Файл: Старшенбаум Г.В. - Суицидология и кризисная психотерапия.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.10.2020
Просмотров: 5027
Скачиваний: 42
Когнитивно
-
поведенческий подход в объяснении происхождения депрессии у детей делает
акцент на недостатке социальной компетентности и способности к общению
.
Терапевт выявляет у
пациента дисфункциональные убеждения в виде негативной самооценки
,
негативной картины мира и
негативного ожидания будущего
.
Затем он ставит их под сомнение
,
проявляя эмпатию и задавая
вопросы таким образом
,
чтобы не навязывать подростку собственное мнение или отношение
.
Противопоставляя аргументы
«
за и против
»,
подросток должен
:
а
)
познать свои фиксированные схемы мышления
;
б
)
перепроверить их и
в
)
заменить конструктивными идеями
,
более ориентированными на реальность
.
В конце каждой беседы терапевт вместе с пациентом составляют домашние задания
,
состоящие
из ряда ступеней возрастающей трудности
.
Задание выбирается таким образом
,
чтобы пациент мог
видеть успешность терапии и свои растущие возможности
.
В процессе терапии пациенты научаются
мысленно продолжать соответствующий диалог в ситуациях
,
провоцирующих негативные
переживания
.
К лечению регулярно привлекаются родители
,
чтобы избежать противоречий в подходе
к подростку
,
которые могут помешать терапии
.
Тренинг самоконтроля направлен на изменение типичных для депрессии когнитивных процессов
с помощью самонаблюдения
,
самооценки и самопоощрения
.
Путем самонаблюдения могут быть
выявлены стрессоры и фиксированные негативные схемы мышления в повседневной жизни пациента
,
а также оценена эффективность терапии
.
При тренинге самооценки пациент обучается видеть себя
боле
»
реалистично и оптимистично
,
признавать собственные достоинства
,
замечать позитивные
изменения
.
В рамках самопоощрения пациент награждает себя за позитивные стратегии решения
проблем
.
Аффективный тренинг направлен на знакомство детей и подростков с широким диапазоном
эмоциональных переживаний у себя и других
.
Чувства могут идентифицироваться с помощью мимики
и жестов в игровой форме
.
Тренинг социальных навыков нацелен на вербальные и невербальные
способы общения
,
существенные для выражения и принятия как негативных
,
так и позитивных
эмоций
.
Он включает инструкции
,
обучение на модели и практическое использование социально
адекватных способов поведения при наличии обратной связи с терапевтом
.
Ребенок должен научиться
вначале обдумывать проблему
,
разрабатывать стратегии ее решения и заранее предвидеть последствия
возможных действий
.
При работе с детьми и подростками необходимо составлять план занятий
,
в который включаются
приятные для пациента виды деятельности и мероприятия
.
Они противодействуют типичной для
депрессии склонности к уходу
,
пассивности и снижению мотиваций и способствуют позитивным
переживаниям и улучшению настроения
.
Часто ролевые игры и изобразительный материал больше
поощряют маленького пациента к сотрудничеству
,
чем простой разговор
.
Советы и поддерживающие
установки должны всегда исходить из личного жизненного опыта ребенка и его семьи
.
Херперц-Дальманн описывает четыре этапа терапевтического процесса после суицида или при
его угрозе
.
Острая фаза
1 (
клиническое лечение проводится в отделении интенсивной терапии
).
Цель
:
неотложная медицинская помощь
,
оценка риска повторного суицида
,
построение доверительных
отношений
,
семейный диагноз
.
Методы
:
лечение соматических осложнений
;
совместное
психиатрическое и психотерапевтическое обслуживание
,
выявление мотивов суицида
;
установление
контакта с семьей
.
Острая фаза
2 (
клиническое лечение в психиатрически-психотерапевтическом отделении
).
Цель
:
защита от аутодеструктивных импульсов
,
укрепление доверительного отношения к терапевту
,
устранение одиночества и изоляции
,
выявление семейной конфликтной ситуации
,
провоцирующей
суицид
.
Методы лечения
:
наблюдение и уход со стороны персонала
;
регулярные индивидуальные
беседы для выяснения динамики суицидального поведения
,
разработка стратегий совладания с
кризисом
;
интеграция в стационарную работу
(
групповую терапию
,
терапию занятостью и др
.);
решение о виде и интенсивности работы с семьей
(
консультации с родителями или семейная терапия
).
Фаза отдыха
(
клиническое лечение в психиатрически-психотерапевтическом отделении
).
Цель
:
стабилизация терапевтических отношений
,
изменение условий
,
провоцирующих суицид
,
подготовка
социальной реадаптации
.
Методы лечения
:
расширение радиуса действия
(
например
,
выход с другими
пациентами
);
продолжение индивидуальных бесед
,
разработка плана профилактики
;
продолжение
групповой работы
;
интенсификация бесед с родителями и семьей с целью подготовки к выписке
;
мероприятия в отношении среды
(
например
,
установление контакта с другими значимыми лицами
).
Фаза ремиссии
(
амбулаторное лечение в поликлинике или у частного врача
).
Цель
:
профилактика новой суицидной попытки
,
активизация
«
котера-певтов
».
Методы лечения
:
наблюдение
близкими людьми в домашнем окружении
;
подробные беседы с терапевтом
,
возможно также по
телефону
;
продолжение работы с семьей
,
преодоление новых осложнений или конфликтов
;
оказание
помощи при включении в социальное окружение
(
например
,
мероприятия
,
касающиеся школы
).
Дисморфофобия проявляется в виде глубокой озабоченности больных мнимыми или
незначительными недостатками своей внешности или запахами тела
,
якобы отталкивающих
окружающих
.
Расстройство в основном встречается у подростков
,
юношей и девушек
.
Больные чаще
всего переживают из-за своих морщин
,
пятен и волос на коже
,
величины носа
,
груди или пениса
,
ширины бедер
,
размера ступни
.
Некоторые делают пластические операции
.
По данным
,
полученным
американскими исследователями
, 30%
людей с такими расстройствами заключили себя в стенах дома
,
а
17%
предпринимали попытки самоубийства
.
Ипохондрическое отношение
,
по
3.
Фрейду
,
существует к тем органам
,
которые содержат в себе
переизбыток либидинозного напряжения
.
П
.
Шильдер рассматривал чувство напряжения
,
растягивания
,
уплотнения и отвердения как указание на мужские гениталии
.
Он объяснял развитие
ипохондрической фиксации тем
,
что Я-идеал не хочет мириться с чрезмерной нарциссической
насыщенностью органов и стремится вытеснить их вовне
.
Эти органы становятся объектом
повышенного самонаблюдения
,
что сближает их в восприятии с объектами внешнего мира
.
Такую же
защиту объективированием Я-идеал использует для избавления от мыслей
,
которые подверглись
чрезмерной либидинозной насыщенности
.
Путем повышенного самонаблюдения подобные мысли
становятся навязчивыми и таким образом выводятся из подсознания
.
Бланкебург считает
,
что для
ипохондрика его тело становится значимым партнером
.
При этом ему трудно найти середину между
достойной наказания беззаботностью и устрашающей чрезмерной озабоченностью своим телом
.
По Г
.
С
.
Салливану
,
фиксация на своем здоровье служит вытеснению интрапси-хического конфликта
,
возникающего в межличностных ситуациях
;
в результате психическое расстройство оказывается
единственным общественным аспектом жизни ипохондрика
.
Р
.
Телле указывает
,
что сенесто
-
ипохондрический синдром может развиться у пациента в результате его идентификации с больным
родственником под влиянием чувства вины за свое преимущество и инфантильного страха кастрации
.
Ипохондрические опасения имеют защитное значение
,
поскольку ограждают от столкновения с более
серьезными угрозами и с самой смертью
.
В психотерапии пациентов с дисморфофобией
,
осложненной суицидо-опасными переживаниями
,
может быть полезен групповой подход
,
обеспечивающий социальное взаимодействие и поддержку
.
М.Е
.
Бурно разработал эффективный метод групповой терапии ипохондрических больных с
дисморфофобиями методом творческого воображения
.
Частой ошибкой начинающих психотерапевтов
,
работающих с детьми и подростками
,
является
неосознанный альянс с пациентом против его родителей
.
Причиной этого обычно является
идентификация с пациентом
,
отреагирование недовольства собственными родителями терапевта
,
неосознанное соперничество с родителями пациента и т
.
п
.
Обращая внимание пациента на ошибки
,
совершенные его родителями
,
психотерапевт может усилить агрессию пациента к ним
,
что чревато
обострением внутрисемейного конфликта и усилением суицидального риска у пациента
.
Чтобы
избежать этого
,
психотерапевт должен не осуждать родителей пациента
,
а воспринимать их как своих
клиентов
,
пытаться их понять и передать это понимание подростку
.
В результате пациент учится более
объективно воспринимать других людей
,
начинает лучше понимать их трудности
,
становится
терпимее и спокойнее
.
©Подростки не очень-то изменились
.
Они по-прежнему растут
,
взрослеют
,
уходят из дома и женятся
, —
только не обязательно в этом
порядке
.
СУИЦИДАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ У ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ
У молодых самоубийство
—
моль
Антон Кемпинский
Хотя люди
,
старше
65
лет
,
составляют десятую часть населения
,
среди них отмечается четверть
всех самоубийств
.
Пик завершенных суицидов падает на период
45-59
лет
,
у женщин
—
на возраст
40-
45
лет
,
что
,
по-видимому
,
связано с утратой прежней внешней привлекательности
.
Так же тяжело
стареющим женщинам мириться с утратой функций домашней хозяйки
.
Пожилые мужчины
совершают самоубийства в
10
раз чаще
,
чем женщины
.
Этот период совпадает с гормональной
перестройкой
,
окончанием профессиональной деятельности
,
возрастными болезнями
,
нередко
—
смертью брачного партнера и одиночеством
.
В это время уменьшается эмоциональный и
коммуникативный резонанс
,
выросшие и независимые дети покидают родительское гнездо
.
Супругам
грозит отчуждение
,
когда им остается диван с подушками и телевизионный алтарь
.
Нет больше
сколько-нибудь значимой
,
интересной внешней цели
,
которая цементировала бы и структурировала бы
жизнь
;
остается однообразная борьба за выживание
.
Установлено
,
что в продолжение первого года по
выходе на пенсию исход относительно легких заболеваний
,
например
,
бронхита
,
часто оказывается
летальным
.
Особенно трудно переносить утраты своего социального статуса мужчинам
,
которые
привыкли оценивать себя на основании положения на службе и роли в семье
(«
добытчик
,
мужчина в
доме
»).
Если остальные интересы остались у человека неразвитыми
,
лишение прежних достоинств
может восприниматься как потеря смысла жизни
.
С возрастом человек теряет близких людей
,
и не все потери оказываются достаточно
проработанными
.
Гибель любимого домашнего животного
,
особенно у одинокого человека
,
также
может запустить процесс затяжного горя
.
Тяжело переносят пожилые люди вынужденный переезд
—
слишком многое связывает их с прежним местом жительства
,
и им гораздо трудней
,
чем в молодости
,
привыкать к новому
.
Самолюбивому человеку особенно тяжело мириться с утратой своей
самостоятельности
,
невозможностью жить без посторонней помощи и получать ее от тех
,
кто раньше
сам был в материальной или психологической зависимости от них
.
Альтруистичные родители в
старости не хотят быть в тягость свои детям и ускоряют свой уход из жизни
,
перестав заботиться о
себе
.
Стариков в нашей стране нередко воспринимают как досадную помеху
,
как отработанный
материал
,
утративший право на жизнь
.
Оказавшись без сбережений и поддержки государства
,
которое
их использовало и бросило
,
пожилые люди чувствуют себя лишними и обманутыми
.
Распространенность кризисных состояний у пожилых россиян можно объяснить с точки зрения
кризиса идентичности по Э
.
Эриксону
.
Их профессиональный и жизненный опыт в быстро
меняющихся условиях оказался ненужным
,
их ценности и вкусы выглядят отсталыми и смешными
.
Пожилым людям стыдно признаться
,
что они отказывали себе во всем
,
доверчиво надеясь на заботу
государства в старости
.
Теперь идеалы
,
которыми они жили
,
развенчаны
,
и они не могут гордиться
обществом
,
которое построили
.
Пожилые люди избегают тягостного диалога с прожитой жизнью и
избегают сравнивать ее с той
,
которую можно было бы прожить
.
Зачастую они испытывают чувство
,
как будто и не жили вовсе
,
которое Эрих Фромм считает причиной иррационального страха перед
смертью
.
Отказываясь от взгляда назад и примирения со своим прошлым
,
человек обкрадывает себя
еще на один шаг в своем созревании
.
Старость накладывает характерный отпечаток на личность человека Появляется некоторая
эксцентричность
,
недоверчивость
,
медлительност
*
в принятии важных решений
.
Отмечаются
колебания настроения
,
угрюмость
,
раздражительность
,
гневливость
.
На этом фоне выявляются
нерешительность
,
мнительность
,
неуверенность
,
тревожность
,
зависимость от мнения других людей
.
Уменьшается честолюбие при одновременном снижении общительности и доброжелательности
.
На
этом фоне возможны нелепые
,
грубые попытки обратить на себя внимание
.
Чувствуя себя ненужным и
никчемным
,
пожилой человек приписывает окружающим пренебрежительное отношение к себе
,
постепенно перестает искать контактов с людьми и смиряется со своим одиночеством
.
Усиливаются
ранимость
,
обидчивость
,
при этом могут ярко всплывать старые обиды
.
В результате нарастающей
инертности нервных процессов и связанного с этим
«
застревания
»
эмоций стареющий человек все
чаще находится в состоянии тоски и тревожного ожидания неприятностей
.
Не осмеливаясь открыто
высказать свои обиды или не осознавая их
,
человек сдерживает свое раздражение
,
и тогда оно
приобретает форму самообвинения
.
Спецификой дистимии у пожилых людей является выраженный тревожный компонент
.
Человек
в этом возрасте уже не ждет от жизни ничего хорошего
,
она грозит ему лишь новыми бедами и
лишениями
.
Тают силы
,
утяжеляются старые болезни и появляются все новые
.
Один за другим уходят
из жизни близкие люди
.
Все отчетливее слышны шаги приближающейся смерти
,
рисуются картины
предстоящих мучений
.
В депрессии человек склонен к самообвинениям
,
и верующий заранее
содрогается от картины своих вечных страданий в загробном мире за совершенные грехи
.
Многие
пожилые люди уходят от тревожных мыслей о душе в опасения по поводу своего соматического
здоровья
.
Типичной является астеноипохондрическая симптоматика и суицидальные мысли
.
Выражена психическая и физическая истощаемость
,
раздражительная слабость с элементами
гиперестезии
,
склонность к дисфорическим и гневливым реакциям
,
слабодушие и эмоциональная
лабильность
.
Течение дистимии у пожилых затяжное
,
с тенденцией к прогрес-сированию и переходу к
депрессивному невротическому развитию личности
.
Это проявляется в усложнении и фиксации
невротической симптоматики
,
формировании пессимистического мировоззрения и в возникновении
или заострении качеств личности тормозимого круга
.
Инволюционной депрессии
(
меланхолии
)
свойственно сочетание тревожно-депрессивного
аффекта с речевым и двигательным беспокойством
,
доходящим до ажитации
.
Может быть бред
несправедливого обвинения больного окружающими
,
преследования
,
ущерба
,
ревности
,
отравления
,
ипохондрический
—
в позднем возрасте в структуре нигилистического бреда Котара
.
Депрессию у
пожилых людей может напоминать начинающаяся болезнь Альцгеймера
(
старческое слабоумие
).
Характерно
,
что
,
отвечая на вопрос
,
требующий однозначного ответа
,
депрессивные больные
стараются не выходить за рамки вопроса
,
при неудаче начинают оправдываться и корить себя
;
при
болезни Альцгеймера больные всегда дают не соответствующий вопросу ответ
—
например
,
на вопрос
о дне рождения называют свой адрес
.
Психотерапия
.
В пожилом возрасте кризис вызывают прежде всего хронические и опасные для
жизни заболевания
,
хронические боли
,
ограничение самостоятельности и потеря близких людей
.
Поскольку они доминируют в сознании человека
,
то они и определяют содержание психотерапии
.
У
пожилых людей снижается способность к решению новых когнитивных проблем
,
медленно
перерабатывается информация
,
ухудшается внимание и память
,
быстро наступает усталость
.
В связи с
этим цели психотерапии ограничиваются стабилизацией психических ресурсов
,
необходимых для
переработки острого личностного кризиса
.
Поведенческая терапия прежде всего направлена на восстановление или усвоение навыков и
умений
,
необходимых в повседневной жизни
(
например
,
у мужчин
,
потерявших жену и не
обладающих навыками ведения домашнего хозяйства
).
Для повышения чувства самоконтроля у
больных с хроническими болями применяют
:
а
)
ведение дневника
,
фиксирующего боли за день
;
б
)
отслеживание ситуаций
,
в которых боли воспринимаются сильнее или слабее
,
и
в
)
обучение техникам
,
уменьшающим фиксацию внимания на боли
,
так что они меньше мешают
человеку жить
.
Поведенческая терапия пожилых пациентов с депрессией основана на классических работах
Питера Левинсона
( Lewinsohn, 1975),
при этом учитываются возрастные особенности больных
.
Психотерапевт оставляет себе роль эксперта в области методов психотерапии и подчеркивает
,
что
пациент лучше разбирается в собственных переживаниях и своих возможностях
.
Пациенту объясняют
связь депрессии с бездеятельностью и указывают
,
что приятные виды деятельности повышают
настроение
.
Первое задание должно быть максимально простым
,
чтобы гарантировать его успешное
выполнение
.
Затем вместе с пациентом разрабатывается детализированный и последовательный план
действий
.
План составляется в письменной форме
,
с указанием конкретного места и времени действия
.
Впоследствии пациент отмечает в этом плане выполненные задания
.
Чтобы облегчить пациентам
осознание связи улучшения настроения с приятными событиями и адаптивными поступками
,
ему
предлагают вести краткий дневник с описанием динамики настроения и его оценкой по шкале
депрессии
.
На терапевтических сессиях пациент вместе с психотерапевтом анализирует все
имеющиеся данные
,
чтобы убедиться в связи своего поведения и настроения
.
В результате он делает
самостоятельный вывод о возможности влиять на свое настроение
,
и это возвращает ему утраченную
уверенность в самом себе и в завтрашнем дне
.
Когнитивно-поведенческая терапия пожилых больных депрессией также имеет свои возрастные
особенности
.
Фокус терапии смещается с принципа
«
здесь и сейчас
»
на анализ жизненного пути
.
Большое значение придается побуждению пациента к активной деятельности
.
Предполагаемое
действие вначале обсуждается с пациентом
,
затем он выполняет его мысленно
,
обращая внимание на
возникающие препятствия
.
Далее разрабатывается план преодоления этих препятствий
.
При этом
выявляются иррациональные ожидания плохого отношения окружающих и катастрофических
последствий определенных событий
.
Эти ожидания обусловлены не только депрессией
,
но и
социальными стереотипами мировосприятия
,
характерными для старости
.
Такие установки не
оспариваются
,
но подвергаются сомнению и постепенно заменяются рациональными
.
В качестве
подкрепления используется реальная проверка фактов с помощью регистрации их в дневнике и
последующего обсуждения с психотерапевтом
.
Применяются следующие техники
:
l
позитивное истолкование ситуации
(«
в моей жизни есть и прекрасные вещи
;
мои дела обстоят
не так плохо
,
как это может показаться на первый взгляд
»);
l
сравнение собственной ситуации с ситуацией других людей
(«
если взглянуть на то
,
каково
приходится другим
,
то жаловаться мне не на что
,
у меня дела идут еще относительно хорошо
»);
l
идентификация с судьбой детей и внуков
(«
я рад тому
,
что растут мои дети и внуки
,
это
помогает мне пережить трудные минуты
»);
l
изменение уровня своих требований
(«
если уж пришла старость
,
то нужно считаться с
неизбежными изменениями и смириться с ними
»).
Интерперсональная психотерапия депрессии у пожилых больных особенно важна
,
поскольку
многие из них жалуются на свое одиночество
,
но при этом ведут себя при общении так
,
что
окружающие начинают их избегать
.
Во время диагностической стадии психотерапии следует
определить
,
какие факторы являются ведущими в происхождении депрессии у пациента
.
Это может
быть горе
,
вызванное потерей близкого человека
;
смена социальной роли
(
например
,
в связи с
выходом на пенсию
);
дефицит общения
;
межличностный конфликт
.
В
.
Франкл пишет
: «
Итак
,
с точки зрения психолога
,
не слишком важно
,
молод человек или стар
,
и если стар
,
то насколько
;
гораздо более важен вопрос
,
заполнены ли его время и душа тем делом
,
которому данный человек может посвятить в данный момент свою жизнь
;
сумел ли человек
,
несмотря
на свой возраст
,
сохранить тягу к радостной
,
наполненной событиями жизни
,
ибо
,
говоря словами
поэта
, "
душа обязана трудиться и день и ночь
,
и день и ночь
".
И совершенно не имеет никакого
значения
,
связана ли деятельность человека
,
дающая ему осознавание смысла собственного бытия
,
с
денежным вознаграждением
,
или нет
.
С точки зрения психологов
,
основополагающим и
,
можно
сказать
,
решающим является вопрос
,
который заключается в том
,
пробуждает ли эта деятельность в
человеке
,
несмотря на его преклонный возраст
,
сильное желание быть
—
быть для кого-то или для
чего-то
» (
Франкл
, 1999,
с
. 201).
Пожилой человек иногда тратит последние силы на работу из-за страха своей социальной
несостоятельности и унизительной зависимости от других
.
В этом случае важно дать ему
почувствовать
,
что в семье он дорог прежде всего своими человеческими качествами и просто любим
как родной человек
.
Следует признавать его сохраняющиеся сексуальные потребности
,
а не
высмеивать их
.
Когда у стареющего человека остаются силы лишь для платонического проявления
нежных чувств
,
он особенно ценит
,
когда встречает взаимность
.
Дедушки и бабушки могут найти себя
в воспитании внуков
,
и это их новое качество нуждается в благодарной поддержке
.
У пенсионера
,
наконец
,
появляется время для какого-то хобби
,
и его радует интерес
,
который проявляют другие
члены семьи к его увлечению
.
Одинокие пожилые люди тянутся к общественной деятельности
;
помощь в этом ликвидирует у них дефицит общения и дает чувство
,
что они нужны
.
Психотерапия пожилых людей учитывает меняющиеся отношения между пациентом и его
детьми
.
Например
,
пациент пытается сохранить доминирующую позицию в отношениях и в то же
время беспомощно ожидает от детей необоснованно большого внимания
.
Взрослые дети
,
со своей
стороны
,
могут с детства сохранять обиду на родителей или
,
наоборот
,
испытывать чувство вины из
-
за
недостатка заботы о них
,
чрезмерно опекая родителей
,
ограничивая их активность
;
в этих случаях
особенно эффективна семейная терапия
.
Для повышения мотивации к участию в семейной терапии
можно сказать взрослым детям больного следующее
: «
Своим отношением к старым родителям вы
показываете своим детям образец доброго и заботливого отношения к старикам
.
Тем самым вы
обеспечиваете себе благополучное будущее в старости
».
Важными целями терапии являются
поддержание самооценки
,
поиск путей наиболее продуктивного проведения свободного времени
,
появившегося у пациента
,
выявление сохранившихся возможностей для самореализации и поддержка
при ее осуществлении
.
У беспомощных больных стариков нередко развивается брюзжащая депрессия
,
которая очень
затрудняет уход за ними
.
Больному надо объяснить
,
что сердится он не на родных
,
а на свою немощь и
зависимое положение
,
так что его раздражение
—
это обратная сторона его тревоги
.
Родным было бы
легче уменьшить ее
,
если бы он был готов благодарно и без страха зависимости принять их помощь
.
Чтобы больной отреагировал свои негативные чувства
,
психотерапевт должен дать ему выговориться и
сочувственно разделить его переживания
(
разумеется
,
не поддерживая и не оспаривая содержание
высказываний больного против родственников
).
Особенностью интерперсональной терапии пожилого больного является необходимость
активной позиции терапевта
,
сочетание поддержки пациента и укрепления в нем уверенности в себе
.
Хотя основной акцент в работе делается на текущих проблемах во взаимоотношениях
,
следует
осознавать значение всего жизненного пути для актуальных проблем и влияние опыта прошлых лет на
взаимоотношения в настоящем времени
.
Поскольку пожилые люди имеют крайне ограниченные
возможности для установления новых отношений
,
надо побуждать их к разрешению проблем в
имеющихся взаимоотношениях
.
В целях развития навыков общения можно использовать ролевые
игры
.
М
.
Ермолаева
(2002)
описывает метод
«
управляемого воображения
»
Б
.
Напарстека
,
адаптированный ею для лечения пожилых депрессивных больных
.
С помощью данной методики
решаются следующие задачи
:
компенсация сенсорной депривации
;
обогащение ощущениями о
внутреннем состоянии организма
;
формирование положительных эмоциональных переживаний
,
связанных с телесными ощущениями
;
дозированное повышение уровня бодрствования
,
оживление
,
обновление красок окружающего мира
.
Для обогащения телесных ощущений и впечатлений от восприятия окружающего мира
используются такие упражнения
,
как
«
Воображение движения энергии
», «
Воображение в процессе