Файл: Тиганов А.С. - Руководство по психиатрии (2 тома)Том 2.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.10.2020
Просмотров: 9760
Скачиваний: 24
К л и н и ч е с к а я к а р т и н а . Для клинических проявлений билирубиновой
энцефалопатии, обусловленной гемолитической болезнью новорожденных, харак-
терны следующие симптомы: экстрапирамидные двигательные расстройства, диспла-
зия зубной эмали и выпадение зубов, дефекты слуха и умственная отсталость. Однако
в ряде случаев клиническая картина может быть представлена одним или двумя из
В неврологическом статусе к числу ранних симптомов, свидетельствующих о
поражении подкорковых образований, относятся глазодвигательные расстройства,
опистотонус и судороги. Постоянными симптомами, обнаруживающимися с первых
месяцев жизни, являются экстрапирамидные двигательные расстройства: гиперки-
нетический синдром, атаксия, дистония мышц конечностей, иногда — парезы и
параличи.
Особенности проявления психического недоразвития при билирубиновой эн-
цефалопатии определяются характером и степенью органического поражения голов-
ного мозга. Интеллектуальная недостаточность у разных больных может варьировать
от легкой дебильности до идиотии и обычно характеризуется своеобразным дисгар-
моническим недоразвитием отдельных психических функций [Сухарева Г.Е., 1965;
С.С., 1975].
В структуре интеллектуального дефекта большой удельный вес занимают при-
знаки психоорганического синдрома. Более сложная структура обнаруживается у
больных с грубыми нарушениями слуха. У них на первый план выступают недоста-
точность вербального мышления и несостоятельность при выполнении заданий,
связанных с речевой переработкой инструкций, при негрубом недоразвитии нагляд-
но-действенного мышления.
Диагноз несложен при учете особенностей клинической картины и данных
анамнеза, указывающих на перенесенную гемолитическую болезнь новорожденных,
обусловленную несовместимостью матери и плода по резус-фактору. Вместе с тем
наличие только факта несовместимости крови без указаний на развитие гемолити-
ческой болезни новорожденных (или на начинавшуюся билирубиновую желтуху,
прерванную обменным переливанием) еще не свидетельствует об этиологии резус-
несовместимости в происхождении умственной отсталости у ребенка.
Наиболее эффективным методом лечения является обменное
переливание крови, проводимое в первые сутки жизни ребенка, иногда повторно.
Цель обменного переливания крови — максимально быстрое выведение из организ-
ма новорожденного антител и продуктов гемолиза. Детям с остаточными явлениями
билирубиновой энцефалопатии проводят симптоматическую (рассасывающую, сти-
мулирующую и восстановительную) терапию.
ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ПРОФИЛАКТИКИ, ЛЕЧЕНИЯ,
РЕАБИЛИТАЦИИ И ОРГАНИЗАЦИИ ПОМОЩИ
БОЛЬНЫМ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ
При описании отдельных клинических форм
кратко рассмат-
ривались особенности их лечения. Но важно выделить некоторые общие
принципы помощи лицам с интеллектуальным недоразвитием.
Вопросы лечения и реабилитации умственно отсталых тесно взаимо-
связаны и охватывают широкий круг медицинских, педагогических и соци-
альных мероприятий. Организация всесторонней помощи умственно от-
сталым детям в нашей стране осуществляется учреждениями здравоохра-
нения, социального обеспечения, просвещения и профессионального обу-
чения.
Наиболее важное условие р е а б и л и т а ц и и умственно отсталых
детей — раннее выявление, своевременное и поэтапное оказание лечебной
и коррекционно-педагогической помощи, которая осуществляется сетью
677
учреждений, дифференцированных с учетом возраста и степени психичес-
кого недоразвития. Эта сеть включает в себя специализированные ясли и
дома ребенка для детей с последствиями органических поражений ЦНС и
интеллектуальным недоразвитием, детские сады для умственно отсталых
детей, вспомогательные школы и
для обучаемых олиго-
френов школьного возраста, специализированные профессионально-техни-
ческие училища для умственно отсталых подростков, а также интернаты
социального обеспечения для глубоко умственно отсталых. Детям с интел-
лектуальным дефектом в степени идиотии и имбецильности, а также с более
легким интеллектуальным недоразвитием, но с наличием дополнительной
симптоматики, затрудняющей обучение и воспитание ребенка, выплачива-
ется пенсионное пособие по детской инвалидности.
Отбор детей в специализированные учреждения проводят медико-пси-
холого-педагогические консультации. Детей с умственной отсталостью, нуж-
дающихся в уточнении диагноза или при декомпенсации осложненных форм
олигофрении, направляют в детские психиатрические стационары.
М е д и к а м е н т о з н а я т е р а п и я при умственной отсталости в
отношении интеллектуального дефекта недостаточно эффективна. Исклю-
чение составляет профилактическая патогенетическая терапия при некото-
рых метаболических и эндокринных нарушениях: фенилкетонурия, галакто-
земия, фруктозурия, гипотиреоз и др. Поэтому медикаментозная терапия
заключается в использовании препаратов общеукрепляющего и стимулиру-
ющего действия, а также средств, направленных на устранение ликвороди-
намических нарушений, судорожного синдрома и различных осложняющих
психопатологических расстройств: двигательной
аффек-
тивной возбудимости, невротических и неврозоподобных нарушений. Среди
препаратов стимулирующего действия прежде всего применяются нейроме-
таболические стимуляторы: ноотропил (пирацетам), пантогам, энцефабол
(пиридитол), аминалон (гаммалон). Использование нейрометаболических
стимуляторов связано с их способностью активировать энергетические про-
цессы в нервной клетке, оказывать стимулирующее воздействие на ЦНС с
целью активации интеллектуально-мнестических процессов.
Отмечается определенная предпочтительность воздействия различных
средств на дополнительную психопатологическую симптоматику. Аминалон
и пиридитол эффективны при умственной недостаточности, осложненной
синдромом торпидности. При наличии судорожных приступов предпочти-
тельнее применение пантогама. Препарат может применяться как изолиро-
ванно, так и в комплексе с противосудорожными средствами, особенно в
резистентных к антиконвульсантам случаях. Курсовое
примене-
ние пантогама в возрастных дозах эффективно также у больных с тонокло-
нической формой заикания и гиперкинезами органофункционального ха-
рактера. Пантогам и пирацетам эффективны при сочетании психического
недоразвития с двигательной расторможенностью, а при психопатоподобном
синдроме с преобладанием психической неустойчивости целесообразна их
комбинация с меллерилом или седуксеном [Авруцкая
1983].
Все нейрометаболические стимуляторы характеризуются хорошей пере-
носимостью, однако у детей с выраженным интеллектуальным недоразви-
тием они нередко приводят к усилению двигательной расторможенности,
раздражительности, эмоциональной возбудимости, иногда к ухудшению сна
и поэтому должны применяться с осторожностью.
Среди других препаратов стимулирующего действия следует назвать
678
глутаминовую кислоту, церебролизин, витамины
и
— в инъекциях,
витамин
внутрь и др.
Больным с церебрастеническим синдромом, а также при наличии со-
судистых и ликвородинамических нарушений показана дегидратационная
терапия (внутримышечные инъекции 25 % раствора сульфата магния, прием
диакарба, триампура, глицерола и др.), а также препараты сосудистого
действия
кавинтон и др.).
В целях рассасывания
изменений в ЦНС целесообразно на-
значение йодистых препаратов (сироп йодида железа, 1 % раствор йодида
кальция, лидаза), а также препараты алоэ. Умственно отсталым детям с
судорожным синдромом наряду с общеукрепляющей и дегидратационной
терапией показано непрерывное противосудорожное лечение. Больным оли-
гофренией с синдромом двигательной расторможенности, психопатоподоб-
ными и неврозоподобными расстройствами показаны нейролептические
препараты и транквилизаторы, обладающие седативным эффектом (амина-
зин, тизерцин, неулептил, меллерил, элениум, седуксен, триоксазин, фена-
зепам и др.).
р а б о т а должна строиться в каж-
дом конкретном случае с учетом клинических особенностей заболевания,
структуры интеллектуального дефекта, особенностей личности, речи и мо-
торики больных. Большое значение в улучшении нервно-психического раз-
вития детей-олигофренов имеют логопедические мероприятия, направлен-
ные на формирование речевых функций и устранение дефектов речи. При
интеллектуальной недостаточности, сочетающейся с нарушениями в сома-
тическом и неврологическом состоянии, а также в двигательной сфере,
большое значение имеет лечебная физкультура, способствующая развитию
моторики, координации, внимания, подвижности психических процессов,
укреплению общего соматического состояния больных.
Т р у д о в а я а д а п т а ц и я . Учебно-воспитательная работа во вспо-
могательной
включает начальные этапы организации тру-
дового обучения, которое занимает одно из основных мест в процессе
подготовки умственно отсталых детей к самостоятельной общественно-по-
лезной деятельности.
адаптация лиц с умственным
недоразвитием имеет ряд специфических особенностей, требует специаль-
ных последовательных приемов и методов профессионального обучения с
последующим постепенным включением подростков в самостоятельную тру-
довую деятельность.
В п р о ф и л а к т и к е умственной отсталости основные успехи достиг-
нуты на пути патогенетически обоснованной своевременной терапии неко-
торых заболеваний, следствием которых является интеллектуальный дефект,
а также на пути широкого внедрения медико-генетического консультирова-
ния, направленного на предупреждение рождения детей с тяжелым пораже-
нием мозга. Работа врачей медико-генетической консультации заключается
в определении прогноза рождения больного ребенка, а также в разъяснении
вероятности этого события обратившейся за советом семье. Во многих
случаях врач медико-генетической консультации может помочь семье при-
нять правильное решение. Наиболее перспективной задачей этой службы
является организация пренатальной диагностики наследственных заболева-
ний в тех случаях, когда это возможно на современном этапе развития
исследований в области медицинской генетики.
Практически все семьи, в которых имеются умственно отсталые лица
679
среди родственников, при возникновении вопроса о рождении ребенка
должны направляться в медико-генетические консультации.
Применение таких лечебно-профилактических мероприятий, как об-
менное переливание крови новорожденным при резус-конфликте матери и
плода, массовое обследование новорожденных на ФКУ и гипотиреоз с
последующей патогенетической терапией выявленных больных также при-
водят к некоторому сокращению числа больных с глубоким интеллектуаль-
ным дефектом.
Профилактика умственной отсталости тесно связана также с предупреж-
дением различных экзогенных вредностей пренатального периода: заболеваний
матери, различных химических и лекарственных интоксикаций, воздействия
ионизирующей радиации, инфекций и других патогенных факторов.
Особое внимание должно быть уделено профилактике интранатальных
асфиксий и родовой травмы, которые нередко ведут к возникновению орга-
нических поражений ЦНС и тяжелых форм психического недоразвития.
В этой связи большое значение приобретают меры, направленные на улуч-
шение помощи беременным женщинам и совершенствование родовспоможе-
ния. Интенсивной борьбы требует ликвидация женского алкоголизма —
самой распространенной из внешнесредовых причин умственной отста-
лости.
Определенное значение для профилактики умственной отсталости
имеет предупреждение инфекций и травм новорожденных и детей раннего
возраста.
Возможность сокращения числа умственно отсталых лиц во многом
зависит от общих социальных мероприятий, направленных на улучшение
гигиенических условий среды, на устранение таких отрицательных социаль-
ных явлений, как пьянство и алкоголизм, на улучшение условий воспитания
детей раннего возраста, особенно в таких учреждениях, как дома ребенка и
детские дома. Устранение депривации при воспитании детей, оставшихся
без попечения родителей, должно способствовать сокращению числа детей
с умственной отсталостью и деформацией личности.
Гл а в а 3
ЗАДЕРЖКИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Задержки психического развития
—
пограничные с умственной отсталостью
(олигофренией) состояния, т.е. промежуточные формы интеллектуальной не-
достаточности между дебильностью и нормой.
Задержки психического развития, связанные с незрелостью психики и
мозговых структур, рассматриваются как отдельные группы состояний с
патологией развития (именно так они трактовались в
и МКБ-9) либо
как синдром, входящий в структуру того или иного неврологического,
психического или соматического заболевания
Распространенность задержек психического развития в детском насе-
лении (как самостоятельной группы состояний) составляет 1,2 и
% в
общей структуре психической болезненности. Задержки психического раз-
вития, естественно, в качестве синдрома встречаются значительно чаще.
680
нарушения при задержках психического развития прояв-
ляются в виде отставания развития различных сфер психической деятель-
ности — моторной, познавательной, эмоционально-волевой, речи с раннего
возраста вследствие замедления созревания соответствующих структур го-
ловного мозга.
Диагностирование задержки психического развития возможно с первых
месяцев жизни. В одних случаях на первый план выступает задержка раз-
вития эмоциональной сферы, в других преобладает задержка развития ин-
теллекта в виде пограничной умственной отсталости. Последнее иногда
сочетается с признаками недоразвития лобных и теменных долей мозга на
ЭЭГ [Благосклонова Н.К. и др., 1994].
Замедление созревания психических функций может варьировать от
легкой степени до выраженной. При легкой степени задержки психического
развития становление возрастных навыков запаздывает в пределах одного
возрастного периода; при средней степени становление возрастных двига-
тельных и речевых навыков, эмоциональных реакций, ручных умений, ком-
муникативных взаимодействий и других нервно-психических функций за-
держивается более чем на один возрастной период; при тяжелой степени
отставание в приобретении возрастных навыков превышает два возрастных
периода.
При легкой степени задержки психического развития выявляются и
признаки компенсации отстающей функции. При задержке развития сред-
ней степени, при сохраняющейся тенденции к компенсации сроки развития
психических функций значительно отстают от нормативов. Тяжелая степень
задержки развития, как правило, не содержит в своей структуре элементов
компенсации, и задержка психического развития характеризуется не только
ретардацией, но и разного рода аномалиями. Данный тип задержки психо-
моторного развития обычно отражает последствия внутриутробного или
интранатального повреждения головного мозга, и эти случаи являются наи-
более сложными в дифференциально-диагностическом отношении, особен-
но в плане отграничения от умственной отсталости.
Главные клинические признаки задержек психического развития (по
М.Ш.Вроно): запаздывание развития основных психофизических функций
(моторики, речи, социального поведения); эмоциональная незрелость; не-
равномерность развития отдельных психических функций; функциональ-
ный, обратимый характер нарушений.
Этиологические факторы задержек психического развития подразделя-
ются на конституционально-генетические, церебрально-органические и
психосоциальные. Некоторые врожденные и наследственные прогрессирую-
щие заболевания нервной системы в первые годы жизни так же манифес-
тируют задержкой психомоторного развития, но в этих случаях речь идет о
соответствующем синдроме, динамика которого определяется основным бо-
лезненным процессом. В некоторых случаях легких степеней задержки пси-
хического развития отмеченные нарушения в процессе последующего раз-
вития ребенка исчезают и диагноз ретардации психических функций сни-
мается.
Различают первичные и вторичные задержки психического развития
[Журба Л.Т., 1980; Лебедев
1981; Маслова
1991; Горюнова А.В.,
1994].
Первичные задержки
церебрально-органического генеза являются наи-
более распространенными нарушениями развития. В их основе лежат ги-
поксические, травматические, инфекционные, токсические и другие факто-
ры, действующие на развивающийся мозг в перинатальном периоде (родовая
681