Файл: Сидоров П.И., Парняков А.В. - Введение в клиническую психологию (2 тома) (2002)Том 2.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.10.2020
Просмотров: 6820
Скачиваний: 24
УДК 159.9.07
ББК56.14 ■
С 34
Научный консультант серии—
А.Б.Хавин
Сидоров П.И., Парников А.В.
С34 Введение в клиническую психологию: Т. II.:
Учебник для
студентов медицинских вузов. — М.: Академический Проект,
Екатеринбург: Деловая книга, 2000. — 381с. — (Библиотека пси-
хологии, психоанализа, психотерапии)
ISBN 5-8291-0057-3 («Академический проект») ISBN
5-88687-086-5 («Деловая книга») ISBN 5-8291-0058-4
(«Академический проект», т. II) ISBN 5-88687-080-6
(«Деловая книга», т. II)
Учебник содержит систематическое изложение основных разделов кли-
нической психологии. Более полно, чем в других аналогичных руковод-
ствах, освещены психология лечебного процесса, психологические основы
психотерапии, суицидальное поведение, психология умирания. Впервые
комплекс медико-психологических знаний предлагается в органическом
единстве с общей, возрастной и социальной психологией.
Учебник адресован студентам всех факультетов медицинских учебных
заведений, а также врачам и психологам, специализирующимся по клини-
ческой психологии и психотерапии.
УДК 159.9.07
ББК 56.14
ISBN 5-8291-0057-3 («Академический проект»)
ISBN 5-88687-086-5 («Деловая книга») ISBN 5-8291-
0058-4 («Академический проект», т. II) ISBN 5-
88687-080-6 («Деловая книга», т. II)
© Сидоров ПИ., Парняков А В ,
2000 © Академический
Проект,
оригинал-макет, оформление,
2000 © Деловая
книга, 2000
Раздел 4
ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ
Глава 15
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ В ИЗУЧЕНИИ
ПСИХОЛОГИИ ЛИЧНОСТИ
К настоящему времени число теорий личности в зарубежной пер-
сонологии (от англ. personality—личность, индивидуальность) исчис-
ляется сотнями и все они существенно зависят от теоретической ори-
ентации их авторов. Теории личности в зарубежной психологии в
большинстве своем отражают содержание наиболее распространен-
ных на западе
психодинамического, экзистенциально-гуманистичес-
кого и поведенческого направлений
в психологии. Такое многообра-
зие концепций личности является следствием недостаточности
методологических основ психологии, отсутствием единства мнений
психологов по вопросу понимания предмета, методов и задач психо-
логии как науки.
В
отечественной психологии,
которая на протяжении значи-
тельного исторического отрезка времени развивалась самостоя-
тельно, также сформировалось несколько теорий личности, кото-
рые хотя и по-разному решают эту проблему, но исходят из
основного положения марксистской философии о том, что лич-
ность человека обусловлена общественными, социальными усло-
виями, причем личность не является простой проекцией этих ус-
ловий, она сама их создает и творит.
Начало психологии как самостоятельной науки связывают с вы-
шедшей в 1874 г. книгой "Основания физиологической психологии"
немецкого физиолога и психолога Вильгельма Вундта (1832-1920).
Он полагал, что объектом психологии являются те процессы, кото-
рые доступны одновременно и внешнему (физиологическая сторо-
на), и внутреннему (психологическая сторона) наблюдению. Един-
ственным таким прямым методом изучения сознания является
интроспекция (самонаблюдение), которая позволяет выявить и опи-
сать наиболее простейшие психические составляющие сознания, его
"атомы" или структуры (структуралистический подход). Физиоло-
гический эксперимент в психологии, хотя и делал самонаблюдение
более точным, но действие его, по признанию самого Вундта, огра-
ничивалось лишь областью простейшего материала сознания —
ощущений, представлений и чувств.
Как известно, В. Вундт считал, что высшие психические процессы
(память, воображение, мышление и воля) самонаблюдением выявить
невозможно. Исследование высших психических функций и психическо-
го развития требует уже других методов. Для их изучения необходимо
выйти за рамки физиологической психологии в область
психологии на-
родов,
где через изучение их духовной жизни—языка, мифов и легенд,
обычаев и нравов, можно было бы пролить свет на закономерности про-
текания высших форм индивидуального сознания. Именно эту часть
психологии он противопоставил индивидуальной экспериментальной
психологии. С введением Вундтом двух психологии, отличающихся по
содержанию, методам и различно ориентированных — на естествозна-
ние и науки о духовном, уже закладывался раскол единой науки, что
явилось одной из причин и характерной чертой открытого кризиса ме-
тодологических основ психологии, разразившегося в начале второго
десятилетия 20 столетия.
Хотя структуралисты и полагали, что экспериментальная инт-
роспекция представляет собой именно тот метод, который отличает
психологию от других наук, однако интроспекция не была лишена
существенных недостатков. С методологической точки зрения здесь
"инструментом" изучения сознания испытуемого является его соб-
ственное сознание, что вносит субъективность в методику. Нельзя
сперва ввести сознание в основания научного метода, а затем с помо-
щью этого метода изучать само сознание. Действительно, каждый
испытуемый в экспериментах Вундта описывал свои впечатления или
переживания так, что они редко совпадали с-таковыми следующего
испытуемого: то, что одному было приятно, другому казалось не-
приятным, один человек воспринимал звук слишком громким, а дру-
гому этот звук казался средним по силе. Хуже того, ощущения одно-
го и того же человека варьируют день ото дня: то, что ему казалось
приятным сегодня, может стать скучным завтра и откровенно непри-
ятным послезавтра.
В то время как Вундт и его сотрудники пытались изучать струк-
туру сознания, в других странах появилось иное направления иссле-
дований сознания — функционализм. У его истоков стоит психоло-
гия Вильяма Джеймса (1842-1910) и его главный труд "Основы
психологии" (1890). С точки зрения Джеймса и его последователей,
проблема заключается не в том, чтобы узнать, из чего построено
сознание, а в том, чтобы понять его функцию и роль в выживании
индивидуума. Роль сознания они видели в его возможностях дать
человеку способы адаптации в различных жизненных ситуациях —
либо повторяя уже выработанные ранее формы поведения, либо
приспосабливая их к новым ситуациям, либо, наконец, осваивая но-
вые поведенческие способы приспособления. Правда, они также в
изучении функций сознания отдавали предпочтение методу интрос-
лекции , который позволял им узнавать, как у индивидуума развива-
ется осознание той активности, которой он предается. Вместо анализа
сознания по типу "что", ими проводился анализ по типу "как" и "по-
чему" совершаются те или иные умственные операции, посредством
которых сознание решает определенные задачи в том или ином при-
способительном акте.
Последователей функционализма также критиковали за такой
подход к изучению сознания. По мнению критиков, предметом науч-
ного исследования должно быть только то, что доступно прямому
наблюдению. Невозможно прямо наблюдать мысли или чувства, инт-
роспекция крайне субъективна и не способна преодолеть эти затруд-
нения. Только поведение, наблюдаемое со стороны, поддается объек-
тивному описанию.
Борьба мнений в области теории, новые факты, полученные в
период интенсивного развития эмпирических и прикладных иссле-
дований в первые 50 лет существования психологии как самостоя-
тельной науки, все более обнаруживали несостоятельность суще-
ствовавшей единой психологической теории, и прежде всего
недостаточность ее основания — субъективно-интроспекционистс-
кого представления о психике. В начале 10-х годов XX столетия психо-
логия вступила в период открытого кризиса, который продолжался
до середины 30-х годов. Это был
кризис методологических основ
психологии,
и его позитивное содержание состояло в том, что раз-
вернулась работа по созданию новой психологической теории. Если
до конца XIX века психология по сути была интроспективной психо-
логией сознания, то в результате кризиса в психологии наметились
две главные тенденции.
Представители первой тенденции
отстаивали возможность
дать строго научное объяснение поведению
человека. Причем если
одни из них главные причины поступков и поведения человека ус-
матривали во внешней ситуации, т.е. действии окружающей среды—
социодинамические теории,
то другие считали главными детерми-
нантами человеческого поведения внутренние факторы и свойства
личности —
психодинамические теории.
Промежуточная точка зрения основана на принципе взаимодей-
ствия внутренних и внешних факторов в управлении актуальным пове-
дением человека
{интеракционистские теории).
Известный исследова-
тель психологии личности Г. Олпорт символически выразил эту точку
зрения на поведение (R) в виде формулы: R=F(B,C), где В — внутрен-
ние, субъективно-психологические свойства личности; С — социальное
окружение, a F — знак функциональной зависимости. Тогда в социоди-
намических теориях поведение описывается формулой R=F(C), а в пси-
ходинамических теориях—формулой R=F(B).
Представители второй тенденции придерживались мнения, что
объяснить поведение человека методами, принятыми в классичес-
кой науке, невозможно.
Поведение человека можно только внешне
(феноменологически) описать и "понять". Эта тенденция "понима-
юще-описательной" психологии постепенно оформляется в совре-
менный экзистенциализм.
Первая тенденция
свое крайнее выражение получила в трудах
бихевиористов и психоанализе.
Приверженцы
бихевиоризма
(поведенческое направление в пси-
хологии) полагают, что психология не должна отличаться от других
классических наук (таких, как биология или физика), поэтому они
практически полностью устранили все "субъективное" в ней, отка-
завшись от исследования сознания. С помощью предложенной Уот-
соном схемы "стимул-»реакция" (S-»R) можно объяснить любую
деятельность человека. Выражения типа "этот ребенок боится соба-
ки" или "я влюблен в эту женщину", с точки зрения бихевиоризма, в
научном плане ничего не означают. Напротив, объективные описа-
ния типа "слезы и дрожь ребенка усиливаются, когда к нему прибли-
жается собака" или "при встрече с этой женщиной сердце у меня
бьется сильнее, а зрачки расширяются" — дают возможность коли-
чественно оценить и измерить чувство страха или степень увлечен-
ности.
В
психоанализе
(Фрейд 3. и его последователи) причины че-
ловеческого поведения усматриваются в нем самом, точнее — в
его подсознательных влечениях, основанных на инстинктах. По
мнению Фрейда, инстинктивные сексуальные побуждения чело-
века "запрещаются" на уровне сознания различными социальны-
ми ограничениями. А между тем именно они побуждают людей
действовать, и благодаря их "энергии" (либидо) происходит посте-
пенное развитие личности и достижение зрелости. Фрейд полагал,
что точные науки со временем будут давать строго научное
объяснение всем психоаналитическим феноменам. Отрыв психо-
анализа от точных наук он считал временным и старался сохра-
нить его "научность".
Во
второй тенденции
("понимающе—описательная психоло-
гия") считается, что психология должна быть особой наукой, предме-
том которой является именно то, что недоступно исследованию тра-
диционных наук с их методами, а сами методы психологии должны
принципиально отличаться
от методов точных наук. Так как челове-
ческое сознание недоступно для объективного изучения, его можно
постичь только интуитивно, через своеобразное "вчувствование" —
особым способом т.н. "понимающей интроспекции", на основе