Файл: Рындевич. Основы экологии.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.09.2020

Просмотров: 4927

Скачиваний: 27

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

 

286 

2. 

Экологическое

 

образование

 

и

 

воспитание

 

в

 

дошкольных

 

учреждениях

.  

Работа

 

на

 

этапе

 

дошкольного

 

детства

 

должна

 

быть

 

направлена

 

на

 

осознание

 

ребенком

 

его

 

неразрывного

 

единства

 

с

 

окружающей

 

при

-

родой

Содержание

 

образования

 

базируется

 

на

 

идее

 

целостности

 

ок

-

ружающего

 

мира

 

и

 

охватывает

 

представления

 

об

 

общих

 

для

 

всех

 

жи

-

вых

 

существ

 

признаках

об

 

уникальности

 

каждого

 

живого

 

организма

об

 

элементарных

 

взаимосвязях

 

в

 

сообществах

 

организмов

а

 

также

 

о

 

зависимости

 

здоровья

 

человека

 

от

 

состояния

 

окружающей

 

среды

.  

Содержание

 

экологического

 

образования

 

и

 

воспитания

 

основано

 

на

 

сочетании

 

различных

 

видов

 

деятельности

 

детей

 

в

 

природе

основу

 

которых

 

составляют

 

игры

 

на

 

природе

экскурсии

 

и

 

целевые

 

прогул

-

ки

игровые

 

наблюдения

 

и

 

самонаблюдения

экологические

 

ролевые

 

и

 

дидактические

 

игры

работа

 

с

 

экологической

 

сказкой

 

и

 

т

д

.  

Очень

 

важным

 

моментом

 

работы

 

является

 

организация

 

взаимо

-

действия

 

дошкольного

 

учреждения

 

и

 

семьи

Это

 

одно

 

из

 

основных

 

условий

 

успешной

 

работы

 

по

 

образованию

 

и

 

воспитанию

.  

На

 

данном

 

этапе

 

дошкольное

 

учреждение

 

должно

 

стать

 

не

 

только

 

центром

где

 

формируются

 

основы

 

экологической

 

культуры

 

ребенка

 

и

 

обеспечивается

 

преемственность

 

со

 

школой

но

 

и

 

цен

-

тром

 

работы

 

с

 

родителями

 

и

 

другими

 

членами

 

семьи

 

малыша

 

по

 

повышению

 

их

 

экологической

 

культуры

  (

учитывая

 

решающую

 

роль

 

семьи

 

в

 

экологическом

 

воспитании

 

ребенка

) [6].  

3. 

Экологическое

 

образование

 

и

 

воспитание

 

в

 

средних

 

общеоб

-

разовательных

 

школах

 

и

 

внешкольных

 

учреждениях

.  

Общее

 

среднее

 

образование

 

в

 

области

 

окружающей

 

среды

 

пред

-

ставляет

 

собой

 

процесс

 

и

 

результат

 

овладения

 

общенаучными

 

све

-

дениями

 

о

 

природе

обществе

 

и

 

человеке

формирования

 

творческой

нравственной

психически

 

и

 

физически

 

здоровой

 

личности

 [6].  

На

 

этом

 

этапе

 

закладываются

 

основы

 

функциональной

 

эколо

-

гической

 

грамотности

 

населения

Образование

 

и

 

воспитание

 

долж

-

но

 

осуществляться

 

на

 

протяжении

 

всего

 

периода

 

обучения

 

как

 

в

 

учебном

 

процессе

так

 

и

 

во

 

внеклассной

 

и

 

внешкольной

 

работе

.  

Целью

 

данного

 

этапа

 

является

 

формирование

 

у

 

учащихся

 

сис

-

темы

 

знаний

 

о

 

взаимодействии

 

человека

 

и

 

природы

о

 

глобальных

региональных

 

и

 

локальных

 

экологических

 

проблемах

путях

 

их

 

решения

экологической

 

культуры

 

и

 

ответственного

 

отношения

 

к

 

природе

умений

 

и

 

навыков

 

природоохранной

 

деятельности

осоз

-

нанного

 

соблюдения

 

правил

 

поведения

 

в

 

природе

.  

Ре

по

зи

то

ри

й

 

Ба

рГ

У


background image

 

287

На

 

этом

 

этапе

 

у

 

учащихся

 

формируются

 

общенаучные

 

представле

-

ния

 

о

 

взаимодействии

 

человека

 

и

 

природы

о

 

природе

 

родного

 

края

эко

-

логических

 

проблемах

основы

 

знаний

 

по

 

экологической

 

безопасности

.  

Экологическое

 

образование

 

осуществляется

 

за

 

счет

 

введения

 

специальных

 

интегрированных

 

курсов

курсов

 

и

 

факультативов

 

по

 

выбору

внеучебной

 

деятельности

 

экологической

 

и

 

природоохран

-

ной

 

направленности

Очень

 

важным

 

моментом

 

в

 

экологическом

 

образовании

 

школьников

 

является

 

межпредметный

 

подход

 

в

 

про

-

цессе

 

преподавания

 

различных

 

дисциплин

Экологическое

 

образо

-

вание

 

и

 

воспитание

 

должно

 

осуществляться

 

не

 

только

 

на

 

уроках

 

биологического

 

характера

но

 

и

 

за

 

счет

 

экологизации

 

всех

 

учебных

 

предметов

  (

естественно

-

научного

гуманитарного

 

и

 

технического

 

циклов

). 

Экологизация

 

программ

 

производится

 

с

 

учетом

 

профиля

 

и

 

приоритетных

 

для

 

него

 

форм

 

деятельности

.  

Умения

 

практической

 

экологической

 

и

 

природоохранной

 

дея

-

тельности

 

формируются

 

в

 

условиях

 

экологических

 

практикумов

экскурсий

полевых

 

занятий

при

 

изучении

 

и

 

решении

 

локальных

 

экологических

 

проблем

участии

 

в

 

массовых

 

экологических

 

и

 

при

-

родоохранных

 

мероприятиях

 

и

 

т

п

Формы

 

и

 

методы

 

экологиче

-

ского

 

образования

 

и

 

воспитания

 

довольно

 

разнообразны

Наиболее

 

действенными

 

являются

 

экскурсия

беседа

деловая

 

игра

 

и

 

ряд

 

дру

-

гих

При

 

выборе

 

формы

 

проведения

 

занятия

 

педагог

 

должен

 

обяза

-

тельно

 

учитывать

 

возраст

 

и

 

уровень

 

подготовки

 

учащихся

чтобы

 

выбрать

 

наиболее

 

приемлемую

 

для

 

данного

 

контингента

От

 

этого

 

выбора

 

зависит

 

эффективность

 

проведенной

 

педагогом

 

работы

.  

Важным

 

аспектом

 

выступает

 

и

 

внеклассная

 

работа

которая

 

предполагает

 

использование

 

самых

 

разных

 

форм

 

и

 

методов

круж

-

ковая

 

работа

экскурсии

 

по

 

экологическим

 

тропам

экологические

 

праздники

  (

День

 

Земли

День

 

охраны

 

окружающей

 

среды

), 

экоКВН

ролевые

 

и

 

деловые

 

игры

пресс

-

конференции

беседы

диспуты

встречи

 

с

 

деятелями

 

науки

 

и

 

краеведами

 

и

 

т

д

.  

Деятельностный

 

компонент

 

экологического

 

образования

 

и

 

воспитания

 

реализуется

 

в

 

форме

 

оказания

 

помощи

 

государствен

-

ным

 

и

 

общественным

 

организациям

 

в

 

решении

 

конкретных

 

эко

-

логических

 

проблем

 

родного

 

края

 

и

 

их

 

профилактики

дискуссий

бесед

конференций

проведения

 

научной

 

работы

 

учащихся

под

-

готовки

 

публикаций

 

экологического

 

характера

 

в

 

школьной

 

и

 

ме

-

стной

 

прессе

 

и

 

т

д

.  

Ре

по

зи

то

ри

й

 

Ба

рГ

У


background image

 

288 

Экологическое

 

образование

 

и

 

воспитание

 

на

 

данном

 

этапе

 

осу

-

ществляют

 

и

 

внешкольные

 

учреждения

 (

дома

 

школьников

дворцы

 

детского

 

творчества

станции

 

юных

 

туристов

дома

 

молодежи

 

и

 

др

.). 

Ведущая

 

роль

 

в

 

этой

 

работе

 

принадлежит

 

внешкольным

 

учре

-

ждениям

 

экологического

 

профиля

 — 

экологическим

 

центрам

 

детей

 

и

 

юношества

На

 

их

 

базе

 

работают

 

кружки

клубы

экотеатры

эко

-

логические

 

патрули

, «

зеленые

 

школы

», 

научные

 

общества

 

учащих

-

ся

Во

 

внешкольных

 

учреждениях

 

создается

 

уникальная

 

общеобра

-

зовательная

 

среда

способствующая

 

творческому

 

становлению

 

личности

Посещая

 

внешкольные

 

учреждения

 

экологического

 

про

-

филя

учащиеся

 

получают

 

углубленные

 

практические

 

умения

 

и

 

на

-

выки

 

конкретной

 

деятельности

 

в

 

области

 

экологии

 

и

 

природо

-

охранной

 

деятельности

Работа

 

таких

 

учреждений

 

основана

 

на

 

доб

-

ровольности

инициативе

 

и

 

самостоятельности

 

самих

 

учащихся

.  

В

 

ходе

 

учебного

 

процесса

 

используется

 

широкий

 

спектр

 

форм

средств

методов

 

и

 

технологий

 

формирования

 

экологических

 

зна

-

ний

умений

 

и

 

навыков

организуется

 

практическая

 

и

 

исследова

-

тельская

 

деятельность

 

как

 

наиболее

 

приоритетные

 

формы

 

творче

-

ской

 

работы

осуществляется

 

профессиональное

 

ориентирование

 

и

 

начальная

 

подготовка

 

подрастающего

 

поколения

 

в

 

экологической

 

сфере

Одним

 

из

 

достоинств

 

работы

 

внешкольных

 

учреждений

 

яв

-

ляется

 

обеспечение

 

более

 

полное

 

удовлетворение

 

индивидуальных

 

досуговых

 

интересов

запросов

 

и

 

предпочтений

 

учащихся

.  

4. 

Экологическое

 

образование

 

и

 

воспитание

 

в

 

среднеспециальных

 

и

 

высших

 

учебных

 

заведениях

 (

на

 

этапе

 

профессиональной

 

подготовки

).  

Экологическое

 

образование

 

выступает

 

обязательной

 

составляющей

 

системы

 

профессионального

 

образования

 

при

 

подготовке

 

специалистов

 

всех

 

категорий

 (

уровней

независимо

 

от

 

их

 

будущей

 

профессии

.  

Особенностью

 

данного

 

этапа

 

образования

 

в

 

области

 

экологии

 

и

 

охраны

 

природы

 

является

 

формирование

 

экологической

 

компе

-

тентности

 

как

 

составной

 

части

 

профессиональной

 

подготовки

.  

Целью

 

экологического

 

образования

 

на

 

этапе

 

профессиональной

 

подготовки

 

является

 

формирование

 

экологической

 

культуры

 

будущих

 

специалистов

приобретение

 

ими

 

знаний

 

о

 

функционировании

 

компо

-

нентов

 

биосферы

их

 

взаимосвязи

 

и

 

взаимозависимости

воздействии

 

хозяйственной

 

деятельности

 

на

 

окружающую

 

среду

 

и

 

научных

 

основ

 

ее

 

охраны

умений

 

и

 

навыков

связанных

 

с

 

конкретной

 

профессио

-

нальной

 

деятельностью

 

и

 

управлением

 

качеством

 

окружающей

 

среды

.  

Ре

по

зи

то

ри

й

 

Ба

рГ

У


background image

 

289

Экологическое

 

образование

 

на

 

данном

 

этапе

 

сосредоточено

 

на

 

про

-

фессиональных

 

группах

деятельность

 

которых

 

оказывает

 

наибольшее

 

влияние

 

на

 

окружающую

 

среду

 (

инженеры

архитекторы

администрато

-

ры

работники

 

плановых

 

органов

промышленности

сельского

 

хозяйства

 

и

 

т

п

.), 

а

 

также

 

на

 

подготовке

 

ряда

 

категорий

 

специалистов

 

и

 

ученых

работающих

 

над

 

конкретными

 

экологическими

 

проблемами

  (

биологи

химики

гидрологи

токсикологи

почвоведы

агрономы

лесничие

архи

-

текторы

 

ландшафтов

инженеры

 

по

 

санитарии

 

и

 

др

.). 

Подготовка

 

специа

-

листов

деятельность

 

которых

 

непосредственно

 

не

 

относится

 

к

 

области

 

изучения

планирования

 

и

 

управления

 

окружающей

 

средой

но

тем

 

не

 

менее

прямо

 

или

 

косвенно

 

оказывает

 

на

 

нее

 

значительное

 

влияние

включает

 

общие

 

основы

 

междисциплинарных

 

исследований

 

экологиче

-

ской

 

и

 

природоохранной

 

направленности

касающиеся

 

как

 

естественной

так

 

и

 

антропогенной

 

среды

связанной

 

с

 

их

 

профессиями

.  

Учебные

 

заведения

в

 

первую

 

очередь

 

вузы

 (

как

 

государствен

-

ные

так

 

и

 

негосударственные

), 

с

 

учетом

 

их

 

профиля

 

разрабатыва

-

ют

 

долговременные

 

комплексные

 

программы

 

экологического

 

обра

-

зования

 

и

 

воспитания

 

студентов

в

 

которых

 

предусматривается

 

ус

-

воение

 

ими

 

психолого

-

педагогических

технико

-

технологических

экономических

правовых

медицинских

 

и

 

других

 

аспектов

 

приро

-

доохранной

 

работы

.  

Высшее

 

образование

 

направлено

 

на

 

подготовку

 

кадров

 

высшей

 

квалификации

которые

 

в

 

значительной

 

мере

 

призваны

 

разрабаты

-

вать

 

стратегию

 

и

 

обеспечивать

 

движение

 

общества

 

по

 

пути

 

устойчи

-

вого

 

развития

 

и

 

гармоничного

 

сосуществования

 

человека

 

и

 

природы

.  

Подготовка

 

студентов

 

проводится

 

по

 

двум

 

направлениям

 — 

экологиза

-

ция

 

учебно

-

воспитательного

 

процесса

 

и

 

введение

 

интегрированных

 

курсов

.  

При

 

изучении

 

каждой

 

учебной

 

дисциплины

 

в

 

ходе

 

обучения

 

обеспечивается

 

органичное

 

сочетание

 

содержательной

 

части

 

пред

-

мета

 

с

 

идеологией

 

устойчивого

 

развития

.  

Важным

 

условием

 

подготовки

 

кадров

 

высшей

 

квалификации

 

вы

-

ступает

 

единство

 

учебно

-

воспитательного

 

процесса

 

и

 

научной

 

деятель

-

ности

 

студентов

 

в

 

области

 

экологии

 

и

 

охраны

 

окружающей

 

среды

.  

Особое

 

значение

 

приобретает

 

подготовка

 

педагогических

 

кадров

 

для

 

осуществления

 

процесса

 

экологического

 

образования

 

и

 

воспитания

.  

Система

 

профессионального

 

образования

 

предполагает

 

подго

-

товку

 

научных

 

и

 

научно

-

педагогических

 

кадров

 

с

 

ориентацией

 

на

 

экологическую

 

тематику

 

посредством

 

аспирантуры

 

и

 

докторантуры

.  

Ре

по

зи

то

ри

й

 

Ба

рГ

У


background image

 

290 

5. 

Последипломное

 

экологическое

 

образование

 

и

 

воспитание

.  

Последипломное

 

образование

 

способно

 

быстро

 

реагировать

 

на

 

возникающие

 

экологические

 

проблемы

на

 

новые

 

достижения

 

нау

-

ки

 

и

 

техники

 

в

 

сфере

 

обеспечения

 

устойчивого

 

развития

 

общества

 

и

 

природы

Его

 

целью

 

является

 

ознакомление

 

руководящих

 

работ

-

ников

 

и

 

специалистов

 

в

 

сфере

 

образования

 

и

 

народного

 

хозяйства

кадров

 

массовых

 

профессий

 

с

 

последними

 

достижениями

 

в

 

области

 

экологии

 

и

 

смежных

 

наук

способах

 

их

 

внедрения

 

в

 

своей

 

профес

-

сиональной

 

деятельности

.  

Элементы

 

экологического

 

образования

 

вводятся

 

во

 

все

 

формы

 

повышения

 

квалификации

 

руководящих

 

кадров

 

и

 

специалистов

всех

 

категорий

 

работающих

Обобщается

 

и

 

распространяется

 

пере

-

довой

 

опыт

 

по

 

просвещению

 

и

 

образованию

 

взрослого

 

населения

 

в

 

области

 

экологии

 

и

 

охраны

 

природы

Для

 

специалистов

чья

 

про

-

фессиональная

 

деятельность

 

оказывает

 

наибольшее

 

влияние

 

на

 

ок

-

ружающую

 

среду

организуется

 

повышение

 

квалификации

 

по

 

уг

-

лубленным

 

дополнительным

 

программам

 

и

 

программам

 

подготов

-

ки

 

без

 

отрыва

 

от

 

производства

 

в

 

сфере

 

экологии

 

и

 

охраны

 

окру

-

жающей

 

среды

Такие

 

программы

 

базируются

 

на

 

интегрированной

 

междисциплинарной

 

основе

 

и

 

будут

 

содействовать

 

повышению

 

уровня

 

знаний

 

и

 

умений

 

специалистов

.  

Переход

 

к

 

устойчивому

 

развитию

 

возможен

 

лишь

 

на

 

основании

 

достижения

 

экологической

 

грамотности

 

всего

 

населения

поэтому

 

просвещение

 

в

 

области

 

окружающей

 

среды

 

должно

 

охватывать

 

лю

-

дей

 

всех

 

возрастов

Необходимо

 

повысить

 

уровень

 

понимания

 

насе

-

лением

 

проблем

 

окружающей

 

среды

формировать

 

желание

 

быть

 

причастными

 

к

 

их

 

решению

 [6].  

Большое

 

внимание

 

в

 

системе

 

экологического

 

образования

 

и

 

воспитания

 

отводится

 

экопросвещению

Оно

 

предусматривает

 

ши

-

рокую

 

информированность

 

населения

которая

 

является

 

неотъем

-

лемой

 

частью

 

общих

 

усилий

 

в

 

области

 

образования

направленных

 

на

 

укрепление

 

подходов

ценностей

 

и

 

мероприятий

совместимых

 

с

 

устойчивым

 

развитием

 

природы

 

и

 

общества

.  

Кроме

 

образовательных

 

учреждений

упоминавшихся

 

выше

занимаются

 

работой

 

в

 

данном

 

направлении

 

и

 

учреждения

 

социо

-

культурной

 

и

 

природоохранной

 

сферы

музеи

зоопарки

ботаниче

-

ские

 

сады

национальные

 

парки

заповедники

 

и

 

другие

Значитель

-

Ре

по

зи

то

ри

й

 

Ба

рГ

У