Файл: Тиганов А.С. - Руководство по психиатрии (2 тома)Том 2.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.10.2020
Просмотров: 9840
Скачиваний: 24
VIII
ПАТОЛОГИЯ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
1
ОСНОВНЫЕ СТАДИИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ.
ПОНЯТИЕ ДИЗОНТОГЕНЕЗА
Онтогенез
—
постепенное, протекающее этапами в виде количественных и
качественных сдвигов изменение организма от менее к более совершенному его
строению и функционированию
1
.
Каждый этап онтогенеза составляет переход от одного качественного
состояния организма к другому, более высокому путем преобразования его
функционирования без вытеснения качественного уровня предыдущего
этапа. Иными словами, в организме происходит постепенная дифференциа-
ция тех или иных (в том числе психических) процессов с одновременной
интеграцией их в новое целое.
В психологическом аспекте — это нарастание
психического содержания личности.
Периодизация развития организма человека, введенная К.Бером еще в
прошлом веке (1826), в дальнейшем получила широкое распространение.
Она легла в основу современных представлений об этапах (стадиях, фазах)
развития организма.
В отечественной и мировой практике выделены
4 основных этапа пси-
хофизического развития
в детском возрасте — от рождения до 14 лет. Первый
этап —
(от 0 до 3 лет); второй —
(от 4 до
6 лет); третий —
(от 7 до 10 лет), четвертый — п у б е р т а т -
точнее школьно-пубертатный (от 12 до 14
Процесс онтогенеза в детском возрасте включает, кроме того, так на-
зываемые критические периоды, или переходные от одного этапа развития
к другому. Принято выделять
3 критических периода:
I — от 2 до 4 лет, II —
Онтогенез по существу этого понятия должен быть отнесен ко всему периоду
жизни человека от рождения до смерти, т.е. включать не только прогрессивные,
но и регрессивные, инволюционные изменения. Но более часто об онтогенезе
говорят по отношению к детскому возрасту и именно в этом смысле данное
понятие используется в разделе.
Помимо изложенных этапов в медицинской литературе часто используется поня-
тие "дети" и "подростки". К подростковому периоду относят период жизни от
пубертатного периода до возмужания (юности) — наиболее часто имеется в виду
возраст 12—16 лет, но иногда его расширяют—
лет.
607
с 7 до 8 лет и III — пубертатный — 12—14 лет. Критические периоды пред-
ставляют собой короткие отрезки времени, характеризующиеся бурными
изменениями функционирования организма, общей и психической реактив-
ности. Для клинической медицины они представляют большой интерес, так
как эти изменения обусловливают повышенный риск возникновения любых
заболеваний, в том числе психических, и способствуют утяжелению их
течения.
Нормальное психическое развитие ребенка представляет собой слож-
ный процесс, в основе которого лежит видовая и генетическая программа,
реализующаяся в условиях постоянной смены средовых факторов. Психи-
ческое развитие тесно связано с биологическими свойствами организма, его
наследственными и конституциональными особенностями, врожденными и
приобретенными качествами, опосредованными постепенным формирова-
нием структуры и функции различных отделов ЦНС. Темпы формирования
отдельных систем головного мозга различны и это определяет физиологи-
ческую гетерохронию его роста и развития, отражающуюся в различной
скорости созревания отдельных психофизиологических функций. В число
этих различий входят и индивидуальные колебания.
К основным факторам, влияющим на психическое развитие, относятся
наследственность, семейная среда и воспитание, а также внешняя среда с
многообразием ее социальных и биологических воздействий. Все эти влия-
ния выступают в едином комплексе, что может обусловливать как усиление,
так и нивелирование влияния каждого из факторов.
В последние десятилетия в отечественной и зарубежной медицине по-
высился интерес к психологии, неврологии и психиатрии раннего детского
возраста [Бадалян
Журба Л.Т., 1980; Лисина М.Н., 1980; Мастюкова
Е.М., 1980; Шевченко Б.С., 1993; Козловская В.Г., 1996; Горюнова А.В.,
1997; Anthony E., 1982; Greenspan S., 1992; Stern D., 1994].
В психогенезе раннего возраста были дополнительно выделены следую-
щие этапы:
период новорожденности
(возраст 1 — 1,5 мес);
младенчество
(in-
fancy) — период до 1 года;
период
(toddlery) — 2-й и 3-й годы
жизни. Были определены и критические периоды — пренатальные и раннего
детства:
и 28-я недели беременности, III триместр беременности
(30—40 нед), предродовой период (3—5 дней перед родами) и роды, этап
новорожденности (1 — 1,5 мес), возраст 6—8 мес, возраст
мес и возраст
2,5—3,5 лет.
Приведенная периодизация вначале была выделена психологами и вра-
чами эмпирически, но затем она нашла подтверждение в специальных
нейропсихологических, нейроморфологических и нейрофизиологических
исследованиях [Боровова А.И., Галкина
1992; Строганова Т.А., 1995;
Hersckowitz N., 1990].
С точки зрения нейроморфологии, критические периоды раннего дет-
ства представляют собой как бы пик происходящих на соответствующем
этапе структурных преобразований. Так, критический период 15—28 нед
внутриутробного развития плода соответствует закладке подкорковых струк-
тур мозга, 28 нед — закладке структур коры головного мозга. Психологичес-
III триместр беременности характеризуют как появление элементов слу-
ховой памяти и корреляций поведения плода с психическим состоянием
матери.
Предродовой период и роды соединяют в себе гибернацию, или подго-
товку к акту родов в виде предродового анабиоза плода, а сами роды
приравниваются в отношении плода к стрессу, который вызывает у него
608
состояние глубокого нервного и психофизического напряжения, сопряжен-
ное с возможностью трансформации в реакцию дистресса с риском развития
той или иной патологии.
Первый месяц жизни, или период
соотносится с началом
недифференцированного восприятия своего Я. В нем особое значение имеют первые
дни жизни ребенка, которые характеризуются феноменом импритинга Конрада
Лоренца, или феноменом "запечатления". Речь идет о первом контакте новорож-
денного, зрительном контакте (eye-contact) с человеческим лицом, в первую очередь
с матерью. Считается, что этот контакт является фактором, во многом определяю-
щим все дальнейшее психическое развитие ребенка.
Следующий сенситивный этап периода новорожденности — возраст 3—4 нед.
Он называется также периодом первичного социального поведения в виде зритель-
ного контакта с окружающим миром (early-eye-contact baby). Этот период характе-
ризуется выработкой первичных положительных и отрицательных ощущений и пред-
ставлений об окружающем мире.
Критический период, относимый к возрасту 6—8 мес, определяется началом
дифференциации чувства Я, индивидуализации Я, а также началом формирования
первичной привязанности, избирательной "улыбки" и элементарных социальных
предпочтений.
Критический период в возрасте 15—17 мес определяется появлением первичной
мотивации поведения, обусловленным преимущественно витальными потребностя-
ми организма, а затем и вторичной мотивации, характеризующейся ориентировкой
на оценку поведения окружающими и постепенной идентификацией положительно-
го поведенческого опыта с одобрением его близкими ребенку людьми. В рассматри-
ваемый критический период появляются описанные особенности, но их формиро-
вание в его пределах, естественно, не заканчивается и их развитие продолжается и
в более старшем возрасте. Необходимо также отметить, что в
мес происходит
интенсивное созревание клеток коры головного мозга (оно начинается с 28 нед
беременности и продолжается до юношеского возраста— 18—20 лет). Этому соот-
ветствуют и существенные перестройки биологических мозговых ритмов, что отра-
жается на электроэнцефалографических характеристиках.
Последний критический период раннего онтогенеза, как уже указывалось,
относится к возрасту 2,5—3,5 лет. Он определяется как период формирования само-
сознания, полного обособления Я и индивидуальности. На этом этапе ребенок уже
имеет не только положительный, но и отрицательный опыт взаимоотношений с
окружающим миром, с переживанием чувства угрозы, тревоги, вины и пониженного
настроения. Но наиболее знаментальным для этого периода являются изменения,
связанные с переходом от полной и частичной симбиотической связи с матерью до
ощущения самостоятельности. Не случайно этот период иногда называют "револю-
ционным" и "первым пубертатным кризом" [Бадалян
1975; Манова-Томова
В., Пирвов Г., 1.981; Wolff S., 1989].
Дизонтогенез
— это нарушение развития организма на
каком-либо этапе онтогенеза.
Психический дизонтогенез —
патология психического развития с изме-
нением последовательности, ритма и темпа процесса созревания психичес-
ких функций. Разработка содержания этого понятия в отечественной дет-
ской психиатрии связана с именами Г.Е.Сухаревой, М.Ш.Вроно, Г.К.Уша-
кова, В.В.Ковалева, А.Е.Личко.
В клинической психиатрии термин "дизонтогенез" относят к задержкам
и искажениям психического развития. Группа расстройств, объединяемая
понятием " з а д е р ж к и п с и х и ч е с к о г о р а з в и т и я " включает патоло-
гические состояния, характеризующиеся недостаточностью интеллекта и
психики в целом. К " и с к а ж е н и я м п с и х и ч е с к о г о р а з в и т и я " от-
39—1701
609
носят состояния, отличающиеся парциальностью и диссоциативностью раз-
вития психических функций. Одни из них могут характеризоваться ускоре-
нием, а другие — задержкой развития.
Задержки психического развития следует отличать от приобретенных
состояний дефекта личности и интеллектуальной деятельности вследствие
болезненного процесса или другого повреждения психики. В последнем
случае принято говорить о слабоумии, или деменции.
В рамках психического недоразвития различают тяжелые состояния
умственной отсталости и относительно легкие задержки психического раз-
вития (пограничные формы задержки развития).
Дизонтогенез психического развития может возникать под влиянием
многих внутренних и внешних факторов (генетических, биологических, пси-
хогенных и микросоциальных), а также при их сочетании и взаимодействии.
В числе основных может быть названа резидуальная органическая цереб-
ральная недостаточность, которая в зарубежной литературе определяется
емким понятием "минимальной мозговой дисфункции" (minimal brain dys-
function — MBD). При конкретизации этих факторов в отношении раннего
детского возраста обращают внимание на особенности темперамента, сома-
тическая и органическая церебральная патология, комплекс эмоциональных
привязанностей, депривация (в том числе частичное сиротство — смерть
одного из родителей, развод).
Фактор
темперамента
начинает действовать и определяется с 1-го
месяца жизни ребенка. Выделено 9 составляющих темперамента: актив-
ность, ритмичность (цикличность), чувствительность (реактивность), интен-
сивность, подвижность, коммуникативность, адаптивность, настроение,
внимание (его объем). Каждая из этих характеристик определяет различное
поведение и реакции ребенка в любой жизненной ситуации. По типу реак-
ций младенца при исследовании темперамента можно определить группу
так называемых трудных детей, которые предрасположены к психическому
дизонтогенезу [Thomas A., Chess S., 1982].
К органическим факторам возникновения дизонтогенеза традиционно
относят
церебральную патологию,
структурные, т.е. органические поражения
мозга и функциональные нарушения мозговой деятельности. Но при по-
следних допускают наличие "мягких" органических признаков. Именно в
этом случае говорят об уже упоминавшейся минимальной мозговой дис-
функции.
Последние два фактора дизонтогенеза — комплекс
эмоциональной при-
вязанности
и
депривации
по существу являются психосоциальными и тесно
между собой связаны. Возникающая с первых часов и дней жизни новорож-
денного связь между ребенком и матерью оказывает решающее влияние на
формирование всех других связей и привязанностей и их различную эмо-
циональную глубину, которые во многом определяют психологическую ре-
активность и поведение индивида в течение всей жизни.
Депривация может быть полной и частичной, сенсорной и эмоцио-
нальной. Но в любом из вариантов она оказывает большое влияние на
психическое развитие ребенка, приводя к его нарушению, т.е. дизонтоге-
незу.
Проявления психического дизонтогенеза разнообразны. По мнению
М.Ш.Вроно (1983), клиническая картина психического дизонтогенеза зави-
сит в первую очередь от возраста ребенка и соответственно от этапа онто-
генеза, т.е. автор подчеркивает хроногенный аспект дизонтогенеза.
В.В.Ковалев
выделяет 4 типа дизонтогенеза: 1) задержанное или
610
искаженное психическое развитие; 2) органический дизонтогенез — как ре-
зультат повреждения мозга на ранних этапах онтогенеза; 3) дизонтогенез
вследствие поражения отдельных анализаторов (зрения, слуха) или сенсор-
ной депривации; 4) дизонтогенез как результат дефицита информации с
раннего возраста вследствие социальной депривации (включая неправильное
воспитание). Признавая многообразие типов психического дизонтогенеза,
В.В.Ковалев тем не менее объединяет их в 2 основных варианта — дизон-
тогенез с негативной симптоматикой и дизонтогенез с продуктивными син-
дромами. К первым он относит синдромы психического недоразвития —
тотального (олигофрения) и парциальной ретардации (задержки психичес-
кого развития), акселерацию, различные формы инфантилизма, невропатии.
Ко второму варианту отнесены случаи, когда на фоне клинических прояв-
лений негативных дизонтогенетических нарушений развиваются продуктив-
ные феномены: страхи, патологические привычные действия, энурез, энк-
ропрез, повышенная неряшливость, утрата навыков ходьбы, речи, самооб-
служивания, переход психического функционирования на более ранние
этапы развития, а также аффективные расстройства, нарушения влечений,
гиперактивность, патологическое фантазирование, гебоидный, кататоничес-
кий и другие синдромы.
Таким образом, к основным формам дизонтогенеза относятся
д е р ж к и п с и х и ч е с к о г о р а з в и т и я (тотальные и парциальные) и
и с к а ж е н и я п с и х и ч е с к о г о р а з в и т и я (акселерация, инфантилизм
и др.).
В последнее время выделена еще одна форма психического дизонтоге-
неза —
представляющий собой выражение предрасположения к
тем или иным психическим заболеваниям [Ануфриев А.К., Козловская Г.В.,
1985;
С.Ю., 1995].
В психиатрии наиболее изучен шизотипический диатез как клиническое
выражение генетического предрасположения к шизофрении [Козловская
Горюнова
Римашевская Н.В., 1986]. Теоретически обосновывается
вьщеление неспецифического психического диатеза как предпосылки к дру-
гим психическим расстройствам [Циркин С.Ю., 1995].
Таким образом, психический дизонтогенез — это группа наблюдаемых
в детском возрасте психических нарушений, относимых к так называемым
эволютивным патологическим состояниям [Ковалев
1982].
Психические нарушения при дизонтогенезе отличаются от таких ано-
малий развития, как постпроцессуальный (постшизофренический) дефект,
деменция вследствие органического церебрального заболевания. В этих слу-
чаях психический дизонтогенез представляет собой один из синдромов
основного заболевания. Синдром незрелости нервно-психических функ-
ций в виде задержки психомоторного развития является одним из основ-
ных психоневрологических, недифференцируемых образований в струк-
туре заболеваний не только нервной системы, но и хронической, сома-
тической патологии, в том числе наследственно обусловленной. Наруше-
ния психического развития, возникающие в раннем возрасте, могут ле-
жать в основе психических расстройств, развивающихся в более старшем
возрасте.
Клинические формы патологии психического развития могут быть сис-
тематизированы следующим образом:
Умственная отсталость
Задержки психического развития (пограничные и парциальные)
611
39*