Файл: Старшенбаум Г.В. - Суицидология и кризисная психотерапия.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.10.2020
Просмотров: 4882
Скачиваний: 42
многих больных возникает тревожно
-
тоскливая депрессия с суицидальными попытками
,
навязчивым
страхом смерти
,
дисфориями
.
Наблюдаются эпизоды тревожной ажитации
,
паники
,
а также чувства
безысходности и гнева
,
нередко направленного на врачей
.
Затем в течение нескольких недель или
месяцев у больных нарастает слабодушие
,
учащаются периоды помрачения сознания
,
появляются
судорожные припадки
,
недержание мочи и кала
,
наступает кома и смерть
.
Часто заболевший СПИДом оказывается в изоляции из-за страха заражения
.
Больной из-за этого
может долго скрывать диагноз от членов семьи
,
а когда тайна раскрывается и близкие люди начинают
держаться на расстоянии от него
,
может проявлять агрессию к ним
—
в частности
,
намеренно пытаясь
их заразить
.
Как было описано в разделе
«
Реакция горя
»,
в ряде случаев близкие переживают
предвосхищающую реакцию горя
,
вызывая у больного ощущение заживо погребенного
.
Он может
реагировать на это саморазрушением
:
алкоголизироваться и наркотизироваться
,
травмироваться
,
пуститься в авантюры
,
уйти из дома в криминальную среду
.
Психотерапия
. 10.
Власова и А
.
Щербаков
(2001)
описывают программу помощи больным
СПИДом
,
близкие которых переживают преждевременный траур
.
Авторы рекомендуют временное
отделение больного от семьи
,
с которой проводится семейная терапия
.
Параллельно с больным
решаются следующие задачи
:
1)
осознание и принятие ситуации
;
2)
осознание собственных тягостных чувств
(
обиды
,
гнева
,
страха
),
возникших в качестве
ответной реакции на соответствующее поведение близких
;
3)
делегирование ответственности родным
,
переживающим преждевременный траур
;
в
результате несколько снижается собственное чувство вины и создаются предпосылки
,
необходимые
для перехода на следующий этап
,
когда у пациентов зарождаются чувства жалости и сострадания к
родным
,
оказавшимся неспособными к зрелой оценке реальности
;
4)
прощение родных
.
Далее больного включают в группу
,
где психодраматически разыгрываются мифы
,
сказки
,
метафоры
,
песни
,
материал творчества самих больных
.
Типичные сюжеты игры
—
возвращение в
жизнь того
,
кого считали умершим
,
оживление
,
снятие колдовских чар
(«
Кладбище домашних
животных
»
С
.
Кинга
, «
Спящая царевна
», «
Больница
»
М
.
Зощенко
, «
Карлик Нос
»
Гауфа и т
.
д
.).
Возрастные аспекты суицидологии
СУИЦИДАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ У ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ
Если б молодость знала
,
если б старость могла
!
Анри Эстьен Если бы молодость знала
,
она бы и в старости могла
.
Данил Рудый
Ежедневно более
1000
молодых людей пытаются совершить суицид
.
Самоубийство является
второй по частоте причиной смерти в молодости
,
а если учесть самоубийства
,
замаскированные под
другие виды насильственной смерти
,
то
,
возможно
,
и первой
.
За последние
30
лет суициды детей от
5
до
14
лет возросли в
8
раз
.
Только за
90-
е годы число детей и подростков с тревожными
расстройствами в нашей стране выросло в
5
раз
;
частота суицидов подростков в эти годы возросла в
3
раза
.
В
1996
г
.
покончили с собой
2000
российских подростков
.
Ожидается
,
что в последующие десять
лет число суицидов у подростков
10-14
лет будет расти быстрее всего
.
Максимум суицидных попыток приходится на возраст
16-24
года
;
в большой степени это связано
с социальной незащищенностью молодежи
.
С
1960
по
2000
г
.
частота суицидов среди подростков и
молодых людей в возрасте
15-22
лет увеличилась на
265% (
Э
.
Гроллман
, 2001).
Т.К
.
Горохова
(1996)
отмечает
,
что рост безработицы на протяжении трех лет на
1%
и ее сохранение в течение шести лет
приводит к росту числа самоубийств на
4,1%.
По данным СВ
.
Зиновьева
(2002),
из-за неразрешимых
социальных проблем каждый год кончают жизнь самоубийством
15%
выпускников детских домов
Санкт-Петербурга
.
Показатель самоубийств в российской армии е
1990
г
.
составил
200
человек на
100
тыс
.
солдат и
офицеров
.
В украинской армии по данным
1993— 1994
гг
.
уровень самоубийств превышал их частоту
среди населения в
15
раз
.
В армиях различных стран СНГ гибель от самоубийств составляет до
50%
всех смертей в мирное время
.
А.Н
.
Моховиков
(2001)
выделяет следующие мотивы суицидов военнослужащих
.
Утрата
привычных систем поддержки личности и жизнеобеспечения
.
Потеря чувства общности со значимым
окружением
.
Утрата надежд на положительные изменения в ближайшем будущем
.
Страх потерять
здоровье или жизнь
.
Состояние подавленности в случае неуставных отношений
.
Коллективная травма
,
«
негативная общность
»
с находящимися в аналогичных условиях сослуживцами
,
что может привести к
посттравматическому стрессовому расстройству
.
Участие в военных действиях
.
Переживание утрат
.
Подражательные самоповреждения вследствие заразительности аутоагрес-сивного поведения
.
Е
Homburger (1926)
описал пубертатный криз
,
включающий перепады настроения без
достаточных причин и другие попеременные полярные проявления
:
повышенная ранимость и бравада
,
застенчивость и развязность
,
сентиментальность и черствость
,
жажда признания и подчеркнутая
независимость
,
антиавторитарность и обожание случайных кумиров
,
чувственное фантазирование и
сухое мудрствование
.
Пубертатный криз включает кризис идентичности
,
с которым связывают
эпизоды деперсонализации-дереализации
,
склонность к психогенным депрессиям и суицидальное
поведение
.
Эрик Эриксон
(1996)
отмечает
,
что во время подросткового кризиса индивид глубоко вовлечен в
процесс интеграции эгоидентичности
.
Идентификация по Эриксону включает преемственность с
индивидуальным прошлым
,
чувство постоянства
,
а также целостное ощущение Я
,
включающее цели
,
задачи и стиль жизни наряду с сексуальной идентификацией
.
Диффузия идентичности
,
которая до
определенной степени наблюдается у всех подростков
,
особенно выражена у подростков с
психологическими проблемами
;
она характеризуется чувством неуверенности
,
беззащитности и
бесцельности
.
На пути к достижению идентичности подросток проходит ряд этапов
:
регрессию к
инфантильному уровню со стремлением отстрочить обретение взрослого статуса
;
смутное
,
но
устойчивое состояние тревоги
,
связанное с социальной незрелостью
;
чувство изоляции и
опустошенности из-за страха утратить собственную идентичность в интимно-личностных отношениях
;
ожидание чуда
,
которое может внезапно изменить жизнь
;
страх перед общением
,
особенно с
противоположным полом
;
враждебность и презрение к существующим общественным ролям
;
презрение к отечественному и переоценка всего иностранного
;
стремление стать
«
ничем
»
в качестве
единственного способа самоутверждения
.
Подросток
,
не знающий
,
что он из себя представляет
,
начинает принимать алкоголь и наркотики
из стремления к самопознанию
,
с целью нащупать внешние границы своего Я
,
ускользающие от него
,
когда он послушно функционирует в трезвом упорядоченном мире
.
Употребление ПАВ помогает
также юношам и девушкам временно
«
выходить из себя
»,
ослабляя кризис идентичности с его
болезненными конфликтами с родителями и сверстниками и мучительными колебаниями в выборе
профессии
.
Участие в группе наркоманов облегчает обретение статуса
,
который зависит здесь не
столько от личных качеств
,
сколько от возможностей добывания наркотика
,
предоставления места для
сбора компании и т
.
п
.
В.Л
.
Хайкин
(1989)
выделяет три типа суицидальной прсдиспозиции у подростков
:
1)
предиспозиция эмоционального отвержения
;
преобладает у подростков
12-16
лет
;
2)
предиспозиция избежания с самоустранением
,
где используются инфантильные способы
психологической защиты
;
преобладает у подростков
14-18
лет
;
3)
агрессивно-оппозиционная предиспозиция чаще наблюдается у подростков
14-16
лет
.
Е
.
М
.
Вроно и Н.А
.
Ратинова
(1989)
подчеркивают
,
что психически здоровые подростки
,
совершая манипулятивные демонстративные суициды
,
часто наносят реальный вред своему здоровью
из-за неадекватного прогнозирования медицинских последствий в связи с собственной
некомпетентностью
.
Специфическим подростковым типом суицидального поведения является суицид
с мотивацией самоустранения
,
для которого характерно отсутствие или крайняя непродолжительность
и нестойкость стремления к смерти
.
Чем меньше возраст подростков
,
тем ярче обнаруживается
преобладание агрессивной направленности поведения над аутоагрессивной
,
особенно при
демонстративно-шантажных суицидных попытках
.
Аутоагрессивные мотивы в максимальной мере
проявляются у подростков среднего пубертатного возраста в суицидах с мотивацией самоустранения
.
Подростки из неблагополучных семей обнаруживают лучшую защиту от кризисов
,
так как имеют
непротиворечивую и стабильную систему социальных установок
.
Внешне благополучная семья
,
маскирующая разнообразные сложности своего функционирования
,
создает условия для
возникновения неустойчивой самооценки и низкого самопринятия у ребенка и часто не способна
обеспечить ему истинной поддержки в конфликтной ситуации
.
Е
.
Вроно
(2001)
отмечает
,
что подросток часто переживает проблемы трех
«
Н
»:
непреодолимость
трудностей
,
нескончаемость несчастья и непереносимость тоски и одиночества
.
Отчаявшийся
подросток вынужден бороться с тремя
«
Б
»:
беспомощностью
,
бессилием и безнадежностью
.
В
процессе этой борьбы он может прийти к выводу о том
,
что ни на что не годен
,
и вынести себе
смертельный приговор
.
У
75%
подростков суицидальное поведение связано с употреблением алкоголя
и наркотиков
,
в том числе их родителями
.
К суициду могут привести как насмешки и постоянное
чувство неполноценности у подростков с плохой успеваемостью
,
так и неожиданная неудача у
одаренного подростка
,
привыкшего к восхищению и не способного пережить чувство обиды
,
стыда и
вины за то
,
что подвел родителей
.
Многим отличникам свойственна привычка относиться к своим
решениям как к единственно правильным и неукоснительно исполнять их
.
При переживании
поражения эта особенность характера часто подталкивает одаренных подростков к отчаянному шагу
.
А.Е
.
Личко
(1999)
к числу наиболее частых причин суицидов среди подростков относит
следующие
:
потерю любимого человека
,
состояние переутомления
,
уязвленное чувство собственного
достоинства
,
разрушение защитных механизмов личности вследствие употребления ПАВ
,
подражание
человеку
,
совершившему самоубийство
.
Специфическими причинами суицидального поведения
подростков могут быть также чувство протеста и мести
,
страх наказания и позора
,
стремление вызвать
сочувствие
,
переезд семьи на новое место жительства
,
неразделенная любовь и ревность
,
нежелательная беременность
.
По утверждению автора
, «
суицидальное поведение у подростков
—
это в основном проблема
пограничной психиатрии
,
то есть области изучения психопатий и непсихотических реактивных
состояний на фоне акцентуации характера
».
По его наблюдениям
,
лишь
5%
завершенных и
незавершенных суицидных попыток падает на психозы
,
в то время как на психопатии
— 20-30%,
а все
остальные
—
на подростковые кризы
.
А.Е
.
Личко указывает на определенную связь суицидального поведения подростка с типом
акцентуации характера
.
По данным автора
,
при демонстративном суицидальном поведении
50%
подростков оказались представителями истероидного
,
истероидно-неустойчивого и гипертимно
-
истероид-ного типа
, 32% —
эпилептоидного и эпилептоидно-истероидного тина
,
и лишь
18% —
представителями всех других типов
.
При аффективном суицидальном поведении
37%
подростков
относятся к лабильному и лабильно-истероид-ному типу
, 23% —
к другим вариантам истероидного
типа
,
по
18%
приходится на сенситивный и конформно-неустойчивый тип
,
и лишь
4% —
на эпилеп
-
тоидный
.
Истинные покушения совершаются в основном представителями сенситивного
(63%)
и
циклоидного типа
(25%).
Циклоидные подростки попадают в поле зрения психиатра обычно в связи с суицидными
попытками во время субдепрессивной фазы
,
которая углубляется жизненными неудачами и
нареканиями окружающих
.
У лабильного циклоида возможны аффективные суицидные попытки или
истинные покушения на самоубийство в субдепрессивной фазе
,
если в это время подросток
подвергается психической травматизации
,
укрепляющей его в мыслях о своей неполноценности
.
У
лабильных подростков может развиться реактивная депрессия при переживании утраты близких
,
разлуки с ними
,
отвержения со стороны значимых лиц
.
Для сенситивных подростков характерны повторные вспышки суицидальных мыслей в
ситуации
,
которая подогревает свойственное им представление о собственной неполноценности
.
Под
влиянием цепи неудач
,
обид и разочарований они могут совершить неожиданное для окружающих
самоубийство по механизму
«
последней капли
».
Эпилептоидные подростки склонны к суицидальным
демонстрациям
,
которые чаще всего спровоцированы наказаниями
.
Подросток считает наказание
несправедливым и совершает демонстративную попытку самоубийства
,
чтобы доставить неприятности
обидчику
.
Демонстративное суицидальное поведение служит основной причиной психиатрической
госпитализации истероидных подростков в возрасте
15-16
лет
.
Выбираются лишь безопасные способы
«суицида
»
или изображается серьезная попытка в расчете на вмешательство окружающих
.
В качестве
причины подростки обычно называют неудачную любовь
,
однако под этим романтическим ореолом
,
как правило
,
скрывается необходимость восстановить утраченный статус
,
побыть в центре внимания
,
избежать наказания и самому наказать обидчиков
.
Если подросток таким образом достигает своей
цели
,
суицидальные демонстрации становятся для него привычным способом разрешения конфликтов
.
К суицидальным демонстрациям примыкает подростковая бравада
,
когда игра со смертью
используется для получения репутации исключительной личности
.
У лабильных истероидов и
подростков истеро-эпилептоидного типа встречаются острые аффективные суицидные реакции
,
при
которых на высоте аффекта на какой-то момент может возникнуть желание умереть или вручить свою
жизнь воле случая
: «
будь что будет
!».
В таких случаях демонстративное по замыслу действие может
закончиться самоубийством
.
Насилие
.
Ребенок
,
переживший сексуальное насилие
,
испытывает боль
,
страх
,
грусть
,
резкое
снижение самооценки
,
чувство бессилия и отверженности
.
У него может развиться депрессия с
нарушением сна и аппетита
,
снижением успеваемости
,
отказом от учебы в школе
,
социальной
отгороженностью
,
суицидальными тенденциями
.
Может возникнуть истерическая и конверсионная
симптоматика
,
оппозиционное поведение с отказом от любых семейных взаимодействий и уходами из
дома
.
Половая близость ассоциируется у ребенка с чувством принуждения и использования
,
беспомощности и поражения
.
Обесцениваются собственная сексуальная роль и отношения родителей в
качестве гетеросексуальной модели
.
R. Summit (1981)
обнаруживает большое сходство в реакциях на инцест участвующих в нем
людей
.
Дети принимают на себя ответственность за родителя
,
инициировавшего эти отношения
,
и
обвиняют в них себя
.
Нарушение родительских обязанностей и недостаток ответственности у
взрослых ведет к тому
,
что ребенок чувствует себя глубоко порочным и не заслуживающим заботы
или помощи
.
Сексуальность для такого человека всегда оказывается окрашенной чувством вины и
страхом
.
Отдаленными последствиями инцеста могут быть неосознанная провокация новых
изнасилований
,
сексуальные расстройства и проституция
.
Часто наблюдается расстройство
множественной личности и склонность к саморазрушающему поведению
(
нанесение
самоповреждений
,
передозировка лекарств
,
алкоголизм и наркомания
,
суицидальные тенденции
).
А.Н
.
Моховиков
(2001)
выделяет такие задачи психотерапии жертв инцеста
,
как восстановление
самоконтроля
,
самооценки и доверия
,
а также обсуждение сферы сексуальных отношений
,
которые
после насилия лишаются естественности и привлекательности
.
Автор описывает приемы
гештальттерапии
,
которые способствуют
:
а
)
установлению контакта с окружающим и восприятию актуального настоящего
;
б
)
работе над сосредоточением внимания
;
в
)
работе с воспоминаниями
;
г
)
работе с ощущениями тела
;
д
)
работе с вербализацией мыслей и чувств и
е
)
работе с непрерывностью эмоций
.
X.
Ремшмидт
(2000)
описывает программу семейной терапии в случае инцеста
.
Последний
рассматривается не как отклонение у одного из членов семьи
,
а как нарушение всей семейной
системы
.
С этой точки зрения инцест является очередным звеном в цепи неадаптивных
внутрисемейных взаимодействий
.
Терапевтическая программа состоит из шести этапов
.
На
1-
м этапе
отец отделяется от семьи
.
На
2-
м он должен признать свою вину и взять на себя ответственность за
случившееся
.
На
3-
м этапе от обоих родителей требуется
,
чтобы они взяли на себя ответственность за
воспитание ребенка и заботу о нем
.
Это не противоречит тому
,
что отец временно живет вне семьи из
соображений безопасности дочери
. 4-
й этап посвящен нормализации отношений между дочерью и
матерью
.
Мать должна признать свою вину за то
,
что не уберегла дочь от сексуального
злоупотребления
,
и наладить доверительные отношения с ней
,
чтобы ребенок в случае опасности
нового эпизода смог искать защиту у матери
.
Задачей
5-
го этапа является работа с супружеским
конфликтом
,
который обостряется после инцеста
.
У отца в это время возможны суицидальные
попытки
,
запои или паническое бегство из семьи
,
у матери появляется намерение развестись или
разъехаться
.
После купирования симптомов
,
связанных с ситуационным обострением конфликта
,
необходимо вскрыть его глубину
,
приведшую в конечном счете к инцесту
.
Наконец
,
на
6-
м
,
последнем
этапе терапии центральной темой становится нормализация отношений между отцом и дочерью
.
Указанные этапы проводятся в контексте семейной терапии
,
направленной на устранение жестких
границ между семьей и внешним миром и укрепление автономии отдельных членов семьи
.
Отец часто
нуждается в дополнительной когнитивно-поведенческой терапии
;
при выявлении педофилии проводят
стационарный курс
•
антиандрогенной терапии
.
Параллельно осуществляется индивидуальная работа с ребенком
,
она заключается в следующем
:
1)
помощь в разговоре на тему о сексуальном насилии
;
2)
предоставление информации об анатомии половых органов и сексуальном развитии
;
3)
помощь в построении адекватной самооценки
;
4)
помощь в развитии самостоятельности и способности принимать решения с целью преодолеть
чувство беспомощности
.
При распаде семьи надо устранить у ребенка чувство его вины за инцест и семейный кризис
.
Важно создать доверительные терапевтические отношения как основу для возможного будущего
лечения и как базис для адекватных отношений со взрослыми
.
На последнем этапе индивидуальной
терапии необходимо подготовить ребенка к адекватным сексуальным отношениям в будущем
.
Многие сатанинские секты практикуют садистические ритуалы
,
в которые входит питье крови в
смеси с мочой и вином
,
употребление наркотиков
,
истязание или убийство животных и людей
.
Оставшиеся в живых жертвы этих ритуалов обнаруживают посттравматическое стрессовое
расстройство
.
Дети обычно подвергаются инцестуозному и групповому сексуальному насилию в особо
извращенной форме и получают тяжкие телесные повреждения
.
Их запугивают тем
,
что теперь они
прокляты
,
находятся во власти Сатаны и он всегда будет знать
,
где они находятся и что они делают
.
Дети редко рассказывают о случившемся по нескольким причинам
.
Перед ритуалом их
подвергают действию наркотиков и гипноза с внушением забыть произошедшее
,
а если эпизод
вспомнится
—
покончить с собой
.
Кроме того
,
сам эпизод настолько мучителен
,
что вытесняется из
сознания в силу диссоциации
.
Чтобы ребенка можно было использовать в ритуальных целях и в
дальнейшем
,
эта диссоциация усиливается искусственно
.
С этой целью ребенка жестокими пытками
доводят до состояния разъединения чувств и мыслей
,
в это время в расщепленное сознание
вставляется культовая программа
,
эффективно закрывающая образовавшееся окно
.
Теперь она
постоянно будет на этом месте
,
оставаясь неосознанной для жертвы
.
Программа включает
:
а
)
самостоятельное возобновление контакта с сектой или позволение его члену секты
;
б
)
сообщение секте нужной информации устами измененной части личности
;
в
)
автоматическое нанесение себе телесных повреждений или самоубийство в случае
невыполнения предписаний секты
;
г
)
саботирование лечения
,
направленного на освобождение от влияния секты
.
У молодых людей
,
переживших в детстве сатанинское ритуальное насилие
,
обнаруживается
диссоциативное расстройство
,
обычно в форме множественной личности
.
У них выявляются
следующие типы пережитого насилия
:
принудительный прием наркотиков
,
сексуальные действия
,
наблюдение мучений и смерти животных
,
причинение физической боли и пытки с предварительным
наблюдением за аналогичными издевательствами над другими
,
наблюдение и принудительное участие
в принесении в жертву взрослых и детей
,
сожжение заживо в гробу
,
принудительный каннибализм
,
угрозы убийства
.
У девушек и молодых женщин в прошлом обнаруживаются
:
заключение брака с
Сатаной
,
насильственное лишение девственности
,
принудительное кровосмесительное
оплодотворение или насильственное принесение в жертву собственного ребенка
.
Посттравматическое стрессовое расстройство
(
ПТСР
).
Примером психотерапии детей с ПТСР
может служить сообщение Развиты Джармен
(2001)
об опыте проведения индивидуальной и
групповой кризисной терапии у детей в условиях Чеченской войны
.
Основное внимание уделялось
выражению эмоций и овладению ими
.
При этом большое значение придавалось активному слушанию
,
что способствовало отреагированию негативных эмоций
,
а также восстановлению связи между
прошлым и настоящим через подтверждение последовательности событий
,
в результате чего
достигалось восстановление связи с внутренними ресурсами
,
их привнесение в настоящее
.
Достигалось когнитивное понимание ребенком своих эмоций
,
что делало его способным решить
,
что с
ними делать
.
Для ликвидации чувства вины по поводу своей неспособности повлиять на трагические
события использовалась проверка реальности через ролевую игру
.
Для прощания с внезапно
погибшим человеком использовалась техника
«
пустого стула
».
Депрессия
.
Дети
,
как и взрослые
,
могут совершать суицидные попытки под влиянием депрессии
,
которая имеет следующие специфические проявления
:
несвойственное детям бессилие
,
страх неудачи
и снижение интереса к учебе
,
чувство скуки и усталости
,
неполноценности и отвергнутости
,
чрезмерная самокритичность
,
замкнутость
,
невыносимость фрустрации
,
отреагирование агрессии в
действиях
.
Возрастной особенностью депрессии у подростков является чрезмерная эмоциональность
,
дисфорический оттенок настроения
,
неусидчивость и беспокойство
,
рассеянность внимания с его
фиксацией на мелочах
,
конфликтность во взаимоотношениях
,
склонность к бунту и непослушание
,
плохая успеваемость и прогулы в школе
,
злоупотребление ПАВ
.
Депрессии у детей и подростков часто маскируются гиперактивным поведением
,
агрессивными
проявлениями и правонарушениями
.
Девочки-подростки болеют депрессией в три раза чаще
,
чем
мальчики
.
По наблюдениям Д.Н
.
Оудсхоорна
(1993)
у
2/3
суицидальных подростков выявились
инфантильно-зависимые и амбивалентные связи с матерями
,
в то время как сами матери были
депрессивны и суицидальны
.
Суицидальность этих подростков основывалась на идентификации с
матерью
,
со стороны которой они недополучили достаточно любви и привязанности
.
У молодых людей суицидная попытка обычно является призывом о помощи
,
при этом
биологический оптимизм мешает им со всей серьезностью относиться к смерти
.
В основе юношеской
депрессии часто лежит неумение строить отношения со сверстниками
,
неуверенность в своей
привлекательности для противоположного пола
,
излишняя зависимость от семьи
.
В решении этих
проблем помогает групповая терапия и клубные формы работы
.
Психотерапия
.
Б
.
Херперц-Дальманн
(2000)
рассматривает следующие подходы в психотерапии
депрессивных детей и подростков
.
Психоаналитики видят основной механизм возникновения
депрессии в конфликте между
«
Я
»
и Суперэго или
«
Я
»
и Оно
.
При этом ранние травмирующие
переживания сохраняются в сфере бессознательного и манифестируют в виде выраженной ранимости
с тенденцией интерпретировать даже незначительные конфликты как проявление собственной
несостоятельности
.
Аналитическая терапия направлена на осознание происхождения аутоагрессивных
импульсов и интеграцию их в сознание с переживанием чувства собственного достоинства
.
В то время
как лечение подростков проводится в виде бесед
,
для детей в большинстве случаев избирают игровую
терапию
.