Файл: Krechmer_E_Stroenie_tela_i_kharakter__1924.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.10.2020

Просмотров: 4363

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

178

Тем пераменты

Я   идеали ст  и  иначе  смотрю  на  мир...

, Р еб ен к о м  “ — р а с ск а зы в ал   он  мне  в  один  из  следую щ и х  д н е й ,— „я 

се й ч ас  ж е  после  еды,  от  ч асу   до  д ву х ,  у п р аж н я л с я   на  п ьянино.  Если 

я   п лох о  и гр а л ,  меня  строго  н аказы вал и .  В  д ва  ч аса  я   о п я т ь   уходил 

в   ш к о л у .  С н ачала  я   долж ен  был  стать  м узы кантом ,  но  за т е м   отец  

за с т а в и л   м ен я  временно  вступить  в  дело.  Во  врем я  служ б ы   я   часто 

тай ком   заб ега л   в  монастырь  и  зан и м ался  там  м узы кой .  Там  б ы л а 

се с т р а   милосердия,  имевш ая  на  меня  больш ое  вл ияни е.  Eii  бы ло  за 

сорок  лет.  К огда  ее  через  три  года  п еревели,  я   сильно  т о с к о в а л   п 

был  в  отчаянии.  Я  не  был  влюблен,  но  находил  в  ней  д л я  с е б я   д у х о в ­

ную  опору.  Впервые  я   почувствовал,  что  меня  лю бят.  Я  во  всем  п ер ед  

ней  исповеды вался.

К огда  она  уехала,  у  меня  наступило  страш ное  в о зб у ж д е н и е,  в 

течение  нескольких  дней  я   находился  в  больнице.  П осле  этого  я   н и к ак 

не  мог  освоиться  с  мыслью,  что  сестры   со  мной  б ольш е 

н ет.  Я  

был 

совершенно  подавлен  этим.

В  один  прекрасный  день  я   появился  у  нее  в  отдаленном   го р о д е, 

чтобы  с  неи  проститься.  Я  был  всецело  в  ее  власти.  „ Ф р а п ц “ — с к а з а л а  

она 

„если  ты  не  можешь  без  меня  ж ить,  я   иду  с  т о б о й " . 

О н а  с б е ­

ж ала  из  монастыря  и  пошла  со  мной. 

С  ф ев р ал я 

по  июнь  мы  жплп 

вместе  в  уединенном  уголке  в  горах. 

Н ачало  ее  п р еб ы в ан и я   у   м еня 

были  самые  спокойные  дни  моей  жизни.  Потом  я   ее  п о ц е л о в а л ,  о щ у ­

тил  сильное  чувственное  возбуж дение,  но  не  тро гал   е е .  Э та  н ем о л о д ая 

уже  женщина  заменила  мне  мать  такой,  какой   она  д о л ж н а  б ы л а   бы 

быть.  „С естра,  теперь  вы  останетесь  у  м еия“ — воскликнул  я ,   „ я   не  могу 

больше!  .  Я   совершенно  потерял  голову,  не  зн а л ,  что  творил.  К р а с и в а я  

природа оп ян яла м еня.—Я  почувствовал,  все  это  было  у ’касиой ош и бкой ....

Я   поехал  с  ней  домой.  Отец  встретил  меня  на  в о к з а л е . 

Я   бы л 

внезапно  схвачен  людьми  и  связан ;  меня  реш или  отп рави ть 

в  б о л ь ­

ницу.  „Ь ы   можете  у ход и ть"— холодно  ск а за л   отец   се стр е.  Я   н еи сто в ­

ствую .  Я   настолько  вышел  из  себя,  что  все  в  доме  п ер ек о л о ти л   —все 
на  пол  швырял!

Н есколько  недель  пребы вания  в  больн иц е.  З атем   о п я т ь   н а   по­

п равку  в  горы .  Н а   этот  раз  совсем  один.  Т оска.  Я   не  зн а л ,  где  се стр а. 

Я   сам  х о тел   куда-нибудь  в  м онасты рь.  П олное  отсу тстви е  д уховн ого 

к о н так та  с  лю дьми,  с  семьей— вот  что  это  было.  К р ом е  музы ки-— ни­

чего.  Т ак  н елеп о  все  сложилось.  С ексуальн о 

я

  то гд а  не  был  е щ е   д олж ­

ным  образом   п росвещ ен .  С  тех  пор  я   все  врем я  б о л е н ,  в  постоянном  

бесп окой стве,  тоск е  и  возбуж дении.  Я   впервы е  п о ч у в ств о в ал ,  что  лю ­

бовь  и грает  роль  в 

ж и з н и  

ч еловека.


background image

Шизоидные  темпераменты

179

Я   все  ж е  долж ен  был  учиться  музыке.  Если  бы  сестра  была  при 

мне,  я   усп евал  бы  в  зан я ти я х .  Я   находился  вполне  под  ее  влиянием, 

не  р е ш а л с я   порвать  отнош ения.  Она  ещ е  в  течение  трех  месяцев  жила 

у  м еня,  в  консерватории  в  М.  Мы  вели  вместе  небольшое  хозяйство, 

о н а   д л я   меня  вари ла.  Отметки  у  .меня  были  очень  хорош ие.  Музыка 

б ы л а  д л я   меня  единственным  п  главнейшим.  Меня  манил  большой  го­

род,  я   долж ен  был  посмотреть,  как  сживусь  с  людьми.

Н о  вскоре  все  было  кончено.  В  городе  предо  мною  предстала  совер­

ш енно  д р у га я   карти н а 

ж и з н и .  

Я   чувствовал, 

что 

сестра духовно  слишком 

п р о ста  д л я   м еня.  О на  была  мало  интеллигентна,  но  добросердечна,  из 

простои   семьи.  Она  никогда  ничего  не  видела,  кроме 

монастырских 

ж ен щ и н .  Я   всегда  н азы вал  ее  „ т е т е й -,  „Мы  должны  р асстаться14  ска­

з а л   я   ей.  Этого  не  должно  было  случиться.  Я   был  в  ужасном  настрое­

нии  н а  Р ож дество,  когда  она  в  первый  раз  уш ла  от  меня.  После  р а з­

л у к и   я   писал  ей  письма  на  28  страницах,  все  на  одну  и  ту  же  тему,

о  том, 

что  мне 

необходим 

человек,  с  которым  я   был  бы  связан 

ду х о вн о .

Д ва  м есяц а  сп устя  после  разлуки  у  меня  создалась  новая  связь. 

Я   познаком и лся  с  певицей  из  церкви  П етра.  Это  было  сокровище;  она, 

к а к   ан гел,  вела  м еня  з а   руку;  искреннейш ее  сущ ество.“

Т ут  н ач ал ся  опять  психоз.  У  него  появилось  чувство,  что  сестра 

зн а е т   об  его  новой  связи;  он  не  был  уверен,,  что  она  не  узнает  об 

этом .  З а   ним  начали  шпионить  через  хозяйку,  через  врача.  «Я  стра- 

даЛ,  к а к   страдаю т  одержимые  манией  преследования,  с  той  только  раз­

ницей,  что  м еня  действительно  преследовали."  Однажды 

он

  рассказал 

д ев у ш к е  всю  правду  о  сестре.

„Я   не  сознавал,  что  д елал  от  беспокойства,  занятия  пришлось 

п р е р в а т ь .  Я   поступил  в  санаторию   и  обратился  к  врачу  по  нервным 

б олезн ям .  У  меня  так   много  накопилось  на  душ е,  что  мне  необходим 

бы л  ч еловек,  котором у  я   все  вы сказал  бы.  Д евуш ка  навещ ала  меня  в 

сан ато р и и .  П риш ла  ко  мне  раз  и  сестра  но  приглашению  врача.  Я   ду­

мал,  что  виной  всем у  сестра,  был  зол  на  нес,  так  что  сначала  не  мог 

го в о р и ть  с  ней.  П оложение  было  очень  тяж елое.  Она  видела,  как  я 

бы л  п ри вязан   к  девуш ке 

ii 

ласково  разговаривала  со  мной.  Мне  не сле­

д о в а л о   о б р ащ аться  ни  к  девуш ке,  ни  к  с е с т р е ...  ни  к  доктору...  Сестра 

с к а з а л а ,  что  и и когда  уж е  больше  не  вернется  ко  мне  и  ушла  в  мона­

сты р ь   н а  юг.—

Е сли   и  девуш ка  меня  теперь  покинет,  я   совсем  погибну.  „Ты 

м ен я  не  п они м аеш ь'-,  говорил  я   девуш ке.  Р аз  она  меня  не  понимает, 

в о зл е  м еня  долж на  быть  опять  сестра.  Восемь  или  девять  часов  шел


background image

я   по  зан есен ном у  снегом  ущелью   к  монастырю  доброго  П а с т ы р я .  ..Я   в 

очень  тяж ел ом   душевном  состоянии"  ск азал   я,  „пусть  се стр а  в ы й д е т 11. 

„Ф ран и ,  оставь  м ен я"  с к а за л а   сестра,  „ты  ведь  не  од н и ".  Б о л ь ш е   я  

с  н ей   говорить  не  мог.  Е щ е  три  р а з а   я   силон  проникал  в  м о н асты р ь 

и  у хо д и л  обратно  нп  с  чем.  II  я  пош ел  домой  один.

Мы  ещ е  раз  подчеркиваем, 

что  все  э т о —дословно  зап и сан н ы й  

оригинальный 

протокол  г)  устного  р а с с к а за   тяж ел о   больного  ш и зо ф р е ­

н ика  во  врем я  вспышки  его  психоза.  Мы  ограничились то л ьк о   т е м ,  что 

немного  систематизировали  беспорядочно  разбросанн ы е  ф р азы   и  в ы п у­

стили  много  несущ ественного;  только  в  очень  немногих  м естах   вм есто 

оригинальных  ф раз  пациента  коротко  записан  их  смысл.  В   о б щ и х   ч е р ­

т а х   внешние  события  его  жизни  подтвердили  нам  родственники  б о л ь ­

ного.  Мы  уже  давно  знаем  эту  семью,  т а к   к а к   сестр а  больного  е щ е  

раньш е  лечилась  у  нас  от  простого  гебеф ренпческого  сл аб о у м и я.  С ем ья 

приблизительно  такова,  к ак   ее  описы вает  пациент.  Н е в о зм о ж н о ,  д а   и 

нет  необходимости  выяснять,  насколько  в  подробностях  его  р а с с к а з а  

действительность  смеш ана  с  ф антазией.  Мы  п о льзуем ся  им,  к а к   п с и х о ­

логическим  протоколом,  не  для  вы яснения  истории  ж изни  б о л ь н о го ,  а  

для  знакомства  с  его  переживаниями.  Еслибы   весь  р ас ск а з  был  бредом  

или  вымыслом,  чего  в  данном  случае  нет,  то  и  тогда  он  был  бы  нам 

не  менее  полезен.

Переживания  этого  ш изоф реника  чрезвы чайно  траги ч н ы   и  полны  

паф оса.  Н а  одной  стороне  чувствительный  и деали ст,  н а   д р у го й — г р у ­

б ая  действительность.  Побольше  реальности,  любви,  ко н так та  с  людьми! 

Ц елая  цепь  неудачных  попыток  приспособиться  к  д ей ст в и те л ьн о сти . 

Осторожное  продвижение  щ упальцев  и  сейчас  ж е  з а   этим  к а ж д ы й   р а з  

снова  судорожное  болезненное  стремление  уйти 

в  

се б я ,  в  о д и н о ч еств о. 

Пет  спокойного  наблюдения,  рассудительности,  п р испособлени я.  В с е   или 

ничего.  М ечтательность,  доходящ ая  до  эк ста за,  а   в  следую щ ий  м о м ен т 

уж е 

крайнее 

охлаждение 

и 

обида. 

Б ур н ы е  а т т а к и ,  б у р н ы е  к р у ­

ш ения,  все  новые  и  новые.  Н о  никогда  спокойного  п р од в и ж ен и я  по 

проторенному  пути.  Ф р а н ц   Б л а у   принадлеж ит  к  лю дям, 

о  к о то р ы х  

мы  сказали ,  что  у  них  естественный  тал ан т  к  трагическим   п е р е ж и в а ­

ниям  и  которы х  мы  т а к   часто  встречаем   особенно  среди  г ен и ал ь н ы х  

ш и з о и д о в .  

В  зависимости  от  силы  аф ф ек та ,  которы й  к р о е т с я   з а   этими 

широкими  искаженными  ж естам и,  формы  вы явлени я  т а к и х   лю дей   п р о ­

и зводят  на  здоровы х  впечатление  то  действительн о  т р а г и ч е с к о г о ,  то

IgQ 

Темпераменты

1

)  Телеграфный  стиль  зависит  от  того,  что  при .переписке  были  отобраны

только  особенно  характерны е  места.


background image

Шизоидные  темпераменты

181

к а ж у тся  

„и сторически" 

эксцентричными,  позировкой. 

У 

С т р и н д -  

б е р г а   мы  наблю даем  совсем  то  же.  Ясно  выраженным  этот  тип  бы­

в а е т   только  у  талантливы х  люден.  В ообщ е,  только люди  с  художествен­

ным  даром  слова  могут  дать  нам  описание  такой  шнзопдной  установки 

ж изни. 

Ш изоф реники

  среднего  уровня не  состоянии выразить  в  словах  пе­

реж иваем ы й  ими  конфликт,  даж е  если  они  его  смутно  ощущают.

По  своей  исихэстетическон  пропорции  этот  патетический  тип  схо­

д ен   с  двум я  выше  оинсаннымп;  та  ж е  гпперэстезпя  с  ограниченным 

ь р у ю м   чувств  и  вы текаю щ ая  из  этого  аутистическая 

неспособность

 

о б

  активного  отнош ения  к  действительности  и  решительное  тяготение 

к   нереальн ом у,  к  идеалу,  абстракции,  красоте  и  осмысленному, к  созда­

нию  своего  зам кнутого,  тонкого,  внутреннего  мира.  М ечтательно-элек­

т и в н а я   привязанность  к  отдельным  личностям,  резкое  отталкивание 

в сех   прочих.  Ш изоф ренические  мыслительные  механизмы,  при  помощи 

котор ы х  осущ ествляется  эта  аф ф ективная  тенденция,  тоже  ясно  выра­

ж ены   у  Ф р а н ц а   Б л а у ;   мистическая  романтичность,  неопределен­

н ость,  .мягкое  уклонение  от  конкретных  вопросов.  В  чем  же  его  идеал?

„ В о звы ш ен н о е“ .  Звучное  слово  без  содержания,  но  полное  страстного 

а ф ф е к т а .  Этот  абстрактны й  идеал  возникает  здесь  нз  шизофренического 

ассоцпацпонного  м еханизм а  с г у щ е н и я ,   родственного  психологии  сна: 

л роти ка,  рели ги я  н  искусство  скомканы  в  лишенный  контуров,  но  пол­

ный  чувства  клубок  представлении.  В  слове 

возвышенное"  для  Блау 

н еяс н о   сливаю тся элементы  представлений  всех  трех  групп.  Именно  мисти­

ч е с к о е  смеш ение религии и сексуальности является, как  известно, неотдели­

мой частью  содерж ания шизофренической мысли.  По  это только мимоходом.

Отличие  патетического  типа  от  д вух  предыдущих  заклю чается  не 

в 

его 

психэстетнческих  свойствах,  а   в  спле  его  импульсов,  в  его 

„ интрапсихнческон  активности41,  в  непреодолимой  потребности  к  выяв­

лен и ю   аф ф е к та .  Тонкие  и  в  то  ж е  время  и м п у л ь с п  в и о - с  л а  б ы е 

н а т у р ы ,   подобные  И рене  Г е р т е л ь   нлп  юному  Г а н н  е р  у,  уцелев 

о т   р азру ш ен и я  эндогенным  психозом,  находят единственный  остающийся 

д л я   тяж ел ы х   гнпэрестетпков  выход  в  примирении  с  реальной  жизнью: 

ти х и й ,  осторож ный  уход 

в 

самого  себя  и  в  спокойную  тихую  среду, 

к о то р а я  не  причиняет  боли.  Такое  смирение  возможно  только  для 

им пульсивно  слабых  натур,  а  таких  среди  шизоидов  очень  много.  Т р а­

гизм   так и х   лю ден,  к а к   Франц  Б л ау , 

в 

том,  что  у  нпх  с и л ь н ы й   т е м ­

п е р а м е н т ,   потребность  в  выявлении  аф ф екта,  в  любви  и  соприкосно­

вении  с  людьми.  „Побольш е  реального!  Одна  музыка не  д ает  счастья!"

] Г  этот порыв  толкает  их  беспощадно  все  на  новые  тернии  жизни,  для 

которы х  не  созданы   их  нежные руки.  Постоянно  новые  ранения  и  уколы.


background image

З д есь  б есп орн о 

п гр ает 

важ ную   роль  п  биологическая 

о сн ова 

се к су а л ь н ы х  

зад атк о в. 

К то 

подобно 

нашим 

первым 

пац иентам , 

остается 

неж но  привязанны м  к  матери  или,  к а к   И р ен а  Б е р т е л ь ,   без 

п отребности  и  способности  к  реальной  влюбленности,  мож ет  д о в о л ь ­

ств о в аться  любовью  па  расстоянии,  мечтой  любви 

к

  мимо  п р ох одящ ем у  

н е зн а к о м ц у ,  с  которым  он а  никогда  не  р азго в ар и в ал а,  так и е  ш изоиды  

могут  б ез  борьбы  и  конф ликта  в  тихом  довольстве  о ста в а тьс я   в  сто­

роне  от  бушующей  вокруг  них  жизни.  Я   знаю   так и х   ш изоидов,  к о то ­

ры е  со  спокойным 

бредом  любви  прожили 

десятки 

лет,  ни 

р азу 

остро  не  заб олев.  Люди  же,  которым,  подобно  Ф р а н ц у   Б л а у ,  

но 

кап р и зу   наследственности  в  их  шизоидное  предрасполож ение  б ы ла  в н е­

се н а  ж гучая  агрессивная  эротика,  не  могут  ни  см ири ться,  ни  тем 

ме­

нее  найти  счастье  в  реальном.  Их  психэстетическн  повы ш енн ая  т р е б о ­

вательность  уже  в  зароды ш е  отравляет  им  всякие  д ру ж ески е  ч ел ове- 

чески-краспвые  отношения.

Н а  таких  шизоидах  с  сильным  темпераментом  особенно  я р к о   п ро­

является  скачущий,  альтернативный  тип  аф ф ективиости.  Это  м я ту щ ееся, 

доведенное  до  судороги  страстное  самоизвинчиваине  и  вопли в  состоянии 

максимального  исихэстетического  аф ф ек та  мы  назы ваем   паф осом .

Группа  2.  Темпераменты  холодны е  и  тупы е  по  преим ущ еству.

Тип  холодного  д е с п о т а   (моральное  слабоумие).

Э р а с т   К а т т ,   23-хлетний  студент,  п р еследует  своих  родителей 

фанатической  ненавистью  и  самой  грубой  руганы о,  н азы вает  своего 

отца  вероломным  негодяем,  м ать— продажной женщ иной,  грозит  избить 

ее  хлыстом,  и,  как  только  может,  крадет  и  вы ж им ает  из  них  деньги. 

Их  сущ ествование— постоянное  мученичество,  при  чем  они  не  могут 

быть  спокойными  пи  за  один  момент  своей  жизни.  У  матери  на  столе 

леж ит  бумажник  с  деньгами;  мать  сидит  тут  ж е .  Сын,  с  папиросой  во 

рту,  небрежно  берет  бумажник,  вынимает  все  деньги,  п ред назначенн ы е 

для  хозяйства,  спокойно  кладет  ассигнации  в  кар м ан ,  а   б ум аж ник  в о з­

в р ащ а ет  матери.  Отец  не  хочет  платить  его  долги.  Он  б е р е т   п а р у   се­

ребрян ы х  л ож ек,  тщ ательно  осм атривает  их  пробу  и  п р я ч е т   у  себ я. 

Он  „к он ф и ск ует"  все  портативные  вещ и  в  доме  и  не  в о зв р а щ а е т   их, 

пока  не  исполнят  его  требований.  П а  угрозы   полицией  он  то л ьк о   по­

жимает  плечами,  зн ая,  что  отец не  зах о ч ет  огласки.  Он  порочит  без  р а з ­

бора  и  к ельн ерш   и  интеллигентных  молодых  д ев у ш ек ,  ко то р ы х   по 

ночам  приводит  к  себе,  в  родительский  дом.  В  ответ  на  н его д о ван и е— 

холодная  ул ы б ка.  Только  когда  его  увещ еваю т  р аб о тать ,  он  приходит 

в  беш енство;  после  так и х   выступлений,  весь  в  п оту,  поки дает  ком нату.

j^g

-2

 

Т е м п е р а м е н т ы .............  

....