Файл: Старшенбаум Г.В. - Суицидология и кризисная психотерапия.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.10.2020
Просмотров: 5028
Скачиваний: 42
оптимизму
.
При этом во время Великой отечественной войны в случае угрозы плена строжайше
требовалось себя убить
(
Приказ И.В
.
Сталина
1942
г
.
№
227).
В
50-60-
х гг
.
прошлого века во всем мире был отмечен значительный рост числа самоубийств
.
В
это время возник международный термин
«
суицидология
»,
которым начали обозначать
многоплановую сферу теоретических и практических исследований феномена самоубийства
.
К
сожалению
,
построению целостной теоретической системы суицида препятствует односторонность
разрабатываемых подходов
,
что приводит к противоречивости и несравнимости результатов
отдельных исследований
.
В качестве основных концепций суицида можно выделить следующие
:
биологическую
,
социологическую
,
психологическую
,
социально-психологическую и клинико
-
психологическую
.
В практической психиатрии и общественном сознании до сих пор живы воззрения
представителей биологического подхода
,
связывающих самоубийства исключительно с душевной
патологией
(Esquirol, 1-838;
Пинель
, 1889;
Розанов
, 1881).
Следует отметить
,
что признание
самоубийцы психически больным во времена Эскироля было гуманным шагом
,
так как ограждало его
от преследования
.
В соответствии с концепцией биологического вырождения суицид понимается как неизбежный
финал дегенерата
.
Р
.
Крафт-Эбинг
(1908)
считал самоубийство проявлением вырождения
человеческой природы
,
описывал у суицидентов дегенеративные анатомо-физиологические признаки
.
Расисты рассматривают суицид как естественный регулятор естественного отбора
,
способствующий
очищению и прогрессу высшей расы
.
Гитлер с целью ускорения этого процесса распорядился
уничтожить суицидентов
,
находящихся на лечении в психиатрических больницах
,
а также
душевнобольных
.
По этому бесчеловечному приказу были умерщвлены тысячи больных на
оккупированных территориях нашей страны
.
Представители антропологический школы П.М
.
Минаков и А.И
.
Крюков связывали
происхождение самоубийства с характерными изменениями в строении черепа самоубийц
,
оказывающими механическое воздействие на мозг
.
Судебный патологоанатом И.М
.
Гвоздев
(1889)
собственноручно вскрыл
1000
трупов самоубийц
,
безуспешно пытаясь обнаружить у них
патологические особенности
«
молекулярного движения в головном мозге
».
В настоящее время общепризнанно
,
что предрасположенность к аффективным расстройствам
передается по наследству
,
особенно при биполярном течении
.
Если болен один из родителей
,
риск
заболевания для ребенка составляет
27%,
если оба
— 50-75%.
У однояйцевых близнецов вероятность
заболевания составляет
67%,
даже если они воспитываются в разных семьях
.
Определенное значение
придается психосоматическим факторам
,
в частности
,
пикническому
(
плотному
)
телосложению
.
Повышенную частоту депрессий у женщин объясняют меньшим содержанием серотонина в головном
мозге
.
Шизофрения также передается генетически и провоцируется стрессом
,
наркотиками
.
Две трети
больных имеют хотя бы одного родителя
,
больного шизофренией
(
включая амбулаторные формы
).
О
первостепенной роли наследственности говорит тот факт
,
что монозиготные близнецы
,
воспитанные
раздельно
,
заболевают так же часто
(
в половине случаев
),
как и близнецы
,
воспитанные вместе
.
В то
же время среди детей
,
рожденных от здоровых родителей
,
но воспитанных больными шизофренией
,
не
отмечается более высокой заболеваемости
,
чем среди детей
,
воспитанных здоровыми людьми
.
Однако
для реализации биологической предрасположенности необходимо также воздействие психологических
и социальных факторов
.
После установления диктатуры пролетариата резко возросли социальные предпосылки
самоубийств
,
однако признание их исключительно проявлением душевных болезней помогало
лакировать действительность и скрывать последствия чудовищной социальной девиации
.
Медицинская тактика
,
основанная на биологическом подходе
,
предполагает принудительную
госпитализацию суицидента в психиатрическую больницу
,
лечение его психотропными средствами и
наблюдение участкового психиатра после выписки
.
Такой подход чреват психиатрической
гипердиагностикой и на деле оставляет многих суицидентов без профессиональной помощи
.
В
настоящее время лишь единичные исследователи категорично утверждают
,
что человек может
совершить самоубийство исключительно в болезненном психическом состоянии
(
Полищук
, 1994).
С другой стороны
,
некоторые суицидологи недооценивают психопатологические расстройства у
своих пациентов
,
компенсируя тем самым распространенное в нашем обществе негативное отношение
к душевнобольным
.
Так
,
по данным А.Н
.
Моховикова
(2001)
негативное отношение к этим больным
выявлено у
12%
опрошенных хирургов
.
Не проявили позитивного отношения к душевнобольным
4/5
хирургов и акушеров-гинекологов
, 2/3
педиатров и
1/3
психиатров
.
Судя по результатам анонимного
телефонного опроса
,
негативно относится к душевнобольным около трети людей
.
А каждый шестой
—
за то
,
чтобы от них избавиться
.
СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД
Мир
,
вероятно
,
спасти уже не удастся
,
но отдельного человека всегда можно
.
Иосиф Бродский
Представители социологического подхода вслед за его основоположником французским
социологом Эмилем Дюркгеймом рассматривают суицид как способ разрешения жизненных проблем
,
возникающих в результате отчуждения индивида от его социальной группы
.
Э
.
Дюркгейм
(1994)
разделил суицидные проявления на суицидные тенденции
,
попытки и завершенный суицид
.
Он
выделил следующие типы суицидов
.
1.
Эгоистическое самоубийство у лиц
,
недостаточно интегрированных с социальной группой
(«
вялая меланхолия
,
услаждающаяся собою
,
рассудочное равнодушие скептика
»),
2.
Альтруистическое самоубийство при полной интеграции с социальной группой
(«
со
спокойным чувством долга
,
с мистическим энтузиазмом
,
со спокойной храбростью
»)
3.
Анемическое самоубийство как реакция личности на тяжелые изменения в социальных
порядках
,
приводящие к нарушению взаимных связей индивида и социальной группы
(«
горячий
протест против жизни вообще или против определенного лица
;
убийство
,
сопровождаемое
самоубийством
»).
Вариантом аномического суицида является фаталистическое самоубийство при
переживании личных трагедий
(
например
,
смерти близких
,
потери работоспособности
,
несчастной
любви
).
Подобным образом Э
.
Шнейдман
(2001)
выделяет три типа суицидов
:
1)
эготические самоубийства
,
связанные с внутриличностным конфликтом
,
2)
диадические самоубийства
,
адресованные значимому другому и
3)
агенеративные самоубийства
,
вызванные утратой связи со своим поколением или
человечеством в целом
.
Аномия по Дюркгейму характеризуется отсутствием приемлемых норм управляемого поведения
и спутанностью культурной идентичности
,
хроническим состоянием раздражения и
неудовлетворенности жизнью
,
отсутствием цели и уважения к себе
,
потерей надежды на лучшее
будущее
.
Аномия возникает при резком изменении общественной системы ценностей и наблюдается в
настоящее время в России
,
переживающей затяжной социально-политический и экономический
кризис
.
Р
.
Быстрицкас и Р
.
Кочюнас
(1989)
перечисляют характерные черты особого психологического
типа
«homo soveticus»,
сформировавшегося в условиях тоталитарного режима
.
Это догматичность
сознания
,
пренебрежение личным опытом и некритическое доверие
«
коллективному разуму
».
Принятие личной ответственности лишь за желательные результаты своей деятельности
.
Упование на
внешние инстанции и перенос на них ответственности за неудачи
.
Расщепленность сознания
—
раздвоение личного и социального Я
.
Постоянный страх
,
отсутствие чувства безопасности и
стабильности
.
Недостаточное принятие себя и снижение личной определенности
.
Недостаточная
рефлективность
.
Стремление избегать неудач
,
а не постигать позитивные цели в качестве основного
мотива поведения
.
Восприятие настоящего лишь как точки пересечения симметричных времен
:
прошлого и будущего
.
А.Н
.
Моховиков
(2001)
отмечает появление у советских людей после распада СССР таких
чувств
,
как разобщенность и принадлежность к неспособному управлять своей судьбой народу
,
отлученность от цивилизации
,
незащищенность
,
анархическое отношение к государству и его законам
,
зависть и некритическое принятие всего иностранного
.
Еще М.Я Феноменов связывал рост самоубийств с общей кризисной ситуацией в стране
. «
Как
только общество выходит из состояния экономического и социального равновесия
,
как только
начинается болезненный процесс создания новых форм жизни
,
условия для совершения самоубийств
налицо
...
При этом совершенно безразлично
,
в каком обществе наступает перемена форм жизни
—
в
первобытном или в культурном
.
И в том
,
и в другом она будет болезненной
...
Эпидемия самоубийств
является показателем того
,
что перед обществом поставлены крайне трудные задачи
,
задачи
общественного переустройства
.
Силы общества напрягаются
,
и наиболее слабые из его сочленов
падают жертвой лихорадочно быстрого социально-экономического роста
» (
Феноменов
, 1914,
с
. 51).
Анализируя статистику самоубийств в Европейской России за указанные годы
,
автор выявил
,
что в
апогее социального кризиса число самоубийств снижается
,
а в последующие за кризисом годы
—
быстро увеличивается
.
Так
,
в данном регионе в
1902
г
.
было
3,6
самоубийств на
100
тыс
.
жителей
,
в
1905 — 3,1,
в
1910 — 4,9.
Эти наблюдения подтверждает тот факт
,
что в Великобритании во время
экономической депрессии
1936-1938
годов
30%
всех самоубийц составили безработные
.
Выявленная
автором тенденция к снижению суицидальной активности на пике кризиса и ее последующему росту
подтвердилась во время распада СССР
.
М.Я Феноменов обнаружил
,
что с
1899
по
1912
годы число самоубийств в русской школе
увеличилось в
13
раз
,
в то время как в европейских школах оно осталось стабильным
.
Автор объясняет
это духом практицизма и утилитаризма
,
ставшим преобладающим в общественном сознании в период
реакции после
1905
г
.
Он обвиняет
«
дух карьеризма
,
пронизывающий современное воспитание
,
отсюда переполнение программы всевозможными предметами
,
нужными и ненужными
,
отсюда баллы
,
экзамены
,
переутомление учеников
».
А.М
.
Коровин
(1916)
проанализировал статистику самоубийств в различных городах и губерниях
России с
1803
по
1912
годы и пришел к следующим выводам
.
Россия занимает последнее место в
Европе по распространенности самоубийств и их росту среди населения
(
с
1,6
на
100
тыс
.
населения в
1803
г
.
до
3,4
в
1912
г
.).
Основным фактором
,
препятствующим росту числа самоубийств
,
является
преобладание в России сельского населения
,
которое потребляет гораздо меньше водки
,
чем
городское
.
Одной из главных причин самоубийств является урбанизация
:
высокая концентрация
населения в городах
,
алкоголизация городских жителей
.
На частоту самоубийств влияют также
национальная и религиозная принадлежность
.
Уровень материального благосостояния и образования
,
а также плотность населения в данном регионе и его климатические особенности в распределении
самоубийств роли не играют
.
Исходя из результатов своего исследования
,
автор выдвинул в качестве
наиболее важного средства профилактики самоубийств борьбу с алкоголизмом
.
Известный русский юрист А.Ф
.
Кони
(2001),
обобщив данные
,
накопленные отечественной и
мировой статистикой за столетие
,
увидел основную причину самоубийств в России в отсутствии
общественных идеалов
.
Этим автор объясняет тот факт
,
что в России в середине
60-
х годов
XIX
века
«в эпоху великих реформ
»
число самоубийств уменьшилось под влиянием
«
духовного подъема
»
в
обществе и резко увеличилось в
70-
х годах
,
когда начался период реакции и появилось исключительно
материалистическое направление общественной мысли
.
Кони решительно отвергает распространенную в его время тенденцию отождествления
самоубийства с душевным заболеванием
.
Автор считает
,
что
«
самоубийство должно считаться
результатом сознательной и дееспособной воли
,
покуда не будет в каждом отдельном случае доказано
обратное
» (
Кони
, 1967,
т
. 4,
с
. 455).
Кони возражает психиатрам
,
пытавшимся отнести к признакам
душевной болезни такие эмоции
,
как стыд
,
невыносимую обиду
,
ревность и любовь
: «
Не придется ли с
этой точки зрения считать душевнобольным почти всякого
,
проявляющего чуткую отзывчивость на
житейские условия и обстоятельства
,
и вообще говоря
,
живущего
,
а не только существующего
,
мыслящего и страдающего
,
не только вегетирующего и прозябающего
?» (
там же
,
с
. 455).
Выступая против антропологической теории
«
прирожденного убийства и самоубийства
»,
Кони
отстаивает важность микросоциальных конфликтов в происхождении суицида
: «
Каждый вдумчивый
врач
,
судья
,
священник знает по своим наблюдениям
,
что житейские драмы подтачивают жизнь
постепенно
,
возбуждая сменой тщетных надежд и реальных разочарований сначала горечь в душе
,
потом уныние и
,
наконец
,
скрытое отчаяние
,
под влиянием которого человек опускает руки и затем
поднимает их на себя
» (
Кони
,
там же
,
с
. 456).
Другой известный русский общественный деятель
,
философ Н.А
.
Бердяев в
1924
г
.
обвинил в
росте самоубийств подмену человеческих потребностей технократическими
.
Он был убежден
,
что
техника
,
производящая ненужные предметы или орудия истребления жизни
,
быстрота движения
,
которую она порождает
,
власть вещей и денег
,
которую она с собой приносит
,
создает химеры и
фантазии
,
направляет человека к фикциям
,
которые лишь производят впечатление реальностей
.
В качестве современного варианта социологической теории можно рассматривать
фрустрационную концепцию М
.
Эльнера
(1977).
В процессе исследований были сопоставлены
22
переменные социально-экономического
,
географического и нозологического значения с показателями
суицидов в большом количестве стран
.
На основании факторного анализа был сделан вывод
,
что
высокие показатели суицидов связаны с современным
«
технократическим государством
».
Конрад
Лоренц
(1994)
также связывает аутоагрессию современного человека с урбанизацией
.
Городская
скученность и постоянная конкуренция обостряют механизмы внутривидовой агрессии
,
но законы
общежития заставляют подавлять ее
.
Подавленная агрессивность усиливает предрасположенность к
несчастным случаям и другим проявлениям неосознанной аутоагрессии
.
Эрих Фромм в известном
труде
«
Бегство от свободы
»
показывает
,
насколько извращенное общество опасно для индивида
,
и
утверждает
,
что как только интеллекту бывает оставлена свобода выражать себя так
,
как он хочет
,
он
изо всех сил старается найти самый легкий способ стереть себя с лица Земли
.
Давно известна
«
заразность
»
самоубийств
,
особенно когда вокруг суицида известной личности
поднимают много шума
.
Самое первое массовое самоубийство произошло в Древней Греции две
тысячи лет назад
.
По какой-то причине повесилась девушка
,
а за ней
—
вторая
,
третья
,
четвертая
...
Родители умоляли дочерей не делать этого
,
но на девичниках только и разговоров было о том
,
как
прекрасна была Елена или Олимпия в расшитом погребальном хитоне
,
как рыдал ветреный Александр
или надменный Кротон
.
Когда отцы города пригрозили раздевать и вывешивать трупы юных
самоубийц на площади
,
эпидемия самоубийства тут же прекратилась
.
Прошли века
,
и вот смерть
Мэрилин Монро вызывает
12-
процентный рост самоубийств в США и
10-
процентный рост
—
в
Великобритании
.
У нас в ответ на сообщения в СМИ в
1999
году о самоубийстве лидера молодежной
поп-группы Игоря Сорина несколько девочек-подростков последовали примеру своего кумира
.
Во время широкого освещения подобных самоубийств число автомобильных аварий со
смертельным исходом вырастает более чем на
30%.
Непосредственно после публикаций различных
историй о самоубийствах число пассажиров
,
погибших в катастрофах авиационных коммерческих
компаний
,
увеличивается более чем в три раза
,
причем сообщения о множественных жертвах аварий
сопровождались увеличением числа катастроф со многими жертвами
,
а возраст совершивших
единичное замаскированное самоубийство примерно соответствовал возрасту героя публикации
.
Американские суицидологи подсчитали
,
что каждое сообщение о самоубийстве убивает
58
человек
.
По их мнению
,
после подобных публикаций потенциальные самоубийцы принимают роковое решение
потому
,
что начинают считать идею самоубийства более
«
законной
».
Социологический подход охотно используют представители антипсихиатрии
,
которые подходят
к проблеме суицида не с медицинских и психологических позиций
,
а с точки зрения общественной
морали
.
Возможности предупреждения самоубийств в соответствии с социологической концепцией
ограничиваются первичной профилактикой
,
связанной с государственными и общественными
мероприятиями по воспитанию граждан в духе высокой сознательности и социальной активности
.
Очевидна связь повышения уровня самоубийств в России с общей тенденцией к вымиранию
населения
.
Средняя продолжительность жизни мужчин в стране составляет
59
лет
(
в США
— 74
года
).
Показатель смертности на
1000
жителей в России составляет
13,9% (
в США
— 8,7%),
показатель
рождаемости в России
— 9,7% (
в США
— 14,1%).
По данным Госкомстата в
1990
году умерли
1
млн
.
656
тыс
.
россиян
,
в
1994
г
. — 2
млн
. 301
тыс
.,
в
1996
г
. — 2
млн
. 82
тыс
.
При этом показатели
младенческой и детской смертности намного превышают показатели смерти от старости
.
Существенно заметить
,
что в первые годы кризиса заметного роста числа завершенных
самоубийств не наблюдалось
—
по-видимому
,
за счет мобилизации
,
связанной с надеждой на
стабилизацию обстановки в стране и улучшение жизни
.
Однако по мере углубления кризиса наступила
закономерная реакция демобилизации
.
Показатели самоубийства начали быстро расти
:
с
26,5
на
100
тыс
.
человек в
1991
году до
42
в
1994
году
,
то есть в
1,6
раза
.
В Северном
,
Уральском и Восточно
-
Сибирском регионах этот показатель превысил цифру
50,
в отдельных районах дошел до
60
и даже
80.
В Удмуртии показатель самоубийств до сих пор сохраняется на уровне
80,
а среди подростков
— 105;
в северных районах республики регистрируется
190
самоубийств на
100
тыс
.
человек
.
Надо отметить
,
что по заключению американских экспертов при показателе
100
самоубийств на
100
тыс
.
жителей
ситуация становится неуправляемой и неуклонно прогрессирует
.
А что если наша Земля
—
ад какой-то другой планеты
?
Олдос Хаксли
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД
Человек должен до дна выпить горечь жизни
,
чтобы научиться получать от нее удовольствие
.
Дейли Кэпитэл
Психологический подход к суициду
—
один из наиболее распространенных на Западе
. 3.
Фрейд
(2001,
с
. 263)
был убежден
,
что
«
ни один невротик не испытывает стремления к самоубийству
,
не
исходя из импульса убить другого
,
обращенного на самого себя
».
Страх смерти
,
появляющийся при
меланхолии как защита от пассивного суицида
,
Фрейд
(1991)
объясняет тем
,
что для
«
Я
»
жизненно
важно быть любимым со стороны
«
Сверх-Я
».
Когда
«
Я
»
чувствует
,
что
«
Сверх-Я
»
его ненавидит и
преследует вместо того
,
чтобы любить
,
оно отказывается от самого себя и позволяет себе умереть
.
Согласно концепции аутоагрессии
3.
Фрейда и К
.
Абрахама
,
человек
,
переживающий обычное
горе
,
испытывает не только любовь
,
но и бессознательную враждебность к умершему
.
Из-за
невозможности сразу смириться с утратой скорбящий возвращается к симбиотической стадии
развития и начинает идентифицировать себя с объектом утраты
,
тем самым символически вновь
обретая его
.
При этом гнев против умершего направляется вовнутрь и приводит к чувству вины и
снижению самооценки
.
Больной меланхолией неспособен разрешить этот амбивалентный конфликт и
впадает в депрессию
.
По К
.
Меннингеру
,
убийство и самоубийство тесно переплетены
.
Вот примеры этого
переплетения
:
-
расширенный суицид
,
при котором убийство значимых других
(
детей
,
любовного или брачного
партнера
)
прокладывает дорогу самоубийству
;
-
дуэль как вариант расширенного самоубийства
(«
божий приговор
»);
-
самоубийство вместо убийства другого или бесконечной войны с ним
;
-
выдача себя врагам из альтруистических соображений
(
распятие и воскресение
);
-
самоубийство с целью опережения убийства врагом
(«
моя смерть принадлежат мне
»);
-
убийство с целью самому быть убитым
(
преступление и наказание
);
-
суицид после ухода партнера на тот свет
(
воссоединение в смерти
);
-
суицид после убийства любимой из ревности
(«
навеки моя
»);
-
харакири
,
которое является публичным вызовом врагу тоже выпустить себе кишки и для
которого требуется помощник
(
соучастие с другими лицами
);
-
амок как самая гремучая смесь разнонаправленной агрессии
(
попытка убить всех
).
Меннингер выделяет в этом переплетении три желания
:
убить
,
быть убитым и умереть вместе
.
Иллюстрацией может служить письмо Фрейда к будущей жене Марте
,
написанное в припадке
ревности
,
в котором он признается в желании сравнять с землей весь мир
,
включая невесту
,
ее
знакомого и себя самого
.
Откуда же появляются все эти страсти
,
и каким образом они взаимодействуют
?
По Фрейду
,
люди от рождения обладают набором конструктивных и деструктивных сил
(
Эрос и Танатос
).
Мазохизм он определяет как садизм
,
направленный на собственную личность
,
чтобы сдержать
агрессивное влечение
.
Эрих Фромм
(1994)
утверждает
,
что насилие
,
направленное на другой объект
,
часто
единственный способ защиты от собственной агрессии
,
которая в противном случае всю свою силу
направила бы вовнутрь и привела бы к самоуничтожению
.
Этот механизм качелей
,
при котором
агрессия направляется то наружу
,
то внутрь
,
по мысли автора
,
объясняет самоубийство убийц
.
Первоначально Эрос и Танатос взаимодействуют в основном для решения внутренних задач
личности
,
что способствует развитию и росту индивида
.
Франц Александер в работе
1929
г
.
«Потребность в наказании и инстинкт смерти
»
описывает этот процесс следующим образом
: «
С
момента рождения включается механизм болезненного неприятия негативных реалий
,
неадекватный
субъективному восприятию
,
заложенному во время внутриутробного развития
.
Взрослея
,
ребенок все
более убеждается в том
,
что путь удовольствия пролегает сквозь тернии болезненного
самоограничения и страдания
.
В период младенчества ребенок сталкивается с пассивной формой
самоограничения
,
например
,
испытывает голод
,
будучи оторванным от материнской груди
,
но со
временем он осознает
,
что любое удовольствие сопряжено со страданием
,
то есть форма
самоограничения становится активной
.
С тактической точки зрения именно это сознательное приятие
страдания
,
которое нередко кажется нам парадоксальным
,
является доминирующей характеристикой
Эго по отношению к восприятию реальности и Суперэго
» (
цит
.
по
:
Меннингер
, 2000,
с
. 13).
К
.
Меннингер в книге
«
Война с самим собой
»
развивает эту мысль в отношении мучеников и
аскетов
— «
хронических самоубийц
»: «...
система воспитания и образования в какой-то мере
прививают человеку аскетические навыки
,
которые проявляются в бескорыстном и самоотверженном
служении обществу и заботе о собственных детях
. ...
В отличие от рядового члена общества
,
"хронический самоубийца
"
руководствуется внутренней потребностью жертвовать собой
.
То
,
что на
первый взгляд воспринимается
,
как законное стремление увековечить свое имя
,
на поверку
оказывается замаскированным проявлением деструктивных сил
» (
Меннингер
, 2000,
с
. 153).
Невротики
,
по мнению Меннингера
,
пользуются тем же механизмом
,
но с целью вызвать не
восхищение
,
а жалость
.
И восхищение
,
и жалость здесь выступают как извращения любви
.
Наркотическую
,
в том числе алкогольную
,
зависимость Меннингер считает одной из форм
самоуничтожения
,
которая характеризуется искаженной направленностью внутренней агрессии
,
половой неудовлетворенностью и подсознательным стремлением к наказанию
,
порожденным
чувством вины за собственную агрессивность
.
Сам наркотик выступает в роли любимого убийцы
.
Некоторые преступники
,
по Меннингеру
,
переполнены непреодолимым чувством ненависти
,
порожденным в детском возрасте
,
когда человеку приходится подавлять свои эмоции настолько
,
что
подсознание становится неспособным к скрытой реализации внутреннего агрессивного импульса
.
Это
в свою очередь приводит к тому
,
что ребенка часто ловят на неразрешенных поступках и наказывают
.
В дальнейшем проступки превращаются в преступления
,
а наказания ужесточаются
,
все больше
озлобляя человека
,
способного теперь испытывать только садистическую ненависть и страх наказания
.
Мазохистская форма проявления любви
—
совершить убийство
,
за которое полагается смертная казнь
,
и таким образом освободить человечество от
«
такого злодея
».
В качестве промежуточного варианта
между садизмом и мазохизмом можно рассматривать сексуальных садо
-
мазохистов
.