Файл: Чалдини Р., Кенрик Д. - Социальная психология.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.10.2020

Просмотров: 6081

Скачиваний: 56

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

Основные теоретические подходы в социальной психологии

21

ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ
ПОДХОДЫ В СОЦИАЛЬНОЙ
ПСИХОЛОГИИ

Социально психологические теории подверг 

лись влиянию интеллектуальных разработок —
от рождения социологии и до возникновения
искусственного интеллекта. В социальной пси 
хологии существует пять основных теоретиче 
ских подходов (или семейств теорий): социокуль 
турный, эволюционный, социальное научение,
феноменологический и социально когнитивный
подходы.

Социокультурный подход

В 1908 году были опубликованы две книги под

названием «

Социальная психология», 

на долгое вре 

мя ставшие главными учебниками по этой дис 
циплине

Одну из них написал психолог Эдвард

Олсворт Росс. Росс считал, что источники со 
циального поведения коренятся не в личности,
а в социальной группе. Он указывал, что людей
«подхватывали социальные течения», такие как
«распространение настроения линчевания в тол 
пе… или эпидемии религиозных чувств» (Ross,
1908, р. 1—2). Росс проанализировал подобные
случаи, например, всеобщую маниакальную моду
на тюльпаны 1634 года, когда люди продавали
свои дома и земли, чтобы купить луковицы тюль 
панов, стоившие дороже золота, но внезапно, как
только мания схлынула, совершенно обесценив 
шиеся.

Чтобы объяснить эти массовые помешатель 

ства, Росс рассматривал группу как целое, а не
изучал психику отдельных ее членов. Он писал
о том, что мании и увлечения — продукты «со 
знания толпы …иррационального единодушия
интересов, чувств, мнений или телесных изме 
нений у общающихся индивидов, это являет 
ся результатом внушения и подражания» (Ross,
1908, р. 65).

Как и Росс, другие социологически ориен 

тированные теоретики обращали внимание на
широкий ряд социальных группировок — от со 
седских компаний до этнических групп и поли 
тических партий (см., например: Sumner, 1906)
Такой принцип сохраняется и в современном 

со

циокультурном подходе, 

когда считается, что

предрассудки человека, его предпочтения и по 

литические убеждения подвержены воздействию
факторов группового уровня, таких как нация,
социальный класс и современные историче 
ские тенденции. Например, в отличие от своей
ирландской бабушки из рабочей семьи, совре 
менный руководитель женщина, работающая в
одном из офисов на Манхэттене, вероятно, ина 
че относится к добрачному сексу и роли жен 
щин в бизнесе (Roberts & Helson, 1997). Социо 
культурные теоретики сосредотачивали свое
внимание на важности 

социальных норм 

или

правил соответствующего поведения, например
обычае не надевать белое после Дня труда, не
использовать «грязные» слова в разговоре с ба 
бушкой и так далее. Центральное в таком на 
правлении — это концепция 

культуры, 

которую

мы можем, в общем, определить как убежде 
ния, обычаи, привычки и язык людей, живущих
в определенном времени и месте, например,
сравните ирландских рабочих эмигрантов в Бос 
тоне и их праправнуков, служащих в современ 
ных офисах на Манхэттене.

Культура включает все элементы среды, со 

зданные человеком, — субъективные признаки,
такие как правила этикета, и объективные — на 
пример, жилище и одежда (Smith & Bond, 1994;
Triandis, 1994). Технологические черты нашей
культуры могут сильно повлиять на наше соци 
альное поведение, об этом свидетельствуют по 
явившиеся автоответчики, видеокамеры и Ин 
тернет (Crabb, 1996a, 1996b; 1999; McKenna &
Bargh, 2000). Например, телефоны и электрон 
ная почта дают нам возможность поддерживать
контакт с родственниками и друзьями, порой на 
ходящимися за тысячи километров от нас, хотя
из за них нам иногда приходится общаться с не 
приятными незнакомцами (телефонными мань 
яками и настойчивыми адвокатами). Автоответ 
чики дают возможность избавиться от подобных
нежелательных взаимодействий (Crabb, 1999).

*День труда — праздник в США и Канаде в первый понедельник сентяб

ря. Сперва День труда был установлен в честь рабочих, но теперь его отмеча
ют как последний день лета, устраивают пикники и барбекю. —

Прим. перев.

Различные
культурные нормы.

На острове Пятидесятни
цы (арх. Новые Гебриды)
существует обычай —
своеобразное прощание
с детством: юноши стро
ят башни до 100 футов
высотой, а затем прыга
ют с них, привязав к но
гам виноградные лозы.
В социокультурном под
ходе социальной психо
логии изучается влияние
на человека локальных
социальных норм.


background image

22

Глава 1. ВВЕДЕНИЕ В СОЦИАЛЬНУЮ ПСИХОЛОГИЮ

Нансук Хонг описывает «культурный шок»,

который она пережила после того, как переехала
из Кореи в США, где новая ситуация предъявляла
к ней новые требования. Так, в первый день она
удивилась, когда ей сказали, что не надо снимать
обувь, когда входишь в дом преподобного Муна.
«В Корее мы никогда не входим в дом, не сняв туф(
ли. Это знак уважения» (Hong, 78). С другой сторо(
ны, Нансук объясняет, что унижения в доме Муна
хоть и могли ужаснуть женщину, воспитывавшую(
ся в США, но вполне соответствовали усвоенным
ею представлениям о роли женщин в корейском
обществе. Как вы увидите, изучение групп, куль(
туры и социальных норм по(прежнему является
основным направлением в социальной психоло(
гии (Fiske, Kitayama, Markus & Nisbett, 1998; Oishi,
Wyer & Colcombe, 2000; Lickel et al., 2000). В каж(
дой главе этой книги мы расскажем о таких социо(
культурных влияниях.

Социокультурный подход (Sociocultural perspec
tive)

— теоретический подход, в котором социаль$

ное поведение объясняется влиянием больших со$
циальных групп.

Социальная норма (Social norm)

— правило или

ожидание соответствующего социального поведения.

Культура (Culture)

— верования, обычаи и язык,

общие для людей, живущих в определенном време$
ни и месте.

Эволюционный подход

Исследователей, работающих в социокультур(

ном направлении, интересуют прежде всего раз(
личия в поведении людей в разных культурах.
А другие ученые, наоборот, изучают сходство в
разных культурах наряду со сходством в поведе(
нии различных видов животных. В 1908 году в дру(

гом учебнике 

«Социальная психология», 

принадле(

жащем перу Уильяма Макдугалла, британского
психолога, первоначально обучавшегося биоло(
гии, был предложен именно такой взгляд на соци(
альное поведение человека. Макдугалл разрабаты(
вал 

эволюционный подход — 

представление о

том, что социальное поведение человека коренит(
ся в его физической и психической предрасполо(
женности, помогавшей нашим предкам выжить и
производить потомство. Макдугалл разделял точ(
ку зрения Чарльза Дарвина (Darwin, 1872) о том,
что социальное поведение человека (например,
улыбки, ухмылка и другие выражения эмоций) раз(
вивались вместе с физическими качествами, таки(
ми как прямая осанка и хватающий большой па(
лец.

Эволюционный подход (Evolutionary perspec
tive)

 

теоретическое направление, ищущее при$

чины социального поведения в физических и пси$
хологических склонностях, помогавших нашим
предкам выживать и производить потомство.

В основе эволюционного направления лежит

идея 

естественного отбора

:

 

предполагается, что

животные с характеристиками, помогающими им
выжить и производить на свет детей, передадут эти
качества своему потомству. Новые характеристики,
подходящие для определенной окружающей среды
(они называются 

адаптациями

), приходят на сме(

ну менее пригодным для жизни качествам. Дель(
фины — млекопитающие, близкие родственники
коров, но их ноги в процессе эволюции трансфор(
мировались в плавники, потому что такая форма
лучше подходила для жизни под водой.

Дарвин предполагал, что мозг, так же как и тело

животного, сформировался в процессе естествен(
ного отбора. Пчелам нужен мозг, чтобы опреде(
лить направление полета другой пчелы к ближай(
шей лужайке с цветами, в то время как волки с по(
мощью мозга различают дружеские и агрессивные
сигналы другого волка. Хотя почти все ученые,
изучающие поведение, признают идею о том, что
естественный отбор сформировал мозг животно(
го, все же, когда речь заходит о животном из вида
приматов под названием Homo sapiens (человек),
среди ученых возникают споры.

В самом деле, на протяжении 50 лет эволю(

ционный подход Макдугалла в социальной пси(
хологии по большей части отвергался потому,
что в то время психологи и биологи неправиль(
но представляли взаимодействие биологиче(
ских факторов и факторов окружающей среды.
Будет ошибкой считать, что эволюция могла при(
вести к выработке лишь неизменных «инстинк(
тов», «запрограммированных при рождении» и
не подвергшихся сильному влиянию среды. Боль(

«Потомство, воспитанием которого занимаются отцы,

лучше приспособлено к выживанию»


background image

Основные теоретические подходы в социальной психологии

23

Адаптация (Adaptation)

— характеристики, выра

ботавшиеся для выживания и репродукции в опре
деленной среде.

Потребность в принадлежности (Need to be
long)

 

внутренняя мотивация присоединения

к другим с тем, чтобы быть принятым ими.

Поскольку последователи эволюционного

подхода стремятся понять характеристики, общие
для всех людей, и изучают, как эти характеристи
ки взаимодействуют с социальной средой, то их,
так же как и ученых социокультурного направле
ния, интересует поведение людей в разных культу
рах (см., например: Buss, 1989; Kenrick & Keefe,
1992). Эти кросскультурные сравнения открыли
некоторые общие паттерны в человеческом со
циальном поведении во всем мире. Мужчины и
женщины в любом обществе, например, связыва
ют друг друга длительными узами брака, при этом
мужчина помогает женщине содержать семью
(Daly & Wilson, 1983). Может показаться, что в та
ких отношениях нет ничего особенного, но стоит
нам сравнить их с большинством наших сороди
чеймлекопитающих, и мы придем к совершенно
противоположному мнению. Матери 95—97% дру
гих видов животных самостоятельно растят де
тенышей, и самец никак не помогает им. Почему
млекопитающиесамцы так редко считаются с се
мейными ценностями? Вероятно, потому, что по
сле оплодотворения отцы просто не так уж нужны.
Мать млекопитающих вынашивает детеныша в те
ле, а потом самостоятельно вскармливает. Однако
забота отца о потомстве требуется таким видам
животных, как волки и люди, чье потомство рож
дается беспомощным (Geary, 2000). В этих случаях
потомство, воспитанием которого занимаются от
цы, лучше приспособлено к выживанию и переда
ет такие же семейные гены будущим поколениям.

Психологовэволюционистов интересуют не

только общие черты человеческой природы, но и
индивидуальные различия (см., например: Gange
stad & Simpson, 2000). Внутри каждого вида сущест
вует множество стратегий выживания и воспроиз
водства. Например, некоторые самцы рыбылуны
вырастают, защищают территории, собираются в
стаи, привлекающие самок. Другие самцы меньше
подражают самкам, заплывая на чужую террито
рию только чтобы оплодотворить уже выметанную
икру, пока самки спариваются с хозяевами (Gould &
Gould, 1989). Хотя люди во всех обществах форми
руют продолжительные браки, они также выстраи
вают разные стратегии в отношениях с партнера
ми — некоторые мужчины и женщины моногамны;
некоторые вступают в брак и в семье оказывает
ся несколько мужей или несколько жен. Как мы
увидим в следующих главах, социальные психологи

шинство исследователей
в области эволюции и
поведения теперь пони
мают, что биологические
факторы оказывают раз
ное влияние на человека
и других животных, они
связаны также с влияни
ем окружающей среды
в целом (см., например:

Berntson & Cacioppo, 2000; Crawford & Krebs,
1998). Даже самые насущные биологические по
требности, такие как голод, приводятся в дейст
вие окружающей средой. Например, социальные
психологи Рой Баумейстер и Марк Лири (Bay
meister & Leary, 1995) на основании большо
го количества сведений пришли к выводу, что
для человека большое значение имеет 

потреб

ность в принадлежности 

— внутренняя мотива

ция присоединения к другим с тем, чтобы быть
принятыми ими. Люди во всем мире объединяют
ся в группы и формируют узы привязанности
(Brewer & Caporael, 1995). Однако потребность в
принадлежности приводится в действие только в
том случае, когда человека подталкивает к этому
ситуация. В одном из исследований студенты в
помещении для экспериментов разговаривали
и делали вид, что не замечают других (они бесе
довали об оркестре на параде или о несуществую
щей рокгруппе «Тупые и невезучие»). Студенты,
которых игнорировали, позднее более чутко сле
дили за тем, как их воспринимали и отвергали их
или нет (Gardner, Pickett & Brewer, 2000). По
добно тому как и несоциальное чувство голода
становится менее или более активным, в зави
симости от того, когда мы последний раз ели,
так и потребность в социальном одобрении на
сыщается или становится острой в зависимости
от нашего недавнего социального опыта (Leary,
Tambor, Terdal & Downs, 1995).

Естественный отбор (Natural selection)

— пред

положение о том, что животные, имеющие характе
ристики, помогающие им выжить и размножаться,
передают эти же качества своему потомству.

Сходное выражение гнева у
двух разных видов млеко
питающих

Чарльз Дарвин считал, что не
которые выражения лица у лю
дей и мимика животных имеют
общее происхождение. Ухмы
ляющийся оскал может отпуг
нуть потенциального соперни
ка и таким образом спасти че
ловека и волка от возможного
физического ущерба.


background image

24

Глава 1. ВВЕДЕНИЕ В СОЦИАЛЬНУЮ ПСИХОЛОГИЮ

только начинают изучать, как биологическая пред
расположенность и культура взаимодействуют и об
разуют сложное социальное поведение, выражаю
щееся в насилии и предрассудках, альтруизме и
любви (Fiske, 2000; Janicki & Krebs, 1998).

Теория
социального научения

За время, прошедшее с 1908 года, популяр

ность направления Росса, ориентированного на
группу, и эволюционного подхода Макдугалла по
шла на убыль. Теперь многие психологи стали
разрабатывать 

теорию социального научения

,

 

в

которой социальное поведение рассматривается
как продукт прошлого опыта индивидуума и его
научения в процессе получения наград и наказа
ний (см., например: Allport, 1924; Hull, 1934). Со
циальное научение может быть прямым — как в
том случае, когда отец Тайгера Вудса, впоследст
вии суперзвезды по игре в гольф, показывал ему,
как загонять мяч в лунку, еще до того, как Тайгер
стал ходить в детский сад. Научение также может
быть косвенным, как происходит, когда люди на
блюдают за другими и потом подражают тем, ко
му особенно хорошо удавалось привлечь внима
ние и добиться похвалы. Альберт Бандура и его
коллеги провели серию экспериментов и показа
ли процесс научения через наблюдение. В этих
экспериментах дети учились имитировать агрес
сивное поведение после того, как видели, что
другого ребенка или взрослого вознаграждали
за битье надувной куклы Бобо (см., например:
Bandura, Ross & Ross, 1961). Альберт Бандура вы
ражал озабоченность по поводу детской агрес
сии, потому что фильмы и телевидение зачастую
учат молодых людей тому, что жестокое пове
дение может быть героическим и вознаграж
дающим. Так, 8 апреля 2000 года журнал 

Arizona

Republic 

рассказал историю о том, как группа маль

чиков в местной средней школе организовала
«клуб драк», взяв за модель аналогичный клуб,
созданный персонажем Бреда Питта в фильме с
тем же названием («Fight club»). Как и персона
жи фильма, мальчики собирались и дрались без
перчаток, избивая друг друга кулаками (Davis,
2000). А можно привести и позитивный пример:
целое поколение чернокожих спортсменов по
чувствовало себя увереннее и получило стимул к
успехам в спорте после повсеместно признанно
го успеха Джеки Робинсона и его замечательной
игры в высшей бейсбольной лиге.

Направление социального научения похоже на

социокультурный подход, потому что психологи,
работающие в обоих этих направлениях, ищут

причины социального поведения в окружающей
среде человека. Однако в отношении к месту и вре
мени эти два подхода несколько отличаются. Тео
ретики социального научения особое внимание
обращают на уникальный опыт индивида в опре
деленной семье, школе или группе сверстников.
Психологи, работающие в социокультурном на
правлении, не столько интересуются отдельными
индивидами или их уникальными переживания
ми, сколько исследуют крупные социальные агре
гации, например американцев мексиканского про
исхождения, студентов колледжа — членов студен
ческих женских организаций или представителей
высшего класса (см., например: Moghaddam, Tay
lor & Wright, 1993). Кроме того, последователи со
циокультурного подхода склоняются к предполо
жению, что нормы, как и стили одежды, могут
изменяться довольно быстро, а теоретики соци
ального научения пришли к выводу, что привыч
ки, усвоенные в первые годы жизни, человеку пре
одолеть потом довольно трудно.

Теория социального научения (Social learning
perspective)

— теоретическое направление, в ко

тором основное внимание уделяется опыту науче
ния в прошлом как детерминанту социального
поведения индивида.

Феноменологический подход

Несмотря на свои различия, социокультурный

и эволюционный подходы, теория социального
научения подчеркивают значение объективной
окружающей среде. Каждый из них предполага
ет, что наше социальное поведение подверже
но влиянию реальных событий, произшедших в
жизни. В 1930е и 40е годы Курт Левин ввел иной
подход: в его основе лежит уникальное мировоз
зрение человека, или феноменология. С точки
зрения 

феноменологического подхода 

Левина,

социальное поведение направляется субъектив
ной интерпретацией человеком событий соци
ального мира.

Например, ваше стремление стать старос

той класса и решение принять участие в выборах
зависит от 1) ваших субъективных догадок относи
тельно шансов на победу и 2) вашей субъективной
оценки потенциальных преимуществ при благо
приятном исходе (Higgins, 1997; Lewin, Dembo,
Festinger & Sears, 1944). Если вы не считаете, что,
став старостой класса, вы чтото приобретете лич
но, или вы не надеетесь выиграть, вас вряд ли будут
волновать выборы, независимо от того, насколько
вероятно в действительности, что вы можете выиг
рать, или насколько объективно приятной может


background image

Основные теоретические подходы в социальной психологии

25

стать для вас обязанность старосты. Судьба членов
культа «Ветвь Давидова» показывает, как наша ин
терпретация может преобладать над объективной
реальностью. В 1993 году лидер культа Дэвид Ко
реш убедил своих последователей, что конец света
уже вотвот наступит и что последователи культа
умрут как мученики в борьбе с посланцами дьяво
ла, переодетыми в правительственных агентов.
Когда федеральные чиновники, намереваясь рас
следовать дело о незаконном арсенале оружия,
прибыли в город Уэйко, штат Техас, где собира
лись сектанты, те сочли этот визит предзнамено
ванием апокалипсиса. Они затеяли перестрелку с
федеральными агентами, закончившуюся смер
тью 86 последователей культа. Некоторые из сек
тантов отправляли на смерть своих детей, только
чтобы не сдаться, так как верили, что их враги бы
ли посланцами дьявола.

Говоря о субъективной интерпретации, Левин

не отрицал существования объективной реаль
ности. Напротив, он подчеркивал 

взаимодействие

между событиями в ситуации и личной интерпре
тацией. Федеральные агенты действительно напа
ли на собрание членов секты «Ветвь Давидова».
Тем не менее только роковые слова Кореша дали
возможность последователям секты неправильно
истолковать эти объективные факты.

Левин считал, что интерпретация ситуации

также связана с целями человека в данный момент.
Если мальчикутинейджеру не терпится ввязаться
в драку, он может интерпретировать случайный
толчок как агрессивный.

Как мы увидим дальше, разработки Левина, его

теоретический подход, основанный на целях че

ловека, взаимодействии человека и ситуации и фе
номенологии, оказали значительное влияние на
социальную психологию. Внимание к субъектив
ной интерпретации, имеющей большее значение
для человека, чем объективная реальность, сохра
няется и в современном 

социальном конструк

тивистском подходе 

(см., например: Beall, 1993;

Gergen, 1985). В соответствии с этим подходом
люди, в том числе и ученые, не открывают реаль
ность; вместо этого они конструируют или изобре
тают ее, основываясь отчасти на предыдущем опы
те и собственной предрасположенности (Hyde,
1996). Такой подход широко применяется к ис
следованиям различий между мужчинами и жен
щинами (см., например: HareMustin & Maracek,
1988; Muehlenhard, 2000; Muehlenhard & Kimes,
1999). Некоторые аспекты мужских и женских ро
лей, повидимому, совершенно случайны. Должен
ли «настоящий мужик» носить серьгу в ухе, длин
ные волосы или писать стихи? Следует ли «настоя
щей женщине» носить брюки, быть политическим
лидером или отправиться в горы? Ответ, очевид
но, варьируется в зависимости от времени и места.

Как мы будем говорить в главе 6 (о социальном

влиянии), есть некоторые вопросы, для которых
имеет значение только социальная реальность
(например, что вам следует надеть на свадьбу). Тем
не менее существуют другие вопросы, на которые
местное общественное мнение может дать объек
тивно неправильный ответ (так, скажем, конец
света не наступил после визита федеральных аген
тов к последователям культа «Ветвь Давидова»).
Где нужно провести границу между произвольной
социальной реальностью и объективной физиче
ской — не просто интересный философский во
прос. Как вы увидите в главе 6, порой мы все реша
ем для себя эту проблему.

Феноменологический подход (Phenomenological
perspective)

— взгляд, в соответствии с которым

социальное поведение направляется субъективной
интерпретацией человеком событий окружающей
среды.

Социальноконструктивистский подход (Social
constructivist view)

— идея о том, что люди, в том

числе и ученые, не открывают реальность, а скорее,
конструируют или изобретают ее.

Социальнокогнитивный подход

Когда психологи, разрабатывающие феномено

логическое направление, стали уделять внимание
внутреннему опыту, то такой подход естествен
ным образом привел к соединению социальной
и когнитивной психологии. Тема когнитивной

Дэвид Кореш — лидер культа «Ветвь Давидова»

Групповые представления о социальной реальности имели
трагические последствия: они привели к жесткой перестрел!
ке с федеральными агентами и массовому самосожжению,
унесшему жизни 86 последователей культа. С точки зрения
феноменологии, представления порой более важны, чем объ!
ективная реальность.