ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.10.2020
Просмотров: 4173
Скачиваний: 6
Одновременно со знакомством с теорией и практикой метода Г. А. Шичко в 1994-96 годах мне посчастливилось приступить к изучению разработанных американскими психологами методов переубеждения людей, завербованных в деструктивные культы*, и перевести несколько книг с описанием этих подходов. Меня поразило сходство некоторых существенных аспектов психотехнологий, созданных независимо друг от друга и предназначенных для избавления от вроде бы разных видов зависимостей. В обоих случаях применяют в качестве основного средства информирующие лекции-беседы, разоблачающие зависимость и восстанавливающие самостоятельное критическое мышление клиентов. И там и там эмпирическим путем был найден необходимый минимум времени для получения устойчивого результата на первой стадии процесса - примерно 30 часов общения. Только в методике Г. А. Шичко они могут быть растянуты на 7-10 дней, а в "консультировании о выходе" ("консультировании о реформировании мышления") предполагается ежедневная работа по 10-12 часов в течение 3-5 дней.
Как пишут наиболее известные американские специалисты по консультированию жертв деструктивных культов, "большинство консультантов по выходу полагают, что когда культист дает консультантам по выходу достаточное время для представления их информации - обычно около трех дней, - консультируемый решит уйти из культа примерно в 90% случаев. Если культист не дает консультантам по выходу достаточного времени, но выслушивает их информацию до какого-то предела, неофициальные оценки сходятся на том, что около 60% клиентов решат в конечном счете покинуть группу"***.
*См. главу 36 "Как стать лидером культа".
** См.: Джиамбалво К. Консультирование о выходе: Семейное воздействие. Как
помогать близким, попавшим в деструктивный культ. Пер. с англ. - Нижний
Новгород: ННГУ, 1995; Волков Е. Н. Консультирование жертв интенсивного
манипулирования психикой: основные принципы, особенности практики // Журнал
практического психолога. 1997. № 1. С. 102-109; Волков Е. Н. Реплика на статью С. А. Белорусова "О феномене "кодирования"" // Журнал практического психолога. 1999. № 3; Кларк Д., Джиамбалво К., Джиамбалво Н., Гарви К., Лангоуни М. Д. Консультирование о выходе: практический обзор // Журнал практического психолога, 2000, № 1-2. - С. 57-87; Хассэн С. Консультирование о выходе: Свобода без принуждения. Убеждения, лежащие в основе моего подхода (отрывки из книги "Борьба с культовым контролем сознания") // Журнал практического психолога, 2000, № 1-2. - С. 88-93; Хассен С. Освобождение от психологического насилия: деструктивные культы, контроль сознания, методы помощи. - СПб.: прайм-Еврознак, 2001.
Переведены, но не опубликованы и существуют только в рукописи следующие работы: Исцеление от культов: помощь жертвам психологического и духовного насилия. Под ред. М. Лангоуни; Дуброу-Айхель С. Депро-граммирование: исследование одного случая; Хассэн С. Борьба с культовым контролем сознания: руководство по защите, спасению и выздоровлению от деструктивных культов; и некоторые другие.
*** Кларк Д., Джиамбалво К., Джиамбалво Н., Гарви К., Лангоуни М. Д.
Консультирование о выходе: практический обзор // Журнал практического психолога,
2000, № 1-2. - С. 67.
Описанные выше концепции и факты позволяют сделать предположение, что пятая стратагема влияния - это применение массированного количества структурированной информации, а шестая - обеспечение достаточно большого количество времени, в течение которого информацию предъявляют объекту влияния. Соответственно, 45-я техника убеждения может быть выражена формулой "масса информации, помноженная на достаточно длительный и относительно непрерывный для восприятия отрезок времени". Условно ее можно назвать "информационно-коммуникативный марафон" (ИКМ). Это не то же самое, что приемы повторения и "установления повестки дня", которые рассматриваются в этой книги, хотя такие элементы, безусловно, входят в ИКМ в виде составных частей. Схожий с ИКМ метод можно найти в педагогике - это метод "погружения", предполагающий длительное сосредоточенное обучение какой-то одной дисциплине. Один из его вариантов заключается в том, что учащиеся не переключаются через каждые 45 минут или полтора часа на новый предмет в течение одного дня, а занимаются только одним учебным предметом в течение нескольких дней подряд, меняя дисциплину, например, раз в неделю.
Техника информационно-коммуникативного марафона, особенно дополненная поведенческими техниками, способна приводить к быстрым и весьма радикальным изменениям сознания и поведения индивида, не только, к сожалению, позитивным, но и негативным. Недавно издан на русском языке документальный рассказ американского педагога Рона Джонса "Третья волна", в котором он описывает нашумевший в США случай из своей практики конца 60-х годов прошлого столетия. В течение всего пяти дней с помощью бесед, простых правил и поведенческих упражнений Р. Джонс сумел превратить класс из 20 человек в организацию
тоталитарного типа, состоящую из 200 сторонников*.
Поставили "на поток" применение ИКМ прежде всего деструктивные культы, широко использующие вербовочные семинары с "погружением" длительностью от 2-3 дней до нескольких недель. В так называемом Международном университете Махариши в штате Айова, обучающем "науке Трансцендентальной Медитации" (ТМ), освоение всех курсов на основе этой фантастической доктрины, вроде "Абсолютной теории управления Махариши", "Абсолютной теории обороны Махариши" или "Абсолютной теории сельского хозяйства Махариши", организовано как погружение в один предмет на срок от недели до месяца**. Только таким образом можно было обеспечить веру студентов в обретение сказочных способностей к левитации, "спонтанно правильным действиям" и к жизни без ошибок и заблуждений.
Американские психологи Фло Конвэй и Джим Зигельман, опираясь на свои интервью с рядом бывших культистов, депрограммистов*** и нейрофизиологов, выдвинули
гипотезу о том, что культовое обращение является результатом рассчитанного
манипулирования информацией, ведущего к информационной перегрузке****. Новички подвергаются постоянной бомбардировке радикальными идеями и верованиями. Им не дают времени на размышление или проверку этой информации в сравнении с реальностью. Нейробиологическое побуждение интегрировать и извлечь смысл из этого нового жизненного опыта и информации толкает новичка к кризису, который может быть разрешен только внезапным некритическим принятием новой системы верований. Затем новичок испытывает внезапное изменение личности: он "сламывается". Основываясь частично на своем открытии, что культисты, которые подверглись депрограммированию, реабилитировались быстрее, чем те, кто вышел из культов без информации, обеспечиваемой депрограммистами, Конвэй и Зигельман предположили, что культы могут порождать новую форму психического заболевания: "информационную болезнь" (information desease)*.
* Джонс Р. Третья волна // Пайнс Э., Маслач К. Практикум по социальной
психологии. - СПб.: Питер, 2000. - С. 260-276.
** См.: Исцеление от культов: помощь жертвам психологического и духовного
насилия. Под ред. М. Лангоуни. Неопубликованная рукопись. - С. 68 (Recovery from Cults: Help For Victims of Psychological and Spiritual Abuse. Ed. M. D. Langone. W. W. Norton, NY, 1995. P. 131).
*** Депрограммирование - первая активная форма ИКМ для защиты от агрессии деструктивных культов, которую практиковали в США в 70-80-е годы прошлого века. Предусматривала часто насильственное похищение завербованного адепта из группы или секты командой депрограммистов, нанятых родственниками. После помещения культиста в хорошо охраняемое и закрытое помещение (комната в мотеле, частный дом) начинался информационно-коммуникативный марафон в несколько дней, состоявший из бесед и дискуссий, чтения книг и документов, показа видеофильмов, встреч со бывшими членами соответствующей или похожей группы и т.п. Эффективность депрограммирования, по разным оценкам, варьировалась в интервале от 60% до более 80% успешных исходов. С середины 1980-х годов депрограммирование с похищением стало в США редким исключением, поскольку преимущественно применяется консультирование о реформировании мышления, предполагающее добровольное привлечение клиента к участию в ИКМ. Характеристику и описание обоих подходов см. в работах, перечисленных выше.
*** См.: Conway, Flo and Siegelman, Jim. Snapping: America's Epidemic of Sudden Personality Change. Second Edition. Stillpoint Press, NY, 1995; Волков Е. Н. Основные модели контроля сознания (реформирования мышления) // Журнал
практического психолога. 1996. № 5. - С. 90-91.
Как нередко бывает, клин вышибается клином, и то, что способно нанести вред, может послужить и средством исцеления. Это наблюдение в полной мере относится к методу ИКМ, что отчетливо иллюстрируют приведенные выше примеры. "Информационную болезнь", естественно, и лечить надо "информационным лекарством". С информационной составляющей различных зависимостей и метод Г. А. Шичко, и консультирование о реформировании мышления предлагают справляться информационными же средствами. В еженедельнике "Совершенно секретно" я как-то наткнулся на рекламу клиники, проводящей, как там утверждалось, "правильное кодирование от алкоголизма". "Правильность" заключалась в том, что вместо традиционного сеанса в один прием реклама обещала предварительную интенсивную
психотерапию длиною в месяц перед непосредственным кодированием. Так и хочется сказать коллективу этой клиники: "Правильной дорогой идете, товарищи!". Напрашивается только подсказка, что последовательное движение в этом направлении позволит во многих случаях вообще обойтись без сомнительного кодирования и обеспечить гораздо более сознательную и устойчивую трезвость бывших алкоголиков.
Мне уже доводилось встречаться с психотерапевтами и наркологами, которые разочаровались в приемах "мгновенного исцеления" и целенаправленно искали
литературу и практические советы по методу Г. А. Шичко, но сталкивались с большими трудностями.
Вызывает сожаление, что ни профессиональное психологическое сообщество в России, ни студенты, ни другие читатели не имеют до сих пор широкодоступных источников, из которых они могли бы почерпнуть достоверную и взвешенную информацию о теоретических концепциях и эффективном практическом применении ИКМ в сфере психологической помощи. Вы не найдете описания разработок Г. А. Шичко или консультирования о реформировании мышления ни в "Психотерапевтической энциклопедии", ни в учебниках и словарях по практической психологии. Только издательство "прайм-Еврознак" выпустило в первой половине 2001 года книгу С. Хассена "Освобождение от психологического насилия: контроль сознания, деструктивные культы, методы помощи" (СПб., 2001), в которой есть глава по интенсивному трехдневному воздействию. Это предисловие - попытка исправить явную несправедливость и способствовать обогащению технического арсенала всех, кто так или иначе связан с задачами конструктивного убеждения*.
Какие же уроки и рекомендации можно извлечь из опыта исследования и применения техники информационно-коммуникативного марафона и соответствующих ей стратагем?
Во-первых, стоит учесть, что само по себе количество и разнообразие информации может быть весьма сильным фактором убеждения. Конкретный результат, правда, во многом определяется тем, что моделирует эта информация: действительно рациональное и критическое мышление или риторическую псевдологику, маскирующую формулы трансового внушения. В одном случае мы получим здоровую самостоятельную личность, обретающую навыки полезной рефлексии, а в другом - бездумного фанатика, уверенного в абсолютной истинности и даже "научности" внушенных догм.
С одной стороны, мы должны требовать от убеждающих как можно больше относящейся к делу информации; с другой - необходимо следить, чтобы нас не "потопили" в манипулятивно структурированной и замаскированной под "факты" и "науку" галиматье.
*См.: Conway, F. & Siegelman, J. Information desease: Have cults created a new
mental illness? Science Digest, January, 1982. P. 86-91.
** Теория и практика избавления от зависимостей, в том числе алкогольной и
никотиновой, весьма интересно изложена в следующих изданиях: Дроздов Иван.
Геннадий Шичко и его метод. Ленинград, 1991. Углов Ф. Г. Ломехузы. Ленинград,
1991 Соколов Ю.А. Трезвость. Противокурение. (Методические рекомендации). Ленинград, 1989. Соколов Ю.А.Как отказаться от курения. СПб, Комплект, 1997. Соколов Ю.А Выбери жизнь. СПб.: Диамант "Золотой век", 1998. Захарова Л.Ю., Соколов Ю.А., Кривомаз Ю.А. Путь к трезвости. СПб. 1997.
Во-вторых, необходимо обратить внимание на временные параметры убеждения. В
спорте известно, что одна часовая тренировка в неделю практически ничего не дает для развития физических способностей или для закрепления каких-то сложных навыков. Мало кто имеет в себе достаточную силу воли, чтобы в одиночку поддерживать необходимую частоту домашних занятий или физзарядки. Не наблюдается ли подобная же картина в сфере психологической помощи и в педагогике, где воздействия нередко осуществляются спорадически и с большими временными разрывами? Кто-то из клиентов или учащихся способен работать сам с собой (что тоже есть навык, требующий формирования и развития), а кому-то для достижения требуемого результата в определенные моменты могло бы помочь погружение в интенсивное взаимодействие с консультантом или учителем не на час, а на несколько часов или дней подряд. Под таким углом зрения выражение "время лечит" приобретает новый смысл. Но, памятуя о противоречивой двойственности всего сущего, во многих случаях стоит быть настороже, если вас втягивают в какое-то длительное и слишком регулярное взаимодействие с "погружением" в экзотические семинары или тренинги, обещая при этом слишком много слишком хорошего.
Роль в эффективности убеждения таких факторов, как непрерывность времени воздействия, количество информации и способы ее структурирования, нуждается,
конечно же, в более тщательном исследовании и дополнительной экспериментальной проверке, однако уже накопленный опыт дает достаточно оснований для теоретических и практических выводов.
В заключение хочется пожелать читателям, чтобы им удалось выделить достаточно времени для вдумчивого, внимательного чтения этой мудрой книги. Сильный эффект в прояснении взгляда на мир и на себя гарантируется.
Евгений ВОЛКОВ,
научный редактор и переводчик, доцент Нижегородского госуниверситета им. Н. И. Лобачевского.
Нижний Новгород, октябрь 2001 г.
ПОЧЕМУ МЫ НАПИСАЛИ ЭТУ КНИГУ
Мы из разных поколений. Одни из нас (Э. А.) родился в 1932 году и рос в период Второй мировой войны. "В то время я пылко верил во все, с чем сталкивался в
школе и в средствах массовой коммуникации. Например, я знал, что все немцы были злыми, а все японцы - трусливыми и коварными, в то время как все белые американцы - привлекательными, честными, справедливыми и доверчивыми. Возможно, надо быть одиннадцатилетним, чтобы принимать всерьез расовые и национальные карикатуры, представленные в военном кино начала 1940-х годов. Но в те дни