Файл: Тиганов А.С. - Руководство по психиатрии (2 тома)Том 2.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.10.2020
Просмотров: 9973
Скачиваний: 24
100—200 мг в день, а также сонапакс (10—20 мг в день). Из антисудорожных
средств предпочтительны ламотриджин и депакин.
Для коррекции расстройств сна могут применяться транквилизаторы,
гипнотики и средства, направленные на нормализацию циркадного ритма
сон — бодрствование, в частности мелатонин. Последний был предложен
для лечения нарушений сна при синдроме Ретта [Arthur A., 1996].
Положительный эффект оказывает нейропротективная терапия. Общее
улучшение состояния больных в некоторых случаях дает лечение церебро-
лизином [Башина В.М. и др., 1996].
Есть отдельные сообщения о возможности использования в некоторых
случаях налтрексона, клонидина, пропранолона и др. При проведении фар-
макотерапии необходима особая осторожность, так как больные с аутисти-
ческими расстройствами в силу возрастных особенностей и характера самого
заболевания (в структуру которого могут входить многочисленные сомати-
ческие и неврологические отклонения) нередко оказываются повышенно
чувствительными к медикаментозным воздействиям (возможны необычные
реакции и осложнения). Для предупреждения последних во всех случаях
требуется тщательное обследование, включающее биохимические исследо-
вания крови, функции печени и почек, компьютерную томографию,
электроэнцефалографию и др. Кроме того, необходимо учитывать, что такая
терапия проводится не в обычном психиатрическом стационаре, а часто в
условиях дома и детского сада, т.е. вне медицинского учреждения.
Психотерапия
при детском аутизме направлена как на самого ребенка,
так и на его родных. В первом случае целью ее является коррекция пове-
денческих расстройств и снятие у ребенка тревожности, страхов, во втором —
на смягчение эмоциональной напряженности и тревоги у членов семьи,
особенно у родителей, и привлечение их к повседневной работе с ребенком
после ознакомления с приемами правильного обращения с ним, обучения
особенностям воспитания.
Психотерапия при детском аутизме является неотделимой частью
общей психокоррекционной работы и поэтому проводится различными спе-
циалистами. Оптимальный состав группы специалистов, осуществляющих
лечение и психолого-педагогическую коррекцию детей-аутистов: детские
психиатры, неврологи, логопеды, психологи, педагоги-воспитатели, сестры-
воспитательницы, музыкальные работники (эвритмисты).
работа
при детском аутизме осуществляется поэтапно.
Эти этапы определяются индивидуально в соответствии со степенью выра-
женности аутистического дизонтогенеза. Практическое осуществление кор-
рекционной работы основано на специальных программах обучения и ор-
ганизации целенаправленных занятий и игр, адаптированных для специа-
лизированных детских садов и обычных детских ясель и садов, а также на
применении их в домашних условиях и дневном стационаре
1
. В зависимости
от особенностей состояния больных используются два режима лечения —
щадящий и активирующий. Поскольку в большинстве случаев коррекцион-
ная работа проводится с детьми раннего возраста, то большое место в ней
занимает использование индивидуальной и групповой игротерапии.
На предварительном этапе в коррекционных программах на основе
простейших тактильных, пантомимических и других видов контактов с ре-
В последнее время появились специализированные дневные стационары для
детей-аутистов.
702
бенком в условиях свободного выбора и полевого поведения проводится
оценка уровня его развития, запаса знаний и поведенческих навыков спе-
циалистами разного профиля. Эта оценка служит основой для разработки
индивидуального плана лечебно-коррекционных мероприятий.
В большинстве случаев к периоду начала работы с детьми запас знаний
у них и характер игровой деятельности отстают приблизительно на 2—3
возрастных порядка. У них преобладает манипулятивная игра, отсутствует
партнерство, нет соотнесения игры с истинным назначением игрушек, не
возникает ориентировочной реакции на новые игрушки и лиц, участвующих
в игре, нет реакций подражания.
На первых этапах работы с ребенком отрабатывается реакция оживле-
ния и слежения, формируется зрительно-моторный комплекс. Далее, в про-
цессе манипуляций с предметами развивают тактильное, зрительно-тактиль-
ное, кинестетическое, мышечное восприятие. Одновременно вырабатывают-
ся связи между определенными частями тела, их словесными обозначениями
и видами движений. Все это дает возможность сформировать у ребенка
представление о собственном теле (его частях, правой и левой сторонах).
Затем проводится работа по воспитанию навыков самообслуживания, учас-
тия в элементарной целенаправленной деятельности.
На следующем этапе задача усложняется переходом от манипулятивной
игры к сюжетной. Наиважнейшим направлением работы остается побужде-
ние к деятельности,
повторение одних и тех же игр, форми-
рование игровых штампов с постоянным использованием зрительно-мотор-
ного комплекса. Постепенно осуществляется переход от более простых к
более сложным формам игр и к самой моторной деятельности. Конкретно,
последовательно, многократно излагается и показывается порядок всех иг-
ровых действий. Словесные комментарии даются в максимально краткой,
однообразной форме.
Собственно педагогические программы направлены на обучение детей
понятиям числа, счету, определению временных категорий, углублению
ориентировки в форме предметов и в пространстве. Дети-аутисты с трудом
переходят от одного вида движений к другому, не подражают, не воспроиз-
водят последовательной цепи действий, в особенности моторных, сочетан-
ных с речевыми ответами. Им трудно по требованию врачей воспроизводить
недавно усвоенные знания и особенно знания из долговременной памяти
(но такие знания могут легко всплывать аутохтонно, вне связи с контекстом
занятий). Следует учесть, что при становлении речи у них обнаруживается
декодирование слов.
От этапа к этапу решается задача усложнения деятельности. Следует
обратить внимание на увеличение предлагаемого объема навыков и знаний.
Любые задания следует по возможности предлагать в наглядной форме.
Речевые объяснения должны быть всегда простыми, одинаково выраженны-
ми, повторяющимися по нескольку раз, в одной и той же последователь-
ности, голосом разной громкости (от тихого до громкого) и тональности.
После усвоения определенных программ деятельность ребенка начинает
постепенно видоизменяться и иногда скачкообразно может перейти на более
высокий уровень. В этом случае дети переходят от пассивного к осознан-
ному овладению некоторыми навыками, у них формируются осознание "Я"
и способность к отграничению себя от других лиц. Задачей последующих
этапов коррекционной работы является постепенное усложнение деятель-
ности с переходом от индивидуальных к групповым занятиям, еще позднее —
к сложным играм и упражнениям в группах из 3—5 детей.
703
Логопедическая работа
после определения речевой патологии должна
быть направлена на развитие слухового внимания, фонематического и ре-
чевого слуха. Осуществляются постановка звуков, их автоматизация, вводят-
ся дыхательные, голосовые упражнения. Особенно важными являются зада-
чи расширения словарного запаса, развития способности к составлению
предложений по картинкам, их сериям, работа над текстом, состоящим из
бесед, пересказа, проигрывания, "драматизации" разных тем, воспроизведе-
ние стихотворной речи и др. В оценке эффективности логопедической
работы нужно иметь в виду, что речь как наиболее молодая функция
страдает у аутистов в первую очередь и поэтому восстанавливается посте-
пенно и позднее других функций.
Психологическая коррекция
также начинается с диагностики проявлений
психического дизонтогенеза ребенка в условиях общей и игровой деятель-
ности. Основной задачей такой коррекции является вовлечение детей-ау-
тистов в разные виды индивидуальной и групповой деятельности, форми-
рование способности к регуляции поведения. В этом случае используются
игры с жесткой последовательностью событий и действий, их многократное
проигрывание. Освоение системы игровых штампов способствует формиро-
ванию у этих детей памяти, внимания, восприятия. В процессе таких заня-
тий создается возможность переноса усвоенного в игровой ситуации на
предметно-практическую ориентировку в окружающем.
Коррекционная работа в целом может рассматриваться как коррекци-
онная реабилитация. Такая реабилитация обычно охватывает физиологичес-
ки благоприятные для развития ребенка сроки — возраст 2—7 лет. Но кор-
рекционные мероприятия необходимо продолжать и в последующие годы
(8—18 лет). Они должны заключаться в систематическом проведении кор-
рекционных занятий ежедневно в течение месяцев и лет, ибо только в этом
случае может быть достигнута социальная адаптация больных.
Клиническую и педагогическую работу на всем ее протяжении жела-
тельно дополнять нейрофизиологическими исследованиями (электроэнце-
фалографией). Такие исследования позволяют объективизировать структур-
но-функциональное созревание ЦНС у детей с аутизмом в процессе онто-
генеза и терапии.
АКСЕЛЕРАЦИЯ
Акселерация
—
ускорение (в среднем на 1—2 года) физического, интеллектуаль-
ного и сексуального развития, в целом или
Для парциальной
акселерации характерны дизритмичность и неравномерность психофизичес-
кого развития.
Феномен акселерации особенно в старших детских возрастах много-
кратно освещался в литературе [Лебединская
1970; Личко Л.Е., 1979;
Ковалев
1985; Winter К., 1975; Oudschoorn D., 1993]. Тем не менее его
причины остаются малоизученными. Среди них упоминаются урбанизация,
смешанные межнациональные браки, улучшение питания (особенно в раз-
витых странах) и даже радиация. Не изучена и распространенность акселе-
рации как психопатологического феномена. Психическая акселерация, как
правило, сопровождается ускорением физического развития.
Акселерация может быть г а р м о н и ч н о й . Так называют те случаи,
когда отмечается соответствие уровня развития не только психической и
соматической сфер, но и отдельных психических функций. Но гармоничная
704
акселерация встречается исключительно редко. Чаще наряду с ускорением
психического и физического развития отмечаются выраженные соматовеге-
тативные дисфункции (в раннем возрасте) и эндокринные нарушения (в
более старшем). В самой психической сфере наблюдается дисгармония,
проявляющаяся ускорением развития одних психических функций (напри-
мер, речи) и незрелостью других (например, моторики и социальных навы-
ков), а иногда соматическая акселерация опережает психическую. Во всех
этих случаях имеется в виду д и с г а р м о н и ч н а я акселерация. Типич-
ным примером последней является сложная клиническая картина, отражаю-
щая сочетание признаков акселерации и инфантилизма.
Акселерация в раннем детском возрасте имеет ряд особенностей. Ус-
корение психического развития по сравнению с возрастной нормой даже на
всегда делает ребенка "трудным", уязвимым к стрессовым, осо-
бенно к психологическим ситуациям, которые не всегда улавливаются взрос-
лыми.
Акселерация может быть как самостоятельным клиническим феноме-
ном, так и наблюдаться в рамках других психопатологических синдромов.
В связи с этим может быть упомянут диспропорциональный вариант ин-
фантилизма с характерным для него обилием "взрослых" черт в речи,
мимике и поведении, а также эндокринный тип инфантилизма — "малень-
кие старички" при гипофизарном субнанизме. Большой интерес представ-
ляет социально-психологический вариант психической акселерации, кото-
рый развивается при излишне "интеллектуализированном" воспитании ре-
бенка (обычно среди взрослых) и социальной депривации в виде изоляции
его от детского коллектива. В последнем случае речь может идти как об
особом типе воспитания, так и вынужденной изоляции в связи с тем или
иным неврологическим и соматическим заболеванием,
ограничи-
вающим подвижность ребенка (детский церебральный паралич, пороки
сердца и т.п.).
Прогноз изменения психического развития в виде акселерации в целом
благоприятен, ибо, как правило, ее проявления с возрастом сглаживаются.
В редких случаях интеллектуальная акселерация сохраняется, проявляясь
выраженной одаренностью в той или иной, а иногда и во многих сферах
психической деятельности.
ПСИХИЧЕСКИЙ ИНФАНТИЛИЗМ
Термин "инфантилизм" был введен E.Lasegue в 1864 г. Он обозначает
относительно равномерную задержку темпа психического и физического
развития человека.
Психический инфантилизм
—
незрелость личности с преимущественным
отставанием в развитии эмоционально-волевой сферы и сохранением детских
качеств личности.
У детей психический инфантилизм проявляется в сохра-
нении черт поведения, присущих более младшему возрасту. Но в раннем
возрасте признаки эмоционально-волевой незрелости и
уровня
поведенческих мотиваций выявляются с трудом. Поэтому о психическом
инфантилизме по существу можно говорить лишь начиная со школьного и
подросткового возраста, когда присущие психическому инфантилизму осо-
бенности начинают выступать более отчетливо. Достаточно типичными для
детей этого возраста являются преобладание игровых
над учеб-
ными, непонимание и неприятие школьной ситуации и связанных с ней
45—1701
дисциплинарных требований, что приводит к социальной и школьной дез-
адаптации.
Во взрослой психиатрии симптомы психического инфантилизма рас-
сматриваются в рамках изменений личности при различных психических
заболеваниях (E.Kraepelin).
По отношению к детям с задержками развития термин "психический
инфантилизм" был введен в начале XIX в. немецким психиатром G.Anton,
но он рассматривал его как "парциальный инфантилизм" (в отличие от
"тотального инфантилизма" при олигофрении). В отечественной психиат-
рии эта тема получила свое развитие в трудах М.О.Гуревича, Г.Е.Сухаревой,
В.В.Ковалева, К.С.Лебединской и др.
В раннем детском возрасте в связи с присущей ему физиологической
гипертимией и большой зависимостью эмоциональных характеристик от
условий социальной среды воспитания и индивидуальных особенностей
установление психического инфантилизма, особенно его легких форм, за-
труднено. Однако педиатры и неонатологи [Долецкий
1976; Гаврю-
шов
1982] отмечали инфантильные особенности эмоционально-воле-
вой сферы и личности детей, формирующиеся в условиях длительной и
частичной госпитализации, при повторных хирургических операциях и др.
Исходя из анализа психологических и психопатологических проявлений,
М.О.Гуревич (1932) и В.В.Ковалев (1985) считали, что наряду с эмоциональ-
но-волевой незрелостью для психического инфантилизма в детстве харак-
терны "моторный инфантилизм" и большая или меньшая пограничная
интеллектуальная недостаточность. Динамика и исходы психического ин-
фантилизма изучены недостаточно и требуют специальных исследований.
психического инфантилизма, по данным психиат-
рической эпидемиологии детского возраста, довольно значительна — 1,6 %.
Причинами психического инфантилизма
чаще всего являются относитель-
но легкие поражения головного мозга — инфекционные, токсические и дру-
гие, включая травмы и асфиксию плода. Особенно неблагоприятными счи-
таются в этом отношении последний триместр внутриутробного периода и
период родов. Предполагается также избирательность поражения функцио-
нальных систем головного мозга, определяющаяся асинхронностью их ин-
тенсивного формирования и тропностью действия того или иного фактора
в соответствующий, наиболее чувствительный период. Не меньшая роль в
генезе инфантилизма отводится и конституционально-генетической пред-
расположенности, а также психогенным факторам
виде особенностей
воспитания — гипо- или гиперопеки, деспотического воспитания и т.п. [Ле-
бединская К.С., 1982; Ковалев
1985].
Различают 4 основных варианта инфантилизма:
гармонический (про-
стой), дисгармонический, органический
и
психогенный.
Наиболее существенными признаками психического инфантилизма яв-
ляется эмоционально-волевая незрелость, которая выражается в несамосто-
ятельности, повышенной внушаемости, стремлении к получению удоволь-
ствия от игровой деятельности, беспечность, незрелость чувства долга, от-
ветственности, неумение подчинять свое поведение требованиям, неспособ-
ность сдерживать проявления чувств, волевого напряжения. Предпосылки
психического инфантилизма в первые годы жизни: слабый уровень мотива-
ций, низкий исследовательский интерес, симбиотическая привязанность к
матери, отсутствие стремления к самостоятельности. О снижении темпа
созревания эмоциогенных структур мозга свидетельствуют длительно сохра-
няющаяся диффузная, склонная к генерализации общая двигательная, ми-
706