Файл: Krechmer_E_Stroenie_tela_i_kharakter__1924.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.10.2020

Просмотров: 4357

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

Г  е 

i i  

п

  и 

207

у   п ерв ы х  т р е х   вполне  определенное,  а   у  Ницше  только  отчасти (резко 

в т я н у т о е   основание  ч ерепа,  сильно  разросшиеся  борода  и  брови,  как 

при  в ы сокобаш енны х  ч ереп ах,  см.  глава  5).  У  Гейне  п  Фридриха  В е ­

л ик ого  мы  е щ е   находим  черты,  во  всяком  случае  родственные  цикло- 

ти м н ч е ск о м у   юмору.  В  остальном  же  близость  иронического  остроумия 

к  шнзотнмнческоп  группе  ясно 

проявляется 

в 

индивидуально-психо­

л о г и ч ес к о й   связи 

у  Гейне  с  сантиментально-романтическим,  у  Воль­

т е р а — с  патетическим ,  у  старого  Фрица— с  недоверчиво-враждебным  п 

р е з к о   холодным  радикалам и  личности. 

Ницше  как  раз  может  служить 

прототипом  лиш енного  юмора  гения.  Его  остроумные  идеи  всегда  обле­

ч ен ы   не  в  спокойствие,  а   в  пафос.  По  строению  своей  личности  он 

к л а с с и ч е с к и й  

нсихэстетпк  с  типичной 

пропорцией 

нежной  тонкости 

ч у вс тв   и  холодной  властности.  Мы  не  будем  здесь  останавливаться  на 

психологическом  анализе  иронического  остроумия;  заметим  лишь,  что 

в н у т р е н н я я   св язь  его  с  шизотимическнм  характером 

ч у в с т в  

заключается 

в  отпошенпп 

остроумия— в 

антитезах 

и 

в 

крайней  утонченности 

чувс тв, 

а  

в 

отношении 

иронии 

н 

сарказм а— в 

пх 

характере 

ау ти сти ч еск п   - недоброж елательного 

гннерэстетического 

установочного 

а ф ф е к т а .   Таким  образом 

нам  п  внутренне  ионятна  несомненная  эмии- 

ри ч е ск н -б и о л о гн ч е ск а я 

связь  их  с  шизотимичеекпмн  темпераментами. 

И р о н и ч е с к о е   остроум ие  мы  можем  рассматривать,  как  шнзотимнческую 

противополож ность  цпклотимнческого  юмора.

У  добродушно  юмористических 

писателей, 

проявляющих  резко 

„ с а н т и м е н т а л ь н ы е "   э л е  м  е  н т ы,  в  духе Шпллеровскои  эстетики, 

н а п р .,  сознательную   игру  в  ребячливость,  размышление,  пафос  и  элеги­

ческ у ю   растроганность, 

формы  строения  тела  - также  смешанные,  как 

мы  э то   видим  у  К л а у д н у с а   п  Ж а н   П о л я   (у  последнего  с  резки­

ми,  однако,  пикническими  компонентами). 

У

  Р а а б э ,   при  резкой  при­

меси  реф л е кси и   и  пафоса,  анатомическое  строение  его  лица  обнаружи­

в а е т   преи м ущ ествен но  черты  шизотпмнка.  Надо  принимать  во  внимание 

в се  эти  варианты  и  частичные  компоненты,  даже  если  по  этим  немно­

гим  имеющимся  в  нашем  распоряжении  примерам  и  нельзя  делать  вы­

водов.

Что  к а с а е т с я   вариантов  поэтического  реализма,  мы  находим  одну 

довольн о  редкую   форму,  не  совсем  теплую  по  настроению,  а  более х о ­

лодную ,  сухо-наблюдательную  и  немного  саркастичную  в  своем  юморе. 

Э то  приблизительно  тип  F ontane.  По  многим  своим  индивидуально-пси­

хологическим 

чертам  он  близок  к  цнклотнмнкам, 

соматически  в  нем 

т о ж е   много  пикнического.  Лессинг  и  Вншер,  к р и т и к и ,   обладавшие 

с в е ж е й ,  полной  тем перамента  естественностью,  юмором  п  здравым  ра-


background image

208

Темпераменты

зумом,  несм отря  на  сильную  примесь  очень  близки  к  цнклотимичоской 

группе,  па  что  у к а зы в а е т   между  прочим  п  строение  пх  т е л а . 

Где  же, 

напротив,  р е а л и з м   р е з к о   с у р о в   и  л и ш е н   ю м о р а ,   там  мы  и 

индивидуально-психологически  и  по  строению  тела  опять  близко  под­

ходим  к  ш и з о т и м   и  к  а м ,  как  у  Д р о с т - Г  ю л ь с г о ф а 

(типически 

астеническое  строение  тела),  реализм  которого  пронизан  романтикой  и 

о д и н о к о й   любовью  к  природе,  или  у  Г е б   б е л  я,  к  реали зм у  к о то ­

рого  примешаны  проблематично  мучительные  и  трагические  п е р е ж и ­

вания.

Ясной  переходной 

формой  к  шизотпмической 

группе  я в л я е т с я  

прежде  всего  тнп,  который  обычно  определяют  термином 

„ н а т у р а ­

л и з м " .   Здесь  часто  ещ е  подмечается  реалистическое  наблюдение,  о б л е ­

ченное  уже  не  в  спокойно  созерцательную,  растворяю щ ую ся  в  о б ‘е к т е  

наивность,  в  мягкую  любовь  к  существующему,  так ж е 

и 

не  в  юмор,, 

а   напротив,  в  пафос,  тенденциозность,  страстное  напряжение,  о тр и ц а­

ние,  вплоть  до  суб’ективно  искажающей  действительность  к а р р и к а т у р ы . 

Это  искусство  не  теплых  диатетических  средних  тонов,  а   резк ой   иенх- 

эстетическон  антитезы.  И  реалистическое  изобразительное  и ску с ств о  

только  служит  этим  антитезам.  Мы  можем  составить  здесь  один  н е п р е ­

рывный  ряд,  идущий  от  циклотнмиков  к  шизотимикам. 

Он  н ач и н ае тся 

приблизительно  с  З о л я ,   с  его  выраженной  склонностью  к   чистому  н а ­

блюдению,  широте  и  эпической  об’ективности. 

З атем   идут  И б с е н   н 

1 е р г а р д   Г а у п т м а н ,   за  ними  С т р и н д б е р г   н  Т о л с т о й ,   зам ы ­

кающие  этот  ряд.  Последний  становится  все  б олее  драм атич еекп-ан тп- 

тезным  н  суб’ективным,  заканчиваясь  мистическим,  тран ец ед ен таль н ы м , 

простым  отрицанием  действительности,  трупной  психэстети ческп х  ар т и ­

стов  и  выраженных  шизоидов,  к  которым  Т о д е т о й   близок,  а  С т  р и н д- 

-  берг  принадлежит.  Сравнивая  портреты  от  З ол я  до  Толстого,  мы  мо­

жем  проследить  тот  лее  постепенный  п ереход  от  пикнического  к   про­
долговатым  шизотимическим  лицам.

Художники  ш изотимического  тем п ер ам ен та.

Ш и л л е р   в  своих  эстетических  очерках,  особенно  в  д и ф ф е р е н - 

цировке  „наивной"  и  „сантиментальной"  ноэзии,  „с трем л ен и я  к   ма­

терии"  ц  „стремления  к  форме", с  верной  интуицией  выделил  много  черт, 

которые  отличают  цикломитические  художественны е  т ем п е р ам е н ты   от 

шизотимических.  В  общем  биологическое  исследование  б л е с т я щ е   под­

твердило  его  эстетический  анализ,  который  только  в  отдельны х  пунктах 

нуж дается  в  поправках-  Так, поэт  отвел  неправильно  место  комическому 

элементу,  которого  он,  к а к   шизотимик  по  п реимущ еству,  не  мог  вполне


background image

Г  е  н  и  и

209

ч увствов ать.  В  качество  примеров  мы  не  будем  прибегать,  как  он  это 

с д е л а л ,  к  таким  крупным  именам,  как  Гете,  Ш експир  или  Руссо,  по 

тому  ч т о .т а к и е  

всеоб’емлюгцпе  return  биологически  большей  частью 

яв л я ю т с я   в есьм а  сложными  смешениями  и  синтезами  и  по  чистоте  кон­

ституции  сипьно  уступают  многим  менее  гениальным.

В   к а ч е ств е  я д р а   группы  поэтов  шизотимиков  мы  назовем  следую­

щие  имена:  Ш и л л е р ,   К е р н е р ,   У л а н д — Т а с с о ,   Г е л ь д е р л и н .  

Н о в а  л и с — П  л а  т е п.

Рис.  28.  Т о р к в а т о  Т а с с о .

Грав.  Р.  Каронни  с  рисунка  Longhi.  (Из  Шерра, 

Всемирная  история  литературы).

Это  главным  образом 

группы  п а т е т и к о в ,   р о м а н т и к о в   и 

х у д о ж н и к о в   ф о р м ы   и  с т и л я   с  общим  всем  им  тяготением  к 

и д е ал ьн о м у   по  форме  и  содержанию.

Строение  т е л а   перечисленных  художников  обнаруживает  опреде­

л ен н ы й   п е р е в е с   в  сторону  шизотимического,  Все  они  стройны  или  тонки 

и  худы .  У  Уланда,  Тассо,  Иовалиса  и  П латена  прекрасный  угловатый 

п роф ил ь  г).

i)  Весьма  распространенный  эскизный  рисунок  лица  Ш атен а  непригоден 

потому,  что  он  слишком  стилизован.  Вообще,  необходимо  всегда  сравнивать

14


background image

Р и с .  28.  Т о р к в а т о   Т

 а с  со.

Г р а в .   Р.

  Кароннн  с  рисунка 

Long hi.  (Нз  Ш ер ра.

 

В с е м и р н а я   история  литературы).

- - ' ■ • я к о в ,  

р  О Mi l l


background image

У  К е р н е р а   па  неидеализированных  портретах  резко  астенический 

H a b it u s   с  длинным  носом  и  гнпонластпчески  узким  подбородком.  Всем 

хорош о  знаком  Ш иллер  с  его  поразительно  высокой,  тонкой  фигурой 

с  чрезмерно  длинными  конечностями,  нежной  кожей,  уд ли н ен н о -о в ал ь ­

ным  лйиом,  чрезмерно  высокими  средней  его  частью  и  подбородком  и 

большим  острым  крючковатым  носом.

Что  к а сается  медшцшскоп  стороны,  то  Г е л ь д е р л и н ,   а   но  всей 

в ероятн ости   и  Т а с с о   болели  шизофреническим  психозом.  П латен  был 

тяжело-шизоидный  психопат  с  извращением  полового  инстинкта;  Ш и л л е р  

и  Новалис  умерли  от  туберкулеза,  о  конституциональной  связи  кото- 

рого  с  шизофренией  мы  уже  говорили.

Среди  шизотимиков  патетики  являю тся  наиболее  активными  н ату­

рами  с  сильными  темпераментами  и  импульсами,  в  то  время  к а к   ром а н ­

тики  скорее  психастенические  типы,  нежные,  женственны е, 

уб егаю щ ие 

от  мира.  Трагический  пафос— это  борьба  аутистической 

души  с  д е й ­

ствительностью,  а  элегическая  ром анти ка—бегство  от  нее.  В се,  что 

можно  сказать  об  этом,  сказано  уже  в  главах  о  шизоидных  л ичностях. 

Пафос  и  нежная  мечтательность  внешне  противоположны,  но  ппдивп- 

дуально-психологически  тесно  связан ы   между  собой.  И д и л л и ч е с к о е  

и  г е р о и ч е с к о е   п р е д с т а в л я ю т   ш и з о т и м и ч е с  к и е   д о п о л ­

н и т е л ь н ы е   н а с т р о е н и я .   Средние  тона,  снокопно-напвное  прими­

рение  с  существующим,  уменье  наслаждаться  им 

соверш енно  о тсут­

ствуют  у  гиперэстетических  шизотимиков.  Героическое  и  идиллическое 

являются  крайними  настроениями,  в  пределах  которых  а ф ф е к т   п е р е ­

двигается  скачками  то  в  одну,  то  в  другую  сторону.  Ш и зоти м и ч еск ая

2 1 0

 

Темпераменты

портреты,  сделанные  в  разные  возрасты  и  различными  художниками,  для  того, 

чтобы  не  сделать  грубых  ошибок.  Не  всегда  наилучшими  являются 

портреты, 

сделанные  известными  мастерами.  Так  напр,  на  портретах  Дюрера  шнзотнмн’ки 
оказываются  всегда  слегка  округлыми.  Напротив,  аляповатые  народные  изобра­

жения  на  дереве  времен  реформации  часто  оказываются  очень  тонкими  в  смысле 
анатомически характерного.  К портретам  немецкого  классического  романтического 
периода  надо  относиться  очень  осторожно  и  по  возможности  проверять  их  сло­

весными  описаниями.  В  портретах  того  времени  большая  наклонность  идеали­
зировать  в  ущерб  анатомически  характерному.  Фотографические  снимки,  в  общем, 

надежнее  живописи,  но и  в  них могут быть неточности  в зависимости  от  освещения 

и  смещения  в  перспективе.  В  общем,  однако,  сравнивая  серии  портретов  зна­
менитостей,  можно  получить  ценные  научные  данные,  так  как  лица  и  строение 

тела  большинства  людей  с  резко  выраженным  темпераментом  настолько  харак­
терны,  что  даже  и  плохие  портреты  не  в  состоянии  их  сгладить.  В  основе  этой 
главы  лежит  тщательное  сравнение  портретов  сотен  знаменитостей  всех  куль­
турны х  европейских  народов.