Файл: Сидоров П.И., Парняков А.В. - Введение в клиническую психологию (2 тома) (2002)Том 2.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.10.2020
Просмотров: 6822
Скачиваний: 24
доверительного самоотчета испытуемого в процессе эмпатического
диалога его и исследователя. Именно этот тезис лежит в основе
экзи-
стенциальной психологии
(Хайдегер М., 1927; Сартр Жан-Поль,
1946; Камю А., 1942; Ясперс К.,1935; и др.).
Сам термин "экзистенция" (от лат. existentio — "существование")
впервые употребил религиозный датский философ Серен Кьеркего-
рон (1843), понимая под ним мир индивидуального опыта человека,
его истинное, подлинное внутреннее существование — "бытие".
Этот внутренний мир у каждого человека уникален, неповторим и
может быть понят только из собственного и непосредственного его
описания самим человеком.
На свете нет двух одинаковых людей, каждый человек сам тво-
рит и создает свой внутренний мир. Для каждого из нас наш внут-
ренний, да и внешний миры существуют как их постепенное рас-
крытие в течение жизни. Правда, в обыденной жизни человек не
всегда задумывается о смысле своей жизни и осознает свое суще-
ствование, бытие как экзистенцию. Для этого необходимо, чтобы
он оказался в пограничной, экстремальной ситуации, например
перед лицом смерти. Только тогда он наиболее отчетливо будет
понимать и осознавать смысл своего бытия — свою экзистенцию.
Для того чтобы жить и активно действовать, человек должен ве-
рить в смысл своих поступков, смысл своей жизни. Стремление к
поиску и реализации человеком смысла жизни можно даже рас-
сматривать как врожденную мотивационную тенденцию, прису-
щую всем людям и являющуюся основным двигателем поведения
и развития личности.
Гуманистическая психология
(Роджерс К., Маслоу А. и другие)
возникла в 30-е годы XX в. и получила наибольшее развитие в 50-60-е гг.
Она занимает особое место в представленной классификации.
В работах психологов этого направления, в противовес психо-
анализу, выдвигается мысль о том, что у человека изначально су-
ществуют гуманоидные, альтруистические потребности, что
именно они являются источниками поведения человека, а не жи-
вотные инстинкты. Признание главенствующей роли в поведении
человека его стремления к самосовершенствованию и самовыра-
жению (самоактуализация) является единым звеном всех гумани-
стических концепций личности. Таким образом, так же, как и в
психоанализе, здесь объяснительным принципом поведения при-
знаются внутриличностные факторы, что позволяет относить гу-
манистическую психологию к группе психодинамических теорий
личности.
Однако гуманистические психологи предпочитают описывать
феноменологию личности, их интересует прежде всего то, как чело-
век воспринимает и понимает реальные актуальные события своей
жизни (принцип "сдесь и сейчас"). Видеть смысл жизни и стремить-
ся при этом к достойным для человека целям (самоактуализация) —
суть психокоррекционнои доктрины гуманистического направле-
ния. Нетрудно заметить в этом близость гуманистической психоло-
гии с взглядами представителей "понимающей психологии", т.е. эк-
зистенциализма.
Глава 16
ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ
ПСИХОЛОГИИ
П
ОНЯТИЕ ЛИЧНОСТИ С ПОЗИЦИЙ ПСИХОЛОГИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В рамках отечественной психологии кризис методологических ос-
нов психологии преодолевался путем применения деятельностного
подхода к изучению психики. В его основу положена разработанная
К. Марксом категория предметной деятельности. В качестве объясни-
тельного принципа психики и сознания
категория деятельности
ис-
пользуется при изучении различных областей психической реальнос-
ти. Именно в конкретной деятельности человека и ее продуктах
объективное проявление
находят не только психика и индивидуальное
сознание человека, но и коллективное, общественное сознание.
Главная задача, которая ставилась перед всеми психологическими
школами, заключалась в том, что изучить зависимость элементов созна-
ния от параметров вызывающих их раздражителей: воздействие на ре-
цептирующие системы —
*
возникающие ответные (объективные и
субъективные) явления. Позже эта двухчленная схема нашла свое выра-
жение в знаменитой формуле S-^R. Однако эта формула исключает из
поля зрения тот содержательный процесс, который осуществляет ре-
альные связи субъекта с предметным миром. Теории научения не рас-
сматривают ничего, что можно было бы назвать сознанием, чувствова-
нием, воображением, волей. Процессы, осуществляющие реальную
жизнь человека в окружающем мире, его общественное бытие во всем
многообразии его форм, — это деятельность.
В теории деятельности Алексея Николаевича Леонтьева (1903-
1979), развившего идеи Льва Семеновича Выготского (1896-1934) и
Сергея Леонидовича Рубинштейна (1889-1960), личность рассматри-
вается как продукт социально-общественного развития; в качестве
же реального базиса ее выступает совокупность общественных от-
ношений человека, реализуемых его деятельностью.
В деятельности происходит переход объекта в его субъективную
форму, в образ; вместе с тем в деятельности совершается также пе-
реход деятельности в ее объективные результаты, в ее продукты. То
есть деятельность выступает как процесс, в котором осуществляются
взаимопереходы между полюсами "субъект—объект". Через дея-
тельность человек воздействует на природу, вещи, других людей. При
этом по отношению к вещам он выступает как субъект, а по отноше-
нию к другим людям — как личность.
Внутренняя, психическая деятельность человека произошла из
внешней практической деятельности путем процесса интериори-
зации. Внешняя и внутренняя деятельности имеют тесное взаимо-
действие, существует и обратный процесс порождения внешней
деятельности на основе составления ее во внутреннем плане —
это процесс экстериоризации. Сами эти переходы возможны
только потому, что внешняя и внутренняя деятельности имеют
одинаковое строение.
Деятельность — это не реакция и не совокупность реакций, а
система, которая имеет строение, свои внутренние переходы и пре-
вращения, свое развитие.
Деятельность
—
это специфически чело-
веческая, регулируемая сознанием активность, порождаемая по-
требностями и направленная на познание и преобразование
внешнего мира и самого человека.
Деятельность каждого конкретного человека зависит от его места
в обществе, от условий его жизни и неповторимых индивидуальных
обстоятельств. Основной характеристикой деятельности является ее
предметность. Главное, что отличает одну деятельность от другой,
состоит в различении их предметов. Именно предмет деятельности
придает ей определенную направленность. При этом предмет дея-
тельности выступает двояко: первично — в своем независимом су-
ществовании — как подчиняющий себе и преобразующий деятель-
ность субъекта; вторично — как образ предмета, как продукт
психического отражения его свойств, которое осуществляется в ре-
зультате деятельности субъекта.
Понятно, что деятельность человека вытекает из его
потребнос-
тей
и вне деятельности реализация любой потребности невозможна.
При этом ядром личности, ее стержнем выступают
мотивы и цели
деятельности.
Мотивом называется предмет потребности или, дру-
гими словами, мотив — это опредмеченная потребность. Мотивы,
побуждая и направляя деятельность, порождают действия, т.е. приво-
дят к образованию осознанных целей.
Наряду с классом осознанных мотивов существуют мотивы, ко-
торые актуально могут не осознаваться. Однако они также представ-
лены в сознании, но в особой форме — это личностные смыслы и
эмоции. Личностный смысл определяется как переживание повы-
шенной субъективной значимости предмета или явления, оказав-
шихся в поле действия ведущего мотива. Это понятие исторически
связано с представлениями Выготского о динамических смысловых
системах индивидуального сознания личности, выражающих един-
ство аффективных и интеллектуальных процессов. По своей функ-
ции личностный смысл делает доступным сознанию субъективное
10
значение тех или иных обстоятельств или действий, но это "инфор-
мирование" чаще осуществляется в эмоционально-чувственной
форме. Тогда перед субъектом стоит задача рефлексии — задача на
поиск смысла. А иногда субъект бессознательно ставит другую за-
дачу — на сокрытие смысла, и прежде всего от самого себя. Это
сокрытие и лежит за описанными Фрейдом защитными механизма-
ми, поэтому для их объяснения нет нужды привлекать понятия конф-
ликта между инстанциями
Я
или врожденными влечениями. Прояв-
ления личности, которые обнаруживаются в проективных тестах,
также могут быть поняты в терминах личностных смыслов и соответ-
ствующей деятельности человека по поиску либо сокрытию этих
смыслов. Аналогично эмоции возникают лишь по поводу таких со-
бытий или результатов действий, которые связаны с мотивами. Если
человека что-то волнует, значит это "что-то" каким-то образом зат-
рагивает его мотив. Эмоции ревалентны деятельности, а не реализу-
ющим ее действиям и операциям. Поэтому одни и те же операции,
осуществляющие разные деятельности, могут приобретать противо-
положную эмоциональную окраску.
Полимотивация человеческой деятельности — типичное явле-
ние. Одни мотивы, побуждая к деятельности, придают ей личност-
ный смысл (смыслообразующие мотивы), другие (мотивы-стиму-
лы), сосуществующие с первыми, играют роль побудительных
факторов (положительных или отрицательных). Распределение фун-
кций смыслообразования и побуждения между мотивами одной де-
ятельности позволяет понять главные отношения, характеризующие
мотивационную сферу личности, отношения иерархии мотивов.
Следует отметить, что в ходе самой деятельности могут образо-
вываться новые мотивы. В теории деятельности изучается механизм
образования мотивов, который получил название механизма сдвига
мотива на цель (механизм превращения цели в мотив). Суть этого
механизма состоит в том, что цель, ранее побуждаемая к ее осуще-
ствлению каким-то мотивом, со временем приобретает самостоя-
тельную побудительную силу, т.е. становится мотивом. Важно под-
черкнуть, что это происходит только при накоплении положительных
эмоций, связанных с достижением этой цели. Только тогда новый
мотив входит в систему мотивов на правах одного из них (Гиппен-
рейтер Ю.Б, 1988).
Личность характеризуется сформированностью иерархии моти-
вов, их широтой, динамикой, а также содержанием ведущей деятельно-
сти. Изменения мотивационной сферы при заболеваниях и расстрой-
ствах личности могут заключаться в нарушении как побудительной
(снижение круга интересов), так и смысловой функции мотива (сниже-
11