Файл: Тиганов А.С. - Руководство по психиатрии (2 тома)Том 2.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.10.2020
Просмотров: 9826
Скачиваний: 24
припадки и др.), степень выраженности которых зависит от тяжести пора-
жения мозга.
Среди постнатальных заболеваний, которые приводят к развитию ум-
ственной отсталости, большое место занимают энцефалиты, энцефаломие-
литы, менингоэнцефалиты (реже менингиты), а также травмы черепа, пост-
натальная гипоксия. При постинфекционных поражениях
характер
резидуальных клинических проявлений зависит не столько от особенностей
этиологического фактора, сколько от реактивности нервной ткани, обуслов-
ленной индивидуальными и возрастными особенностями. Глубокий интел-
лектуальный дефект наблюдается чаще у детей, перенесших заболевание в
первые 2 года жизни. В этом возрасте в связи с незрелостью защитных
механизмов процесс чаще принимает диффузный характер и сопровождается
обширным поражением мозговой ткани. В генезе постинфекционных и
посттравматических нарушений психического развития играют роль образо-
вание кист, рубцов и разрастание соединительной ткани, нарушения цир-
куляции цереброспинальной жидкости, застойные явления и вследствие
нарушений кровообращения вторичные склеротические изменения мозго-
вой ткани. Но основные особенности клинических проявлений постинфек-
ционных и посттравматических вариантов умственной отсталости определя-
ются в первую очередь степенью тяжести и распространенностью органи-
ческого поражения головного мозга. В более отдаленном периоде могут
отмечаться признаки гидроцефалии или микроцефалии, другие вторичные
деформации черепа, задержка физического развития, а также весьма разно-
образные по проявлениям и степени выраженности общемозговые и очаго-
вые симптомы. Степень глубины и структура интеллектуального дефекта
при этих нарушениях чрезвычайно разнообразны. В одних случаях преоб-
ладают симптомы недоразвития, характерные для типичных форм олигофре-
нии, в других интеллектуальная недостаточность носит неравномерный,
мозаичный характер, приближаясь по структуре к органической демен-
ции [Озерецкий Н.И., 1938; Юркова И.А., 1958; Сухарева Г.Е., 1965, и др.].
Характерно наличие в структуре дефекта признаков психоорганического
синдрома, психопатоподобного поведения и других дополнительных психо-
патологических симптомов. Описанные поражения относятся, как правило,
к атипичным формам олигофрении [Певзнер М.С., 1959; Кириченко Е.И.,
1965; Сухарева Г.Е., 1965, и др.].
Необходимо подчеркнуть, что в целом дифференциация форм интел-
лектуального недоразвития на экзогенно обусловленные и наследственно-
конституциональные на основе только психопатологических особенностей
чрезвычайно трудна. При отсутствии выраженного "органического" радика-
ла такая дифференциация вообще невозможна; в частности, неравномер-
ность структуры психического недоразвития не является критерием экзо-
генно обусловленного поражения: в литературе описаны семейно-наследст-
венные формы с локальными корковыми нарушениями [Глезерман
1983; Lewitter
1975].
Динамика умственной отсталости
определяется развивающимися в ЦНС
процессами компенсации и эволюцией возрастного созревания. Динамику
олигофрении в целом принято определять как "непрогредиентную" (по
П.Б.Ганнушкину, 1933) или "эволютивную" (по Г.Е.Сухаревой, 1965). От-
клонения от этого течения болезни могут, однако, иногда наблюдаться под
влиянием неблагоприятных внутренних и внешних факторов (включая фак-
торы воспитания).
Положительная эволютивная динамика при умственной отсталости
632
может
связана прежде всего с естественным ростом и развитием
организма, обусловливающими повышение его адаптационных возможнос-
тей. Естественно, что такое улучшение ограничено глубиной психического
недоразвития и выражено тем меньше, чем больше отставание в развитии:
благоприятная динамика при идиотии практически невозможна; напротив,
при дебильности лечебно-коррекционное воздействие может оказывать на
течение болезни большое влияние. O.Connor и J.Tizard (1953) установили,
что если такие активные воздействия проводятся, то приблизительно 80 %
лиц, у которых в детстве диагностировалась дебильность, став взрослыми,
почти не отличались по многим показателям от людей с нормальным ин-
теллектом. Проведенные отечественными авторами катамнестические ис-
следования [Порция
1961; Певзнер М.С., Лубовский
1963;
Фрейеров О.Е., 1964; Сухарева
1965; Юркова
1970] также пока-
зали, что многие учащиеся вспомогательных школ, т.е. лица с дебильностью,
к концу обучения оказались трудоспособными, овладели определенными
профессиями и относительно неплохо приспосабливались к жизни. По
данным Д.Е.Мелехова (1970), 77 % взрослых с дебильностью являются "сис-
тематически трудоспособными".
Динамика болезни зависит также от уровня развития личности и осо-
бенностей эмоционально-волевой сферы больного. Даже в случаях имбе-
цильности при отсутствии выраженных расстройств личности и поведения
возможны относительно хорошая компенсация и социальная адаптация.
Так, по данным Д.Е.Мелехова (1970), 66 % имбецилов оказываются трудо-
способными в специально организованных условиях.
У некоторых больных в процессе возрастной эволюции и под влиянием
мероприятий отмечается обратное развитие таких
расстройств, как двигательная расторможенность, импульсивность, негати-
визм, церебрастенические явления, неврологические симптомы.
Отрицательная динамика олигофрении чаще наблюдается при более
тяжелых формах, в частности при грубых аномалиях развития мозга и других
органов и систем, при осложненных формах, когда психическое недоразви-
тие сочетается с психоорганическим синдромом, судорожными припадками
и выраженной неврологической симптоматикой. Отрицательной динамике
при умственной отсталости способствуют различные дополнительные вред-
ности, приводящие к декомпенсации состояния (сопутствующие заболева-
ния и травмы, психогении, неблагоприятная микросоциальная среда), а
также отсутствие лечебно-коррекционных мероприятий. Отрицательная ди-
намика олигофрении может быть связана с декомпенсацией в периоды
возрастных кризов, особенно пубертатного.
Периоды д е к о м п е н с а ц и и при олигофрении характеризуются раз-
ными явлениями. Чаще всего возникают астенические состояния с адина-
мией, повышенной истощаемостью психических процессов, раздражитель-
ной слабостью, эмоциональной лабильностью и т.п. Нередки также невро-
тические расстройства — тики, заикание, нарушения сна и аппетита, энурез,
страхи, истероформные явления. В эти периоды могут наблюдаться и аф-
фективные расстройства (в виде дисфории, дистимии, эйфории и т.д.) и
нарушения поведения типа психопатоподобных реакций. Иногда декомпен-
сация выступает в форме ипохондрических расстройств, патологических
поведенческих реакций и психопатоподобного поведения (двигательная рас-
торможенность, повышенная возбудимость, реакция протеста, побеги из
дому и бродяжничество, стремление к поджогам и другие патологические
влечения). Иногда существенно снижаются интеллектуальные возможности,
633
что приводит к неправильному выводу о нарастании интеллектуального
дефекта, чего в действительности не происходит. Временное снижение ин-
теллектуальных возможностей в результате декомпенсации состояния сле-
дует отличать от реакции псевдодеменции у олигофренов [Фрейеров О.Е.,
1964]. В первом случае интеллектуальные возможности улучшаются по мере
компенсации состояния при устранении или ослаблении влияния неблаго-
приятных факторов.
Состояния декомпенсации должны дифференцироваться от психопато-
подобных нарушений. При правильном подходе и медико-педагогических
воздействиях эти нарушения, в том числе и в условиях вспомогательных
школ, довольно легко компенсируются [Лебединская К.С., 1982].
Особенно часто невротические расстройства возникают при ошибочном
помещении умственно отсталого ребенка в массовую школу либо при не-
правильном выборе класса без достаточного учета степени интеллектуальной
недостаточности. В таких случаях наступает состояние школьной дезадап-
тации, теряется интерес к учебе, появляются страх и тревожность, расстрой-
ства сна, энурез и пр. У некоторых детей возникают реакции пассивного
протеста в виде негативистического поведения, отказа от учебы, уходов из
В пубертатном периоде психотравмирующий характер приобретают си-
туации, связанные с переживанием собственной неполноценности, невоз-
можностью принимать участие в жизни здоровых подростков, неправильное
отношение окружающих к умственно отсталому подростку. В более тяжелых
случаях возможно развитие реактивных состояний с субдепрессией, суици-
дальными мыслями и даже попытками.
Неправильные условия воспитания и обучения могут вызывать пато-
характерологические реакции, закрепление которых иногда становится
основой появления патологических черт характера [Ковалев
1971,
1995; Воронков
1976; Trippi J., 1973;
J., 1974; Psarska A.,
1974].
До сих пор остается неясным вопрос о нозологической принадлежности
психозов у олигофренов: относятся ли они к специфическим, свойственным
умственной отсталости психозам или являются лишь видоизменением
"обычных" психозов (реактивных, симптоматических, эндогенных). Сто-
ронники нозологической самостоятельности психозов при олигофрении по-
разному объясняют их патогенез: конституциональными факторами, психо-
логическими механизмами, ликвородинамическими нарушениями и други-
ми проявлениями резидуальной церебральной недостаточности. Большин-
ство отечественных исследователей связывают возникновение психозов при
олигофрении с декомпенсацией состояния под влиянием различных небла-
гоприятных (чаще психогенных или экзогенно-органических) факторов
[Фрейеров О.Е., 1964; Сухарева
1965; Исаев Д.Н., 1976; Ковалев В.В.,
и др.]. Такое разнообразие во взглядах само по себе скорее говорит о
том, что психозы у олигофренов принципиально не отличаются от психозов
у лиц с нормальным интеллектом. По-видимому, речь идет об обычных
психозах (психогенно-реактивных, экзогенно-органических, эндогенных),
возникающих на патологической почве, чем и объясняется атипичность их
клинических проявлений и течения.
Многие клиницисты подчеркивают зависимость клинической картины
психозов при олигофрении от выраженности интеллектуального недоразви-
634
тия, а некоторые даже разделяют психозы при глубокой умственной отста-
лости и психозы при
[Фрейеров О.Е., 1964]. Большинство
авторов придерживаются синдромального принципа при систематике и опи-
сании психозов у умственно отсталых. Различают психозы с преобладанием
аффективных расстройств (в виде дисфорических, дистимических, тревож-
но-депрессивных, депрессивно-ипохондрических состояний), психозы с
преобладанием двигательных расстройств и галлюцинаторно-бредовые пси-
хозы. Последние встречаются редко и только в виде кратковременных эпи-
зодов.
(1964) выделял, кроме того, психозы, протекающие по
типу истерического сумеречного расстройства сознания, и острые психоти-
ческие реакции у олигофренов (состояния острого страха и растерянности,
реакцию тоски по дому — ностальгию, особенно специфичную для дебилов,
реакции псевдодеменции и пуэрилизма). Описываемые О.Е.Фрейеровым
реактивные состояния у дебилов не отличаются по клиническим проявле-
ниям от ситуационно обусловленных реактивных состояний у здоровых, но
при олигофрении они наиболее часто связаны с изменением привычного
жизненного стереотипа.
Общими особенностями для всех психозов при олигофрении являются
рудиментарность и фрагментарность продуктивной симптоматики, бедность
и примитивность высказываний в связи с болезненными переживаниями.
Клиническая картина психоза в целом относительно проста и однообразна.
Многие авторы подчеркивают конкретность и образность сенсорных и бре-
довых расстройств, обилие сенестопатически окрашенных соматических
жалоб. При осложненной олигофрении более отчетливо выступают призна-
ки органически измененной почвы: благодушие или злобность, некритич-
ность и особая назойливость
истощаемость, головная
боль [Сухарева
1965].
По мнению большинства исследователей, общей особенностью психо-
зов у олигофренов являются обратимость и транзиторность психотических
расстройств. Наиболее характерны эпизодические и рецидивирующие пси-
хозы, описанные многими отечественными [Сербский
1912; Фелин-
ская
1950; Фрейеров О.Е., 1964; Сосюкало О.Д., 1964; Сухарева
1965] и зарубежными авторами [Nevstadt R., 1931; Medow W., 1935; Brendel J.,
1954, и др.]. Их клиническая картина и течение отличаются от психических
заболеваний (шизофрения, циркулярный психоз, экзогенные психозы), ко-
торые могут развиваться на основе умственной отсталости. Психозы этой
группы описывались разными авторами под различными названиями: "пси-
хозы у олигофренов", "психозы при дебильности", "аморфные психозы" и
т.д. Подчеркивается большая частота их возникновения в пубертатном и
юношеском возрасте [Сухарева Г.Е., 1965; Сосюкало О.Д., 1966].
Этиология и патогенез психозов у лиц с умственной отсталостью еще
недостаточно ясны. Предполагается роль сосудистых и ликвородинамичес-
ких расстройств. Нередкость возникновения таких психозов в периоды
полового созревания свидетельствует также о патогенетической роли сдви-
гов, свойственных пубертатным кризам. Определенную роль в развитии
психозов могут играть и специфические для той или иной формы патоге-
нетические механизмы. Так, отмечается повышенная частота психозов с
последующим регрессом психических функций у взрослых и подростков с
болезнью Дауна. Вместе с тем в клинической картине психозов у умственно
отсталых нивелируются особенности психогенных или типично экзогенных,
например, инфекционных психозов.
635
ОТДЕЛЬНЫЕ КЛИНИЧЕСКИЕ ФОРМЫ
УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТИ
Классификация дифференцированных форм умственной отсталости
Наследственно обусловленные формы
Синдромы с множественными врожденными аномалиями
Хромосомные заболевания
Генетические синдромы с неясным типом наследования
Моногенно наследуемые синдромы
Наследственные дефекты обмена
Факоматозы
Неврологические и нервно-мышечные заболевания с умственной
отсталостью
Умственная отсталость смешанной (наследственно-экзогенной) этиологии
Микроцефалия
Гидроцефалия
Краниостеноз
Врожденный гипотиреоз
Экзогенно обусловленные формы умственной отсталости
Алкогольная фетопатия
Инфекционные эмбриофетопатии (рубеолярная, токсоплазмозная,
цитомегаловирусная)
Гемолитическая болезнь новорожденных
НАСЛЕДСТВЕННЫЕ ФОРМЫ
УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТИ
В соответствии с вышеприведенной классификацией в этом разделе будут
рассмотрены клинические особенности синдромов с множественными врож-
денными аномалиями, при наследственных дефектах обмена, факоматозах,
неврологических и нервно-мышечных заболеваниях.
Синдромы
с множественными врожденными аномалиями
Синдромы с множественными конгенитальными аномалиями и умственной
отсталостью (malformation-retardation syndromes) — это обширная группа на-
рушений, которая в последние десятилетия с наибольшим успехом диффе-
ренцируется на отдельные нозологически самостоятельные формы.
Понятие "врожденные аномалии" довольно широкое: оно включает как
врожденные пороки, так и отклонения в строении тела, представляющие
чаще всего крайние варианты нормы (эпикант, большие уши и т.д.). По-
следние называют "малыми аномалиями". Если этих аномалий много, то
они формируют специфический диспластичный облик.
Патогенез интеллектуального недоразвития при этих нарушениях в
большинстве случаев остается неясным, но он может быть принципиально
различным в разных группах заболеваний.
В некоторых случаях в искаженное формирование мягких тканей и
скелета по
вовлекается и ЦНС, т.е. ано-
малия структуры мозга является одним из симптомов всего комплекса
множественных врожденных аномалий развития. В таких случаях порок
636