Файл: Krechmer_E_Stroenie_tela_i_kharakter__1924.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.10.2020

Просмотров: 4753

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

Г  с  н  и  н

203

в а р и а н т а х ,  .мы  назовем  (принимая  во  внимание  только  темперамент  и  но 

с ч и т а я с ь   с  большим  плп  меньшим  нх  духовным  значением)  следующие 

имена: 

Л ю т е р ,  

Л п з е л о т т  

ф о н - д е р   П ф а л ь ц ,  

м а т ь   Г е т е ,

Г о т   ф  р  и д  К е л л е р ,   И е р е м и я   Г о т г е л  ь ф,  Ф р 

и

 ц  Р е й т е р ,   Г е р- 

м а  и  К  у  р ц  н  Г е н р и х   3  е и д е л   ь.

Все  тол ьк о  что  перечисленные  лица  обладают  или  типичным  пик­

ническим  строением  т е л а   плп  хотя  бы  резко 

преобладающими  пикни­

ческими  компонентами.  С  точки  зрен и я  психиатрии  о  них  можно  ск а­

з а т ь   следую щ ее: 

Герман  К у р ц   был  циркулярный  с  типичными  маниа­

кальн ы м и   п риступами,  ф ри ц   Рейтер  страдал  периодической  депрессией 

о тч асти   диисоманнческой, 

отчасти  типично  маниакально-депрессивной 

о к р а ск и ;  мать  Г ете  сама  об ладал а  здоровым  гппоманикальным  темпе­

рам ен там ,  но  у  нее  б ы ла  дочь  с  припадками  меланхолии  и  сын,  иоэт, 

стр а д а в ш и й   легкими  периодическими  колебаниями  настроения;  у  Лю­

т е р а   были  си льны е,  частью  эндогенные  колебания  настроения  и  не­

с к о л ь к о   я в н о   патологических  припадков  меланхолии  с  резкими  сомати­

ческими  симптомамн  (п ап р.  в  1527  г .).  Семья  Готфрида  Келлера  с  ма­

тер и н с к о й   стороны  была,  иовндпмому,  маниакально-депрессивная  *).

Таким  образом ,  мы  находим  в  группе  реалистов  и  юмористов  ча­

стую  биологическую  связь,  с  одной  стороны,  с  пикническим  строением 

т е л а ,  а  с  другой  стороны,  с  маниакально-депрессивной  группой  в  са­

мом  широком  смысле  этого  слова.

Р еал и сты   и  юмористы  цпклотимнческого  темперамента  настолько 

т е с н о   св язан ы   друг  с  другом,  что  их  едва  можно  разделить  на  две  от­

д е л ь н ы е   группы. 

П роизведения 

циклотимнков 

реалистов, 

как  Г о т ­

ф р и д   К е л л е р ,   И е р е м и я   Г о т г е л ь ф 

и

  Г е  р м а я   К у р ц ,   пестрят 

юмористическими  чертами. 

С  другой  же  стороны,  у  юмористов  типа 

Ф р и ц а   Р е й т е р а  

за м е ч а е т с я  

большая  склонность  к  широкому,  сильно 

реа л и ст и ч еск о м у   творчеству.  Что  же  к а сае тся таких  психологических  до­

к у м ен то в ,  к а к   письма  Лнзелотт 

и л и

 

матерп  Гете,  то  вообще  невоз­

можно  решить,  относятся  ли  они  больше  к  числу  юмористических  или 

к  числу  реалистических  произведений.  Особенно  характерно  то,  что  в 

сл у ч а е   р еа л и зм а  без  юмора,  ка к   у  натуралистов,  или  в  случае  остро­

умия  и  шутливости  без  любовного  изображения  действительности,  как 

в  груп пе  Г ейне— Вольтера,  мы  встречаем 

такж е  сильно  модифициро­

в ан ны е  пли  совсем  сглаженные  психические  и  соматические  стигматы  цп- 

клотимической  конституциональной  группы.

*)  Лнчное  сообщение  В л  e/i  л  е р а .


background image

i m

Темпераменты

Х а р ак те р н ы м   и  для  реалистов  и  для  юмористов,  к а к  литературной 

группы,  яв л я ю тс я   в  основе  те  же  черты,  которые  мы  уж е  выделили 

во о б щ е у  циклондов  и  цнклотпмиков:  простая  гуманность н  естественность, 

сердечность, 

честность,  жизнерадостность,  любовь  ко  всему 

с у щ е с т в у ­

ющему, 

особенно  же  любовь  к  самим 

людям  и  ко  всему  бытовому,

Рис.  27.  Г о т ф р и д   К е л л е р .   Гравюра  Ш тау ф ­

фера  (Берн),  1887.  Сравн.  также  портрет  А.  Во клина 
в  „Собрание  стихотворений  Г.  К еллера“,  1889.  Ш тут­

гарт,  Котта.

здравый  рассуд ок  и  тривиальная  мораль,  которая  ценит  порядочность  и 

тем  не  менее  ещ е  добродушно  посмеивается  над  самыми  большими  п л у ­

тами.  Облегчающий  смех  и  освежающий  гнев. 

Способность  гр у б о   по­

ш утить  и  неспособность  быть  горько  п  остро  ироническим.


background image

Рис.  27.  Г о т ф р и д   К е л л е р .   Гравюра  Ш тау ф ­

фера  (Верн'),  1887.  Сравн.  также  портрет  А.  Б ек ли н а 

в  „Собрание  стихотворений  Г.  Келлера“,  1889.  Ш тут­

гарт,  Котта.


background image

Г  с  н  и  и 

20»

Х а р а к т е р н а я   л итер ату р н ая 

черта  этой  группы  -  очень 

незначи­

т е л ь н о е ,  в  общем,  число  лирических  и  драматических  талантов,  напро­

т и в,  э л е к т и в н ы й   у к л о н   в  с т о р о н у   и  е с т п л и з о в а  н н о й  п р о ­

з ы   п  э п и ч е с к и  

ш и р о к о г о   р а с с к а з а .   Стремленпе  к  материн 

(п о  терминологии 

Ш и л л ер а )  сильнее  стремления  к 

форме.  Поэти­

ч е с к а я  

к р а с о т а  

произведении  цнклотпмиков  заключается  в  богатстве 

кр а с о к ,  богатстве  и  теплоте 

настроения  отдельных  описании,  а  не  в 

общ ем  построении  произведения  (типичный  пример:  ^Зеленый Генрих1*). 

В  атом  одновременно  п 

си ла ,  и

  слабость  их. 

Рядом  с  циклотпмнко- 

реали стнческпм   рассказом  роман  шпзотпмпка  кажется  бесцветным,  а 

цпклотимическш?  р ас с к а з, 

если  к  нему 

подходить  с  шизотимическим 

м асш табом ,  п редставляется  бесформенным.  В  нем  нет  выделения  важ­

ного 

от  второстепенного,  нет  сжатости,  надлежащего  расположения 

.материала  и  построения  произведения,  нет  напряжения,  тонкой  поста­

новки  проблемы,  драматической  волн,  пафоса  и  величия. 

Чем  больше 

.мы  именно в кругу  средних  рсалистпчески-цпклотимическнх  темпераментов 

п р и б л и ж аем ся  из мира  крупных  литераторов  в  царство  более мелких  умов, 

тем   я с н е е   выступаю т  черты  добродушно-тривиального  ремесленничества.

В   частности  мы  опять  здесь  встречаем  диатетпческую  лестницу  от 

ги пом аппакального  к  созерцательному,  в  то  время  как  просто  меланхо­

лич н ы е  гпиы  почти  пс  встречаются  среди  одаренных  творческими  спо­

собностям и  людей  вообще,  не  говоря  уже  о  писателях.  Н а  крайнем  ги- 

п ом анпакальном  полюсе  находится  стиль  писем  Лвзелотт  с  его  сверка­

ю щ ей   юмористической  естественностью  и  неряшливой,  непринужденно гру­

бой  формой,  иногда  далеко  выходящ ей  з а   границы  тонкого  и  красивого. 

М а т ь   Г е т е ,  более  спокойная,  солнечно-гиноманиакальная,  производите 

свои х  письмах  впечатление 

смягченного  и  утонченного  издания  Лизе- 

л отт. 

II  у  Л ю тер а  так ж е  в  литературных  его  произведениях  ясно  з а ­

м е т ы   п ростая  естественность,  сочность,  внезапно  прорывающийся  смех 

и  ш утливость, 

мгновенно  рождающ аяся  бесформенность  и  бессистем­

ность.  ^Красочный  народный  образный  язы к  достигает  у  него  порази­

т ел ь н о й   енлы.  Они  все  трое  врожденные  нпс.'|£.—  писем  и  рассказчики 

с  непосредственно  наивным 

влечением  к  ровному  язы ку. 

Отсутствие 

остроум ны х  замыслов,  заботы   о  красоте и построении фразы.  К а к   только 

они  в  хорош ем  настроении, 

каждое  слово  в  их  устах  становится  з а ­

бавны м   и  живым,  и  одна  выдумка  следует  з а   другою.

П а   противоположном  конце  циклотимического  ряда  находятся  со­

з е р ц а т е л ь н ы е   художники  тина  Готфрида  К ел л ера  :)  (н  у  Гете  в  цикло-

)  Мы  здесь  не  .можем  подробнее  касаться  шизоидных  включений  в  тем­

пераменте  Келлера.


background image

тимических  сторонах  его-тем п ерам ен та  много  аналогичных  черт),  к о то ­

рые  близко  подходят  к  яШ и н,  любовно  приглядываются 

it  н е й , 

п р о ­

буют  и  испытывают,  заботливо  собирают,  а  затем  спокойно  т в о р я ,  в 

естествен н ы х  светлых  красках  слово  за  словом  н  картина  з а   картнпоп 

весело  и  точно  воспроизводят. 

Известное  пристрастие  к   простым  л ю ­

дям  н  к   широкому  миниатюрному  художеству,  явно  п р о я в л я ю щ е е с я   у ж е  

у  Г отф р и да  К еллера,  еще  заметнее  в  кротком  удовлетворенном,

спокой­

ствий  Зайделевскпх  героев 

п  в 

тривиальном  правдивости 

р а с с к а з о в  

из  крестьянской  жизни  Готгельфа.

Описанные 

личности 

послужат 

для 

нас 

ядром 

циклотимп- 

ческих  темпераментов  поэтов.  Теперь  перейдем  к  в а р и а н т а м   и  п о ­

г р а н и ч н ы м   т и н а м .   Родственную  ещ е  довольно  группу  о б р азу ю т: 

Г е б е л ь   и  В и л ь г е л ь м   Б у ш 1).  Оба  онн  по  строению  т е л а   п р е д ­

ставляют  сильное  смешение,  у  Гебеля  пикнические  элементы  в ы с т у ­

пают  еще  довольно  ясно  (особенно  в  снимках  лица  en  face),  у  Б у ш а  

пикнические  компоненты  отчасти  ясно  видны  на  снимках,  сд ел ан н ы х  в  б о ­

лее  зрелом  возрасте.  Оба  они  в  своем  литературном  стиле  о б н а р у ж и ­

вают  истинную  реалистически-юмористичсскую  дружелюбно  у л ы б а ю щ у ­

юся  душевную  теплоту. 

Им  недостает,  однако,  эпической  ш ироты   п 

небрежности  в  форме.  >  ипх  скорее ясно выражено уменье  в ы д ел я ть   г л а в ­

ное,  концентрировать 

материал 

в  нескольких  хар а к тер н ы х   ш т р и х а х . 

У

  Буш а  также  шлифованный  стих.  Их  стиль  краток,  к а к   в  а н е к д о ­

т а х  

ii 

э п и г р а м м а х ,   обдуман,  отличается  и з я щ е с т в о м -) .  У   Б у ш а  

к 

этому  еще  присоединяется  очень  важная  в  диагностическом  отношении 

склонность  к  философским  размышлениям  и  черты  уед и н я ю щ егос я  от 
людей 

чудака.

г1аким  образом  они  могут  служить  переходной  форм oil  от  соб­

ственно  цпоотнмнческого  широко  эпического  юмора  ти па  Ф ри ца  Р е й ­

тера  к  группе 

о с т р о у м н ы х ,  

с а р к а с т и ч е с к и х ,  

и р о н и ч е ­

с к и х   н  с а т и р и ч е с к и х ,   сущность  которой  связан а  с  именами  Г е й ­

н е ,   В о л ь т е р а ,   Ф р и д р и х а   В е л и к о г о   и  Н и ц ш е .  

Э та  груп п а 

вполне  определенно  уже  примыкает  к  ш и з  о т и  м и к а  м.  С троение  т е л а

206 

Темпераменты_________  

__________________

/  ’)  У  юмориста  Буша  определенно  циркулярные  депрессивные  колебания 

настроения.

‘-)  Изящное не  должно  вообще смешивать  с  гнпоманиакальиым. Чисты й  ги- 

поманиак широк,  сочен, здоров,  но  как раз не  изящен. Психически  изящ ны е  люди, 

которых  я  знаю  лично,  преимущественно  астенического  сложения  тела,  при  чем 

у  них  иногда  проявляю тся  н  периодичееки-гнпоманиакальные  черты.  И зящ е- 
гтво  повидимому,  представляет  таким  образом  смешение  ги п о м ан и акал ы ш х   и 

гиперэстетнчески  тонких  черт.