Файл: Deryagin_G_B_Kriminalnaya_sexologia_2011.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.10.2020

Просмотров: 6602

Скачиваний: 39

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

31 

 

гим человеком являются причиной сексуальных расстройств и меж-

человеческих конфликтов на сексуальной почве. 

Сексуальные  расстройства  у  представителей  различных  рас 

неодинаковы и проявляются своеобразно, с неодинаковой частотой 

из-за их биологической и этно-культуральной их обусловленности, о 
чем  говорил  еще  З.Фрэйд:  «Даже  среди  цивилизованных  народов 

Европы климат и раса имеют самое большое влияние на распростра-
нение  инверсии  и  на отношение к ней». Сексуальные расстройства 

возникают  тогда,  когда  эта  врожденная  функция  подвергается  за-
тормаживанию или деформации под влиянием внешних (со стороны 

социального  окружения)  или  внутренних  (заболевания)  факторов, 
либо  находится  в  состоянии  крайней  дисгармонии  с  остальными 

сферами личности.  

Кроме того, В.Райх подметил, что извращение сексуальности, 

развитие асоциальности являются результатом репрессий со сторо-
ны взрослых по отношению к проявлениям сексуальности ребенка. 

В  этом  смысле  сексуальность  следует  рассматривать как недиффе-

ренцированную  силу,  находящую  выход  в  формах,  определяемых 
психосоциальными  и  этно-культуральными  факторами,  при  этом, 

чем  примитивнее  популяция,  тем  она плодовитее. Последнее опре-
деляется биологической стратегией выживания этноса при высоком 

уровне детской смертности.  

Различают три подхода к проблемам сексуальности:  
1.

 

Биологический; 

2.

 

Психологический; 

3.

 

Психосоциальный. 

Здоровое  функционирование  организма  человека  приме-

нительно  к  сексуальным  потребностям  касается  его  оптимального 
поведения с целью самосохранения, т.е. сохранения своего физиче-

ского, психического и социального благополучия.  

Психосексуальная напряженность, периодически возникающая 

в  организме,  может  быть  профилактирована  либо  легко  устранена 

при  правильном  еѐ  распознавании,  при  осознании  своих сексуаль-
ных  потребностей,  умении  направить  их  в  конструктивное  русло. 

Конкретизация собственной сексуальной потребности заключается в 
том, что по мере приобретения сексуального опыта человек отказы-

вается от неэффективных способов сексуального поведения, в поль-
зу дающих удовлетворение и психо-соматическое благополучие, не 

смотря  на то, что они могут быть и девиантными, неприемлемыми 
большинством членов конкретного общества.  

Социализация сексуальной потребности выражается в подчи-

нении  характера сексуального поведения иерархии ценностей, при-

нятых в данном обществе. Сексуальная социализация, начинающая-


background image

32 

 

ся  еще  в детстве, крайне важна. С еѐ помощью даже маргинальные 

сексуальные  потребности,  могут  быть  удовлетворены  без  каких-

либо потерь, как для общества, так и для индивида. Здесь важна со-
циальная терпимость к тем проявлениям сексуальности, которые не 

соответствуют  общественным стереотипам, но проявляются в рам-
ках существующих законов. 

Во всех сферах жизни все относительно, поэтому здесь умест-

но следующее сравнение: мужчинам недопустимо входить в христи-

анскую  церковь  в головном уборе и босиком, в то же самое время 
аналогично недопустимо, чтобы мужчина вошел в мечеть в обуви и 

с непокрытой головой. Точно так же все относительно и в проявле-
ниях сексуальности. 

Сексуальная мотивация, определяющая то или иное поведение 

людей обусловлена: 

1) С одной стороны, психофизиологическим состоянием орга-

низма; 

2) С другой стороны, процессом научения и индивидуальным 

сексуальным опытом. 

Однако  существуют  различные  формы  сексуального  поведе-

ния, обусловленные несексуальной мотивацией, например, половой 
контакт  как средство самоутверждения, унижения партнера, мести, 

заработка. Несексуальная мотивация часто сопряжена с криминалом. 

Сексуальная  стимуляция  и  оргазм  действуют  как  подкреп-

ляющие  факторы  и  усиливают  тенденцию к поиску возбуждающих 
ситуаций,  которые  могут  быть  приемлемыми обществом либо нет. 

Чем более часты сексуальные переживания, начиная с раннего дет-
ства, чем с большим удовольствием и бесконфликтностью они про-

текают, и чем более терпимо к ним общество, тем выраженее стано-
вится сексуальная мотивация, т.е. возрастает уровень полового вле-

чения в результате вторичной мотивации.  

Репрессирование  же сексуальности невротизирует людей, из-

вращает их сексуальные реакции и сексуальные стимулы, что может 

вести к преступлениям на почве извращѐнной сексуальности. В этом 
и состоит опасность нетерпимости к разнообразию проявлений сек-

суальности. Здесь важно не репрессировать сексуальность как тако-
вую, а в конструктивном контексте направлять сексуальность, начи-

ная с детской, по приемлемому обществом пути. 

На развитие сексуальности большое влияние оказывают несек-

суальные черты личности, закладываемые воспитанием, социальным 
окружением. Прежде всего, потому, что в процессе еѐ развития они 

возникают раньше. Именно на них наслаивается резко возрастающая 
в период полового созревания та или иная сексуальная потребность. 

Асоциальные черты личности соответствующим образом влияют и 


background image

33 

 

на  наслаивающуюся  на  них  сексуальность,  вплоть  до  постепенной 

кристаллизации деструктивной сексуальной потребности. В зависи-

мости от того, какие нравственные ценности заложены в личность, 
на  которые  наслаиваются  сексуальные  потребности,  а  также какой 

уровень социальной агрессии и способности еѐ ограничивать выра-
ботан  в  индивидууме,  человек ведет себя в сексуальной жизни тем 

или  иным  образом.  Сексуальная  деструктивность  закладывается  в 
детстве дефектами воспитания и образования. 

Следует  отметить,  что,  безусловно, высшим этапом развития 

сексуальности человека в процессе эволюции является возникнове-

ние эротической любви, что отличает человека от животных и отда-
ляет  от  межвидовых  зоофильных  сексуальных  контактов,  ранее 

весьма  распространенных,  так  как  в  ее  основе  лежит  интеллект. 
Способность  к  интеллектуальной  эротизации  чувств,  несомненно, 

обусловлена биологически, но психосоциальные и этнокультураль-
ные влияния могут основательно изменить формы ее проявления.  

Процесс  индивидуального  научения,  в  том  числе  и  по  типу 

импритинга (запечатлевания в подсознании сильного впечатления от 
впервые увиденного, испробованного, эмоционально значимого) яв-

ляется  основным,  но  не  единственным,  элементом, формирующим 
чувство половой принадлежности, половую роль, сексуальные пред-

почтения  и  формы  поведения,  а  также  выраженность  сексуальной 
мотивации. Здесь, несомненно, необходимо положительное, коррек-

тирующее  влияние  научного  полового  просвещения,  практически 
полностью  отсутствующего  в  нашей  стране,  данного  «на  откуп» 

дворовым «просветителям» и низкопробным СМИ.  

Например,  у  неопытных  молодых  людей  с  выработанными в 

процессе  воспитания  негативными  установками  по  отношению  к 
сексуальности,  к  еѐ  не  только  отклонениям, но даже нормативным 

проявлениям,  эмоциональное  напряжение,  возникающее  под  влия-

нием  сексуального  раздражителя  (обусловливающего  сексуальное 
возбуждение  на  биологическом  уровне), может неверно восприни-

маться не как сексуальное напряжение, которое необходимо напра-
вить по конструктивному пути, а как отрицательное эмоциональное 

напряжение,

 

находящее выход в виде любых агрессивных действий, 

для которых подходящим оказывается любой повод. Отсюда и высо-

кий уровень 

сексизма

 (дискриминации по признаку отклонения от 

сексуальных стереотипов большинства).  

При этом человек не осознает причин подобных агрессивных 

реакций, в связи с чем и пытается их рационализировать различным 

образом (например, борьба «за чистоту рядов», борьба «за Святую 
Русь», борьба с «извращенцами» и т.д.). Таким образом, реализуется 

и «чувство вины» за собственные, смутно ощущаемые «не те» сек-


background image

34 

 

суальные  потребности  или  реально совершенные сексуальные дей-

ствия,  входящие  в  противоречие  с  выработанными  сексуальными 

стереотипами. То есть в основе социальной агрессии зачастую нахо-
дится репрессированная и не осознаваемая индивидуумом сексуаль-

ность. 

На формирование и проявление общественной и индивидуаль-

ной сексуальности огромное влияние оказывают обычаи и традиции 
конкретного общества. 

Обычай – 

это общепризнанная норма поведения в рамках кон-

кретной  культуры,  одобряемая  и  воспроизводимая  действиями 

большинства членов конкретного общества. 

Традиция  – 

это прочно установившиеся, унаследованные от 

предшествующих  поколений  и  поддерживаемые  силой  обществен-
ного  мнения  формы  поведения  людей  и  их  взаимоотношений,  в  ко-

торых развивается человеческая культура. 

Традиции и обычаи играют важную роль в материальной и ду-

ховной жизни народа, в обеспечении преемственности поколений, в 

гармоничном развитии общества и личности.  

Некоторые  проявления  сексуальности  (например,  гомосексу-

альность), благодаря установившимся традициям, в одном обществе 
могут строго наказываться, вплоть до смерти, а в другом обществе 

они  вполне  приемлемы  и  даже  кажутся  необходимыми,  являются 
неотъемлемой часть культовых обрядов, ритуалов, поощряются об-

ществом. Каждая культура оказывает регулирующее влияние на сек-
суальное поведение людей, как вне брака, так и в брачных отноше-

ниях.  

Ритуально-обрядовая сторона сексуальности используется не 

только  в  семейно-бытовых  традициях  практически  каждого  обще-
ства,  но  и  при  иных проявлениях общественной жизни. Например, 

при инициации мальчиков и девочек; для определения места в соци-

альной иерархии в относительно примитивных малых обществах, в 
обществах  уголовников,  подростков  или молодых людей, длитель-

ное время пребывающих в относительно замкнутых однополых кол-
лективах (армия, флот, военные училища и т.п.), а также при садома-

зохистских способах полового удовлетворения, при иных подобных 
действиях.  

В  истории  человечества  отношения  между  полами  обычно 

складывались  постепенно.  Сексуальные  обычаи  постепенно стано-

вились все более ритуализованными. Распространение разных рели-
гиозных течений вводило новые элементы в сексуальную жизнь: та-

бу,  указания,  запреты,  религиозную  символику,  определение  роли 
полов. Постепенно физиология и психология секса стали связывать-

ся с культурными традициями и религиозным мировоззрением. 


background image

35 

 

Система  традиций  и обычаев сохраняет накопленный в пред-

шествующих  поколениях  опыт и способствует развитию общества. 

Сами же традиции и обычаи имеют свойства постепенно изменяться, 
к тому же, с течением времени, благодаря общественному развитию, 

появляются  новые  традиции  и  обычаи.  Они  включаются  в регуля-
цию  морально-нравственных устоев, общественной деятельности и 

норм поведения, в том числе и сексуального поведения.  

Сексуальное  поведение,  отношение  общества  к  проявлениям 

сексуальности не являются чем-то застывшим на века. То, что было 
характерно  для  конкретных  историко-культуральных  рамок  суще-

ствования  конкретного  общества,  будет  значимо  отличаться  от 
функционирования  этого  же  общества  в иное историческое время. 

Поэтому нельзя механистично переносить данные научных исследо-
ваний с одного общества на другое, даже в пределах одной и той же 

страны. Можно лишь сравнивать, неизменно обнаруживая какие-то 
определенные закономерности. 

Сексуальная культура, связанное с ней искусство, идеалы кра-

соты, брачные или внебрачные отношения и прочее не могут разви-
ваться вне конкретного этноса и исповедуемой религии. Именно они 

оказывают  на  сексуальность  огромное  влияние,  угнетая  или  осво-
бождая проявления сексуальных чувств в тех или иных формах, ино-

гда  уникальных,  присущих  только  конкретному  обществу.  Кроме 
того, существующая политическая система также оказывает на сек-

суальность свое влияние, что хорошо видно на примере России ХХ – 
XXI веков, пережившей за это время две сексуальные революции.  

Коренные  социально-экономические  преобразования  всегда 

революционизируют сексуальность, а политические репрессии угне-

тают  не  только  дух  людей, но и связанную с этим духом сексуаль-
ность.  Например,  в  ХХ  веке  в  России  произошло две сексуальные 

революции  –  в  начале  и  в  конце  века,  да и во времена Сталинских 

репрессий, «Хрущевской оттепели» и последующих времен правле-
ния Л.И. Брежнева сексуальность людей изменялась коренным обра-

зом.  Материальное  благосостояние  людей  также  увеличивает  не 
только их уровень жизни, но напрямую связан с качеством здоровья, 

в том числе и сексуального. 

Не  ослабевающий  интерес  человека  к сексуальности, начина-

ющийся  с  раннего  детства,  вызван  не  только  биологическими  по-
требностями, но и мало осознанным стремлением к самопознанию и 

самосовершенствованию. Возможность удовлетворять в общении с 
партнером свои биологические потребности нередко позволяет удо-

влетворять и потребности духовного плана, приоткрывать свои ду-
ши. Мощь сексуального влечения к противоположному или своему 

полу столь сильна, что помогает людям через физическую близость