Файл: Тиганов А.С. - Руководство по психиатрии (2 тома)Том 2.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.10.2020
Просмотров: 9979
Скачиваний: 24
травма, асфиксия, ранние инфекции, недоношенность, некоторые наслед-
ственные заболевания, эндокринопатии и др.), приводящие к негрубому
поражению головного мозга, не достигающему четкого органического де-
фекта.
Вторичные задержки
нервно-психического развития возникают на
фоне первично неповрежденного головного мозга при хронических сомати-
ческих заболеваниях (например, при пороках сердца), сопровождающихся
церебральной недостаточностью в виде минимальной мозговой дисфункции.
Обменные нарушения и связанные с ними токсические и гипоксические
воздействия при хронических соматических заболеваниях в сочетании с
неустойчивостью регуляции гомеостаза особенно в раннем возрасте приво-
дят к поражению нервной системы и приостановке психофизического раз-
вития. Отличительным признаком вторичных задержек психического разви-
тия является наличие в их структуре аффективных расстройств и замедлен-
ного формирования положительных эмоциональных реакций. В этих слу-
чаях на фоне низкого эмоционального тонуса наблюдается отставание аде-
кватных форм общения со взрослыми, долго не развивается эмоционально-
игровой характер коммуникаций, отсутствуют подражательные жесты, аде-
кватная мимика, задержаны начальные этапы речевого развития. Выход из
данных состояний часто бывает скачкообразным через ускоренное развитие
задержанных функций.
Особый вариант нарушений представляет
задержанное развитие с дис-
(расщеплением) и
дисгармоничностью
(неравномерностью)
развития отдельных психических функций. Наиболее характерным для этого
варианта является сочетание неравномерной задержки психических функ-
ций с аутизмом. Этот вариант задержки психического развития является
предвестником будущей психической патологии (аутизма, детской шизофре-
нии и др.).
При некоторых формах задержек психического развития большое место
в клинической картине занимают неврологические нарушения с гипервоз-
будимостью, гипертензионными, гидроцефальными, судорожными и цереб-
растеническими явлениями, а также с мышечной гипотонией и др. В других
случаях доминирует отставание интеллектуального развития. Последнее не-
обходимо отличать от состояний дефекта, наступивших вследствие психи-
ческих заболеваний (в первую очередь детской шизофрении и последствий
органических заболеваний мозга).
Детские неврологи [Журба
Мастюкова Е.М.,
ввели понятие
или
з а д е р ж к и
р а з в и т и я , которая обусловлена замедлением темпа созревания морфо-
функциональных структур головного мозга, и с п е ц и ф и ч е с к о й з а -
которая обусловлена поражением головного мозга.
В первые годы жизни в силу незрелости нервной системы у детей чаще
наблюдается дисфункция созревания двигательных и общих психических
функций. Поэтому обычно в раннем детстве речь идет об общей задержке
психомоторного развития с большей выраженностью отставания психичес-
ких функций. У детей же старше 3 лет становится возможным выделение
уже более очерченных психоневрологических синдромов.
Обоснованным является отнесение (Л.Т.Журба,
к вто-
ричным задержкам (без изначального церебрального органического дефекта)
нарушений психического развития при некоторых формах патологии зрения
и слуха, после тяжелой и длительной психотравмирующей ситуации, при
дефектах воспитания, особенно в условиях депривации и др. Последние ис-
следования в области психической депривации, особенно сенсорной (слепота,
682
глухота) и в результате сиротства, показывают, что выраженность деприва-
ционных задержек развития зависит от возраста ребенка. Если соответст-
вующий фактор воздействует с первых месяцев жизни, то он непосредст-
венно влияет на нервную систему. Но в тех случаях, когда слепота и глухота
являются врожденными, они сами по себе уже отражают патологию голов-
ного мозга, т.е. в этих случаях речь идет о первичной церебральной пато-
логии [Лангмейер Й., Матейчик 3., 1984; Калинина М.А., 1995; Просел-
кова М.Е., Козловская
1995; Строганова Т.А., 1995, и др.].
Существует деление задержек психического развития на
тотальную,
при которой созревание моторных и психических функций отстает более
или менее равномерно, и
парциальную,
когда на первый план выступает
отставание в развитии какой-либо одной функции.
Термин "тотальная задержка" чаще применяется по отношению к глу-
боким степеням умственной отсталости, а при пограничных формах чаще
употребляется термин "парциальная задержка".
Парциальные задержки обычно обусловлены упоминавшимся выше
физиологическим феноменом гетерохронии мозга, т.е. неодновременным
созреванием мозговых структур, что создает возможность диспропорцио-
нальности и асинхронности развития некоторых функций вплоть до задер-
жек формирования их. Наиболее наглядным примером являются различные
варианты парциального отставания в двигательном или речевом развитии.
Среди них выделяют
моторные
дислалии
и
дизартрии,
в
раннем и дошкольном возрасте, которые в дальнейшем выступают как
дисграфии, дискалькулии
и
дислексии.
При ограничении двигательного про-
странства (иммобилизации) наблюдается отставание в формировании стато-
кинетических функций, тогда как психические и речевые функции развиты
нормально, а иногда даже в большей степени. Аналогичные взаимоотноше-
ния складываются при дефиците зрительно-слуховых и когнитивных стиму-
лов.
К парциальной форме задержки психомоторного развития относится
задержка развития экспрессивной и импрессивной речи
или их смешанные
формы, что в раннем детском возрасте встречается особенно часто. Это
связано с тем, что у детей первых лет жизни при разном времени созревания
структур головного мозга, обеспечивающих сложную интегративную функ-
цию речи, имеется основа для физиологического несоответствия между
семантической, смысловой и речедвигательной функциями. При отсутствии
оптимального речевого контакта это и обусловливает появление различных
речевых расстройств. Задержка речи на доречевом этапе заключается в
позднем появлении интонационной выразительности крика, бедности и
редкости голосовых реакций, отсутствии или позднем появлении первых
слов и звукосочетаний, первых слов, первых фраз. Эти отклонения
могут возникать на фоне своевременного формирования внутренней речи,
но обычно сочетаются с задержкой семантической стороны речи. В одних
случаях они свидетельствуют о нарушении только моторного компонента
речи, а в других указывают на расстройства сенсорного восприятия, фоне-
матического слуха, гнозиса и являются ранними признаками интегративных
расстройств высших психических функций — чтения, письма, счета.
Возрастные особенности задержек психического развития характеризу-
ются возвращением на предыдущий уровень развития, т.е. предыдущий
возрастной период.
Так, на первом году жизни возможно отставание формирования двига-
тельных функций, угасания некоторых безусловных рефлексов и формиро-
683
вания установочных, цепных симметричных и асимметричных рефлексов
положения и выпрямления. Замедлено и часто непоследовательно форми-
рование таких двигательных актов, как удержание головы, переворот туло-
вища, сидение, вставание, ползание, ходьба и др. Развитие интегративных
психомоторных, т.е. целенаправленных, осознанных двигательных актов,
также отстает. Если речь идет о детях второго полугодия жизни, то обычно
очевидными становятся такие отклонения, как поздняя фиксация взгляда,
слабое прослеживание за предметами, отставание зрительно-моторной ко-
ординации, снижение познавательных интересов, недостаточность предре-
чевых этапов речи. Незрелость эмоционально-волевой сферы выражается в
позднем появлении улыбки и комплекса оживления, в запаздывании диф-
ференциации эмоциональных реакций на окружающее, в изменении общей
психической активности.
На 2-м году жизни при сохраняющейся задержке статических и кине-
тических функций на первый план выступает недостаточность познаватель-
ной деятельности и речи. Это проявляется в снижении ориентировочных
реакций внимания и исследовательского интереса, в отсутствии или недо-
статочности подражания, вялости игровой деятельности, затруднении при-
обретения навыков самообслуживания, недостаточном понимании обращен-
ной речи и запаздывании появления первых слов.
Если задержка психомоторного развития к 3 годам не регрессирует, то
характерным в этот период является отставание речевых функций, недоста-
точность познавательной и игровой деятельности и несформированность
возрастных форм поведения. Фразовая речь отсутствует или бедная с аграм-
матизмами и неправильным произношением, нет речевого подражания.
Затруднено освоение навыков самообслуживания. Игра остается примитив-
ной, нет ее усложнения или оно идет замедленно. Запас возрастных сведе-
ний и умений недостаточен, наблюдаются слабость первичных обобщений,
отсутствуют идентификация пола, способность выделять существенные при-
знаки предметов, нет дифференцированного интереса к интеллектуальным
формам игры. Моторные функции могут оставаться незрелыми, выражены
диспраксические отклонения.
Существует точка зрения, согласно которой клиническая картина за-
держек психического развития определяется присущими разным возрастным
периодам формами нервно-психического реагирования. Так, В.В.Ковалев
(1988) выделяет следующие уровни возрастного реагирования: соматовегета-
тивный — у детей от рождения до 3 лет, психомоторный — от 4 до 7 лет,
аффективный — от 5 до 10 лет, эмоционально-идеаторный — от
до 17 лет.
Хотя это деление, естественно, несколько искусственно, оно позволяет
понять многие особенности психопатологии детского возраста. В последние
годы в этой области выделены новые комплексы разнообразных психичес-
ких симптомов и синдромов, имеющих свои общие закономерности, наблю-
даемые в раннем детском возрасте и мало описанные в общей психиатрии.
Исходя из основных факторов риска развития психического дизонто-
генеза по В.В.Ковалеву, задержки психического развития можно разделить
на 3 клинические группы: 1) типичная задержка развития недифференци-
рованного генеза, при котором имеют место равномерная или парциальная
ретардация в целом или отдельных психических функций на фоне невроло-
гических симптомов минимальной мозговой дисфункции или без таковых.
Эта форма легкообратимая и маловыраженная; 2) задержка психического
развития церебрально-органического типа, характеризующаяся выраженнос-
тью нарушений развития (средней и большей степени), сочетанием с нев-
рологическими симптомами и частичной обратимостью отклонений; 3) за-
держка психического развития депривационного генеза при сенсорной деп-
ривации (у слепых и глухих) и деприваций материнской эмоциональной,
когнитивной, микросоциальной и др. (у детей-сирот). Последние две формы
нарушений психического развития в последние годы были изучены особен-
но подробно. В условиях слепоты и глухоты с первых лет жизни у детей
наблюдается особая форма задержки психического развития (с одновремен-
ной дизгармонией, дизритмичностью и искажениями развития) в виде "дез-
адаптационного синдрома", развивающегося в раннем возрасте и достига-
ющего своей наибольшей выраженности в период первого возрастного криза
(2,5—3,5 года), который в последующем трансформируется в особое разви-
тие личности дефицитарного типа [Козловская
1971; Матвеев В.Ф.,
Барденштейн Л.М., 1975; Строганова Т.А., 1994]. Аналогичные особенности
были отмечены у детей-сирот, воспитывающихся в условиях детских домов
с первого года жизни. У них также выявлены характерные задержки психи-
ческого развития с нарушением не только темпа, но и последовательности
этапов развития, с отчетливыми, эмоциональными (депрессивными) реак-
циями и нарушениями общения в виде депривационного парааутизма. К
возрасту 3—3,5 лет у детей-сирот с рождения формируется синдром сирот-
ства (депрессия, парааутизм, двигательные стереотипии и др.), который к
пре- и пубертатному возрасту складывается в характерное дефицитарное
развитие личности [Башина В.М., Проселкова М.Е., Козловская
1996;
Калинина М.А. и др., 1997].
Рассмотренные задержки психического развития характеризуются об-
ратимостью многих расстройств, т.е. относительно благоприятным прогно-
зом. В одних случаях такая задержка может полностью ликвидироваться
через ускоренную фазу созревания — скачок в развитии или через запозда-
лое развитие, в других может сохраняться некоторое недоразвитие той или
иной функции или происходит компенсация другими, иногда акселериро-
ванными функциями. В некоторых случаях остаются проявления сидрома
минимальной мозговой дисфункции и такие расстройства, как гиперкине-
тический синдром (синдром дефицита внимания), специфические рас-
стройства школьных навыков. Задержка психического развития в детстве
может стать и основой патохарактерологических нарушений развития лич-
ности.
4
ИСКАЖЕНИЯ И ДРУГИЕ НАРУШЕНИЯ
ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
АУТИСТИЧЕСКИЕ РАССТРОЙСТВА
Детский аутизм
—
нарушение психического развития, характеризующееся ау-
тистической формой контактов с окружающими, расстройствами речи и
моторики, стереотипностью деятельности и поведения, приводящими к нару-
шениям социального взаимодействия.
685
В настоящее время детский аутизм относят к группе так называемых
первазивных расстройств развития (pervasive developmental disorder). Эта
группа была выделена сравнительно недавно. Ранее же симптомокомплекс
детского аутизма описывался при разных формах психических расстройств
и фигурировал в литературе под названиями "ранний детский аутизм"
[Kanner L., 1943; Rutter M., 1979],
расстройство", "детский,
или
[Mahler M., 1952], "ранняя детская шизофре-
ния" [Bender L., 1947, 1964].
Термин
чаще используется в американской психиатрии
[Campbell M., Shay J., 1995]. Но многие специалисты по детскому аутизму,
в частности L.Wing (1989), Ch.Gillberg (1995), B.Rimland (1996), считают этот
термин неудачным, так как он, подчеркивая искажение психического раз-
вития, нивелирует структуру аутистических состояний, выводя за рамки
основного определения расстройства такой его главный признак, как аутизм.
Поэтому некоторые психиатры предлагают называть всю группу рассматри-
ваемых нарушений под названиями "расстройства аутистического спектра"
[Gillberg Ch., 1990] или "аутистически подобные расстройства"
P.,
1992], которые также нельзя признать удачными.
В русской версии международной классификации
аутисти-
ческие расстройства составляют группу нарушений, обозначенную как
расстройства развития",
которые определяются следующим обра-
зом:
группа расстройств, характеризующаяся качественными аномалиями в
социальном взаимодействии и общении и ограниченным, стереотипным, повто-
ряющимся набором интересов и деятельности.
Краткий исторический очерк.
В развитии проблемы детского аутизма выделяют
несколько основных этапов. Первый из них — донозологический — относится к
XIX — началу XX в. Он характеризуется первыми описаниями детей с поведением,
отличающимся стремлением к одиночеству и "уходами" от контактов с окружающи-
ми. Второй этап назван доканнеровским
годы XX столетия). Когда было
сформулировано понятие аутизма у взрослых больных
E.,
1920], возник
вопрос о возможности развития шизоидии (с характерной для нее аутичностью) в
детском возрасте
Т.П., 1927] и был описан "пустой аутизм" у детей [Lutz J.,
1937]. Третий этап — каннеровский
годы) назван по имени американского
психиатра
впервые в 1943 г. описавшего детей, неспособных к речевому
и аффективному контакту с окружающими. Наблюдавшиеся им дети с первых лет
жизни отличались неспособностью общаться даже с близкими людьми, однообраз-
ным поведением со стереотипиями (типа "верчения" руками и подпрыгиваний),
расстройствами речи и задержкой психического развития. Такого рода расстройства
стали называть "ранний детский аутизм", "детский аутизм Каннера" или "синдром
Каннера". Сам L.Kanner предположил, что в основе этого синдрома лежат врожден-
ные нарушения аффективного контакта с окружающими, что нашло отражение в
названии его первой публикации (1943).
Вскоре сходный синдром описал H.Asperger (1944), который от типичного
раннего детского аутизма Каннера отличался способностью детей к достаточно
высокому интеллектуальному развитию (его стали называть синдромом Аспергера).
Концепция раннего детского аутизма развивалась на фоне уже существовавших
в то время представлений о раннем слабоумии, шизофрении и шизоидии у детей.
Опираясь на эти взгляды, L.Kanner несколько изменил свою точку зрения на ранний
детский аутизм, допуская его принадлежность к расстройствам шизофренического
спектра, но отграничив от шизофрении и шизоидии. Синдром же Аспергера со
времени его описания рассматривается как проявление аутистической (шизоидной)
психопатии.
686