Файл: Тиганов А.С. - Руководство по психиатрии (2 тома)Том 2.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.10.2020
Просмотров: 9832
Скачиваний: 24
работанная Г.Е.Сухаревой (1965, 1969). В ее основу положены критерии времени
поражения и особенностей патогенного воздействия. В зависимости от времени
воздействия этиологического фактора все формы олигофрении Г.Е.Сухарева делит
на 3 группы: первая группа — олигофрения эндогенной природы, обусловленная
поражением генеративных клеток родителей; вторая группа — эмбрио- и фетопатии;
третья группа — олигофрения, возникающая в связи с различными вредностями,
действующими во время родов и в раннем детстве. Внутри каждой из названных
форм Г.Е.Сухарева проводила дифференциацию в зависимости от особенностей
клинической картины, включая степень глубины интеллектуального дефекта.
Клинические классификации умственной отсталости основываются не только
на глубине интеллектуального дефекта, но и на особенностях личности, темпера-
мента больных, а также ведущем психопатологическом синдроме [Фрейеров О.Е.,
1964; Долл Е.А., 1946; Michaux
Duche D., 1957; O'Connor G., 1966, и др.]. Так,
на основе особенностей темперамента частично построена классификация
О.Е.Фрейерова (1964).
Ряд авторов [Мнухин
1961; Певзнер М.С., 1966; Исаев Д.Н., 1976;
Clausen G., 1966, и др.], стремясь установить зависимость между синдромами умст-
венной отсталости и недоразвитием определенных структур мозга, в основу постро-
ения своих классификаций положили принцип корреляции клинических и патофи-
зиологических данных.
(1966), например, выделяет 5 клинических
форм олигофрении: 1) неосложненную форму без выраженных нарушений эмоцио-
нально-волевой сферы и без грубых выпадений функций анализаторов; 2) ослож-
ненную гидроцефалией; 3) сочетающуюся с локальными нарушениями слуха и речи,
пространственного синтеза, двигательных систем; 4) с недоразвитием переднелобных
отделов головного мозга; 5) сочетающуюся с поражением подкорковых структур
мозга.
(1961) в зависимости от состояния физиологического тонуса
выделяет астеническую, стеническую и атоническую формы
Д.Н.Исаев (1982) к этим основным формам добавляет дисфорическую форму пси-
хического недоразвития. Дальнейшая дифференциация форм этими авторами стро-
ится на основе дополнительного психопатологического деления: астеническая форма
подразделяется на дислексический, диспраксический, дисмнестический, основной и
брадипсихический варианты; атоническая форма включает аспонтанно-апатический,
акатизический и мориоподобный варианты; стеническая и дисфорическая формы
олигофрении подразделяются на "уравновешенный" и "неуравновешенный" вари-
анты.
В
умственная отсталость в главе, касающейся психических и
поведенческих расстройств, составляет отдельную рубрику: F7 "Умственная
отсталость" с подразделением по тяжести на легкую (F70), умеренную (F71),
тяжелую (F72), глубокую (F73), другую (F78), (F79). При этом предусмотре-
но введение четвертого знака, обозначающего тяжесть поведенческих рас-
стройств: минимальные поведенческие нарушения (0), значительные (1),
другие (8), не уточнены (9). Если известна этиология умственной отсталости,
то используют дополнительный код, обозначающий соответствующее забо-
левание, например Е72 + F00 (врожденная недостаточность йода). Понятием
"другая умственная отсталость" (F78) обозначают состояния психического
недоразвития, осложненные слепотой, глухотой, немотой и тяжелой сома-
тической инвалидизацией, когда определение глубины интеллектуального
дефекта затруднено или невозможно.
Составители МКБ-10 признают, что раздел, посвященный умственной
отсталости, является несколько упрощенным, и считают, что более полная
классификация нуждается в специальной разработке.
Соотношение клинических определений умственной отсталости с глу-
биной психического недоразвития (IQ) представлено в табл. 7.
622
Т а б л и ц а 7.
Соотношение клинических и психометрических оценок тяжести
умственной отсталости (IQ)
Прежде чем перейти к изложению классификации умственной отста-
лости, в соответствии с которой далее излагаются отдельные ее клинические
формы, следует остановиться на широко используемых понятиях "диффе-
ренцированная" и "недифференцированная" умственная отсталость, раз-
граничение которых достаточно сложно.
Дифференцированные и недифференцированные формы умственной отста-
лости.
До последнего времени существует несколько упрощенный подход, в
соответствии с которым к "дифференцированным формам умственной от-
сталости" принято относить этиологически установленные варианты болез-
ни, а к "недифференцированным" — расстройства неустановленной причи-
ны. Поэтому рассмотрим этот вопрос более подробно.
Понятие "дифференцированные формы умственной отсталости" не
идентично понятию "этиологически уточненная умственная отсталость".
Эти определения лишь отчасти совпадают, но в принципе они отражают
разные стороны изучения патологии, обусловливающей психическое недо-
развитие. Так, например, может быть достоверно известно, что у ребенка
интеллектуальный дефект возник вследствие перенесенного менингоэнце-
фалита, однако данное поражение трудно назвать специфической "постэн-
цефалитической формой олигофрении". В то же время известно много
весьма специфических, клинически четко очерченных форм интеллектуаль-
ного недоразвития, этиология которых остается полностью неясной. На-
конец, существует "клинически недифференцированная олигофрения", ко-
торая в этиологическом аспекте представляет собой совокупность моноген-
ных дефектов [Morton N. et
1977]. Таким образом, "недифференцирован-
ная олигофрения", "дифференцированные формы" интеллектуального не-
доразвития — это в первую очередь клинические, а не этиологические де-
финиции. Вместе с тем вполне понятно, что сам процесс дифференциации
умственной отсталости основан на использовании и клинико-патогенети-
ческих, и биологических методов, направленных непосредственно на выяв-
ление причин поражения мозга.
Дифференциация отдельных нозологических форм более успешно
проводится среди контингента больных с выраженной умственной отста-
лостью.
В настоящее время известно несколько сотен различных наследствен-
(по тесту
8 0 — 1 0 0
7 0 — 8 0
5 0 — 7 0
3 5 — 5 0
2 0 — 3 5 ( 4 0 )
Менее 20
Клиническое определение
Норма (средняя)
Пограничные с нормой
задержки развития
Дебильность
Имбецильность
Определение
степени умствен-
ной отсталости
по
Норма
Легкая
Умеренная
Тяжелая
Глубокая
Другие градации умствен-
ной отсталости
Норма
Пограничные формы
Мягкая форма
Среднетяжелая
Тяжелая
Очень глубокая
ных болезней, так называемых элементарных нозологических генетических
единиц, сопровождающихся интеллектуальным дефектом, и продолжают
выделяться новые наследственные формы.
Можно отметить несколько путей выявления этих заболеваний. Во-пер-
вых, цитогенетическое и биохимическое обследование разных контингентов
умственно отсталых лиц. Выявляемая при этом хромосомная или биохими-
ческая аномалия позволяет говорить об этиологическом факторе, вызвавшем
интеллектуальный дефект, а сопоставление клинических особенностей у
пораженных дает основание в ряде случаев сделать заключение об опреде-
ленном клиническом синдроме. Во-вторых, тщательное исследование сома-
тоневрологических особенностей больного с последующим выявлением
сходных признаков у нескольких пораженных в одной семье или выявление
этих признаков у неродственных умственно отсталых лиц. На основании
такого сопоставления также иногда можно выделить определенный клини-
чески диагностируемый
Выделение отдельных форм или синдромов только по своеобразию
клинической картины в отличие от биохимической или цитогенетической
дифференциации еще далеко отстоит от решения вопроса этиологии по-
ражения. Между дифференциацией синдрома по клиническим признакам и
выявлением причин, обусловливающих это клиническое единство, нередко
проходит очень большой срок. Достаточно вспомнить, что роль хромосом-
ных нарушений в этиологии болезни Дауна, описанной более 100 лет назад,
была установлена лишь в 1959 г. Новым этапом изучения этиологии этого
поражения являются поиски причин, которые вызывают лежащее в основе
патологии нерасхождение хромосом. Вместе с тем уровень познания этио-
логии болезни Дауна, достигнутый на сегодняшний день, дал очень много
для практики: позволил выделить транслокационные формы с высоким
риском для других детей в семье, показал влияние возраста родителей на
возникновение нерасхождения хромосом, дал возможность разработать ме-
тоды пренатальной диагностики, предотвращающие рождение детей с этим
тяжелым заболеванием.
В группу дифференимрованных
входят в первую очередь нозо-
логически самостоятельные заболевания, для которых умственная отсталость
является
одним из симптомов, хотя, как правило, самым тяжелым.
Чаще это генетически обусловленные нарушения, реже — клинически
очерченные синдромы, этиология которых еще неясна. К дифференциро-
ванным формам принято относить также те варианты интеллектуального
недоразвития, которые выделяют по какому-то одному клиническому симп-
тому, отражающему общее патогенетическое звено поражения мозга, при
всем разнообразии этиологических и патогенетических механизмов, вызы-
вающих это нарушение, например микроцефалию, гидроцефалию и др. К этой
же группе относят и некоторые экзогенно обусловленные нарушения при
наличии определенной специфичности клинической картины этих наруше-
ний: алкогольную фетопатию, последствия ядерной желтухи, врожденный
токсоплазмоз, сифилис и др.
При этиологическом подходе среди всех клинически дифференциро-
ванных форм умственной отсталости можно выделить 3 основные группы:
наследственно обусловленные, экзогенно обусловленные и
нетические, которые могут вызываться как наследственными, так и экзо-
генными факторами.
Остановимся теперь на понятии "недифференцированная" олигофре-
ния, которое частично обсуждалось в разделе "Этиология и патогенез".
624
Некоторые авторы используют его как синоним этиологически неясных
случаев интеллектуального недоразвития. Но, с нашей точки зрения, этио-
логическая неясность и клиническая недифференцированность — разные
стороны проблемы. Рассмотрим, например, определение A.Dekaban (1970).
По мнению автора, к
умственной отсталости
относятся все те случаи, когда "ни клиническими, ни лабораторными ме-
тодами не выявляется субстрат поражения мозга, ответственный за возник-
новение интеллектуального недоразвития". Вместе с тем невыявление "суб-
страта поражения мозга" еще не означает, что такого субстрата нет. Чем
тщательнее проведено обследование, тем выше вероятность
поражения мозговой ткани и вместе с тем такое поражение не всегда может
быть связано с умственной отсталостью, т.е. встает вопрос об их патогене-
тической связи. Если при целенаправленном соматическом обследовании
выявляются несомненные признаки общего искажения эмбриогенеза, то
есть все основания предполагать наличие и искаженного формирования
мозга, даже в тех случаях, когда клиническими методами "субстрат пораже-
ния мозга" не выявляется.
Клинически
умственная
—
это
главным образом
недифференцированная умственная отсталость".
В эту группу входят относительно легкие формы интеллектуальной недоста-
точности, возникающие в семьях, характеризующихся накоплением случаев
умственной отсталости и наличием микросоциальных условий, способству-
ющих ее развитию.
A.Benton (1952) выделяет 2 варианта "семейной недифференцирован-
ной умственной отсталости": более глубокую —
"семейную
в происхождении которой главную роль играют генетические факторы, и
семейную умственную отсталость как крайний вариант низкого интеллек-
туального уровня у биологически полноценных лиц, т.е.
"физиологическую
умственную отсталость".
Здесь можно привести аналогию с вариантами
аномалий личности: нормальные варианты личности — акцентуация харак-
тера — психопатии. При умственной отсталости: нормальные варианты ин-
теллекта — пограничная умственная отсталость — олигофрения.
Многие случаи недифференцированной умственной отсталости, будучи
легкими по своим проявлениям, рассматриваются как задержка психичес-
кого развития.
РАСПРОСТРАНЕННОСТЬ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТИ
В
показателях распространенности умственной отсталости в разных странах
и даже в отдельных районах одной и той же страны отмечаются значитель-
ные колебания. Это может отражать и реальное число больных в том или
ином регионе мира, но следует указать основные причины таких различий:
степень
больных, разные критерии диагностики умственной
отсталости, а также культуральные особенности того или иного общества и
вытекающие из них системы обучения и воспитания, не только создающие
предпосылки для адаптации больных и компенсации нарушенных функций,
но и отражающие разную степень толерантности общества к умственно
отсталым.
М.Ш.Вроно (1983) приводит материалы ВОЗ, относящиеся к середине
XX в. Распространенность умственной отсталости в мире, по этим данным,
характеризовалась пораженностью 1—3 % населения всех возрастов.
40—1701
По данным А.А.Чуркина (1997), в России на 1995 г. насчитывалось 608,1
больных на 100 000 населения, т.е. показатель распространенности — 0,6 %.
По данным того же автора, заболеваемость характеризуется показателем
0,39 %. Первичная заболеваемость выросла за период 1991 — 1995 гг. на 17,2 %
в абсолютных показателях и на 14,7 % в интенсивных. Рост происходил в
основном вследствие увеличения числа больных с дебильностью (на 23,7 %
в абсолютных показателях и на 23,8 % в интенсивных), в то время как
заболеваемость более тяжелыми формами умственной отсталости снизилась
(на 12,1 % в абсолютных показателям и на 11,3 % в интенсивных). Отмечая
общий рост числа больных за последние годы, А.А.Чуркин вместе с тем
констатирует одновременно сокращение диспансерного контингента таких
больных, что он обоснованно связывает с изменениями порядка постановки
пациентов на учет. Больные с умственной отсталостью составляют значи-
тельную часть лиц, признанных инвалидами по психическому заболеванию
(31,3 %), причем число их возросло в 1985—1995 гг. на 39 %, а число
больных, впервые признанных инвалидами, — на 112 %.
J.D.Bregman и J.C.Harris (1995) констатируют, что в США насчитыва-
ется 2,5 млн лиц с умственной отсталостью, а показатель болезненности
составляет 1 %. Эти же авторы приводят сводную таблицу распространенно-
сти умственной отсталости, по данным специалистов разных стран, где
колебания соответствующих показателей регистрируются в пределах от 0,39
до 2,7 %.
Существенные различия в показателях распространенности умственной
отсталости отмечаются при рассмотрении разных возрастных групп населе-
ния и форм заболевания по глубине интеллектуального дефекта. В послед-
нем случае более стабильными являются показатели, относящиеся к тяже-
лым формам умственной отсталости — около 0,4 %. Так, M.Rutter и соавт.
(1970) приводят показатель 0,39 %, K.Gustavson и соавт. (1977) — 0,28 %.
И больший разброс показателей отмечается при более легких степенях
психического недоразвития — от 0,7 до 1,2 %
K.Gustavson и соавт. (1977),
и соавт. (1984) и до 2,1 %
M.Rutter и соавт. (1970). А.А.Чуркин
(1997) указывает величины распространенности для дебильности (т.е. легких
форм) — 0,47 % и для других форм — 0,13 %. Эти показатели можно считать
заниженными.
Число больных увеличивается с возрастом обследуемых больных и к
5—12 годам становится наибольшим, постепенно снижаясь к 22—34 годам
J.D., Harris J.C., 1995]. Поскольку в исследования включаются
разные возрастные популяции, колебания показателей болезненности оста-
ются весьма значительными. Во всех эпидемиологических исследованиях
отмечается отклонение в соотношении полов в сторону преобладания лиц
мужского пола, причем это соотношение в возрастных группах различно.
Так, в раннем возрасте среди умственно отсталых соотношение полов 1:1,
но уже с 5 лет оно резко меняется, составляя 1,5:1 и даже выше. Максимум
различий приходится на 18—24 года— 1,6:1. В старших возрастных группах
(40 лет и более) оно вновь приближается к 1:1.
полов несколько различается и при разной степени пси-
хической отсталости. Так, при самой тяжелой степени умственной отста-
лости оно составляет 1:1, а при умеренно выраженной имбецильности и
глубокой дебильности — 1,2:1. При более легкой умственной отсталости
мальчики преобладают еще значительнее — 1,5:1.
Динамика распространенности умственной отсталости во многих стра-
нах мира характеризуется тенденцией к увеличению, особенно легких ее
626