Файл: Усов Г.М. - Правовое регулирование психиатрической помощи.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.10.2020

Просмотров: 1862

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

обнаруживаются в связи с проблемой ответственности. В тексте Закона РФ "О психиатрической помощи
и  гарантиях  прав  граждан  при  ее  оказании" говорится, что  больному, отказавшемуся  от  лечения, врач
обязан  объяснить  возможные  последствия, причем  отказ  от  лечения  может  служить  основанием  для
решения  о  выписке  пациента. В  случаях  совершения  общественно  опасных  действий  таким  больным
документально  засвидетельствованный  факт  предупреждения  его  врачом  о  неразумности  решения  об
отказе или прекращении лечения приобретает особенно важное значение с точки зрения правосудия.

2.5. Юридические гарантии прав лиц, страдающих психическими расстройствами, при получении

психиатрической помощи

2.5.1. Понятие и виды юридических гарантий прав и свобод граждан

Одним из важнейших принципов правового статуса личности является гарантированность прав и

свобод (ст. 17, 45, 46 Конституции РФ). Он  должен  соблюдаться  и  в  отношении  прав  и  свобод  лиц,
страдающих психическими расстройствами. Под гарантиями прав и свобод следует понимать условия и
средства, обеспечивающие их фактическую реализацию и всестороннюю охрану.

Система  гарантий  является  довольно  сложной  и  многогранной. Она  включает  в  себя  гарантии

разного рода. Классификация гарантий прав и свобод может быть проведена по различным основаниям.
Например, в  зависимости  от  их  характера  и  сферы  реализации  можно  выделить  экономические,
политические  и  юридические  гарантии. Экономические  гарантии  прав  лиц, страдающих  психическими
расстройствами, включают  в  себя  достаточность  в  бюджетах  разных  уровней  бюджетной  системы
финансовых ресурсов для нормального функционирования психиатрических учреждений.

Экономические  гарантии  при  этом  должны  быть  стабильными, для  чего  необходимо

обеспечивать  сбалансированность  доходов  и  расходов  бюджетов, целевое  расходование
соответствующих средств.

Политические  гарантии охватывают разработку и установление основ  правового  регулирования

общественных  отношений  в  области  психиатрической  помощи  и  социальной  защиты  психически
больных, развитие  общественных  форм  социальной  поддержки  таких  лиц  с  привлечением  к  этой
деятельности общественных объединений лиц, страдающих психическими расстройствами, и членов их
семей и т.д.

Под юридическими гарантиями понимаются установленные законодательством организационно-

правовые средства, с помощью которых государство обеспечивает осуществление прав граждан.

Юридические  гарантии  прав  граждан, в  том  числе  имеющих  психические  расстройства, можно

разделить  в  зависимости  от  содержания  на  три  группы: материально-правовые, процедурные  и
процессуальные. Материально-правовые и процедурные  гарантии следует  рассматривать как гарантии
реализации  прав  указанных  субъектов. Процессуальные  гарантии  представляют  собой  разновидность
гарантий защиты и охраны прав, к которым также можно отнести контроль и надзор в рассматриваемой
сфере; ответственность за нарушения прав психически больных лиц.

К материально-правовым гарантиям относятся такие гарантии, как закрепление в Законе перечня

прав  пациентов  психиатрических  учреждений, оснований  и  порядка  применения  недобровольного
лечения и т.д.

Реализация права на психиатрическую помощь происходит в рамках так называемой позитивной

процедуры, поэтому выделение второй группы - процедурных гарантий - представляется необходимым.
В их числе можно назвать доступность для граждан процедуры обращения за психиатрической помощью
и  ее  получения, комиссионное  освидетельствование  граждан, помещенных  в  психиатрические
стационары  без  их  согласия, и  т.д. К  процедурным  гарантиям  можно  отнести  также  информационные,
например право лица на информацию о состоянии его здоровья, ведение медицинской документации и
т.п.

Наиболее  развернутой  является  подсистема  процессуальных  гарантий, включающая  в  себя

общеправовые, универсальные  гарантии (например, судебную  защиту  и  т.д.). К  числу процессуальных
гарантий  прав  граждан  при  получении  психиатрической  помощи  можно  отнести  установление
сокращенных  процессуальных  сроков (например, заявление  психиатрического  учреждения  о
недобровольной госпитализации должно быть рассмотрено судьей в течение пяти дней со дня подачи),
обязательность участия прокурора в судебном процессе о недобровольной госпитализации и др.

В  зависимости  от  того, какими  субъектами  осуществляется  защита  прав  граждан, страдающих

психическими  расстройствами, юридические  гарантии  прав  данных  лиц  можно  разделить  на
международные  и  внутригосударственные. Важнейшими  международными  гарантиями  являются
разработка  и  принятие  международных  документов  о  правах  и  свободах  психически  больных  лиц,
международный  механизм  контроля  за  состоянием  дел  в  данной  сфере  в  конкретных  государствах,
юрисдикция  Европейского  суда  по  правам  человека  и  т.д. Примеры  внутригосударственных  гарантий
были приведены выше.


background image

Классификацию  юридических  гарантий  прав  и  свобод  лиц, страдающих  психическими

расстройствами  и  получающих  психиатрическую  помощь, можно  провести  также  в  зависимости  от  их
характера, от  их  распространения  на  всех  субъектов  либо  только  на  отдельные  группы  граждан. Если
гарантии применяются для защиты и восстановления прав всех граждан, независимо от их субъективных
особенностей, их  можно  назвать  общими. Гарантии, которые  адресованы  конкретным  группам
населения, например  психически  больным  гражданам, следует  именовать  специальными. Одной  из
таких  специальных  гарантий  является  создание  и  функционирование  службы  защиты  прав  пациентов
психиатрических стационаров.

2.5.2. Служба защиты прав пациентов психиатрических стационаров

В соответствии со ст. 38 Закона о психиатрической помощи государством должна быть создана

независимая  от  органов  здравоохранения  служба  защиты  прав  пациентов, находящихся  в
психиатрических  стационарах. Целью  создания  такой  службы  является  защита  прав  пациентов
психиатрических  стационаров. Оказание  психиатрической  помощи  в  условиях  стационара, особенно
если речь идет о недобровольной госпитализации, всегда сопряжено с определенными, подчас весьма
значительными 

затруднениями 

в 

реализации 

возможностей 

общений 

с 

родственниками,

самостоятельного  обращения  в  правоохранительные  органы  с  жалобами  и  заявлениями, общения  с
адвокатами  и  т.д. Представители  этой  службы  защищают  права  пациентов, находящихся  в
психиатрических  стационарах, принимают  их  жалобы  и  заявления, которые  разрешают  с
администрацией данного психиатрического учреждения либо направляют в зависимости от их характера
в органы представительной и исполнительной власти, прокуратуру или суд.

В  настоящее  время  служба  защиты  прав  пациентов  еще  не  создана  в  силу  организационно-

финансовых  проблем. Но  предложения  о  ее  структуре  и  функциях, о  требованиях, которые  должны
предъявляться  к  ее  сотрудникам, уже  высказываются  в  медицинской  и  юридической  литературе. В
частности, такие предложения содержатся в Комментарии к законодательству Российской Федерации в
области психиатрии, который был подготовлен коллективом авторов под руководством Т.Б. Дмитриевой.
Такая  служба, по  их  мнению, должна  быть  единой  в  масштабе  страны, иметь  центральный  орган. В
каждом  психиатрическом  стационаре  должны  быть  ее  представители, а  в  крупных  больницах  также
должны  быть  один  или  несколько  его  помощников. Защитник  не  входит  в  штат  больницы  или  органа
управления  здравоохранением, чем  обеспечивается  его  независимость. Общение  с  ним  должно  быть
доступным  для  пациентов. Он  должен  принимать  все  жалобы  пациентов, без  каких  б  то  ни  было
исключений. Защитник использует  адвокатскую модель работы, всегда следует  инструкциям пациента,
помогает  ему  добиваться  положительного  результата. Защитники  должны  взаимодействовать  с
общественными  объединениями, созданными  для  обеспечения  прав  психически  больных  лиц. На
должности  защитников  прав  пациентов  следует  принимать  лиц, имеющих  высшее  образование  и
получивших специальную подготовку по законодательству в области психиатрии.

Не  со  всеми  из  приведенных  предложений, на  наш  взгляд, можно  согласиться. Во-первых, в

условиях административной реформы  вызывает сомнение возможность создания  службы защиты прав
пациентов  психиатрических  стационаров  в  качестве  федерального  органа  исполнительной  власти.
Возможно, такую службу следует создать в структуре Министерства юстиции. Во-вторых, на должность
защитника необходимо принимать лиц с высшим юридическим образованием для обеспечения наиболее
полной  и  всесторонней  защиты  прав  психически  больных  субъектов. Помощники  защитников  могут
иметь  среднее  профессиональное  образование  по  специальности "Правоведение". В  целом  идея
создания  такой  службы  заслуживает  поддержки, но  начинать  ее  реализацию  необходимо  как  можно
скорее. На первом этапе возможна реализация пилотного проекта на территории одного или нескольких
субъектов РФ, затем, после обобщения первого опыта деятельности службы, возможно создание таких
служб во всех субъектах РФ.

2.5.3. Представительство лиц, страдающих психическими расстройствами, при оказании им

психиатрической помощи

Одним  из  юридических  механизмов, обеспечивающих  реализацию  прав  граждан  и  их  защиту,

является  институт  представительства.  Представительство 

-  это  совершение  одним  лицом

(представителем) в  пределах  имеющихся  у  него  полномочий  сделок  и  иных  юридических  действий  от
имени  и  в  интересах  другого  лица (представляемого). По  отраслевой  принадлежности
представительство относится к сфере гражданского и гражданского процессуального права.

Согласно  ст. 7 Закона  о  психиатрической  помощи  гражданин  при  оказании  ему  такой  помощи

вправе  пригласить  по  своему  выбору  представителя  для  защиты  своих  прав  и  законных  интересов.
Оформление  представительства  производится  в  порядке, установленном  ГК РФ  и  ГПК РФ. Статья 48
ГПК РФ предусматривает, что граждане вправе вести свои дела в суде лично или через представителей.


background image

Личное  участие  в  деле  гражданина  не  лишает  его  права  иметь  по  этому  делу  представителя.
Представителями в суде могут быть дееспособные лица, имеющие надлежащим образом оформленные
полномочия на ведение дела. По общему правилу, полномочия представителя должны быть выражены в
доверенности, выданной  и  оформленной  в  соответствии  с  законом. Доверенность - это  письменное
уполномочие, выдаваемое  одним  лицом  другому  для  представительства  перед  третьими  лицами (ч. 1
ст. 185 ГК РФ). Доверенности, выдаваемые  гражданами, могут  быть  удостоверены  в  нотариальном
порядке  либо  организацией, в  которой  работает  или  учится  доверитель, жилищно-эксплуатационной
организацией  по  месту  жительства  доверителя, администрацией  учреждения  социальной  защиты
населения, в котором  находится доверитель, а также стационарного лечебного учреждения, в котором
доверитель находится на излечении, и другими субъектами согласно ст. 53 ГПК РФ.

Защиту прав и законных интересов психически больного субъекта может осуществлять адвокат.

Адвокатом  является  лицо, получившее  в  установленном  законом  порядке  статус  адвоката  и  право
осуществлять  адвокатскую  деятельность, предоставляя  квалифицированную  юридическую  помощь  в
целях защиты прав, свобод и интересов субъектов тех или иных правоотношений, а также обеспечения
доступа  к  правосудию  (ст. 2  Федерального  закона  от  31  мая  2002 г.  N 63-ФЗ  "Об адвокатской
деятельности и адвокатуре в Российской Федерации").

Адвокат  является  независимым  профессиональным  советником  по  правовым  вопросам.

Оказывая  юридическую  помощь, адвокат  дает  консультации  и  справки  по  правовым  вопросам  как  в
устной, так  и  в  письменной  форме; составляет  заявления, жалобы, ходатайства  и  другие  документы
правового  характера; представляет  интересы  доверителя  в  конституционном  судопроизводстве;
участвует в качестве представителя доверителя в гражданском и административном судопроизводстве;
представляет  интересы  доверителя  в  органах  государственной  власти, органах  местного
самоуправления, общественных объединениях и иных организациях и т.д.

В случаях, предусмотренных федеральным законом, адвокат должен иметь ордер на исполнение

поручения, выдаваемый  соответствующим  адвокатским  образованием. Форма  ордера  утверждается
федеральным  органом  юстиции. В  иных  случаях  адвокат  представляет  доверителя  на  основании
доверенности. Никто не  вправе требовать от адвоката и его доверителя  предъявления  соглашения  об
оказании  юридической  помощи  для  вступления  адвоката  в  дело. По  общему правилу, услуги  адвоката
являются платными. Но в некоторых случаях адвокаты оказывают и бесплатную юридическую помощь.
На  основании  постановления  Правительства РФ  от  22 августа  2005 г.  N 534  в  России  начался
эксперимент  по  организации  и  оказанию  бесплатной  юридической  помощи  малоимущим  гражданам.
Малоимущими признаются граждане, среднедушевой совокупный доход в семьях которых, исчисленный
за  три  последние  месяца, ниже  величины  прожиточного  минимума, установленного  в  субъекте РФ. В
этих  целях  в  нескольких  субъектах РФ  были  созданы  государственные  юридические  бюро. Они
оказывают юридическую помощь следующих видов:

а) дают консультации по правовым вопросам в устной и письменной форме;
б) составляют заявления, жалобы, ходатайства и другие документы правового характера;
в) 

обеспечивают  участие  работников  государственных  юридических  бюро  в  качестве

представителей  граждан  в  гражданском  судопроизводстве, исполнительном  производстве  по
гражданским  делам, а  также  представляют  интересы  граждан  в  органах  местного  самоуправления,
общественных объединениях и иных организациях.

Лица, страдающие психическими расстройствами, при оказании психиатрической  помощи могут

нуждаться  именно  в  таких  юридических  услугах. Поэтому  если  уровень  их  дохода  не  превышает
прожиточного минимума, они вправе рассчитывать на бесплатную юридическую помощь.

Названные  виды  юридических  услуг  могут  быть  оказаны  работниками  бюро  или  адвокатами  на

основании специального договора.

Защиту  прав  и  интересов  психически  больных  субъектов  могут  осуществлять  и  законные

представители (родители, усыновители, опекуны, попечители). В  данном  случае  речь  идет  о
несовершеннолетних  пациентах, не  достигших  возраста 15 лет, а  также  о  лицах, которые  признаны
недееспособными. Если  законные  представители  отсутствуют, их  функции  выполняет  администрация
психиатрического  стационара  или  психоневрологического  учреждения  для  социального  обслуживания
или специального обучения. Полномочия законных представителей подтверждаются документами об их
статусе.

2.5.4. Контроль и надзор за соблюдением прав лиц, страдающих психическими расстройствами

Контроль - это  одна  из  важных  функций  управления, которая  заключается  в  наблюдении  за

подконтрольными  субъектами, получении  информации  и  о  выполнении  ими  правил  и  поручений,
анализе  собранной  информации  и  принятии  мер  по  предупреждению  нарушений  законности, прав  и
свобод  граждан. Контроль  предполагает  также  учет  конкретных  нарушений, определение  их  причин  и
условий, выявление  виновных, привлечение  их  к  ответственности  непосредственно  контролирующими
органами  или, по  их  обращению, иными  органами. В  процессе  контроля  проверяют  законность  и


background image

целесообразность  деятельности, в  то  время  как  надзор  означает  только  проверку  законности  тех  или
иных действий субъектов.

Принято  различать  государственный  и  негосударственный  контроль. Соответственно, в  первом

случае  он  осуществляется  государственными  органами, во  втором - негосударственными  структурами
(например, органами местного самоуправления, общественными объединениями).

В  целях  проверки  соблюдения  прав  и  свобод  граждан, страдающих  психическими

расстройствами, при предоставлении им психиатрической помощи может применяться ведомственный и
вневедомственный  контроль. Ведомственный  контроль  обеспечивается  органами  управления
здравоохранением. Внутренний  ведомственный  контроль  могут  обеспечивать  руководители
психиатрического  или  психоневрологического  учреждения, заведующие  отделениями  в  процессе
реализации 

исполнительно-распорядительных 

функций. Вневедомственный 

контроль 

могут

осуществлять органы законодательной и исполнительной власти.

Недостаточная эффективность имеющихся механизмов защиты прав и свобод граждан, а также

развитие  демократических  институтов  и  традиций, в  том  числе  на  основе  использования  зарубежного
опыта, заставили искать, формировать и развивать новые правозащитные модели. Одним из наиболее
ярких  и  показательных  примеров  подобного  рода  служит  введение  института  парламентского
Уполномоченного по правам человека в РФ. Федеральный конституционный закон от 26 февраля 1997 г.

1-ФКЗ "Об  Уполномоченном  по  правам  человека  в  Российской  Федерации" предоставляет

российскому омбудсмену широкие полномочия, которые позволяют ему осуществлять правозащитную и
контрольную  деятельность  в  области  прав  человека, а  также  оказывать  влияние  на  процесс
совершенствования  законодательства  и  соблюдение  международных  стандартов  в  области  прав
человека в целях своевременного предупреждения, выявления и устранения допущенных нарушений.

Во  всех  странах  с  развитыми  демократическими  институтами  наблюдается  процесс

специализации  омбудсменовских  служб. Так, в 1988 г. была  введена  должность  омбудсмена  по
социальным  вопросам  земли  Шлезвиг-Гольдштейн  в  Западной  Германии; в  Великобритании  с 1973 г.
функционирует  Уполномоченный  по  делам  здравоохранения; с  середины 1970-х  годов  в  некоторых
штатах  Америки  функционируют  уполномоченные  по  делам  престарелых  и  т.д. Предложения  о
формировании  корпуса "специализированных" уполномоченных  было  высказано  в  докладе  о
деятельности  Уполномоченного  по  правам  человека  в 2000 г., а  в  докладе  за 2001 г. уже  говорится  о
положительном опыте реализации в ряде российских регионов (Волгоградской, Калужской, Новгородской
областях, городах Санкт-Петербурге и Екатеринбурге) проекта "Формирование в Российской Федерации
института Уполномоченных по правам ребенка" при поддержке Детского фонда ООН-ЮНИСЕФ, а также
о формировании института Уполномоченных по правам человека в субъектах РФ.

Создание  институтов  Уполномоченных  по  правам  человека  в  субъектах РФ  может

способствовать  усилению  контроля  за  соблюдением  прав  и  свобод  граждан, в  том  числе  лиц,
страдающих  психическими  расстройствами. Об  этом  свидетельствует  и  тот  факт, что  еще  в 2000 г.
федеральный Уполномоченный в своем докладе подчеркнул, что Уполномоченным по правам человека
в  Свердловской  области  В.В. Машковым  в 1999 г. в  ходе  проверки  соблюдения  прав  человека  в
психиатрических  учреждениях  Свердловской  области  было  установлено, что  требования  ст. 34 Закона
о психиатрической  помощи, касающиеся  рассмотрения  заявления  психиатрического  учреждения  о
недобровольной  госпитализации  пациента  в 5-дневный  срок, не  всегда  соблюдаются. К  сожалению,
тогда  никто  не  прислушался  к позиции  Уполномоченного, а  в 2003 г. гражданка  Т.Н. Ракевич  выиграла
дело против России в Европейском суде по правам человека. Примечательно, что заявительница была
госпитализирована 

в 

Екатеринбургскую 

городскую 

психиатрическую 

больницу  N 

26,  а

Орджоникидзевскому  районному  суду  города  Екатеринбурга  потребовалось 39(!) дней  вместо  пяти,
предусмотренных Законом, для рассмотрения ее дела.

Согласно  ст. 45 Закона  о  психиатрической  помощи  контроль  за  деятельностью  федеральных

психиатрических  и  психоневрологических  учреждений  осуществляют  уполномоченные  федеральные
органы исполнительной власти; за деятельностью учреждений, находящихся в ведении субъектов РФ, -
уполномоченный  федеральный  орган  исполнительной  власти  и  органы  исполнительной  власти
субъектов  РФ. Порядок  его  осуществления  был  определен  постановлением  Правительства РФ  от
28 июля 2005 г. N 462. В  целях  реализации  прав  граждан, страдающих  психическими  расстройствами,
при  оказании  им  психиатрической  помощи  в  психиатрических  и  психоневрологических  учреждениях
уполномоченные  федеральные  органы  исполнительной  власти  и  органы  исполнительной  власти
субъектов РФ  осуществляют  контроль  за  обеспечением  своевременного  информированного
добровольного  согласия  граждан  на  лечение  или  отказа  от  него; за  соблюдением  порядка  и  условий
оказания  психиатрической  помощи; за  организацией  лекарственного  обеспечения  и  питания  граждан,
страдающих  психическими  расстройствами; за  соблюдением  порядка  обжалования  действий
медицинского  и  иного  персонала  психиатрических  и  психоневрологических  учреждений  по  оказанию
психиатрической помощи.

Закон  о психиатрической  помощи  предусматривает  также  общественный  контроль  за

соблюдением прав и законных интересов граждан при ее оказании. Право осуществлять такой контроль
ст. 

46  предоставляет  общественным  объединениям  врачей-психиатров,  иным  общественным


background image

объединениям  в  соответствии  с  их  уставами (положениями). Под  общественным  объединением
понимается  добровольное, самоуправляемое, некоммерческое  формирование, созданное  по
инициативе  граждан, объединившихся  на  основе  общности  интересов  для  реализации  общих  целей,
указанных  в  уставе (Федеральный  закон  от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ "Об общественных  объединениях").
Для  осуществления  уставных  целей  общественное  объединение, являющееся  юридическим  лицом,
имеет  право  представлять  и  защищать  права, законные  интересы  своих  членов  и  участников, а  также
других  граждан  в  органах  государственной  власти, органах  местного  самоуправления  и  общественных
объединениях.

Для  того  чтобы  общественные  объединения  могли  осуществлять  такой  контроль  в  отношении

соблюдения  прав  и  свобод  конкретного  лица, необходима  его  просьба  или  согласие. Закон  не
конкретизирует, в какой форме должны быть выражены просьба или согласие пациента, поэтому можно
сделать  вывод  о  том, что  условием  допустимости  общественного  контроля  является  согласие,
выраженное в устной форме (активное), либо пассивное согласие, когда лицо не отказывается от такого
рода помощи и фактически ее принимает.

Для  организации  и  осуществления  общественного  контроля  названные  объединения  должны

иметь  возможность  посещать  психиатрические  и  психоневрологические  учреждения, проходить  в
палаты, административные и иные помещения. Право посещения должно быть зафиксировано в уставах
или  положениях  общественных  объединений  и  согласовано  с  органами, в  ведении  которых  находятся
психиатрические  учреждения. Условия  посещений  необходимо  также  согласовать  с  администрацией
учреждения. Следует  также  ознакомиться  с  правилами  внутреннего  распорядка  и  неукоснительно  их
соблюдать. Важным условием допустимости общественного контроля служит принятие обязательства о
неразглашении врачебной тайны.

Контрольные  и  надзорные  функции  осуществляет  Федеральная  служба  по  надзору  в  сфере

здравоохранения и социального развития (Росздравнадзор) согласно Положению о ней, утвержденному
постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 323. В сфере ведения службы - осуществление
надзора за фармацевтической деятельностью, за соблюдением государственных стандартов обращения
лекарственных  средств  и  государственных  стандартов  социального  обслуживания  граждан.
Контрольные  функции  службы  связаны  с  проверкой  проведения  медицинских  экспертиз (включая
судебно-медицинскую  и  судебно-психиатрическую), соблюдения  стандартов  качества  медицинской
помощи. Она  осуществляет  в  установленном  порядке  проверку  деятельности  организаций
здравоохранения  и  социальной  защиты  населения, организует  прием  граждан, обеспечивает
своевременное  и  полное  рассмотрение  обращений  граждан, принимает  по  ним  решения  и  направляет
заявителям ответы в установленный законодательством РФ срок.

В  отличие  от  контроля, надзор  всегда  осуществляется  субъектами, внешними  по  отношению  к

поднадзорному. Это  могут  быть  прокуратура, органы  исполнительной  власти, наделенные
соответствующими полномочиями.

Федеральный  закон  от 17 января 1992 г. "О прокуратуре  Российской  Федерации" в  качестве

одного  из  предметов  надзора  называет  соблюдение  прав  и  свобод  человека  и  гражданина
федеральными  органами  исполнительной  власти, представительными (законодательными) и
исполнительными  органами  субъектов  РФ, органами  местного  самоуправления, органами  военного
управления, органами  контроля, их  должностными  лицами, а  также  органами  управления  и
руководителями коммерческих и некоммерческих  организаций. При осуществлении названных функций
прокурор рассматривает и проверяет заявления, жалобы и иные сообщения о нарушении прав и свобод
человека и гражданина; разъясняет пострадавшим порядок защиты их прав  и свобод; принимает меры
по  предупреждению  и  пресечению  нарушений  прав  и  свобод  человека  и  гражданина, привлечению  к
ответственности  лиц, нарушивших  закон, и  возмещению  причиненного  ущерба. В  случае  нарушения
прав  и  свобод  человека  и  гражданина, защищаемых  в  порядке  гражданского  судопроизводства, когда
пострадавший по состоянию здоровья, возрасту или иным причинам не может лично отстаивать в суде
или арбитражном суде свои права и свободы или когда нарушены права и свободы значительного числа
граждан  либо  в  силу  иных  обстоятельств  нарушение  приобрело  особое  общественное  значение,
прокурор предъявляет и поддерживает в суде или арбитражном суде иск в интересах пострадавших.

В  случае  выявления  нарушений  прав  и  свобод  человека  и  гражданина  прокурор  или  его

заместитель  вправе  принести  протест  или  внести  представление  об  устранении  допущенных
нарушений. Протест  и  представление - это  два  основных  акта  прокурорского  реагирования  на
нарушения в области прав и свобод граждан. Протест приносится на акт, нарушающий права и свободы,
в  орган  или  должностному  лицу, которые  издали  этот  акт. Протест  подлежит  обязательному
рассмотрению  не  позднее  чем  в 10-дневный  срок  с  момента  его  поступления, а  в  случае  принесения
протеста  на  решение  представительного (законодательного) органа  субъекта РФ  или  органа  местного
самоуправления 

- на  ближайшем  заседании. При  исключительных  обстоятельствах, требующих

немедленного  устранения  нарушения  закона, прокурор  вправе  установить  сокращенный  срок
рассмотрения протеста. О результатах рассмотрения протеста незамедлительно сообщается прокурору
в письменной форме.

Представление об устранении нарушений прав и свобод человека и гражданина вносится в орган