ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.10.2020
Просмотров: 4763
Скачиваний: 5
178
Тем пераменты
Я идеали ст и иначе смотрю на мир...
, Р еб ен к о м “ — р а с ск а зы в ал он мне в один из следую щ и х д н е й ,— „я
се й ч ас ж е после еды, от ч асу до д ву х , у п р аж н я л с я на п ьянино. Если
я п лох о и гр а л , меня строго н аказы вал и . В д ва ч аса я о п я т ь уходил
в ш к о л у . С н ачала я долж ен был стать м узы кантом , но за т е м отец
за с т а в и л м ен я временно вступить в дело. Во врем я служ б ы я часто
тай ком заб ега л в монастырь и зан и м ался там м узы кой . Там б ы л а
се с т р а милосердия, имевш ая на меня больш ое вл ияни е. Eii бы ло за
сорок лет. К огда ее через три года п еревели, я сильно т о с к о в а л п
был в отчаянии. Я не был влюблен, но находил в ней д л я с е б я д у х о в
ную опору. Впервые я почувствовал, что меня лю бят. Я во всем п ер ед
ней исповеды вался.
К огда она уехала, у меня наступило страш ное в о зб у ж д е н и е, в
течение нескольких дней я находился в больнице. П осле этого я н и к ак
не мог освоиться с мыслью, что сестры со мной б ольш е
н ет. Я
был
совершенно подавлен этим.
В один прекрасный день я появился у нее в отдаленном го р о д е,
чтобы с неи проститься. Я был всецело в ее власти. „ Ф р а п ц “ — с к а з а л а
она
„если ты не можешь без меня ж ить, я иду с т о б о й " .
О н а с б е
ж ала из монастыря и пошла со мной.
С ф ев р ал я
по июнь мы жплп
вместе в уединенном уголке в горах.
Н ачало ее п р еб ы в ан и я у м еня
были самые спокойные дни моей жизни. Потом я ее п о ц е л о в а л , о щ у
тил сильное чувственное возбуж дение, но не тро гал е е . Э та н ем о л о д ая
уже женщина заменила мне мать такой, какой она д о л ж н а б ы л а бы
быть. „С естра, теперь вы останетесь у м еия“ — воскликнул я , „ я не могу
больше! . Я совершенно потерял голову, не зн а л , что творил. К р а с и в а я
природа оп ян яла м еня.—Я почувствовал, все это было у ’касиой ош и бкой ....
Я поехал с ней домой. Отец встретил меня на в о к з а л е .
Я бы л
внезапно схвачен людьми и связан ; меня реш или отп рави ть
в б о л ь
ницу. „Ь ы можете у ход и ть"— холодно ск а за л отец се стр е. Я н еи сто в
ствую . Я настолько вышел из себя, что все в доме п ер ек о л о ти л —все
на пол швырял!
Н есколько недель пребы вания в больн иц е. З атем о п я т ь н а по
п равку в горы . Н а этот раз совсем один. Т оска. Я не зн а л , где се стр а.
Я сам х о тел куда-нибудь в м онасты рь. П олное отсу тстви е д уховн ого
к о н так та с лю дьми, с семьей— вот что это было. К р ом е музы ки-— ни
чего. Т ак н елеп о все сложилось. С ексуальн о
я
то гд а не был е щ е д олж
ным образом п росвещ ен . С тех пор я все врем я б о л е н , в постоянном
бесп окой стве, тоск е и возбуж дении. Я впервы е п о ч у в ств о в ал , что лю
бовь и грает роль в
ж и з н и
ч еловека.
Шизоидные темпераменты
179
Я все ж е долж ен был учиться музыке. Если бы сестра была при
мне, я усп евал бы в зан я ти я х . Я находился вполне под ее влиянием,
не р е ш а л с я порвать отнош ения. Она ещ е в течение трех месяцев жила
у м еня, в консерватории в М. Мы вели вместе небольшое хозяйство,
о н а д л я меня вари ла. Отметки у .меня были очень хорош ие. Музыка
б ы л а д л я меня единственным п главнейшим. Меня манил большой го
род, я долж ен был посмотреть, как сживусь с людьми.
Н о вскоре все было кончено. В городе предо мною предстала совер
ш енно д р у га я карти н а
ж и з н и .
Я чувствовал,
что
сестра духовно слишком
п р о ста д л я м еня. О на была мало интеллигентна, но добросердечна, из
простои семьи. Она никогда ничего не видела, кроме
монастырских
ж ен щ и н . Я всегда н азы вал ее „ т е т е й -, „Мы должны р асстаться14 ска
з а л я ей. Этого не должно было случиться. Я был в ужасном настрое
нии н а Р ож дество, когда она в первый раз уш ла от меня. После р а з
л у к и я писал ей письма на 28 страницах, все на одну и ту же тему,
о том,
что мне
необходим
человек, с которым я был бы связан
ду х о вн о .
Д ва м есяц а сп устя после разлуки у меня создалась новая связь.
Я познаком и лся с певицей из церкви П етра. Это было сокровище; она,
к а к ан гел, вела м еня з а руку; искреннейш ее сущ ество.“
Т ут н ач ал ся опять психоз. У него появилось чувство, что сестра
зн а е т об его новой связи; он не был уверен,, что она не узнает об
этом . З а ним начали шпионить через хозяйку, через врача. «Я стра-
даЛ, к а к страдаю т одержимые манией преследования, с той только раз
ницей, что м еня действительно преследовали." Однажды
он
рассказал
д ев у ш к е всю правду о сестре.
„Я не сознавал, что д елал от беспокойства, занятия пришлось
п р е р в а т ь . Я поступил в санаторию и обратился к врачу по нервным
б олезн ям . У меня так много накопилось на душ е, что мне необходим
бы л ч еловек, котором у я все вы сказал бы. Д евуш ка навещ ала меня в
сан ато р и и . П риш ла ко мне раз и сестра но приглашению врача. Я ду
мал, что виной всем у сестра, был зол на нес, так что сначала не мог
го в о р и ть с ней. П оложение было очень тяж елое. Она видела, как я
бы л п ри вязан к девуш ке
ii
ласково разговаривала со мной. Мне не сле
д о в а л о о б р ащ аться ни к девуш ке, ни к с е с т р е ... ни к доктору... Сестра
с к а з а л а , что и и когда уж е больше не вернется ко мне и ушла в мона
сты р ь н а юг.—
Е сли и девуш ка меня теперь покинет, я совсем погибну. „Ты
м ен я не п они м аеш ь'-, говорил я девуш ке. Р аз она меня не понимает,
в о зл е м еня долж на быть опять сестра. Восемь или девять часов шел
я по зан есен ном у снегом ущелью к монастырю доброго П а с т ы р я . ..Я в
очень тяж ел ом душевном состоянии" ск азал я, „пусть се стр а в ы й д е т 11.
„Ф ран и , оставь м ен я" с к а за л а сестра, „ты ведь не од н и ". Б о л ь ш е я
с н ей говорить не мог. Е щ е три р а з а я силон проникал в м о н асты р ь
и у хо д и л обратно нп с чем. II я пош ел домой один.
Мы ещ е раз подчеркиваем,
что все э т о —дословно зап и сан н ы й
оригинальный
протокол г) устного р а с с к а за тяж ел о больного ш и зо ф р е
н ика во врем я вспышки его психоза. Мы ограничились то л ьк о т е м , что
немного систематизировали беспорядочно разбросанн ы е ф р азы и в ы п у
стили много несущ ественного; только в очень немногих м естах вм есто
оригинальных ф раз пациента коротко записан их смысл. В о б щ и х ч е р
т а х внешние события его жизни подтвердили нам родственники б о л ь
ного. Мы уже давно знаем эту семью, т а к к а к сестр а больного е щ е
раньш е лечилась у нас от простого гебеф ренпческого сл аб о у м и я. С ем ья
приблизительно такова, к ак ее описы вает пациент. Н е в о зм о ж н о , д а и
нет необходимости выяснять, насколько в подробностях его р а с с к а з а
действительность смеш ана с ф антазией. Мы п о льзуем ся им, к а к п с и х о
логическим протоколом, не для вы яснения истории ж изни б о л ь н о го , а
для знакомства с его переживаниями. Еслибы весь р ас ск а з был бредом
или вымыслом, чего в данном случае нет, то и тогда он был бы нам
не менее полезен.
Переживания этого ш изоф реника чрезвы чайно траги ч н ы и полны
паф оса. Н а одной стороне чувствительный и деали ст, н а д р у го й — г р у
б ая действительность. Побольше реальности, любви, ко н так та с людьми!
Ц елая цепь неудачных попыток приспособиться к д ей ст в и те л ьн о сти .
Осторожное продвижение щ упальцев и сейчас ж е з а этим к а ж д ы й р а з
снова судорожное болезненное стремление уйти
в
се б я , в о д и н о ч еств о.
Пет спокойного наблюдения, рассудительности, п р испособлени я. В с е или
ничего. М ечтательность, доходящ ая до эк ста за, а в следую щ ий м о м ен т
уж е
крайнее
охлаждение
и
обида.
Б ур н ы е а т т а к и , б у р н ы е к р у
ш ения, все новые и новые. Н о никогда спокойного п р од в и ж ен и я по
проторенному пути. Ф р а н ц Б л а у принадлеж ит к лю дям,
о к о то р ы х
мы сказали , что у них естественный тал ан т к трагическим п е р е ж и в а
ниям и которы х мы т а к часто встречаем особенно среди г ен и ал ь н ы х
ш и з о и д о в .
В зависимости от силы аф ф ек та , которы й к р о е т с я з а этими
широкими искаженными ж естам и, формы вы явлени я т а к и х лю дей п р о
и зводят на здоровы х впечатление то действительн о т р а г и ч е с к о г о , то
IgQ
Темпераменты
1
) Телеграфный стиль зависит от того, что при .переписке были отобраны
только особенно характерны е места.
Шизоидные темпераменты
181
к а ж у тся
„и сторически"
эксцентричными, позировкой.
У
С т р и н д -
б е р г а мы наблю даем совсем то же. Ясно выраженным этот тип бы
в а е т только у талантливы х люден. В ообщ е, только люди с художествен
ным даром слова могут дать нам описание такой шнзопдной установки
ж изни.
Ш изоф реники
среднего уровня не состоянии выразить в словах пе
реж иваем ы й ими конфликт, даж е если они его смутно ощущают.
По своей исихэстетическон пропорции этот патетический тип схо
д ен с двум я выше оинсаннымп; та ж е гпперэстезпя с ограниченным
ь р у ю м чувств и вы текаю щ ая из этого аутистическая
неспособность
о б
активного отнош ения к действительности и решительное тяготение
к нереальн ом у, к идеалу, абстракции, красоте и осмысленному, к созда
нию своего зам кнутого, тонкого, внутреннего мира. М ечтательно-элек
т и в н а я привязанность к отдельным личностям, резкое отталкивание
в сех прочих. Ш изоф ренические мыслительные механизмы, при помощи
котор ы х осущ ествляется эта аф ф ективная тенденция, тоже ясно выра
ж ены у Ф р а н ц а Б л а у ; мистическая романтичность, неопределен
н ость, .мягкое уклонение от конкретных вопросов. В чем же его идеал?
„ В о звы ш ен н о е“ . Звучное слово без содержания, но полное страстного
а ф ф е к т а . Этот абстрактны й идеал возникает здесь нз шизофренического
ассоцпацпонного м еханизм а с г у щ е н и я , родственного психологии сна:
л роти ка, рели ги я н искусство скомканы в лишенный контуров, но пол
ный чувства клубок представлении. В слове
возвышенное" для Блау
н еяс н о сливаю тся элементы представлений всех трех групп. Именно мисти
ч е с к о е смеш ение религии и сексуальности является, как известно, неотдели
мой частью содерж ания шизофренической мысли. По это только мимоходом.
Отличие патетического типа от д вух предыдущих заклю чается не
в
его
психэстетнческих свойствах, а в спле его импульсов, в его
„ интрапсихнческон активности41, в непреодолимой потребности к выяв
лен и ю аф ф е к та . Тонкие и в то ж е время и м п у л ь с п в и о - с л а б ы е
н а т у р ы , подобные И рене Г е р т е л ь нлп юному Г а н н е р у, уцелев
о т р азру ш ен и я эндогенным психозом, находят единственный остающийся
д л я тяж ел ы х гнпэрестетпков выход в примирении с реальной жизнью:
ти х и й , осторож ный уход
в
самого себя и в спокойную тихую среду,
к о то р а я не причиняет боли. Такое смирение возможно только для
им пульсивно слабых натур, а таких среди шизоидов очень много. Т р а
гизм так и х лю ден, к а к Франц Б л ау ,
в
том, что у нпх с и л ь н ы й т е м
п е р а м е н т , потребность в выявлении аф ф екта, в любви и соприкосно
вении с людьми. „Побольш е реального! Одна музыка не д ает счастья!"
] Г этот порыв толкает их беспощадно все на новые тернии жизни, для
которы х не созданы их нежные руки. Постоянно новые ранения и уколы.
З д есь б есп орн о
п гр ает
важ ную роль п биологическая
о сн ова
се к су а л ь н ы х
зад атк о в.
К то
подобно
нашим
первым
пац иентам ,
остается
неж но привязанны м к матери или, к а к И р ен а Б е р т е л ь , без
п отребности и способности к реальной влюбленности, мож ет д о в о л ь
ств о в аться любовью па расстоянии, мечтой любви
к
мимо п р ох одящ ем у
н е зн а к о м ц у , с которым он а никогда не р азго в ар и в ал а, так и е ш изоиды
могут б ез борьбы и конф ликта в тихом довольстве о ста в а тьс я в сто
роне от бушующей вокруг них жизни. Я знаю так и х ш изоидов, к о то
ры е со спокойным
бредом любви прожили
десятки
лет, ни
р азу
остро не заб олев. Люди же, которым, подобно Ф р а н ц у Б л а у ,
но
кап р и зу наследственности в их шизоидное предрасполож ение б ы ла в н е
се н а ж гучая агрессивная эротика, не могут ни см ири ться, ни тем
ме
нее найти счастье в реальном. Их психэстетическн повы ш енн ая т р е б о
вательность уже в зароды ш е отравляет им всякие д ру ж ески е ч ел ове-
чески-краспвые отношения.
Н а таких шизоидах с сильным темпераментом особенно я р к о п ро
является скачущий, альтернативный тип аф ф ективиости. Это м я ту щ ееся,
доведенное до судороги страстное самоизвинчиваине и вопли в состоянии
максимального исихэстетического аф ф ек та мы назы ваем паф осом .
Группа 2. Темпераменты холодны е и тупы е по преим ущ еству.
Тип холодного д е с п о т а (моральное слабоумие).
Э р а с т К а т т , 23-хлетний студент, п р еследует своих родителей
фанатической ненавистью и самой грубой руганы о, н азы вает своего
отца вероломным негодяем, м ать— продажной женщ иной, грозит избить
ее хлыстом, и, как только может, крадет и вы ж им ает из них деньги.
Их сущ ествование— постоянное мученичество, при чем они не могут
быть спокойными пи за один момент своей жизни. У матери на столе
леж ит бумажник с деньгами; мать сидит тут ж е . Сын, с папиросой во
рту, небрежно берет бумажник, вынимает все деньги, п ред назначенн ы е
для хозяйства, спокойно кладет ассигнации в кар м ан , а б ум аж ник в о з
в р ащ а ет матери. Отец не хочет платить его долги. Он б е р е т п а р у се
ребрян ы х л ож ек, тщ ательно осм атривает их пробу и п р я ч е т у себ я.
Он „к он ф и ск ует" все портативные вещ и в доме и не в о зв р а щ а е т их,
пока не исполнят его требований. П а угрозы полицией он то л ьк о по
жимает плечами, зн ая, что отец не зах о ч ет огласки. Он порочит без р а з
бора и к ельн ерш и интеллигентных молодых д ев у ш ек , ко то р ы х по
ночам приводит к себе, в родительский дом. В ответ на н его д о ван и е—
холодная ул ы б ка. Только когда его увещ еваю т р аб о тать , он приходит
в беш енство; после так и х выступлений, весь в п оту, поки дает ком нату.
j^g
-2
Т е м п е р а м е н т ы .............
....