Файл: Тиганов А.С. - Руководство по психиатрии (2 тома)Том 2.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.10.2020
Просмотров: 9686
Скачиваний: 24
и большие судорожные). Наблюдаются также атипичные приступы по типу
вздрагиваний, с ознобоподобными явлениями, дрожью всего тела во время
сна. В ряде случаев наблюдается гиперкинез в группах мышц верхнего
плечевого пояса в виде частых повторов, что напоминает приступы фокаль-
ной эпилепсии.
Общая активность детей быстро обедняется, приобретая характер бес-
цельной ходьбы взад и вперед, во время которой может возникать мимолет-
ный интерес к игрушкам. Больные подходят к ним, приближают к ним лицо,
касаются губами.
Сохраняются глазная реакция "глаза в глаза" и реакция
на
зов, но они резко отставлены во времени и кратковременны. В отношениях
с матерью и близкими для ребенка лицами сохраняется только "тактильная
игра" (свойственная детям первого года жизни) с возможностью легкого
эмоционального оживления.
Эта стадия может длиться несколько лет (иногда 10 лет и более), в
течение которых отрешенность от внешнего мира и аутистические проявле-
ния нивелируются и даже появляется некоторое оживление интереса к
окружающему. Одновременно несколько смягчается насильственность "мо-
ющих" и других движений в кистях рук.
IV стадия — "тотального слабоумия" — в соответствии с названием ха-
рактеризуется полной утратой не только речи, но и способности к ходьбе и
жеванию, а также распадом других жизненных навыков. Нарастают невро-
логические симптомы (развиваются спинальная атрофия, спастическая ри-
гидность, с наибольшей выраженностью в конечностях), которые на этой
стадии преобладают в клинической
Смерть наступает в разные
сроки — обычно между 12—25 годами от начала заболевания, что практи-
чески соответствует и возрасту больных.
Этиология и патогенез.
Современные представления о причинах и ме-
ханизмах развития заболевания основаны на многочисленных данных, сви-
детельствующих о наличии выраженной патологии на самых различных
уровнях организма, — от психического и нейрофизиологического до нейро-
химического и анатомического, а также на результатах генетических иссле-
дований.
В настоящее время накоплено достаточное количество данных, свиде-
тельствующих о наследственной природе синдрома. Так, по данным
N.S.Thomas и соавт. (1996), все пары монозиготных близнецов конкордант-
ны по синдрому Ретта, в то время как дизиготные всегда дискордантны;
существуют семьи, в которых синдром Ретта наблюдался у двух и более
женщин (тети и племянницы, родные сестры, полусибсы по материнской
линии, матери и дочери). При эпидемиологических и генеалогических ис-
следованиях
К. et al., 1996; Preza В. et
1996] было установлено
неравномерное географическое распределение больных с накоплением их в
небольших, в основном сельских, районах, получивших название "Ретт-
ареалов", представляющих собой подобие популяционных изолятов (в Нор-
вегии, Италии, Албании, Венгрии). Тем не менее единой точки зрения на
механизм наследственной передачи синдрома Ретта пока не существует.
Большинство исследователей склоняются к гипотезе о Х-сцепленном доми-
нантном наследовании болезни, но попытки картировать ген на хромосоме
X не увенчались успехом. Поэтому была предложена гипотеза существова-
ния стартовой премутации, которая через поколения может приводить к
полной мутации [Akesson H.O. et al., 1996].
Нейроморфологические данные послужили основанием для появления
697
гипотезы прерванного развития мозга
D., 1996]. Она основывается
на том, что у больных отмечаются замедление и остановка в росте и
развитии мозга в целом и нейронов, в частности наряду с замедлением
развития других органов и систем. На первом этапе нейроанатомических
исследований стали говорить о псевдомикроцефалии при синдроме Ретта, а
при изучении биопсийного материала вначале были выявлены атрофия
нервных клеток и пролиферация астроглии, а в последующем отмечены
снижение степени пигментации черной субстанции и аксональная дегене-
рация в хвостатом ядре. Атрофия паренхимы мозга в дальнейшем была
подтверждена при компьютерной рентгеновской и магнитно-резонансной
томографии. В последние годы П.В.Беляченко (1996) установил снижение
числа шипиков на дендритах и нарушение структуры дендритного дерева
нейронов коры и базальных ганглиев, свидетельствующие о патологии меж-
клеточных (синаптических) связей, что поддерживает гипотезу о нарушении
развития мозга, а не его атрофии. Этой гипотезе соответствуют данные о
снижении плотности глутаматных рецепторов в базальных ганглиях [Blue M.
et
1996], дофаминергических нейронов в хвостатом ядре [Perry B.D. et
1996], снижении функции холинергической системы
G., 1996], а
также факты об ослаблении мозгового кровотока и интенсивности обменных
процессов в лобных отделах мозга, полученные с помощью позитронно-
эмиссионной томографии [Скворцов И.А., 1997; Bjerre I., 1996] и нейрофи-
зиологических исследований [Горбачевская Н.Л. и др., 1996].
В связи с гипотезой о прерванном развитии особый интерес представ-
ляют результаты исследования при синдроме Ретта фактора
нервов:
были выявлены его снижение в цереброспинальной жидкости [Rikonen R.,
1996] и повышение титра аутоантител к этому фактору в крови [Башина
В.М. и др., 1996]. В связи с этим появились предположения о существенной
роли в генезе синдрома Ретта нейротрофических факторов.
Н.В.Симашкова, Н.Л.Горбачевская и соавт. (1996) подчеркивают, что время
возникновения заболевания совпадает с критическим периодом психичес-
кого развития нейроморфологических, нейрохимических и нейрофизиоло-
гических перестроек мозга, в которых, возможно, задействованы механизмы
программирования апоптоза.
Аутизм после приступов шизофрении
Этот вид аутизма в отечественной детской психиатрии обычно называют
детским аутизмом процессуального генеза (имеется в виду эндогенный бо-
лезненный процесс). В
этот вид расстройств называется атипичным
психозом, который входит в группу атипичного аутизма. Этот психоз начи-
нается не с первого года жизни, а у детей
возраста после
периода нормального психического развития. Изменения в состоянии и
развитии у этих детей обычно возникают аутохтонно и нарастают постепен-
но. Состояние вначале характеризуется неврозоподобными, аффективными
нарушениями, к которым затем присоединяются кататонические, кататоно-
гебефренные расстройства и другие позитивные симптомы, свойственные
детской шизофрении. По выходе из психоза в клинической картине обна-
руживаются остановка в умственном развитии, изменения моторики (появ-
ление моторных
нарушения речи, расстройство самосознания,
симптомы протодиакризиса, эмоциональное оскудение и выраженный ау-
тизм. Таким образом, после перенесения приступов шизофренического пси-
698
хоза формируется особое дефицитарное состояние, сходное с синдромом
Каннера. Следует отметить, что в этих случаях наблюдается не весь ком-
плекс расстройств, свойственных синдрому Каннера. Рассматриваемый ва-
риант аутизма отличается от последнего наличием также резидуальных ка-
татонических, аффективных, а иногда неврозоподобных симптомов и пери-
одическим их усилением.
расстройства
К
этой группе аутистических расстройств относятся атипичные формы дет-
ского аутизма — случаи их возникновения при определенных формах кли-
нической патологии, когда поражение мозга является одним из основных
проявлений заболевания — различных органических мозговых процессов,
вызванных хромосомными болезнями (болезнь Дауна, ФКУ, синдром
Х-ломкой хромосомы и др.) и тяжелых обменных нарушений в организме.
Для аутизма в таких случаях характерно его развитие на фоне выраженной
в той или иной степени умственной отсталости.
Аутистический синдром при умственной отсталости проявляется в
меньшей степени, представлен не всем комплексом свойственных ему при-
знаков, т.е. является неполным и стертым. В этих случаях больше всего
нарушена способность к общению с окружающими, но и эта особенность
выражена значительно меньше по сравнению с ранним детским аутизмом
Каннера. Отсутствуют также атетозоподобные стереотипные моторные фе-
номены, менее изменена и эмоциональность, больные сохраняют привязан-
ность к матери. Иногда аутистические проявления усиливаются или, наобо-
рот, смягчаются, становясь почти незаметными, в динамике основного
заболевания. По мере прогрессирования основного заболевания, а иногда и
просто в связи со взрослением больных они, как правило, исчезают. В кли-
нической картине в этих случаях наряду с умственной отсталостью большое
место занимают признаки соматического дизэмбриогенеза, характерные для
того или иного основного заболевания.
Парааутистические расстройства
Среди парааутистических расстройств наибольшее практическое значение
имеет
психогенный
который впервые был описан
L.Nissen в 1975 г., а в отечественной детской психиатрии в работах
М.О.Проселковой, В.М.Башиной, Г.В.Козловской (1996),
М.О.Проселковой (1997). L.Nissen наблюдал его у детей 3—4 лет, лишенных
матерей и воспитывающихся в детском доме.
Психогенный аутизм проявляется нарушениями общения и недостаточ-
ностью коммуникативных функций, задержкой развития речи и моторных
навыков. Будучи предоставленными самим себе, такие дети молча занима-
ются однообразной игрой или проводят время в бездействии, лежа на полу.
Иногда у них можно выявить застывание в одной позе и эхолалию. Пери-
одически у них может возникать моторное беспокойство в виде бега, прыж-
ков или длительного однообразного раскачивания, верчения кистей рук,
сосание пальцев, одежды. В общении со взрослыми они крайне неактивны
и подчас безучастны; не реагируют на обращения к ним, показ игрушек,
даже самых красочных и ярких. У них отсутствует ориентировочная реакция
699
на новые предметы и людей: в этой ситуации не возникает ни оживления,
ни любопытства, ни страха; не возникает радости при виде сладостей, а
также при виде щенка или котенка, что так типично для здоровых детей.
Аутичность детей может достигать степени псевдослепоты и псевдоглухоты.
Только повторная тактильная, звуковая, зрительная стимуляция позволяет
выявить у них ориентировочную реакцию в виде слежения глазами. При
этом при отсутствии реакции на раздражители обычной громкости и силы
они могут реагировать на императивный приказ, высказанный повышенным
тоном. Многие дети равнодушны к смене привычного стереотипа.
Поведение детей в целом в этих случаях напоминает таковое при
синдроме Каннера, но в отличие от последнего дети с психогенным аутиз-
мом при активной стимуляции способны к обучению и подражанию (на-
пример, игровых действий). У них не обнаруживается негативизма и пара-
доксальности реакций.
При отсутствии матери у них, естественно, не формируется система
мать — дитя, даже если есть замещающее мать лицо. Эмоциональная сфера
таких детей недоразвита. У них возможно развитие депрессивных состояний
с плаксивостью, соматическими жалобами,
адинамией и
астенией, которые создают дополнительную основу для измененного эмо-
ционального реагирования.
Аутистические расстройства ведут к вторичной задержке умственного
развития.
По мере взросления ребенка-сироты парааутистический синдром пре-
терпевает частичное обратное развитие. С запозданием формируется речь,
расширяются способности к общению, реже возникают депрессивные со-
стояния. Но вместе с тем все более отчетливо выступают особенности
личности, эмоциональная незрелость, в ряде случаев затруднения в установ-
лении межличностных связей (как со взрослыми, так и со сверстниками),
недостаточная способность к сопереживанию и сниженная мотивация к
труду (иногда с рентными установками). Вместе с проявлениями задержки
умственного развития пограничного уровня это формирует своеобразный
дефицитарный тип личности.
Причиной развития психогенного аутизма является депривационный
фактор — сиротство, обусловливающий дефицит экзогенной сенсорной,
когнитивной и эмоциональной стимуляции на раннем уровне развития
соответствующих систем организма. Принято считать, что при психогенном
аутизме прежде всего страдает эмоциональная сфера, а задержка развития
когнитивных функций, лежащая в основе формирования социальной актив-
ности и поведения, является вторичной. В связи с особой ролью фактора
эмоциональной депривации описанный психогенный парааутизм определя-
ется также как
депривационный
аутизм.
Другие формы депривационного аутизма.
Элементы аутистических рас-
стройств могут отражаться на особенностях поведения и личности больных,
лишенных полноценного общения с окружающим миром в случаях зритель-
ной, слуховой (при слепоте, глухоте, глухонемоте) и иной депривации (на-
пример, при невозможности передвигаться при
Но такие формы
аутистических расстройств отличает не только сохранность эмоциональной
сферы, но и ее повышенная чувствительность к внешним воздействиям,
раздражительность и аффективная лабильность. Полностью отсутствуют мо-
торные проявления аутизма и стереотипии в поведении. Временная задерж-
ка психического развития и речи (за исключением случаев глухонемоты)
корригируется педагогическими воздействиями в специально созданных ус-
700
ловиях, и такие дети могут достигать высокого уровня интеллектуального
развития, хотя в некоторых случаях они и будучи взрослыми остаются менее
общительными или общительными в ограниченном круге близких людей.
Лечение и организация помощи больным с аутизмом
Специфической терапии аутистических расстройств не существует и поэто-
му терапия носит преимущественно симптоматический характер. Основная
цель лечения этих больных — воздействие на психопатологические симпто-
мы и связанные с ними нарушения поведения, а также соматоневрологи-
ческие проявления заболевания, стимуляция развития функциональных сис-
тем: когнитивных функций, речи, моторики, необходимых
или
поддержание их сохранности, создание предпосылок и возможности обуче-
ния. Используются фармакотерапия (психо- и соматотропными средства-
ми), психотерапия, физиотерапия и методы психолого-педагогической кор-
рекции.
Все виды лечебных воздействий при детском аутизме применяются на
основе индивидуальной клинической оценки состояния больных (включая
коморбидные расстройства).
Фармакотерапия
у больных детским аутизмом показана при выражен-
ной агрессивности, самоповреждающем поведении, гиперактивности, сте-
реотипиях и расстройствах настроения. В этих случаях используются ней-
ролептики, транквилизаторы, антидепрессанты и седативные препараты.
Нередко при детском аутизме для снятия страха, возбуждения моторных
применяют галоперидол в дозах 0,25—1,5 мг в день (0,01—0,02
мг/кг массы тела). Рекомендуется начинать лечение с самых малых доз,
крайне медленно их повышать, поскольку седативный эффект может про-
явиться даже при самых минимальных дозах. При правильно выбранных
дозах осложнений при лечении галоперидолом не возникает. В редких
случаях развиваются дискинезии, в том числе поздние, которые вначале
трудно выявить на фоне массивных
и насильственных движе-
ний. Лечение галоперидолом в случае необходимости может быть поддер-
живающим (есть наблюдения, что оно оказывается эффективным при
склонности больных к реакциям гнева, раздражительности и при эмоцио-
нальной лабильности). Важно, что галоперидол даже при относительно
длительном его применении не мешает проведению психотерапии, психо-
логической коррекции, процессу обучения. В тех случаях, когда галоперидол
оказывает чрезмерное седативное действие, может применяться пимозид
(0,5—1 мг в день).
При синдроме Ретта противопоказано применение хлорпромазина, по-
скольку этот препарат может способствовать усугублению эпилептиформных
явлений [Campbell M., Shay J., 1995] и не дает эффекта при насильственном
гиперкинезе, как, впрочем, и некоторые другие нейролептики и транквили-
заторы.
Из антидепрессантов предпочтительно применение трициклических
антидепрессантов, препаратов типа амитриптилина, в частности триптизола
(соответственно по 6,25 и 12,5 мг в день) в сочетании с финлепсином
(50—100 мг в день). Имеются также первые сообщения о положительном
эффекте флуоксетина.
При детском аутизме с гиперкинетическим синдромом может быть
применен депакин (вальпроат натрия). Оптимальная доза его в этих случаях
701