Файл: Сидоров П.И., Парняков А.В. - Введение в клиническую психологию (2 тома) (2002)Том 1.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.10.2020
Просмотров: 5844
Скачиваний: 35
OCR: Ихтик (г.Уфа)
ihtik.lib.ru, ihtik@ufacom.ru
Номер страницы следует за страницей - (прим. сканировщика)
БИБЛИОТЕКА
ПСИХОЛОГИИ
ПСИХОАНАЛИЗА
ПСИХОТЕРАПИИ
Под редакцией профессора В.В.Макарова
П.И.Сидоров
А.В.Парняков
ВВЕДЕНИЕ
В КЛИНИЧЕСКУЮ
ПСИХОЛОГИЮ
Рекомендовано Министерством здравоохранения Российской Федерации в качестве учебника для
студентов медицинских высших учебных заведений
Том I
Академический Проект
Москва
2000
Деловая книга
Екатеринбург
2000
УДК 159.9.07
ББК 56.14
С 34
Научный консультант серии — А.Б.Хавин
Сидоров П.И., Парняков А.В.
С 34 Введение в клиническую психологию: Т. I.: Учебник для студентов медицинских вузов. —
М.: Академический Проект, Екатеринбург: Деловая книга, 2000. — 416 с. — (Библиотека психологии,
психоанализа, психотерапии)
ISBN 5-8291-0057-3 («Академический проект»)
ISBN 5-8291-0050-9 («Академический проект», т. I)
ISBN 5-88687-086-5 («Деловая книга»)
ISBN 5-88687-079-2 («Деловая книга», т. I)
Учебник содержит систематическое изложение основных разделов клинической психологии.
Более полно, чем в других аналогичных руководствах, освещены психология лечебного процесса,
психологические основы психотерапии, суицидальное поведение, психология умирания. Впервые
комплекс медико-психологических знаний предлагается в органическом единстве с общей, возрастной и
социальной психологией.
Учебник адресован студентам всех факультетов медицинских учебных заведений, а также врачам
и психологам, специализирующимся по клинической психологии и психотерапии.
© Сидоров П.И., Парняков А.В., 2000
© Академический Проект, оригинал-макет, оформление, 2000
© Деловая книга, 2000
СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие
РАЗДЕЛ 1
ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОЛОГИЮ
Глава 1
ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГИИ, ЕЕ ЗАДАЧИ И МЕТОДЫ
Исторические предпосылки возникновения понятия "психика" ...........5
Психика и нервная система................................................................. 9
Социальная опосредованность психики человека......................... 11
Предмет и объекты психологии, основные формы психических
явлений............................................................................................... 13
Задачи и отрасли психологической науки........................................ 16
Клиническая (медицинская) психология как отрасль психологической
науки...................................................................................... 18
Основные методы исследования в психологии.............................. 23
Дополнительные методы исследования в психологии.................. 27
Глава 2 ПСИХИКА И МОЗГ
Клеточный уровень организации нервной системы..................... 34
Структурная организация нервной системы.................................. 36
Основные функциональные блоки мозга........................................ 46
Теория системной локализации высших психических функций 48
РАЗДЕЛ 2
ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ И СОСТОЯНИЯ ЛИЧНОСТИ
Глава 3 ПЕРЦЕПТИВНЫЕ ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ
Ощущения................................................................................................ 53
Восприятия............................................................................................... 64
Психофизиология органов чувств...................................................... 76
Глава 4
МНЕМИЧЕСКИЕ ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ
Представления...................................................................................... 95
Основные мнемические процессы................................................. 98
Типы памяти......................................................................................... 101
Виды памяти......................................................................................... 105
Формирование и развитие памяти.................................................. 108
Теории памяти..................................................................................... 109
Нарушения памяти............................................................................. 113
Методы исследования памяти.......................................................... 117
Глава 5
ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ МЫШЛЕНИЯ, ВООБРАЖЕНИЯ И РЕЧИ
Мышление............................................................................................ 121
Нарушения мьшшения...................................................................... 147
Воображение....................................................................................... 157
Речь и ее функции.............................................................................. 164
Нарушения речи................................................................................. 171
Глава 6
ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ
Определение и общая характеристика эмоций............................ 179
Основные свойства эмоций.............................................................. 180
Функции эмоций................................................................................. 182
Классификация эмоций..................................................................... 185
Развитие эмоций в филогенезе и онтогенезе................................ 193
Нейрофизиологический субстрат эмоций.................................... 196
Теории эмоций.................................................................................... 197
Индивидуально-психологические особенности проявлений эмоций и
чувств.................................................................................. 201
Патология эмоциональной сферы.................................................. 207
"Исследование эмоций и чувств....................................................... 210
Глава 7
ВОЛЯ И ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ
Понятие воли......................................................................................... 218
Побудительная и тормозная функции воли................................... 220
Волевая регуляция деятельности человека..................................... 222
Воля и потребности............................................................................. 225
Этапы волевого акта............................................................................ 230
Возрастные особенности волевой регуляции и формирование волевых свойств
личности............................................................ 232
Двигательная активность: психологическое строение движений, действий и
навыков........................................................................ 234
Рабочие движения и работоспособность человека..................... 242
Патология волевой и произвольной регуляции............................ 244
Исследование воли............................................................................... 254
Глава 8
ВНИМАНИЕ
Определение и функции внимания.................................................. 256
Формы и уровни внимания............................................................... 257
Свойства внимания.............................................................................. 258
Развитие внимания у детей................................................................ 260
Нейрофизиологические механизмы внимания............................ 262
Нарушения внимания......................................................................... 264
Методы исследования внимания..................................................... 268
Глава
9 СОЗНАНИЕ
Общая характеристика и основные понятия................................. 272
Содержание сознания и уровень бодрствования........................ 276
Формирование сознания в онтогенезе.......................................... 280
Взаимодействие сознания и бессознательного........................... 281
Бодрствование и сон — основные состояния сознания........... 283
Нарушения сознания......................................................................... 292
Проблема измененных состояний сознания................................ 297
Методы исследования сознания...................................................... 300
РАЗДЕЛ 3
ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ
Глава 10
ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОЛОГИЮ ЛИЧНОСТИ
Личность, индивид, индивидуальность.......................................... 302
Структура личности............................................................................ 307
Глава 11
НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ
Мотивационная сфера личности.................................................... 319
Понятие о направленности личности............................................ 325
"Я"-концепция и мотивация личности.......................................... 330
Изучение "Я"-концепции и мотивации личности...................... 334
Основные теории и модели описания мотивации..................... 338
Глава 12
СПОСОБНОСТИ И ИНТЕЛЛЕКТ
Способности и задатки способностей............................................ 343
Умственные способности (интеллект)............................................ 349
Глава 13 ТЕМПЕРАМЕНТ
Гуморальные теории темперамента............................................... 360
Конституционные теории темперамента........................................ 361
Тип высшей нервной деятельности и темперамент..................... 365
Диагностика темперамента................................................................ 366
Глава 14
ХАРАКТЕР
Определение характера........................................................................ 375
Соотношение социального и биологического в характере......... 376
Структура характера............................................................................. 377
Характер и внешность человека........................................................ 381
Типология характера............................................................................ 384
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ............................................................ 399
ПРЕДИСЛОВИЕ
Клиническая психология — область, пограничная между клинической медициной и психологией.
Это отражается как в самом названии, так и в ее содержании. Важность ее для медицины уже никто не
оспаривает. Современная клиническая практика требует восстановления у больного не только
соматического здоровья, но также оптимального психологического и социального функционирования;
более того, психологическое состояние человека самым активным образом влияет на его здоровье,
зачастую обуславливает быстроту и качество выздоровления при заболеваниях. Поэтому в подготовке
врача существенно возрос объем необходимых знаний, умений и навыков. Ведь современному врачу
знания и умения в области психологии так же необходимы, как знания и умения в области анатомии
или физиологии. Кроме того, практическое здравоохранение уже требует привлечения к участию в
лечебном процессе и специалистов гуманитарного профиля — клинических психологов, социальных
работников. Психология необходима и каждому представителю новой профессии в медицине —
менеджерам здравоохранения.
В учебник вошли традиционные, проверенные временем и прочно занявшие в отечественной
клинической психологии свое место представления. Вместе с тем, современное фундаментальное
образование в медицинском вузе трудно представить без экскурсов в смежные разделы психологии и
психотерапии. С этой целью авторами представлены материалы по основам психологии и введению в
психотерапию.
Учебник содержит систематическое краткое изложение основных разделов общей, возрастной и
социальной психологии. Первый раздел построен из вводных материалов, относящихся к предмету
психологии и, в частности, клинической психологии. Второй раздел посвящен систематическому
описанию основных психических процессов и состояний личности, их нарушениям и методам
обследования. Третий и четвертый разделы вводят в круг проблем, изучаемых в персонологии,
описывают основные теоретические направления и эмпирические исследования психологии личности.
Пятый раздел посвящен психологии развития и возрастной клинической психологии. Шестой раздел
знакомит студентов с основами социальной психологии, в частности с закономерностями
межличностных отношений и общения, психологией групп и психологическими основами групповой
терапии. Седьмой и восьмой разделы вводят студента в круг проблем по темам: "Личность и болезнь",
"Врач и больной
3
(психология лечебного процесса)". Сюда же включено описание психологии умирания,
суицидального поведения, а также психологических основ психотерапии, психокоррекции,
психологического консультирования, психогигиены и психопрофилактики. Список рекомендуемой
основной литературы для дополнительного углубленного изучения и предметный указатель облегчат
пользователям работу с изданием.
Настоящий учебник написан для студентов медицинских высших учебных заведений и учитывает
требования программ по психологии не только медицинских факультетов (лечебное дело, педиатрия,
стоматология и другие), но и факультетов клинической психологии, медико-социальной работы и
медицинских менеджеров. Эти обстоятельства повлияли на структуру учебника, потребовали введения
материалов справочного характера, позволяющих студентам получить необходимую информацию без
специального обращения к соответствующим курсам, не предусмотренным на каждом отдельном
факультете.
Учебник отражает основные положения системы подготовки по клинической психологии и
смежным областям, разработанные авторами и апробированные в течение многих лет на разных
факультетах Архангельской государственной медицинской академии, где, как известно, кроме
традиционных медицинских в 1995 году открыт факультет медико-социальной работы, а с 1997
функционируют факультет медицинского менеджмента и первый в медицинских вузах России
факультет клинической психологии.