Файл: Старшенбаум Г.В. - Суицидология и кризисная психотерапия.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.10.2020

Просмотров: 4301

Скачиваний: 42

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

Когнитивно

-

поведенческий подход в объяснении происхождения депрессии у детей делает

акцент на недостатке социальной компетентности и способности к общению

Терапевт выявляет у

пациента дисфункциональные убеждения в виде негативной самооценки

негативной картины мира и

негативного ожидания будущего

Затем он ставит их под сомнение

проявляя эмпатию и задавая

вопросы таким образом

чтобы не навязывать подростку собственное мнение или отношение

.

Противопоставляя аргументы

 «

за и против

», 

подросток должен

:

а

познать свои фиксированные схемы мышления

;

б

перепроверить их и

в

заменить конструктивными идеями

более ориентированными на реальность

.

В конце каждой беседы терапевт вместе с пациентом составляют домашние задания

состоящие

из ряда ступеней возрастающей трудности

Задание выбирается таким образом

чтобы пациент мог

видеть успешность терапии и свои растущие возможности

В процессе терапии пациенты научаются

мысленно продолжать соответствующий диалог в ситуациях

провоцирующих негативные

переживания

К лечению регулярно привлекаются родители

чтобы избежать противоречий в подходе

к подростку

которые могут помешать терапии

.

Тренинг самоконтроля направлен на изменение типичных для депрессии когнитивных процессов

с помощью самонаблюдения

самооценки и самопоощрения

Путем самонаблюдения могут быть

выявлены стрессоры и фиксированные негативные схемы мышления в повседневной жизни пациента

,

а также оценена эффективность терапии

При тренинге самооценки пациент обучается видеть себя

боле

» 

реалистично и оптимистично

признавать собственные достоинства

замечать позитивные

изменения

В рамках самопоощрения пациент награждает себя за позитивные стратегии решения

проблем

.

Аффективный тренинг направлен на знакомство детей и подростков с широким диапазоном

эмоциональных переживаний у себя и других

Чувства могут идентифицироваться с помощью мимики

и жестов в игровой форме

Тренинг социальных навыков нацелен на вербальные и невербальные

способы общения

существенные для выражения и принятия как негативных

так и позитивных

эмоций

Он включает инструкции

обучение на модели и практическое использование социально

адекватных способов поведения при наличии обратной связи с терапевтом

Ребенок должен научиться

вначале обдумывать проблему

разрабатывать стратегии ее решения и заранее предвидеть последствия

возможных действий

.

При работе с детьми и подростками необходимо составлять план занятий

,

в который включаются

приятные для пациента виды деятельности и мероприятия

Они противодействуют типичной для

депрессии склонности к уходу

пассивности и снижению мотиваций и способствуют позитивным

переживаниям и улучшению настроения

Часто ролевые игры и изобразительный материал больше

поощряют маленького пациента к сотрудничеству

чем простой разговор

Советы и поддерживающие

установки должны всегда исходить из личного жизненного опыта ребенка и его семьи

.

Херперц-Дальманн описывает четыре этапа терапевтического процесса после суицида или при

его угрозе

.

Острая фаза

 1 (

клиническое лечение проводится в отделении интенсивной терапии

). 

Цель

:

неотложная медицинская помощь

оценка риска повторного суицида

построение доверительных

отношений

семейный диагноз

Методы

лечение соматических осложнений

совместное

психиатрическое и психотерапевтическое обслуживание

выявление мотивов суицида

установление

контакта с семьей

.

Острая фаза

 2 (

клиническое лечение в психиатрически-психотерапевтическом отделении

). 

Цель

:

защита от аутодеструктивных импульсов

укрепление доверительного отношения к терапевту

,

устранение одиночества и изоляции

выявление семейной конфликтной ситуации

провоцирующей

суицид

Методы лечения

наблюдение и уход со стороны персонала

регулярные индивидуальные

беседы для выяснения динамики суицидального поведения

разработка стратегий совладания с

кризисом

интеграция в стационарную работу

 (

групповую терапию

терапию занятостью и др

.);

решение о виде и интенсивности работы с семьей

 (

консультации с родителями или семейная терапия

).

Фаза отдыха

 (

клиническое лечение в психиатрически-психотерапевтическом отделении

). 

Цель

:

стабилизация терапевтических отношений

изменение условий

провоцирующих суицид

подготовка

социальной реадаптации

Методы лечения

расширение радиуса действия

 (

например

выход с другими

пациентами

); 

продолжение индивидуальных бесед

разработка плана профилактики

продолжение

групповой работы

интенсификация бесед с родителями и семьей с целью подготовки к выписке

;

мероприятия в отношении среды

 (

например

установление контакта с другими значимыми лицами

).

Фаза ремиссии

 (

амбулаторное лечение в поликлинике или у частного врача

). 

Цель

:

профилактика новой суицидной попытки

активизация

 «

котера-певтов

». 

Методы лечения

наблюдение

близкими людьми в домашнем окружении

;

подробные беседы с терапевтом

,

возможно также по


background image

телефону

;

продолжение работы с семьей

,

преодоление новых осложнений или конфликтов

;

оказание

помощи при включении в социальное окружение

 (

например

мероприятия

касающиеся школы

).

Дисморфофобия проявляется в виде глубокой озабоченности больных мнимыми или

незначительными недостатками своей внешности или запахами тела

якобы отталкивающих

окружающих

Расстройство в основном встречается у подростков

юношей и девушек

Больные чаще

всего переживают из-за своих морщин

пятен и волос на коже

величины носа

груди или пениса

,

ширины бедер

размера ступни

Некоторые делают пластические операции

По данным

полученным

американскими исследователями

, 30% 

людей с такими расстройствами заключили себя в стенах дома

,

а

 17% 

предпринимали попытки самоубийства

.

Ипохондрическое отношение

по

 3. 

Фрейду

существует к тем органам

которые содержат в себе

переизбыток либидинозного напряжения

П

Шильдер рассматривал чувство напряжения

,

растягивания

уплотнения и отвердения как указание на мужские гениталии

Он объяснял развитие

ипохондрической фиксации тем

что Я-идеал не хочет мириться с чрезмерной нарциссической

насыщенностью органов и стремится вытеснить их вовне

Эти органы становятся объектом

повышенного самонаблюдения

что сближает их в восприятии с объектами внешнего мира

Такую же

защиту объективированием Я-идеал использует для избавления от мыслей

которые подверглись

чрезмерной либидинозной насыщенности

Путем повышенного самонаблюдения подобные мысли

становятся навязчивыми и таким образом выводятся из подсознания

Бланкебург считает

что для

ипохондрика его тело становится значимым партнером

При этом ему трудно найти середину между

достойной наказания беззаботностью и устрашающей чрезмерной озабоченностью своим телом

По Г

.

С

Салливану

фиксация на своем здоровье служит вытеснению интрапси-хического конфликта

,

возникающего в межличностных ситуациях

в результате психическое расстройство оказывается

единственным общественным аспектом жизни ипохондрика

Р

Телле указывает

что сенесто

-

ипохондрический синдром может развиться у пациента в результате его идентификации с больным
родственником под влиянием чувства вины за свое преимущество и инфантильного страха кастрации

.

Ипохондрические опасения имеют защитное значение

поскольку ограждают от столкновения с более

серьезными угрозами и с самой смертью

.

В психотерапии пациентов с дисморфофобией

осложненной суицидо-опасными переживаниями

,

может быть полезен групповой подход

обеспечивающий социальное взаимодействие и поддержку

.

М.Е

Бурно разработал эффективный метод групповой терапии ипохондрических больных с

дисморфофобиями методом творческого воображения

.

Частой ошибкой начинающих психотерапевтов

работающих с детьми и подростками

является

неосознанный альянс с пациентом против его родителей

Причиной этого обычно является

идентификация с пациентом

отреагирование недовольства собственными родителями терапевта

,

неосознанное соперничество с родителями пациента и т

п

Обращая внимание пациента на ошибки

,

совершенные его родителями

психотерапевт может усилить агрессию пациента к ним

что чревато

обострением внутрисемейного конфликта и усилением суицидального риска у пациента

Чтобы

избежать этого

психотерапевт должен не осуждать родителей пациента

а воспринимать их как своих

клиентов

пытаться их понять и передать это понимание подростку

.

В результате пациент учится более

объективно воспринимать других людей

начинает лучше понимать их трудности

становится

терпимее и спокойнее

.

©Подростки не очень-то изменились

.

Они по-прежнему растут

взрослеют

уходят из дома и женятся

, — 

только не обязательно в этом

порядке

.

СУИЦИДАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ У ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ

У молодых самоубийство

 — 

моль

Антон Кемпинский

Хотя люди

старше

 65 

лет

составляют десятую часть населения

среди них отмечается четверть

всех самоубийств

Пик завершенных суицидов падает на период

 45-59 

лет

у женщин

 — 

на возраст

 40-

45 

лет

что

по-видимому

связано с утратой прежней внешней привлекательности

Так же тяжело

стареющим женщинам мириться с утратой функций домашней хозяйки

Пожилые мужчины

совершают самоубийства в

 10 

раз чаще

чем женщины

Этот период совпадает с гормональной

перестройкой

окончанием профессиональной деятельности

возрастными болезнями

нередко

 —

смертью брачного партнера и одиночеством

В это время уменьшается эмоциональный и

коммуникативный резонанс

,

выросшие и независимые дети покидают родительское гнездо

.

Супругам


background image

грозит отчуждение

,

когда им остается диван с подушками и телевизионный алтарь

.

Нет больше

сколько-нибудь значимой

интересной внешней цели

,

которая цементировала бы и структурировала бы

жизнь

остается однообразная борьба за выживание

Установлено

что в продолжение первого года по

выходе на пенсию исход относительно легких заболеваний

например

бронхита

часто оказывается

летальным

Особенно трудно переносить утраты своего социального статуса мужчинам

которые

привыкли оценивать себя на основании положения на службе и роли в семье

 («

добытчик

мужчина в

доме

»). 

Если остальные интересы остались у человека неразвитыми

лишение прежних достоинств

может восприниматься как потеря смысла жизни

.

С возрастом человек теряет близких людей

и не все потери оказываются достаточно

проработанными

Гибель любимого домашнего животного

особенно у одинокого человека

также

может запустить процесс затяжного горя

Тяжело переносят пожилые люди вынужденный переезд

 —

слишком многое связывает их с прежним местом жительства

и им гораздо трудней

чем в молодости

,

привыкать к новому

Самолюбивому человеку особенно тяжело мириться с утратой своей

самостоятельности

невозможностью жить без посторонней помощи и получать ее от тех

кто раньше

сам был в материальной или психологической зависимости от них

Альтруистичные родители в

старости не хотят быть в тягость свои детям и ускоряют свой уход из жизни

перестав заботиться о

себе

.

Стариков в нашей стране нередко воспринимают как досадную помеху

как отработанный

материал

утративший право на жизнь

Оказавшись без сбережений и поддержки государства

которое

их использовало и бросило

пожилые люди чувствуют себя лишними и обманутыми

.

Распространенность кризисных состояний у пожилых россиян можно объяснить с точки зрения

кризиса идентичности по Э

Эриксону

Их профессиональный и жизненный опыт в быстро

меняющихся условиях оказался ненужным

их ценности и вкусы выглядят отсталыми и смешными

.

Пожилым людям стыдно признаться

что они отказывали себе во всем

доверчиво надеясь на заботу

государства в старости

Теперь идеалы

которыми они жили

развенчаны

и они не могут гордиться

обществом

которое построили

Пожилые люди избегают тягостного диалога с прожитой жизнью и

избегают сравнивать ее с той

которую можно было бы прожить

Зачастую они испытывают чувство

,

как будто и не жили вовсе

которое Эрих Фромм считает причиной иррационального страха перед

смертью

Отказываясь от взгляда назад и примирения со своим прошлым

человек обкрадывает себя

еще на один шаг в своем созревании

.

Старость накладывает характерный отпечаток на личность человека Появляется некоторая

эксцентричность

недоверчивость

медлительност

в принятии важных решений

Отмечаются

колебания настроения

угрюмость

раздражительность

гневливость

На этом фоне выявляются

нерешительность

мнительность

неуверенность

тревожность

зависимость от мнения других людей

.

Уменьшается честолюбие при одновременном снижении общительности и доброжелательности

На

этом фоне возможны нелепые

грубые попытки обратить на себя внимание

.

Чувствуя себя ненужным и

никчемным

пожилой человек приписывает окружающим пренебрежительное отношение к себе

,

постепенно перестает искать контактов с людьми и смиряется со своим одиночеством

Усиливаются

ранимость

обидчивость

при этом могут ярко всплывать старые обиды

В результате нарастающей

инертности нервных процессов и связанного с этим

 «

застревания

» 

эмоций стареющий человек все

чаще находится в состоянии тоски и тревожного ожидания неприятностей

Не осмеливаясь открыто

высказать свои обиды или не осознавая их

человек сдерживает свое раздражение

и тогда оно

приобретает форму самообвинения

.

Спецификой дистимии у пожилых людей является выраженный тревожный компонент

Человек

в этом возрасте уже не ждет от жизни ничего хорошего

она грозит ему лишь новыми бедами и

лишениями

Тают силы

утяжеляются старые болезни и появляются все новые

Один за другим уходят

из жизни близкие люди

Все отчетливее слышны шаги приближающейся смерти

рисуются картины

предстоящих мучений

В депрессии человек склонен к самообвинениям

и верующий заранее

содрогается от картины своих вечных страданий в загробном мире за совершенные грехи

Многие

пожилые люди уходят от тревожных мыслей о душе в опасения по поводу своего соматического
здоровья

Типичной является астеноипохондрическая симптоматика и суицидальные мысли

.

Выражена психическая и физическая истощаемость

раздражительная слабость с элементами

гиперестезии

склонность к дисфорическим и гневливым реакциям

слабодушие и эмоциональная

лабильность

Течение дистимии у пожилых затяжное

с тенденцией к прогрес-сированию и переходу к

депрессивному невротическому развитию личности

Это проявляется в усложнении и фиксации

невротической симптоматики

формировании пессимистического мировоззрения и в возникновении

или заострении качеств личности тормозимого круга

.

Инволюционной депрессии

 (

меланхолии

свойственно сочетание тревожно-депрессивного

аффекта с речевым и двигательным беспокойством

,

доходящим до ажитации

.

Может быть бред


background image

несправедливого обвинения больного окружающими

,

преследования

,

ущерба

,

ревности

,

отравления

,

ипохондрический

 — 

в позднем возрасте в структуре нигилистического бреда Котара

Депрессию у

пожилых людей может напоминать начинающаяся болезнь Альцгеймера

 (

старческое слабоумие

).

Характерно

что

отвечая на вопрос

требующий однозначного ответа

депрессивные больные

стараются не выходить за рамки вопроса

при неудаче начинают оправдываться и корить себя

при

болезни Альцгеймера больные всегда дают не соответствующий вопросу ответ

 — 

например

,

на вопрос

о дне рождения называют свой адрес

.

Психотерапия

В пожилом возрасте кризис вызывают прежде всего хронические и опасные для

жизни заболевания

хронические боли

ограничение самостоятельности и потеря близких людей

.

Поскольку они доминируют в сознании человека

то они и определяют содержание психотерапии

У

пожилых людей снижается способность к решению новых когнитивных проблем

медленно

перерабатывается информация

ухудшается внимание и память

быстро наступает усталость

В связи с

этим цели психотерапии ограничиваются стабилизацией психических ресурсов

необходимых для

переработки острого личностного кризиса

.

Поведенческая терапия прежде всего направлена на восстановление или усвоение навыков и

умений

необходимых в повседневной жизни

 (

например

у мужчин

потерявших жену и не

обладающих навыками ведения домашнего хозяйства

). 

Для повышения чувства самоконтроля у

больных с хроническими болями применяют

:

а

ведение дневника

фиксирующего боли за день

;

б

отслеживание ситуаций

в которых боли воспринимаются сильнее или слабее

и

в

обучение техникам

уменьшающим фиксацию внимания на боли

так что они меньше мешают

человеку жить

.

Поведенческая терапия пожилых пациентов с депрессией основана на классических работах

Питера Левинсона

 ( Lewinsohn, 1975), 

при этом учитываются возрастные особенности больных

.

Психотерапевт оставляет себе роль эксперта в области методов психотерапии и подчеркивает

что

пациент лучше разбирается в собственных переживаниях и своих возможностях

Пациенту объясняют

связь депрессии с бездеятельностью и указывают

что приятные виды деятельности повышают

настроение

Первое задание должно быть максимально простым

чтобы гарантировать его успешное

выполнение

Затем вместе с пациентом разрабатывается детализированный и последовательный план

действий

План составляется в письменной форме

с указанием конкретного места и времени действия

.

Впоследствии пациент отмечает в этом плане выполненные задания

Чтобы облегчить пациентам

осознание связи улучшения настроения с приятными событиями и адаптивными поступками

ему

предлагают вести краткий дневник с описанием динамики настроения и его оценкой по шкале

депрессии

На терапевтических сессиях пациент вместе с психотерапевтом анализирует все

имеющиеся данные

чтобы убедиться в связи своего поведения и настроения

В результате он делает

самостоятельный вывод о возможности влиять на свое настроение

и это возвращает ему утраченную

уверенность в самом себе и в завтрашнем дне

.

Когнитивно-поведенческая терапия пожилых больных депрессией также имеет свои возрастные

особенности

Фокус терапии смещается с принципа

 «

здесь и сейчас

» 

на анализ жизненного пути

.

Большое значение придается побуждению пациента к активной деятельности

Предполагаемое

действие вначале обсуждается с пациентом

затем он выполняет его мысленно

обращая внимание на

возникающие препятствия

Далее разрабатывается план преодоления этих препятствий

При этом

выявляются иррациональные ожидания плохого отношения окружающих и катастрофических

последствий определенных событий

Эти ожидания обусловлены не только депрессией

но и

социальными стереотипами мировосприятия

характерными для старости

Такие установки не

оспариваются

но подвергаются сомнению и постепенно заменяются рациональными

В качестве

подкрепления используется реальная проверка фактов с помощью регистрации их в дневнике и
последующего обсуждения с психотерапевтом

.

Применяются следующие техники

:

l

позитивное истолкование ситуации

 («

в моей жизни есть и прекрасные вещи

мои дела обстоят

не так плохо

как это может показаться на первый взгляд

»);

l

сравнение собственной ситуации с ситуацией других людей

 («

если взглянуть на то

каково

приходится другим

то жаловаться мне не на что

у меня дела идут еще относительно хорошо

»);

l

идентификация с судьбой детей и внуков

 («

я рад тому

что растут мои дети и внуки

это

помогает мне пережить трудные минуты

»);

l

изменение уровня своих требований

 («

если уж пришла старость

то нужно считаться с

неизбежными изменениями и смириться с ними

»).

Интерперсональная психотерапия депрессии у пожилых больных особенно важна

поскольку

многие из них жалуются на свое одиночество

,

но при этом ведут себя при общении так

,

что


background image

окружающие начинают их избегать

.

Во время диагностической стадии психотерапии следует

определить

какие факторы являются ведущими в происхождении депрессии у пациента

Это может

быть горе

вызванное потерей близкого человека

смена социальной роли

 (

например

в связи с

выходом на пенсию

); 

дефицит общения

межличностный конфликт

.

В

Франкл пишет

: «

Итак

с точки зрения психолога

не слишком важно

молод человек или стар

,

и если стар

то насколько

гораздо более важен вопрос

заполнены ли его время и душа тем делом

,

которому данный человек может посвятить в данный момент свою жизнь

сумел ли человек

несмотря

на свой возраст

сохранить тягу к радостной

наполненной событиями жизни

ибо

говоря словами

поэта

, "

душа обязана трудиться и день и ночь

и день и ночь

". 

И совершенно не имеет никакого

значения

связана ли деятельность человека

дающая ему осознавание смысла собственного бытия

с

денежным вознаграждением

или нет

С точки зрения психологов

основополагающим и

можно

сказать

решающим является вопрос

который заключается в том

пробуждает ли эта деятельность в

человеке

несмотря на его преклонный возраст

сильное желание быть

 — 

быть для кого-то или для

чего-то

» (

Франкл

, 1999, 

с

. 201).

Пожилой человек иногда тратит последние силы на работу из-за страха своей социальной

несостоятельности и унизительной зависимости от других

В этом случае важно дать ему

почувствовать

что в семье он дорог прежде всего своими человеческими качествами и просто любим

как родной человек

Следует признавать его сохраняющиеся сексуальные потребности

а не

высмеивать их

Когда у стареющего человека остаются силы лишь для платонического проявления

нежных чувств

он особенно ценит

когда встречает взаимность

Дедушки и бабушки могут найти себя

в воспитании внуков

и это их новое качество нуждается в благодарной поддержке

У пенсионера

,

наконец

появляется время для какого-то хобби

и его радует интерес

который проявляют другие

члены семьи к его увлечению

Одинокие пожилые люди тянутся к общественной деятельности

;

помощь в этом ликвидирует у них дефицит общения и дает чувство

что они нужны

.

Психотерапия пожилых людей учитывает меняющиеся отношения между пациентом и его

детьми

Например

пациент пытается сохранить доминирующую позицию в отношениях и в то же

время беспомощно ожидает от детей необоснованно большого внимания

Взрослые дети

со своей

стороны

могут с детства сохранять обиду на родителей или

наоборот

испытывать чувство вины из

-

за

недостатка заботы о них

чрезмерно опекая родителей

ограничивая их активность

в этих случаях

особенно эффективна семейная терапия

Для повышения мотивации к участию в семейной терапии

можно сказать взрослым детям больного следующее

: «

Своим отношением к старым родителям вы

показываете своим детям образец доброго и заботливого отношения к старикам

Тем самым вы

обеспечиваете себе благополучное будущее в старости

». 

Важными целями терапии являются

поддержание самооценки

поиск путей наиболее продуктивного проведения свободного времени

,

появившегося у пациента

выявление сохранившихся возможностей для самореализации и поддержка

при ее осуществлении

.

У беспомощных больных стариков нередко развивается брюзжащая депрессия

которая очень

затрудняет уход за ними

Больному надо объяснить

что сердится он не на родных

,

а на свою немощь и

зависимое положение

так что его раздражение

 — 

это обратная сторона его тревоги

Родным было бы

легче уменьшить ее

если бы он был готов благодарно и без страха зависимости принять их помощь

.

Чтобы больной отреагировал свои негативные чувства

,

психотерапевт должен дать ему выговориться и

сочувственно разделить его переживания

 (

разумеется

не поддерживая и не оспаривая содержание

высказываний больного против родственников

).

Особенностью интерперсональной терапии пожилого больного является необходимость

активной позиции терапевта

сочетание поддержки пациента и укрепления в нем уверенности в себе

.

Хотя основной акцент в работе делается на текущих проблемах во взаимоотношениях

следует

осознавать значение всего жизненного пути для актуальных проблем и влияние опыта прошлых лет на
взаимоотношения в настоящем времени

Поскольку пожилые люди имеют крайне ограниченные

возможности для установления новых отношений

надо побуждать их к разрешению проблем в

имеющихся взаимоотношениях

В целях развития навыков общения можно использовать ролевые

игры

.

М

Ермолаева

 (2002) 

описывает метод

 «

управляемого воображения

» 

Б

Напарстека

,

адаптированный ею для лечения пожилых депрессивных больных

С помощью данной методики

решаются следующие задачи

компенсация сенсорной депривации

обогащение ощущениями о

внутреннем состоянии организма

формирование положительных эмоциональных переживаний

,

связанных с телесными ощущениями

дозированное повышение уровня бодрствования

оживление

,

обновление красок окружающего мира

.

Для обогащения телесных ощущений и впечатлений от восприятия окружающего мира

используются такие упражнения

,

как

«

Воображение движения энергии

», «

Воображение в процессе