Файл: Сидоров П.И., Парняков А.В. - Введение в клиническую психологию (2 тома) (2002)Том 2.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.10.2020

Просмотров: 6822

Скачиваний: 24

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

доверительного самоотчета испытуемого в процессе эмпатического
диалога его и исследователя. Именно этот тезис лежит в основе

экзи-

стенциальной психологии

(Хайдегер М., 1927; Сартр Жан-Поль,

1946; Камю А., 1942; Ясперс К.,1935; и др.).

Сам термин "экзистенция" (от лат. existentio — "существование")

впервые употребил религиозный датский философ Серен Кьеркего-
рон (1843), понимая под ним мир индивидуального опыта человека,
его  истинное, подлинное  внутреннее  существование — "бытие".
Этот внутренний мир у каждого человека уникален, неповторим и
может быть понят только из собственного и непосредственного его
описания самим человеком.

На свете нет двух одинаковых людей, каждый человек сам тво-

рит и создает свой внутренний мир. Для каждого из нас наш внут-
ренний, да и внешний миры существуют как их постепенное рас-
крытие в течение жизни. Правда, в обыденной жизни человек не
всегда задумывается о смысле своей жизни и осознает свое суще-
ствование, бытие как экзистенцию. Для этого необходимо, чтобы
он  оказался в  пограничной, экстремальной  ситуации, например
перед лицом смерти. Только тогда он  наиболее  отчетливо будет
понимать и осознавать смысл своего бытия — свою экзистенцию.
Для того чтобы жить и активно действовать, человек должен ве-
рить в смысл своих поступков, смысл своей жизни. Стремление к
поиску и реализации человеком смысла жизни можно даже рас-
сматривать как врожденную мотивационную тенденцию, прису-
щую всем людям и являющуюся основным двигателем поведения
и развития личности.

Гуманистическая психология

(Роджерс К., Маслоу А. и другие)

возникла в 30-е годы XX в. и получила наибольшее развитие в 50-60-е гг.
Она занимает особое место в представленной классификации.

В работах психологов этого направления, в противовес психо-

анализу, выдвигается мысль о том, что у человека изначально су-
ществуют  гуманоидные, альтруистические  потребности, что
именно они являются источниками поведения человека, а не жи-
вотные инстинкты. Признание главенствующей роли в поведении
человека его стремления к самосовершенствованию и самовыра-
жению (самоактуализация) является единым звеном всех гумани-
стических  концепций личности. Таким образом, так же, как и в
психоанализе, здесь объяснительным принципом поведения при-
знаются внутриличностные факторы, что позволяет относить гу-
манистическую психологию к группе психодинамических теорий
личности.


background image

Однако  гуманистические  психологи  предпочитают  описывать

феноменологию личности, их интересует прежде всего то, как чело-
век воспринимает и понимает реальные актуальные события своей
жизни (принцип "сдесь и сейчас"). Видеть смысл жизни и стремить-
ся при этом к достойным для человека целям (самоактуализация) —
суть  психокоррекционнои  доктрины  гуманистического  направле-
ния. Нетрудно заметить в этом близость гуманистической психоло-
гии с взглядами представителей "понимающей психологии", т.е. эк-
зистенциализма.


background image

Глава 16

ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ

ПСИХОЛОГИИ

П

ОНЯТИЕ ЛИЧНОСТИ С ПОЗИЦИЙ ПСИХОЛОГИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В рамках отечественной психологии кризис методологических ос-

нов психологии преодолевался путем применения деятельностного
подхода к изучению психики. В его основу положена разработанная
К. Марксом категория предметной деятельности. В качестве объясни-
тельного принципа психики и сознания

категория деятельности

ис-

пользуется при изучении различных областей психической реальнос-
ти. Именно в  конкретной  деятельности  человека и ее  продуктах

объективное проявление

находят не только психика и индивидуальное

сознание человека, но и коллективное, общественное сознание.

Главная задача, которая ставилась перед всеми психологическими

школами, заключалась в том, что изучить зависимость элементов созна-

ния от параметров вызывающих их раздражителей: воздействие на ре-

цептирующие системы —

*

возникающие ответные (объективные и

субъективные) явления. Позже эта двухчленная схема нашла свое выра-

жение в знаменитой формуле S-^R. Однако эта формула исключает из

поля зрения тот содержательный процесс, который осуществляет ре-

альные связи субъекта с предметным миром. Теории научения не рас-

сматривают ничего, что можно было бы назвать сознанием, чувствова-

нием, воображением, волей. Процессы, осуществляющие  реальную

жизнь человека в окружающем мире, его общественное бытие во всем

многообразии его форм, — это деятельность.

В теории деятельности Алексея Николаевича Леонтьева (1903-

1979), развившего идеи Льва Семеновича Выготского (1896-1934) и
Сергея Леонидовича Рубинштейна (1889-1960), личность рассматри-
вается как продукт социально-общественного развития; в качестве
же реального базиса ее выступает совокупность общественных от-
ношений человека, реализуемых его деятельностью.

В деятельности происходит переход объекта в его субъективную

форму, в образ; вместе с тем в деятельности совершается также пе-
реход деятельности в ее объективные результаты, в ее продукты. То
есть деятельность выступает как процесс, в котором осуществляются
взаимопереходы между полюсами "субъект—объект". Через дея-
тельность человек воздействует на природу, вещи, других людей. При
этом по отношению к вещам он выступает как субъект, а по отноше-
нию к другим людям — как личность.


background image

Внутренняя, психическая деятельность человека произошла из

внешней практической деятельности путем процесса интериори-
зации. Внешняя и внутренняя деятельности имеют тесное взаимо-
действие, существует и обратный процесс порождения внешней
деятельности на основе составления ее во внутреннем плане —
это  процесс  экстериоризации. Сами  эти  переходы  возможны
только потому, что внешняя и внутренняя деятельности имеют
одинаковое строение.

Деятельность — это не реакция и не совокупность реакций, а

система, которая имеет строение, свои внутренние переходы и пре-
вращения, свое развитие.

Деятельность

это специфически чело-

веческая, регулируемая сознанием активность, порождаемая по-
требностями  и  направленная  на  познание  и  преобразование
внешнего мира и самого человека.

Деятельность каждого конкретного человека зависит от его места

в обществе, от условий его жизни и неповторимых индивидуальных
обстоятельств. Основной характеристикой деятельности является ее
предметность. Главное, что отличает одну деятельность от другой,
состоит в различении их предметов. Именно предмет деятельности
придает ей определенную направленность. При этом предмет дея-
тельности выступает двояко: первично — в своем независимом су-
ществовании — как подчиняющий себе и преобразующий деятель-
ность  субъекта; вторично — как  образ  предмета, как  продукт
психического отражения его свойств, которое осуществляется в ре-
зультате деятельности субъекта.

Понятно, что деятельность человека вытекает из его

потребнос-

тей

и вне деятельности реализация любой потребности невозможна.

При этом ядром личности, ее стержнем выступают

мотивы и цели

деятельности.

Мотивом называется предмет потребности или, дру-

гими словами, мотив — это опредмеченная потребность. Мотивы,
побуждая и направляя деятельность, порождают действия, т.е. приво-
дят к образованию осознанных целей.

Наряду с классом осознанных мотивов существуют мотивы, ко-

торые актуально могут не осознаваться. Однако они также представ-
лены в сознании, но в особой форме — это личностные смыслы и
эмоции. Личностный смысл определяется как переживание повы-
шенной субъективной значимости предмета или явления, оказав-
шихся в поле действия ведущего мотива. Это понятие исторически
связано с представлениями Выготского о динамических смысловых
системах индивидуального сознания личности, выражающих един-
ство аффективных и интеллектуальных процессов. По своей функ-
ции личностный смысл делает доступным сознанию субъективное

10


background image

значение тех или иных обстоятельств или действий, но это "инфор-
мирование" чаще  осуществляется  в  эмоционально-чувственной
форме. Тогда перед субъектом стоит задача рефлексии — задача на
поиск смысла. А иногда субъект бессознательно ставит другую за-
дачу — на сокрытие смысла, и прежде всего от самого себя. Это
сокрытие и лежит за описанными Фрейдом защитными механизма-
ми, поэтому для их объяснения нет нужды привлекать понятия конф-
ликта между инстанциями

Я

или врожденными влечениями. Прояв-

ления  личности, которые  обнаруживаются в  проективных тестах,
также могут быть поняты в терминах личностных смыслов и соответ-
ствующей деятельности человека по поиску либо сокрытию этих
смыслов. Аналогично эмоции возникают лишь по поводу таких со-
бытий или результатов действий, которые связаны с мотивами. Если
человека что-то волнует, значит это "что-то" каким-то образом зат-
рагивает его мотив. Эмоции ревалентны деятельности, а не реализу-
ющим ее действиям и операциям. Поэтому одни и те же операции,
осуществляющие разные деятельности, могут приобретать противо-
положную эмоциональную окраску.

Полимотивация человеческой деятельности — типичное явле-

ние. Одни мотивы, побуждая к деятельности, придают ей личност-
ный  смысл (смыслообразующие  мотивы), другие (мотивы-стиму-
лы), сосуществующие  с  первыми, играют  роль  побудительных
факторов (положительных или отрицательных). Распределение фун-
кций смыслообразования и побуждения между мотивами одной де-
ятельности позволяет понять главные отношения, характеризующие
мотивационную сферу личности, отношения иерархии мотивов.

Следует отметить, что в ходе самой деятельности могут образо-

вываться новые мотивы. В теории деятельности изучается механизм
образования мотивов, который получил название механизма сдвига
мотива на цель (механизм превращения цели в мотив). Суть этого
механизма состоит в том, что цель, ранее побуждаемая к ее осуще-
ствлению каким-то мотивом, со временем приобретает  самостоя-
тельную побудительную силу, т.е. становится мотивом. Важно под-
черкнуть, что это происходит только при накоплении положительных
эмоций, связанных с достижением этой цели. Только тогда новый
мотив входит в систему мотивов на правах одного из них (Гиппен-
рейтер Ю.Б, 1988).

Личность характеризуется сформированностью иерархии моти-

вов, их широтой, динамикой, а также содержанием ведущей деятельно-

сти. Изменения мотивационной сферы при заболеваниях и расстрой-

ствах личности могут заключаться в нарушении как побудительной

(снижение круга интересов), так и смысловой функции мотива (сниже-

11