Файл: Старшенбаум Г.В. - Суицидология и кризисная психотерапия.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.10.2020

Просмотров: 4871

Скачиваний: 42

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

Импотенция и фригидность

,

при которых происходит отказ от нормального генитального

удовольствия

также могут быть формой саморазрушения

При этом естественная биологическая роль

приносится в жертву извращенным эротическим наклонностям

подсознательным страхам и

ненависти

стремлению к самонаказанию и лишению себя и партнера получения совместного

удовольствия

.

Меннингер ввел понятие

 «

частичное самоубийство

» 

для некоторых форм невротического

членовредительства

Он включил сюда трихотилломанию

 (

вырывание и поедание собственных волос

),

онихофагию

 (

грызение ногтей

), 

удаление зубов

ампутации

 (

пальцев

конечностей

полового члена

).

Во всех этих случаях

по мнению автора

суицидальный импульс сосредотачивается на отдельном

участке тела

являющемся для пациента своего рода заменой целого

подлежащего уничтожению

.

Саморазрушительные импульсы наблюдаются также у лиц

склонных к травматизму от несчастных

случаев

жертв нападений и сексуального насилия

.

Альфред Адлер связывает агрессию с потребностью победить соперников в борьбе за

существование

добиться превосходства над ними

Если у человека выражено чувство

неполноценности

ему приходится сдерживать прямую агрессию и добиваться победы путем

самоистязания

В силу социальных условий чувство неполноценности

зависимое и мазохистское

поведение присуще женщине

Любовные победы

 — 

лучший бальзам для ее уязвленного честолюбия

.

При поражении она переживает досаду

страх утраты своей женской власти над мужчинами

,

проигрыш в соперничестве с другими женщинами и впадает в депрессию

.

В более поздней модели садомазохизма успешно разрабатывалась идея Фэйрберна

 (Fairbairn,

1952) 

о

 «

моральной защите от плохих объектов

». 

Автор отмечает

что ребенок интроецирует плохие

объекты

чтобы очистить их от

 «

плохости

». 

В награду он рассчитывает получить чувство

безопасности

которое характерно для человека

окруженного хорошими объектами

Внешняя

безопасность

таким образом

приобретается ценой внутренней небезопасности

потому что его Эго

отдается на милость внутреннего

 «

черного человека

», 

против которого теперь надо создать

эффективную защиту

Когда ребенок попадает во власть этого воплощения зла

он становится плохим

с точки зрения Суперэго

Ощущения безопасности нет

нет и надежды на спасение

Единственный

выход

 — 

убить демона вместе с собой

Так свел счеты со своим

 «

Черным человеком

» 

Сергей Есенин

:

«Я взбешен

разъярен

И летит моя трость Прямо к морде его

В переносицу

... 

Месяц умер

Синеет в

окошко рассвет

Ах

ты

ночь

Что ты

ночь

наковеркала

Я в цилиндре стою

Никого со мной нет

Я

один

... 

И разбитое зеркало

...».

Эдвин Шнейдман

 (2001) 

перечисляет

 10 

общих психологических характеристик самоубийств

.

Общей целью самоубийства является нахождение решения

Общая задача самоубийства состоит в

прекращении сознания

Общим стимулом к совершению суицида является невыносимая душевная

боль

 — 

психалгия

Общим стрессором при суициде являются фрустрированные психологические

потребности

Общей суицидальной эмоцией является беспомощность-безнадежность

Общим

внутренним отношением к суициду является амбивалентность

Общим состоянием психики при

суициде является сужение когнитивной сферы

Общим действием при суициде является бегство

.

Общим коммуникативным действием при суициде является сообщение о своем намерении

Общей

закономерностью является соответствие суицидального поведения общему жизненному стилю
поведения

.

Автор выделяет пять групп психологических потребностей

фрустрация которых объясняет

большинство самоубийств

.

1. 

Неудовлетворенные потребности в любви и приятии

 — 

связаны с фрустрацией стремления к

поддержке и привязанности

.

2. 

Нарушение контроля

предсказуемости и организованности

 — 

связаны с фрустрированными

потребностями к достижению

автономии

порядку и пониманию

.

3. 

Снижение самооценки в силу стыда

поражения

унижения или позора

 — 

связаны с

фрустрированными потребностями в привязанности

самооправдании и избегании стыда

.

4. 

Разрушенные значимые отношения

возникшие вследствие этого горе и чувство потери

 —

связаны с фрустрированными потребностями в привязанности и заботе о другом

.

5. 

Чрезмерный гнев

ярость или враждебность

 — 

связаны с фрустрированными потребностями в

доминировании

агрессии и противодействии

.

Сейр

 (

цит

по

Змановская

, 2003) 

описывает эмоциональный комплекс

лежащий в основе

суицидального поведения

:

изоляция

 (

чувство

что тебя никто не понимает

тобой никто не интересуется

);

беспомощность

 (

ощущение

что ты не можешь контролировать жизнь

все зависит не от тебя

);

безнадежность

 (

когда будущее не предвещает ничего хорошего

);

-

чувство собственной незначимости

(

уязвленное чувство собственного достоинства

,

низкая


background image

самооценка

,

переживание некомпетентности

,

стыд за себя

).

Наличие у суицидентов определенных психологических особенностей Используют для

определения степени выраженности суицидального риска

 (

Ласко

Шапиро

, 1975; 

Короленко

Галин

,

1978; 

Конончук

, 1983). 

К таким особенностям относят следующие

.

1. 

Напряженность потребностей

аффективная ригидность

бескомпромиссность в достижении

целей со склонностью к импульсивным поступкам

.

2. 

Эмоциональная зависимость

проявляющаяся в потребности в симбиотических отношениях и

приводящая к эпидемиям самоубийств после суицида известной личности

.

3. 

Недостаток эмпатии

интро-Бертированность в сочетании с независимостью в принятии

решений и склонностью к мизантропии

.

4. 

Импульсивная

недифференцированная агрессивность в сочетании с культом насилия

,

конфликтностью и аутоагрессивными проявлениями

.

5. 

Недифференцированность или искаженность представлений о смерти

обесценивание

человеческой жизни по сравнению с другими ценностями

.

6. 

Непереносимость фрустрации из-за неадекватной самооценки

эмоциональной лабильности

,

соматовегетативной неустойчивости

интеллектуальной недостаточности

недоразвития механизмов

компенсации

.

Для переживания кризиса характерны определенные личностные защиты

Во время кризиса

часто наблюдается персеверация

благодаря которой внимание сужается и ограничивается одной

темой

а интерес к остальному исчезает

Включается проекция

когда человек

чувствующий

беспомощность и отчаяние

приписывает окружающим то презрение

которое сам испытывает к себе

.

Это лишает его возможности рассчитывать на помощь

портит отношения с людьми и приводит к

изоляции

Появляются компенсаторные фантазии всемогущества

,

которое якобы можно обрести ценой

своей смерти

вызвав у близких чувство вины

На высоте кризисных переживаний развивается

диссоциация сознания с явлениями деперсонализации-дереализации

нарушением чувства времени

,

автоматизмом поведения

Человек одновременно чувствует себя прежним и изменившимся

и в

реальности

и вне ее

и в настоящем времени

и в прошедшем

Возникающее сноподобное состояние

позволяет отстраненно относиться к реальности

давая возможность максимально сосредоточиться на

решении кризисных проблем

.

Й

Пурич-Пейакович и Д

Дуньич

 (2000) 

находят символический смысл в способе суицида

.

Прыжок из окна

с террасы

с моста

 — 

полет

Утопление

 — 

очищение

возвращение в блаженство

материнского чрева

ассоциации с мифическими содержаниями

Повешение

 — 

наиболее

драматическое переживание первого вдоха

первая борьба между жизнью и смертью

ее аналогом

является истерический ком в горле

Самосожжение

 — 

мистическая тайна и могущество огня

полное

исчезновение

наказание тех

кто остаются жить

Выстрел в голову

 — 

манифестация героической

морали и почетной смерти

.

Хайнц Хензелер

 (2001) 

указывает на роль нарциссизма в происхождении суицидоопасного

кризиса

Нарциссические личности переживают утраты или их угрозы как катастрофу

.

Нарциссическая

обида вызывает у них то чувство неполноценности

то чувство превосходства

У них возникают

фантазии оказаться в чреве матери

слиться с вселенной

обрести вечный покой и вечную жизнь

.

Суицид может представлять последнюю попытку вернуть

 «

утраченное лицо

» 

нарцисса

В связи с этим

необходимо избегать усиления нарциссической обиды путем надзора и удерживания

упреков в

слабости и снисходительного подбадривания

.

Гюнтер Аммон

 (1995) 

выделяет деструктивную форму агрессии

которая проявляется вовне

отреагированием

сексуальностью

преступностью

разрушительными фантазиями и чувствами в

отношении внешних объектов

Вовнутрь она проявляется психосоматикой

депрессией

манией

,

суицидом

отреагированием несчастными случаями

самоповреждениями или запущенностью

,

разрывом контактов и отношений

.

Н.Г

Гаранян

А.Б

Холмогорова

Т.Ю

Юдеева

 (2001); 

А

Холмогорова

Н

Гаранян

 (2001)

приводят убедительные данные о связи суицидального риска с перфекционизмом

Практическим

выводом из этой корреляции является необходимость выяснить

,

как пациент воспринимает требования

к нему социального окружения

в первую очередь

 — 

семьи

Следует также учитывать

что

перфекционизм является основным фактором сопротивления депрессивного больного лечению

.

Авторы выделяют в феномене перфекцио-низма следующие параметры

:

1. 

Завышенная

по сравнению с индивидуальными возможностями

трудность целей

(завышенный уровень притязаний

).

2. 

Поляризованная

, «

черно-белая

» 

оценка результата собственной деятельности

.

3. 

Преимущественная сосредоточенность на неудачах и ошибках при игнорировании реальных

удач и достижений

.


background image

4.

Непрерывное сравнение себя с другими людьми при ориентации на полюс

«

самых успешных и

совершенных

».

5. 

Чувство собственного несоответствия положительным представлениям других людей о себе

,

постоянное ожидание публичного разоблачения

.

6. 

Переживание многих нейтральных ситуаций как напоминающих о собственной

неполноценности

.

7. 

Чрезмерные требования к другим и завышенные от них ожидания

.

Следствиями перфекционизма для продуктивной деятельности являются

поведение избегания

;

опасение в ситуации риска оказаться не на высоте

переутомление и снижение продуктивности

В

межличностных контактах наблюдаются конфликты и разрывы из-за чрезмерных требований и

ожиданий от других людей

конкурентные отношения с людьми ввиду частых сравнений с ними и

зависти

дефицит близких и доверительных отношений

В процессе лечения отмечается

нереалистическое ожидание быстрого исцеления

обесценивание небольших улучшений

недоверие к

специалистам и разочарование в них из-за чрезмерно высоких требований

преждевременный отказ от

лечения

.

По теории объектных отношений суицид рассматривается не как реакция на ситуацию

а как

следствие специфического развития личности

связанного с взаимоотношениями индивида с

родителями и особенностями воспитания

При этом в качестве ведущего механизма суицида

признается не аутоагрес-сия

а стремление к смерти как возможность воссоединиться с умершим

родителем

Сформировавшись в детстве

,

данный механизм может включаться затем в ситуации утраты

или угрозы утраты значимого другого

 ( Ringel, 1953; Hendin, 1965). 

Кроме того

суицидное поведение

может играть роль последнего сигнала своим родителям в попытке перестроить взаимоотношения в
семье

Эта роль затем разыгрывается в суицидальных фантазиях

когда субъект как бы предупреждает

своих родителей о предстоящей попытке самоубийства

 (

Полмейер

, 1978).

Важное значение придается частоте конфликтов с родителями в детстве суицидентов

. S. Drakovr,

К

Нол>ек

 (1985) 

на обширном материале приводят разделение суицидных попыток на истинные и

демонстративные

связывая развитие последних с влиянием взаимоотношений в первичной

(родительской

семье суицидента

Авторы трактуют демонстративную попытку как аналог

межродительского конфликта

а ее целью считают инфантильное желание индивида обратить на себя

внимание

По данным В.К

Мягер

 (1983), 

более

 60% 

суицидентов воспитывались в неполных семьях

,

распад которых произошел

когда они были в дошкольном возрасте

Их мать отличалась

истеричностью

отец

 — 

замкнутостью

жестокостью и педантичностью

Выходцы из таких семей с

детства живут с непреходящим чувством покинутости

заброшенности

.

О.В

Тимченко и В.Б

Шапар

 (1999) 

объясняют механизмы самоубийства некрофильными

тенденциями

которые суицидент в цивилизованном обществе вынужден подавлять и поэтому

многократно покушается убить себя вместо того

чтобы убивать всех подряд

Самоубийцы с сильным

некрофиль-ным полем втягивают в него скрытых и вялых некрофилов

 — 

от любовных партнеров до

миллионных масс людей

На счету Гитлера

 20 

млн

. 946 

тыс

убитых

Сталина

 — 42 

млн

. 672 

тыс

.

Некрофил обязательно доводит любимых женщин до смерти

. 8 

сентября

 1931 

года племянница

Гитлера

его единственная

 «

любовь

» 

Гели Роубал выстрелила себе в сердце из его пистолета системы

«Вальтер

». 

Перед этим Гитлер имел серьезный разговор со своим лучшим другом и личным шофером

Эмилем Морисом

который влюбился в Гели и встретил взаимность

Наложила на себя руки

любовница Гитлера киноактриса Рене Мюллер

покушалась на самоубийство другая любовница

 —

Юнити Митфорд

А постоянная возлюбленная Гитлера Ева Браун еще в

 1932 

г

стреляла в себя

в

 1935

г

приняла

 35 

таблеток снотворного

а спустя

 10 

лет все же отравилась во время двойного

самоубийства с фюрером

.

ноября

 1932 

г

выстрелила себе в сердце из пистолета системы

 «

Вальтер

», 

привезенного в

подарок братом из Германии

Надежда Сергеевна Аллилуева

, 32-

летняя жена Сталина

который был

старше ее на

 20 

лет

Поводом послужил застольный флирт мужа с женой одного из военачальников

,

присутствовавшей на праздничной вечеринке

Увидев

что жена недовольна

Сталин бросил ей в

тарелку корку от апельсина и крикнул

: «

Эй

ты

!» 

Надя вскочила

: «

Я тебе не

 "

эй

ты

"!» — 

и выбежала

из комнаты

Причину самоубийства она прокричала мужу до этого

: «

Мучитель ты

вот ты кто

Ты

мучаешь собственного сына

мучаешь жену

весь народ замучил

...» 

Что касается сына

то Яков

неудачно пытался застрелиться

когда отец не разрешил ему жениться и высмеял

Уйдя на фронт и

попав в плен к немцам

Яков узнал реакцию отца

 — 

Приказ №

 227: «

Тех

кто предпочтет сдаться в

плен

уничтожать всеми средствами

а семьи сдавшихся в плен красноармейцев лишать

государственных пособий и помощи

». 

Яков бросился на колючую проволоку под высоким

напряжением и был застрелен

.

А самое массовое одновременное самоубийство под влиянием некрофила произошло

18

ноября


background image

1978

г

.

в Гвиане

. 913

членов секты

«

Народный храм

»

выпили напиток смерти из котла

,

наполненного

смесью ягодного сиропа

седуксена и цианистого соединения

.

Вдохновителем этой акции стал больной

шизофренией преподобный Джим Джонс из Сан-Франциско

.

А.Н

Моховиков

 (2001) 

отмечает ряд личностных стилей суицидентов

Импульсивный

 —

внезапное саморазрушающее поведение во время конфликта при наличии алекситимии

.

Компулъсивный

 — 

ригидность

перфекционизм

завышенные притязания

Рискующий

 — 

игра со

смертью

Регрессивный

 — 

снижение эффективности механизмов адаптации у незрелых личностей

.

Зависимый

 — 

пассивность

беспомощность

потребность в постоянной поддержке

Амбивалентный

 —

борьба влечений к смерти и к жизни

Отрицающий

 — 

магическое отрицание смерти со снижением

волевого контроля

Гневный

 — 

подавление враждебных чувств к обидчику в сочетании с

недовольством собой

Обвиняющий

 — 

убежденность

что в возникающих проблемах непременно есть

чья-то или собственная вина

Убегающий

 — 

стремление уйти от травмирующей ситуации

.

Бесчувственный

 — 

притупление эмоциональных переживаний

Заброшенный

 — 

переживание

отверженности

ненужности и одиночества

Творческий

 — 

экспериментирование с самоубийством как

новым способом разрешения проблем

.

Автор с точки зрения гештальттерапии выделяет у суицидентов четыре защитных механизма

:

интроекцию

проекцию

ретрофлексию и конфлюэнцию

.

Интроекция проявляется плакатными фразами

использованием местоимения

 «

я

», 

когда на

самом деле речь идет о

 «

мы

» («

Я должен пожертвовать собой ради высшей цели

»). 

Этот механизм

соответствует альтруистическому суициду Дюркгейма и особенно часто наблюдается у подростков

,

делая их легкой добычей деструктивных культов

Таким пациентам свойственно нетерпение

,

жадность

и леность

из-за чего они ограничиваются тем

что спешат

 «

проглотить

» 

как можно больше советов

.

Терапевт должен помочь пациенту почувствовать различие между Я и Ты и способствовать развитию

уверенности в возможности собственного выбора

.

Проекция выдает себя употреблением местоимения

 «

оно

», 

когда речь идет на самом деле о Я

,

склонностью поучать и возмущаться

В личности пациентов отмечаются подозрительность и

жестокость

они обычно предпочитают самые грубые способы суицида

Проекция соответствует

аномическому суициду Дюркгейма

когда человек не может приспособиться к социальным

изменениям и испытывает негативные чувства к окружающим

которые приписывает им

 («

нет смысла

жить в этом отвратительном обществе

»). 

Этот механизм объясняет учащение суицидов во время

общественно-экономических кризисов

Терапия должна быть направлена на установление отношений

доверия и возвращение пациенту его отчужденных психических функций

.

Следует обращать внимание

пациента на реальную возможность выхода за пределы его системы проекции и поддерживать его

шаги в этом направлении

.

Ретрофлексия наблюдается у людей

которые не позволяют себе направлять агрессию против

людей

испытывают стыд за подобные намерения и обращают агрессию против себя

Такое

превращение межличностного конфликта во внутриличностный соответствует эгоистическому
суициду Дюркгейма

Для пациентов характерен зажатый в верхних регистрах маломодулированный

голос

употребление местоимения

 «

себя

» 

и возвратной частицы

 «

ся

» («

Я омерзителен себе

», «

Я не

могу больше бороться с собой

»). 

Пациент отгораживается от реальной ситуации

ведет бесконечный

внутренний диалог

пытается полностью контролировать себя

Терапия включает побуждение

пациента к преодолению настороженности и к действию

Важно привлекать внимание пациента к

агрессивным компонентам его пантомимики

.

Конфлюэнция заключается в слиянии с другими и растворением собственного Я

Она

проявляется в речи употреблением безличных форм

местоимением

 «

мы

» 

или утверждений в третьем

лице

: «

Как-то грустно

», «

Нам это не под силу

», «

Люди часто попадают в невыносимые ситуации

».

Этот механизм часто наблюдается в юношеском возрасте и способствует эпидемиям самоубийств и
деятельности деструктивных культов

Стратегия терапии заключается в ненавязчивости контакта и

разграничении

 «

мое

» — «

не мое

». 

Проговаривая свои желания и потребности

человек начинает

осознавать

чего он хочет на самом деле

и находит собственные способы достижения своих целей

.

Определенный эффект при лечении суицидентов отмечается от применения когнитивных

методов

 (

Бек с соавт

., 2003), 

а также трансактного анализа межличностных и внутриличностных

отношений

 ( Brechenser, 1972; 

Макаров

Макарова

, 2002) 

в соответствии с моделью Э

Берна

 (2001) —

Родитель-Взрослый-Дитя

, — 

описывающей различные позиции личности в конфликтных ситуациях

.

В то же время изолированный психологический подход игнорирует клинические закономерности

и сводит суицидное поведение к аутоагрессии как следствию взаимодействий инстинктов жизни и

смерти

 (

Фрейд

, 1994, 2001; Litman, 1968). 

Аутоагрессию связывают с реальной или символической

утратой объекта любви

а сам аутоагрессивный феномен расширяют

включая в него парасуицид

,

псевдосуицид и демонстративный суицид

(Kreitman, Chowdhury, 1973).

К

.

Меннингер

(2000)

в одном


background image

ряду с самоубийством рассматривает такие явления

,

как аскетизм

,

курение

,

импотенция

,

опасные для

жизни профессии и увлечения и т

п

Крупнейший американский суицидолог Норман Фарбероу

(Farberow, Shneidman, 1961) 

еще больше расширяет рамки саморазрушающего поведения

добавляя

сюда трудоголизм

азартное и делинквентное поведение

пренебрежение врачебными рекомендациями

и т

п

.

Классификации суицидов

характерные для данного направления

,

страдают отсутствием единого

принципа

Так

В

. Klopfer (1961) 

делит самоубийства на индивидуальные и коллективные

активные и

пассивные

искренние и рассчитанные на привлечение внимания

запланированные и импульсивные

.

Типология Э

Шнейдмана

 (2001) 

включает

искателей смерти

намеренно расстающихся с жизнью при

сведении возможности спасения к минимуму

инициаторов смерти

намеренно приближающих ее

;

игроков со смертью

которые не вполне готовы умереть и выбирают способ

который оставляет им

шанс на спасение

одобряющих смерть

которые не скрывают свои суицидальные намерения

но не

спешат реализовать их

.

Сторонники психоаналитической школы направляют свои терапевтические усилия на анализ

подсознательной мотивации суицидента

что нередко приводит к усилению суицидального риска и

завершается самоубийством

 (

Ялом

, 2000). 

Ведущий юнгианский психолог Джеймс Хиллман

 (2004),

стоящий на позициях антипсихиатрии

призывает не мешать суициденту покончить с собой

,

поскольку

этого требует его бессмертная душа

А если

 «

душе

» 

захочется убить другого человека

?

А

Лэнгле

описывая опыт экзистенциального анализа депрессивной больной

советует с

осторожностью применять методы логотерапии Франкла при лечении кризисных состояний

Он

предупреждает

что

 «

парадоксальная интенция противопоказана в случае суицидальной угрозы или

психозов

а работа с биографией

 — 

при высоких ситуационных нагрузках

,

так как она может вызвать у

пациента состояние перенапряжения и даже способствовать повышению суицидального

риска

» (

Лэнгле

, 2001, 

с

. 19).

©Диалог клиента и клиент-центрированного психотерапевта

.

— 

Я испытываю глубочайшую тоску

.

— 

Вы испытываете глубочайшую тоску

.

— 

Моя жизнь не имеет ни малейшего смысла

я проваливаюсь в какую-то черную дыру

.

— 

Ваша жизнь не имеет ни малейшего смысла

Она вся окрашена в черный цвет

.

— 

Сплошная пустота

Мне остается лишь покончить с собой

.

— 

Сплошная пустота

Вам остается лишь покончить с собой

Клиент молча встает

медленно

направляется к окну

открывает его и выбрасывается наружу

Психотерапевт произносит

:

— 

Бац

.

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД

Бывает

что не хочется жить

,

но это вовсе не значит

что хочется не жить

.

Станислав Ежи Леи

,

Данное направление основано на концепции психологического кризиса Э

Линдеманна

 (1996) 

и

Дж

Каплана

 ( Caplan, 1974). 

Суицидоопасный кризис

по представлениям авторов концепции

,

вызывается столкновением личности с непреодолимым в данное время препятствием на пути

достижения ее важнейших жизненных целей

ведущим к нарушению адаптации в социальной сфере

.

Причиной кризиса в большинстве случаев служат конфликты и утраты в лично-семейной сфере

.

Выделяют кризисы развития и созревания

 (

эволюционные кризисы

), 

которые обусловлены

переходными этапами жизни

отрочество и юность

получение профессии

создание семьи

,

беременность и роды

переезд и смена работы

выход на пенсию

тяжелая болезнь и смерть супруга

,

старческая немощь и потребность в уходе

События

вызывающие эволюционный кризис

объединяет

их предсказуемость

а значит

и возможность подготовиться к ним

.

При ситуационных кризисах события развиваются внезапно и неожиданно

Это может быть

дорожно-транспортное происшествие

несчастный случай на рабочем месте

увольнение

финансовый

крах и т

п

Промежуточное место между эволюционными и ситуационными кризисами занимают

кризисы

связанные с такими событиями

как изнасилование на свидании

нежелательная

беременность

неожиданные супружеские измены

непредвиденные разводы и т

д

.

На уровне феноменологии кризис определяется как острое эмоциональное состояние

,

характеризующееся психическим напряжением

,

тревогой

,

нарушением познавательной и