Файл: Сидоров П.И., Парняков А.В. - Введение в клиническую психологию (2 тома) (2002)Том 2.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.10.2020
Просмотров: 6714
Скачиваний: 24
Начало бихевиоризма, классический (радикальный) бихевиоризм 50
Необихевиоризм ..............._ ................................................... 54
Концепция невроза и поведенческая психотерапия .................
57
Глава 19
ГУМАНИСТИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В ПСИХОЛОГИИ
А. Маслоу (Maslov A.H.)
:
теория самоактуализации................ 60
Карл Роджерс (С. Rogers): феноменологическая теория личности 65
РАЗДЕЛ 5
ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ И ВОЗРАСТНАЯ
КЛИНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Глава20
ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ
Предмет и методы возрастной психологии ............................
71
Понятие возраста в психологии ..............................................
73
Возрастная эволюция мозга и психики ....................................
74
Основные теории взросления..................................................
76
Отечественные концепции развития психики ........................
80
Глава 21
ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДО ПОСТУПЛЕНИЯ В
ШКОЛУ Психическое развитие ребенка от
рождения до конца
первого года жизни................................................................. 86
Раннее детство (преддошкольный период)............................... 93
Дошкольный период ............................................................... 99
Глава 22
ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА
Психологические особенности детей младшего школьного
возраста............................................................................. 105
Основные психологические проблемы периода вхождения
в школу.............................................................................. 106
Адаптация ребенка к школе.................................................... 108
Психологические трудности собственно младшего школьного
возраста............................................................................. 109
Антидисциплинарное поведение (трудновоспитуемость)......... 113
377
Схема обследования ребенка при жалобах на трудности
адаптации к школе .................................................................. 113
Глава 23
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКОВОГО
И ЮНОШЕСКОГО ВОЗРАСТА
Общая характеристика периода взросления...........................
115
Психологическое развитие подростка и юноши.....................
117
Физическое развитие и взросление .........................................
121
Сексуальное развитие и взросление.......................................
129
Интеллектуальное развитие и взросление..............................
134
Социальное развитие и взросление........................................
136
Глава 24
ВОЗРА<ЛШ>ШОСОБЕННОСТИПСИХИЧЕСКОЙАКТИВНОСТИ В
ЗРЕЛОМ И СТАРЧЕСКОМ ВОЗРАСТЕ
Психология периода взрослости ............................................. 141
Старение и психология старости .............................................. 144
РАЗДЕЛ 6
ЛИЧНОСТЬ И ОБЩЕСТВО: ПСИХОЛОГИЯ
ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ
Глава 25
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ПСИХОЛОГИИ БОЛЬШИХ
СОЦИАЛЬНЫХ ГРУПП
Социальная психология как наука............................................ 153
Устойчивые большие социальные группы............................... 156
Стихийные группы .................................................................. 159
Массовые социальные движения ............................................ 162
Глава 26
ПСИХОЛОГИЯ МАЛОЙ ГРУППЫ
Классификация малых групп ................................................... 167
Структура и феноменология малой группы .............................
171
Этапы и модели развития малой группы ..................................
173
Механизмы групповой динамики............................................. 177
Лидерство и руководство в малых группах..............................
178
Эффективность деятельности группы...................................... 181
Групповая терапия ................................................................... 184
378
Глава 27 ЗАКОНОМЕРНОСТИОБЩЕНИЯИВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
ЛЮДЕЙ
Психологические и общественные отношения ........................ 189
Общение и его структура......................................................... 190
Коммуникативная сторона общения....................................... 191
Интерактивная сторона общения............................................ 196
Перцептивная сторона общения ............................................. 200
РАЗДЕЛ 7
ЛИЧНОСТЬ И БОЛЕЗНЬ
Глава 28
ПСИХОГЕННЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ
Учение о психической травме .................................................. 204
Фрустрация ............................................................................. 207
Мотивационные конфликты.................................................... 210
Механизмы психологической защиты...................................... 213
Психогенные нервно-психические заболевания ..................... 214
Глава 29
ПСИХОСОМАТИЧЕСКИЕ
РАССТРОЙСТВА
Определение и вопросы классификации ................................. 226
История изучения проблемы психосоматических взаимосвязей 229
Психодинамические концепции и "гипотеза специфичности"
психологических факторов в генезе психосоматозов ........ 231
Стресс и "неспецифичность" роли психосоциальных
факторов в генезе психосоматозов ........................................... 235
Психосоматический подход в медицине, психологические аспекты
диагностики и терапии психосоматических заболеваний ......... 241
Глава 30
СОМАТИЧЕСКИЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ:
ВНУТРЕННЯЯ КАРТИНА БОЛЕЗНИ
Внутренняя картина здоровья................................................... 248
Влияние болезни на психику человека....................................... 251
Внутренняя картина болезни ..................................................... 254
Типы реакции на болезнь .......................................................... 256
Амбивалентность отношения больного к болезни.................... 260
379
Переживание болезни во времени.............................................. 261
Возрастные особенности внутренней картины болезни........... 261
Глава 31
ПСИХОЛОГИЯ УМИРАНИЯ
Поведение и субъективные переживания умирающих.............. 264
Состояние сознания в момент смерти ........................................ 269
Терминальный больной и качество его жизни........................... 274
Глава 32
СУИЦИДАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ
Психологические особенности личности суицидента ............... 282
Диагностика суицидального поведения..................................... 284
Постсуицидальное состояние .................................................... 289
Вопросы психотерапии и психопрофилактики суицидального
поведения.................................................................................. 290
РАЗДЕЛ 8
ВРАЧ И БОЛЬНОЙ: ПСИХОЛОГИЯ
ЛЕЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
Глава 33
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕАСПЕКТЬШОВСЕДНЕВНОЙ
ВРАЧЕБНОЙДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Врач как личность и вопросы профессиональной
пригодности к медицинской деятельности............................... 293
Больной и его образ "идеального врача".................................. 305
Личность больного и эффективность психологического
контакта с ним ........................................................................ 307
Методики установления психологического контакта............... 308
Беседа: общая структура.......................................................... 315
Основные формы психологического взаимодействия между
врачом и больным.................................................................... 321
Характер заболевания и тип контакта....................................... 323
Глава 34
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПСИХОТЕРАПИИ
Соотношение различных видов психологической помощи..... 332
Симптоматическая и патогенетическая психотерапия ............ 336
Психодинамическое направление в психотерапии................... 342
380
Гуманистическое (экзистенциально-гуманистическое, фено
менологическое) направление в психотерапии................... 344
Поведенческое направление в психотерапии............................ 346
Личностно-ориентированная (реконструктивная) психотерапия 349
Глава 35
ПСИХОЛОП1ЧЕСКШАСПЕКТЬШСИХОГИГИЕНЬ1
И ПСИХОПРОФИЛАКТИКИ
Основы психогигиены ............................................................. 352
Основные задачи психопрофилактики...................................... 362
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА......................................... 366
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ .................................................. 368