ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.10.2020
Просмотров: 1583
Скачиваний: 23
19
рассмотрению эмоциональных состояний, обозначенных терминами
стресс, кризис, фрустра-
ция.
Эмоции – это
"интегральное выражение измененного тонуса нервно -
психической деятельности, отражающееся на всех сторонах психики и ор -
ганизации ч еловека "
1
. В. Н. Мясищев предлагает следующую классификацию эмоций:
1)
эмоциональные реакции, которые являются ответными переживаниями на стиму-
лы, их вызвавшие;
2)
эмоциональные состояния, которые характеризуются изменением нервно-
психологического тонуса;
3)
эмоциональные отношения (чувства), которые характеризуются эмоциональной
избирательностью или связью конкретных эмоций с определенными лицами, объектами или
процессами.
Расстройства эмоций характерны для больных с разными психическими заболевания-
ми. У больных неврозами отмечаются болезненные эмоционально-аффективные реакции раз-
дражения, негативизма, страха и др., а также эмоциональные состояния (страх, астения, пони-
женное настроение и т.д.) У больных неврозом навязчивых состояний наблюдается высокая
сензитивность, тревожность. У больных истерией – лабильность эмоций, импульсивность; у
больных неврастенией – раздражительность, чувство усталости, утомляемость, слабость. При
всех типах неврозов отмечается низкая фрустрационная толерантность.
У больных психопатией отмечается склонность к эмоционально-аффективным реакци-
ям патологического характера; эмоционально-агрессивные вспышки при эпилептоидной, ги-
пертимной, истероидной психопатиях. Наблюдается тенденция к пониженному настроению,
тоске, отчаянию, вялости при астенической, психастенической, сензитивной психопатиях. У
шизоидных психопатов – диссоциация эмоциональных проявлений (“хрупкие, как стекло, по
отношению к себе и тупые, как дерево, по отношению к другим”).
При эпилепсии отмечается склонность к дисфориям. При височной эпилепсии – страх,
тревога, снижение настроения, злобность; реже – приятные ощущения в различных органах,
чувство “озарения”.
У больных с органическими поражениями ЦНС также отмечаются эмоционально-
аффективные реакции и состояния разного знака, интенсивности в зависимости от заболевания,
психотравмирующих ситуаций. Например, эксплозивность, раздражительность, "недержание
эмоций", слезливость, эйфория, тревожность.
Эмоциональной тупостью, утратой дифференцированности эмоциональных реакций, их
неадекватностью отличается эмоциональная сфера у больных шизофренией. Из трех видов
эмоций в большей степени страдают эмоциональные отношения, которые становятся патологи-
чески искаженными.
Значительными перепадами направленности эмоций характеризуются эмоциональные
проявления у больных МДП (от эйфории до глубокой депресии). Отмечается склонность к дис-
фориям у больных депрессией.
Изменения в эмоциональной сфере характерны и для больных с сердечно-сосудистыми
заболеваниями (например, при инфаркте миокарда – мрачная окраска будущего; при язвенной
болезни желудка и 12-перстной кишки – повышенная тревожность, возбудимость, перепады
настроения и т.д.)
Для исследования эмоций можно использовать тест Люшера, ТАТ. Уровень тревожно-
сти исследуют с помощью шкал Тейлора, Спилбергера и др. При использовании всех предла-
гаемых патопсихологических методик важно обращать внимание на эмоциональные проявле-
ния испытуемых. Возможно создание психологом искусственных трудностей (например, дефи-
цит времени, увеличение сложности задания и т.д.) для провоцирования эмоциональных реак-
ций во время выполнения заданий.
В норме у испытуемого сохраняется побуждение к деятельности и стремление завер-
шить выполнение задания. При патологии возможны различные реакции: аффективные вспыш-
1
Мясищев В. Н. Введение в медицинскую психологию.
20
ки, негативные реакции отказа от продолжения деятельности, выраженные вегетососудистые
реакции (тремор, покраснение лица, учащение дыхания), усиление мышечной напряженности и
др.
Далее описаны наиболее распространенные психические состояния, причины их воз-
никновения, характерные особенности.
Стрессы
По мнению некоторых авторов, стресс может быть причиной возникновения психиче-
ских заболеваний.
До сих пор нет единого мнения относительно определения стресса. Ниже приведены
наиболее распространенные представления:
¨
стресс – эмоциональное напряжение, которое возникает в результате неприятных пе-
реживаний;
¨
стресс – это потрясения, вызванные различными по модальности и интенсивности
силами;
¨
стресс – это психическая напряженность (эмоциональная и операциональная).
В середине 30-х годов канадский патофизиолог и эндокринолог Г. Селье провел иссле-
дование многочисленных факторов нарушения различных сторон деятельности организма под
влиянием внешних воздействий и сформировал учение об общем адаптационном синдроме
(ОАС). Им были выделены две реакции на вредные воздействия внешней среды:
а)
специфическая
(конкретная болезнь со специфической симптоматикой);
б)
неспецифическая
, характерная для любого заболевания, проявляющаяся в ОАС.
Последняя состоит из трех фаз:
¨
Фаза А.
Реакци я тревоги
. Организм меняет свои характеристики под влиянием
стресса. Если стрессор очень сильный, стресс может наступить и на этом этапе.
¨
Фаза B.
Р еа кц и я со пр оти в л ен и я
. Действие стрессора совместимо с возмож-
ностями организма, организм сопротивляется. Признаки тревоги почти исчезают,
уровень сопротивляемости поднимается значительно выше нормального.
¨
Фаза C.
Р еа кц и я и сто щен и я
. Если стрессор действует длительно, силы орга-
низма постепенно истощаются, вновь появляется реакция тревоги, но теперь она не-
обратимая. В данном случае можно говорить о дистрессе. В результате последнего
развиваются реактивные состояния, провоцируются эндогенные заболевания.
Способность к адаптации у человека не безгранична. В связи с этим Г. "Человеческая машина тоже становится жертвой износа и амортизации", не стоит "жечь свечу с
обоих концов"
1
.
При этом стресс не всегда вреден, он неизбежен, он необходим. "Стресс – острая при-
права к повседневной жизни... 2
. В стрессе постоянно происходит тре-
нинг организма и психики.
Селье описывает возможность выявления и формулирования закономерностей развития
всякого патологического процесса, проявляющегося во взаимовлиянии болезнетворных агентов
и "почвы", то есть организма. Этот патологический процесс является причиной стресса.
В результате взаимодействия разных сил поддерживается гомеостаз (сохранность внут-
ренних условий при любых колебаниях внешней Среды). Поэтому, независимо от разных влия-
ний среды, можно говорить об общих закономерностях реакций организма на воздействие.
1
Селье Г. На уровне целого организма. – М., 1972.
2
Там же.
21
Литература
1.
Киршбаум Э. И., Еремеева А. И. Психические состояния. – Владивосток, 1990.
2.
Лисицын Ю. П. Кризисные явления в здравоохранении и теориях медицины капитали-
стических стран. – М., 1964.
3.
Селье Г. На уровне целого организма. – М., 1972.
4.
Селье Г. Стресс без дистресса. – М., 1982.
5.
Селье Г. Эволюция концепции стресса. – Новосибирск, 1976.
6.
Стресс и психическая патология. //Сборник научных трудов. – М., 1983.
Фрустрация
Фрустрация
(англ. frustration – "расстройство, срыв планов, крушение") – специфиче-
ское эмоциональное состояние, возникающее в тех случаях, когда на пути к достижению цели
возникает препятствие и сопротивление, которые или реально непреодолимы, или восприни-
маются как таковые.
Признаки, характерные для состояния фрустрации:
1.
Наличие потребности, мотива, цели, первоначального плана действия.
2.
Наличие сопротивления (препятствие-фрустратор). Сопро-тивление может быть
внешним и внутренним, пассивным и активным.
В ситуациях фрустрации человек может проявлять себя либо как зрелая личность, либо
как инфантильная. Человек с адаптивным поведением усиливает мотивацию, повышает уро-
вень активности для достижения цели, сохраняя саму цель. Неконструктивное поведение, свой-
ственное инфантильной личности, проявляется в агрессии вовне или на себя или в уходе от
разрешения сложной для личности ситуации.
В современной зарубежной психологии существуют различные теории фрустрации:
¨
теория фрустрационной фиксации (Н. К. Майер, 1949)
¨
теория фрустрационной репрессии (K. Bagner, T. Dembo, K. Yewin, 1943)
¨
теория фрустрационной агрессии (J. Dollard с соавт., 1939)
¨
эвристическая теория фрустрации (J. Rosenzweig, 1949).
Литература
1.
Блейхер В. М. Клиническая патопсихология. – Ташкент, 1976.
2.
Киршбаум Э. И., Еремеева А. И. Психические состояния. – Владивосток, 1990.
3.
Кудрявцев Э. А. Судебно-психологическая экспертиза. – М., 1984.
4.
Волкова Г. А. Особенности поведения детей с неврозами в конфликтных ситуациях.
/Отв. ред. Е. С. Иванов. – Л., 1988.
Кризисы
Концепция кризисов появилась и развивалась в США. Она утверждала, что риск воз-
никновения психических нарушений достигает наивысшей точки и материализуется в опреде-
ленной кризисной ситуации. Поэтому в США создано свыше 3000 клиник и центров психиче-
ского здоровья, для работы в которых привлекаются не только психологи, психиатры, но и пе-
дагоги, юристы, полицейские, врачи общей практики, священники, страховые агенты и т.д.
G. Gaplan и его предшественник Lindemann являются основоположниками теории кри-
зиса, которая, с одной стороны, продолжает учение о стрессе, с другой – использует концепции
социологии и социальной психологии.
Определение.
По определению Gaplan,
22
"кризис – это состояние, возникающее, когда лицо сталкивается с пре-
пятствием жизненно важным целям, которое в течение некоторого вре-
мени является непреодолимым при помощи привычных методов разре-
шения проблем. Возникает период дезорганизации, расстройства, в тече-
ние которого совершается много разных абортивных попыток разреше-
ния. В конце концов достигается какая-то форма адаптации, которая мо-
жет наилучшим образом отвечать или не отвечать интересам этого лица
и его близких"
1
.
Кризис, как и стресс, несет в себе
саногенный
и
патогенный
компоненты. Человек,
преодолевший кризис, приобретает новые формы адаптации в сложных для него ситуациях.
Если же кризис затягивается, возможно появление психических нарушений.
Выделяются следующие виды кризисов:
а)
кризисы развития: поступление ребенка в школу, детский сад, вступление в брак,
уход на пенсию и т.д.;
б)
случайные кризисы: безработица, стихийное бедствие, положение матери-
одиночки;
в)
типовые кризисы: горе в связи со смертью близкого человека, появление в семье
новорожденного и т.д.
Все кризисы характеризуются индивидуальными, присущими только им признаками,
соответственно используются разные виды помощи и выбираются профилактические меро-
приятия. Интервенция, или вмешательство в кризис, осуществляется по определенным принци-
пам, исходя из особенностей данного кризиса.
В США созданы специальные службы психопрофилактики (служба неотложной помо-
щи; служба консультации и просвещения). Неотложная помощь осуществляется в течение 24
часов в кризисный период и является пассивным видом помощи (клиент обращается самостоя-
тельно во время кризиса).
При активном виде помощи работа проводится службой консультации и просвещения
при центрах психического здоровья до наступления кризиса.
Так, в 1972 г. в США было 500 "горячих" телефонных линий. первоначально эти пунк-
ты организовывались для предупреждения суицидов, в настоящее время эти линии выполняют
все растущее число "кризисных услуг".
Понятие кризиса в отечественной психиатрии
В работах отечественных специалистов понятие кризиса относительно приближается к
понятию предболезни. Знание признаков, характерных для предболезни, позволяет выделить
среди населения группу риска, предпринять профилактические меры, что необходимо для пре-
дупреждения психических заболеваний и суицидов.
В России термин "кризис" встречается в работах А. Г. Амбрумовой, создавшей Всесо-
юзный научно-методический суицидологический центр при Московском НИИ психиатрии МЗ
РСФСР. Под ее руководством впервые было создано стационарное кризисное отделение, где
проходят лечение люди, совершившие суицидные попытки или находящиеся в пресуициде.
Специалисты центра (психологи, психотерапевты), работают на телефоне "Доверия", в кабине-
тах социально-психологической помощи. Специалисты этого центра оказывают разные виды
помощи людям, находящимся в типовых кризисах (интимно-личностные и супружеские кон-
фликты, девиации в поведении у подростков и др.).
1
Семичов С. Б. Теория кризисов и психопрофилактика. – Л., 1987.
23
Литература
1.
Бараш Б. А. Психотерапия и психопрофилактика невротических расстройств у студен-
тов музыкального вуза: Дисс. ... канд. мед. наук. – Л., 1985.
2.
Изрина С. Н. Организация помощи и первичной профилактики в ситуациях кризиса
(обзор зарубежной литературы). //Проблемы профилактики нервных и психических рас-
стройств. / Под ред. В. К. Мягер. – Л., 1976.
3.
Комплексные исследования в суицидологии. //Сб. научн. трудов. – М., 1986.
4.
Неврозы и пограничные состояния. /Под ред. В. Н. Мясищева, Б. Д. Карвасарского,
А. Е. Личко. – Л., 1972.
5.
Семичов С. Б. Теория кризисов и психопрофилактика. – Л., 1987.
6.
Семичов С.Б. Предболезненные психические расстройства. – Л., 1987.
7.
LifeLine и другие новые методы психологии жизненного пути. /Под ред. А. Кроника. –
М., 1993.