Файл: Тиганов А.С. - Руководство по психиатрии (2 тома)Том 2.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.10.2020
Просмотров: 9797
Скачиваний: 24
На более ранних этапах восстановления должны применяться другие
воздействия, в частности метод психостимулотерапии, разработанный в
Институте нейрохирургии им. Н.Н.Бурденко РАМН [Доброхотова Т.А., Зай-
цев
Гогитидзе
1991].
Традиционная психотерапия.
Опыт использования психотерапии распро-
страняется в основном на больных, перенесших черепно-мозговую травму
легкой и средней степени тяжести
Б.Д., 1985]. Подчеркива-
ется, что она возможна только с момента осознания больным факта травмы,
стойкого возвращения сознания и установления продуктивного контакта
пациента с врачом [Морозов A.M., 1986, 1989]. К основным видам такой
психотерапии относятся рациональная, суггестивная, поведенческая психо-
терапия и методы аутогенной тренировки.
Рациональная психотерапия —
наиболее распространенный и доступный
метод, применяемый для реабилитации больных с черепно-мозговой трав-
мой. Она заключается в проведении с пациентом целенаправленных бесед
и разъяснении особенностей его заболевания и состояния. В ходе такого
лечения путем доказательного (логического, аргументированного) убежде-
ния вызываются изменения поведения больного, его установок, отношения
к себе и окружающей действительности, проводится коррекция ошибочных
суждений и реакций.
Суггестивная терапия.
Этот метод в реабилитации больных с травмати-
ческим повреждением мозга, особенно с тяжелым, имеет меньшее значение.
Основным приемом является суггестия — внушение, которое проводится
психотерапевтом или другим специалистом, имеющим высокий авторитет у
больного. Часто бывает в виде бездоказательной команды (призыва или
лозунга), вызывающей у больного определенные мысли, чувства, образы,
ощущения, движения, вегетативные реакции. Может проводиться в бодрст-
вующем состоянии или в вызванном непосредственным воздействием пси-
хотерапевта сне (гипнотерапия, внушение на фоне гипноза).
Поведенческая терапия
заключается в закреплении желательных форм
поведения и устранении патологических путем специальных тренировок, а
также в образовании условнорефлекторных связей.
Методы аутогенной тренировки.
Это вид психотерапии, когда больной
выступает и как источник, и как объект воздействия. Его обучают специ-
альным формулировкам самовнушения, направленного на улучшение само-
чувствия.
Цель и задачи этого метода основаны на представлениях,
сложившихся в психиатрических исследованиях больных, пострадавших от черепно-
мозговой травмы. Путем активной внешней стимуляции, направленной на измене-
ние содержания психической деятельности, возможна активизация функции полу-
шарий мозга: правого — при прослушивании музыки [Гасанов
и др., 1982],
левого — при вербальном воздействии. Целесообразна более ранняя стимуляция
мозговой активности. Активизация мозга вначале может не выявляться клинически,
однако имеются изменения на ЭЭГ.
При психостимуляции нужно учитывать, что в основе ее лежит своего рода
трехвременная структура психической деятельности — осуществляющаяся в настоя-
щее время, отражающая прошлый опыт и предопределяющая ее будущее содержа-
ние. В связи с этим в задачи психотерапии входят: 1) восстановление навыков
осуществления психической деятельности, 2) оживление накопленных больным зна-
ний, в том числе чувственных (о близких людях, привычных ситуациях, событиях и
т.п.) и абстрактных знаний, полученных в процессе учебы и общения с окружаю-
щими; 3) восстановление произвольного начала психической деятельности, иници-
187
ативы, активного стремления к завершению действий, поступков, сложной познава-
тельной и психомоторной деятельности со значимым для больного результатом.
Задачи психостимулотерапии решаются путем создания специальных
условий и методичного использования различных приемов, одни из которых
содержат элементы сенсорной стимуляции [Wilson S.L. et
1991; Wood R.L.,
1991], другие — познавательной [Solberg M.M., Mateer C.A., 1991] или ней-
ропсихологической [Цветкова
1985] реабилитации, третьи — поведен-
ческой терапии
F.A. et al., 1988; Lennox D., Brune P., 1993].
Все применяющиеся стимулы можно разделить на две группы. Первая —
неречевые воздействия, среди которых выделяют тактильные, слуховые,
зрительные, эмоциональные и другие стимулы, в качестве которых может
выступать и вся окружающая ситуация в целом. Во вторую группу объеди-
нены речевые воздействия: обращения к больному, инструкции (просьбы),
вопросы, информационные сообщения, разъяснительные и коррекционные
беседы.
Практически на всех стадиях восстановления психической деятельности
применяется сочетание тех и других воздействий. Но преобладание невер-
бальных стимулов вначале сменяется преимущественным использованием
речевых воздействий в дальнейшем. Целесообразно чередовать воздействия,
направленные на преимущественную активизацию правого и левого полу-
шарий головного мозга, при этом, опираясь на относительно сохранные
(восстановившиеся) процессы, стараться возобновить нарушенные.
Психостимулотерапия должна осуществляться не только специалистами
(врачами, методистами, средним медицинским персоналом), но и родствен-
никами и близкими больного.
В коме и близком к ней вегетативном состоянии приемы направлены
на вызывание у больного возможно более разнообразных элементарных
ощущений. Целесообразно чередование стимулов, несходных по направлен-
ности на различные анализаторы, по силе (например, по громкости звука),
по местонахождению источника воздействия. Обязательно сочетание знако-
мых и незнакомых раздражителей. Стимулы должны не только содержать
информацию, но и нести разнообразную эмоциональную окраску. Эмоци-
ональному оживлению способствует присутствие рядом с больными родных
и близких, что необходимо обеспечить как можно раньше.
На стадиях восстановления словесного контакта (мутизм с пониманием
речи, дезинтеграция речи) сочетаются и чередуются просьбы, вопросы,
информационные сообщения, которые должны исходить как от знакомых
(близких), так и от незнакомых лиц. Используется то успокаивающий, то
требовательный тон, чередуются доброжелательность, озабоченность, него-
дование, мягкий юмор. Особенно важным является создание условий, тре-
бующих от больного ответов — вначале жестами, а потом и устных, а также
спонтанных реплик.
На стадии восстановления ориентировки отдельные вопросы и вся
беседа в целом должны строиться таким образом, чтобы привести больного
в активное состояние, удержать его в нем, побудить пациента задуматься
над вопросом, заметить свои ошибки, вызвать неудовлетворенность ими,
заставить вести поиск подсказок в окружающей обстановке.
После восстановления всех видов ориентировки (на стадиях интеллек-
туально-мнестической недостаточности и психопатоподобных синдромов)
приемы способствуют поиску самим пациентом различных компенсаторных
механизмов (например, записывание сведений при нарушениях памяти),
188
побуждают больного осуществлять контроль за своими эмоциями и поведе-
нием (в этом плане психостимулотерапия приближается к поведенческой
терапии).
Методы психосоциального воздействия
часто являются решающими в
плане возвращения больных в семью, общество, к производительному труду.
Речь идет о терапии средой, занятостью и трудовой терапии.
Терапия средой
therapy) — воздействие путем изменения непо-
средственного окружения больного — внешней обстановки и микросоциаль-
ной среды таким образом, чтобы вызвать коррекцию продуктивных психо-
патологических нарушений и способствовать стимуляции активности боль-
ных в преодолении дефицитарных расстройств.
При осуществлении этого вида терапии придается значение удобству,
просторности, хорошей освещенности, приятному внешнему виду помеще-
ний, где находится больной; взаимоотношению больного с соседями по
палате и медперсоналом. Особую работу проводят с родственниками и
близкими больного, привлекая их к сотрудничеству в целенаправленном
устранении болезненных проявлений. Этот аспект лежит и в основе семей-
ной терапии, главным методом которой является психопедагогическая ра-
бота с родственниками больных, в результате которой возникает групповое
взаимодействие, направленное на изменение межличностных отношений в
семье. При этом важным является не только приспособление больного к
среде, но и среды к нему.
Терапия занятостью
(occupational therapy) — вид социотерапии, при ко-
торой больные привлекаются к различным, преимущественно продуктив-
ным занятиям, имеющим характер хобби, — творчеству, домоводству, раз-
влекательно-познавательным и спортивным мероприятиям. Этот вид тера-
пии имеет целью стимулировать социальную активность больных путем
развития различных форм проведения досуга, обогащение внутреннего мира
и расширение круга интересов. Пассивные формы (прослушивание расска-
зов, музыки, просмотр кино, посещение театров) постепенно сменяются
активными (участие в обсуждении, собственное творчество).
Трудовая терапия —
лечение производительным трудом от простых ее
видов в щадящих условиях (в том числе в больничных и внебольничных
учреждениях) до промышленной реабилитации, осуществляемой на пред-
приятиях.
Психиатрическая реабилитация
Под психиатрической реабилитацией при черепно-мозговой травме пони-
мается проведение мероприятий, направленных на восстановление прежнего
(или максимально приближенного к нему) психического и социального
статуса пострадавших. Поставленная задача решается в 3 этапа, сопостави-
мых с таковыми при других психических заболеваниях [Кабанов М.М.,
1985]: 1) восстановительная терапия, целью которой является предотвраще-
ние формирования психического дефекта, усиление различных компенса-
торных механизмов и восстановление нарушенных
больного функций
(проводится чаще всего в остром периоде травмы в условиях стационара);
2) реадаптация — приспособление больных к условиям внешней среды, сти-
муляция начальных проявлений социальной активности (проводится пре-
имущественно в промежуточном периоде травмы в реабилитационных уч-
реждениях или в амбулаторных условиях при активном динамическом на-
189
блюдении); 3) ресоциализация (или "реабилитация в прямом смысле
слова") — возможно более полное восстановление индивидуальной и обще-
ственной ценности больного, его отношений с окружающими (проводится
в отдаленном периоде травмы, только во внебольничных условиях).
Психиатр подключается к организации помощи больным еще до дости-
жения ясного сознания. В нейрохирургических, неврологических, реабили-
тационных нейротравматологических учреждениях и центрах крайне жела-
тельно наличие штатного психиатра (психиатр-консультант), который ока-
зывает лечебную, диагностическую и методическую помощь в реабилитации
пострадавших, работая в тесном сотрудничестве с нейротравматологами,
логопедами, нейропсихологами, специалистами по лечебной физкультуре.
Психиатры проводят диагностику психических нарушений, определе-
ние функционального состояния пораженного мозга; оценку результатов
лечения (до- и послеоперационные осмотры, осмотры при поступлении, в
процессе терапии и при выписке); коррекцию реабилитационной програм-
мы и подбор психофармакотерапии. При этом они должны принимать во
внимание преморбидные возрастные, соматические, неврологические, пси-
хические и социальные особенности больного, особенности черепно-мозго-
вой травмы и ее течения, реакцию больного на предшествующее лечение,
особенности состояния больного, в том числе соматические, общемозговые
и очаговые психопатологические, неврологические проявления заболевания,
а также психологические и социальные реакции больного, терапевтический
спектр доступных в данном учреждении методов воздействий, их сопутст-
вующие (благоприятные и неблагоприятные) эффекты, возможность и не-
обходимость сочетания биологического и психосоциального воздействия.
При наличии грубой психопатологической симптоматики, обусловли-
вающей непосредственную опасность для себя и окружающих, если нет
необходимости в интенсивной нейротравматологической (реанимационной
и нейрохирургической) помощи, психиатр может принять решение о пере-
воде больного в специализированное психиатрическое учреждение — психо-
соматическое отделение (при наличии в состоянии грубых соматоневроло-
гических нарушений) или в психиатрическую больницу, где проводятся
мероприятия по купированию продуктивных психических нарушений и
создается возможность перевести больного в реабилитационное отделение
или на внебольничные условия.
Общеоздоровительные мероприятия.
Важную роль в повышении эффек-
тивности лечения и дальнейшей реабилитации играют также режим, диета
и рекомендации по обеспечению здорового образа жизни. Все это подбира-
ется индивидуально в зависимости от состояния больного.
Длительность лечебно-охранительного режима при сотрясении голов-
ного мозга обычно составляет 1—3 нед, при ушибах мозга легкой и средней
тяжести — 3—8 нед, при тяжелых ушибах и сдавлениях мозга — свыше 4 нед.
Введение лечебно-активирующего режима осуществляется при стабильном
неврологическом и соматическом состоянии больного, когда сводится к
минимуму опасность возникновения грозных осложнений и последствий
травмы.
Даже практически полностью восстановившимся после черепно-мозго-
вой травмы больным требуется напоминание о необходимости на длитель-
ный срок воздерживаться от алкоголя; ограничивать эмоциональные и ум-
ственные перегрузки (вредны, впрочем, и рекомендации не допускать их
совсем); избегать жары, духоты (в частности, бани), длительной езды в
транспорте; больше находиться на свежем воздухе; уделять внимание физи-
190
ческим упражнениям и другим видам двигательной активности; правильно
и рационально питаться.
Трудовая, военная и
экспертиза.
Врачебно-тру-
довая экспертиза — важное звено в комплексной медико-социальной реа-
билитации больных после черепно-мозговой травмы. В хорошо разработан-
ной системе экспертизы предусмотрены не только своевременный перевод
больного на инвалидность, но и вовлечение инвалида в деятельность в
соответствии с его состоянием, что способствует восстановлению его тру-
доспособности [Боева Е.М., 1994]. Установление группы инвалидности про-
водится специальными врачебными комиссиями в соответствии с критерия-
ми, относящимися к той или иной группе стойкой нетрудоспособности (о
новых принципах определения и формулировках этих критериев см. главу
8 в томе 1 "Руководства").
Вопрос о военной экспертизе при черепно-мозговой травме встает
практически в отдаленном периоде травмы. Для правильного его решения
большое значение имеет наличие полноценной документации о факте по-
лучения травмы, ее тяжести и развитии посттравматических явлений. Реше-
ние этого вопроса входит в компетенцию специальных военно-врачебных
комиссий, осуществляющих свою деятельность при непосредственном ос-
видетельствовании пострадавшего на основании соответствующих статей
закона и инструкций (см. главу 8, том 1 "Руководства").
В судебно-психиатрической экспертизе в остром периоде черепно-моз-
говой травмы важны адекватная оценка синдромов изменения сознания и
психотических явлений. Глубокое изменение сознания с отсутствием пси-
хической деятельности вообще исключает возможность совершения обще-
ственно опасных действий, даже пассивных, в частности лицом, получив-
шим травму во время вождения автотранспорта (при выключении сознания
утрачиваются возможность управления транспортом и контроль за дорож-
но-транспортной ситуацией). В этих случаях пострадавший должен призна-
ваться невменяемым. Необходимость судебно-психиатрической экспертизы
более часто возникает при совершении общественно опасных действий
больными, находившимися в состоянии измененного сознания, или лицами
с грубыми дефектами психической деятельности в отдаленном периоде
черепно-мозговой травмы [Насруллаев Ф.С., 1994]. Вопрос в этих случаях
решается индивидуально с учетом периода посттравматического состояния
и психопатологического синдрома в соответствии с общими принципами
проведения судебно-психиатрической экспертизы.
В случаях черепно-мозговой травмы нередко требуется проведение
общей судебно-медицинской экспертизы с целью определения тяжести те-
лесных повреждений, процента утраты общей трудоспособности и т.п. Такая
экспертиза осуществляется путем освидетельствования самого пострадавше-
го и лишь в исключительных случаях по медицинским документам. При
этом всегда придается большое значение показателям функционального
состояния ЦНС и психическому статусу пациента.
Рост числа больных с тяжелой черепно-мозговой травмой, переживающих
длительную кому и нередко становящихся глубокими инвалидами из-за
неполного психического и социального восстановления, обусловливает не-
обходимость разработки критериев прогноза. В остром периоде — в первые
191