Файл: Krechmer_E_Stroenie_tela_i_kharakter__1924.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.10.2020

Просмотров: 4354

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

211

MCisxuKci,  и стощ е н н ая  сплошным  пафосом  героической  борьбы,  внезапно 

о д о л е в а е т с я   потребностью  в  абсолютном  контрасте,  в  слезливой  нежно­

сти  н  волш ебной  буколической  тишине.  В  темпераменте  Ш иллера,  отли­

чаю щ ем ся  упорством,  резкой  энергией  и  сверкающей  доблестью,  геро­

ический^ о б р аз  то  тут,  то  там  все  ж е  прерывается  проявлениями  неж- 

ностн.  А  него  н е т   ни  одного  крупного  драматического  действия  без  двух- 

г р ех   .мечтательных  любовных  сцен, не  носящих  никогда х ар а к тер а  наивной 

чувственности,  к а к   у  циклотимиков,  а  всегда  характеризую щихся  сан­

ти м ен тал ь н ой   эксцентричностью .  Эти  героические  интермиссии  всегда 

о к р а ш е н ы   в  соверш енно  одинаковые  типичные  тона  настроения,  будь 

ю   К а р л   и  Амалия,  или  Макс  и  Текла,  или  Мария  Стюарт  и  прекрасная 

п рирода;  или  в  Ш нллеровекой  лирике,  где  мы  с  удивлением  видим  Г е­

р а к л а ,   подооно 

пастуш ку 

Руссо,  стерегущего  овец  и  плетущего  у 

р у ч ь я   вонки.

5  самого  Р у с с о   патетический  ц  идиллический  элементы  настрое­

ния  б о л е е   или  менее  сохраняю т  равновесие.  Но  даже  там,  где  идилли­

ч е с к о е ,  романтнчно-нежное  и  отшельническое  решительно  берет  пере­

вес,  к а к   у  Г е л ь д е р л и н а ,   мы  постоянно  слышим  сдержанный  пафос 

и  д а ж е   громкую   трагическую   страсть  героического  юноши  Гипериона.

I  еро и ч сск о е  и  идиллическое  столь  ж е  тесно  сплетаются  в  поих- 

з ете ти ч ес к о й   с к а л е   темперамента,  как  реалистическое  в  диатетических 
■пропорциях.

Подобно  тому  к а к   у  циклотимиков  преобладает  широкий  об’ектив- 

я ы п   р а с с к а з  в  прозе,  т ак   у  шизотимиков  решительно  берет  перевес 

л и р и к а   и  д р а м а.  Это  чрезвычайно  важ ная  черта,  которая  произве­

д е н и я м   поэтов  обеих  групп  придает  об’ектпвность  документа  или  есте­

ств ен н о -н ау ч н о г о   опыта.  У  циклотимиков  об’ектнвность,  безконфлнктное 

с л и я н и е   с  миром  об’ектов.  Сам  поэт  в  автобиографической  частя  („ З е ­

л е н ы й   I  е н р и х '-  „U t  mine  i 'e s t u n g s t i d “)  об’ект  оредп  об’ектов,  постав­

л е н н ы й   со  спокойной  улыбкой,  моделлизированный  с  такой  же  любовью 

и  о б стоятел ьн остью   и  в  том  же  разм ере,  к а к   и  все  остальное.  У  шизо- 

ти м и ка  ж е   постоянный  аутистический  контраст:  здесь 

„я

“ — там  внешний 

мир.  Н о  это  „ я “  или  лирически  мечтательно  только по  отношению  к себе  и 

з а н я т о   чутким  прислушиванием  к  своим  собственным  чувствам,  или  „ я “ 

в 

ан ти тезе,  к а к   трагический 

герой  колоссальных  размеров  в  кон­

ф л и к т е   с 

окружаю щим,  с  маленьким  представляющимся  в  искажен­

н о м   виде  червяком  враждебности  и  зла,  побеждая  или  погибая— с р е д ­

н его,  треть его,  того,  что  выбирает  циклотимик,  для  шизотимика  не  с у ­

щ е с т в у е т .  Е сл и   шизотимик  пишет  рассказы ,  последние  никогда  не  бы­

в а ю т   об  ективны,  а  сплошь  лиричны,  подобны  гимну,  как  Гиперион  или


background image

Генрих  фон  Офтердинген,  богаты  чувством  »  пониманием  природы , 

бедны действием и людьми;  или лее они полны  трагизма,  антитез  или нрош ш , 

непонятно  истерзаны  

и л и  

патетически  изобличительны,  как-  у  С три н д бе рга 

и  Толстого,  резки  в  своем  натурализме  или  импрессионистски  н еяс н ы .

Т р а г и ч е с к и й   д р а м а т у р г   без  сильных  шизотимических  ком­

понентов 

личности  немыслим.  Н аряд у  с  Шиллером  в  личности  кр у п н ы х  

немецких 

драматургов, 

таких, 

как 

Г р и л ь н  а р   ц « р, 

Г о б б с  ль,.

К  л е й с т ,   О т т о   Л ю д в и г   и  Г р а б б е   много  таких  ясно  вы раж ен н ы х 

шизотимических  черт,  являющихся  господствующими  факторами  нх  т е м ­

п ерам ен та.  У  Г р и л ь п  а р  ц е р а ,  Г е б   б е л я ,   Л ю д в и г а   и  Г р а б б е  

т ак ж е  соответствующее  строение  тела;  своеобразное  н е д и ф ф е р е н ц и р о ­

ванное,  почти  гипопластически  детское  лица  К л е й  с т а   т о ж е ,  невиди­

мому,  обнаруживает  заметный  уклон  в  ту  же  сторону.  У  Г е б б е л  я   н 

К л е й  с т а ,   особенно  же  сознательно  у  Ш иллера,  мы  в стреч аем   нигде 

(за  исключением,  быть  может,  Валленштейна)  не  у в ен ч и в аю щ е еся   п ол­

ным  успехом  старание  использовать  более  слабые  реалистнчсски-юморн- 

стические  компоненты  конституции  поэта  для  художественного  уси лен и я 

драматически-патетического  эф фекта.  В  набросках  и  письмах  Ш и л л е р а  

к 

Валленштейну  эта  проблема  ясно  п роявляется  п сихологически  в 

сознательно 

обдуманной 

манере  этого 

художника,  в  то  врем я, 

хсак 

в 

своих 

позднейших  произведениях  Ш иллер 

столь 

ж е   со зн ате л ьн о  

склонялся  к   греко-французской  г)  развязке  чисто  шизотимически  сти л и ­

зованной  трагедии,  строго  исключая  все  реалистически  ю мористическое.

Эта  дилемма  в  драматическом  искусстве,  созд ан н ая  глубокими 

биологическими  причинами,  до  сих  пор  не  находила  никогда  у д о в л е ­

творительного  разреш ения.  К а к   только  цикломитический  р еа ли стич еск и- 

юмористический  элемент  становится  сильным  самостоятельным  фактором,, 

как  у  Шекспира,  он  грозит  превратить  строго  построенную  трагеди ю   в 

нечто  бесформенное,  в  то  время,  как,  наоборот,  при  полном  его  исклю­

чении,  как  в  возвышенной  французской 

трагедии,  д рам а  з а с т ы в а е т   в 

чисто  шизотимической  схеме,  в  чем  то  вроде  математики  чувств  с  з а ­

стывшими  формулами,  типами  и  диалектическими  ан ти тезам и . 

Я р к и й  

свет  проливается  на  сложные  вопросы  эстетики  там,  где  мы  в  с о с то я­

нии  разреш ить  их  биологически.  Юмор  и  пафос  пред ставл яю т  с о в е р ­

шенно  чуждые  друг  другу  конституционально  элементы,  к о т о р ы е   осо ­

бенно  плохо  уживаются  вместе.  Этим  об’яс няется,  что  в  драм атическом

9 ^ 2  

Темпераменты   _

i) 

Ш иллер,  как  известно,  боролся  с  крайними  тенденциями  французской 

драмы.  И.  однако,  он  психологически  близок  к  этой  форме  стиля.  Ой*  боролся  с  
задатком,  который  в  нем  самом  был  очень  силен.


background image

Г е н и и  

213

и с к у с с т в е   всех  кул ь ту р н ы х   народов  трагедия  бывает  много  удачнее, 

чем 

комедия 

высокого  сти л я,  и  что  последняя  эмпирически  является 

л и ш ь   скромной  второстепенной  отраслью  драмы, 

как 

ни  сильно  уже 

и зд а в н а   ее  поощряют  теоретики 

в  качестве  высшего  совершенства 

п оэтического  и скусства,  повсюду  тщательно  выискивая  и страстно  желая. 

Д ело  в  том,  что  в  цнклотимике  есть  юмористическая  жилка,  но  нет 

способности  к  д раматическому,  а   шизотимия,  обладая  драматическим 

п афосом  и  чувством  формы,  совершенно  лишен  зато  юмора.

Н а р я д у   с  пафосом  мы 

назвали  р о м а н т и з м ,   как.  важнейший 

тип  х уд ож ес тве н н ого  стиля  шизотимиков. 

Термину  „романтизм"  мы 

п ридаем  здесь  совершенно  определенное  значение,  которое  отличается 

от  традиционного  туманного  зн ач ен ия  этого  слова,  или,  вернее  говоря, 

з а к л ю ч а е т   в  се б е  только  главную  часть  этого  традиционного  значения. 

■Патетик— это  борющийся  аутист.  Р о м а н т и к   ж е   в  н а ш е м   с м ы с л е  

с л о в а — а у т н е т ,   у ш е д ш и й   б е з   б о р ь б ы   в  м и р   ф а н т а з и и .  

Р а зл и ч н ы е   произведения,  в  литературном  смысле  отличающиеся  друг  от 

д р у г а ,   психологически  при  этом  почти  равнозначущп.  Гердерлин  уходит 

в 

б лагородн ую   чистоту  стиля  греческой  старины,  Тассо  и  Новалис  в 

мистический  м р а к   христианского  средневековья,  Руссо 

в 

буколическую 

тишину  нереальной  природы  и  мнимого  первобытного  человечества, 

д р у ги е  просто  в  свободную  игру  фантастики  сказок.  Одних  называют 

класси кам и,  других  романтиками  в  общепринятом  смысле  слова,  третьих 

■буколиками  и  идиллнками  х).  Если  же  мы  сравним  все  принадлежащие 

сю д а  личности  художников  индивидуально-психологически,  то  оказы­

в а е т с я ,  что  они  до  мельчайших  подробностей  похожи  друг  на  друга  в 

том,  что  к а с а е т с я   шизотимпческих  свойств  личности.  Все  они  исклю­

чительно  тонкие  гинерэстетикп  со  слабой  сопротивляемостью 

и 

слабыми 

и м п ульсами.  Выше  мы  уже  подробно  останавливались  на 

их 

психологи­

ческом  механизм е,  постоянной уязвляемости  реальным  и современным,  на 

и х  мечтательном  удалении  в  безболезненную  для  нпх  среду  н  на  теп- 

пличный  р ас ц в ет  далекого  от  действительности  внутреннего  мира  грез  и 

ж е л а н и й . 

Характерологически 

любопытно  наблюдать,  как  ясно  выра­

ж е н н ы е   шнзотпмнческио  романтики  Гельдерлин  и  Новалис  восторженно

*)  От  идиллического  с  шнзотимнческнм  оттенком  имеются  обширные  пе­

реходы  к  идиллической  поэзии  с  резкой  циклотнмической  окраской,  которую 
мы  можем  связать  с  именами  Геснера,  Мерикэ  и  Штифтера.  Соматически  Геснер 

был  великолепным  пикником.  У  обоих  других  также  было  много  пикнических 

компонентов. 

Ъ

  этого  типа  идилликов  широко  реалистическая  (Штнфтер)  или 

любовно  веселая,  радостная  удовлетворенность  (Геснер)  обнаруживают  их  род­
ство  с  циклотимическимн  темпераментами.


background image

2 1 4

 

Т е м п е р а м е н т а

благоговеют  п е р е д   Ш иллером,  которы й,  к а к   шизотимии,  сов ерш ен н о 

иного  типа,  чем  они.  В  то 

ж е  

время 

кон сти туц ион альн о  сложные- 

личности 

группы 

Т и к -Ш л е г е л я , 

п редставляю щ ие  сильное  см еш ени е, 

отдаю т  реш и те ль н ое  предпочтение  сложным  худ ож ественн ы м   н атурам

Г е т е   и  Ш е к с п и р а .

Н о   обычное  слово  романтик  имеет  ещ е  одно  з н а ч е н и е ,  которого- 

мы  не  должны  игнорировать.  Это  любовь  к  б ытовому,  простому,  на  п о­

добие  народных  песен,  к  тому,  что  срослось  с  почвой  и  стал о  истори ­

ческим.  Зд ес ь   опять  широкие  переходы  от  ром анти ческого  к  ц иклоти ­

мическому,  к   чувственно  конкретному,  простому,  эм пи ри ческом у  и  р е ­

алистическому.  Эти  черты  начинают  ясно  в ы ступать  у ж е   у  т а к и х   ш и зо­

тимических ром анти ков,кан   У л а н д   и  Э й х е н д о р ф .   С в о е о б р а з н о   б л а ­

гоприятное  сочетание  ф а н т а с т и ч е с к и - н е ж н о г о  

и 

н а р о д н о -  

ю м о р и с т и ч е с к о г о  

мы  находим 

в 

родственны х 

т е м п е р а м е н т а х  

М  е р и к е   и  М о р и ц а   Ш в и н д а ( у  Юстинуса  К е р н е р а  то ж е  много т а к и х  

же  черт).  У  всех  троих  мы  обнаруживаем  пикнические  ком пон ен ты   п  в 

строении  тела.  Такое  диатетически-психэететическое 

см еш ени е  горазд о 

гармоничнее  сливается  в  ф а н т а с т и ч е с к о м   н а с т р о е н и и   III вин д а  

и  Мерике,  чем  смесь  юмора  и  пафоса,  з а   немногими  сч астли вы м »  и скл ю ­

чениями  всегда  оказываю щ аяся  очень  хрупкой.

Что  касается  избираемых  шизотимиками  худ о ж ес тве н н ы х  

форм,, 

го 

их 

стиль  колеблется,  к а к   мы  уже  видели,  между  д в у м я   п ро­

тивоположными-  полюсами:  между 

т о н ч а й ш и м   ч у в с т в о м   с т и ­

л я  

и 

с а м о й  

т щ а т е л ь н о й  

о б р а б о т к о й  

формы, 

с 

одной 

стороны, 

и 

полной 

неряшливой 

небрежностью, 

богемоподобной 

оеспочвенностью,  резким  и  грубым  уродством,  циничным  п опрани ем   и 

ломкой  всякого  чувства  формы  и  приличия,  с  другой  стороны.  И л и   ж е 

он  скачет  между  напыщенной  торжественностью  и  неожиданной  б ез­

вкусной  вульгарностью.  Если  циклотимик  равномерно  слаб  в  смысле- 

формы,  то  шизотимик  или  виртуоз  формы,  или  ж е  впадает  в  у р о д л и в о е  

отсутствие  ее .  Совершенно 

то  же  и  в  стиле  частной  жизни:  ц иклоти ­

мик  любит  приятное  и  просто 

удобное, 

чистый 

же  шизотимик  ч асто  

выбирает  только  между  рыцарем  и  бродягой.

Ш и з о т и м  и  ч е с к а я   н е б р е ж н о с т ь   в  ф о р м е   с е й ч а с   нас  не- 

зан и м ает.  Она  эпизодически  п роры в ае тся  в  виде  м аленьки х  х у д о ж е с т в е н ­

ный  революций,  т ак   называемых,  „м олод ы х",  к а к   „Sturm,  u n d   D r a n g " ,  

или  к а к   крикливо-патетическая  натурали сти ческая  ила  экспресионнст- 

с в а я   в р аж д а  с  формой.  Она  может  вылиться,  к а к   у  Г р а б б е ,   в  само­

р азруш ен ие, 

или  перейти  в  ш изофренический  психоз,  к а к   у  поэта 

Л е н ц а ,   или  ж е   остается,  к а к   у  Ш и л л ер а ,  только  стади ей   п ер и о д а   по-


background image

215

лового  со зр е в а н и я ,  переходом  к  аристократической  художественности 

форм.  Именно  н а  развитии  Ш иллера  можно  видеть,  что  радикальная 

в р а ж д а   к,  форме  и  кл асси ческая  художественность  формы,  находясь  в 

тесной   биологической  связи,  могут развиваться одна из  другой  в  качестве 

р азл и чн ы х  ф а з   одной  и  той  же  личности.  В  развитии  шизотнмических 

х у д о ж е с т в е н н ы х   сторон  Гете  проглядывают аналогичные  же  моменты,  на­

чин ая  со  „ S t u r m   imd  D rang"  и  кончая  торжественно  сдержанным  тай­

ным 

советником  и

  классиком  периода  Ифигении  и  Тассо  с  высокоценной 

чистотой  стиля.  Н о   только  у  него  период  . S t u r m   und  D ra n g “  очень 

сильно  пронизан  циклотимическими 

элементами  в  стиле  Гец-ф ои-Бер-

 

л ихи н ген а.  П ре крас н ы м   примером  из  новой  литературы  служит 

Г е р -

 

г а р д   Г а у п т м а н :  

вначале  ярый  натурализм,  а  затем  ко  всеобщему

изумлению  ф а н тас ти ч ес к ая  романтика  с  красивой  формой  и  стихом. 

П е р е д о к   т а к ж е   у  шизотимиков  и  обратный  ход  развития:  напыщенный 

формализм  в  периоде  полового  созревания  выливается  потом  в  подчерк­
нутую   враждебность  к  форме.  Автобиографические заметки  Т о л с т о г о  

х а р а к т е р н ы м   образом  выявляют  такое  превращение.  В  более  сильных 

с т е п е н я х   оно  вызы вается,  главным  образом,  психотическими  или  экви­

валентными  психозу  кризами.  Юношеское  развитие  у  выраженных  ци- 

клотпмиков  не  имеет  контрастов  даже  отдаленно  похожих  на  эти;  и 

д а ж е   см ена  маниакальной  и  депрессивной  фаз  влечет  за  собой  только 

у м е р е н н о е   плавное  изменение  настроения  в  художественном  стиле;  ибо 

с  наступлением  ясно  выраженной  депрессивной  фазы  художественное 

т ворчество  тотчас  же  прекращ ается  вследствие  меланхолической  за­

торможенности.  Пооты  мировой  скорби  хронического  типа— гиперэстети- 

ч еск п е  шизоиды,  а  на  в  коем  случае  не  чистые  циклотимики  (Ленау).

Художественность  форм  шизотимиков  проявляется,  особенно  у 

драм атургов,  в  способности  к  строгому  систематическому  построению 

п роизведения  искусства  в  целом,  в  тщательной  отделке  деталей,  в  при- 

с т р а с т и и   к  з в у ч н ы м   с т и х а м ,   ч и с т о м у   р и т м у   и  и з ы с к а н ­

н ы м   в ы р а ж е н и я м .   Эта  тенденция  к  художественной  форме  языка 

я с н о   в ы раж ен а  у  поэтов  типа  Ш иллера,  Гельдерлина  и  Платена.  Мы 

вы д ел я ем   здесь  особо  в  качестве  примера  П л а т е н а ,   ибо  он,  благо­

д а р я   отсутствию  в  темпераменте  его  дпатетпческнх  элементов,  дает  нам 

в  чистейшем  виде  шизотимическую  красоту  форм  в  ее  приближении  к 

холодной  гладкости  мрамора.  Гете  отмечает  это  полное  отсутствие  ци- 

клотимическоп  душевной  теилоты,  говоря  о  Ш атен е:  „Ему  не  хватает 

любви; он т а к ж е  мало любит читателей и других поэтов,  как и  себя самого".

Иным 

воплощением  шизотимического  искусства  формы,  чем  т о р ­

жественность  стиля  Гельдерлина,  является  манера  У л а н  д а.  Колеблясь