Файл: Пушкина Т.П. - Медицинская психология.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.10.2020

Просмотров: 1409

Скачиваний: 22

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

19

рассмотрению эмоциональных состояний, обозначенных терминами

стресс, кризис, фрустра-

ция.

Эмоции – это

"интегральное выражение измененного тонуса нервно -

психической  деятельности,  отражающееся на  всех сторонах психики и  ор -
ганизации ч еловека "

1

.  В. Н. Мясищев предлагает следующую классификацию эмоций:

1)

эмоциональные реакции, которые являются ответными переживаниями на стиму-

лы, их вызвавшие;

2)

эмоциональные состояния, которые характеризуются изменением нервно-

психологического тонуса;

3)

эмоциональные отношения (чувства), которые характеризуются эмоциональной

избирательностью или связью конкретных эмоций с определенными лицами, объектами или
процессами.

Расстройства эмоций характерны для больных с разными психическими заболевания-

ми. У больных неврозами отмечаются болезненные эмоционально-аффективные реакции раз-
дражения, негативизма, страха и др., а также эмоциональные состояния (страх, астения, пони-
женное настроение и т.д.) У больных неврозом навязчивых состояний наблюдается высокая
сензитивность, тревожность. У больных истерией – лабильность эмоций, импульсивность; у
больных неврастенией – раздражительность, чувство усталости, утомляемость, слабость. При
всех типах неврозов отмечается низкая фрустрационная толерантность.

У больных  психопатией отмечается склонность к эмоционально-аффективным реакци-

ям патологического характера; эмоционально-агрессивные вспышки при эпилептоидной, ги-
пертимной, истероидной психопатиях. Наблюдается тенденция к пониженному настроению,
тоске, отчаянию, вялости при астенической, психастенической, сензитивной психопатиях. У
шизоидных психопатов – диссоциация эмоциональных проявлений (“хрупкие, как стекло, по
отношению к себе и тупые, как дерево, по отношению к другим”).

При эпилепсии отмечается склонность к дисфориям. При височной эпилепсии – страх,

тревога, снижение настроения, злобность; реже – приятные ощущения в различных органах,
чувство “озарения”.

У больных с органическими  поражениями ЦНС также отмечаются эмоционально-

аффективные реакции и состояния разного знака, интенсивности в зависимости от заболевания,
психотравмирующих ситуаций. Например, эксплозивность, раздражительность, "недержание
эмоций", слезливость, эйфория, тревожность.

Эмоциональной тупостью, утратой дифференцированности эмоциональных реакций, их

неадекватностью отличается эмоциональная сфера у больных шизофренией. Из трех видов
эмоций в большей степени страдают эмоциональные отношения, которые становятся патологи-
чески искаженными.

Значительными перепадами направленности эмоций характеризуются эмоциональные

проявления у больных МДП (от эйфории до глубокой депресии). Отмечается склонность к дис-
фориям у больных депрессией.

Изменения в эмоциональной сфере характерны и для больных с сердечно-сосудистыми

заболеваниями (например, при инфаркте миокарда – мрачная окраска будущего;  при язвенной
болезни желудка и 12-перстной кишки – повышенная тревожность, возбудимость, перепады
настроения и т.д.)

Для исследования эмоций можно использовать тест Люшера, ТАТ. Уровень тревожно-

сти исследуют с помощью шкал Тейлора, Спилбергера и др. При использовании всех предла-
гаемых патопсихологических методик важно обращать внимание на эмоциональные проявле-
ния испытуемых. Возможно создание психологом искусственных трудностей (например, дефи-
цит времени, увеличение сложности задания и т.д.) для провоцирования эмоциональных реак-
ций во время выполнения заданий.

В норме у испытуемого сохраняется побуждение к деятельности и стремление завер-

шить выполнение задания. При патологии возможны различные реакции: аффективные вспыш-

1

 Мясищев В. Н. Введение в медицинскую психологию.


background image

20

ки, негативные реакции отказа от продолжения деятельности, выраженные вегетососудистые
реакции (тремор, покраснение лица, учащение дыхания), усиление мышечной напряженности и
др.

Далее описаны наиболее распространенные психические состояния, причины их воз-

никновения, характерные особенности.

Стрессы

По мнению некоторых авторов, стресс может быть причиной возникновения психиче-

ских заболеваний.

До сих пор нет единого мнения относительно определения стресса. Ниже приведены

наиболее распространенные представления:

¨

стресс – эмоциональное напряжение, которое возникает в результате неприятных пе-
реживаний;

¨

стресс – это потрясения, вызванные различными по модальности и интенсивности
силами;

¨

стресс – это психическая напряженность (эмоциональная и операциональная).

В середине 30-х годов канадский патофизиолог и эндокринолог Г. Селье провел иссле-

дование многочисленных факторов нарушения различных сторон деятельности организма под
влиянием внешних воздействий и сформировал учение об общем адаптационном синдроме
(ОАС). Им были выделены две реакции на вредные воздействия внешней среды:

а)

  специфическая

(конкретная болезнь со специфической симптоматикой);

б)

  неспецифическая

, характерная для любого заболевания, проявляющаяся в ОАС.

Последняя состоит из трех фаз:

¨

Фаза А.

Реакци я  тревоги

.  Организм меняет свои характеристики под влиянием

стресса. Если стрессор очень сильный, стресс может наступить и на этом этапе.

¨

Фаза B.

Р еа кц и я   со пр оти в л ен и я

.  Действие стрессора совместимо с возмож-

ностями организма, организм сопротивляется. Признаки тревоги почти исчезают,
уровень сопротивляемости поднимается значительно выше нормального.

¨

Фаза C.

Р еа кц и я   и сто щен и я

.  Если стрессор действует длительно, силы орга-

низма постепенно истощаются, вновь появляется реакция тревоги, но теперь она не-
обратимая. В данном случае можно говорить о дистрессе. В результате  последнего
развиваются реактивные состояния, провоцируются эндогенные заболевания.

Способность к адаптации у человека не безгранична. В связи с этим Г. "Человеческая машина тоже становится жертвой износа и амортизации", не стоит "жечь свечу с
обоих концов"

1

.

При этом стресс не всегда вреден, он неизбежен, он необходим. "Стресс – острая при-

права к повседневной жизни... 2

. В стрессе постоянно происходит тре-

нинг организма и психики.

Селье описывает возможность выявления и формулирования закономерностей развития

всякого патологического процесса, проявляющегося во взаимовлиянии болезнетворных агентов
и "почвы", то есть организма. Этот патологический процесс является причиной стресса.

В результате взаимодействия разных сил поддерживается гомеостаз (сохранность внут-

ренних условий при любых колебаниях внешней Среды). Поэтому, независимо от разных влия-
ний среды, можно говорить об общих закономерностях реакций организма на воздействие.

1

 Селье Г. На уровне целого организма. – М., 1972.

2

 Там же.


background image

21

Литература

1.

Киршбаум Э. И., Еремеева А. И. Психические состояния. – Владивосток, 1990.

2.

Лисицын Ю. П. Кризисные явления в здравоохранении и теориях медицины капитали-
стических стран. – М., 1964.

3.

Селье Г. На уровне целого организма. – М., 1972.

4.

Селье Г. Стресс без дистресса. – М., 1982.

5.

Селье Г. Эволюция концепции стресса. – Новосибирск, 1976.

6.

Стресс и психическая патология. //Сборник научных трудов. – М., 1983.

Фрустрация

Фрустрация

 (англ. frustration – "расстройство, срыв планов, крушение") – специфиче-

ское эмоциональное состояние, возникающее в тех случаях, когда на пути к достижению цели
возникает препятствие и сопротивление, которые или реально непреодолимы, или восприни-
маются как таковые.

Признаки, характерные для состояния фрустрации:

1.

Наличие потребности, мотива, цели, первоначального плана действия.

2.

Наличие сопротивления (препятствие-фрустратор). Сопро-тивление может быть

внешним и внутренним, пассивным и активным.

В ситуациях фрустрации человек может проявлять себя либо как зрелая личность, либо

как инфантильная. Человек с адаптивным поведением усиливает мотивацию, повышает уро-
вень активности для достижения цели, сохраняя саму цель. Неконструктивное поведение, свой-
ственное инфантильной личности, проявляется в агрессии вовне или на себя или в уходе от
разрешения сложной для личности ситуации.

В современной зарубежной психологии существуют различные теории фрустрации:

¨

теория фрустрационной фиксации (Н. К. Майер, 1949)

¨

теория фрустрационной репрессии (K. Bagner, T. Dembo, K. Yewin, 1943)

¨

теория фрустрационной агрессии (J. Dollard с соавт., 1939)

¨

эвристическая теория фрустрации (J. Rosenzweig, 1949).

Литература

1.

Блейхер В. М. Клиническая патопсихология. – Ташкент, 1976.

2.

Киршбаум Э. И., Еремеева А. И. Психические состояния. – Владивосток, 1990.

3.

Кудрявцев Э. А. Судебно-психологическая экспертиза. – М., 1984.

4.

Волкова Г. А. Особенности поведения детей с неврозами в конфликтных ситуациях.
/Отв. ред. Е. С. Иванов. – Л., 1988.

Кризисы

Концепция кризисов появилась и развивалась в США. Она утверждала, что риск воз-

никновения психических нарушений достигает наивысшей точки и материализуется в опреде-
ленной кризисной ситуации. Поэтому в США создано свыше 3000 клиник и центров психиче-
ского здоровья, для работы в которых привлекаются не только психологи, психиатры, но и пе-
дагоги, юристы, полицейские, врачи общей практики, священники, страховые агенты и т.д.

G. Gaplan и его предшественник Lindemann являются основоположниками теории кри-

зиса, которая, с одной стороны, продолжает учение о стрессе, с другой – использует концепции
социологии и социальной психологии.

Определение.

По определению Gaplan,


background image

22

"кризис – это состояние, возникающее, когда лицо сталкивается с пре-
пятствием жизненно важным целям, которое в течение некоторого вре-
мени является непреодолимым при помощи привычных методов разре-
шения проблем. Возникает период дезорганизации, расстройства, в тече-
ние которого совершается много разных абортивных попыток разреше-
ния. В конце концов достигается какая-то форма адаптации, которая мо-
жет наилучшим образом отвечать или не отвечать интересам этого лица
и его близких"

1

.

Кризис, как и стресс, несет в себе

саногенный

 и

патогенный

 компоненты. Человек,

преодолевший кризис, приобретает новые формы адаптации в сложных для него ситуациях.
Если же кризис затягивается, возможно появление психических нарушений.

Выделяются следующие виды кризисов:
а) 

кризисы развития: поступление ребенка в школу, детский сад, вступление в брак,
уход на пенсию и т.д.;

б) 

случайные кризисы: безработица, стихийное бедствие, положение матери-
одиночки;

в) 

типовые кризисы: горе в связи со смертью близкого человека, появление в семье
новорожденного и т.д.

Все кризисы характеризуются индивидуальными, присущими только им признаками,

соответственно используются разные виды помощи и выбираются профилактические меро-
приятия. Интервенция, или вмешательство в кризис, осуществляется по определенным принци-
пам, исходя из особенностей данного кризиса.

В США созданы специальные службы психопрофилактики (служба неотложной помо-

щи; служба консультации и просвещения). Неотложная помощь осуществляется в течение 24
часов в кризисный период и является пассивным видом помощи (клиент обращается самостоя-
тельно во время кризиса).

При активном виде помощи работа проводится службой консультации и просвещения

при центрах психического здоровья до наступления кризиса.

Так, в 1972 г. в США было 500 "горячих" телефонных линий. первоначально эти пунк-

ты организовывались для предупреждения суицидов, в настоящее время эти линии выполняют
все растущее число "кризисных услуг".

Понятие кризиса в отечественной психиатрии

В работах отечественных специалистов понятие кризиса относительно приближается к

понятию предболезни. Знание признаков, характерных для предболезни, позволяет выделить
среди населения группу риска, предпринять профилактические меры, что необходимо для пре-
дупреждения психических заболеваний и суицидов.

В России термин "кризис" встречается в работах А. Г. Амбрумовой, создавшей Всесо-

юзный научно-методический суицидологический центр при Московском НИИ психиатрии МЗ
РСФСР. Под ее руководством впервые было создано стационарное кризисное отделение, где
проходят лечение люди, совершившие суицидные попытки или находящиеся в пресуициде.
Специалисты центра (психологи, психотерапевты), работают на телефоне "Доверия", в кабине-
тах социально-психологической помощи. Специалисты этого центра оказывают разные виды
помощи людям, находящимся в типовых кризисах (интимно-личностные и супружеские кон-
фликты, девиации в поведении у подростков и др.).

1

 Семичов С. Б. Теория кризисов и психопрофилактика. – Л., 1987.


background image

23

Литература

1.

Бараш Б. А. Психотерапия и психопрофилактика невротических расстройств у студен-
тов музыкального вуза: Дисс. ... канд. мед. наук. – Л., 1985.

2.

Изрина С. Н. Организация помощи и первичной профилактики в ситуациях кризиса
(обзор зарубежной литературы). //Проблемы профилактики нервных и психических рас-
стройств. / Под ред. В. К. Мягер. – Л., 1976.

3.

Комплексные исследования в суицидологии. //Сб. научн. трудов. – М., 1986.

4.

Неврозы и пограничные состояния. /Под ред. В. Н. Мясищева, Б. Д. Карвасарского,
А. Е. Личко. – Л., 1972.

5.

Семичов С. Б. Теория кризисов и психопрофилактика. – Л., 1987.

6.

Семичов С.Б. Предболезненные психические расстройства. – Л., 1987.

7.

LifeLine и другие новые методы психологии жизненного пути. /Под ред. А. Кроника. –
М., 1993.