ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.10.2020
Просмотров: 1638
Скачиваний: 53
9
ми (словесная классификация). Испытуемый раскладывает предметы на группы так, чтобы
предметы, находящиеся в одной группе, имели общие свойства (одежда, мебель, животные, из-
мерительные приборы, люди). Затем испытуемый укрупняет группы. Способность выделить
две или три группы на последнем этапе свидетельствует о высоком уровне обобщения.
2.
Исключение
. Также существует два варианта этой методики: словесный и пред-
метный. Последний представляет из себя набор карточек с изображением четырех предметов,
три из которых имеют между собой общее и их можно объединить в одну группу, а один из них
существенно отличается, он должен быть исключен. Решение испытуемого на основе конкрет-
но-ситуационного объединения предметов в группу свидетельствует о снижении уровня обоб-
щения. Актуализация "слабых", чрезмерно обобщенных признаков свидетельствует об искаже-
нии процесса обобщения.
3.
Образование аналогий
. В методике "Простые аналогии" представлены пары слов
(образцы), между которыми существуют определенные смысловые отношения. Испытуемому
следует выделить пару слов по аналогии. Помимо словесного варианта можно использовать
невербальный – таблицы Равена. Лицам со средним и высшим образованием можно предло-
жить методику "сложные аналогии".
4.
Сравнение и определение понятий
. Для определения понятий нужно проанали-
зировать множество признаков предмета или явления и выделить наиболее точное определение,
то, в котором отмечается родовое и видовое различие. При сравнении предметов испытуемый
использует анализ и синтез для разделения существенных признаков на общие для нескольких
объектов и на различающие их. В качестве стимульного материала используют однородные по-
нятия (танк-трактор, человек-животное) и разнородные (телега – ложка, ботинок – карандаш).
Последние используются для диагностики искажения процессов обобщения.
5.
Понимание переносного смысла пословиц и метафор
. Можно просто предлагать
испытуемому распространенные пословицы и метафоры для объяснения их переносного смыс-
ла. Есть вариант этой методики, когда для данной пословицы нужно найти соответствующую
ей по значению фразу или другую пословицу. Этот вариант помогает тем испытуемым, которые
понимают значение переносного смысла, но затрудняются вербализовать понимаемое. Еще од-
на модификация: серию табличек, на которых написаны пословицы или метафоры, соотнести
по смыслу с фразами, которых по количеству гораздо больше пословиц. Последняя модифика-
ция чаще используется для выявления нарушений мышления по шизофреническому типу, а
также при трудностях вербализации понимаемого переносного смысла, когда фраза облегчает
объяснение.
6.
Пиктограммы
. Испытуемому предлагают нарисовать несложный рисунок для за-
поминания названных ему 15 слов и словосочетаний. Среди них обязательно должны быть эмо-
ционально окрашенные, абстрактные и конкретные. После выполнения задания анализируется
характер смысловых связей между стимульным словом и рисунком. Смысловые связи могут
быть содержательные или слабые. Способность выполнять пиктограмму свидетельствует о дос-
тупности для испытуемого обобщенной символизации слова и др.
Существует множество других методик для исследования операциональной стороны
мышления, описанных в литературе, но перечисленные выше методики являются основными
для исследования патологии мышления.
Нарушение динамики мыслительной деятельности
В психиатрической практике можно выделить два часто встречающихся нарушения ди-
намики мышления: лабильность мышления и инертность мышления.
Лабильность мышления
заключается в неустойчивости способа выполнения задания.
Уровень обобщения у больных соответствует образованию и жизненному опыту. Испытуемым
доступны обобщение, сравнение, понимание условного смысла, перенос. Однако наряду с пра-
вильно обобщенными решениями отмечаются решения на основе актуализации слабых, слу-
чайных связей или конкретно-ситуационное объединение предметов, явлений в группу. У
больных с проявлениями лабильности мышления повышена так называемая "откликаемость",
10
они начинают реагировать, вплетать в свои рассуждения любой случайный раздражитель из
внешней среды, нарушая инструкцию, утрачивая целенаправленность действий, ассоциаций.
Инертность мышления
– выраженная тугоподвижность переключения с одного вида
деятельности на другой, затрудненность изменения избранного способа своей работы. Инерт-
ность связей прошлого опыта, трудности переключения могут привести к снижению уровня
обобщения и отвлечения. Испытуемые не справляются с заданиями на опосредование ("пикто-
грамма", методика Леонтьева, классификация предметов по значимым признакам и т.д.). По-
добные нарушения встречаются у больных эпилепсией, а также у больных с последствиями тя-
желых травм головного мозга.
Исследование динамики мыслительной деятельности можно проводить с помощью тех
же методик, которые использовались для изучения операциональной стороны мышления. Но
внимание экспериментатора при этом должно быть направлено на анализ следующих психиче-
ских проявлений:
¨
переключение вида деятельности испытуемого;
¨
склонность к чрезмерной обстоятельности суждений и детализации ассоциаций;
¨
неспособность удерживать целенаправленность ассоциаций.
Нарушение личностного компонента мышления
К этим нарушениям относятся разноплановость суждений, резонерство, нарушение кри-
тичности и саморегуляции.
Критичность
мышления предполагает сличение получаемых результатов с условиями
задачи и предполагаемыми итогами. Больные однако могут актуализировать неадекватные свя-
зи и отношения, которые приобретали смысл из-за измененных установок больных шизофрени-
ей или в результате трудностей осмысливания содержания предложенных задач для олигофре-
нов. В данном случае можно говорить о некритичности мышления.
Разноплановость
– нарушение мышления, заключающееся в том, что суждения боль-
ных о каком-нибудь явлении протекают в разных плоскостях (например, слон и лыжник –
"предметы для зрелищ"
, лошадь и медведь – животные).
Резонерство
– склонность к "бесплодному мудрствованию", тенденция к многоречивым
рассуждениям (например, испытуемый сравнивает понятия "птица" и "самолет":
"Сходство –
крылья. Потому что рожденный ползать летать не может. Человек тоже летает, у него
есть крылья. У петуха тоже есть крылья, но он не летает. Он дышит…"
).
Нарушение саморегуляции
– это невозможность целенаправлен-ной организации сво-
их мыслительных действий. При этом испытуемым могут быть доступны сложные обобщения,
логические операции, но в результате расплывчатости мышления, его нецеленаправленности
выявляется неспособность решения поставленных задач (больные шизофренией). Возможно
нарушение саморегуляции у больных эпилепсией в результате ригидности мышления и склон-
ности к чрезмерной обстоятельности и детализации. При этом нарушается "регулятивный ас-
пект целеобразования", а у больных шизофренией "снижена побудительность целей".
В литературе по психопатологии рассматривают нарушения мышления в виде рас-
тройств ассоциативного процесса, патологии суждений, а также патологии мышления по тем-
пу. Расстройства ассоциативного процесса проявляются в болезненном изменении темпа, на-
рушении стройности и целенаправленности мышления.
К нарушениям стройности относятся:
1.
Разорванность мышления
– нарушение смысловых связей между членами пред-
ложения при сохранности грамматического построения фразы.
2.
Бессвязность
– нарушение и смысловой речи, и синтаксического строя речи.
3.
Вербигерации
– своеобразные стереотипии в речи до бессмысленного нанизыва-
ния сходных по созвучию слов.
4.
Парагномен
– действие под влиянием внезапного нелепого умозаключения.
5.
Паралогическое мышление
– отсутствие адекватной логики.
11
К нарушениям целенаправленности относятся следующие:
*
Патологическая обстоятельность
(см. выше).
*
Резонерство
(см. выше).
*
Дементная детализация
(см. выше).
*
Персеверация
(см. выше).
*
Символизм
. В отличие от общепринятой системы символов, усматривание больными
обычных символов там, где они не играют символической роли.
*
Аутическое мышление
. Отрыв от реальной действительности, погружение в мир во-
ображения, фантастических переживаний.
К патологии суждений относятся:
*
Бредовые расстройства
- ложные умозаключения. Различают паройяльный бред -
систематизированный бред без систематизации; параноидный бред - характеризуется наличием
бредовых идей, которые чаще не имеют достаточно стройной системы; парафренный бред - со-
четается с нарушениями ассоциативного процесса (разорванность, резонерство и символизм).
*
Бредоподобные расстройства
- ложные умозаключения, связанные с расстройством
воли, влечений, эмоциональными нарушениями, отличаются от бредовых отсутствием тенден-
ции к систематизации, кратковременностью, возможностью частичной коррекции методом ра-
зубеждения ( бывают при МДП).
*
Сверхценные идеи
- аффективно насыщенные стойкие убеждения и представления.
*
Навязчивые идеи
- неправильные мысли при критичном к ним отношении, но невоз-
можности избавиться.
Нарушения мышления по темпу:
* Ускоренное мышление:
-
скачка идей (наблюдается в маниакальной фазе при МДП);
-
ментизм, или мантизм - возникающий помимо воли больного наплыв мыслей (при
шизофрении).
* Замедленное мышление
(во время депрессивной фазы при МДП), а также
тугопо-
движность,
ригидность (при эпилепсии).
Литература
1.
Блейхер В. М. Клиническая патопсихология. – Ташкент, 1976.
2.
Зейгарник Б. В. Патология мышления. – М., 1962.
3.
Зейгарник Б. В. Патопсихология. – М., 1976.
4.
Корнилов А. П. Нарушение целеобразования у психических больных.: Автореф. канд.
дисс. – М., 1980.
5.
Логинова С. В., Рубинштейн С. Я. О применении метода "пиктограмм" для эксперимен-
тального исследования мышления психических больных. – М., 1972.
6.
Поляков Ю. Ф. Патология познавательной деятельности при шизофрении. – М., 1974.
7.
Рубинштейн С. Я. Экспериментальные методики патопсихологии и их опыт применения
в клинике. – М., 1970.
8.
Тепеницына Т. И. О психологической структуре резонерства. //Вопросы эксперимен-
тальной патопсихологии. – М., 1965.
12
НАРУШЕНИЯ ПАМЯТИ
"Память – процессы организации и сохранения прошлого опыта, делаю-
щие возможным его повторное использование в деятельности или воз-
вращение в сферу сознания"
1
.
Методики, исследующие функцию памяти, одновременно могут выявлять и нарушения
внимания, и нарушения мышления, и колебания умственной работоспособности. Поэтому важ-
но научиться выделять собственно мнестические нарушения, не упуская из виду остальные.
Исследование памяти предполагает исследование следообразо-вания, воспроизведения и
ретенции (отсроченного воспроизведения). В патопсихологическом эксперименте исследуется
чаще всего непос-редственная и опосредованная память.
Непосредственная память
– способность воспроизводить события, опыт сразу после
действия стимула.
К наиболее распространенным нарушениям непосредственной памяти относится "кор-
саковский синдром" и прогрессирующая амнезия. "Корсаковский синдром" – это нарушение
памяти на текущие события. При этом память на события прошлого остается относительно со-
хранной. Э. Клапаред, А. Н. Леонтьев, Б. В. Зейгарник указывают на остаточную сохранность
следов и выраженные трудности воспроизведения. Больные могут заполнять пробелы памяти
вымышленными событиями, деталями (конфабуляция).
При прогрессирующей амнезии расстройства памяти распространяются и на текущие
события, и на события прошлого. При этом отмечаются следующие признаки:
¨
наложение событий прошлого на настоящее и наоборот (интерферирующий эффект);
¨
дезориентировка во времени и пространстве.
Опосредованное запоминание
– запоминание с использованием промежуточного, или
опосредующего, звена для улучшения воспроизведения.
Нарушение опосредованного запоминания у больных разных нозологических групп ис-
следовали Г. В. Биренбаум, С. В. Логинова. Оказалось, что введение опосредования часто не
улучшает, а ухудшает у больных возможность точного воспроизведения.
Причина трудности опосредования у больных олигофренией заключается в недоразви-
тии мышления, неспособности установить условную смысловую связь между стимульным сло-
вом и рисунком. При олигофрении нарушена не только смысловая. но и механическая память.
У астенических олигофренов отмечается грубая недостаточность чтения, письма, счета и час-
тые ошибки в памяти. У стенических олигофренов более выражено расстройство долго-
временной памяти.
При эпилепсии отмечается снижение эффективности опос-редованного запоминания в
сравнении с непосредственным.
У больных эпилепсией, а также при органических поражениях головного мозга отме-
чаются трудности опосредования предложенных понятий с конкретным рисунком. Это является
следствием выраженной склонности к чрезмерной детализации, фиксации на отдельных свой-
ствах предметов. При органических поражениях подкорковых структур головного мозга в
большей степени нарушено произвольное воспроизведение и сохранение, в меньшей степени –
узнавание и запоминание. Отмечается связь нарушений памяти с психической истощаемостью
и снижением сенсомоторной активности.
У больных шизофренией условность рисунка становится беспредметной и широкой, что
перестает отражать реальное содержание слова, или рисунок отражает актуализацию слабых,
латентных свойств, что также затрудняет воспроизведение. Нарушения оперативной, кратко-
временной, отсроченной и опосредованной памяти не выявляются. Наблюдаемое в методиках
снижение памяти часто имеет вторичный характер, обусловленный снижением волевого уси-
лия.
1
Рубинштейн С. Я. Экспериментальные методики патопсихологии. – М., 1972. С. 264.
13
У больных неврозами и при реактивных психозах жалобы на снижение памяти часто не
подтверждаются экспериментально-психологическим исследованием. При этих заболеваниях в
их механизмах ведущая роль принадлежит личностно-мотивационным и эмоциональным рас-
стройствам. Поэтому испытуемый может "работать" под определенное "органическое" заболе-
вание. Однако ошибки могут быть в простых вариантах заданий и отсутствовать в сложных.
Снижение памяти и внимания у больных с неврозами часто отражает внутреннюю тревогу и
беспокойство. Отмечаются психогенные амнезии, которые следуют за психотравмой.
Методики, используемые для исследования памяти
1.
Десять слов
. Испытуемому зачитывают десять одно-двухсложных слов, затем он
их повторяет в любом порядке 5 раз. Данные вносят в таблицу. Спустя 20-30 минут просят вос-
произвести слова для проверки ретенции. (Например:
лес, хлеб, стол, окно, вода, брат, гриб,
конь, игла, мед
. Или:
гора, роза, кошка, часы, вино, пальто, книга, окно, пила
).
2.
Пиктограммы
. Этот метод предложен А. Р. Лурией. Испытуемый должен запом-
нить 15 слов. Для облегчения воспроизведения он должен сделать карандашом рисунок, имею-
щий смысловую связь со стимульным словом. Никаких записей, пометок делать не разрешает-
ся. После окончания работы можно попросить повторить слова, затем повторить их через 20-30
минут. При анализе запоминания важно обратить внимание на то, сколько слов воспроизведено
точно, близко по смыслу, неверно, никак. Модификацией этого же задания может служить тест
А. Н. Леонтьева, который предлагает не рисование, а выбор предмета, сюжета из предложен-
ных готовых картинок. Эта методика имеет несколько серий, которые отличаются по степени
сложности. Использовать методику можно для исследования памяти у детей, а также лиц с не-
высоким интеллектом.
3.
Воспроизведение рассказов
. Испытуемому читают рассказ, он воспринимает его
на слух или читает рассказ сам. Затем он воспроизводит рассказ устно или записывает. Психо-
лог при анализе учитывает, все ли смысловые звенья воспроизведены, что опущено, не отмеча-
ется ли конфабуляций, интерферирующего эффекта. Для запоминания наиболее предпочти-
тельны рассказы: "Галка и голуби", "Муравей и голубка", "Логика", "Колумбово яйцо", "Веч-
ный король" и др.
4.
Исследование зрительной ретенции (тест А. Л. Бентона).
Используется пять се-
рий рисунков. В трех сериях предлагается по 10 карточек равной сложности, в двух – по 15
карточек. Карточку в течение 10 секунд предъявляют испытуемому, затем он должен воспроиз-
вести увиденные фигуры на бумаге. Качественный анализ данных проводится в сравнении со
специальными таблицами Бентона. с помощью этого теста можно получить дополнительные
данные, свидетельствующие об органическом заболевании головного мозга.
Литература
1.
Биренбаум Г. В. К вопросу об образовании переносных и условных значений слова при
патологических изменениях мышления. //Новое в учении об апраксии, агнозии, афазии.
– М., 1984.
2.
Блейхер В. М. Клиническая патопсихология. – Ташкент, 1976.
3.
Блейхер В. М., Машек Ю. А. Опыт применения психометрических исследований памяти
при церебральном атеросклерозе. //Невропатология и психиатрия. – 1974. – №2.
4.
Бондарева Л. В. Нарушение взаимоотношений непосредственной и опосредованной па-
мяти у больных эпилепсией. //Психологические исследования. – МГУ, 1971. – Вып. 3.
5.
Зейгарник Б. В. Патопсихология. – М., 1976.
6.
Кононова М. П. Руководство по психологическому обследо-ванию психически больных
детей. – М., 1963.