Файл: Тиганов А.С. - Руководство по психиатрии (2 тома)Том 2.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.10.2020
Просмотров: 9763
Скачиваний: 24
симптоматикой нередко наблюдаются продуктивные, главным образом аф-
фективные или бредовые расстройства. Они выявляются примерно у 50 %
больных [Штернберг Э.Я., 1967; Селезнева Н.Д., 1990]. Аффективные нару-
шения, чаще в виде хронического гипотимического аффекта, субдепрессив-
ных реакций на собственную несостоятельность или психотравмирующую
ситуацию в связи с болезнью наблюдаются на этой стадии более чем у 30 %
больных. Нередко субдепрессивные симптомы сочетаются с тревогой, исте-
роформными или ипохондрическими симптомами. Бредовые расстройства
в виде эпизодических или протрагированных бредовых идей ущерба, воров-
ства, реже — идей отношения, преследования или ревности выявляются на
ранних этапах болезни примерно у 25 % больных. Примерно у такой же
части больных, обычно при более раннем начале болезни, обнаруживаются
церебрастенические симптомы в виде повышенной утомляемости и жалоб
на головную боль.
Продолжительность инициальной стадии может варьировать от 15 до
20 лет. При этом существует обратная зависимость между длительностью
этого начального периода болезни и возрастом больного к ее началу. Рас-
хождение в средней продолжительности инициальной стадии при начале
заболевания до 50 и после 60 лет составляет 7 лет.
Распознавание болезни на ее начальной стадии представляет значитель-
ные трудности, что объясняется нерезкой выраженностью когнитивных на-
рушений, в том числе корковых очаговых расстройств. Характерный син-
дром афато-апракто-агностической деменции еще не сформирован. У боль-
ных отмечается определенная степень сохранности социальной адаптации,
а начальные проявления заболевания отличаются вариабельностью как по
выраженности тех или иных когнитивных расстройств, так и по разнообра-
зию их сочетаний. Вносят свой вклад в дифференциально-диагностические
трудности и нередко присутствующие на этом этапе болезни продуктивные
психопатологические расстройства.
Вариабельность инициальных проявлений болезни послужила основа-
нием для выделения различных ее вариантов. B.Favre (1941) выделял "псев-
дососудистый" вариант,
(1960, 1965)
называемый прес-
биофренный вариант с длительным (многолетним) преобладанием амнести-
ческого синдрома.
Анализ особенностей инициальных проявлений и их корреляций с
возрастом начала и темпом
дальнейшего развития забо-
левания позволил вьщелить два основных типа инициального этапа болезни:
так называемый очаговый и амнестический [Селезнева
1990]. Выде-
ление этих вариантов основано на преобладании среди инициальных рас-
стройств амнестических нарушений или корковых дисфункций. При очаго-
вом типе начала болезни Альцгеймера, который встречается у большинства
больных (64 %), возможно изолированное преобладание какой-либо одной
корковой дисфункции ("моноочаговый" вариант) или множественное пора-
жение высших корковых функций ("полиочаговый" вариант). Оба варианта
очагового типа начала болезни встречаются приблизительно с равной час-
тотой. При амнестическом типе начала заболевания, который встречается
приблизительно у
больных, прогрессирование нарушений памяти значи-
тельно опережает развитие корковых очаговых расстройств. В зависимости
от характера личностных изменений, обычно сопровождающих прогресси-
рование мнестических нарушений, выделены два варианта
типа: с преобладанием психопатоподобных расстройств; с преобладанием
нивелировки личностных особенностей и
Начало заболева-
ния по амнестическому и моноочаговому типу характерно для более раннего
(до 60 лет) дебюта болезни, а полиочаговый вариант чаще встречается при
более позднем возрасте начала болезни.
Н а с т а д и и к л и н и ч е с к и
п р о я в л е н и й б о л е з -
ни (стадия у м е р е н н о й д е м е н ц и и ) преобладают признаки синдро-
ма нарушений высших корковых функций, вызываемого поражением ви-
сочно-теменных отделов головного мозга, т.е. симптомы дисмнезии, дисфа-
зии, диспраксии и дисгнозии. Наряду с выраженными расстройствами памя-
ти, касающимися как возможности приобретения новых знаний и запоми-
нания текущих событий, так и воспроизведения прошлых знаний и опыта,
у больных отмечаются нарушения ориентировки во времени, а часто и в
окружающей обстановке, тяжелые нарушения собственно интеллекта (вы-
раженное снижение уровня суждений, серьезные трудности в аналитико-
синтетической деятельности), а также инструментальных его функций —
речи, праксиса, гнозиса, оптико-пространственной деятельности. Перечис-
ленные нарушения на этапе умеренной деменции достигают такой степени,
что это не позволяет больным самостоятельно справляться с какими-либо
профессиональными или общественными обязанностями. Они могут выпол-
нять только простую рутинную работу по дому, их интересы крайне огра-
ничены, им необходимы постоянная поддержка и помощь даже в таких
видах самообслуживания, как одевание, личная гигиена и т.п.
На этом этапе появляются различные неврологические симптомы: по-
вышение мышечного тонуса, единичные эпилептические припадки (абор-
тивные и генерализованные), паркинсоноподобные расстройства (акинети-
амиостатические) или диссоциированные невроло-
гические синдромы (скованность без ригидности, амимия без общего аки-
неза, изолированные расстройства походки), а также различные, чаще всего
хореоподобные и миоклонические, гиперкинезы.
Тем не менее больные, как правило, длительно сохраняют основные
личностные особенности, чувство измененности или собственной неполно-
ценности и адекватное эмоциональное реагирование на болезнь. Даже при
выраженном слабоумии и тяжелых корковых очаговых расстройствах, когда
больные уже неспособны к какой-либо развернутой критической оценке
своего состояния, они нередко со слезами на глазах жалуются, что "голова
не работает", "памяти нет", проявляют своеобразную растерянность и дают
аффективную реакцию на свою несостоятельность. На этапе умеренной
деменции, помимо встречающихся на более ранних стадиях болезни про-
дуктивных расстройств (которые становятся все более фрагментарными),
наблюдаются кратковременные психотические эпизоды экзогенного типа:
состояния галлюцинаторной спутанности, делириозные эпизоды, а также
состояния психомоторного возбуждения. Важно отметить, что такие психо-
тические эпизоды обычно не сопровождают ухудшение соматического со-
стояния (как это бывает при сенильной деменции). Они свидетельствуют об
усилении прогредиентности заболевания.
Как показали длительные наблюдения, при болезни Альцгеймера фор-
мирование характерного для этой стадии заболевания синдрома афато-ап-
ракто-агностической деменции происходит по определенным закономернос-
тям [Штернберг Э.Я., 1967]. Постепенный распад высших корковых функ-
ций (речи, праксиса, гнозиса, счета и др.), неразрывно связанный с разви-
тием слабоумия, представляет собой наиболее характерную клиническую
особенность болезни Альцгеймера.
Центральное место в клинической картине прогрессирующего слабо-
68
умия занимает распад памяти, который следует закономерностям прогрес-
сирующей амнезии, т.е. распространяется от более сложных, позднее при-
обретенных и менее прочно закрепленных знаний и навыков к рано при-
обретенным, более организованным и автоматизированным. Как правило,
амнестический синдром при болезни Альцгеймера относительно редко (и
только в рудиментарной форме) сопровождается патологическим оживле-
нием прошлого и характерным для сенильной деменции "сдвигом ситуа-
ции в прошлое", а конфабуляторная продукция бывает скудной или отсут-
ствует.
Нарушение запоминания и возможности усвоения новых знаний и
опыта в сочетании с прогрессирующим распадом прошлых запасов памяти
являются тем фоном, на котором развиваются расстройства внимания, ос-
мысливания и восприятия окружающего и начальные симптомы будущих
корковых очаговых нарушений. Например, оптико-пространственные рас-
стройства постепенно как бы "вырастают" из нарушений оптического вни-
мания, неустойчивости зрительных установок и своеобразной рассеянности.
Первоначально они проявляются нарушениями пространственной ориен-
тировки в малознакомой местности, позднее в привычной местности и
хорошо знакомой обстановке. На этапе умеренной деменции выражены
расстройства зрительной ориентировки в окружающем пространстве и нару-
шения узнавания оптико-пространственных соотношений. В дальнейшем ок-
ружающее пространство как бы утрачивает для больных всякую структуру:
они перестают узнавать расстояния, расположение предметов, направление
и перспективу.
Аналогичным образом симптомы апраксии постепенно "вырастают" из
относительно рано появляющихся нарушений привычных навыков — у ок-
ружающих возникает впечатление, что больные разучились выполнять при-
вычную работу (например, шить, готовить и т.д.). Вначале эти нарушения
непостоянны и касаются наиболее сложных действий, тогда как элементар-
ные действия и автоматизированные формы деятельности остаются сохран-
ными. На этапе умеренной деменции эти симптомы обычно перерастают в
стойкую апраксию, особенно в случаях с ранним появлением симптомов
диспраксии. У таких больных наступает более выраженный распад деятель-
ности, причем страдают не только план и последовательность действий, но
и моторный компонент праксиса: больные выглядят не только бестолковы-
ми и беспомощными, но и моторно неловкими. В отдельных случаях (чаще
при "моноочаговом" варианте инициальных расстройств) нарушения мотор-
ных компонентов праксиса (в виде моторной неловкости) появляются рань-
ше — уже на инициальном этапе болезни.
Речевые расстройства также в большинстве случаев развиваются в оп-
ределенной последовательности — амнестически-афатические симптомы
как бы "вырастают" из отчетливо выраженного амнестического синдрома.
Это касается не только амнестической афазии (называния тех или иных
предметов), но и начальных сенсорно-афатических симптомов и даже на-
рушений экспрессивной речи. Развитие нарушений импрессивной речи про-
ходит ряд стадий ограниченного понимания: вначале нарушается понимание
логико-грамматических конструкций при сохранности фонематического
слуха и понимания отдельных слов. В дальнейшем развивается тотальная
афазия, отличающаяся относительной редкостью
и логореи, ха-
рактерной для сенсорной афазии иного происхождения. Распад экспрессив-
ной речи проходит ряд этапов нарастающего оскудения речи — от обеднения
словарного запаса, упрощения семантического и грамматического постро-
69
ения речи и затруднений в произнесении отдельных слов и слогов ("споты-
кания", "заминки") до типичных нарушений словообразования (дизартрии),
речевых автоматизмов (логоклонии, палилалии) и эхолалических форм речи.
Нарушения речевой функции часто сопровождаются повышением речевой
активности вплоть до речевого возбуждения, реже — речевой аспонтаннос-
тью. Однако описанная последовательность распада речи не является един-
ственно возможной. В некоторых случаях (обычно при "моноочаговом" типе
инициальных расстройств) нарушения экспрессивной речи могут опережать
нарушения импрессивной речи.
Расстройства чтения, письма и счета, наблюдающиеся при болезни
Альцгеймера как проявления корковых очаговых расстройств, так же отли-
чаются своеобразием клинических проявлений и характерными закономер-
ностями своего развития. В частности, установлено раннее развитие рас-
стройств письменной речи, сочетающееся с акалькулией, алексией, апрак-
сией и разными формами нарушений оптико-пространственной деятель-
ности. Примерно у 25 % больных нарушения письма опережают расстрой-
ства устной речи. В структуре аграфии большое место занимают нарушения
оптико-пространственной деятельности: больной сначала перестает писать
параллельно расположенными строками, располагает их косо или беспоря-
дочно. Позднее искажается написание слов: слова пишутся неслитно, раз-
рываются на слоги или отдельные буквы, они располагаются далеко друг от
друга, на разной высоте, несколько букв пишется на одном и том же месте;
при попытке копировать больные только обводят рисунок. Позднее воз-
можность письма утрачивается полностью. В других случаях при тенден-
ции к двигательным стереотипиям наблюдаются "стереотипии письма"
(повторение одного и того же слова или буквы, размашистые круговые
движения вместо письма) или стереотипные каракули с тенденцией к мик-
рографии.
Для алексии, развивающейся при болезни Альцгеймера, характерны те
же клинические особенности, что и для нарушений письменной речи. На-
рушения чтения также нередко опережают афатические расстройства, отли-
чаясь от них более быстрым темпом развития. Не всегда имеется и парал-
лелизм с развитием аграфии. Иногда больные с тотальной афазией могут
читать вслух, но чтение про себя, т.е. понимание прочитанного, уже невоз-
можно. Некоторые больные читают вслух бегло и без ошибок (паралексий),
хотя смысловое понимание чужой речи утрачено уже полностью. Иногда
больные скорее угадывают текст, нежели его читают или читают по буквам,
по слогам, не соединяя их в слова. Недостаток понимания при чтении вслух
находит свое выражение в отсутствии смысловых ударений и пауз, а также
адекватной речевой мелодии.
Нарушение счета (акалькулия) в некоторых случаях может быть веду-
щим расстройством в структуре корковых нарушений на начальных этапах
развития болезни. В этих случаях, свидетельствующих о вовлечении в бо-
лезненный процесс теменно-затылочных отделов мозга, акалькулия сочета-
ется с выраженной аграфией и так называемой агнозией пальцев рук [Снеж-
1949], т.е. утратой возможности правильно называть пальцы
рук при сохранной способности показывать их по инструкции. Обычно
расстройства счета развиваются в такой последовательности: раньше нару-
шаются операции деления и умножения, позднее вычитания и в последнюю
очередь сложения. При письменном счете рано утрачивается понимание
условных арифметических знаков (раньше всего деления и умножения).
70
В дальнейшем утрачивается понимание и абсолютной величины чисел и их
количественных соотношений
Как показали результаты проспективного наблюдения больных, тип
инициальных расстройств определяет темп прогредиентности болезненного
процесса и особенности структуры синдрома на этапе умеренной деменции
[Селезнева
1990]. В частности, на протяжении длительного периода
развития деменции сохраняется определенное соотношение между выражен-
ностью нарушений высших корковых функций и тяжестью мнестико-интел-
лектуальных расстройств. Так, при "амнестическом" типе начала болезни
на стадии умеренной деменции наблюдается более выраженный темп про-
грессирования
снижения по сравнению с на-
растанием корковых очаговых расстройств; в структуре нарушений речи и
праксиса преобладают амнестические компоненты. При "моноочаговом"
типе инициальных расстройств на этапе умеренной деменции сохраняется
опережающий темп распада высших корковых функций по сравнению с
нарастанием расстройств памяти и интеллекта. Корковые очаговые рас-
стройства уже на этом этапе отличаются тяжестью и тотальностью, т.е. в
структуре афазии и апраксии нарушены как мнестический, так и моторный
компоненты, рано выявляется неврологизация афатических, агностических
и апрактических расстройств.
начале болезни по "полиочаговому" типу
формирование структуры умеренной деменции может развиваться по раз-
ным сценариям: а) с относительно пропорциональным прогрессированием
расстройств памяти, интеллекта и корковых дисфункций и б) с более бы-
стрым распадом памяти и интеллекта по сравнению с развитием корковых
очаговых расстройств. Формирование структуры умеренно выраженной де-
менции в соответствии с первым вариантом чаще встречается при начале
болезни в более раннем возрасте, а второй тип развития характерен при
появлении первых симптомов болезни в возрасте 60 лет и старше.
С т а д и я т я ж е л о й д е м е н ц и и характеризуется крайне тяжелым
распадом памяти. Больные сохраняют только скудные фрагменты запасов
памяти, возможность ориентировки ограничивается фрагментарными пред-
ставлениями о собственной личности. Суждения и какие-либо мыслитель-
ные операции становятся по существу недоступными больным, им необхо-
дима постоянная помощь даже в элементарном самообслуживании; у них
нарушен самоконтроль за функцией тазовых органов. На завершающем
этапе тяжелой деменции (т.е. конечном этапе) наступает тотальный распад
памяти, интеллекта и всей психической деятельности больного.
на этом этапе может достигать степени полного распада
способности к организованному и адекватному действию, хотя существует
значительная вариабельность ее тяжести и тотальности. В случае тотальной
апраксии речь идет о своеобразном распаде моторики: больные не могут
выполнять какие-либо законченные, плавные, целенаправленные движения.
Преобладают либо простейшие ритмичные и итеративные (т.е. чисто нев-
рологические) типы движений, нередко сочетающиеся со стереотипиями
(потирание рук, поглаживание халата, хлопание в ладоши, потирание стола
и др.). При этом утрачивается возможность выполнения даже элементарных,
автоматизированных двигательных актов, когда больные не могут подни-
маться по лестнице, ходить или садиться. Они стоят в какой-то неловкой,
неестественной позе, толкутся на месте, садятся боком, иногда рядом со
стулом, иногда как бы застывают над стулом, не зная, как сесть, и т.д.
Агнозия также достигает своей крайней степени — больные перестают
не только узнавать окружающих или определять какие-либо предметные
71