ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.10.2020
Просмотров: 2777
Скачиваний: 7
организатора крупного масштаба и смелого борца.
Установка жизни шизотимических темпераментов, напротив, склонна к аутизму,
замкнутости, созданию ограниченной индивидуальной зоны, внутреннего, чуждого
действительности мира принципов и грез «я» в противоположность внешнему
миру, к равнодушному или сентиментальному уединению от людей или холодному
пребыванию среди них без всякого контакта с ними. Среди таких людей мы
находим множество дефективных типов: угрюмых чудаков, эгоистов,
бездельников и преступников.
Таблица 16. Специальные дарования
Циклотимики
Шизотимики
Поэты
Реалисты, юмористы
Патетики, романтики, художники
формы
Исследователи
Наглядно описывающие
эмпирики
Люди точной логики, системы,
метафизики
Вожди
Смелые борцы, ловкие
организаторы, умелые
посредники
Чистые идеалисты, деспоты и
фанатики, люди холодного
расчета
Среди социально полноценных типов мы находим тонко чувствующих мечтателей,
далеких от мира идеалистов, нежных и холодных в одно и то же время,
аристократов формы. В искусстве и поэзии мы воспринимаем их как художников
формы и чистого стиля, как уходящих от мира романтиков и сентиментальных
идеалистов, как трагических патетиков вплоть до яркого экспрессионизма и
тенденциозного натурализма, наконец, как людей остроумных, ироничных и
саркастических. В их научном способе мышления мы обнаруживаем склонность к
схоластическому формализму и философской рефлексии, мистически-
метафизическому и точной системе. Наконец, из типов, которые проникают в
практическую жизнь, шизотимики дают энергичных, непреклонных,
принципиальных и последовательных, властных натур, моралистов, чистых
идеалистов, фанатиков, деспотов и дипломатически гибких людей холодного
расчета.
Мы объединяем эти, подробно описанные в главе 13 специальные дарования в
одной таблице (см. выше) так, как они, по нашему мнению, биологически связаны
между собой; подчеркиваем, однако, что таблица объединяет лишь полноценные
социальные варианты и из них лишь самые важные, следовательно, таблица
охватывает, в общем, только часть всех темпераментов.
Мы завершили. Если мы иногда выставляли лишь предположения и не могли дать
готового разрешения вопроса, то это объясняется обширностью проблемы,
которая, не кончаясь, ведет в далекие глубины биологии и психологии. Наряду с
прочными результатами нам иногда приходилось высказывать лишь
предположения там, где материал оказывался недостаточным для окончательных
выводов. Мы не имели намерения делать преждевременные заключения, но желали
бы приобрести соратников и дать стимулы для новых направлений в мышлении и
исследовании в отдельных, затронутых нами науках. Благодаря такому
корригированию и работе призванных для этой цели исследователей могут быть
достигнуты новые результаты не только в медицине и антропологии, но прежде
всего в общей психологии и в известных астетических, литературных и
исторических вопросах. Если бы удалось таким путем естественнонаучное,
биологическое мышление ввести в те области психической жизни, которые до сих
пор были чужды ему, и параллельно расширить кругозор биологов в той сфере
душевной жизни, которая до сих пор должна была им казаться слишком
субъективной, колеблющейся и туманной, то этим можно было бы несколько
спаять в одно целое наше современное мышление.
Судьба психологических
идей Эрнста Кречмера
Строение тела и характер
Кречмер, Эрнст
Данная книга включает в себя две достаточно самостоятельные работы,
объединить которые можно, пожалуй, лишь по важности места, занимаемого
ими в творчестве выдающегося немецкого психиатра и психолога нашего века
Эрнста Кречмера.
Работы Э. Кречмера не публиковались без сокращений на русском языке уже
более шестидесяти лет, последний русский перевод восьмого издания книги
«Строение тела и характер» увидел свет в 1930 г. Таким образом, настоящее
издание позволяет создать более полное представление об истории развития
психологической мысли в текущем столетии.
Поскольку сегодняшнего читателя от момента написания работ, входящих в эту
книгу, отделяет около семидесяти лет, нелишне будет хотя бы кратко
обозначить жизненный путь автора.
Эрнст Кречмер родился 8 октября 1888 г. в небольшом городке Вюстенрот у
Хейлбронна (Wustenrot bei Heilbronn), получил профессию психиатра в
Мюнхенском университете, где в 1914 г. под руководством профессора
Крепелина (Kraepelin) защитил диссертацию, посвященную проблеме
маниакально-депрессивных психозов.
С 1913 по 1926 г. Э. Кречмер работал психиатром в неврологической клинике
Тюбингенского университета под руководством профессора Гауппа. Именно к
этому периоду относится его первая крупная работа «Сензитивный бред
отношения». Несколькими годами позже вышли и первые издания книг
«Строение тела и характер» и «Медицинская психология».
В 1926 г. Э. Кречмер переезжает в Марбург, где руководит неврологическим
отделением университетской клиники.
В Тюбинген Э. Кречмер возвращается через двадцать лет, в 1946 г., получив
приглашение на пост директора университетской клиники. На этом посту он
проработал вплоть до своей смерти 8 февраля 1964 г.
Основной зоной научных интересов Э. Кречмера являлась проблематика,
связанная со взаимоотношениями между физическими характеристиками
человека и спецификой протекания психиатрических расстройств, а затем и его
психологическими особенностями в целом.
Несмотря на то что представления о существовании закономерных
соотношений между тем, что в начале XX в. называлось физической
конституцией человека (о современном понимании этого термина речь пойдет
ниже), и его психическими характеристиками были сформулированы еще в
античные времена, можно утверждать, что исследования Э. Кречмера буквально
возродили интерес ученых к этой проблематике и дали мощный импульс ее
естественнонаучной разработке.
К началу нашего столетия в изучении вопроса о взаимоотношениях
физического и психического сложилась достаточно критическая ситуация: с
одной стороны, общепризнанным считалось детерминистское по своей сути
учение Гиппократа о четырех типах темперамента, обусловленных
преобладанием в организме одной из основных жидкостей; с другой стороны,
широкой популярностью пользовались работы Ч. Ломброзо, основанные
преимущественно на представлениях физиономистов и френологов.
Хорошо известен обобщенный портрет преступника, предложенный Ч.
Ломброзо: маленькая голова со скошенным низким лбом и ярко выраженными
надбровными дугами, непропорционально развитая нижняя челюсть, аномалии
ушей. Такие обобщения уже в те времена встречали достаточно резкую критику
со стороны научной общественности.
Интерес к проблеме соотношения телосложения и склада личности проявляли
ученые практически всех европейских стран и их североамериканские коллеги.
К тому моменту, когда Э. Кречмер приступил к исследованию, составившему
основу книги «Строение тела и характер», было опубликовано немало работ по
этой теме как теоретического, так и прикладного плана. Так, еще в 1853 г. Генле
(Неп-le) показал соответствие тонусов мускульной и нервной систем и высказал
мысль о существовании предрасположенности, в зависимости от тонуса, к тому
или иному протеканию болезни.
Наиболее близки Кречмеру были французские клиницисты и антропологи,
работы которых стали отправной точкой в его исследованиях, ведь еще в
прошлом веке Апер (Apert) предпринял попытку классифицировать
темпераменты, а Сиго (Sigaud) предложил различать четыре типа телосложения:
церебральный, респираторный, дигестивный и мускульный.
Несмотря на то что к началу века количество исследований такого рода
исчислялось сотнями, в клинической практике их результаты использовались
эпизодически. В значительной степени это было следствием отсутствия
стандартной измерительной процедуры. Именно с разработки такой процедуры
и начал свою работу Э. Кречмер, чем обусловлена тщательность, с которой он
описывает диагностику конституционального типа. Методика, разработанная Э.
Кречмером, получила широкое признание и к началу 30-х гг. применялась в
большинстве психиатрических клиник Германии.
Но ценность трудов Э. Кречмера, безусловно, не сводится к методическим
приемам, разработанным автором с высочайшим профессионализмом. Цель,
которую он перед собой поставил, глобальна. Вот как он ее обозначает в
«Строении тела и характере»: «… естественнонаучное, биологическое
мышление ввести в те области психической жизни, которые до сих пор были
чужды ему, и, с другой стороны, расширить кругозор биологов в той сфере
душевной жизни, которая до сих пор должна была казаться им слишком
субъективной, колеблющейся и туманной, этим можно было бы спаять в одно
целое наше современное мышление».
Надо отдать должное автору, он успешно справился с поставленной перед собой
задачей. Нельзя не сказать о требовательности, с которой он относился к себе
при реализации этой задачи, — Кречмер на протяжении всей своей жизни
пытался избавиться от дуализма, свойственного «современному мышлению».
Пусть это не всегда удавалось, но уровень обобщения, которого достиг Э.
Кречмер в своих трудах, необычен для того времени.
Именно в «Строении тела и характере» мы впервые находим
аргументированную смену традиционной дихотомии «мозг—душа» на новую
для большинства психиатров-практиков того времени — «тело—душа».
Трудности, с которыми приходится сталкиваться, автор характеризует в
«Медицинской психологии»: «Наши представления о душе и ее месте в
современном нам миропонимании еще противоречивы, неясны и находятся
только на подготовительной стадии. Эта неясность нашего миропонимания,
естественно, дает себя чувствовать и в наших психологических исследованиях;
при осознании этих внутренних противоречий мы вынуждены все чаще
прибегать к старым дуалистическим положениях нежели к современным
воззрениям, которые единство эмпирических данных переживаний
рассматривают с точки зрения души и материи как разных выражений одного
существа».
Следует отметить, что формирование Кречмера как профессионального
исследователя пришлось на пору бурного развития естественнонаучных
дисциплин. Тому времени были свойственны уверенность в неограниченных
возможностях экспериментального метода, не всегда обоснованный оптимизм
при оценке перспективы развития психологии и психиатрии, а зачастую и
неоправданная категоричность суждений.
Так, например, анализируя в «Медицинской психологии» позицию К. Ясперса,
Э. Кречмер пишет: «Если же какой-либо последователь этого крайнего и
решительного разделения проблемы «тело — душа» проведет его не только из
методологических соображений своей дуалистической теории познания, но и из
сознательных усилий в направлении отрыва психологической практики от
общей естественнонаучной базы, то в этом пункте наши пути разойдутся». По
этому высказыванию Э. Кречмера можно догадаться, какие бескомпромиссные
дискуссии велись между представителями различных направлений в
психиатрии и психологии, — даже в тексте не удалось избежать эмоционально
нагруженных определений.
В то же время приходится констатировать, что проблемы, волновавшие Э.
Кречмера в 20-е гг., не утратили актуальности и в наши дни и сегодня мы не
можем назвать представления о душе «непротиворечивыми и ясными». Видимо,
«подготовительная стадия», о которой говорил Э. Кречмер, несколько
затянулась. Методологическое же «многоголосие» как в психологии, так и в
психиатрии с тех пор демонстрирует устойчивую тенденцию к росту.
В этой связи закономерно возникает вопрос о современном состоянии проблемы
соотношения души и тела. Безусловно, теоретическое наследие Э. Кречмера не
ограничивается только этой проблематикой — его перу принадлежат кроме уже
упоминавшихся такие труды, как «Истерия», «Внушение», посвященные
специальным вопросам психиатрической практики. А «Медицинскую
психологию», одно из первых учебных пособий по психологии для
медицинских учебных заведений, без преувеличения можно назвать эталонным
учебником, схема построения которого в усовершенствованном виде
сохраняется до наших дней: краткий курс общей психологии с раскрытием
основных понятий и следующие за ним разделы, посвященные прикладным
проблемам психологии в клинике.
Однако именно проблема соотношения души и тела является центральной в
работах Кречмера, а имя его ассоциируется в первую очередь с учением о
конституциональных типах и связанных с ними типах темперамента. Как уже
отмечалось, начало систематического научного изучения этого вопроса
относится к середине прошлого века. Но несомненно, первое издание (1921 г.)
книги «Строение тела и характер» ознаменовало качественно новый этап в
истории данной области научного знания.
Формальным подтверждением этого является хотя бы то, что книга была
переведена на русский и английский языки в течение года-двух, аналогично
обстояло дело и с последующими изданиями, в которые автор неизменно
вносил дополнения, основанные на постоянно увеличивающемся материале
наблюдений. Важным является и то, что постоянно расширялась география
использования методики Э. Кречмера. Таким образом, от издания к изданию в
книге увеличивалось количество описываемых случаев (с 400 во втором до 4200
в седьмом-восьмом изданиях), что позволяло автору детализировать делаемые
им выводы, более дифференцированно анализировать интермедиарные психозы
и атипические симптомы, находящиеся между шизофреническими и
циркулярными.
Помимо этого, включение в книгу данных, полученных другими
исследователями (в восьмом издании использованы протоколы 23 коллег Э.
Кречмера), снимало часто звучавшие обвинения в субъективности
кречмеровского метода диагностики конституционального типа.
Интернациональный состав этих данных (Германия, СССР2, США) также
свидетельствовал в пользу объективного характера обнаруженных Кречмером
закономерностей.
Широкое распространение методики Кречмера подразумевало проверку
воспроизводимости результатов, изложенных ее автором. В ходе специально
организованных исследований вносились предложения по дополнению или
модификации процедуры оценки морфологического типа за счет включения
дополнительных антропологических индексов (Андреев, Вертгеймер и др.),
высказывались критические замечания.
Наиболее активно критика звучала на Американском континенте. В 1926—1928
гг. были опубликованы результаты первых исследований Хайдбредера,
Шелдона, Гаррета и Келлога. Критикуя Э. Кречмера за отсутствие
формализованных статистических показателей, они провели математический
анализ данных, собранных на представительных выборках здоровых
испытуемых. Эти авторы не получили достоверных показателей статистической
связи между общительностью и эмоциональностью, с одной стороны, и типом
телосложения, с другой, что противоречит теории Кречмера, в соответствии- с
которой шизотимический характер отличается от циклотимического в первую
очередь именно этими двумя характеристиками.
Наряду с критикой за слабую статистическую доказательность положений Э.
Кречмера многие авторы указывали и на неправомерность переноса
закономерностей, установленных в психиатрической клинике, на нормальную