ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.10.2020
Просмотров: 4744
Скачиваний: 5
211
MCisxuKci, и стощ е н н ая сплошным пафосом героической борьбы, внезапно
о д о л е в а е т с я потребностью в абсолютном контрасте, в слезливой нежно
сти н волш ебной буколической тишине. В темпераменте Ш иллера, отли
чаю щ ем ся упорством, резкой энергией и сверкающей доблестью, геро
ический^ о б р аз то тут, то там все ж е прерывается проявлениями неж-
ностн. А него н е т ни одного крупного драматического действия без двух-
г р ех .мечтательных любовных сцен, не носящих никогда х ар а к тер а наивной
чувственности, к а к у циклотимиков, а всегда характеризую щихся сан
ти м ен тал ь н ой эксцентричностью . Эти героические интермиссии всегда
о к р а ш е н ы в соверш енно одинаковые типичные тона настроения, будь
ю К а р л и Амалия, или Макс и Текла, или Мария Стюарт и прекрасная
п рирода; или в Ш нллеровекой лирике, где мы с удивлением видим Г е
р а к л а , подооно
пастуш ку
Руссо, стерегущего овец и плетущего у
р у ч ь я вонки.
5 самого Р у с с о патетический ц идиллический элементы настрое
ния б о л е е или менее сохраняю т равновесие. Но даже там, где идилли
ч е с к о е , романтнчно-нежное и отшельническое решительно берет пере
вес, к а к у Г е л ь д е р л и н а , мы постоянно слышим сдержанный пафос
и д а ж е громкую трагическую страсть героического юноши Гипериона.
I еро и ч сск о е и идиллическое столь ж е тесно сплетаются в поих-
з ете ти ч ес к о й с к а л е темперамента, как реалистическое в диатетических
■пропорциях.
Подобно тому к а к у циклотимиков преобладает широкий об’ектив-
я ы п р а с с к а з в прозе, т ак у шизотимиков решительно берет перевес
л и р и к а и д р а м а. Это чрезвычайно важ ная черта, которая произве
д е н и я м поэтов обеих групп придает об’ектпвность документа или есте
ств ен н о -н ау ч н о г о опыта. У циклотимиков об’ектнвность, безконфлнктное
с л и я н и е с миром об’ектов. Сам поэт в автобиографической частя („ З е
л е н ы й I е н р и х '- „U t mine i 'e s t u n g s t i d “) об’ект оредп об’ектов, постав
л е н н ы й со спокойной улыбкой, моделлизированный с такой же любовью
и о б стоятел ьн остью и в том же разм ере, к а к и все остальное. У шизо-
ти м и ка ж е постоянный аутистический контраст: здесь
„я
“ — там внешний
мир. Н о это „ я “ или лирически мечтательно только по отношению к себе и
з а н я т о чутким прислушиванием к своим собственным чувствам, или „ я “
в
ан ти тезе, к а к трагический
герой колоссальных размеров в кон
ф л и к т е с
окружаю щим, с маленьким представляющимся в искажен
н о м виде червяком враждебности и зла, побеждая или погибая— с р е д
н его, треть его, того, что выбирает циклотимик, для шизотимика не с у
щ е с т в у е т . Е сл и шизотимик пишет рассказы , последние никогда не бы
в а ю т об ективны, а сплошь лиричны, подобны гимну, как Гиперион или
Генрих фон Офтердинген, богаты чувством » пониманием природы ,
бедны действием и людьми; или лее они полны трагизма, антитез или нрош ш ,
непонятно истерзаны
и л и
патетически изобличительны, как- у С три н д бе рга
и Толстого, резки в своем натурализме или импрессионистски н еяс н ы .
Т р а г и ч е с к и й д р а м а т у р г без сильных шизотимических ком
понентов
личности немыслим. Н аряд у с Шиллером в личности кр у п н ы х
немецких
драматургов,
таких,
как
Г р и л ь н а р ц « р,
Г о б б с ль,.
К л е й с т , О т т о Л ю д в и г и Г р а б б е много таких ясно вы раж ен н ы х
шизотимических черт, являющихся господствующими факторами нх т е м
п ерам ен та. У Г р и л ь п а р ц е р а , Г е б б е л я , Л ю д в и г а и Г р а б б е
т ак ж е соответствующее строение тела; своеобразное н е д и ф ф е р е н ц и р о
ванное, почти гипопластически детское лица К л е й с т а т о ж е , невиди
мому, обнаруживает заметный уклон в ту же сторону. У Г е б б е л я н
К л е й с т а , особенно же сознательно у Ш иллера, мы в стреч аем нигде
(за исключением, быть может, Валленштейна) не у в ен ч и в аю щ е еся п ол
ным успехом старание использовать более слабые реалистнчсски-юморн-
стические компоненты конституции поэта для художественного уси лен и я
драматически-патетического эф фекта. В набросках и письмах Ш и л л е р а
к
Валленштейну эта проблема ясно п роявляется п сихологически в
сознательно
обдуманной
манере этого
художника, в то врем я,
хсак
в
своих
позднейших произведениях Ш иллер
столь
ж е со зн ате л ьн о
склонялся к греко-французской г) развязке чисто шизотимически сти л и
зованной трагедии, строго исключая все реалистически ю мористическое.
Эта дилемма в драматическом искусстве, созд ан н ая глубокими
биологическими причинами, до сих пор не находила никогда у д о в л е
творительного разреш ения. К а к только цикломитический р еа ли стич еск и-
юмористический элемент становится сильным самостоятельным фактором,,
как у Шекспира, он грозит превратить строго построенную трагеди ю в
нечто бесформенное, в то время, как, наоборот, при полном его исклю
чении, как в возвышенной французской
трагедии, д рам а з а с т ы в а е т в
чисто шизотимической схеме, в чем то вроде математики чувств с з а
стывшими формулами, типами и диалектическими ан ти тезам и .
Я р к и й
свет проливается на сложные вопросы эстетики там, где мы в с о с то я
нии разреш ить их биологически. Юмор и пафос пред ставл яю т с о в е р
шенно чуждые друг другу конституционально элементы, к о т о р ы е осо
бенно плохо уживаются вместе. Этим об’яс няется, что в драм атическом
9 ^ 2
Темпераменты _
i)
Ш иллер, как известно, боролся с крайними тенденциями французской
драмы. И. однако, он психологически близок к этой форме стиля. Ой* боролся с
задатком, который в нем самом был очень силен.
Г е н и и
213
и с к у с с т в е всех кул ь ту р н ы х народов трагедия бывает много удачнее,
чем
комедия
высокого сти л я, и что последняя эмпирически является
л и ш ь скромной второстепенной отраслью драмы,
как
ни сильно уже
и зд а в н а ее поощряют теоретики
в качестве высшего совершенства
п оэтического и скусства, повсюду тщательно выискивая и страстно желая.
Д ело в том, что в цнклотимике есть юмористическая жилка, но нет
способности к д раматическому, а шизотимия, обладая драматическим
п афосом и чувством формы, совершенно лишен зато юмора.
Н а р я д у с пафосом мы
назвали р о м а н т и з м , как. важнейший
тип х уд ож ес тве н н ого стиля шизотимиков.
Термину „романтизм" мы
п ридаем здесь совершенно определенное значение, которое отличается
от традиционного туманного зн ач ен ия этого слова, или, вернее говоря,
з а к л ю ч а е т в се б е только главную часть этого традиционного значения.
■Патетик— это борющийся аутист. Р о м а н т и к ж е в н а ш е м с м ы с л е
с л о в а — а у т н е т , у ш е д ш и й б е з б о р ь б ы в м и р ф а н т а з и и .
Р а зл и ч н ы е произведения, в литературном смысле отличающиеся друг от
д р у г а , психологически при этом почти равнозначущп. Гердерлин уходит
в
б лагородн ую чистоту стиля греческой старины, Тассо и Новалис в
мистический м р а к христианского средневековья, Руссо
в
буколическую
тишину нереальной природы и мнимого первобытного человечества,
д р у ги е просто в свободную игру фантастики сказок. Одних называют
класси кам и, других романтиками в общепринятом смысле слова, третьих
■буколиками и идиллнками х). Если же мы сравним все принадлежащие
сю д а личности художников индивидуально-психологически, то оказы
в а е т с я , что они до мельчайших подробностей похожи друг на друга в
том, что к а с а е т с я шизотимпческих свойств личности. Все они исклю
чительно тонкие гинерэстетикп со слабой сопротивляемостью
и
слабыми
и м п ульсами. Выше мы уже подробно останавливались на
их
психологи
ческом механизм е, постоянной уязвляемости реальным и современным, на
и х мечтательном удалении в безболезненную для нпх среду н на теп-
пличный р ас ц в ет далекого от действительности внутреннего мира грез и
ж е л а н и й .
Характерологически
любопытно наблюдать, как ясно выра
ж е н н ы е шнзотпмнческио романтики Гельдерлин и Новалис восторженно
*) От идиллического с шнзотимнческнм оттенком имеются обширные пе
реходы к идиллической поэзии с резкой циклотнмической окраской, которую
мы можем связать с именами Геснера, Мерикэ и Штифтера. Соматически Геснер
был великолепным пикником. У обоих других также было много пикнических
компонентов.
Ъ
этого типа идилликов широко реалистическая (Штнфтер) или
любовно веселая, радостная удовлетворенность (Геснер) обнаруживают их род
ство с циклотимическимн темпераментами.
2 1 4
Т е м п е р а м е н т а
благоговеют п е р е д Ш иллером, которы й, к а к шизотимии, сов ерш ен н о
иного типа, чем они. В то
ж е
время
кон сти туц ион альн о сложные-
личности
группы
Т и к -Ш л е г е л я ,
п редставляю щ ие сильное см еш ени е,
отдаю т реш и те ль н ое предпочтение сложным худ ож ественн ы м н атурам
Г е т е и Ш е к с п и р а .
Н о обычное слово романтик имеет ещ е одно з н а ч е н и е , которого-
мы не должны игнорировать. Это любовь к б ытовому, простому, на п о
добие народных песен, к тому, что срослось с почвой и стал о истори
ческим. Зд ес ь опять широкие переходы от ром анти ческого к ц иклоти
мическому, к чувственно конкретному, простому, эм пи ри ческом у и р е
алистическому. Эти черты начинают ясно в ы ступать у ж е у т а к и х ш и зо
тимических ром анти ков,кан У л а н д и Э й х е н д о р ф . С в о е о б р а з н о б л а
гоприятное сочетание ф а н т а с т и ч е с к и - н е ж н о г о
и
н а р о д н о -
ю м о р и с т и ч е с к о г о
мы находим
в
родственны х
т е м п е р а м е н т а х
М е р и к е и М о р и ц а Ш в и н д а ( у Юстинуса К е р н е р а то ж е много т а к и х
же черт). У всех троих мы обнаруживаем пикнические ком пон ен ты п в
строении тела. Такое диатетически-психэететическое
см еш ени е горазд о
гармоничнее сливается в ф а н т а с т и ч е с к о м н а с т р о е н и и III вин д а
и Мерике, чем смесь юмора и пафоса, з а немногими сч астли вы м » и скл ю
чениями всегда оказываю щ аяся очень хрупкой.
Что касается избираемых шизотимиками худ о ж ес тве н н ы х
форм,,
го
их
стиль колеблется, к а к мы уже видели, между д в у м я п ро
тивоположными- полюсами: между
т о н ч а й ш и м ч у в с т в о м с т и
л я
и
с а м о й
т щ а т е л ь н о й
о б р а б о т к о й
формы,
с
одной
стороны,
и
полной
неряшливой
небрежностью,
богемоподобной
оеспочвенностью, резким и грубым уродством, циничным п опрани ем и
ломкой всякого чувства формы и приличия, с другой стороны. И л и ж е
он скачет между напыщенной торжественностью и неожиданной б ез
вкусной вульгарностью. Если циклотимик равномерно слаб в смысле-
формы, то шизотимик или виртуоз формы, или ж е впадает в у р о д л и в о е
отсутствие ее . Совершенно
то же и в стиле частной жизни: ц иклоти
мик любит приятное и просто
удобное,
чистый
же шизотимик ч асто
выбирает только между рыцарем и бродягой.
Ш и з о т и м и ч е с к а я н е б р е ж н о с т ь в ф о р м е с е й ч а с нас не-
зан и м ает. Она эпизодически п роры в ае тся в виде м аленьки х х у д о ж е с т в е н
ный революций, т ак называемых, „м олод ы х", к а к „Sturm, u n d D r a n g " ,
или к а к крикливо-патетическая натурали сти ческая ила экспресионнст-
с в а я в р аж д а с формой. Она может вылиться, к а к у Г р а б б е , в само
р азруш ен ие,
или перейти в ш изофренический психоз, к а к у поэта
Л е н ц а , или ж е остается, к а к у Ш и л л ер а , только стади ей п ер и о д а по-
215
лового со зр е в а н и я , переходом к аристократической художественности
форм. Именно н а развитии Ш иллера можно видеть, что радикальная
в р а ж д а к, форме и кл асси ческая художественность формы, находясь в
тесной биологической связи, могут развиваться одна из другой в качестве
р азл и чн ы х ф а з одной и той же личности. В развитии шизотнмических
х у д о ж е с т в е н н ы х сторон Гете проглядывают аналогичные же моменты, на
чин ая со „ S t u r m imd D rang" и кончая торжественно сдержанным тай
ным
советником и
классиком периода Ифигении и Тассо с высокоценной
чистотой стиля. Н о только у него период . S t u r m und D ra n g “ очень
сильно пронизан циклотимическими
элементами в стиле Гец-ф ои-Бер-
л ихи н ген а. П ре крас н ы м примером из новой литературы служит
Г е р -
г а р д Г а у п т м а н :
вначале ярый натурализм, а затем ко всеобщему
изумлению ф а н тас ти ч ес к ая романтика с красивой формой и стихом.
П е р е д о к т а к ж е у шизотимиков и обратный ход развития: напыщенный
формализм в периоде полового созревания выливается потом в подчерк
нутую враждебность к форме. Автобиографические заметки Т о л с т о г о
х а р а к т е р н ы м образом выявляют такое превращение. В более сильных
с т е п е н я х оно вызы вается, главным образом, психотическими или экви
валентными психозу кризами. Юношеское развитие у выраженных ци-
клотпмиков не имеет контрастов даже отдаленно похожих на эти; и
д а ж е см ена маниакальной и депрессивной фаз влечет за собой только
у м е р е н н о е плавное изменение настроения в художественном стиле; ибо
с наступлением ясно выраженной депрессивной фазы художественное
т ворчество тотчас же прекращ ается вследствие меланхолической за
торможенности. Пооты мировой скорби хронического типа— гиперэстети-
ч еск п е шизоиды, а на в коем случае не чистые циклотимики (Ленау).
Художественность форм шизотимиков проявляется, особенно у
драм атургов, в способности к строгому систематическому построению
п роизведения искусства в целом, в тщательной отделке деталей, в при-
с т р а с т и и к з в у ч н ы м с т и х а м , ч и с т о м у р и т м у и и з ы с к а н
н ы м в ы р а ж е н и я м . Эта тенденция к художественной форме языка
я с н о в ы раж ен а у поэтов типа Ш иллера, Гельдерлина и Платена. Мы
вы д ел я ем здесь особо в качестве примера П л а т е н а , ибо он, благо
д а р я отсутствию в темпераменте его дпатетпческнх элементов, дает нам
в чистейшем виде шизотимическую красоту форм в ее приближении к
холодной гладкости мрамора. Гете отмечает это полное отсутствие ци-
клотимическоп душевной теилоты, говоря о Ш атен е: „Ему не хватает
любви; он т а к ж е мало любит читателей и других поэтов, как и себя самого".
Иным
воплощением шизотимического искусства формы, чем т о р
жественность стиля Гельдерлина, является манера У л а н д а. Колеблясь