ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.10.2020
Просмотров: 1653
Скачиваний: 53
4
II. Патопсихология
Основное внимание в предлагаемом пособии уделяется патопсихологии, так как эта об-
ласть медицинской психологии является неотъемлемой частью диагностики и экспертизы в
психиатрических и соматических клиниках. Во 2-й главе описаны нарушения различных пси-
хических процессов (памяти, внимания, мышления, речи, восприятия), а также предложено не-
сколько психологических методов для исследования этих нарушений. В 3-й главе описаны наи-
более распространенные психические заболевания, в диагностике которых в психиатрической
клинике участвует патопсихолог.
Одна часть в описании болезни представляет собой клинико-описательный метод, ис-
пользуемый психиатрами. Акцентируется внимание на терминах, используемых психиатрами.
Об этой терминологии психолог должен быть осведомлен, однако при этом в своих заключе-
ниях должен использовать методы и язык психологии. Последнее находит отражение в другой
части описания заболевания. Там описываются нарушения, характерные для определенного
заболевания, выявляемые с помощью специально подобранных тестов.
ПАТОПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
Патопсихологические исследования нарушенной психики проводились вначале только в
психиатрических клиниках. Для выделения критериев нормы и патологии изучались парал-
лельно особенности психики здоровых людей. С точки зрения психосоматической медицины,
определенные личностные особенности человека лежат в основе ряда соматических заболева-
ний. Тогда патопсихологическое исследование особенностей психики необходимо проводить и
в соматических клиниках с целью дальнейшей психокоррекции личности и профилактики со-
матических заболеваний.
Патопсихологическое исследование включает в себя следующие компоненты:
-
беседу с больным;
-
эксперимент (тестирование);
-
изучение истории болезни;
-
наблюдение за поведением во время исследования;
-
анализ полученных результатов;
-
оформление заключения.
Патопсихологические экспериментальные задания подбираются для решения практиче-
ских задач клиники. В основном исследуются нарушения развития личности и нарушения пси-
хических процессов:
¨
расстройства восприятия;
¨
расстройства внимания;
¨
расстройства памяти;
¨
расстройства мышления;
¨
расстройства умственной работоспособности.
5
НАРУШЕНИЯ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ
Существует множество определений личности. В зависимости от того, какого определе-
ния личности придерживается психолог, будет строиться патопсихологический эксперимент,
подбираться определенные тесты.
Для исследования нарушений личности психологу необходимо четко представлять, что
нужно исследовать в конкретном случае: мотивы, установки, интересы, ценности, конфликты,
интерперсональные связи и т.д.
Б. В. Зейгарник, описывая нарушения личности, акцентирует внимание на наиболее
разработанных в отечественной психологии теоретических понятиях, основанных на деятель-
ностном системном анализе. При этом деятельность исследуется через анализ изменения моти-
вов. Специально проведенные исследования деятельности больных с патологией психики вы-
явили нарушение структуры иерархии мотивов. При различных психических заболеваниях от-
мечаются отклонения в формировании адекватного уровня притязаний в сравнении с нормой,
формируются различные патологические потребности и мотивы, нарушается смыслообразова-
ние, возможность саморегуляции и опосредования поведения, критичность и спонтанность по-
ведения.
М. С. Лебединский, В. Н. Мясищев рассматривают связь многих болезней, их возник-
новение и течение с личностью больного. Они выделяют распад, деградацию личности в ре-
зультате органического поражения головного мозга; патологическое развитие личности (психо-
патии); патологические реакции и развитие в форме неврозов. Эндогенные заболевания (МДП
и шизофрения) генетически детерминированы, однако особенности личности нередко являются
одним из условий развития психоза. В динамике шизофрении, эпилепсии и органических за-
болеваний наступают изменения личности, характерные для данного заболевания.
Б. Д. Карвасарский выделяет следующие основные задачи исследования личности:
1.
Изучение роли личности в происхождении нервно-психических и соматических
болезней.
2.
Определение значения личностного фактора в патогенезе болезней и формирова-
нии клинических картин.
3.
Выявление особенностей изменения личности при разных заболеваниях.
4.
Разработка эффективных личностно ориентированных методов психопрофилак-
тики, психотерапии и реабилитации.
Выделяют два основных метода исследования личности – клинический и лабораторный.
Первый основан на наблюдении за больным и беседах с ним, второй предполагает использова-
ние разнообразных тестов.
Изучение истории жизни человека происходит с помощью "анамнестического”, или
биографического, метода. Необходимо собрать сведения о больном не только с его слов, но и со
слов его близких. Многое узнать о личности больного можно из реальных взаимодействий во
время групповой психотерапии.
Наиболее распространенные тесты
для исследования личности
1.
Метод исследования уровня притязаний
. Методика используется для исследова-
ния личностной сферы больных. Больному предлагают ряд задач, пронумерованных по степени
сложности. Испытуемый сам выбирает посильную для себя задачу. Экспериментатор искусст-
венно создает ситуации успеха-неуспеха для больного, при этом анализирует его реакцию в
этих ситуациях. Для исследования уровней притязаний можно использовать кубики Кооса.
2.
Метод Дембо-Рубинштейн
. Используется для исследования самооценки. Испы-
туемый на вертикальных отрезках, символизирующих здоровье, ум, характер, счастье, отмеча-
6
ет, как он оценивает себя по этим показателям. Затем отвечает на вопросы, раскрывающие его
представление о содержании понятий “ум”, ”здоровье” и т.д.
3.
Метод фрустрации Розенцвейга
. С помощью этого метода исследуются характер-
ные для личности реакции в стрессовых ситуациях, что позволяет сделать вывод о степени со-
циальной адаптации.
4.
Метод незаконченных предложений
. Тест относится к группе вербальных проек-
тивных методов. Один из вариантов этого теста включает 60 незаконченных предложений, ко-
торые испытуемый должен закончить. Эти предложения могут быть разделены на 15 групп, в
результате исследуются отношения испытуемого к родителям, лицам противоположного пола,
начальству, подчиненным и т.д.
5.
Тематический аперцептивный тест (ТАТ)
состоит из 20 сюжетных картин. Ис-
пытуемый должен составить рассказ по каждой картине. Можно получить данные о воспри-
ятии, воображении, способности осмысливать содержание, об эмоциональной сфере, способ-
ности к вербализации, о психотравме и т.д.
6.
Метод Роршаха
. Состоит из 10 карт с изображением симметричных одноцветных
и полихромных чернильных пятен. Тест используется для диагностики психических свойств
личности. Испытуемый отвечает на вопрос, на что это может быть похоже. Формализация отве-
тов проводится по 4 категориям: расположение или локализация, детерминанты (форма, дви-
жение, цвет, полутона, диффузность), содержание, популярность-оригинальность.
7.
Миннесотский многопрофильный личностный опросник (MMPI)
. Предназна-
чен для исследования свойств личности, особенностей характера, физического и психического
состояния испытуемого. Испытуемый должен отнестись положительно или отрицательно к со-
держанию предлагаемых в тесте утверждений. В результате специальной процедуры строится
график, на котором изображено соотношение исследуемых личностных особенностей (ипохон-
дрии – сверхконтроля, депрессии – напряженности, истерии – лабильности, психопатии – им-
пульсивности, гипомании – активности и оптимизма, мужественности – женственности, пара-
нойи – ригидности, психастении – тревожности, шизофрении – индивидуалистичности, соци-
альной интроверсии).
8.
Подростковый диагностический опросник
. Используется для диагностики пси-
хопатий и акцентуаций характера у подростков.
9.
Тест Люшера
. Включает в себя набор из восьми карт - четыре с основными цвета-
ми (синий, зеленый, красный, желтый) и четыре с дополнительными (фиолетовый, коричневый,
черный, серый). Выбор цвета в порядке предпочтения отражает направленность испытуемого
на определенную деятельность, его настроение, функциональное состояние, а также наиболее
устойчивые черты личности.
Литература
1.
Альманах психологических тестов. - М., 1995
2.
Березин Ф. Б., Мирошников М. П., Рожанец Р. В. Методика многостороннего исследо-
вания личности в клинической медицине и психогигиене. – М., 1976.
3.
Березин Ф. Б., Мирошников М. П., Соколова Е. Д. Методика многостороннего исследо-
вания личности. - М., 1994.
4.
Блейхер В. М., Бурлачук Л. Ф. О некоторых теоретических концепциях проективных
методов исследования личности в зарубежной психологии и патопсихологии. //Журнал
невропатологии и психиатрии им. С. С. Корсакова. – 1972. – № 5.
5.
Бурлачук Л. Ф. Исследование личности в клинической психологии. – Киев, 1979.
6.
Вассерман Л.И., Горькавая И.Л., Ромицына Е.Е. Тест подростки о родителях. - М., 1995.
7.
Гильяшева И. Н. О применении ТАТ в диагностике неврозов и шизофрении.
//Психологические проблемы психогигиены, психопрофилактики и медицинской деон-
тологии. – Л., 1972.
8.
Гильяшева И.Н., Игнатьева Н.Д. Межличностные отношения ребенка. - М., 1994.
7
9.
Гоштаус А. А. Применение личностного опросника в диагностике параноидной шизоф-
рении. //Математические методы в психиатрии и неврологии. – Л., 1972.
10.
Козюля В.Г. Применение теста СМОЛ. - М., 1995
11.
Левитов Н. Д. Фрустрация как один из видов психических состояний. //Вопр. психол. –
1967. – № 6.
12.
Личко А. Е. Психопатии и акцентуации характера. – Л., 1983.
13.
Личко А.Е., Иванов Н.Я. Диагностика характера подростка. - М., 1995.
14.
Мерлин В. С. Лекции по психологии мотивов человека. – Пермь, 1971.
15.
Мерлин В. С. Проблемы экспериментальной психологии личности. – Пермь, 1970.
16.
Рубинштейн С. Я. Экспериментальные методики патопсихологии и их опыт применения
в клинике. – М., 1970.
17.
Румянцев Г. Г. Опыт применения методов незаконченных предложений в психиатриче-
ской практике. //Исследование личности в клинике в экстремальных условиях. – Л.,
1969.
18.
Савенко Ю. С. Диагностическая значимость метода Роршаха. //Психологические про-
блемы психогигиены, психопрофилактики и медицинской деонтологии. – Л., 1976.
19.
Собчик Л. Н. Пособие по применению психологической методики MMPI. – М., 1971.
20.
Собчик Л. Н. Стандартизированный многофакторный метод исследования личности.
Методическое руководство. – М., 1990.
21.
Тарабарина Н. В. К экспериментально-психологическому исследованию состояния фру-
страции при неврозах. //Вопросы диагностики психического развития. – Таллин, 1974.
НАРУШЕНИЯ МЫШЛЕНИЯ
Существуют разные определения мышления. В пособии приводится одно из них, с по-
мощью которого, по мнению автора, легче описать патологию мышления.
"Мышление – это деятельность, опирающаяся на систему понятий, на-
правленная на решение задач, подчиненная цели, учитывающая условия,
в которых эта задача осуществляется"
1
.
Схематично это можно представить так:
Ц е л ь
Решение задач
Деятельность
Система понятий
ü
þ
ý
ì
î
í
Учет
условий
Учет
условий
На основе этой схемы можно рассмотреть нарушения операциональной стороны мыш-
ления, которые проявляются в актуализации случайных, слабых или конкретно-ситуационных
1
Зейгарник Б. В. Патология мышления. – М., 1962.
8
связей. В то же время неучет испытуемым условий и содержания инструкций к тестам может
свидетельствовать о нарушениях мотивационной сферы (нецеленаправленность ассоциаций,
разноплановость суждений, снижение критичности, резонерство).
Виды патологии мышления
Выделяется три вида патологии мышления:
1.
Нарушение операциональной стороны мышления.
2.
Нарушение динамики мышления.
3.
Нарушение личностного компонента мышления.
Нарушение операциональной стороны мышления
К основным мыслительным операциям относятся обобщение, отвлечение (абстрагиро-
вание), анализ, синтез.
Обобщение
есть следствие анализа, вскрывающего существенные связи между явле-
ниями и объектами. Существует несколько уровней процесса обобщения:
¨
категориальный – отношение к классу на основании главных, существенных призна-
ков;
¨
функциональный – отношение к классу на основании функциональных признаков;
¨
конкретный – отношение к классу на основании конкретных признаков;
¨
нулевой (нет операции) – перечисление предметов либо их функций без попытки
обобщить.
При всем многообразии нарушения операциональной стороны мышления можно свести
к двум крайним вариантам:
1)
снижение уровня обобщения;
2)
искажение процесса обобщения.
При снижении уровня обобщения
в суждениях больных доминируют непосредствен-
ные представления о предметах и явлениях. Вместо выделения обобщенных признаков больные
используют конкретно-ситуационные сочетания, у них отмечаются трудности абстрагирования
от конкретных деталей (например, общее между диваном и книгой в том, что
"на диване мож-
но читать"
). Подобные нарушения могут быть в легкой, умеренно выраженной и выраженной
степенях. Эти нарушения встречаются при олигофрении, тяжелых формах энцефалита, а также
при органических поражениях головного мозга другого генеза с деменцией.
Однако говорить о снижении уровня обобщения можно в том случае, если этот уровень
был у человека ранее, а затем снизился, что и происходит с больными эпилепсией, органиче-
скими поражениями ЦНС, последствиями травм головного мозга. У больных же олигофренией
отмечается недоразвитие понятийного, абстрактного мышления, а именно процессов обобще-
ния и отвлечения.
При искажении процесса обобщения
больные руководствуются чрезмерно обобщен-
ными признаками, неадекватными реальным отношениям между предметами. Отмечается пре-
обладание формальных, случайных ассоциаций, уход от содержательной стороны задачи. Эти
больные устанавливают чисто формальные, словесные связи, реальное же различие и сходство
не служит для них контролем и проверкой их суждений. Например, сходство между ботинком и
карандашом для них в том, что
"они оставляют следы"
. Подобные нарушения мышления
встречаются у больных шизофренией.
Методики для исследования операциональной стороны мышления
Для исследования операциональной стороны мышления используются следующие ме-
тодики:
1.
Классификация.
Методика представляет собой набор карточек с изображением
различных предметов, растений, живых существ. Изображения могут быть заменены надпися-