Файл: Krechmer_E_Stroenie_tela_i_kharakter__1924.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.10.2020

Просмотров: 4762

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

Шизоидные  темпераменты

Его  зан яти я  соверш енно  хаотичны,  бесцельны.  Он  побывал  уже 

н а   вссх  ф а к у л ь те та х ,  все  слуш ал:  н  философию,  и 

п с и х о л о г и ю

и

 

эсте­

ти ку,  бездельничал  и  ничего  не  достпг.  Дообеденное  время  он  большей 

u c ib io   проводит  во  сн е.  В  конце  концов  пришел  к  заключению,  что  он 

исклю чительный  человек  и  что  обычная  жизнь  не  для  него.  Он  решил 

ста ть   актером .

Вне  дома  он  соверш енно  нной.  Вполне  владеет  собой,  бывает 

крайн е  любезным,  слывет  человеком  с  хорошими  манерами,  светским, 

любим  в  товарищ еском  кругу;  его  считают 

д у ш о й  

общества.  В  его 

отнош ениях  к 

молодым

  женщ инам  есть  что-то  подкупающее,  со 

мно­

гими  пз  них  он  состоит  в  ножной  переписке.  Всегда  с  моноклем.  Про­

я в л я е т   поразительную   слабость  к  родовитым  знакомым;  старается  пока­

за т ь ,  что  п  сам  он  дворянского  происхождения.  „Я  не  могу  вращ аться 

в  к р у гу ,  в  котором  ж ивут  мои  родители1*. 

Его  политические  взгляды 

до  крайности  консервативны,  резко 

отрицательны.

  Временами  у  нею  

п о я в л я етс я   ф ан тази я  разы гры вать  пролетария,  который  с  удовольствием 
..п ер естр ел ял   б и “  всю  бурж уазию .

Однажды  Э р н с т   К  а т  т   сам  появился  у  нас.  Худая  жилистая 

ф и гур а.  Лпцо  очень  длинное  и  бледное,  худое,  спокойное,  каменное. 

Н и каки х   ж естов. 

М анера  держ аться  небрежная,  аристократическая. 

Т у ск л ая, 

тихая,

  соверш енно  без  акцента речь.  По  временам  какая-то  не­

подвиж ность,  напыщ енность, с т р а н н о е  выражение. Когда  он долго  гово­

рит.  ход  мыслей  д ел ается  соверш енно  бессвязным.  Получается  впеча­

т л е н и е ,  что  мысль  ускользает  от  него,  пока  он 

с т р о и т  

предложения. 

Н а   конкретны х  вопросах  он  не  останавливается,  он  всегда  уклоняется 

на  о б щ ее ,  абстрактное;  идеалистические  разговоры  о  личности,  о  миро­

воззрен и и,  о  психологии,  искусстве,  следуют  один  за  другим  бесцельно 

нагром ож денны е,  об р азу я  какой-то  хаос,  то  хоть  кое  как  связанные, 

то  п ер ескак и в ая  от  одного  незаконченного  предложения  к  другому. 

„Я   создан  д ля  конф ликтов11.  „Я  стою 

и с к л ю ч и т е л ь н о  

на  духовной  поч­

ве 

„Д уховно  я   вполне  созн ателен “.

По  холодности  чувств  и  равнодушию  едва  ли  возможно  превзойти 

его.  II  в  то  же  время  проглядывает  душ евная  пустота,  надорванность 

с  отголоском  отчаяния  и  трагического  чувства.  Внутренняя  безнадеж­

ность  и  расщ епленность,  как  он  говорит.  Его  тян ет  „к  спорту,  сцене, 

психологии14.  Только  никаких  занятий  из-за  куска  хлеба.  Ничего  такого, 

что  „доступно  и  другим ".  Родители  постоянно  мешают  разверн уться 

его  личности.  Они  обязаны   доставлять  ему  средства,  необходимые  для 

г о ю ,  чтобы  иметь  возможность  жить  в  своей  „сф ере”  т.  е.  в  избало­

ванной,  соответствую щ ей 

его

  художественным  наклонностям  среде.  Он


background image

ничего  ые  м ож ет  добиться. 

Н еспособен  чувствовать  себя  самим  собой . 

Л учш е  было  бы   ему  у ех ать.  У  него  „потребность  в ы яви ться» ,  п о тр е б ­

н о с т ь  

в  

к р а с о те ,  в  общ ении  .с  людьми41.  Он 

пиш ет  много  писем . 

По 

ч увство  в  нем  соверш енно  умерло.  Он  ведет  „чисто  и скусствен н у ю  

жизнь*1  то л ьк о   для  того,  чтобы  насильно  как  ннбудь  себ я  со ц и ал ьн о  

вместить, 

самому  что  нибудь  испытать,  как-нибудь  в ы я в и т ь с я 1-.  Он 

разразился 

судорожным  рыданием. 

„Во  мне  нет  ч ел о веч еск о го ,  иет 

общ ественн ого. 11

В   нем  никогда  не  было  юмора,  он  это  сим  ч увствует,  и  н и к а к   не 

может 

зан ять ся  чем  либо,  кроме  своей  собственной  личности. 

„М ир 

д ля  меня  театр,  в  котором  я   играю  только  себя  сам ого11.  Д рузей   у  него 

никогда  не  было,  ничто  молодое  его  не  п ри вл ек ает. 

Он  н икогда  не 

был  серьезно  влюблен  в  женщину.  Много  жил  половой  ж нзны о,  но  д у ­

шевно  оставался  при  этом  холодным:  „Для  меня  это  только  су д о р о ж н ая 

попытка  освободиться  от  самого  с е б я .11  В се  прочее  в  жизни  „ т е х н и к а "  

„плутни11,  внешне  холодные  уловки,  по  театральном у  не  н а с т о я щ е е . 

У  него  сохранилось  сильное  влечение  к  эстети ческом у,  особен н о  к 

театру  и  музыке.  „Х орош ая  музы ка  за б а в л я е т   его .11

Он  носит  маску  интересного, 

избалованного 

о с т р я к а , 

которы й 

стоит  выше 

ж и з н и . 

Иногда  он  вдруг  говорит:  „ Я   ш у т .“

Прежде  Э р н с т   К а т т   был  совсем  другим:  слабым,  спокойны м , 

избалованным  ребенком.  Его  отец  рассказал   нам  об  этом  сл ед у ю щ ее: 

мальчик  был  одним  из  лучш их  учеников.  В  его  х а р а к т е р е   н а р я д у   с 

явно  выраженной  добросовестностью  были  особенно  зам етн ы   с о в е р ­

шенно  несоответствующие  возрасту  серьезность,  ч р езм е р н а я  о сн о в ател ь ­

ность  и  энергия  в  работе.  Это  несловоохотливое,  б езр ад остн ое,  н ео б щ и ­

тельное  сущ ество  уже  тогда  давало  основания  для  заб оты .

В  остальном  это  был  добросердечный,  послуш ный,  особенно  н е ж ­

ный  по  отношению  к  матери,  приветливый  мальчик.  Н асту п лен и е  п о л о ­

вой  зрелости  запоздало,  он  долго  не  испытывал  никакого  ч у в с тв а  „к 

д еву ш кам 11.  Когда  он  был  в  последних  кл ассах   гимназии,  н астуиило 

постепенное,  поразительное  изменение  всего  его  су щ еств а.  Он  с д е л а л с я  

нелюдимым,  резко  нервным  и  странно  ппохоидричным.  У сидчивость  п 

способность  к  умственной  работе  начали  ясно  убы вать.  В м есто  с е р ь е з ­

ных  зан яти и  

началось  поверхностное 

чтение,  безбреж н ое  ф и лософ ­

ствование  и  негодны е  писательские  попытки.  Ф аустовское  н астр о ен и е. 

С традал  уход  з а   телом.  Приходилось его  насильно  за с та в л я ть   у м ы ваться 

и  причесы ваться.  Целыми  часами  он  просиживал  м ечтательн о  и  вяло. 

К ое  к а к   сданный  окончательны й  экзам ен   сильно  не  о п р авд ал   в о з л а г а в ­

шихся  на  него  преж де  надеж д.

Темпераменты ______ ___ _____ ____ 

___


background image

К   этому  ж е  времени  изменился  у  него  и  характер.  П режде  доб­

родуш ны й,  спокойный  юноша,  стал  недовольным,  брюзгливым,  упрямым 

н  грубы м .  Он  ненавидел  отца.  В  течение  долгого  времени  ещ е  сохра* 

пял  неж ную   привязанность  к   матери  и  сестре, 

которая  вышла  затем 

з а м у ж   н  ум ерла  вскоре  от  туб ер ку л еза.  Затем  у  него  появились  идеи 

р евн ости   к  муж у  покойной  сестры,  он  обвинял  родителей  в  смерти  ее, 

н а ч а л   п ресл ед овать  ф анатической  ненавистью  

и

  мать. 

II  по  спю  пору  у

 

н его   временами  появлялись  признаки  прежней  нежности.  „Любовь  к 

м атери   б ы ла  последней  опорой,  которая  у  него  оставалась".

И н тересн о  познакомиться  с  семьёй  отца.  Сестра  последнего  в 

п ер п о д е  полового  созревани я  заб олела  душевным  расстройством  с  боль­

шим  возбуж дением .  С  тех   пор  она  возбуж дена,  злобна,  мучит  окру ж а­

ю щ их.  Б р а т   отц а  был  прекрасным  учеником,  в  университете  внезапно 

соверш ен н о  утратил  энергию  к  занятиям,  не  достиг никакого обществен­

ного  полож ения,  относился • враждебно  к  своим  родителям,  а  нозже  жил 

б езм я теж н о   и  без  всяких  занятии,  как  взбалмошный  чудак.  Племянник 

отц а  (сы н  сестры )  был  ненормален  и  ничего  не  достиг.

При  сравнении  подобного  случ ая  с  предыдущими  у  нас  прежде 

в сего  возн и кает  невольно  вопрос:  принадлежат  ли  все  эти  индивиду­

а л ь н ы е   портреты   к  биологически  сдпной  форме  пли  хотя  бы  только  к 

д о   н еко торой   степени  родственным  формам.  Что  общего  у  этого  совер­

ш енно  бессты дного,  холодного  циника,  жестокого,  опасного  тирана 
свои х  родителей  с  темн 

тонкими, 

добродушными, 

идеалистическими 

лю дьми,  которы х  мы  описывали  до  сих  нор?  Мы,  конечно,  не  станем 

у т в е р ж д а т ь ,  что  ш изоф реническая,  т.  е.  ш изоидная  форма  обязательно 

п р е д с т а в л я е т   биологически  нечто  единое.  .Мы  здесь  только  проверяем 

вопрос,  придем  ли  мы  в  качестве  критических  эмпириков  к  тому  же 

п о д раздел ен и ю   отдельных  психологических  типов,  какое  мы  большей 

ч астью   склонны   д ел ать  интуитивно.

Н е   без  н ам ерения  я   привел  рядом  последние  два  случая.  Они 

н а в о д я т   нас  н а  следую щ ие  мысли:  как 

это. 

случилось,  что  нежный  и де­

а л и с т   Ф р а н ц   Б л а у   был  сыном  холодного  деспота? 

II  каким  обра­

зом  холодны й  тиран  Э р н с т   К а т г  

в

  юности  был  кротким  нежным 

ребен ком ?  Эту  своеобразную   связь  между  наследственностью   и  строе­

нием  личности  мы  часто  встречаем  в  области  шизофрении.  Мы  должны 

эту  с в я зь   п ризнать  именно  потому,  что  она  так  неожиданна,  потому 

что  то л ьк о   опыт  п оказал  ее  нам,  потому  что  спекулятивной, 

психоло­

ги ч еск о й   дедукцией  мы  бы  никогда  ее  не  обнаружили.  Это  так   же 

мало  возможно  было  бы,  к а к   трудно  было  бы  предположить,  что  мания 

и  .меланхолия  имеют  между  собой  какую -нибудь  внутреннюю  связь.

Шизоидные  темпераменты 

185


background image

Темпераменты

П аш   п ац иент  до  периода  полового  со зреван и я  в  главны х  своих 

ч е р т а х   вполне  соответствовал  шизоидному  прэпсихотпческому  главном у 

типу  ч увстви тельн о-аф ф екти вн о-вялого  образцового  р е б е н к а .  То,  что 

с  ним  произош ло  в  п ериод  полового  созревани я,  н ельзя  сч и тать  т я ж е ­

лым  ш изоф реническим   психозом,  но  в  связи  с  его  н асл ед ствен н остью  

мы 

вправе 

это 

рассм атривать, 

к а к   биологический  эк в и в ал ен т  ш и­

зоф рен и ческого 

процесса. 

Л ичность, 

возникш ую 

после 

э т о г о , 

со 

строго  теоретической  точки  зрения,  должно  рассм атривать,  к а к   пост- 

психотическую .

К а к   будто  пропасть  разделяет  его  личность  до  и  после  полового 

созревани я.  II  все  таки  это  п ревращ ение 

не  я в л я е тся   р азр ы в о м   с 

преж ней  личностью,  а  только  дальнейшим  п  р о д в и  ж   е  н  и с  м  п  с и  х- 

э с т е т и ч е с к о й   п р о п о р ц и и .   П рисм атриваясь  более  вн и м ател ьн о , 

мы  находим  и  в  позднейшей  картине  этого  грубого, 

ц и н и ч н о г о  

д е с п о т а  

ещ е  множество  черт,  характерны х  для  тонких  ирэпспхотиков: 

о п р е д е ­

ленно  выраженный  вкус  к  ари стократи ческом у;  стрем лен ие  с о зд ать  

сантиментальную, 

худож ественно-музыкальную   внутренню ю  

ж и зн ь   в 

стороне  от  грубой  жизни  обыкновенных  средних  люден  и 

с о х р а н и в ­

шиеся  до  последнего  времени  намеки  на  мечтательно  электи вн ую   н е ж ­

ность  к  отдельным  лицам,  особенно  ж е  х ар а к тер н о е  ц ен л яи н е  з а   и деал  

матери.  Ещ е  и  в  этой 

почти 

уж е  засты вш ей  психике  мы  н аходим  

последние  отголоски  того  же  трагического  конф ликта,  ко то ры й   мы  н а ­

блюдали  у  нашего  патетического  идеалиста,  то  же  давш ее  г о р ь к о е   р а ­

зочарование 

стремление  выявить 

себ я, 

стрем ление  к   к р а с о т е   и  к 

общению  с  людьми;  с  плачем  вы рвавш ееся  признание:  ,,во  мне  нет 

человеческого1-.  Все  уменьшающимся  остатком  ч увстви тельн ости  

он 

ощ ущ ает  неудержимо  прогрессирующ ий  процесс  своего  д у ш евн ого   о х л а ­

ж дения,  против  которого  он  не  в  силах  бороться.  „Ч увство  

совершенно 

ум ерло“.  Сущ ествование,  которое  он  вед ет— это  „чисто  и с к у с с т в е н н а я  

ж изнь“ .  В  пром еж утках  судорожны е  попытки 

жить  сильно,  молодо, 

н аслаж даться,  защ итить  себя  от  м ертвящ его  охлаж ден и я. 

II  сн о в а  по­

груж ение  „в  душ евную   безнадеж ность  и  расщ епленность'*.  Р а в н о д у ш н о ­

ш утли вая  попы тка  ещ е  раз  создать  из  холодного  „н и ч то 11  и  о статков 

тонкого  чувства  стильную  картину  личности.  В  зак л ю ч ен и е  т р а г и ч е ­

ск ая  гр и м аса:— „Я   ш у т .11

Г е  л ь д  е р л и н  умер  духовной 

смертью   ш и зоф р ен и ка  к р аси вее, 

но  не  иначе. 

Нам 

опять  приходят  на  п ам ять  его  стихи, 

к о то р ы е  мы 

процитировали  выш е.  Е м у  выпал  более  счастливы й  ж ребий:  п о сле  к о ­

роткого  п ереходного  п ериода,  он  впал  в 

глубокое  су м ер еч н о е  сл аб о ­

умие.  Э р н с т   К а т т ,   н апротив,  идя  к  кататон ии ,  о стан о в и л ся  н а  полу-


background image

л

 ути.  П ока,  во  всяком  сл у ч ае;  а  может  быть  и  на  долго.  Такие  ш и­

зоиды   наи более  несчастны :  у  них  сохран яется  к ак   раз  столько  тон ­

кости  чувства,  чтобы  ощ ущ ать,  как  онн  холодны,  пусты  и  мертвы.  Если 

мы  так о е 

холодн ое,  бесчувственное  чудовище  будем  рассматривать 

ген ети ч еск и ,  то  оно  о ка зы в ае тся  соверш енно  другим,  чем  если  рассма­

тр и вать   только  ого  социальны е  деяния.  Тогда  мы  не  только  видим, 

но  и  чувствуем   кровное  родство  между  тонким  художником  и  ж есто­
ким  деспотом.

IIси х эсте тн ч ес к ая   пропорция  сместилась  и  центр  тяж ести  темпе­

р ам ен та  п ерем ести лся  от  гпперэстетичсского  полюса  к  анэстетичес

кому.

 

А налогичное  продвижение  проделал  и  психический  темп:  от  настойчи­

вой  ч резм ерно  добросовестной  педантичности 

к  скачущей  капризной 

б еззал а б е р п о с ти .  Е сли  последнего  продвижения  не  наступает,  мы  вместо 

т и п а   сум асбродного  деспота,  подобного  этому, 

п о л у ч и м  

фигуру  педан­

тичного  ти р ан а  п  холодного  ф анатика,  вроде  Р о б е с п ь е р а ,   С а в а ­

н а   р о л л ы   н л и  К а л ь в и н а ,   о  которы х  мы  еще  будем  говорить. 

Ш изои ды ,  подобные  Э р н с т у   К а т т у ,   живо  напоминают  нам  Неро- 

н овскп с  фигуры ,  фигуры  коронованных  извергов,  представляющие  со­

бой  см еш ение  вспыш ек  произвола,  дрож ащ ей  ярости,  равнодушного 

ф и гл я р с тв а  

i i

 

холодной  расчетливой  ж естокости.  Но  у  нас  ещо  нет 

достаточ н о  исследованного  биологического 

материала, 

чтобы  решить 

во п ро с  о  том ,  имеем  ли  мы  здесь  дело  только  с  внешней  аналогией 

или  с  биологическим  родством.

Вспыльчиво-тупой  тип.

Д октор  медицины  Г  р а б  е р , 

практический  врач,  за 

5 0   лет, 

давно 

ужо  овдовел,  остался  с  целой  кучен  малолетних  детей.  Он  происходит 

нз  сектан тск о й   семьи.  О тец  его,  способный  человек,  был  очень 

ф ана­

ти чен,  м ечтательн о-рели ги озен   п  большим  педантом;  детей  он  воспиты­

вал  оч ен ь  сурово.  Т а к   к а к   взгляды   обычных  баптистских  общпн  его 

не  уд овл етворяли ,  он  организовал  вокруг  себя  специальную  общину, 

которой  сам  руководил.  Сам  Г  р а б  е р ,  безусловно  способный  человек, 

ш ел  в  ш коле  всегда  первым  и  проявлял  резко  выраженное  чувство 

собствен н ого  достоинства.  По  меньшей  мере  уж е  со  времени  его  пребы­

ван и я  н  высш ей  ш коле  у  него  начали  проявляться  некоторые  стран ­

ности.  Он  отправился  миссионером  в  тропические  страны,  где  нз  прин­

ципа  под  палящ им  солнцем  ходил  с  непокрытой  головой.  Теперь  он 

у ж е  д авно  верн улся  домой.

П осле  того,  к ак   десять  лет  тому  назад  ум ерла  его  п ервая  высоко 

о б р азо в ан н а я   ж е н а ,  он  стал  все  более  опускаться  и  в  практике,  и  в

Шизоидные  темпераменты 

187