Файл: Тиганов А.С. - Руководство по психиатрии (2 тома)Том 2.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.10.2020
Просмотров: 9688
Скачиваний: 24
лениях о незрелости мозговых образований, так и на нейроанатомических
и компьютерно-томографических наблюдениях последних лет. Если макро-
скопически мозг больных детей обычно не имеет каких-либо особенностей,
то при микроскопии выявляется уменьшение размеров нейронов в гиппо-
кампе, энторинальной коре, миндалине, маммилярных телах и в некоторых
других отделах мозга, в том числе в мозжечке (уменьшение числа клеток
Пуркинье). При рентгеновской компьютерной и магнитно-резонансной то-
мографии были выявлены уменьшение размеров лобных и височных отделов
мозга, особенно слева, и расширение внутренних ликворных пространств.
Предполагают, что в пренатальном периоде возможны нарушение созрева-
ния нейронов, их преждевременная и повышенная гибель, а также наруше-
ния миграции под влиянием генетических или "экзогенных" факторов.
К патогенетически значимым
перинатальным факторам
относятся раз-
личные негативные воздействия в неонатальном, во время родов и раннем
постнатальном периодах. Это — кровотечения у матери во время беремен-
ности, употребление ею избыточного количества лекарственных веществ,
другие токсические и инфекционные воздействия на плод. К этой группе
представлений близко примыкают иммуновирусологические теории. К им-
мунологическим теориям относят, в частности, предположения о возмож-
ном наличии в крови матерей аутоантител (например, к некоторым серото-
ниновым рецепторам, белкам нейрофиламент и др.), нарушающих развитие
соответствующих элементов нервной ткани. Из вирусных инфекций наи-
большее внимание привлекают к себе вирусы краснухи, простого герпеса,
гриппа и цитомегаловирусная инфекция, которые особенно опасны на ран-
них стадиях развития плода.
Нейрохимические теории
ориентированы на функцию дофаминергичес-
кой, серотонинергической и опиатной систем мозга. Результаты целого ряда
биологических исследований дали основание предполагать, что функция
этих систем при раннем детском аутизме повышена. Считают, что с гипер-
функцией этих систем могут быть связаны многие клинические проявления
(аутизм, стереотипии и др.) заболевания. О правомерности таких предполо-
жений свидетельствует успешное применение во многих случаях галопери-
дола, антидепрессантов и налтрексона.
Нетрудно заметить, что все перечисленные теории полностью соотно-
сятся с таковыми при шизофрении. Поэтому до сих пор не исключена
возможность, что детский аутизм входит в круг эндогенных психических
расстройств шизофренического спектра. Необходимо сказать, что на разви-
тие представлений о патогенезе детского аутизма большое влияние оказали
работы отечественных детских психиатров по изучению структуры наруше-
ний развития у больных шизофренией детей, так как они отметили ряд
вариантов этих нарушений, а именно типы стигматизированного (шизотипи-
ческого), искаженного (шизоидного) и задержанного развития [Юрьева
1973]. К ним может быть добавлен и тип асинхронного развития, которое,
как правило, сопровождается задержкой развития [Башина В.М., 1970, 1980,
1989]. С нашей точки зрения, синдром детского аутизма Каннера должен
рассматриваться в континууме патологии личностного развития: конституцио-
нальные шизотипические и шизоидные варианты — промежуточные (синдром
раннего аутизма Каннера) состояния —
шизофренические
типы личностных изменений.
Особое внимание придается асинхронности развития функциональных
систем, т.е. дезинтегративному типу развития ЦНС при аутизме [Башина
1970, 1980, 1989; Козловская
1996; Mahler M., 1952; Fish В., 1975, и др.].
692
Некоторые авторы считали, что основные проявления раннего детского
аутизма могут быть связаны с недоразвитием активирующих систем мозга
[Мнухин С.С., Зеленецкая А.Е., Исаев Д.Н., 1967; Каган В.Е., 1981; Bosch
1962; Rutter
1966;
A., 1970].
Имеются также представления о расстройствах адаптационных меха-
низмов у незрелой личности с неустойчивостью и слабостью интеграцион-
ных процессов в нервной системе ребенка. Асинхронный характер развития
при детском аутизме может иметь общие истоки с явлениями "расщепле-
ния" при шизофрении. В связи с незрелостью ЦНС последние при детском
аутизме могут иметь иное клиническое выражение. Другими словами, свое-
образие классического детского аутизма заключается в том, что в его струк-
туре можно обнаружить и черты общего нарушения развития, и его асин-
хронность, и нарушения развития эндогенного характера. Именно поэтому
детский аутизм занимает промежуточное положение в приведенном выше
континууме расстройств.
Синдром Аспергера
Хотя синдром Аспергера был описан австрийским психиатром H.Asperger в 1944 г.,
он стал широко известен в мировой литературе только начиная с 1981 г., когда
L.Wing представила соответствующие наблюдения за детьми, отличавшимися отно-
сительно высоким уровнем интеллектуального функционирования и выраженными
нарушениями социального общения, назвав синдром по имени впервые выделивше-
го его автора. С этого времени в психиатрической литературе появилось много
публикаций, направленных на отграничение синдрома Аспергера от раннего
го аутизма Каннера, с одной стороны, и так называемого "высокофункционирую-
щего аутизма"
autism), с другой. В связи с последним существует
точка зрения, согласно которой синдром Аспергера является вариантом "высоко-
функционирующего аутизма", который может рассматриваться как менее тяжелая
форма раннего детского аутизма, при которой интеллект остается достаточно со-
хранным. Официальным признанием синдрома следует считать его введение в аме-
риканскую классификацию DSM-IV и в
(до этого он в этих классификациях
не значился).
Согласно первоначальным описаниям самого H.Asperger, синдром ха-
рактеризуется трудностями социальной интеграции детей в группы общения
со сверстниками, что свойственно здоровым детям. В этом отношении такие
дети напоминают больных с синдромом Каннера, но отличаются от них
достаточной сохранностью речи и большим развитием интеллекта, а также
более благоприятным прогнозом болезни в целом. H.Asperger назвал эту
форму аутизма аутистической психопатией детского возраста.
Распространенность
синдрома Аспергера точно не определена, так как
он трудно диагностируется в возрасте до 3 лет. В литературе наиболее часто
фигурирует показатель 1 больной на 10 000 детей (0,01 %). В этом случае
различия в частоте синдрома у мальчиков и девочек еще больше, чем при
детском аутизме Каннера и отношение между ними достигает 9:1 [Camp-
bell М., Shay J., 1995].
Клинические проявления.
Как и другие формы детского аутизма, син-
дром Аспергера начинается в раннем детском возрасте, но диагностируется
нередко только при поступлении больных в школу, когда очевидной стано-
вится трудность во взаимоотношениях с другими детьми. В дальнейшем
ограниченность общения нарастает, при этом достигая степени полного
693
отрыва от реальности, хотя чаще отношения с внешним миром для таких
детей неоднозначны — одни факторы реального окружения могут быть для
них значимы, другие имеют меньшее значение, а третьи вообще несущест-
венны (для нормально развивающегося ребенка они имеют равную значи-
мость). Общие интересы со сверстниками не привлекают таких детей. Обыч-
но
замещаются особыми интересами "заумного", отвлеченного харак-
тера. Стремление решения вопросов о "жизни", "мироздании" и т.п. сочета-
ется у этих детей с нелепым собирательством железок, картинок и других
предметов, не представляющих никакой ценности.
Несмотря на трудности общения, составляющие сущность аутизма,
интеллект и речь больных остаются достаточно сохранными. При средних
значениях IQ более высокими являются показатели вербального теста Век-
слера. У этих детей достаточно развито логическое мышление, хотя в мыш-
лении могут обнаруживаться тенденции к рассуждательству, символизму и
амбивалентности заключений. Речь при всей ее грамматической правиль-
ности обычно не направлена к собеседнику, изменены и ее мелодика, и
темп. Знания трудно репродуцируются и крайне неравномерны. Активное
и пассивное внимание неустойчивы.
Побуждения к действию неадекватны целям и аутистические интересы
в этом случае преобладают; именно на их выполнение больные направляют
основную энергию. Побуждения же к целенаправленной деятельности не-
достаточны. Поэтому поведение больных в целом определяют импульсив-
ность, противоположные аффекты и желания, отсутствие единства и внут-
ренней
Характерен внешний облик таких детей: обращает на себя внимание
отрешенное выражение обычно красивого лица ("лицо принца") с бедной
мимикой, взглядом, обращенным мимо собеседника, и неожиданной фик-
сацией взора на случайных предметах и окружающих лицах. Нередко выра-
жение лица становится сосредоточенно-самоуглубленным (брови сдвинуты,
взгляд направлен как бы внутрь себя). Выразительных мимических движе-
ний мало, жестикуляция обеднена. Моторика угловатая, движения недоста-
точно гармоничные и неловкие. Отмечаются также стереотипии (например,
раскачивания); временами стереотипные движения могут быть весьма плас-
тичными (и даже "сверхпластичными"). Аутистические игры часто опреде-
ляются непреодолимыми влечениями к ним.
Для больных с синдромом Аспергера характерна привязанность к дому,
сочетающаяся с отсутствием привязанности к близким.
На фоне описанных психических особенностей возможно развитие
аффективных расстройств, стертых навязчивостей, появление ипохондри-
ческих жалоб, фобий. Такого рода нарушения обычно возникают в периоды
физиологических кризов, иногда под влиянием травмирующих внешних
факторов.
О
течении
синдрома Аспергера судить трудно, так как пока не сущест-
вует достаточно широких клинических катамнестических исследований. Из-
вестно, однако, что больные с этим синдромом могут обучаться в обычной
школе (хотя они пребывают в школьном коллективе обособленно и счита-
ются эксцентричными), но чаще более адекватным для них является обуче-
ние в специальных школах для детей с поведенческими девиациями. В даль-
нейшем относительно достаточное развитие формальных функций интел-
лекта сочетается с нарушениями социальной адаптации и недостаточно
полным использованием полученных знаний. Существуют наблюдения, что
у больных с синдромом Аспергера нередко развиваются обсессивно-ком-
пульсивные и биполярные аффективные расстройства.
Этиология и патогенез
синдрома Аспергера, так же как и раннего дет-
ского аутизма, остаются неясными. Наибольшее значение придается гене-
тическим факторам, обусловливающим врожденный характер нарушений.
Об этом свидетельствуют факты накопления случаев данного синдрома в
семьях больных с этим расстройством и иногда повышенная частота секун-
дарных случаев не только синдрома Аспергера, но и раннего детского
аутизма. Но наряду с представлениями о генетической обусловленности
этого синдрома многие психиатры допускают, что он возникает в результате
пренатального и перинатального повреждения
Синдром Ретта
Синдром Ретта отличается от описанных двух синдромов аутистических расстройств
его наличием практически только у девочек, возникновением после периода нор-
мального развития, выраженной нейроморфологической патологией и сочетанием
психических расстройств с тяжелыми неврологическими нарушениями.
Синдром Ретта в течение последних двух десятилетий активно изучается во
всем мире, о чем свидетельствует создание Международной ассоциации синдрома
Ретта (International Rett Syndrome Assocciation). Помимо
большой вклад
в его изучение внесли японский исследователь Isibano и др. (1976) и особенно
шведский ученый B.Hagbert (1980). В настоящее время он интенсивно изучается
специалистами многих стран мира, в том числе России [Башина В.М. и др., 1993,
1997].
Синдром Ретта обычно возникает у детей с нормально протекавшими
беременностью, родами и развитием в течение первых месяцев жизни (иног-
да до
мес). Затем происходят остановка в развитии и катастрофический
регресс всех форм психической деятельности с возникновением моторных
аутизма и прогрессирующего моторного снижения, последую-
щей инвалидизации и смерти.
Распространенность.
M.Campbell и J.Shay (1995) указывают частоту слу-
чаев синдрома у женщин от 1:10 000 до 1:15 000, подчеркивая, что синдром
практически не встречается у мужчин. Н.Л.Горбачевская и В.Ю.Улис (1997),
представляя обзор данных, прозвучавших на специальном конгрессе по
синдрому Ретта в 1996 г., указывают, что, по современным данным, частота
этого синдрома варьирует от 0,72:10 000 до 3,5:10 000; среди всех умственно
отсталых девочек заболеваемость синдромом составляет 2,48 %. Среди глу-
боко умственно отсталых женщин — не менее 10 %. Случаи возникновения
синдрома Ретта у мальчиков единичны (при этом речь идет скорее о пред-
полагаемом синдроме).
Клинические проявления.
Течение синдрома Ретта подразделяется на
стадии.
I стадия определяется как аутистическая. Она характеризуется останов-
кой в психическом развитии ребенка, снижением или исчезновением инте-
ресов к играм и окружающим людям. Длительность этой стадии несколько
месяцев. Поведение ребенка в целом на этом этапе почти не отличается от
того, что наблюдается при других аутистических синдромах у детей. Обра-
щает на себя внимание понижение мышечного тонуса и замедление роста
II стадия — "быстрого регресса" — определяется смягчающимися ау-
695
тистическими расстройствами и быстро наступающим распадом речи, ап-
раксией и общим моторным беспокойством.
В кистях рук появляются движения моющего и потирающего характера.
Больные царапают себя, жуют пальцы рук. Наблюдаются также и другие
насильственные движения: дотрагивание руками до подбородка, головы,
груди; нанесение кулаками ударов по щекам, подбородку, заведение рук за
спину и т.п. Перечисленные движения совершаются непрерывно, реже через
небольшие интервалы, насильственно, за исключением периода сна или при
фиксации рук. Пропадает способность к удерживанию в руках предметов
(вложенные в руки игрушки, ложка тут же выпадают). В связи с постоян-
ными движениями потирающего характера в области II и III фаланг I и II
пальцев развиваются гипертрофия мышц, мозолистые утолщения и экско-
риация кожных покровов
и V пальцев рук и соответственно в области
пястных костей, напротив, заметно истончение и атрофия мышц. Меняется
походка детей — они широко расставляют ноги при ходьбе и двигаются
покачиваясь (эти изменения характерны для атаксической походки). Отме-
чаются также мышечная дистония, временами переходящая в атонию или
гипертонию; легкая атрофия мышц стоп и голеней (по типу носков), си-
нюшность кожных покровов и холодность их на ощупь, а также рекурвация
в суставах, приводящая к частому спотыканию и трудностям спуска с
лестницы. Движения туловища обедняются, голова втягивается в плечи.
Гипертонус шейных и плечевых мышц сочетается со сколиозом и кифоско-
лиозом. При прогрессировании описанных нарушений дети вообще теряют
способность к изменению положения тела (из положения лежа не могут
сесть или встать).
На этой стадии болезни больные выглядят отгороженными от внешнего
мира. Сохраняющаяся реакция слежения глазами крайне истощаема; появ-
ляются гримасничание, нахмуривание бровей, зажмуривание глаз. Выражен-
ность аутистического отрешения изменчива и временами появляется легкая
тенденция к общению, когда выявляется и определенная сохранность эмо-
ционального отношения к родным. Но большую часть времени поведение
остается однообразно-монотонным.
У больных на II стадии может расстраиваться дыхание: учащенное
дыхание сопровождается внезапным апноэ с напряжением мышц шеи и
плечевого пояса. Иногда это состояние переходит в общее напряжение с
приведением рук к телу и нередко сопровождается гортанным криком.
Длительность этих состояний исчисляется секундами, после чего восстанав-
ливается нормальное дыхание. Подобные состояния имеют тенденцию к
повторению через разные промежутки времени. В некоторых случаях при
подобном нарушении дыхания происходит заглатывание воздуха с развитием
пневматоза кишечника. Длительность стадии "быстрого распада" — от не-
скольких недель до нескольких месяцев, реже лет.
III стадия — "псевдостационарная" — характеризуется слабоумием с пол-
ной утратой речи (сохраняются лишь контуры отдельных слов и слогов).
Более длительное время сохраняется лишь понимание простейших жестов
бытового содержания. Движения в кистях рук в этот период отличаются
меньшим мышечным напряжением и урежаются; появляется крупноразма-
шистый тремор головы, туловища, рук, усиливающийся при попытке вы-
полнения направленных движений. Утрачивается даже способность жевать,
появляются поперхивания, а затем нарушается и глотание, и больные пере-
ходят на сосание.
В
случаев у больных возникают эпилептиформные припадки (малые
696