ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.10.2020
Просмотров: 6602
Скачиваний: 39
31
гим человеком являются причиной сексуальных расстройств и меж-
человеческих конфликтов на сексуальной почве.
Сексуальные расстройства у представителей различных рас
неодинаковы и проявляются своеобразно, с неодинаковой частотой
из-за их биологической и этно-культуральной их обусловленности, о
чем говорил еще З.Фрэйд: «Даже среди цивилизованных народов
Европы климат и раса имеют самое большое влияние на распростра-
нение инверсии и на отношение к ней». Сексуальные расстройства
возникают тогда, когда эта врожденная функция подвергается за-
тормаживанию или деформации под влиянием внешних (со стороны
социального окружения) или внутренних (заболевания) факторов,
либо находится в состоянии крайней дисгармонии с остальными
сферами личности.
Кроме того, В.Райх подметил, что извращение сексуальности,
развитие асоциальности являются результатом репрессий со сторо-
ны взрослых по отношению к проявлениям сексуальности ребенка.
В этом смысле сексуальность следует рассматривать как недиффе-
ренцированную силу, находящую выход в формах, определяемых
психосоциальными и этно-культуральными факторами, при этом,
чем примитивнее популяция, тем она плодовитее. Последнее опре-
деляется биологической стратегией выживания этноса при высоком
уровне детской смертности.
Различают три подхода к проблемам сексуальности:
1.
Биологический;
2.
Психологический;
3.
Психосоциальный.
Здоровое функционирование организма человека приме-
нительно к сексуальным потребностям касается его оптимального
поведения с целью самосохранения, т.е. сохранения своего физиче-
ского, психического и социального благополучия.
Психосексуальная напряженность, периодически возникающая
в организме, может быть профилактирована либо легко устранена
при правильном еѐ распознавании, при осознании своих сексуаль-
ных потребностей, умении направить их в конструктивное русло.
Конкретизация собственной сексуальной потребности заключается в
том, что по мере приобретения сексуального опыта человек отказы-
вается от неэффективных способов сексуального поведения, в поль-
зу дающих удовлетворение и психо-соматическое благополучие, не
смотря на то, что они могут быть и девиантными, неприемлемыми
большинством членов конкретного общества.
Социализация сексуальной потребности выражается в подчи-
нении характера сексуального поведения иерархии ценностей, при-
нятых в данном обществе. Сексуальная социализация, начинающая-
32
ся еще в детстве, крайне важна. С еѐ помощью даже маргинальные
сексуальные потребности, могут быть удовлетворены без каких-
либо потерь, как для общества, так и для индивида. Здесь важна со-
циальная терпимость к тем проявлениям сексуальности, которые не
соответствуют общественным стереотипам, но проявляются в рам-
ках существующих законов.
Во всех сферах жизни все относительно, поэтому здесь умест-
но следующее сравнение: мужчинам недопустимо входить в христи-
анскую церковь в головном уборе и босиком, в то же самое время
аналогично недопустимо, чтобы мужчина вошел в мечеть в обуви и
с непокрытой головой. Точно так же все относительно и в проявле-
ниях сексуальности.
Сексуальная мотивация, определяющая то или иное поведение
людей обусловлена:
1) С одной стороны, психофизиологическим состоянием орга-
низма;
2) С другой стороны, процессом научения и индивидуальным
сексуальным опытом.
Однако существуют различные формы сексуального поведе-
ния, обусловленные несексуальной мотивацией, например, половой
контакт как средство самоутверждения, унижения партнера, мести,
заработка. Несексуальная мотивация часто сопряжена с криминалом.
Сексуальная стимуляция и оргазм действуют как подкреп-
ляющие факторы и усиливают тенденцию к поиску возбуждающих
ситуаций, которые могут быть приемлемыми обществом либо нет.
Чем более часты сексуальные переживания, начиная с раннего дет-
ства, чем с большим удовольствием и бесконфликтностью они про-
текают, и чем более терпимо к ним общество, тем выраженее стано-
вится сексуальная мотивация, т.е. возрастает уровень полового вле-
чения в результате вторичной мотивации.
Репрессирование же сексуальности невротизирует людей, из-
вращает их сексуальные реакции и сексуальные стимулы, что может
вести к преступлениям на почве извращѐнной сексуальности. В этом
и состоит опасность нетерпимости к разнообразию проявлений сек-
суальности. Здесь важно не репрессировать сексуальность как тако-
вую, а в конструктивном контексте направлять сексуальность, начи-
ная с детской, по приемлемому обществом пути.
На развитие сексуальности большое влияние оказывают несек-
суальные черты личности, закладываемые воспитанием, социальным
окружением. Прежде всего, потому, что в процессе еѐ развития они
возникают раньше. Именно на них наслаивается резко возрастающая
в период полового созревания та или иная сексуальная потребность.
Асоциальные черты личности соответствующим образом влияют и
33
на наслаивающуюся на них сексуальность, вплоть до постепенной
кристаллизации деструктивной сексуальной потребности. В зависи-
мости от того, какие нравственные ценности заложены в личность,
на которые наслаиваются сексуальные потребности, а также какой
уровень социальной агрессии и способности еѐ ограничивать выра-
ботан в индивидууме, человек ведет себя в сексуальной жизни тем
или иным образом. Сексуальная деструктивность закладывается в
детстве дефектами воспитания и образования.
Следует отметить, что, безусловно, высшим этапом развития
сексуальности человека в процессе эволюции является возникнове-
ние эротической любви, что отличает человека от животных и отда-
ляет от межвидовых зоофильных сексуальных контактов, ранее
весьма распространенных, так как в ее основе лежит интеллект.
Способность к интеллектуальной эротизации чувств, несомненно,
обусловлена биологически, но психосоциальные и этнокультураль-
ные влияния могут основательно изменить формы ее проявления.
Процесс индивидуального научения, в том числе и по типу
импритинга (запечатлевания в подсознании сильного впечатления от
впервые увиденного, испробованного, эмоционально значимого) яв-
ляется основным, но не единственным, элементом, формирующим
чувство половой принадлежности, половую роль, сексуальные пред-
почтения и формы поведения, а также выраженность сексуальной
мотивации. Здесь, несомненно, необходимо положительное, коррек-
тирующее влияние научного полового просвещения, практически
полностью отсутствующего в нашей стране, данного «на откуп»
дворовым «просветителям» и низкопробным СМИ.
Например, у неопытных молодых людей с выработанными в
процессе воспитания негативными установками по отношению к
сексуальности, к еѐ не только отклонениям, но даже нормативным
проявлениям, эмоциональное напряжение, возникающее под влия-
нием сексуального раздражителя (обусловливающего сексуальное
возбуждение на биологическом уровне), может неверно восприни-
маться не как сексуальное напряжение, которое необходимо напра-
вить по конструктивному пути, а как отрицательное эмоциональное
напряжение,
находящее выход в виде любых агрессивных действий,
для которых подходящим оказывается любой повод. Отсюда и высо-
кий уровень
сексизма
(дискриминации по признаку отклонения от
сексуальных стереотипов большинства).
При этом человек не осознает причин подобных агрессивных
реакций, в связи с чем и пытается их рационализировать различным
образом (например, борьба «за чистоту рядов», борьба «за Святую
Русь», борьба с «извращенцами» и т.д.). Таким образом, реализуется
и «чувство вины» за собственные, смутно ощущаемые «не те» сек-
34
суальные потребности или реально совершенные сексуальные дей-
ствия, входящие в противоречие с выработанными сексуальными
стереотипами. То есть в основе социальной агрессии зачастую нахо-
дится репрессированная и не осознаваемая индивидуумом сексуаль-
ность.
На формирование и проявление общественной и индивидуаль-
ной сексуальности огромное влияние оказывают обычаи и традиции
конкретного общества.
Обычай –
это общепризнанная норма поведения в рамках кон-
кретной культуры, одобряемая и воспроизводимая действиями
большинства членов конкретного общества.
Традиция –
это прочно установившиеся, унаследованные от
предшествующих поколений и поддерживаемые силой обществен-
ного мнения формы поведения людей и их взаимоотношений, в ко-
торых развивается человеческая культура.
Традиции и обычаи играют важную роль в материальной и ду-
ховной жизни народа, в обеспечении преемственности поколений, в
гармоничном развитии общества и личности.
Некоторые проявления сексуальности (например, гомосексу-
альность), благодаря установившимся традициям, в одном обществе
могут строго наказываться, вплоть до смерти, а в другом обществе
они вполне приемлемы и даже кажутся необходимыми, являются
неотъемлемой часть культовых обрядов, ритуалов, поощряются об-
ществом. Каждая культура оказывает регулирующее влияние на сек-
суальное поведение людей, как вне брака, так и в брачных отноше-
ниях.
Ритуально-обрядовая сторона сексуальности используется не
только в семейно-бытовых традициях практически каждого обще-
ства, но и при иных проявлениях общественной жизни. Например,
при инициации мальчиков и девочек; для определения места в соци-
альной иерархии в относительно примитивных малых обществах, в
обществах уголовников, подростков или молодых людей, длитель-
ное время пребывающих в относительно замкнутых однополых кол-
лективах (армия, флот, военные училища и т.п.), а также при садома-
зохистских способах полового удовлетворения, при иных подобных
действиях.
В истории человечества отношения между полами обычно
складывались постепенно. Сексуальные обычаи постепенно стано-
вились все более ритуализованными. Распространение разных рели-
гиозных течений вводило новые элементы в сексуальную жизнь: та-
бу, указания, запреты, религиозную символику, определение роли
полов. Постепенно физиология и психология секса стали связывать-
ся с культурными традициями и религиозным мировоззрением.
35
Система традиций и обычаев сохраняет накопленный в пред-
шествующих поколениях опыт и способствует развитию общества.
Сами же традиции и обычаи имеют свойства постепенно изменяться,
к тому же, с течением времени, благодаря общественному развитию,
появляются новые традиции и обычаи. Они включаются в регуля-
цию морально-нравственных устоев, общественной деятельности и
норм поведения, в том числе и сексуального поведения.
Сексуальное поведение, отношение общества к проявлениям
сексуальности не являются чем-то застывшим на века. То, что было
характерно для конкретных историко-культуральных рамок суще-
ствования конкретного общества, будет значимо отличаться от
функционирования этого же общества в иное историческое время.
Поэтому нельзя механистично переносить данные научных исследо-
ваний с одного общества на другое, даже в пределах одной и той же
страны. Можно лишь сравнивать, неизменно обнаруживая какие-то
определенные закономерности.
Сексуальная культура, связанное с ней искусство, идеалы кра-
соты, брачные или внебрачные отношения и прочее не могут разви-
ваться вне конкретного этноса и исповедуемой религии. Именно они
оказывают на сексуальность огромное влияние, угнетая или осво-
бождая проявления сексуальных чувств в тех или иных формах, ино-
гда уникальных, присущих только конкретному обществу. Кроме
того, существующая политическая система также оказывает на сек-
суальность свое влияние, что хорошо видно на примере России ХХ –
XXI веков, пережившей за это время две сексуальные революции.
Коренные социально-экономические преобразования всегда
революционизируют сексуальность, а политические репрессии угне-
тают не только дух людей, но и связанную с этим духом сексуаль-
ность. Например, в ХХ веке в России произошло две сексуальные
революции – в начале и в конце века, да и во времена Сталинских
репрессий, «Хрущевской оттепели» и последующих времен правле-
ния Л.И. Брежнева сексуальность людей изменялась коренным обра-
зом. Материальное благосостояние людей также увеличивает не
только их уровень жизни, но напрямую связан с качеством здоровья,
в том числе и сексуального.
Не ослабевающий интерес человека к сексуальности, начина-
ющийся с раннего детства, вызван не только биологическими по-
требностями, но и мало осознанным стремлением к самопознанию и
самосовершенствованию. Возможность удовлетворять в общении с
партнером свои биологические потребности нередко позволяет удо-
влетворять и потребности духовного плана, приоткрывать свои ду-
ши. Мощь сексуального влечения к противоположному или своему
полу столь сильна, что помогает людям через физическую близость