ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.10.2020
Просмотров: 4753
Скачиваний: 5
Г с н и н
203
в а р и а н т а х , .мы назовем (принимая во внимание только темперамент и но
с ч и т а я с ь с большим плп меньшим нх духовным значением) следующие
имена:
Л ю т е р ,
Л п з е л о т т
ф о н - д е р П ф а л ь ц ,
м а т ь Г е т е ,
Г о т ф р и д К е л л е р , И е р е м и я Г о т г е л ь ф, Ф р
и
ц Р е й т е р , Г е р-
м а и К у р ц н Г е н р и х 3 е и д е л ь.
Все тол ьк о что перечисленные лица обладают или типичным пик
ническим строением т е л а плп хотя бы резко
преобладающими пикни
ческими компонентами. С точки зрен и я психиатрии о них можно ск а
з а т ь следую щ ее:
Герман К у р ц был циркулярный с типичными маниа
кальн ы м и п риступами, ф ри ц Рейтер страдал периодической депрессией
о тч асти диисоманнческой,
отчасти типично маниакально-депрессивной
о к р а ск и ; мать Г ете сама об ладал а здоровым гппоманикальным темпе
рам ен там , но у нее б ы ла дочь с припадками меланхолии и сын, иоэт,
стр а д а в ш и й легкими периодическими колебаниями настроения; у Лю
т е р а были си льны е, частью эндогенные колебания настроения и не
с к о л ь к о я в н о патологических припадков меланхолии с резкими сомати
ческими симптомамн (п ап р. в 1527 г .). Семья Готфрида Келлера с ма
тер и н с к о й стороны была, иовндпмому, маниакально-депрессивная *).
Таким образом , мы находим в группе реалистов и юмористов ча
стую биологическую связь, с одной стороны, с пикническим строением
т е л а , а с другой стороны, с маниакально-депрессивной группой в са
мом широком смысле этого слова.
Р еал и сты и юмористы цпклотимнческого темперамента настолько
т е с н о св язан ы друг с другом, что их едва можно разделить на две от
д е л ь н ы е группы.
П роизведения
циклотимнков
реалистов,
как Г о т
ф р и д К е л л е р , И е р е м и я Г о т г е л ь ф
и
Г е р м а я К у р ц , пестрят
юмористическими чертами.
С другой же стороны, у юмористов типа
Ф р и ц а Р е й т е р а
за м е ч а е т с я
большая склонность к широкому, сильно
реа л и ст и ч еск о м у творчеству. Что же к а сае тся таких психологических до
к у м ен то в , к а к письма Лнзелотт
и л и
матерп Гете, то вообще невоз
можно решить, относятся ли они больше к числу юмористических или
к числу реалистических произведений. Особенно характерно то, что в
сл у ч а е р еа л и зм а без юмора, ка к у натуралистов, или в случае остро
умия и шутливости без любовного изображения действительности, как
в груп пе Г ейне— Вольтера, мы встречаем
такж е сильно модифициро
в ан ны е пли совсем сглаженные психические и соматические стигматы цп-
клотимической конституциональной группы.
*) Лнчное сообщение В л e/i л е р а .
i m
Темпераменты
Х а р ак те р н ы м и для реалистов и для юмористов, к а к литературной
группы, яв л я ю тс я в основе те же черты, которые мы уж е выделили
во о б щ е у циклондов и цнклотпмиков: простая гуманность н естественность,
сердечность,
честность, жизнерадостность, любовь ко всему
с у щ е с т в у
ющему,
особенно же любовь к самим
людям и ко всему бытовому,
Рис. 27. Г о т ф р и д К е л л е р . Гравюра Ш тау ф
фера (Берн), 1887. Сравн. также портрет А. Во клина
в „Собрание стихотворений Г. К еллера“, 1889. Ш тут
гарт, Котта.
здравый рассуд ок и тривиальная мораль, которая ценит порядочность и
тем не менее ещ е добродушно посмеивается над самыми большими п л у
тами. Облегчающий смех и освежающий гнев.
Способность гр у б о по
ш утить и неспособность быть горько п остро ироническим.
Рис. 27. Г о т ф р и д К е л л е р . Гравюра Ш тау ф
фера (Верн'), 1887. Сравн. также портрет А. Б ек ли н а
в „Собрание стихотворений Г. Келлера“, 1889. Ш тут
гарт, Котта.
Г с н и и
20»
Х а р а к т е р н а я л итер ату р н ая
черта этой группы - очень
незначи
т е л ь н о е , в общем, число лирических и драматических талантов, напро
т и в, э л е к т и в н ы й у к л о н в с т о р о н у и е с т п л и з о в а н н о й п р о
з ы п э п и ч е с к и
ш и р о к о г о р а с с к а з а . Стремленпе к материн
(п о терминологии
Ш и л л ер а ) сильнее стремления к
форме. Поэти
ч е с к а я
к р а с о т а
произведении цнклотпмиков заключается в богатстве
кр а с о к , богатстве и теплоте
настроения отдельных описании, а не в
общ ем построении произведения (типичный пример: ^Зеленый Генрих1*).
В атом одновременно п
си ла , и
слабость их.
Рядом с циклотпмнко-
реали стнческпм рассказом роман шпзотпмпка кажется бесцветным, а
цпклотимическш? р ас с к а з,
если к нему
подходить с шизотимическим
м асш табом , п редставляется бесформенным. В нем нет выделения важ
ного
от второстепенного, нет сжатости, надлежащего расположения
.материала и построения произведения, нет напряжения, тонкой поста
новки проблемы, драматической волн, пафоса и величия.
Чем больше
.мы именно в кругу средних рсалистпчески-цпклотимическнх темпераментов
п р и б л и ж аем ся из мира крупных литераторов в царство более мелких умов,
тем я с н е е выступаю т черты добродушно-тривиального ремесленничества.
В частности мы опять здесь встречаем диатетпческую лестницу от
ги пом аппакального к созерцательному, в то время как просто меланхо
лич н ы е гпиы почти пс встречаются среди одаренных творческими спо
собностям и людей вообще, не говоря уже о писателях. Н а крайнем ги-
п ом анпакальном полюсе находится стиль писем Лвзелотт с его сверка
ю щ ей юмористической естественностью и неряшливой, непринужденно гру
бой формой, иногда далеко выходящ ей з а границы тонкого и красивого.
М а т ь Г е т е , более спокойная, солнечно-гиноманиакальная, производите
свои х письмах впечатление
смягченного и утонченного издания Лизе-
л отт.
II у Л ю тер а так ж е в литературных его произведениях ясно з а
м е т ы п ростая естественность, сочность, внезапно прорывающийся смех
и ш утливость,
мгновенно рождающ аяся бесформенность и бессистем
ность. ^Красочный народный образный язы к достигает у него порази
т ел ь н о й енлы. Они все трое врожденные нпс.'|£.— писем и рассказчики
с непосредственно наивным
влечением к ровному язы ку.
Отсутствие
остроум ны х замыслов, заботы о красоте и построении фразы. К а к только
они в хорош ем настроении,
каждое слово в их устах становится з а
бавны м и живым, и одна выдумка следует з а другою.
П а противоположном конце циклотимического ряда находятся со
з е р ц а т е л ь н ы е художники тина Готфрида К ел л ера :) (н у Гете в цикло-
) Мы здесь не .можем подробнее касаться шизоидных включений в тем
пераменте Келлера.
тимических сторонах его-тем п ерам ен та много аналогичных черт), к о то
рые близко подходят к яШ и н, любовно приглядываются
it н е й ,
п р о
буют и испытывают, заботливо собирают, а затем спокойно т в о р я , в
естествен н ы х светлых красках слово за словом н картина з а картнпоп
весело и точно воспроизводят.
Известное пристрастие к простым л ю
дям н к широкому миниатюрному художеству, явно п р о я в л я ю щ е е с я у ж е
у Г отф р и да К еллера, еще заметнее в кротком удовлетворенном,
спокой
ствий Зайделевскпх героев
п в
тривиальном правдивости
р а с с к а з о в
из крестьянской жизни Готгельфа.
Описанные
личности
послужат
для
нас
ядром
циклотимп-
ческих темпераментов поэтов. Теперь перейдем к в а р и а н т а м и п о
г р а н и ч н ы м т и н а м . Родственную ещ е довольно группу о б р азу ю т:
Г е б е л ь и В и л ь г е л ь м Б у ш 1). Оба онн по строению т е л а п р е д
ставляют сильное смешение, у Гебеля пикнические элементы в ы с т у
пают еще довольно ясно (особенно в снимках лица en face), у Б у ш а
пикнические компоненты отчасти ясно видны на снимках, сд ел ан н ы х в б о
лее зрелом возрасте. Оба они в своем литературном стиле о б н а р у ж и
вают истинную реалистически-юмористичсскую дружелюбно у л ы б а ю щ у
юся душевную теплоту.
Им недостает, однако, эпической ш ироты п
небрежности в форме. > ипх скорее ясно выражено уменье в ы д ел я ть г л а в
ное, концентрировать
материал
в нескольких хар а к тер н ы х ш т р и х а х .
У
Буш а также шлифованный стих. Их стиль краток, к а к в а н е к д о
т а х
ii
э п и г р а м м а х , обдуман, отличается и з я щ е с т в о м -) . У Б у ш а
к
этому еще присоединяется очень важная в диагностическом отношении
склонность к философским размышлениям и черты уед и н я ю щ егос я от
людей
чудака.
г1аким образом они могут служить переходной форм oil от соб
ственно цпоотнмнческого широко эпического юмора ти па Ф ри ца Р е й
тера к группе
о с т р о у м н ы х ,
с а р к а с т и ч е с к и х ,
и р о н и ч е
с к и х н с а т и р и ч е с к и х , сущность которой связан а с именами Г е й
н е , В о л ь т е р а , Ф р и д р и х а В е л и к о г о и Н и ц ш е .
Э та груп п а
вполне определенно уже примыкает к ш и з о т и м и к а м. С троение т е л а
206
Темпераменты_________
__________________
/ ’) У юмориста Буша определенно циркулярные депрессивные колебания
настроения.
‘-) Изящное не должно вообще смешивать с гнпоманиакальиым. Чисты й ги-
поманиак широк, сочен, здоров, но как раз не изящен. Психически изящ ны е люди,
которых я знаю лично, преимущественно астенического сложения тела, при чем
у них иногда проявляю тся н периодичееки-гнпоманиакальные черты. И зящ е-
гтво повидимому, представляет таким образом смешение ги п о м ан и акал ы ш х и
гиперэстетнчески тонких черт.