ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.10.2020
Просмотров: 1636
Скачиваний: 50
образ ясен и без ученых дефиниций!
Правда, иногда заставляют поломать голову и этимологические словари. Когда вы
справляетесь там, скажем, об изначальной образной основе слова «истина», то узнаёте сразу
три вещи, поскольку ученые еще не пришли к единому мнению. Во-первых, его связывают с
«есть»: значит, «истина» — это то, что «есть» на самом деле. Во-вторых, ему родственно
значение, выраженное словом «ясный» (пылающий, блистающий): значит, «истинный» —
«ясный как день». Наконец, предполагают родство с древним местоимением, означающим
«тот же самый»: значит, «истинный» — такой, который всегда остается тем же самым, не
меняется, не лжет.
Подобным образом дело обстоит с глаголом «превращаться» (разные формы его
основы — ворочать, воротить, вертеть). Оно родственно латинскому
vertere
и означает
«поворачивать, обращать, вертеть, переворачивать». Но что общего у превращения с
переворачиванием? Загадка будет решена, когда мы узнаем, что по-латыни
vertere
может
означать еще и «пахать плугом»: пахарь «переворачивает» плугом пласты земли, чтобы
подготовить ее к новому севу. А значит, он обращает дотоле незримую «подпочву» лицом к
свету и наоборот — зримую дотоле поверхность лицом к тьме, незримости. Точно так же
однолетнее растение по весне «обращается» от незримости к зримости, а осенью — назад к
незримости: оно превращается,
становится.
Совершая время от времени такие экскурсии в область истории слов, взрослые
приучатся улавливать в них конкретное, а тогда и речь их станет вскоре конкретной,
задушевной, насыщенной образами. И чем яснее для них, каковы на «вкус» жизненные соки
слов, тем питательнее будет их речь для детских душ. Слова будут звучать совершенно так
же, как прежде, но в них, по выражению Рудольфа Штайнера, завибрирует «унтертон»,26
идущий прямо в душу и творящий новую, более интимную общность детей и взрослых.
Отношение к речи, к языку вообще совершенно изменяется, когда ребенок переходит в
пубертатный возраст. Подросток выхватывает из языка понятийные структуры, логические
закономерности и начинает ловко ими жонглировать.
Он поворачивается спиной к речи как звуковому потоку и входит в сферу чистого
мышления, туда, где математики, говорящие на любом языке, приходят к однозначным и
окончательным результатам. Но это уже другая тема, рассматривать которую тут не
место148.
В начале — Слово
Наше рассмотрение показало, сколь необычайно важно воздействие творческого,
формосозидающего слова на все аспекты жизни детей. Оно помогает сложиться телесным и
душевным органам малыша, оформляет его душевные силы и словно вдыхает в них жизнь,
подготавливает к самостоятельности его ум при переходе к пубертатному возрасту. Без слова
человек никогда не становится человеком, без него невозможно становление, развитие. «В
начале было Слово»: теперь, перед лицом разразившейся катастрофы языка, мы начинаем
заново открывать для себя глубокий смысл этих древних, библейских слов.
Слова «Wort»
(нем.
«слово») и «werden»
(нем.
«становиться») неспроста восходят к
од-ному и тому же корню. Ведь в творческом слове всегда скрыта энергия становления — в
смысле разъясненного выше «обращения» (wenden): то, что у говорящего живет в мыслях и
25 Эти данные извлечены из четырехтомного «Этимологического словаря русского языка» Макса Фасмера
[М., 1986,1987 (2-е изд.)] взамен немецких слов, приведенных автором.
26 Унтертоны — не слышимые простым ухом, теоретически выведенные звуки ниже основного тона.
Воспроизводятся только в особых, искусственно созданных условиях или электромузыкальными
инструментами.
переживаниях, речь «преобращает» (преобразует) вовне в слышимые звуки, доходящие через
воздух до слушателя. А в нем акустические явления — звуковые волны, в свой черед,
«преобращаются» во внутренне воспринимаемые мысли и переживания. Слово обращает
сверхчувственное в чувственное, а чувственное — в сверхчувственное.
Но эта исконная сила речи не действует, если ее прогоняют через машины. Ей нужен
человек, который превратит себя в посредника слова. Лишь тогда она сможет препроводить
«я» ребенка из миров сверхчувственных в чувственный мир, лишь тогда она сможет
высвободить из чувственного мира сверхчувственные силы, необходимые ребенку для
установления связи между душой и умом, с одной стороны, и телом — с другой.
У взрослого есть возможность поставить себя на службу созидательному,
строительному и формообразующему вселенскому Слову. Но тогда он не должен забывать:
хотя слова произносит он сам, хотя без него они не могли бы воздействовать на ребенка, но
их энергия идет не от него. Его самого человеком сделало Слово — а он лишь передает
энергию Слова ребенку, стремящемуся стать человеком.
Список литературы
1
Frankfurter Allgemeine Zeitung
от 23.11.1999, с. 70, и
Frankfurter Rundschau
от
30.11.1999, местный обзор, с. 3.
2
Шпигель.
№ 51.1994. С. 97.
3 Buzze// Ketf/г. The Children of Cyclops. The Influence of Television Viewing on the
Developing Human Brain. Published by The Association of Waldorf Schools of North America.
Fair Oaks 1998. P. 52.
4 Баззл своей книгой хотя бы отчасти заполнил эту лакуну для англоязычных стран.
5
Zajonc Arthur.
Die gemeinsame Geschichte von Licht und Bewusstsein. Reinbek bei
Hamburg 1994. S. 13ff.
6 Griisser O.J., Griisser-Cornehls U.
Gesichtssinn und Okulomotorik. In:
Schmidt Robert F.,
Thews Gerhard.
Physiologie des Menschen. Berlin, Heidelberg, New York etc. 271997. S. 278ff.
7 Приводится по книге:
Yarbus Alfred L.
Eye Movements and Vision (пер. с русского).
New York 1967. P. 180.
8
Griisser O.J., Griisser-Cornehls U.
Gesichtssinn. In:
Schmidt Robert F., Thews Gerhard.
Physiologie des Menschen (см. выше). 231987. S. 252.
9
Yarbus Alfred L.
Op. cit. Гл. 7. С. Шелл.
10
Zangemeister W. H., Sherman K., Stark L.
Evidence for a Global Scanpath Strategy in
Viewing Abstract Compared with Realistic Images//Neuro-psychologia. Vol. 33, № 8,1995.
P. 1009–1025.
11
Limann
O. Fernsehtechnik ohne Ballast. Mtinchen 111976. S. 106.
12 To, что здесь сказано о парализующем глаза воздействии электронных образов, в
строгом смысле слова относится прежде всего только к традиционным электронно-лучевым
трубкам, в том числе — компьютерных мониторов, поскольку в них частота обновления
изображения соответствует принятым для телеприемников. Повышение частоты обновления
до, к примеру, 100 Гц в принципе ничего не меняет. Правда, при работе над текстом и
графикой проблема не столь остра, ведь тут речь идет главным образом о неподвижных
изображениях. Тем не менее опыт показывает, что негативное воздействие на глаза
традиционных компьютерных мониторов гораздо сильнее, чем новых плоскоэкранных
мониторов, работающих на жидких кристаллах (ЖК, LCD) или подобных технологиях. Ведь
жидкий кристалл, если уж он включен, не гаснет, а продолжает светиться с постоянной
интенсивностью любое время, пока в изображении или в части изображения ничего не
изменилось. Насколько мне известно, до сих пор не существует никаких исследований,
посвященных деталям движения глаз при работе с такими изображениями, точно так же как
и физиологии зрения при просмотре кинолент — ведь тут, в противоположность
телевидению, на экран всегда проецируются полносоставные кадры, правда, регулярно
чередующиеся (незаметными для глаз) «темными» паузами («мигающие»).
13
Crown Peter, Featherman Gregg et al.
Electro-encephalographic and Electrooculographic
Correlates of Television Viewing. Final Technical Report. National Science Foundation, Student-
Originated Studies, Grant No. SPI 78-03698. Hampshire College, Amherst (Mass.). March 1979, p.
20 и табл. З. Авторы сравнивают измеряемое при телепросмотре число саккад не с их числом
при деятельности глаз в природной среде, а при чтении журнала «Тайм», но все равно
приходят к сходным соотношениям: от 5 до 7 саккад за 20 секунд телепросмотра против 40–
55 при чтении. Это означает снижение активности глаз примерно на 90 %.
14
Buzzell.
Op. cit., p. 81.
15 По:
Buzzell.
Op. cit., p. 95.
Crown
и др. усаживали испытуемых так, чтобы телеэкран
занимал 11,4 градуса их горизонтального поля зрения (с. 13). Это соответствует его
сокращению на 94 %.
16
Krugman Herbert E.
Electroencephalographic Aspects of Low Involvement//American
Association of Public Opinion Research. New York 1970.
17
Scheurle Hans Jurgen.
Information und Be-wuBtseinshelligkeit — Was kann die neuro-
physiologische Forschung zur Untersuchung des Fernsehens beitragen?//Das Problem von Wahr-
nehmung und BewuBtsein auf dem Hintergrund der Medien- und Hirnforschung. Medienkritische
Reihe. Hg. von Heinz Buddemeier. Band 1. Bremen 1998. S. 114.
18 На сходство телепросмотра с трансом уже в 1979 г. на основе измерений ЭЭГ
указала супружеская пара австралийских исследователей Ф. и М. Эмери
(Emery Fred and
Merrelyn.
A Choice of Futures. Leiden 1976). См. также подробную рецензию:
ManderJerry.
Schafft das Fernsehen ab! Eine Streitschrift gegen das Leben aus zweiter Hand. Reinbek bei
Hamburg 1979 (оригинальное американское издание: New York 1978). S. 196ff.
19
Mulholland Thomas B.
The Concept of Attention and the Electroencephalographic Alpha
Rhythm// Attention in Neurophysiology. London 1969. См. также:
Scheurle.
Op. cit., S. 121ff.
20 Поэтому можно вместе с американскими исследователями назвать телепросмотр
особым случаем сна наяву («day dreaming») — на ЭЭГ в этом случае обнаруживаются
совершенно те же изменения
(Kubey Robert, Csikszentmihalyi Mihaly.
Television and the
Quality of Life: How Viewing Shapes Everyday Experience. Hillsdale (New Jersey) 1990. P. 101).
21 См.:
Scheurle.
Op. cit., S. 162ff. Другая литература о параллелизме телевидения и
гипноза приводится в цитированной книге
Kubey
и
Csikszentmihalyi
(р. 102).
22 См.:
Klesges Robert С, Shelton Mary L, Klesges Lisa M.
Effects of Television on
Metabolic Rate: Potential Implications For Childhood Obesity// Pediatrics. Vol. 91. Nr. 2.1993.
P. 281–286.
23
Bodanis David.
The Secret Family. Twenty-four Hours inside the Mysterious World of
our Minds and Bodies. New York 1997. P. 107.
24
Buzzell.
Op. cit., p. 85ff.
25 Неверла (см.:
Neverla Irene.
Fernseh-Zeit. Zu-schauer zwischen Zeitkalkbl und
Zeitvertreib. Eine Untersuchung zur Fernsehnutzung. Munchen 1992) сообщает об
исследованиях, установивших частоту смены кадров для телефильмов примерно в 6–8
секунд, для дневных программ 2–5 секунд, для видеоклипов в среднем 2,2 секунды (S. 69ff).
Буддемайер
(Buddemeier Heinz.
Leben in ktinstlichen Welten. Cyberspace, Video-clips und das
tflgliche Fernsehen. Stuttgart 1993) при перепроверке установил в 1992 г. для одной дневной
программы значение 2 — максимум 8 секунд, а среднее значение для всех категорий — 4,3
секунды.
26 Дьюк-Элдер
(Duke-Elder, Sir Stewart
(изд.). System of Ophthalmology. Vol. VI. Ocular
motility and strabismus. St. Louis 1973) сообщает о сакка-дах в интервале 3–4 секунды (с. 141).
Шульце-Крюгер
(Schulze-Kruger Rolf Ekkehard.
Analyse von Augenbewegungen des Menschen
zur Symmetrie- und Raumwahrnehmung und Ver-gleich zu einem aktiven Kamerasystem.
Fortschritt-Berichte VDI Reihe 17 (Biotechnik), Nr. 83. Dusseldorf 1992) определяет
максимальное время фиксации в 2 секунды (с. 12). Авторитетнейший учебник Шмидта —
Тевса
(Schmidt RobertF., Thews Gerhard.
Physiologie des Menschen. Berlin, Heidelberg, New
York etc. 271997) констатирует, что при особом усилии от саккад можно удерживаться «в
течение нескольких секунд» (с. 251).
27 См.:
Sturm Bertha.
Wahrnehmung und Fernsehen: die fehlende Halbsekunde//Media
Perspektiven, 1/1984. S. 58–65.
28
Sturm Hertha.
Wissensvermittlung und Rezipient: die Defizite des
Fernsehens//Wissensvermittlung, Medien und Gesellschaft. Ein Symposium der Bertelsmann
Stiftung, 1989. S. 55f.
29 См. его предисловие к цитированной книге Баззла.
30 Обзор можно найти у Шмитта-Засе
(Schmitt-Sasse Joachim.
«Macht Filme wie
komplexe Werbespots!» Strategien einer produktionsorien-tierten Medienwirkungsforschung//Bo/m
et al.
(Hg.): Ansichten einer kunftigen Medien-wissenschaft, 1988. S. 183ff).
31 По этим вопросам см. фундаментальную работу Кеплингера
(Kepplinger Hans
Mathias.
Darstellungseffekte. Experimented Untersu-chungen zur Wirkung von Pressefotos und
fernsehfilmen. Alber Broschur Kommunikation, Bd. 15, Freiburg, Munchen 1987).
32
MattenklottAxel, Donsbach Wolfgang, BrosiusHans-Bernd.
Die Realitat des
Fernsehzuschauers: die Illusion des Augenzeugen//Franzmann et al. (Hg.). Auf den Schultern von
Gutenberg. Medien-okologische Perspektiven der Fernsehgesellschaft. Berlin, Munchen 1995. S.
252–263. В этой же книге стоит прочесть статью Кеплингера «Die Bedeutung der Fernsehbilder
fur das Realitats-verstandnis der Femsehzuschauer» (S. 246–251).
33
Sturm Hertha.
Die inneren Aktivitaten bei Horen, Sehen und Lesen. Ein Ansatz zur
Klarung der Warum-Frage von Medienwirkungen//Franz-mann et al. (Hg.). Auf den Schultern von
Gutenberg, 1995. S. 85.
34
Sturm Hertha.
Op. cit., 1989. S. 66.
35
Sturm Hertha, Vitouch Peter, Bauer Herbert, Grewe-Partsch Marianne.
Emotion und
Erregung — Kinder als Femsehzuschauer. Eine psychophysio-logische Untersuchung//Fernsehen
und Bildung. Internationale Zeitschrift fur Medienpsychologie und Medienpraxis. Themenheft
«Mediendrama-turgieundZuschauerverhalten».Jg. 16 (1982) 1–3. S. 13.
36 См.:
Zeutschner Heiko.
Die braune Mattscheibe. Unsere Glotze wird 60 — Fernsehen im
National-sozialismus//Siiddeutsche Zeitung. 25.3.1995.
37 При этом примечательно, что «в то время в семьях с детьми телевизоры встречались
более чем вдвое чаще», чем в семьях без детей
(Greenfield Patricia Marks.
Kinder und neue
Me-dien. Die Wirkung von Fernsehen, Videospielen und Computern (оригинальное американское
издание 1984). Munchen, Weinheim 1987. S. 173. Anm. 2).
38 В Федеративной Республике Германии чистое «просмотровое время» (которое надо
отличать от намного большего «времени работы телевизора») в статистически среднем
измерении для всего населения выросло с 1 часа в день в начале 60-х годов до более 3 часов
в день в 1998 г. (см.:
Media Perspektiven.
Basisdaten 1998. S. 71). В США среднее
просмотровое время составляет уже начиная с 1980 г. 4–5 часов, время работы телевизора —
7–8 часов ежедневно.
39 Для подростков это показано, например, в исследовании:
Schmidbauer Michael, Lohr
Paul.
Jugendmedien und Jugendszenen. Ergebnisse einer aktuellen Untersuchung//TelevIZIon.
10/1997/1. S. 13–26.
40 См. об этом мое подробное изложение в книге:
Patzlaff Rainer.
Medienmagie oder die
Herrschaft uber die Sinne. Stuttgart 31999. S. 12ff.
41 Об этом пишет Неверла (см. цит. соч.).
42 См.:
Gerbner George, Gross L.
Living with Television: The Violence Profile//Journal of
Communication 26 (1976). P. 172–199.
43
Thomas Gunter.
Medien — Ritual — Religion. Zur religiosen Funktion des Fernsehens.
Frankfurt/M. 1998.
44
Opaschowski Horst W.
Deutschland 2010. Wie wir morgen leben — Voraussagen der
Wissenschaft zur Zukunft unserer Gesellschaft. Hamburg 1997. S. 93.
45 См.:
Neverla.
Op. cit. (1992).
46
Opaschowski.
Ibidem
47 Ibidem, S. 92.
48
Eurich Claus.
Das verkabelte Leben. Wem schaden und wem nutzen die neuen Medien?
Reinbek bei Hamburg 1980. S. 25f.
49 См.:
Noelle-Neuman Elisabeth.
Das Fernsehen und die Zukunft der Lesekultur//Frohlich
et al. (Hg.). Die verstellte Welt. Beitrage zur Medienokologie, 1992. S. 223 и прим. 1.
50 См.:
Singer Jerome L., Singer Dorothy G.
Wider die Verkiimmerung der Phantasie.
Fernsehen, Lesen und die Entwicklung der Vorstellungskraft// Frohlich et al. (Hg.). Die verstellte
Welt. S. 98-114.
51
LahrHelmutvan der.
Lesen: Verlust einer Schlussel-qualifikation fur die
Informationsgesellschaft// Media Perspektiven 1/1996, S.2.
52 См.: Der Spiegel. 51/1994. S. 97.
53
Sturm.
Op. cit. (1989), S. 49f.
54
Noelle-Neuman.
Op. cit., S. 231.
55 Ibidem, S. 232.
56
Behrens Harald, Kiefer Marie-Luise, Meder Arne.
Spezialisierung der Mediennutzung im
dualen Rundfunksystem//Media Perspektiven 2/1997, S. 90.
57
Opaschowski.
Op. cit., S. 98.
58
Huth Silvia.
Zur Wirkung des Vielfernsehens. Ergebnisse aus der empirischen Forschung
in den USA//Fernsehen und Bildung. Internationale Zeitschrift fur Medienpsychologie und Medien-
praxis. Themenheft «Mediendramaturgie und Zuschauerverhalten», Jg. 16 (1982) 1–3, S. 207.
59
Singer Dorothy G.
Fernsehen, Lesen und Phantasie-entwicklung//Franzmann et al. (Hg.).
Auf den Schultern von Gutenberg. Medienokologische Perspektiven der Fernsehgesellschaft.
Berlin, Mtinchen 1995. S. 123.
60 См.:
Huth.
Op. cit., S. 212. Из новых исследований на эту тему см.:
Bohme-Durr
Karin.
Bild-magnet Fernsehen//TeIevIZIon, 12, 1999/1, S. 20–25.
61
Noelle-Neuman.
Op.
at.,
S. 229.
62
Eimeren Birgit van, Maier-Lesch Brigitte.
Die Sache mit der Politik im
Fernsehen//TelevIZIon, 10/1997/1. S. 9-13.
63 См.:
Postman Neil.
Sieben Thesen zur Medien-technologie//Frohlich et al. (Hg.). Die
verstellte Welt, 1992. S. 9-22.
64 См.:
Opaschowski.
Op. cit. S. 84.
65 См.:
Sicking Peter.
Leben ohne Fernsehen. Eine qualitative Nichtfernseherstudie.
Wiesbaden 1998.
66
Отсюда, разумеется, нельзя вывести обратное заключение, будто низкий
коэффициент интеллекта — следствие частого употребления телевизора. Подробнее об этом
см.:
Ruth.
Op. cit., S. 206.
67
Opaschowski.
Op. cit., S. 87.
68
Signorielli Nancy.
Ungesunde Botschaften. Me-dieneinflusse auf das Gesundheits-
und Er-nahrungsverhalten von Kindern//Franzmann et al. (Hg.). Auf den Schultern von Gutenberg.
Medien-okologische Perspektiven der Fernsehgesellschaft. Berlin, Miinchen 1995. S. 151.
69 См.:
Ridder Christa-Maria.
US-Kinderfernsehen zwischen Kommerz und
Regelungsversuchen im offentlichen Interesse//Media Perspektiven 1/1997. S. 31–41.
70 Из исследовательского отчета Синьорьелли (S. 151).
71 Синьорьелли (op. cit., S. 152) пишет об этом: «В 1979 г. Гербнер, Морган и
Синьорьелли в течение целой недели исследовали показы еды, напитков, поглощения пищи
и т. п. на американском телевидении во время основных передач и в детских программах
выходных дней, зафиксировав, что приблизительно девять раз за один час можно увидеть,
как едят и пьют или услышать разговоры о еде».
72 См.:
Klesges.
Op. cit.
73 Цитируется по:
Signorielli.
Op. cit., S. 154.