Файл: Пацлаф Р. - Застывший взгляд-1.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.10.2020

Просмотров: 1120

Скачиваний: 9

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

сформировать, чем когда они „отвердели“, постоянно отвечая на определенные импульсы».

Шойрле приходит к логичному выводу: «При нормальном ходе развития чувственного

восприятия отдельные способности надстраиваются друг над другом. Соответственно часто
бывает  невозможно  наверстать  пропущенные  фазы  формирования  определенных  жизненно
важных функций чувственного восприятия» 91.

Телевизор — аппарат для выключения детей?

Для нас отсюда следует вывод: даже вторая фаза, длящаяся до десятилетнего возраста,

по-прежнему  слишком  чувствительна, чтобы  позволять  детям  бесконтрольно  пользоваться
телевизором. В  этом  возрасте  они  еще  полностью  зависят  от  ничем  не  заменимого
многообразия чувственных раздражений, исходящих от естественной среды, и нуждаются в
огромном количестве поводов для применения всего богатства своей фантазии в свободной,
спонтанной  игре, чтобы  как  можно  полнее  раскрыть  свои  душевные  и  умственные
способности.  И  не  в  последнюю  очередь  им  нужны  все  мыслимые  возможности  для
формирования  тонкой  моторики, осязания, чувства  равновесия, двигательного  чувства,
координации движений конечностей, которые только и могут довести их телесное развитие
до здоровой зрелости.

Нынешние  условия  жизни  —  тесные  жилища,  плотные  потоки  транспорта  в  городах,

долгое  сидение  в  машине — настолько  ограничивают  игровое  пространство  для
большинства  детей, что  и  без  телевидения  возникает  серьезный  дефицит  движения. А  уж
если к этому еще приложат руку взрослые, неумолимо прерывая всякую живую игру малыша
и  на  неограниченное  время  усаживая  его  перед  телевизором, только  чтобы  избавиться  от
тягостных  и  шумных  перипетий  детского  роста, то  развитие  ребенка  принимает  роковой
оборот. В угоду собственному комфорту взрослые лишают детей радости движения, а такая
блокада  движения  со  временем  оборачивается  серьезной  блокадой  развития, о  печальных
последствиях  которой  можно  прочитать  в  научных  отчетах. Известные  американские
исследователи Дороти и Джером Сингер десятилетиями изучали воздействие телевидения на
детей, и  каждый  раз, за  редкими  исключениями, были  вынуждены  констатировать, что
телевидение  негативно  сказывается  на  способности  к  игре, на  школьной  успеваемости,
чтении  и  развитии  речи. Они  пишут: «Фактически  наши  исследования  четко показали, что
дети, часто  пользующиеся  телевизором, подвержены  серьезному  риску  остаться  без
глубоких знаний о мире; они хуже умеют читать, хуже отличают реальное от вымысла; у них
хуже  развито  воображение; они  с  большим  страхом  воспринимают  мир; им  свойственна
повышенная тревожность сознания в сочетании с большей агрессивностью. Все это приводит
к тому, что, когда ребенок идет в школу, он меньше приспособлен к жизни» 92.

Дети смотрят совсем иначе

Негоже «парковать» детей перед телевизором, бросая их там на произвол судьбы. Кто

хочет  действовать  с  полной  ответственностью, должен  четко  определить, надо  ли  его
ребенку вообще смотреть телевизор, и если да, то в каких пределах. Решение не допускать
ребенка  к  телевизору, пока  он  не  пойдет  в  школу, требует  мужества, но  будет  полностью
обоснованным  с  точки  зрения  современных  исследований  по  физиологии  и  психологии
детского возраста. Разумеется, при этом  надо учитывать  вещи, которые будут  обсуждаться
ниже.

А  тот, кто  решит  позволить  своему  ребенку  смотреть  телевизор  в  определенных

границах, окажется перед вопросом выбора программ. Но он не сможет выбрать со знанием
дела, если сначала не поймет, насколько детское восприятие и его возможности отличаются
от  восприятия  взрослых. Иначе  он  будет  считать  ребенка  своим  собственным
несовершенным миниатюрным изданием, игнорируя особые условия, в которых растут дети.
Вот  некоторые  соображения  по  поводу  проблем,  с  которыми  сталкиваются  дети,  когда


background image

смотрят телевизор.

Казалось бы, что может быть понятнее — и все же приходится говорить об этом снова

и снова: хотя на второй возрастной стадии воздействие телеэкрана уже не так серьезно, как в
первые три-четыре года жизни, чувства ребенка и тут сильно подвержены всем воздействиям
извне, хорошим  и  плохим. Дети  еще  не  умеют  критически  перепроверять  идущую  к  ним
информацию, не  умеют  и  не  хотят  дистанцироваться  от  того, что  предлагает  им  мир, —
напротив, им важна живая связь с ним. Абстракции, столь естественные для взрослых, детей
не волнуют; они принимают все таким, каким оно приходит.

В  естественных  условиях  такое  радостное  устремление  к  чувственному  миру —

сильная сторона детей, но перед телевизором оно становится их ахиллесовой пятой. Ведь тут
им предъявляются такие требования, которые этим «визуально неграмотным», как называет
детей  Ута  Бенц, пока  вообще  не  по  плечу: «Наивность  зрительного  восприятия,
неспособность выразить словами визуальные впечатления, отсутствие собственных слов для
описания  образа  и  неспособность  заглянуть  в  его  подоплеку, чтобы  уловить  связь  чужого
замысла и предполагаемого отклика на него», — все это загоняет их в ситуацию бессилия и
зависимости, которая для их развития может быть только вредоносной93.

Поэтому  взрослый  обязан  понимать: даже  на  второй  фазе  своего  развития  дети  еще

долго  считают  все  увиденное  действительным, настоящим, не  умея  отличать  фикцию  от
реальности94. Скажем, до пяти — семилетнего возраста реклама для них столь же «реальна»,
как  и  программа, в  которую  она  вставлена; способность  понимать  выраженный  рекламой
замысел  появляется  у  них  лишь  в  восемь  —  двенадцать  лет95.  Впрочем,  им  еще  долго
остаются недоступны общий сюжет и ход действия в фильмах — они вообще не понимают
взаимосвязей различных сцен и просто ухватывают один образ за другим96.

«Предлагаемая  телевидением  информация, — замечают  Хельга  Тойнерт  и  Бернд

Шорб, — не  способствует  расширению  их  кругозора. Наоборот, она, как  правило,
контрпродуктивна, потому  что  чересчур  сложна, чересчур  разительна  или  чересчур
банальна. Новости  большинству  детей  непонятны  или  же  пугают  их» 97. Показ  реального
насилия  и  его  жертв  во  всех  подробностях  тоже  угнетает  детей, возбуждая  у  них  страх  и
отвращение. «Эти картины пылают в их сознании и преследуют их даже во сне» 98.

Не оставляйте детей один на один с телевизором!

Значит, взрослые  вообще  не  должны  включать  детям  программы, которые, как  они

подозревают, превышают  возможности  детского  восприятия, — надо  выбирать  более
подходящие для детей программы. Но в любом случае им следует понимать, что их долг —
быть  рядом  с  малышами  во  время  просмотра, даже  если  речь  идет  об  исключительно
«детских» передачах, казалось  бы  полностью  доступных  детям. Ребенку  почти  постоянно
хочется  задавать  вопросы  или  делать  замечания, которыми  ему  надо  поделиться  со
взрослым, а для этого нужно сделать так, чтобы образы не подавляли его, а, наоборот, чтобы
он мог овладеть ими и осмысленно переработать все увиденное. Кроме того, действуя таким
образом, взрослый может поощрять в детях осознанность просмотра (и процесса зрительного
восприятия  вообще) — а  это-то  и  есть  главное  условие, чтобы  из  ребенка  не  вырос
тупоумный «глотатель» всего, что покажут.

В своем масштабном исследовании (см. примеч. 97) Тойнерт  и Шорб показали, сколь

важно, чтобы  взрослые  присутствовали  на  просмотре  и  вообще  внимательно  относились  к
способности  ребенка  понимать  передачи, особенно  информационные. Они  пишут: «Как
разные  дети  воспринимают, оценивают  и  перерабатывают  телевизионную  информацию, в
решающей  степени  зависит  от  семейной  интеллектуальной  атмосферы  и  внимания,
уделяемого обсуждению информации. (…) В краткой форме это можно выразить так: способ,
каким  родители  видят  мир,  судят  о  нем  и  относятся  к  нему,  отражается  на  детском
отношении  к  миру, образе  человека  и  способности  перерабатывать  информацию.
Предлагаемую телевидением информацию, которую смотрят и оценивают родители, смотрят


background image

и дети. Какое значение придают ее просмотру родители в своем отношении к миру и жизни,
такое же значение она будет иметь и для детей» 99.

Тяжкие  последствия  повлек  бы  за  собой  вывод,  что  если  ребенок  опирается  на

отношение  взрослого  к  вещам, то  сможет  научиться  разбираться  в  масс-медиа, только
справляясь со своим восприятием самостоятельно. Верно обратное: поначалу ребенок, как и
всякий,  кто  учится,  нуждается  в  ориентации  на  взрослых,  и  чем  больше  образцов
объективной осведомленности, широты взглядов и множественности точек зрения родители
могут предложить ему, тем лучше для ребенка. Ведь «видеть», когда «смотришь», — целое
искусство, и для начала нужно им овладеть.

С  другой  стороны, присутствие  взрослого  не  должно  означать  для  детей  разрешения

сидеть у телевизора сколько угодно — до полуночи или даже дольше. Авторитет взрослого
проявляется и в том, что, основываясь на понимании закономерностей детского развития, он
ограничивает просмотр четкими пределами и не уступает никаким протестам.

Впрочем, взрослый  должен  быть  достаточно  самокритичным, чтобы  понять: его

желанию  общаться  с  ребенком  во  время  просмотра  тоже  положены  пределы. Ведь, как
правило, он  не  знает  содержания  идущей  передачи  и  порой  сам  так  увлекается
стремительным  потоком  образов, что  ему  просто  некогда  объяснять  ребенку  те  или  иные
связи, — ведь иначе он не поспеет за ходом передачи и потеряет нить действия. И даже если
он  приступает  к  делу  с  наилучшими  намерениями, вскоре  оказывается, что  объяснять
происходящее на экране ему слишком трудно, и ребенок все равно остается в одиночестве,
хотя взрослый и сидит рядом. Тут может помочь разве что основательный разбор увиденного
— и после выключения телевизора он будет гораздо более осмысленным.

Оценка приоритетов

Давать  ли  детям  смотреть  телевизор — дело  свободного  выбора  и  ответственности

родителей. Нижеследующее адресовано прежде всего родителям или воспитателям, которые
решили  давать  ребенку  смотреть  телевизор. Они  берут  на  себя  большую  ответственность.
Ведь телевизор, как показано в предыдущих главах, — аппарат небезобидный: он способен
глубоко повлиять на развитие ребенка, а при бесконтрольном пользовании — принести ему
большой  вред. Самая  серьезная  опасность  заключается  в  том, что  в  своих  решениях
взрослый  всегда  обращает  внимание  лишь  на  содержание  программ, а  не  на  много  более
важные  подпороговые  воздействия, начинающиеся, как  только  взгляд  ребенка  падает  на
телеэкран. Поэтому  целесообразно  еще  раз  назвать  здесь  факторы, действующие  при
телепросмотре:

1) содержание и жанр передачи (скажем, информационная программа, художественный

фильм, мультфильм и т. д.);

2) зависимость  от  камеры  зрительского  взгляда, воспринимающего  все  спецэффекты

(наплыв, монтаж, смена кадра, смена перспективы и т. д.);

3) различные  физиологические  воздействия  экрана, независимые  от  особенностей

программы и связанные с физической неподвижностью зрителя.

Фактор 1

 осознается всеми телезрителями и, как правило, привлекает их внимание, а

часто кажется даже единственным определяющим фактором («обсуждение программ»).

Фактор 2,

 как правило, ускользает от сознательного восприятия или, во всяком случае,

ощущается очень смутно, если, к примеру, сцены сменяются  слишком  часто или  внезапно.
Зритель  вообще  не  замечает  глубокого  воздействия  этих  средств  на  свою  эмоциональную
сферу, свои симпатии и антипатии, настроения и оценки.

Наиболее  глубоким  воздействием  обладает

фактор 3

  — он  сказывается  на  обмене

веществ  и  нервных  процессах  человеческого  организма, протекающих  ниже  порога
осознаваемости, т. е. на  бессознательном  уровне. Здесь  закладывается  то, что  проявляется
много позже, когда физиологические воздействия уже приводят к устойчивым изменениям.

Этот  третий  фактор, до  сих  пор  меньше  всего  беспокоивший  взрослых, для  ребенка


background image

имеет решающее значение. Ведь «окна» его телесно-физиологического развития распахнуты
еще  так  широко, что  телеэкран  воздействует  на  него  до  самых  глубин  и  это  воздействие
оказывается  необратимым.  Стало  быть,  решая  вопрос,  что  можно  позволить  смотреть
ребенку в конкретном случае, этому фактору следует уделять особое внимание.

Иными  словами, даже  если  по  какому-то  каналу  идут  исключительно  безобидные

детские  передачи, свободные  от  насилия  и  рекламы, это  еще  далеко  не  оправдывает
разрешения  смотреть  телевизор  сколько  угодно. Ведь  чем  больше  время  просмотра, тем
сильнее  воздействие 2-го и 3-го факторов, столь  негативное, что  допускать  его нельзя ни в
коем случае.

Ограничивать время просмотра, побуждать ребенка к активности!

Поэтому  не  меньшую  важность,  чем  выбор  программ,  имеет  для  взрослого

сознательное ограничение времени просмотра, соотнесенное с конкретной стадией развития
ребенка. Можно с уверенностью утверждать, что обычное нынче для шести — восьмилетних
детей  просмотровое  время, составляющее  двадцать-тридцать  часов  в  неделю, а  то  и
больше100, слишком  велико. В  остальном  воспитатель  должен  стараться  предоставлять
ребенку  как  можно  больше  места  и  времени  для  творческих  игр, для  получения  живого
чувственного  опыта  и  энергичной  активности. И  раз  при  нынешних  условиях  сами  дети
часто  не  знают, как  проявить  себя  на  этом  поприще, взрослым  надо  поднапрячься  и  тут,
чтобы  дать  им  подходящие  импульсы. Окупится  любое, даже  самое  малое  усилие  в  этой
области — можно даже сказать, не будет большего вложения в последующую жизнь ребенка,
чем  ежедневное  чтение  ему  вслух  или  собственные  рассказы, заменяющие  информацию
масс-медиа; хорошо  попеть  вместе  с  ним, вовлечь  его  в  ежедневную  домашнюю  работу,
поиграть  с  ним  в  подвижные  игры  или  приохотить  к  различным  поделкам, чтобы  спустя
какое-то время он мог продолжать самостоятельно.

Правда,  взрослый  должен  правильно  понимать  свою  задачу  —  не  стоит  в  избытке

рвения  незаметно  брать  на  себя  роль «массовика», развлекателя, пытающегося  веселить
ребенка  беспрерывными  затеями. Такая  суета  была  бы  попросту «телетеатром  одного
актера» и  отнюдь не  поощряла  бы  в  ребенке  активности. Ведь главное — разбудить в  нем
естественную тягу к деятельности и направить ее в разумное русло. Это требует от взрослого
не столько большого расхода времени, сколько воображения и способности сопереживать. И
если ребенок пойдет таким путем, он и сам отлично сумеет себя занять.

Поощрять творчество образов!

Невозможно  переоценить, насколько  велика  ответственность  взрослых  за  строгое

ограничение  просмотрового  времени. Еще  один  довод  в  пользу  этого  предоставляют
результаты новейших исследований, проведенных американскими специалистами в области
физиологии головного мозга: измеряя  активность  мозга  у «tv-kids»,16  они  констатировали,
что чрезмерное потребление телевидения ведет к опустошительным для мозга последствиям:
«У  детей, проводящих  перед  телевизором  ежедневно  по  десять-пятнадцать  часов, кора
головного  мозга подобна пустыне», — резюмирует в  сообщении для прессы специалист по
физиологии  органов  чувств  Хорст  Прен101 и  продолжает: «Они  страдают  полной  потерей
способности  воображения».  Некоторые  дети  даже  не  в  состоянии  нарисовать  по  памяти
бытовые предметы, скажем чашку.

Этот  разительный  пример  показывает, что  поставлено  на  карту: способность  творить

образы — сознательно  порождаемые  или  свободные  образы  фантазии — подавляется  тем
сильнее, чем  больше  ребенок  смотрит  телевизор, и  со  временем  утрата  этой  способности

16 «Теледетей» (англ.), т. е. детей, «выращенных телевизором».


background image

становится  необратимой. Телевизионные  образы  откровенно  обстреливают  извне
способность  фантазии  и  творческого  воображения (это  связано  с  описанным  выше
оцепенением взгляда), растущих изнутри и пробуждаемых лишь собственной активностью.

Способность  творческого  порождения  образов  во  многом  поддерживается  свободной

игрой. Поэтому  не  удивительно, что, завершая  длинную  серию  исследований  игры  и
фантазии  у  трех-, четырехлетних  детей, Дороти  Сингер  приходит  к  выводу: «Сравнивая
данные  по  игровому  поведению  и  потреблению  телевидения, мы  констатировали, что
фантазия лучше развита у тех, кто меньше смотрит телевизор» 102.

Важно, однако, понимать, что, читая детям вслух или рассказывая, взрослые опять-таки

постоянно побуждают ребенка самостоятельно творить образы, не имеющие себе равных по
глубине и силе чувства. Здесь закладываются основы не только для умения читать, но и для
всех форм мышления и представления, которые должны быть усвоены ребенком в школе. А,
как нам уже известно, заядлые телезрители среди детей успевают в школе гораздо хуже, чем
неактивные.

Имеет ли реальный смысл детство без телевизора?

Родители, желающие совсем отлучить  детей  от  телевизора, часто мучатся  сомнением:

не  превратят  ли  они  их  тем  самым  в  оторванных  от  жизни  нелюдимов, не  закроют  ли  им
непрошено дорогу в жизнь? Боятся они и социальной изоляции ребенка — ведь он не сможет
участвовать в разговорах товарищей о последних телевизионных новинках. Может, тогда уж
все-таки лучше, чтобы ребенок смотрел телевизор?

На  этот  счет  можно  сказать  многое. И  в  первую  очередь  следующее: родителям,

которых  мучит  сомнение, правильно  ли  они  поступают, следует  знать, что  их  колебания
неизбежно  скажутся  на  ребенке, даже  если  они  стараются  держать  их  в  строгом  секрете.
Дети столь чувствительны, что по тончайшим нюансам поведения родителей чуют, что у них
на  душе, а  уж  когда  улавливают  большую  родительскую  неуверенность, может  быть  даже
подспудный  страх, это  сильно  подрывает  их  веру  в  себя, а  тогда  им  и  впрямь  приходится
туго.

Но  если  родители  совершенно  уверены  в  своем  решении, принятом  на  основе

изложенных  здесь  сведений  о  воздействии  телевидения  на  детей, с  одной  стороны, и
понимания закономерностей детского развития — с другой, это даст ребенку необходимую
выдержку  и  мужество, чтобы  справляться  с  возможными  трудными  ситуациями  в  кругу
товарищей. Сильными  личностями  становятся  не  те, кто  трусливо  поддакивает
господствующей  моде, а  те, кто  мужественно  держится  своей, не  совпадающей  с  модой
позиции.

Правда, не  стоит  и  слепо  полагаться  на  то, что  уже  одно  отлучение  от  телевизора

направит  ребенка  на  путь  истинный. Вера  родителей, что  ребенок  сможет  отстоять  свою
самостоятельность, будет оправдана лишь в том случае, если они действительно сделали все
возможное, чтобы  помочь  ему  полностью  развить  телесные, душевные  и  умственные
способности, — т. е. обеспечили  ему  возможность  накапливать  богатый, многосторонний
чувственный  опыт, двигаться  всеми  доступными  способами, поощряли  его  музыкально-
художественные  занятия  и  творческие  игры, развивали  его  речь, знакомили  с  природой  и
т. д. Только это снабдит маленького человека необходимыми внутренними противовесами, о
которых подробнее сказано выше, и вооружит его запасом собственной активности, дающей
силу перед лицом жизни. Даже если он что-то и упустит в образовании или информации, то
позже  сможет  в  кратчайшие  сроки  наверстать  упущенное, а  уж  заядлых  телезрителей
обгонит мигом.

Впрочем, ребенок, отказавшийся  от  телевизора, не  потеряет  вообще  ничего

существенного, кроме  впустую растраченного времени, которое  куда полезнее проводить  в
активных  занятиях. Ни  одна  телепередача  не  предлагает  элементов  образования  и  знаний,
которые  нельзя  приобрести (и  часто  в  много более  удачном  виде) через  печатные  издания