Файл: Тиганов А.С. - Руководство по психиатрии (2 тома)Том 2.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.10.2020
Просмотров: 9831
Скачиваний: 24
форм. Основную причину этого усматривают в улучшении выявляемости
в связи с развитием психиатрических служб. Однако есть некоторые ос-
нования и для реального повышения числа умственно отсталых в попу-
ляции.
Так, увеличение числа больных с умственной отсталостью может быть
обусловлено улучшением системы родовспоможения и медицинской помо-
щи, что приводит к повышению жизнеспособности и увеличению продол-
жительности жизни некоторых категорий умственно отсталых детей (это
видно на примере болезни Дауна и других врожденных заболеваний). Кроме
того, повышению числа умственно отсталых может способствовать такой
фактор, как курение женщин во время беременности. Есть данные о том,
что в 25 % случаев беременность курящих женщин сопровождается недо-
ношенностью, которая сама по себе является большим фактором риска
в отношении умственной отсталости ребенка. Но особенно вредно ска-
зывается на потомстве женский алкоголизм, также растущий в популяции
[Куниковская
1983; Olegard К., 1979; Son R.H., Conquist В., 1981;
Streissghuth
et
1991].
В настоящее время имеются и генетические обоснования увеличения
абсолютного числа умственно отсталых лиц в популяции. Речь идет в первую
очередь о более высокой средней плодовитости умственно отсталых (жен-
щин), чем лиц из общей популяции. Как мы уже упоминали, 36,1 % всех
умственно отсталых получают интеллектуальный дефект от умственно
осталых предыдущего поколения [Reed E., Reed S., 1965]. Это касается
главным образом более легкой умственной отсталости. При повышении
же числа лиц с глубокой умственной отсталостью, помимо вышеуказанных,
могут отмечаться и другие причины. Основной из них является повышение
уровня мутаций вследствие ухудшения общей экологической ситуации и
особенно ее обострения в отдельных районах мира. Повреждающие факторы
окружающей среды из-за ее загрязнения могут действовать и непосредст-
венно на плод, обусловливая повышенную частоту его внутриутробного
поражения.
КЛИНИЧЕСКИЕ ПРОЯВЛЕНИЯ
И ДИНАМИКА УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТИ
Психопатологические особенности умственной отсталости, включая сам ин-
теллектуальный дефект, полиморфны как по характеру, так и по степени
выраженности. Однако имеются общие симптомы, которые характеризуют
в первую очередь так называемую
ядерную олигофрению.
Понятие "ядерная олигофрения" было введено в 1938 г. Н.И.Озерецким
на основе массивности дефекта и особенностей как интеллектуального не-
доразвития, так и личности больного в целом. Психическое недоразвитие
при ядерной олигофрении имеет две основные особенности: нарушение
развития носит малодифференцированный, более или менее равномерный,
диффузный характер; поражению подвергаются эволюционно наиболее мо-
лодые, интенсивно развивающиеся системы мозга. Как показали последую-
щие исследования, при ядерной олигофрении могут поражаться и более
древние мозговые образования [Исаев
1982; Маринчева Г.С., Глезер-
ман Т.Б., 1986].
Т и п и ч н о й о л и г о ф р е н и и всегда свойственны тотальность психи-
ческого недоразвития, которая касается не только интеллектуальной дея-
627
тельности, но и всей психики в целом, а на первый план выступает недо-
статочность высших форм познавательной деятельности — абстрактного
мышления.
У детей первых лет жизни при глубокой задержке психического раз-
вития недостаточность мышления более всего проявляется в недоразвитии
тех функций, которые отражают становление познавательной деятельности.
До этого, в раннем детском возрасте, психическое недоразвитие выражается
главным образом в недостаточности аффективно-волевой сферы и моторики
ребенка, искажении и замедлении сроков становления зрительных и слухо-
вых рефлексов, неполноценности "комплекса оживления", более позднем
проявлении эмоционального реагирования на окружающее. На
году
интеллектуальная недостаточность проявляется в особенностях поведения и
игровой деятельности. Дети медленно овладевают навыками самообслужи-
вания, не отличаются живостью, пытливостью, интересом к окружающим
предметам и явлениям, которые свойственны здоровому ребенку. Игры их
характеризуются простым манипулированием, непониманием элементарных
требований игры, слабостью контактов с детьми, меньшей эмоциональнос-
тью. Для дошкольного возраста характерны отсутствие побуждений к ин-
теллектуальным формам игровой деятельности и повышенный интерес к
подвижным, нецеленаправленным играм. В эмоциональной сфере отмеча-
ются примитивные реакции и недостаточная дифференцированность выс-
ших эмоций — проявлений сочувствия, стыда, личностных привязанностей.
В школьном возрасте на первый план все больше выступают интеллекту-
альные расстройства, которые проявляются в разных сферах деятельности
и поведении больных, главным образом в учебной деятельности.
Таким образом, у детей, страдающих олигофренией, по мере взросления
все более и более отчетливо выявляется недостаточность отвлеченного мыш-
ления, слабость предпосылок интеллекта, в частности внимания, памяти,
психической работоспособности. Но одновременно с этим медленно фор-
мируются ощущения и восприятие [Выготский
1956; Леонтьев А.Н.,
1965; Рубинштейн
1970, и др.]. Недостаточность и замедление развития
зрительных, слуховых, кинестетических и других процессов восприятия на-
рушают ориентировку детей в окружающей среде, препятствуют установле-
нию в сознании больного полных и адекватных связей и отношений между
объектами реального мира. Недостаточность восприятия при олигофрении
во многом обусловлена нарушениями целенаправленного произвольного
внимания; внимание таких детей с трудом привлекается и фиксируется,
легко рассеивается. Детям с типичной олигофренией свойственны также
замедление и "непрочность" запоминания. Особенно страдает логическое,
опосредованное запоминание, т.е. высший уровень памяти, в то время как
механическая память может быть сохранной или даже гипертрофированно
развитой. Плохое понимание воспринимаемых впечатлений приводит к
тому, что больные запоминают лишь внешние признаки предметов и явле-
ний и с трудом сохраняют воспоминания о внутренних связях и словесных
объяснениях.
Особое место в структуре психического недоразвития занимают на-
рушения речи, которые в большинстве случаев отражают глубину умствен-
ной отсталости: в наиболее тяжелых случаях больные не только не говорят,
но и не понимают обращенную к ним речь. При меньшей степени тяжести
олигофрении больные располагают ограниченным запасом слов, но не вла-
деют в достаточной мере фразовой речью. Известные им слова они употреб-
ляют в самой элементарной связи, относя их к конкретным предметам или
628
действиям; обобщающее значение слов им почти недоступно. Даже у боль-
ных с легкой степенью олигофрении, имеющих достаточный запас слов,
заметно нарушена смысловая сторона речи. Словесные определения, не
связанные с конкретной, привычной ситуацией, усваиваются с большим
трудом и очень медленно. Так же медленно формируется и грамматический
строй речи. Поскольку при ограниченном запасе слов особенно страдает
активная речь, то даже при неглубокой умственной отсталости речь больных
обычно бывает маловыразительна, односложна, в ней преобладают речевые
штампы, короткие, часто аграмматично построенные фразы. Характерно
неправильное смысловое употребление слов. Могут быть также такие де-
фекты, как косноязычие, дизартрия и т.п. В случаях олигофрении, ослож-
ненной остаточными явлениями органического поражения головного мозга,
встречаются очаговые расстройства речи по типу моторной и сенсорной
алалии, псевдобульбарной дизартрии и т.п. Даже при относительно хорошо
развитой речи в анамнезе больных олигофренией обычно удается установить
значительную задержку сроков ее развития (понимание, произношение от-
дельных слов, фразовая речь и т.п.).
Достаточно характерны изменения в эмоционально-волевой сфере при
олигофрении. В то время как элементарные эмоции могут быть относитель-
но сохранными, высшие эмоции, прежде всего нравственные, оказываются
недоразвитыми и недостаточно дифференцированными. Преобладают глав-
ным образом непосредственные переживания, эмоции, вытекающие из кон-
кретной ситуации и деятельности, актуальные только в данный момент.
Степень эмоционального недоразвития при ядерной олигофрении находится
в соответствии с глубиной интеллектуального дефекта и недостаточностью
других компонентов психической деятельности и личности. Волевая дея-
тельность больных характеризуется слабостью побуждений и инициативы,
недостаточной самостоятельностью.
Поступкам детей-олигофренов свойственны отсутствие целенаправлен-
ности, импульсивность (без какой бы то ни было борьбы мотивов) и нега-
тивизм. Они отличаются также повышенной подражательностью, внушае-
мостью и несамостоятельностью поведения, находятся в зависимости от
влечений и аффектов, а также от ситуации и обстоятельств.
Формирование личности умственно отсталых детей определяется не
только степенью интеллектуального недоразвития и возрастом, но и усло-
виями воспитания, обучения и другими факторами. Уровень приспособле-
ния больных олигофренией варьирует в зависимости от глубины дефекта.
При легкой умственной отсталости больные неплохо разбираются в привыч-
ных житейских ситуациях и у них отмечается относительная сохранность
практической ориентировки. E.Kraepelin (1923) по этому поводу писал, что
характерной особенностью олигофренов является "способность гораздо
лучше ориентироваться в простых обстоятельствах, чем можно было бы
ожидать, если судить по скудости запасов представлений и слабости сужде-
ния". По определению E.Kraepelin, "олигофрен может, несомненно, больше,
чем знает".
К числу наиболее частых и постоянных проявлений олигофрении от-
носятся также признаки недоразвития в двигательной сфере. Недоразвитие
психомоторики проявляется прежде всего в запаздывании и замедлении
темпа развития локомоторных функций, в непродуктивности и недостаточ-
ной целесообразности последовательных движений, в двигательном беспо-
койстве и суетливости. Движения детей бедны, угловаты и недостаточно
629
плавны. Недостаточность развития двигательной сферы особенно проявля-
ется в тонких и точных движениях, жестикуляции и мимике.
Такова в общих чертах психопатологическая структура недоразвития
при типичной олигофрении.
Но структура психического недоразвития может быть неравномерной и
не исчерпывающейся характерными для типичной олигофрении симптома-
ми. В связи с этим выделяют
и
олигофрении [Мнухин
1958; Сухарева Г.Е., 1965; Певз-
нер М.С., 1969]. К атипичным формам относят случаи олигофрении с
неравномерной структурой психического дефекта, проявляющейся в одно-
стороннем развитии какой-либо психической функции либо в признаках
парциального психического недоразвития.
Диагностика умственной отсталости не ограничивается оценкой степе-
ни психического недоразвития. Большое место в диагностическом процессе
занимает соматическое обследование.
Часть умственно отсталых детей имеют аномальный внешний вид. Эта
внешняя аномальность обусловлена не только часто отмечающейся у умст-
венно отсталых детей диспластичностью строения лица и тела, но и нали-
чием выраженных неврологических расстройств, вторичными деформация-
ми черепа (при органическом поражении мозга), гипомимией и т.п. Степень
изменения внешнего вида больных связана с глубиной интеллектуального
дефекта и характером мозговой патологии. При легком интеллектуальном
недоразвитии больные могут иметь нормальный внешний вид. Но следует
иметь в виду, что и при глубоком интеллектуальном дефекте больные могут
не иметь грубых аномалий сложения. Они иногда вполне гармонично сло-
жены и даже миловидны. Но в большинстве случаев изучение соматических
особенностей умственно отсталого больного дает возможность не только
диагностировать некоторые нозологические формы интеллектуального не-
доразвития, но и оценить сроки поражения мозга. При соматическом ос-
мотре выявляются врожденные пороки развития и так называемые малые
аномалии, которые очень часто встречаются у больных с умственной отста-
лостью, что указывает на внутриутробный характер поражения. Эти анома-
лии являются следствием незавершенного, реже искаженного морфогенеза
(часть из них может быть и выражением нормальной вариабельности того
или иного морфологического признака). Число их и разнообразие настолько
велики, что составить их перечень не представляется возможным, тем более
что такие аномалии обнаруживаются не только при внешнем осмотре ре-
бенка, но и при дополнительных обследованиях — при осмотре окулистом,
при рентгенографии черепа, позвоночника, конечностей.
Физическое развитие больных олигофренией часто отстает от возрас-
тной нормы и нередко, даже при отсутствии явной внутриутробно обу-
словленной диспластичности, характеризуется непропорциональностью
строения туловища и конечностей, искривлением позвоночника, признака-
ми церебрально-эндокринной недостаточности (ожирение, недоразвитие по-
ловых органов, нарушение темпа и сроков формирования вторичных поло-
вых признаков). Особенно большое место занимают неврологические
нарушения. Это могут быть не только такие грубые симптомы, как пара-
личи, парезы, атаксия, гиперкинезы, но и неврологическая микросимпто-
матика.
Большое значение в диагностике умственной отсталости имеют офталь-
мологическое и рентгенографическое исследования (особенно рентгенов-
ская компьютерная томография). Исследование глаза нередко позволяет
630
выявить такие симптомы, как хориоретинит, пигментная дегенерация сет-
чатки, катаракта, глаукома, а также некоторые микроаномалии, указываю-
щие на внутриутробный дисгенез, — глиоз дисков зрительных нервов, ано-
малии строения сосудов сетчатки и т.п. Во многих случаях при осмотре
глазного дна определяются степень внутричерепной гипертензии и ее дина-
мика. Рентгенография черепа очень важна для выявления признаков по-
вышения внутричерепного давления, локализации
паренхимы
мозга и деформаций ликворных пространств, скрытых аномалий строения
черепа, особенно для диагностики краниостеноза.
Поскольку большая часть случаев умственной отсталости остается этио-
логически неясной, для врачей, контактирующих с умственно отсталыми
детьми, весьма остро стоит вопрос: можно ли на основании характера
клинических особенностей олигофрении разграничить наследственные и
экзогенные ее формы. По-видимому, ответ на этот вопрос может быть
следующим: до тех пор, пока у больного не диагностирована какая-либо
определенная нозологически-специфическая форма поражения (как прави-
ло, наследственного, реже экзогенного генеза), этиологический диагноз
может ставиться лишь предположительно, поражение можно отнести к
"вероятно экзогенным" или к "вероятно наследственным".
В зарубежной литературе имеется большое число работ, направленных
на поиски особенностей психологической структуры дефекта при семейно-
конституциональной умственной отсталости и критериев ее дифференциа-
ции от экзогенно обусловленных органических поражений [Zigler E., 1967;
В., Bichnele J., 1975; Caspari E., 1977]. Речь идет о выявлении
особенностей познавательной деятельности, уровня мотивации и т.п. От-
дельные интересные находки, однако, не способствовали разработке четких
диагностических критериев.
В отечественной психиатрии дифференциация семейно-наследственной
олигофрении от вызванной органическим поражением мозга основывается
на клинической картине психического недоразвития в целом с учетом не
только особенностей нарушения структуры познавательной деятельности,
но и всех психопатологических и неврологических проявлений. Но и в этом
случае дифференциация указанных форм имеет лишь ориентировочный
характер, часто исследователь идет от диагностики органического пораже-
ния мозга.
К числу наиболее часто встречающихся перинатальных вредностей,
вызывающих органическое поражение ЦНС с нарушением психического
развития, относятся родовая травма и особенно асфиксия новорожденных.
Механическая родовая травма и асфиксия вызывают сходное по патогенезу
поражение головного мозга — нарушение кровообращения и внутричереп-
ные кровоизлияния, но имеются и некоторые различия, которые и зависят
от того, какой из этих двух факторов был ведущим [Мастюкова Е.М., 1964;
Сухарева Г.Е., 1965]. Если заболевание вызвано только асфиксией, в кли-
нической картине преобладают астенические проявления в сочетании с
вялостью, слабостью побуждений, замедлением психических процессов, эмо-
циональной лабильностью, быстрой утомляемостью и истощаемостью. При
родовой же травме чаще наблюдаются состояние резкого психомоторного
возбуждения,
более грубые расстройства памяти и внима-
ния, нарушения речи, расторможение грубых влечений, а также очаговые
неврологические симптомы и судорожные припадки. В неврологическом
статусе могут отмечаться очаговые симптомы (парезы и параличи черепно-
мозговых нервов, нередко явления церебрального паралича, судорожные
631