Файл: Сидоров П.И., Парняков А.В. - Введение в клиническую психологию (2 тома) (2002)Том 1.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.10.2020

Просмотров: 5844

Скачиваний: 35

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

OCR: Ихтик (г.Уфа)
ihtik.lib.ru, ihtik@ufacom.ru

Номер страницы следует за страницей - (прим. сканировщика)

БИБЛИОТЕКА
ПСИХОЛОГИИ
ПСИХОАНАЛИЗА
ПСИХОТЕРАПИИ

Под редакцией профессора В.В.Макарова

П.И.Сидоров
А.В.Парняков

ВВЕДЕНИЕ
В КЛИНИЧЕСКУЮ
ПСИХОЛОГИЮ

Рекомендовано Министерством здравоохранения Российской Федерации в качестве учебника для

студентов медицинских высших учебных заведений

Том I

Академический Проект
Москва
2000

Деловая книга
Екатеринбург
2000

УДК 159.9.07
ББК 56.14
С 34

Научный консультант серии — А.Б.Хавин

Сидоров П.И., Парняков А.В.
С 34 Введение в  клиническую  психологию: Т. I.: Учебник  для студентов  медицинских вузов. —

М.: Академический Проект, Екатеринбург: Деловая книга, 2000. — 416 с. — (Библиотека психологии,
психоанализа, психотерапии)

ISBN 5-8291-0057-3 («Академический проект»)
ISBN 5-8291-0050-9 («Академический проект», т. I)
ISBN 5-88687-086-5 («Деловая книга»)
ISBN 5-88687-079-2 («Деловая книга», т. I)


background image

Учебник  содержит  систематическое  изложение  основных  разделов  клинической  психологии.

Более  полно, чем  в  других  аналогичных  руководствах, освещены  психология  лечебного  процесса,
психологические  основы  психотерапии, суицидальное  поведение, психология  умирания. Впервые
комплекс медико-психологических знаний предлагается в органическом единстве с общей, возрастной и
социальной психологией.

Учебник адресован студентам всех факультетов медицинских учебных заведений, а также врачам

и психологам, специализирующимся по клинической психологии и психотерапии.

© Сидоров П.И., Парняков А.В., 2000
© Академический Проект, оригинал-макет, оформление, 2000
© Деловая книга, 2000

СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие

РАЗДЕЛ 1
ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОЛОГИЮ

Глава 1
ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГИИ, ЕЕ ЗАДАЧИ И МЕТОДЫ
Исторические предпосылки возникновения понятия "психика" ...........5
Психика и нервная система................................................................. 9
Социальная опосредованность психики человека......................... 11
Предмет и объекты психологии, основные формы психических

явлений............................................................................................... 13

Задачи и отрасли психологической науки........................................ 16
Клиническая (медицинская) психология как отрасль психологической

науки...................................................................................... 18

Основные методы исследования в психологии.............................. 23
Дополнительные методы исследования в психологии.................. 27

Глава 2 ПСИХИКА И МОЗГ
Клеточный уровень организации нервной системы..................... 34
Структурная организация нервной системы.................................. 36
Основные функциональные блоки мозга........................................ 46
Теория системной локализации высших психических функций 48

РАЗДЕЛ 2
ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ И СОСТОЯНИЯ ЛИЧНОСТИ
Глава 3 ПЕРЦЕПТИВНЫЕ ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ
Ощущения................................................................................................ 53
Восприятия............................................................................................... 64
Психофизиология органов чувств...................................................... 76

Глава 4
МНЕМИЧЕСКИЕ ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ


background image

Представления...................................................................................... 95
Основные мнемические процессы................................................. 98
Типы памяти......................................................................................... 101
Виды памяти......................................................................................... 105
Формирование и развитие памяти.................................................. 108
Теории памяти..................................................................................... 109
Нарушения памяти............................................................................. 113
Методы исследования памяти.......................................................... 117

Глава 5
ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ МЫШЛЕНИЯ, ВООБРАЖЕНИЯ И РЕЧИ
Мышление............................................................................................ 121
Нарушения мьшшения...................................................................... 147
Воображение....................................................................................... 157
Речь и ее функции.............................................................................. 164
Нарушения речи................................................................................. 171

Глава 6
ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ
Определение и общая характеристика эмоций............................ 179
Основные свойства эмоций.............................................................. 180
Функции эмоций................................................................................. 182
Классификация эмоций..................................................................... 185
Развитие эмоций в филогенезе и онтогенезе................................ 193
Нейрофизиологический субстрат эмоций.................................... 196
Теории эмоций.................................................................................... 197
Индивидуально-психологические особенности проявлений эмоций и

чувств.................................................................................. 201

Патология эмоциональной сферы.................................................. 207
"Исследование эмоций и чувств....................................................... 210

Глава 7
ВОЛЯ И ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ
Понятие воли......................................................................................... 218
Побудительная и тормозная функции воли................................... 220
Волевая регуляция деятельности человека..................................... 222
Воля и потребности............................................................................. 225
Этапы волевого акта............................................................................ 230
Возрастные особенности волевой регуляции и формирование волевых свойств

личности............................................................ 232

Двигательная активность: психологическое строение движений, действий и

навыков........................................................................ 234

Рабочие движения и работоспособность человека..................... 242
Патология волевой и произвольной регуляции............................ 244
Исследование воли............................................................................... 254

Глава 8
ВНИМАНИЕ
Определение и функции внимания.................................................. 256
Формы и уровни внимания............................................................... 257
Свойства внимания.............................................................................. 258
Развитие внимания у детей................................................................ 260
Нейрофизиологические механизмы внимания............................ 262
Нарушения внимания......................................................................... 264
Методы исследования внимания..................................................... 268


background image

Глава
9 СОЗНАНИЕ
Общая характеристика и основные понятия................................. 272
Содержание сознания и уровень бодрствования........................ 276
Формирование сознания в онтогенезе.......................................... 280
Взаимодействие сознания и бессознательного........................... 281
Бодрствование и сон — основные состояния сознания........... 283
Нарушения сознания......................................................................... 292
Проблема измененных состояний сознания................................ 297
Методы исследования сознания...................................................... 300

РАЗДЕЛ 3
ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ

Глава 10
ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОЛОГИЮ ЛИЧНОСТИ
Личность, индивид, индивидуальность.......................................... 302
Структура личности............................................................................ 307

Глава 11
НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ
Мотивационная сфера личности.................................................... 319
Понятие о направленности личности............................................ 325
"Я"-концепция и мотивация личности.......................................... 330
Изучение "Я"-концепции и мотивации личности...................... 334
Основные теории и модели описания мотивации..................... 338

Глава 12
СПОСОБНОСТИ И ИНТЕЛЛЕКТ
Способности и задатки способностей............................................ 343
Умственные способности (интеллект)............................................ 349

Глава 13 ТЕМПЕРАМЕНТ
Гуморальные теории темперамента............................................... 360
Конституционные теории темперамента........................................ 361
Тип высшей нервной деятельности и темперамент..................... 365
Диагностика темперамента................................................................ 366

Глава 14
ХАРАКТЕР
Определение характера........................................................................ 375
Соотношение социального и биологического в характере......... 376
Структура характера............................................................................. 377
Характер и внешность человека........................................................ 381
Типология характера............................................................................ 384

ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ............................................................ 399

ПРЕДИСЛОВИЕ


background image

Клиническая психология — область, пограничная между клинической медициной и психологией.

Это отражается как в самом названии, так и в ее содержании. Важность ее для медицины уже никто не
оспаривает. Современная  клиническая  практика  требует  восстановления  у  больного  не  только
соматического здоровья, но также оптимального психологического и социального функционирования;
более  того, психологическое  состояние  человека  самым  активным  образом  влияет  на  его  здоровье,
зачастую обуславливает быстроту и качество выздоровления при заболеваниях. Поэтому в  подготовке
врача  существенно  возрос  объем  необходимых  знаний, умений  и  навыков. Ведь  современному  врачу
знания и  умения в  области психологии так же необходимы, как знания и  умения в  области  анатомии
или  физиологии. Кроме  того, практическое  здравоохранение  уже  требует  привлечения  к  участию  в
лечебном  процессе  и  специалистов  гуманитарного  профиля — клинических  психологов, социальных
работников. Психология  необходима  и  каждому  представителю  новой  профессии  в  медицине —
менеджерам здравоохранения.

В  учебник  вошли  традиционные, проверенные  временем  и  прочно  занявшие  в  отечественной

клинической  психологии  свое  место  представления. Вместе  с  тем, современное  фундаментальное
образование в медицинском вузе трудно представить без экскурсов в смежные разделы психологии и
психотерапии. С этой целью авторами  представлены материалы по основам  психологии и введению в
психотерапию.

Учебник  содержит  систематическое  краткое  изложение  основных  разделов  общей, возрастной  и

социальной  психологии. Первый  раздел  построен  из  вводных  материалов, относящихся  к  предмету
психологии  и, в  частности, клинической  психологии. Второй  раздел  посвящен  систематическому
описанию  основных  психических  процессов  и  состояний  личности, их  нарушениям  и  методам
обследования. Третий  и  четвертый  разделы  вводят  в  круг  проблем, изучаемых  в  персонологии,
описывают основные теоретические направления  и  эмпирические  исследования  психологии личности.
Пятый  раздел  посвящен  психологии  развития  и  возрастной  клинической  психологии. Шестой  раздел
знакомит  студентов  с  основами  социальной  психологии, в  частности  с  закономерностями
межличностных  отношений  и  общения, психологией  групп  и  психологическими  основами  групповой
терапии. Седьмой и восьмой разделы вводят студента в круг проблем по темам: "Личность и болезнь",
"Врач и больной

3

(психология  лечебного  процесса)". Сюда  же  включено  описание  психологии  умирания,

суицидального  поведения, а  также  психологических  основ  психотерапии, психокоррекции,
психологического  консультирования, психогигиены  и  психопрофилактики. Список  рекомендуемой
основной  литературы  для  дополнительного  углубленного  изучения  и  предметный  указатель  облегчат
пользователям работу с изданием.

Настоящий учебник написан для студентов медицинских высших учебных заведений и учитывает

требования  программ  по  психологии  не  только  медицинских  факультетов (лечебное  дело, педиатрия,
стоматология  и  другие), но  и  факультетов  клинической  психологии, медико-социальной  работы  и
медицинских менеджеров. Эти обстоятельства повлияли на структуру учебника, потребовали введения
материалов  справочного  характера, позволяющих  студентам  получить  необходимую  информацию  без
специального  обращения  к  соответствующим  курсам, не  предусмотренным  на  каждом  отдельном
факультете.

Учебник  отражает  основные  положения  системы  подготовки  по  клинической  психологии  и

смежным  областям, разработанные  авторами  и  апробированные  в  течение  многих  лет  на  разных
факультетах  Архангельской  государственной  медицинской  академии, где, как  известно, кроме
традиционных  медицинских  в 1995 году  открыт  факультет  медико-социальной  работы, а  с 1997
функционируют  факультет  медицинского  менеджмента  и  первый  в  медицинских  вузах  России
факультет клинической психологии.