Файл: Deryagin_G_B_Kriminalnaya_sexologia_2011.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.10.2020

Просмотров: 6471

Скачиваний: 39

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

41 

 

1.  Аполлоновский  тип

,

  воспевающий  естественные  земные 

радости.  Этот тип культуры, характерный для Древней Греции, от-

личается  «психической  легкостью», умением радоваться сексу, от-
сутствием  комплексов,  стремлением  к  гармонии  мира  природы  и 

общества, духа и тела.  

Элементы такой культуры мы видим в движении натуристов, в 

деятельности  сект  адамитов,  тоскующих  по  утраченному  земному 
раю, «саду наслаждений». Современная сексуальная жизнь абориге-

нов  некоторых  островов  Океании,  начинающаяся  в  детском  воз-
расте,  предшествующем  половому  созреванию,  также  относится  к 

этому типу, жизнерадостна и гармонична. Им не известны типично 
«западные»  понятия «сексуальных извращений», духовных страда-

ний  по  поводу  ревности, измен, безответных чувств и т.п., потому 
что к своей сексуальности они относятся весьма легко, радостно, без 

культуральных  комплексов,  присущих  представителям  западного 
мира. 

2. Либеральные культуры

 – те культуры, которые выработа-

ли  систему  норм и обычаев, в которых отражается терпимое отно-
шение к сексу вообще, к разнообразию сексуальных связей, к прояв-

лениям детской сексуальности. 

3. «Культуры бедности»

 –

 это, в основном, культуры проле-

тарской среды и среды сельскохозяйственных рабочих, фермеров в 
крупных развитых и развивающихся странах, в которых сильно вы-

ражено патриархальное начало. Это, во многом, малообразованная, 
пуританская  и  ханжеская  среда  с  культом  мужского  главенствова-

ния, с так называемым «двойным стандартом».  

Главной целью сексуальных контактов в такой среде считается 

получение наслаждения мужчиной. Обычным делом является сексу-
альное  насилие,  в  том  числе и гомосексуальное. Что касается жен-

щины,  то  к  ее желаниям относятся либо терпимо, либо они оцени-

ваются негативно. К женщинам вообще относятся недоверчиво, всех 
их наделяют такой чертой, как похотливость и стремление изменять 

мужьям.  

Заниматься сексуальным воспитанием детей в школе считается 

ненужным  занятием,  в  семейной  среде  оно  также  рассматривается 
как неуместное. Матери никогда не говорят с дочками на сексуаль-

ные темы, даже о менструации и беременности. Все проявления лю-
бопытства или внимания к сексу у детей подавляются, а проявления 

сексуальности, такие как мастурбация, караются. Однако в таких се-
мьях приняты за норму скабрезные шутки и пошлые анекдоты, сма-

кование непристойностей. Половое образование происходит благо-
даря уличному воспитанию, дети рано начинают половую жизнь. 


background image

42 

 

4. Культуры любовников –

 культуры с обычаями, разреша-

ющими внебрачные связи и основанные на двойной морали патри-

архальных  культур,  где  лишь  мужчина  мог иметь внебрачные кон-
такты, тогда как женщине это запрещалось. Такая сексуальная норма 

в некоторых европейских странах даже закреплялась законодатель-
но. 

5.  Оргиастические  культуры

  принимают все формы сексу-

альной активности, в том числе гомосексуализм, любые сексуальные 

отклонения, смену партнеров, групповой секс, при этом секс тракту-
ется как игра и источник удовольствий. Ритуальная оргиастичность 

была  характерна  для  древних  и  античных  культур,  для  некоторых 
коммунистических сект христианского толка в первые века христи-

анства;  в  сатанизме  были  известны  «мессы»,  происходившие  в 
окружении  нагих  женщин,  кончавшиеся  всеобщей оргией участни-

ков. Нередко на фоне оргий совершались преступления.  

Оргиастические  сексуальные  культуры  встречались  при  дво-

рах  монархов,  в  движении  либертинов  в  революционной  Франции 
XVIII века, в аристократической и богемной средах, в молодежных 
коммунах революционной России, в коммунах хиппи. Они сущест-

вуют  и  в  некоторых  современных  малых  обществах,  в  городских 
субкультурах развитых стран, в клубной среде геев, тантристов, са-

домазохистов,  свингеров,  в ряде сект, культивирующих групповой 
секс, сексуальную магию.  

6. Мистические культуры

 практиковали и практикуют сексу-

альное  поведение,  рекомендуемое  различными  религиозно-

философскими школами. Классическими примерами приверженцев 
таких культур могут быть общества, исповедующие даосизм и тант-

ризм.  Крайним  примером  такой  культуры  является  секта  скопцов, 
оскоплявших себя и своих детей в ожидании второго сошествия на 

землю девы Марии. 

7. Репрессивные культуры

 встречаются редко, в них принято 

подавление любых проявлений сексуальности даже упоминаний о ее 

проявлениях.  В  таких  культурах  родители  никогда  не  говорят  с 
детьми о проявлениях пола, девочки не готовы к появлению менар-

хе,  а  мальчики  –  к  появлению  ойгархе.  Сексуальные  контакты  до 
свадьбы запрещены, за этим строго следят. Задача семьи сводится к 

экономическим и прокреативным функциям, любовь рассматривает-
ся как нечто второстепенное. Брак обычно заключается по решению 

родителей в достаточно зрелом возрасте.  

Сексуальные  отношения  супругов  происходят  в  одежде, при 

этом  применяется  лишь  так  называемая  миссионерская  позиция, 
считается, что оргазм для женщины неприличен. Девочки и мальчи-

ки, мужчины и женщины обычно отделены и отдалены друг от друга 


background image

43 

 

бытовыми традициями. Репрессивные культуры оказывают негатив-

ное  влияние  на  развитие  личности,  на способность любить и быть 

любимой (любимым), партнерство, сексуальную удовлетворенность.

 

 

8.

 

Пуританская культура,

 изначально религиозная, выступа-

ет против всех удовольствий, в том числе и сексуальных. Пуритан-
ская  культура  является крайним выражением асексуальных устано-

вок христианства. Пуританская революция была совершена под ру-
ководством  Кромвеля  в  Англии  в  XVII  веке.  Пиком  пуританства 

считается «викторианство» – антисексуальное влияние, связанное с 
длительным периодом правления английской королевы Виктории в 
XIX веке.  

В период викторианства получил распространение идеал асек-

суальной  и  невинной  женщины.  От  сексуальной  темы  стали  укло-
няться в разговорах, воспитании, литературе. Стали прикрывать не 

только женское тело, но даже ножки у фортепиано. Врач обследовал 
больных  через  одежду.  Постепенно  пуританская  культура  при-

обретала  черты  ханжества.  Цензура  кастрировала  произведения 

классиков,  даже  из  медицинских  журналов  и  книг  изымалось  все, 
что могло задевать «нравственность».  

Мастурбация  стала  трактоваться  как  вредный  для  здоровья 

грех,  вызывающий психические отклонения, импотенцию, слепоту, 

оволосение ладоней и пр. Применялись жестокие методы по ее пре-
сечению, например, врачи рекомендовали выжигать клитор, прижи-

гать  мочеиспускательный  канал  и  даже кастрировать детей, прояв-
ляющих сексуальную активность.  

Супругам рекомендовали вступать в половой контакт один раз 

в  месяц,  при  этом  женщин  предостерегали  от  переживания  сексу-

альных удовольствий. Да, к тому же, это стало верхом неприличия. 
Именно  тогда  и  родился  секс-туризм.  Достаточно  было  лишь  пе-

реплыть  узкий  Ламанш,  из  Англии во Францию, где вдоль побере-

жья гостей всегда ждал хорошо организованный досуг. 

Викторианское влияние в XIX в. проникло из Англии в Евро-

пу, где охватило широкие круги населения, в основном мещанство. 
Вслед  за  усилением пуританских установок шло уголовное законо-

дательство.  Во  многих  странах  супружеская  измена стала караться 
тюремным заключением, при этом женщины получали большие сро-

ки, чем мужчины.  

Не последнюю роль в современном пуританстве играет орто-

доксальное христианство. Феминизм, изначально противопоставив-
ший  себя  пуританской  морали,  в  настоящее  время  превратился  в 

оплот  воинствующего  пуританства.  Пуританская  культура  тиражи-
рует многочисленные стереотипы и ошибочные представления с по-

давлением и вытеснением естественных сексуальных потребностей. 


background image

44 

 

Взгляды пуританских врачей прошлого дают о себе знать и сегодня. 

Многие сексуальные неврозы, извращения сексуальных чувств, асо-

циальность,  массовые  истерии (например, современная истерия по 
поводу педофилии – педоистерия) вытекают из ложных представле-

ний о сексуальности и ее проявлениях. 

Однако в пуританских странах всегда существовали различные 

формы оппозиции. Так, в XIX веке нажиму пуритан были противо-
поставлены  утилитаризм,  затем  натуризм. В XX веке, сначала в ре-

волюционной России и в Европе, а затем во всем западном мире эта 
ситуация  привела  к  пожару  сексуальных  революций,  радикальные 

молодежные движения казалось окончательно подорвали, но оказа-
лось,  что  только  поколебали  все  еще  сильные  устои  пуританства. 

Общество  охватила  волна  сексуальной  анархии и сексуальной сво-
боды. Но в последние годы установилось относительное равновесие 

в  этой  области.  Даже,  напротив  –  в последние четверть века пури-
тане вновь перешли в наступление, постепенно отвоевывая сданные 

было  позиции.  В  первую  очередь,  как  и  в  XVIII  –  XIX  веках,  это 

вновь коснулось детской сексуальности. 

*** 

Отдельные  сексуальные  культуры,  такие  как  «Аполлонов-

ская», «Мистическая», «Либеральная» тесно переплетается с движе-

ниями натуризма и нудизма. 

 

Контрольные вопросы: 

1.

 

Дайте определение понятию «сексуальность». 

2.

 

Охарактеризуйте  взаимосвязь религиозных воззрений и сексуальности. 

3.

 

Причины сексуальных  расстройств по З. Фрейду и В. Райху? 

4.

 

Чем проявляется сексуальная  мотивация человеческой деятельности? 

5.

 

Какое влияние на развитие сексуальности оказывает воспитание? 

6.

 

От чего зависит сохранность сексуальных  функций  в пожилом возрасте? 

7.

 

Что такое сексизм?  Охарактеризуйте  его проявления. 

8.

 

Что  Вам  известно  про  относительность  сексуальных  обычаев  и    тради-

ций? 

9.

 

Охарактеризуйте  либидо  как  средство  реализации  различных  человече-

ских потребностей. 

10.

 

Охарактеризуйте  основные элементы сексуального здоровья. 

11.

 

Охарактеризуйте  основные  положения  «Декларации  сексуальных  прав» 

(1997 г.). 

12.

 

Перечислите и  охарактеризуйте  типы сексуальных  культур. 

13.

 

Опишите суть викторианства и пуританских воззрений. 

*****  

  
 
 

Глава 4 


background image

45 

 

 

ПОНЯТИЕ «ПОЛ» 

 

Непосвященному человеку это может показаться странным, но 

по внешним признакам нельзя с достаточной гарантией определить 
половую принадлежность конкретного человека. Человек с женской 

внешностью может иметь мужской генетический пол и наоборот. С 
другой  стороны,  половая  самоидентификация  также  может  полно-

стью не соответствовать биологическим признакам пола.  

Выделим основные компоненты, определяющие пол: 

1.

 

Генетический, 

2.

 

Гонадный, 

3.

 

Гормональный, 

4.

 

Соматический, 

5.

 

Церебральный, 

6.

 

Гражданский, 

7.

 

Паспортный, 

8.

 

По воспитанию, 

9.

 

Психологический. 

Пять первых компонентов определяют понятие биологическо-

го пола, четыре последних – социального. При выяснении вопроса о 

половой принадлежности бывает весьма сложно решить, какие ком-
поненты доминируют.  

Гражданский  пол

  определяется  при  рождении  ребенка  по 

первичным половым признакам в редких случаях  – ошибочно. Он, 

как правило, подтверждается 

паспортным полом

.  

Пол по воспитанию

 

иногда

 

может не соответствовать морфо-

логическому  полу,  половой  дифференциации  головного  мозга  ре-
бенка.  Он  обычно  формируется в соответствии с гражданским по-

лом, но может быть и как своеобразная «причуда» родителей, а так-

же  являться  следствием  специфических  культуральных  традиций, 
когда  мальчика  сознательно  воспитывают  как  девочку,  например, 

при бердачизме, и наоборот.

 

 

В  дальнейшем  происходит  становление  полового  самосозна-

ния  и  психосексуальной ориентации, полоролевого поведения, что 
не всегда зависит от воспитания. Благодаря влиянию многих факто-

ров  формируется 

психологический  (социальный)  пол

,

  который 

может полностью не соответствовать биологическому полу или со-

ответствовать  ему лишь частично, входить в противоречие с поло-
вой принадлежностью «по паспорту». 

Ребенок проходит через следующие этапы половой идентифи-

кации: