Файл: Kh_Kekhele_Privyazannost_i_depressivnaya_psikhopat.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.10.2020

Просмотров: 422

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

В

 

свете

 

теории

 

привязанности

 

адаптивная

 

регуляция

 

эмоций

 

означает

 

способность

 

индивида

 

объективно

 

воспринимать

 

свое

 

окружение

 

и

 

целенаправленно

 

интегрировать

 

возникающие

 

эмоции

то

 

есть

свободно

 

находить

независимо

 

от

 

появления

 

негативных

 

импульсов

внутренние

 

стратегии

 

разрешения

которые

 

будут

 

сопряжены

 

с

 

наименьшей

 

психологической

 

нагрузкой

Дозье

 

и

 

Кобак

 (1992) 

нашли

 

в

 

результате

 

своего

 

исследования

 

взаимосвязь

 

между

 

вербальным

 

подавлением

 

в

 

процессе

 

тестирования

 

с

 

помощью

 

AAI 

значимых

 

для

 

привязанности

 

мыслей

эмоций

 

и

 

воспоминаний

 

и

 

физиологическими

 

симптомами

 

конфликта

 

либо

 

торможения

У

 

испытуемых

которые

 

демонстрировали

 

деактивирующие

 

стратегии

 

в

 

преподнесении

 

вербального

 

материала

то

 

есть

 

пытавшихся

 

отвлечь

 

собственное

 

внимание

 

от

 

тем

 

привязанности

много

 

раз

 

во

 

время

 

тестирования

 

заметно

 

поднимался

 

уровень

 

электропроводимости

 

кожных

 

покровов

Подобный

 

подъем

 

физиологических

 

показателей

 

ученые

 

интерпретируют

 

как

 

признак

 

торможения

 

поведения

 

в

   

форме

 

подавления

 

негативных

 

эмоций

Это

 

указывает

 

на

   

связь

 

стратегий

 

защиты

 

с

 

проявляющимися

 

в

 

процессе

 

тестирования

 

с

 

помощью

 

AAI 

 

особенностями

  

поведения

 - 

физиологическим

 

или

 

эмоциональном

 

напряжением

.  

В

 

одной

 

из

 

работ

посвященных

 

стилю

 

привязанности

    (

Hazan &  Shaver 1987

и

 

Я

-

концепции

авторы

опираясь

 

на

 

теорию

 

представлений

 

о

 

привязанности

 

Мейн

 

и

 

Голдуин

утверждают

что

 

личности

 

с

 

надежным

 

стилем

 

привязанности

 

могут

 

интегрировать

 

позитивные

 

и

 

негативные

 

эмоции

 

и

 

относиться

 

к

 

себе

таким

 

образом

как

 

критически

так

 

и

 

положительно

.  

В

 

силу

 

своей

 

деактивирующей

 

стратегии

 

индивиды

   

с

 

избегающим

 

стилем

 

привязанности

 

оценивают

 

свою

 

Я

-

концепцию

 

в

 

высшей

 

степени

 

позитивно

несмотря

 

на

 

то

что

 

данный

 

тип

 

привязанности

 

предполагает

 

все

 

же

 

пониженную

 

способность

 

к

 

самокритике

Напротив

личности

склонные

 

к

 

амбивалентному

 

стилю

 

привязанности

отличались

 

усилением

 

негативного

 

отношения

 

к

 

собственному

 

Я

Дальнейшие

 

исследования

 

этой

 

контрольной

 

группы

 

демонстрируют

что

 

амбивалентные

 

личности

 

характеризуются

 

более

 

высоким

 

доступом

 

к

 

негативным

 

и

 

тревожным

 

воспоминаниям

чем

 

избегающие

 

испытуемые

.  

Надежные

 

личности

 

вспоминают

 

с

 

одинаковой

 

отчетливостью

 

как

  

тревожные

так

 

и

 

радостные

 

события

 (

Miculincer & 

Orbach 1995

). 

В

 

актуальном

 

обзоре

  “

Привязанности

 

и

 

регуляции

 

аффектов

” (

Fuendeling 1998

также

 

обсуждался

 

консистентный

 

вывод

 

о

 

том

что

    «

надежные

» 

испытуемые

 

проявляют

 

сдержанное

 

внимание

 

к

 

аффективным

 

темам

в

 

то

 

время

 

как

  «

амбивалентные

» 

предельно

 

внимательны

 

к

 

эмоциональным

 

стимулам

особенно

 

к

 

негативным

 

аффектам

. «

Избегающие

» 

личности

 

выстраивают

 

защитные

 

стратегии

 

как

 

по

 

отношению

 

к

 

позитивным

так

 

и

 

к

 

негативным

 

аффектам

Эти

 

данные

 

подтверждаются

 

компьютерным

 

анализом

 

текстов

 

полуструктурированного

 

интервью

проведенным

 

Буххайм

 

и

 

Мергенталером

 (2000).  

Магей

 (1999) 

в

 

своей

 

работе

 

о

  «

Аффекте

представлении

 

и

 

привязанности

» 

следующти

 

образом

 

резюмировала

 

уровень

 

состояния

 

исследования

: «

Суммируя

исследование

 

привязанности

 

помогает

 

идентифицировать

 

отчетливые

 

паттерны

 

аффективной

 

заторможенности

 

и

 

повышенности

Избегающие

 

индивиды

 

могут

 

быть

 

характеризованны

 

заторможенностью

 

обоих

 

положиттельного

 

и

 

негативного

 

аффекта

тогда

 

как

 

амбивалентные

 

индивиды

 

демонтрируют

 

паттерн

 

повышенной

 

аффективной

 

экспрессии

».  

 
 
 
 

Нарушение

 

стратегий

 

привязанности

:  

предпосылка

 

для

 

развития

 

психопатологии

 

 

Исследования

проведенные

 

с

 

участием

 

детей

 

и

 

взрослых

ассоциируют

 

нарушение

 

организованных

 

стратегий

 

в

 

значимых

 

для

 

привязанности

 

ситуациях

которое

 

теория

 

 

6


background image

привязанности

 

определяет

 

как

 

дезорганизацию

с

 

повышенной

 

вероятностью

 

развития

 

психопатологии

 (

Lyons-Ruth & Jacobvitz 1999

). 

Трансгенерационные

 

исследования

 

доказали

 

взаимосвязь

 

между

 

установленной

 

с

 

помощью

 

AAI 

 

непереработанной

 

травмой

 

или

 

утратой

 

у

 

родителей

 

и

 

дезорганизованным

 

поведением

 

их

 

детей

 

в

  “

незнакомой

 

ситуации

”  (

van Ijzendoorn et al. 1999

). 

Формы

 

дезорганизации

 

в

  “

незнакомой

 

ситуации

” 

были

 

зафиксированы

 

у

 

детей

 

годовалого

 

возраста

 

и

 

представляли

 

собой

 

отдельный

   

с

 

точки

 

зрения

 

классификации

  (

Main & Solomon 1986

тип

 

поведения

включавший

 

в

 

себя

например

стереотипные

 

движения

 

в

 

поисках

 

близости

фазы

 

жесткости

так

 

называемой

 “

замороженности

” (

“Freezing”

и

 

выражение

 

страха

 

по

 

отношению

 

к

 

своим

 

родителям

.  

В

 

ситуации

 

разлуки

 

дети

 

не

 

способны

 

ни

 

установить

 

близости

 

к

 

фигуре

 

привязанности

ни

 

отвлечься

демонстрируя

таким

 

образом

отсутствие

 

стратегий

 

разрешения

 

(

более

 

подробно

 

см

Кэхеле

Буххайм

Шмукер

 2002)

.  

Мейн

 

и

 

Хессе

 (1990) 

выдвинули

 

в

 

связи

 

с

 

этим

 

гипотезу

 

о

 

том

что

 

в

 

подобных

 

диадах

 

поведение

 

ребенка

 

актуализирует

 

у

 

родителей

 

собственный

 

тревожный

 

и

 

болезненный

 

опыт

 

прошлых

 

травматических

 

переживаний

остающийся

однако

неосознанным

Такие

 

родители

 

могут

 

вызвать

 

у

 

ребенка

 

чувство

 

беспокойства

поскольку

 

в

 

процессе

 

взаимодействия

 

с

 

ним

 

они

 

не

 

проявляют

 

когерентных

 

стратегий

 

и

 

сами

 

выглядят

 

дезориентированными

 - 

например

мать

не

 

скрывающая

 

выражения

 

тревоги

когда

 

ребенок

 

бежит

 

ей

 

навстречу

 

после

 

смоделированного

 

эпизода

 

разлуки

 

в

  “

незнакомой

 

ситуации

”. 

В

 

этом

 

случае

 

ребенок

 

осознает

 

нарушение

 

своей

 

стратегии

 

привязанности

так

 

как

 

его

 

мать

 

не

 

представляет

 

для

 

него

 

в

 

данный

 

момент

 “

надежного

 

пристанища

”, 

что

 

влечет

 

за

 

собой

 

возникновение

 “

пугающе

-

испуганной

 

коллизии

” (

“Frightening-

frightened-Kollusion”

), 

не

 

предполагающей

 

в

 

результате

 

чувства

 

безопасности

  (

George & West 

1999

).  

В

 

то

 

время

 

как

 

число

 

дезорганизованных

 

детей

 

в

 

стандартной

 

выборке

 

среднего

 

класса

 

составляет

 

приблизительно

 15%, 

в

 

среде

 

с

 

низким

 

социальным

 

и

 

экономическим

 

уровнем

 

число

 

таких

 

детей

 

достигает

 25% 

и

 34 %. 

В

 

выборках

 

матерей

-

наркоманок

 

и

 

детей

подвергшихся

 

насилию

число

 

таких

 

детей

 

превышает

 40% (

van Ijzendoorn, Schuengel & Bakermans-Kranenburg, 

в

 

печати

).  

Лонгитюдные

 

исследования

 

демонстрируют

 

связь

 

детской

 

дезорганизации

 

в

 

значимых

 

для

 

привязанности

 

ситуациях

 

с

 

последующими

 

диссоциативными

 

нарушениям

а

 

также

 

с

 

контролируемыми

 

и

 

агрессивными

 

формами

 

поведения

Клинические

 

исследования

проведенные

 

с

 

помощью

 

полуструктурированного

 

интервью

постановили

что

 

в

 

биографии

 

взрослых

которые

 

были

 

отнесены

 

к

 

категории

  “

U

” 

(

непереработанная

 

травма

), 

прослеживается

 

недостаточно

 

проработанный

 

травматический

 

опыт

Аналогично

 

дезорганизованному

 

поведению

 

детей

 

в

  “

незнакомой

 

ситуации

” 

испытуемые

 

взрослые

говоря

   

в

 

процессе

 

исследования

 

с

 

помощью

 

AAI

 

о

 

пережитых

 

травмах

 

или

 

утратах

демонстрируют

 

речевую

 

дезорганизацию

например

путают

 

понятия

 

времени

 

и

 

места

 

либо

 

объекта

 

и

 

субъекта

а

 

также

 

допускают

 

ряд

 

логических

 

ошибок

.  

В

 

рамках

 

своей

 

теории

 

защиты

 

Боулби

 (1980) 

сформулировал

 

понятие

  “

выделенных

 

систем

” (

“segregated systems”

), 

ставшее

 

не

 

так

 

давно

 

вновь

 

актуальным

 

благодаря

 

работам

 

Джорджа

 

и

 

Веста

нашедших

 

его

 

важным

 

для

 

понимания

  

психопатологии

 
 “

Чтобы

 

понять

какое

 

отношение

 

имеет

 

привязанность

 

к

 

риску

 

возникновения

 

психических

 

нарушений

необходимо

 

исследовать

 

обусловленные

 

привязанностью

 

модели

 

защиты

 

и

 

модели

 

так

 

называемых

  “

выделенных

 

ситуаций

”, 

изображающих

 

внутренние

 

процессы

которые

 

определяют

 

дезорганизацию

”. (

George & West 1999

). 

 

Также

 

Боулби

 

был

 

убежден

 

в

 

том

что

 

нарушение

 

системы

 

привязанности

 

является

 

фактором

 

риска

 

для

 

физического

 

гомеостаза

В

 

случае

 

значительной

 

угрозы

 

системе

 

привязанности

 (

например

вследствие

 

угроз

разлучения

плохого

 

обращения

изоляции

насилия

исключение

 

информации

” (

“defensive exclusion”

), 

которое

 

является

 

решающим

 

для

 

организации

 

«

неуверенной

» 

привязанности

вызывает

 

так

 

называемое

 

выделение

 

информации

 

из

 

памяти

 - 

 

7


background image

таким

 

способом

 

информация

 

становится

 “

заблокированной

” 

для

 

сознания

В

 

ситуации

 

выделения

 

значимой

 

для

 

привязанности

 

информации

 

Боулби

 

исходит

 

из

 

того

что

 

в

 

этом

 

случае

 

система

 

привязанности

 

практически

 

деактивирована

.  

В

 

итоге

 

Джордж

 

и

 

Вест

 (1999) 

еще

 

раз

 

заостряют

 

внимание

 

на

 

своей

 

точке

 

зрения

 

Вклад

 

теории

 

привязанности

 

в

 

понимание

 

психических

 

расстройств

 

состоит

 

не

 

в

 

рассмотрении

 

стратегий

 

избегания

а

 

в

 

изучении

 

дезорганизации

 

привязанности

которая

 

складывается

 

из

 

повторяющегося

 

опыта

 

дисрегуляции

 

и

 

нарушения

 

защитных

 

формаций

” (

George &  West 1999

)  

 
 

Исследования

 

в

 

области

 

представлений

 

о

 

привязанности

  

и

 

психопатологии

 

у

 

взрослых

 

 

Теория

 

привязанности

 

используется

 

в

 

основном

 

в

 

качестве

 

конструктивной

 

модели

 

для

 

того

чтобы

 

связать

 

биологические

 

данные

 

с

 

психологическими

 

положениями

Выше

 

уже

 

упоминались

 

физиологические

 

корреляты

 

привязанности

Так

теория

 

привязанности

   

будет

 

играть

 

немаловажную

 

роль

 

в

 

понимании

 

психосоматических

 

реакций

Эти

 

данные

 

согласуются

 

с

 

концепцией

 

работ

посвященных

 

взаимосвязи

 

психопатологии

 

и

 

представлений

 

о

 

привязанности

например

с

 

предположением

 

о

 

том

что

 

заболевание

 

активирует

 

систему

 

привязанности

которая

 

вследствие

 

этого

 

влияет

 

на

  

разрешение

 

болезни

.  

Дозье

 

и

 

группа

 

его

 

коллег

 (1999) 

собрали

 

в

  “

Руководстве

 

по

 

привязанности

” (

Cassidy & 

Shaver 1999

выделенные

 

с

 

помощью

 

полуструктурированного

 

интервью

 

данные

 

разных

 

источников

 

о

 

распределении

 

представлений

 

о

   

привязанности

 

в

 

группах

 

с

 

различными

 

нарушениями

Они

 

делают

 

различие

 

между

  «

классификацией

 3-

х

 

направлений

» (“

three-way 

classifications

”), 

основанной

 

на

 

трех

 

типологиях

 

привязанности

 “

надежную

” (F=free to evaluate) , 

ненадежно

-

избегающую

” (Ds=dismissing) 

и

 “

ненадежно

-

озабоченную

” (E=enmeshed/preoccupied) 

и

  “

классификацией

 4-

х

 

направлений

” (

“four-way classificatios”

), 

рассматривающую

 

как

 

организованные

 

стратегии

так

 

и

 

дезорганизованный

 

статус

 

привязанности

 (U=unresolved 

trauma/loss). 
 

 
 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   

 

 

   

 

 

  

 

 

   

 

 

   

 

 

 
  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
 

 

8


background image

Привязанность

 

и

 

депрессия

 

 

Депрессивные

 

расстройства

 

можно

 

отнести

 

к

 

наиболее

 

распространенным

 

психическим

 

заболеваниям

 

среди

 

населения

В

 

ходе

 

применения

 

современных

 

операциональных

 

диагностик

 

установлено

что

 

депрессивные

 

изменения

 

психики

 

наблюдаются

 

у

 5-10% 

людей

Наряду

 

с

 

генетически

 

обусловленной

 

уязвимостью

 

психики

 

основной

 

причиной

 

в

 

этиологии

  

заболевания

 

психиатрия

 

видит

 

психосоциальные

 

предпосылки

такие

 

как

например

сложности

 

во

 

взаимоотношениях

 

между

 

партнерами

В

 

своей

 

работе

  “

Утрата

 - 

печаль

 

и

 

депрессия

” 

Боулби

 

(1980) 

анализирует

 

генезис

 

депрессивных

 

состояний

 

с

 

точки

 

зрения

 

этологии

Безусловная

 

заслуга

 

автора

 

состоит

 

в

 

том

что

 

ему

 

удалось

 

распознать

 

в

 

утрате

 

значимой

 

для

 

ребенка

 

фигуры

 

привязанности

 

решающий

 

фактор

 

дальнейшего

 

психопатологического

 

развития

 

личности

Боулби

 (1988) 

пишет

 

в

 

предисловии

 

к

 

своему

 

последнему

 

исследованию

  “

Надежная

 

основа

” 

(

“Secure base”):

 

 

Для

 

развития

 

эмоциональных

 

расстройств

 

крайне

 

важна

 

интенсивность

 

чувств

 

в

 

сочетании

 

с

 

тем

каким

 

образом

 

складываются

 

отношения

 

индивида

 

с

 

его

 

объектом

 

привязанности

Благополучно

 

протекающие

 

отношения

 

сопровождаются

 

радостью

 

и

 

чувством

 

защищенности

но

 

как

 

только

 

они

 

прерываются

индивид

 

начинает

 

испытывать

 

уныние

 

и

 

депрессию

Организация

 

отношений

 

привязанности

 

взрослого

 

будет

 

в

 

значительной

 

степени

 

обусловлена

 

тем

 

первичным

 

опытом

 

привязанности

который

 

был

 

получен

 

им

 

в

 

раннем

 

детстве

”. (

Bowlby 1988

 

Следуя

 

закономерностям

  “

внутренней

 

рабочей

 

модели

” (“

inner working model”

) (

см

выше

), 

ребенок

чьи

 

родители

 

всегда

 

готовы

 

оказать

 

ему

 

поддержку

конструирует

 

образ

 

себя

 

как

 

вполне

 

самостоятельной

 

личности

которая

однако

ценит

 

помощь

 

и

 

участие

 

извне

В

 

зеркале

 

родительских

 

реакций

 

ребенок

 

видит

 

себя

 

достойным

 

любви

 

и

 

внимания

Напротив

ребенок

родители

 

которого

 

его

 

игнорируют

не

 

проявляют

 

участия

угрожают

 

бросить

формирует

 

образ

 

себя

 

как

 

личности

не

 

достойной

 

любви

 

и

 

внимания

  (

Bowlby 1979

). 

В

 

экстремальных

 

случаях

 

недостаточно

 

развитая

 

самооценка

 

может

 

спровоцировать

 

состояние

 

беспомощности

играющее

 

не

 

последнюю

 

роль

 

в

 

формировании

 

депрессии

Зелигман

 

как

 

сторонник

 

когнитивной

 

теории

 

возникновения

 

депрессий

  (

Seligman 1975

исходит

 

из

 

предположения

 

о

 

том

что

 

депрессивное

 

поведение

 

и

 

депрессивные

 

переживания

 

являются

 

результатом

 

освоения

 

индивидом

 

определенных

 

когнитивных

 

структур

Освоение

 

феномена

 

беспомощности

 

происходит

 

в

 

ситуациях

когда

 

индивид

 

приходит

 

к

 

выводу

что

 

результат

 

его

 

действий

 

не

 

зависит

 

от

 

его

 

инструментальных

 

возможностей

Осознание

 

подобной

 

закономерности

 

вызывает

в

 

свою

 

очередь

убежденность

 

в

 

тщетности

 

всех

 

последующих

 

усилий

Таким

 

образом

нестабильность

 

в

 

отношениях

 

привязанности

 

может

 

сыграть

 

решающую

 

роль

 

в

 

формировании

 

депрессиогенных

 

ожиданий

именно

 

она

 

рассматривается

 

многими

 

исследователями

 

в

 

качестве

 

одного

 

из

 

факторов

 

риска

 

при

 

возникновении

 

возможных

 

психопатологических

 

расстройств

таких

 

как

например

депрессия

  (

Bowlby 1988

). 

Лонгитюдные

 

исследования

 

доказали

что

 

утрата

 

объекта

 

привязанности

 

в

 

возрасте

 

до

 

одиннадцати

 

лет

 

способствует

 

развитию

 

депрессии

  (

Harris et al. 

1990

). 

Неадекватное

 

обращение

 

с

 

ребенком

 

после

 

подобной

 

травмы

 

удваивает

 

этот

 

эффект

В

 

описаниях

 

пациентов

страдающих

 

депрессией

их

 

родители

 

выступают

 

менее

 

отзывчивыми

 

и

 

дружелюбными

чем

 

родители

 

в

 

рассказах

 

здоровых

 

людей

 (

Fonagy et al. 1996

).  

По

 

проблеме

 

аффективных

 

расстройств

 

существуют

 

исследования

проведенные

 

с

 

помощью

 

полуструктурированного

 

интервью

 

и

 

посвященные

 

монополярной

 

депрессии

  (

Cole-

Detke & Kobak 1996; Patrick et al. 1994

),  

биполярным

 

расстройствам

  (

Tyrell & Dozier 1997

),  

смешанным

 

аффективным

 

расстройствам

  (

Fonagy et al. 1996

), 

а

 

также

 

шизоаффективным

 

нарушениям

 

психики

  (

Tyrell & Dozier 1997

). 

Моно

и

 

биполярные

 

аффективные

 

расстройства

 

различаются

 

соответственно

 

с

 

точки

 

зрения

 

симптоматологии

течения

 

и

 

генетической

 

предрасположенности

В

 

зависимости

 

от

 

изменений

 

в

 

пределах

 

этой

 

клинической

 

группы

 

находятся

 

и

 

результаты

 

полученные

 

с

 

помощью

 

AAI - 

у

 

пациентов

 

с

 

такими

 

расстройствами

 

они

 

 

9


background image

гетерогенны

Некоторые

 

исследователи

 

приходят

 

к

 

выводу

что

 

пациенты

 

с

 

депрессивной

 

симптоматикой

 

более

 

предрасположены

 

к

 

ненадежно

-

озабоченному

 

представлению

 

о

 

привязанности

  (

Cole-Detke & Kobak 1996

), 

другие

 

относят

 

большинство

 

из

 

них

 

к

 

ненадежно

-

избегающей

 

категории

 (

Patrick et al. 1994 Tyrell & Dozier 1997

). 

Дозье

 

и

 

группа

 

его

 

коллег

 (1999) 

объясняют

 

такие

 

неоднозначные

 

результаты

   

образованием

   

внутри

 

депрессивной

 

группы

 

пациентов

 

различных

 

стратегий

 

переработки

 (

интернализирующей

 

и

 

экстернализирующей

).   

Немаловажно

 

также

 

различие

 

депрессивных

 

расстройств

 

по

 

степени

 

автономности

 

либо

  

зависимости

что

 

было

 

обосновано

 

многими

 

учеными

 

теоретически

  (

Arieti & Bemporad 1980; 

Beck, 1983; Emery & Lesher 1982

),  

и

например

Пилконисом

 (1988) 

эмпирически

Один

 

из

 

таких

 

подходов

 

представлен

 

С

Блаттом

.

 

Соотнося

 

свои

 

исследования

 

с

 

изучением

 

привязанности

 

у

 

детей

 

и

 

взрослых

Блатт

 

обобщенно

 

говорит

 

об

 

анаклитической

 (

зависимой

или

 

интроективной

 

(

самокритичной

конфигурации

 

психопатологии

 

и

 

о

 

соответствующем

 

каждому

 

из

 

этих

 

типов

 

уровню

 

объектных

 

репрезентаций

 (

Blatt et al. 1982)

.  

И

 

при

 

анаклитической

и

 

при

 

интроективной

 

депрессии

 

имеется

 

нарушение

 

процессов

 

интернализации

 

и

 

развития

 

объектных

 

репрезентаций

 

(Blatt 1974)

При

 

анаклитической

 

депрессии

 

репрезентации

 

объектов

 

основаны

 

на

 

последовательности

 

действий

поэтому

 

имеется

 

необходимость

 

в

 

поддержании

 

прямого

 

физического

сенсорного

удовлетворяющего

 

потребности

 

контакта

При

 

интроективной

 

депрессии

 

способность

 

к

 

репрезентации

 

объекта

 

несколько

 

выше

но

 

концепция

 

объекта

 

все

 

еще

 

находится

 

на

 

перцептивном

 

или

 

иконическом

 

уровне

Репрезентации

 

фрагментированы

конкретны

 

и

 

противоречивы

Они

 

ограничены

 

по

 

объему

буквальны

и

 

содержат

 

интенсивные

 

амбивалентные

 

черты

враждебные

 

и

 

агрессивные

 

наряду

 

со

 

сверх

-

идеализированными

 

и

 

идиллическими

Но

 

несколько

 

более

 

высокий

 

уровень

 

репрезентации

 

объекта

 

при

 

интроективной

 

психопатологии

 

дает

 

возможность

 

воздерживаться

 

от

 

прямого

 

физического

 

контакта

 

с

 

объектом

Кроме

 

того

присутствие

 

чувства

 

вины

 

указывает

 

на

 

некоторую

 

рефлективную

 

способность

 

и

 

понимание

 

причинности

 

(Blatt 1974)

.  

Особенности

 

репрезентации

 

объекта

наблюдающиеся

 

при

 

анаклитической

 

депрессии

соответствуют

 «

ненадежно

-

амбивалентному

» 

опыту

 

ранней

 

привязанности

тогда

 

как

 

объектные

 

репрезентации

 

при

 

интроективной

 

психопатологии

 

сопоставимы

  «

ненадежно

-

избегающим

» 

паттерном

 

ранней

 

привязанности

Согласно

 

теории

 

С

.

Блатта

высший

 

уровень

 

объектной

 

репрезентации

 

соответствуют

  «

надежно

-

автономному

» 

паттерну

 

репрезентации

 

привязанности

 

(

Дороднов

 2003)

.  

Возможно

во

 

избежание

 

коморбидности

 

при

 

разделении

 

различных

 

депрессивных

 

расстройств

 

по

 

степени

 

автономности

/

зависимости

 

важны

 

и

 

определенные

 

критерии

 

исключения

 

в

 

выборке

Розенштайн

 

и

 

Горовиц

 (1996) 

исключили

 

из

 

выборки

 

подростков

   

депрессивных

 

пациентов

 

с

 

коморбидными

экстернализирующими

 

симптомами

такими

 

как

 

эксцентричность

 

поведения

  (

“conduct disorders”

)  

и

 

антисоциальная

 

направленность

,  

для

 

того

 

чтобы

 

получить

 

чистую

” 

группу

 c 

монополярными

 

аффективными

 

расстройствами

Изначально

 

коморбидная

 

группа

 

ассоциировалась

 

с

 

непропорционально

 

высоким

 

показателем

 

ненадежно

-

избегающего

 

стиля

 

привязанности

Однако

 

после

 

процедуры

 

исключения

  

в

 

группе

 

аффективных

 

расстройств

 

процент

 

ненадежно

-

озабоченной

 

категории

  (

Е

)  

оказался

 

превалирующим

Наоборот

для

 

того

 

чтобы

 

избежать

 

противоречий

 

Патрик

 et al. (1994) 

исключали

 

в

 

группе

 

исследуемых

 

пациенток

страдавших

 

дистимией

коморбидность

 

с

 

пограничными

 

расстройствами

 

личности

 

(

интернализирующими

 

стратегиями

). 

Возможно

этим

 

и

 

объясняется

 

повышенный

 

процент

 

ненадежно

-

избегающего

 

типа

 

привязанности

 (Ds)  

в

 

этой

 

группе

.  

Данные

 

о

 

привязанности

 

при

 

биполярных

 

нарушениях

 

ограничены

,  

но

 

однозначны

Фонаги

 

и

 

его

 

коллеги

 (1996) 

зафиксировали

 

в

 

этой

 

группе

 

преимущественно

 

ненадежно

-

избегющую

 

категорию

 (Ds). 

Также

 

Тирелл

 

и

 

Дозье

 (1997) 

продемонстрировали

что

 

все

 

участвовавшие

 

в

 

их

 

эксперименте

 

пациенты

 

отличались

 

ненадежно

-

избегающим

 

стилем

 

привязанности

 (Ds). 

Как

 

уже

 

было

 

указано

 

во

 

вступлении

 

к

 

данному

 

обзору

 

заболеваний

,  

события

связанные

 

с

 

утратой

представляют

 

для

 

группы

 

аффективных

 

расстройств

 

значительный

 

фактор

 

риска

 

10