ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.10.2020
Просмотров: 6471
Скачиваний: 39
41
1. Аполлоновский тип
,
воспевающий естественные земные
радости. Этот тип культуры, характерный для Древней Греции, от-
личается «психической легкостью», умением радоваться сексу, от-
сутствием комплексов, стремлением к гармонии мира природы и
общества, духа и тела.
Элементы такой культуры мы видим в движении натуристов, в
деятельности сект адамитов, тоскующих по утраченному земному
раю, «саду наслаждений». Современная сексуальная жизнь абориге-
нов некоторых островов Океании, начинающаяся в детском воз-
расте, предшествующем половому созреванию, также относится к
этому типу, жизнерадостна и гармонична. Им не известны типично
«западные» понятия «сексуальных извращений», духовных страда-
ний по поводу ревности, измен, безответных чувств и т.п., потому
что к своей сексуальности они относятся весьма легко, радостно, без
культуральных комплексов, присущих представителям западного
мира.
2. Либеральные культуры
– те культуры, которые выработа-
ли систему норм и обычаев, в которых отражается терпимое отно-
шение к сексу вообще, к разнообразию сексуальных связей, к прояв-
лениям детской сексуальности.
3. «Культуры бедности»
–
это, в основном, культуры проле-
тарской среды и среды сельскохозяйственных рабочих, фермеров в
крупных развитых и развивающихся странах, в которых сильно вы-
ражено патриархальное начало. Это, во многом, малообразованная,
пуританская и ханжеская среда с культом мужского главенствова-
ния, с так называемым «двойным стандартом».
Главной целью сексуальных контактов в такой среде считается
получение наслаждения мужчиной. Обычным делом является сексу-
альное насилие, в том числе и гомосексуальное. Что касается жен-
щины, то к ее желаниям относятся либо терпимо, либо они оцени-
ваются негативно. К женщинам вообще относятся недоверчиво, всех
их наделяют такой чертой, как похотливость и стремление изменять
мужьям.
Заниматься сексуальным воспитанием детей в школе считается
ненужным занятием, в семейной среде оно также рассматривается
как неуместное. Матери никогда не говорят с дочками на сексуаль-
ные темы, даже о менструации и беременности. Все проявления лю-
бопытства или внимания к сексу у детей подавляются, а проявления
сексуальности, такие как мастурбация, караются. Однако в таких се-
мьях приняты за норму скабрезные шутки и пошлые анекдоты, сма-
кование непристойностей. Половое образование происходит благо-
даря уличному воспитанию, дети рано начинают половую жизнь.
42
4. Культуры любовников –
культуры с обычаями, разреша-
ющими внебрачные связи и основанные на двойной морали патри-
архальных культур, где лишь мужчина мог иметь внебрачные кон-
такты, тогда как женщине это запрещалось. Такая сексуальная норма
в некоторых европейских странах даже закреплялась законодатель-
но.
5. Оргиастические культуры
принимают все формы сексу-
альной активности, в том числе гомосексуализм, любые сексуальные
отклонения, смену партнеров, групповой секс, при этом секс тракту-
ется как игра и источник удовольствий. Ритуальная оргиастичность
была характерна для древних и античных культур, для некоторых
коммунистических сект христианского толка в первые века христи-
анства; в сатанизме были известны «мессы», происходившие в
окружении нагих женщин, кончавшиеся всеобщей оргией участни-
ков. Нередко на фоне оргий совершались преступления.
Оргиастические сексуальные культуры встречались при дво-
рах монархов, в движении либертинов в революционной Франции
XVIII века, в аристократической и богемной средах, в молодежных
коммунах революционной России, в коммунах хиппи. Они сущест-
вуют и в некоторых современных малых обществах, в городских
субкультурах развитых стран, в клубной среде геев, тантристов, са-
домазохистов, свингеров, в ряде сект, культивирующих групповой
секс, сексуальную магию.
6. Мистические культуры
практиковали и практикуют сексу-
альное поведение, рекомендуемое различными религиозно-
философскими школами. Классическими примерами приверженцев
таких культур могут быть общества, исповедующие даосизм и тант-
ризм. Крайним примером такой культуры является секта скопцов,
оскоплявших себя и своих детей в ожидании второго сошествия на
землю девы Марии.
7. Репрессивные культуры
встречаются редко, в них принято
подавление любых проявлений сексуальности даже упоминаний о ее
проявлениях. В таких культурах родители никогда не говорят с
детьми о проявлениях пола, девочки не готовы к появлению менар-
хе, а мальчики – к появлению ойгархе. Сексуальные контакты до
свадьбы запрещены, за этим строго следят. Задача семьи сводится к
экономическим и прокреативным функциям, любовь рассматривает-
ся как нечто второстепенное. Брак обычно заключается по решению
родителей в достаточно зрелом возрасте.
Сексуальные отношения супругов происходят в одежде, при
этом применяется лишь так называемая миссионерская позиция,
считается, что оргазм для женщины неприличен. Девочки и мальчи-
ки, мужчины и женщины обычно отделены и отдалены друг от друга
43
бытовыми традициями. Репрессивные культуры оказывают негатив-
ное влияние на развитие личности, на способность любить и быть
любимой (любимым), партнерство, сексуальную удовлетворенность.
8.
Пуританская культура,
изначально религиозная, выступа-
ет против всех удовольствий, в том числе и сексуальных. Пуритан-
ская культура является крайним выражением асексуальных устано-
вок христианства. Пуританская революция была совершена под ру-
ководством Кромвеля в Англии в XVII веке. Пиком пуританства
считается «викторианство» – антисексуальное влияние, связанное с
длительным периодом правления английской королевы Виктории в
XIX веке.
В период викторианства получил распространение идеал асек-
суальной и невинной женщины. От сексуальной темы стали укло-
няться в разговорах, воспитании, литературе. Стали прикрывать не
только женское тело, но даже ножки у фортепиано. Врач обследовал
больных через одежду. Постепенно пуританская культура при-
обретала черты ханжества. Цензура кастрировала произведения
классиков, даже из медицинских журналов и книг изымалось все,
что могло задевать «нравственность».
Мастурбация стала трактоваться как вредный для здоровья
грех, вызывающий психические отклонения, импотенцию, слепоту,
оволосение ладоней и пр. Применялись жестокие методы по ее пре-
сечению, например, врачи рекомендовали выжигать клитор, прижи-
гать мочеиспускательный канал и даже кастрировать детей, прояв-
ляющих сексуальную активность.
Супругам рекомендовали вступать в половой контакт один раз
в месяц, при этом женщин предостерегали от переживания сексу-
альных удовольствий. Да, к тому же, это стало верхом неприличия.
Именно тогда и родился секс-туризм. Достаточно было лишь пе-
реплыть узкий Ламанш, из Англии во Францию, где вдоль побере-
жья гостей всегда ждал хорошо организованный досуг.
Викторианское влияние в XIX в. проникло из Англии в Евро-
пу, где охватило широкие круги населения, в основном мещанство.
Вслед за усилением пуританских установок шло уголовное законо-
дательство. Во многих странах супружеская измена стала караться
тюремным заключением, при этом женщины получали большие сро-
ки, чем мужчины.
Не последнюю роль в современном пуританстве играет орто-
доксальное христианство. Феминизм, изначально противопоставив-
ший себя пуританской морали, в настоящее время превратился в
оплот воинствующего пуританства. Пуританская культура тиражи-
рует многочисленные стереотипы и ошибочные представления с по-
давлением и вытеснением естественных сексуальных потребностей.
44
Взгляды пуританских врачей прошлого дают о себе знать и сегодня.
Многие сексуальные неврозы, извращения сексуальных чувств, асо-
циальность, массовые истерии (например, современная истерия по
поводу педофилии – педоистерия) вытекают из ложных представле-
ний о сексуальности и ее проявлениях.
Однако в пуританских странах всегда существовали различные
формы оппозиции. Так, в XIX веке нажиму пуритан были противо-
поставлены утилитаризм, затем натуризм. В XX веке, сначала в ре-
волюционной России и в Европе, а затем во всем западном мире эта
ситуация привела к пожару сексуальных революций, радикальные
молодежные движения казалось окончательно подорвали, но оказа-
лось, что только поколебали все еще сильные устои пуританства.
Общество охватила волна сексуальной анархии и сексуальной сво-
боды. Но в последние годы установилось относительное равновесие
в этой области. Даже, напротив – в последние четверть века пури-
тане вновь перешли в наступление, постепенно отвоевывая сданные
было позиции. В первую очередь, как и в XVIII – XIX веках, это
вновь коснулось детской сексуальности.
***
Отдельные сексуальные культуры, такие как «Аполлонов-
ская», «Мистическая», «Либеральная» тесно переплетается с движе-
ниями натуризма и нудизма.
Контрольные вопросы:
1.
Дайте определение понятию «сексуальность».
2.
Охарактеризуйте взаимосвязь религиозных воззрений и сексуальности.
3.
Причины сексуальных расстройств по З. Фрейду и В. Райху?
4.
Чем проявляется сексуальная мотивация человеческой деятельности?
5.
Какое влияние на развитие сексуальности оказывает воспитание?
6.
От чего зависит сохранность сексуальных функций в пожилом возрасте?
7.
Что такое сексизм? Охарактеризуйте его проявления.
8.
Что Вам известно про относительность сексуальных обычаев и тради-
ций?
9.
Охарактеризуйте либидо как средство реализации различных человече-
ских потребностей.
10.
Охарактеризуйте основные элементы сексуального здоровья.
11.
Охарактеризуйте основные положения «Декларации сексуальных прав»
(1997 г.).
12.
Перечислите и охарактеризуйте типы сексуальных культур.
13.
Опишите суть викторианства и пуританских воззрений.
*****
Глава 4
45
ПОНЯТИЕ «ПОЛ»
Непосвященному человеку это может показаться странным, но
по внешним признакам нельзя с достаточной гарантией определить
половую принадлежность конкретного человека. Человек с женской
внешностью может иметь мужской генетический пол и наоборот. С
другой стороны, половая самоидентификация также может полно-
стью не соответствовать биологическим признакам пола.
Выделим основные компоненты, определяющие пол:
1.
Генетический,
2.
Гонадный,
3.
Гормональный,
4.
Соматический,
5.
Церебральный,
6.
Гражданский,
7.
Паспортный,
8.
По воспитанию,
9.
Психологический.
Пять первых компонентов определяют понятие биологическо-
го пола, четыре последних – социального. При выяснении вопроса о
половой принадлежности бывает весьма сложно решить, какие ком-
поненты доминируют.
Гражданский пол
определяется при рождении ребенка по
первичным половым признакам в редких случаях – ошибочно. Он,
как правило, подтверждается
паспортным полом
.
Пол по воспитанию
иногда
может не соответствовать морфо-
логическому полу, половой дифференциации головного мозга ре-
бенка. Он обычно формируется в соответствии с гражданским по-
лом, но может быть и как своеобразная «причуда» родителей, а так-
же являться следствием специфических культуральных традиций,
когда мальчика сознательно воспитывают как девочку, например,
при бердачизме, и наоборот.
В дальнейшем происходит становление полового самосозна-
ния и психосексуальной ориентации, полоролевого поведения, что
не всегда зависит от воспитания. Благодаря влиянию многих факто-
ров формируется
психологический (социальный) пол
,
который
может полностью не соответствовать биологическому полу или со-
ответствовать ему лишь частично, входить в противоречие с поло-
вой принадлежностью «по паспорту».
Ребенок проходит через следующие этапы половой идентифи-
кации: