ские
сады
,
национальные
парки
,
заповедники
и
другие
.
Значитель
-
Ре
по
зи
то
ри
й
Ба
рГ
У