Файл: Старшенбаум Г.В. - Суицидология и кризисная психотерапия.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.10.2020
Просмотров: 4871
Скачиваний: 42
Импотенция и фригидность
,
при которых происходит отказ от нормального генитального
удовольствия
,
также могут быть формой саморазрушения
.
При этом естественная биологическая роль
приносится в жертву извращенным эротическим наклонностям
,
подсознательным страхам и
ненависти
,
стремлению к самонаказанию и лишению себя и партнера получения совместного
удовольствия
.
Меннингер ввел понятие
«
частичное самоубийство
»
для некоторых форм невротического
членовредительства
.
Он включил сюда трихотилломанию
(
вырывание и поедание собственных волос
),
онихофагию
(
грызение ногтей
),
удаление зубов
,
ампутации
(
пальцев
,
конечностей
,
полового члена
).
Во всех этих случаях
,
по мнению автора
,
суицидальный импульс сосредотачивается на отдельном
участке тела
,
являющемся для пациента своего рода заменой целого
,
подлежащего уничтожению
.
Саморазрушительные импульсы наблюдаются также у лиц
,
склонных к травматизму от несчастных
случаев
,
жертв нападений и сексуального насилия
.
Альфред Адлер связывает агрессию с потребностью победить соперников в борьбе за
существование
,
добиться превосходства над ними
.
Если у человека выражено чувство
неполноценности
,
ему приходится сдерживать прямую агрессию и добиваться победы путем
самоистязания
.
В силу социальных условий чувство неполноценности
,
зависимое и мазохистское
поведение присуще женщине
.
Любовные победы
—
лучший бальзам для ее уязвленного честолюбия
.
При поражении она переживает досаду
,
страх утраты своей женской власти над мужчинами
,
проигрыш в соперничестве с другими женщинами и впадает в депрессию
.
В более поздней модели садомазохизма успешно разрабатывалась идея Фэйрберна
(Fairbairn,
1952)
о
«
моральной защите от плохих объектов
».
Автор отмечает
,
что ребенок интроецирует плохие
объекты
,
чтобы очистить их от
«
плохости
».
В награду он рассчитывает получить чувство
безопасности
,
которое характерно для человека
,
окруженного хорошими объектами
.
Внешняя
безопасность
,
таким образом
,
приобретается ценой внутренней небезопасности
,
потому что его Эго
отдается на милость внутреннего
«
черного человека
»,
против которого теперь надо создать
эффективную защиту
.
Когда ребенок попадает во власть этого воплощения зла
,
он становится плохим
с точки зрения Суперэго
.
Ощущения безопасности нет
,
нет и надежды на спасение
.
Единственный
выход
—
убить демона вместе с собой
.
Так свел счеты со своим
«
Черным человеком
»
Сергей Есенин
:
«Я взбешен
,
разъярен
,
И летит моя трость Прямо к морде его
,
В переносицу
...
Месяц умер
,
Синеет в
окошко рассвет
.
Ах
,
ты
,
ночь
!
Что ты
,
ночь
,
наковеркала
?
Я в цилиндре стою
.
Никого со мной нет
.
Я
один
...
И разбитое зеркало
...».
Эдвин Шнейдман
(2001)
перечисляет
10
общих психологических характеристик самоубийств
.
Общей целью самоубийства является нахождение решения
.
Общая задача самоубийства состоит в
прекращении сознания
.
Общим стимулом к совершению суицида является невыносимая душевная
боль
—
психалгия
.
Общим стрессором при суициде являются фрустрированные психологические
потребности
.
Общей суицидальной эмоцией является беспомощность-безнадежность
.
Общим
внутренним отношением к суициду является амбивалентность
.
Общим состоянием психики при
суициде является сужение когнитивной сферы
.
Общим действием при суициде является бегство
.
Общим коммуникативным действием при суициде является сообщение о своем намерении
.
Общей
закономерностью является соответствие суицидального поведения общему жизненному стилю
поведения
.
Автор выделяет пять групп психологических потребностей
,
фрустрация которых объясняет
большинство самоубийств
.
1.
Неудовлетворенные потребности в любви и приятии
—
связаны с фрустрацией стремления к
поддержке и привязанности
.
2.
Нарушение контроля
,
предсказуемости и организованности
—
связаны с фрустрированными
потребностями к достижению
,
автономии
,
порядку и пониманию
.
3.
Снижение самооценки в силу стыда
,
поражения
,
унижения или позора
—
связаны с
фрустрированными потребностями в привязанности
,
самооправдании и избегании стыда
.
4.
Разрушенные значимые отношения
,
возникшие вследствие этого горе и чувство потери
—
связаны с фрустрированными потребностями в привязанности и заботе о другом
.
5.
Чрезмерный гнев
,
ярость или враждебность
—
связаны с фрустрированными потребностями в
доминировании
,
агрессии и противодействии
.
Сейр
(
цит
.
по
:
Змановская
, 2003)
описывает эмоциональный комплекс
,
лежащий в основе
суицидального поведения
:
-
изоляция
(
чувство
,
что тебя никто не понимает
,
тобой никто не интересуется
);
-
беспомощность
(
ощущение
,
что ты не можешь контролировать жизнь
,
все зависит не от тебя
);
-
безнадежность
(
когда будущее не предвещает ничего хорошего
);
-
чувство собственной незначимости
(
уязвленное чувство собственного достоинства
,
низкая
самооценка
,
переживание некомпетентности
,
стыд за себя
).
Наличие у суицидентов определенных психологических особенностей Используют для
определения степени выраженности суицидального риска
(
Ласко
,
Шапиро
, 1975;
Короленко
,
Галин
,
1978;
Конончук
, 1983).
К таким особенностям относят следующие
.
1.
Напряженность потребностей
,
аффективная ригидность
,
бескомпромиссность в достижении
целей со склонностью к импульсивным поступкам
.
2.
Эмоциональная зависимость
,
проявляющаяся в потребности в симбиотических отношениях и
приводящая к эпидемиям самоубийств после суицида известной личности
.
3.
Недостаток эмпатии
,
интро-Бертированность в сочетании с независимостью в принятии
решений и склонностью к мизантропии
.
4.
Импульсивная
,
недифференцированная агрессивность в сочетании с культом насилия
,
конфликтностью и аутоагрессивными проявлениями
.
5.
Недифференцированность или искаженность представлений о смерти
,
обесценивание
человеческой жизни по сравнению с другими ценностями
.
6.
Непереносимость фрустрации из-за неадекватной самооценки
,
эмоциональной лабильности
,
соматовегетативной неустойчивости
,
интеллектуальной недостаточности
,
недоразвития механизмов
компенсации
.
Для переживания кризиса характерны определенные личностные защиты
.
Во время кризиса
часто наблюдается персеверация
,
благодаря которой внимание сужается и ограничивается одной
темой
,
а интерес к остальному исчезает
.
Включается проекция
,
когда человек
,
чувствующий
беспомощность и отчаяние
,
приписывает окружающим то презрение
,
которое сам испытывает к себе
.
Это лишает его возможности рассчитывать на помощь
,
портит отношения с людьми и приводит к
изоляции
.
Появляются компенсаторные фантазии всемогущества
,
которое якобы можно обрести ценой
своей смерти
,
вызвав у близких чувство вины
.
На высоте кризисных переживаний развивается
диссоциация сознания с явлениями деперсонализации-дереализации
,
нарушением чувства времени
,
автоматизмом поведения
.
Человек одновременно чувствует себя прежним и изменившимся
,
и в
реальности
,
и вне ее
,
и в настоящем времени
,
и в прошедшем
.
Возникающее сноподобное состояние
позволяет отстраненно относиться к реальности
,
давая возможность максимально сосредоточиться на
решении кризисных проблем
.
Й
.
Пурич-Пейакович и Д
.
Дуньич
(2000)
находят символический смысл в способе суицида
.
Прыжок из окна
,
с террасы
,
с моста
—
полет
.
Утопление
—
очищение
,
возвращение в блаженство
материнского чрева
,
ассоциации с мифическими содержаниями
.
Повешение
—
наиболее
драматическое переживание первого вдоха
,
первая борьба между жизнью и смертью
,
ее аналогом
является истерический ком в горле
.
Самосожжение
—
мистическая тайна и могущество огня
,
полное
исчезновение
,
наказание тех
,
кто остаются жить
.
Выстрел в голову
—
манифестация героической
морали и почетной смерти
.
Хайнц Хензелер
(2001)
указывает на роль нарциссизма в происхождении суицидоопасного
кризиса
.
Нарциссические личности переживают утраты или их угрозы как катастрофу
.
Нарциссическая
обида вызывает у них то чувство неполноценности
,
то чувство превосходства
.
У них возникают
фантазии оказаться в чреве матери
,
слиться с вселенной
,
обрести вечный покой и вечную жизнь
.
Суицид может представлять последнюю попытку вернуть
«
утраченное лицо
»
нарцисса
.
В связи с этим
необходимо избегать усиления нарциссической обиды путем надзора и удерживания
,
упреков в
слабости и снисходительного подбадривания
.
Гюнтер Аммон
(1995)
выделяет деструктивную форму агрессии
,
которая проявляется вовне
отреагированием
,
сексуальностью
,
преступностью
,
разрушительными фантазиями и чувствами в
отношении внешних объектов
.
Вовнутрь она проявляется психосоматикой
,
депрессией
,
манией
,
суицидом
,
отреагированием несчастными случаями
,
самоповреждениями или запущенностью
,
разрывом контактов и отношений
.
Н.Г
.
Гаранян
,
А.Б
.
Холмогорова
,
Т.Ю
.
Юдеева
(2001);
А
.
Холмогорова
,
Н
.
Гаранян
(2001)
приводят убедительные данные о связи суицидального риска с перфекционизмом
.
Практическим
выводом из этой корреляции является необходимость выяснить
,
как пациент воспринимает требования
к нему социального окружения
,
в первую очередь
—
семьи
.
Следует также учитывать
,
что
перфекционизм является основным фактором сопротивления депрессивного больного лечению
.
Авторы выделяют в феномене перфекцио-низма следующие параметры
:
1.
Завышенная
,
по сравнению с индивидуальными возможностями
,
трудность целей
(завышенный уровень притязаний
).
2.
Поляризованная
, «
черно-белая
»
оценка результата собственной деятельности
.
3.
Преимущественная сосредоточенность на неудачах и ошибках при игнорировании реальных
удач и достижений
.
4.
Непрерывное сравнение себя с другими людьми при ориентации на полюс
«
самых успешных и
совершенных
».
5.
Чувство собственного несоответствия положительным представлениям других людей о себе
,
постоянное ожидание публичного разоблачения
.
6.
Переживание многих нейтральных ситуаций как напоминающих о собственной
неполноценности
.
7.
Чрезмерные требования к другим и завышенные от них ожидания
.
Следствиями перфекционизма для продуктивной деятельности являются
:
поведение избегания
;
опасение в ситуации риска оказаться не на высоте
;
переутомление и снижение продуктивности
.
В
межличностных контактах наблюдаются конфликты и разрывы из-за чрезмерных требований и
ожиданий от других людей
;
конкурентные отношения с людьми ввиду частых сравнений с ними и
зависти
;
дефицит близких и доверительных отношений
.
В процессе лечения отмечается
нереалистическое ожидание быстрого исцеления
;
обесценивание небольших улучшений
;
недоверие к
специалистам и разочарование в них из-за чрезмерно высоких требований
;
преждевременный отказ от
лечения
.
По теории объектных отношений суицид рассматривается не как реакция на ситуацию
,
а как
следствие специфического развития личности
,
связанного с взаимоотношениями индивида с
родителями и особенностями воспитания
.
При этом в качестве ведущего механизма суицида
признается не аутоагрес-сия
,
а стремление к смерти как возможность воссоединиться с умершим
родителем
.
Сформировавшись в детстве
,
данный механизм может включаться затем в ситуации утраты
или угрозы утраты значимого другого
( Ringel, 1953; Hendin, 1965).
Кроме того
,
суицидное поведение
может играть роль последнего сигнала своим родителям в попытке перестроить взаимоотношения в
семье
.
Эта роль затем разыгрывается в суицидальных фантазиях
,
когда субъект как бы предупреждает
своих родителей о предстоящей попытке самоубийства
(
Полмейер
, 1978).
Важное значение придается частоте конфликтов с родителями в детстве суицидентов
. S. Drakovr,
К
.
Нол>ек
(1985)
на обширном материале приводят разделение суицидных попыток на истинные и
демонстративные
,
связывая развитие последних с влиянием взаимоотношений в первичной
(родительской
)
семье суицидента
.
Авторы трактуют демонстративную попытку как аналог
межродительского конфликта
,
а ее целью считают инфантильное желание индивида обратить на себя
внимание
.
По данным В.К
.
Мягер
(1983),
более
60%
суицидентов воспитывались в неполных семьях
,
распад которых произошел
,
когда они были в дошкольном возрасте
.
Их мать отличалась
истеричностью
,
отец
—
замкнутостью
,
жестокостью и педантичностью
.
Выходцы из таких семей с
детства живут с непреходящим чувством покинутости
,
заброшенности
.
О.В
.
Тимченко и В.Б
.
Шапар
(1999)
объясняют механизмы самоубийства некрофильными
тенденциями
,
которые суицидент в цивилизованном обществе вынужден подавлять и поэтому
многократно покушается убить себя вместо того
,
чтобы убивать всех подряд
.
Самоубийцы с сильным
некрофиль-ным полем втягивают в него скрытых и вялых некрофилов
—
от любовных партнеров до
миллионных масс людей
.
На счету Гитлера
20
млн
. 946
тыс
.
убитых
,
Сталина
— 42
млн
. 672
тыс
.
Некрофил обязательно доводит любимых женщин до смерти
. 8
сентября
1931
года племянница
Гитлера
,
его единственная
«
любовь
»
Гели Роубал выстрелила себе в сердце из его пистолета системы
«Вальтер
».
Перед этим Гитлер имел серьезный разговор со своим лучшим другом и личным шофером
Эмилем Морисом
,
который влюбился в Гели и встретил взаимность
.
Наложила на себя руки
любовница Гитлера киноактриса Рене Мюллер
,
покушалась на самоубийство другая любовница
—
Юнити Митфорд
.
А постоянная возлюбленная Гитлера Ева Браун еще в
1932
г
.
стреляла в себя
,
в
1935
г
.
приняла
35
таблеток снотворного
,
а спустя
10
лет все же отравилась во время двойного
самоубийства с фюрером
.
8
ноября
1932
г
.
выстрелила себе в сердце из пистолета системы
«
Вальтер
»,
привезенного в
подарок братом из Германии
,
Надежда Сергеевна Аллилуева
, 32-
летняя жена Сталина
,
который был
старше ее на
20
лет
.
Поводом послужил застольный флирт мужа с женой одного из военачальников
,
присутствовавшей на праздничной вечеринке
.
Увидев
,
что жена недовольна
,
Сталин бросил ей в
тарелку корку от апельсина и крикнул
: «
Эй
,
ты
!»
Надя вскочила
: «
Я тебе не
"
эй
,
ты
"!» —
и выбежала
из комнаты
.
Причину самоубийства она прокричала мужу до этого
: «
Мучитель ты
,
вот ты кто
!
Ты
мучаешь собственного сына
,
мучаешь жену
,
весь народ замучил
...»
Что касается сына
,
то Яков
неудачно пытался застрелиться
,
когда отец не разрешил ему жениться и высмеял
.
Уйдя на фронт и
попав в плен к немцам
,
Яков узнал реакцию отца
—
Приказ №
227: «
Тех
,
кто предпочтет сдаться в
плен
,
уничтожать всеми средствами
,
а семьи сдавшихся в плен красноармейцев лишать
государственных пособий и помощи
».
Яков бросился на колючую проволоку под высоким
напряжением и был застрелен
.
А самое массовое одновременное самоубийство под влиянием некрофила произошло
18
ноября
1978
г
.
в Гвиане
. 913
членов секты
«
Народный храм
»
выпили напиток смерти из котла
,
наполненного
смесью ягодного сиропа
,
седуксена и цианистого соединения
.
Вдохновителем этой акции стал больной
шизофренией преподобный Джим Джонс из Сан-Франциско
.
А.Н
.
Моховиков
(2001)
отмечает ряд личностных стилей суицидентов
.
Импульсивный
—
внезапное саморазрушающее поведение во время конфликта при наличии алекситимии
.
Компулъсивный
—
ригидность
,
перфекционизм
,
завышенные притязания
.
Рискующий
—
игра со
смертью
.
Регрессивный
—
снижение эффективности механизмов адаптации у незрелых личностей
.
Зависимый
—
пассивность
,
беспомощность
,
потребность в постоянной поддержке
.
Амбивалентный
—
борьба влечений к смерти и к жизни
.
Отрицающий
—
магическое отрицание смерти со снижением
волевого контроля
.
Гневный
—
подавление враждебных чувств к обидчику в сочетании с
недовольством собой
.
Обвиняющий
—
убежденность
,
что в возникающих проблемах непременно есть
чья-то или собственная вина
.
Убегающий
—
стремление уйти от травмирующей ситуации
.
Бесчувственный
—
притупление эмоциональных переживаний
.
Заброшенный
—
переживание
отверженности
,
ненужности и одиночества
.
Творческий
—
экспериментирование с самоубийством как
новым способом разрешения проблем
.
Автор с точки зрения гештальттерапии выделяет у суицидентов четыре защитных механизма
:
интроекцию
,
проекцию
,
ретрофлексию и конфлюэнцию
.
Интроекция проявляется плакатными фразами
,
использованием местоимения
«
я
»,
когда на
самом деле речь идет о
«
мы
» («
Я должен пожертвовать собой ради высшей цели
»).
Этот механизм
соответствует альтруистическому суициду Дюркгейма и особенно часто наблюдается у подростков
,
делая их легкой добычей деструктивных культов
.
Таким пациентам свойственно нетерпение
,
жадность
и леность
,
из-за чего они ограничиваются тем
,
что спешат
«
проглотить
»
как можно больше советов
.
Терапевт должен помочь пациенту почувствовать различие между Я и Ты и способствовать развитию
уверенности в возможности собственного выбора
.
Проекция выдает себя употреблением местоимения
«
оно
»,
когда речь идет на самом деле о Я
,
склонностью поучать и возмущаться
.
В личности пациентов отмечаются подозрительность и
жестокость
,
они обычно предпочитают самые грубые способы суицида
.
Проекция соответствует
аномическому суициду Дюркгейма
,
когда человек не может приспособиться к социальным
изменениям и испытывает негативные чувства к окружающим
,
которые приписывает им
(«
нет смысла
жить в этом отвратительном обществе
»).
Этот механизм объясняет учащение суицидов во время
общественно-экономических кризисов
.
Терапия должна быть направлена на установление отношений
доверия и возвращение пациенту его отчужденных психических функций
.
Следует обращать внимание
пациента на реальную возможность выхода за пределы его системы проекции и поддерживать его
шаги в этом направлении
.
Ретрофлексия наблюдается у людей
,
которые не позволяют себе направлять агрессию против
людей
,
испытывают стыд за подобные намерения и обращают агрессию против себя
.
Такое
превращение межличностного конфликта во внутриличностный соответствует эгоистическому
суициду Дюркгейма
.
Для пациентов характерен зажатый в верхних регистрах маломодулированный
голос
,
употребление местоимения
«
себя
»
и возвратной частицы
«
ся
» («
Я омерзителен себе
», «
Я не
могу больше бороться с собой
»).
Пациент отгораживается от реальной ситуации
,
ведет бесконечный
внутренний диалог
,
пытается полностью контролировать себя
.
Терапия включает побуждение
пациента к преодолению настороженности и к действию
.
Важно привлекать внимание пациента к
агрессивным компонентам его пантомимики
.
Конфлюэнция заключается в слиянии с другими и растворением собственного Я
.
Она
проявляется в речи употреблением безличных форм
,
местоимением
«
мы
»
или утверждений в третьем
лице
: «
Как-то грустно
», «
Нам это не под силу
», «
Люди часто попадают в невыносимые ситуации
».
Этот механизм часто наблюдается в юношеском возрасте и способствует эпидемиям самоубийств и
деятельности деструктивных культов
.
Стратегия терапии заключается в ненавязчивости контакта и
разграничении
«
мое
» — «
не мое
».
Проговаривая свои желания и потребности
,
человек начинает
осознавать
,
чего он хочет на самом деле
,
и находит собственные способы достижения своих целей
.
Определенный эффект при лечении суицидентов отмечается от применения когнитивных
методов
(
Бек с соавт
., 2003),
а также трансактного анализа межличностных и внутриличностных
отношений
( Brechenser, 1972;
Макаров
,
Макарова
, 2002)
в соответствии с моделью Э
.
Берна
(2001) —
Родитель-Взрослый-Дитя
, —
описывающей различные позиции личности в конфликтных ситуациях
.
В то же время изолированный психологический подход игнорирует клинические закономерности
и сводит суицидное поведение к аутоагрессии как следствию взаимодействий инстинктов жизни и
смерти
(
Фрейд
, 1994, 2001; Litman, 1968).
Аутоагрессию связывают с реальной или символической
утратой объекта любви
,
а сам аутоагрессивный феномен расширяют
,
включая в него парасуицид
,
псевдосуицид и демонстративный суицид
(Kreitman, Chowdhury, 1973).
К
.
Меннингер
(2000)
в одном
ряду с самоубийством рассматривает такие явления
,
как аскетизм
,
курение
,
импотенция
,
опасные для
жизни профессии и увлечения и т
.
п
.
Крупнейший американский суицидолог Норман Фарбероу
(Farberow, Shneidman, 1961)
еще больше расширяет рамки саморазрушающего поведения
,
добавляя
сюда трудоголизм
,
азартное и делинквентное поведение
,
пренебрежение врачебными рекомендациями
и т
.
п
.
Классификации суицидов
,
характерные для данного направления
,
страдают отсутствием единого
принципа
.
Так
,
В
. Klopfer (1961)
делит самоубийства на индивидуальные и коллективные
,
активные и
пассивные
,
искренние и рассчитанные на привлечение внимания
,
запланированные и импульсивные
.
Типология Э
.
Шнейдмана
(2001)
включает
:
искателей смерти
,
намеренно расстающихся с жизнью при
сведении возможности спасения к минимуму
;
инициаторов смерти
,
намеренно приближающих ее
;
игроков со смертью
,
которые не вполне готовы умереть и выбирают способ
,
который оставляет им
шанс на спасение
;
одобряющих смерть
,
которые не скрывают свои суицидальные намерения
,
но не
спешат реализовать их
.
Сторонники психоаналитической школы направляют свои терапевтические усилия на анализ
подсознательной мотивации суицидента
,
что нередко приводит к усилению суицидального риска и
завершается самоубийством
(
Ялом
, 2000).
Ведущий юнгианский психолог Джеймс Хиллман
(2004),
стоящий на позициях антипсихиатрии
,
призывает не мешать суициденту покончить с собой
,
поскольку
этого требует его бессмертная душа
.
А если
«
душе
»
захочется убить другого человека
?
А
.
Лэнгле
,
описывая опыт экзистенциального анализа депрессивной больной
,
советует с
осторожностью применять методы логотерапии Франкла при лечении кризисных состояний
.
Он
предупреждает
,
что
«
парадоксальная интенция противопоказана в случае суицидальной угрозы или
психозов
,
а работа с биографией
—
при высоких ситуационных нагрузках
,
так как она может вызвать у
пациента состояние перенапряжения и даже способствовать повышению суицидального
риска
» (
Лэнгле
, 2001,
с
. 19).
©Диалог клиента и клиент-центрированного психотерапевта
.
—
Я испытываю глубочайшую тоску
.
—
Вы испытываете глубочайшую тоску
.
—
Моя жизнь не имеет ни малейшего смысла
,
я проваливаюсь в какую-то черную дыру
.
—
Ваша жизнь не имеет ни малейшего смысла
.
Она вся окрашена в черный цвет
.
—
Сплошная пустота
.
Мне остается лишь покончить с собой
.
—
Сплошная пустота
.
Вам остается лишь покончить с собой
.
Клиент молча встает
,
медленно
направляется к окну
,
открывает его и выбрасывается наружу
.
Психотерапевт произносит
:
—
Бац
.
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД
Бывает
,
что не хочется жить
,
но это вовсе не значит
,
что хочется не жить
.
Станислав Ежи Леи
,
Данное направление основано на концепции психологического кризиса Э
.
Линдеманна
(1996)
и
Дж
.
Каплана
( Caplan, 1974).
Суицидоопасный кризис
,
по представлениям авторов концепции
,
вызывается столкновением личности с непреодолимым в данное время препятствием на пути
достижения ее важнейших жизненных целей
,
ведущим к нарушению адаптации в социальной сфере
.
Причиной кризиса в большинстве случаев служат конфликты и утраты в лично-семейной сфере
.
Выделяют кризисы развития и созревания
(
эволюционные кризисы
),
которые обусловлены
переходными этапами жизни
:
отрочество и юность
,
получение профессии
,
создание семьи
,
беременность и роды
,
переезд и смена работы
,
выход на пенсию
,
тяжелая болезнь и смерть супруга
,
старческая немощь и потребность в уходе
.
События
,
вызывающие эволюционный кризис
,
объединяет
их предсказуемость
,
а значит
,
и возможность подготовиться к ним
.
При ситуационных кризисах события развиваются внезапно и неожиданно
.
Это может быть
дорожно-транспортное происшествие
,
несчастный случай на рабочем месте
,
увольнение
,
финансовый
крах и т
.
п
.
Промежуточное место между эволюционными и ситуационными кризисами занимают
кризисы
,
связанные с такими событиями
,
как изнасилование на свидании
,
нежелательная
беременность
,
неожиданные супружеские измены
,
непредвиденные разводы и т
.
д
.
На уровне феноменологии кризис определяется как острое эмоциональное состояние
,
характеризующееся психическим напряжением
,
тревогой
,
нарушением познавательной и