ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.10.2020
Просмотров: 5680
Скачиваний: 11
Глава 9 + 341
Реакция отказа
наблюдается преимущественно у детей раннего воз-
раста как реакция на разлуку с матерью, отрыв от семьи, привычной
обстановки. Дети отличаются общей заторможенностью, малой общи-
тельностью, отказываются от пищи, привычных игр, стремятся к уеди-
нению. Иногда такая реакция возникает у инфантильных подростков
при изоляции их от группы сверстников.
Реакция оппозиции
наблюдается на всех возрастных этапах, но в
проявлениях зависит от возраста. Выделяют реакцию активной и пас-
сивной оппозиции. Нередко возникает в ответ на изменившееся к нему
отношение близких (например, рождение второго ребенка). В основе —
сверхценное переживание обиды, ущемленного самолюбия и вытекаю-
щие из этого переживания, желание отомстить обидчику, как-то нака-
зать его. Как правило, она носит демонстративный характер, как сигнал
для взрослых о трудной ситуации, переносить которую подростку боль-
ше не под силу. Активная оппозиция может выражаться в нарочитой
грубости, непослушании, категорическом отказе выполнять какие-либо
поручения.
Реакция пассивной оппозиции у детей младшего возраста проявля-
ется соматовегетативными расстройствами: мутизм, рвота, энурез. У де-
тей старшего возраста и подростков чаще проявляется отказом от еды,
уходами из дома.
Реакция имитации
— стремление во всем подражать определенному
лицу или образу. Чаще это реальный человек или реальный герой из
фильмов. Наряду с имитацией положительных качеств или поступков в
детском и подростковом возрасте охотно копируются асоциальные фор-
мы поведения (сквернословие, хулиганские поступки). Формированию
таких реакций способствуют наличие асоциального окружения или асо-
циального героя, запрещенность указанных форм поведения, фактор
риска, что окутывает их облаком мнимой романтики.
У подростков очень редко наблюдается реакция отрицательной ими-
тации. Например: подросток, у которого отец алкоголик, не употребля-
ет спиртных напитков.
Реакция компенсации
— стремление скрыть или восполнить свою
слабость, несостоятельность в одной области деятельности успехами в
другой. Эта реакция представляет собой средство психологической за-
щиты личности от переживаний собственной неполноценности (физи-
чески слабый мальчик отказывается от уроков физкультуры, но охотно
посещает технический кружок). Нередко подросток, с трудом усваива-
ющий учебный материал, бравирует своим незнанием, подчеркнуто
пренебрежительно относится к учебе, третирует отличников, совершает
«геройские поступки». Часто можно наблюдать, как подросток, лишен-
342 Психиатрия
ный авторитета у сверстников, предпочитает общение с младшими по
возрасту детьми.
Реакция гиперкомпенсации
— стремление добиться высших резуль-
татов именно в той области, где оказался несостоятельным. Стремление
доказать себе и окружающим свое бесстрашие нередко толкает подрост-
ков на безрассудные и опасные для жизни поступки (прыгают с боль-
шой высоты, ходят по карнизам домов и т.п.). Реакция гиперкомпенса-
ции в зависимости от условий может играть как положительную, так и
отрицательную роль. Например, ложное понятие об отваге и независи-
мости нередко толкает на путь асоциального поведения.
Реакция эмансипации
— наиболее характерна для подросткового
возраста. В ее основе — потребность освобождения от контроля и опеки
взрослых, протест против установленных правил и порядков, стремле-
ние к независимости и самоутверждению. Факторами, способствующи-
ми ее возникновению, могут являться мелочная опека, жесткий конт-
роль, лишение инициативы и самостоятельности. Реакция явной эман-
сипации характеризуется непослушанием, грубостью, патологическим
упрямством, игнорированием мнения и распоряжения взрослых. Иног-
да подростки порывают с семьей, вопреки желанию семьи бросают уче-
бу и поступают на работу, ведут независимый образ жизни. Реакция
скрытой эмансипации — проявление подростковой субкультуры: мода,
манера поведения, сленг, критиканство, игнорирование существующих
порядков.
Реакция группирования со сверстниками.
Группа — это канал ин-
формации, новый вид эмоциональных контактов, невозможных в семье.
Выделяют следующие виды подростковых групп:
ретретические
(про-
в основе которых — общие увлечения, положительные в
социальном плане (спорт, учеба, музыка), и
асоциальные —
формируют-
ся на базе совместных развлечений и стоят в стороне от острых социаль-
ных проблем, характерно пустое времяпрепровождение. Антисоциаль-
ные группы стабильны по составу, со строгой иерархией и подчинению
лидеру, где свои законы, обряды, моральный кодекс. Нередко лидер —
криминальная фигура. Опыт показывает, что большинство подростков
попадая в такую группу, вследствие интеллектуальной и эмоциональ-
ной незрелости быстро уступают влиянию лидера и начинают вести ан-
тисоциальный образ жизни только потому, что таковы правила группы.
Для многих подростков неформальные группы и асоциальный образ
жизни являются одной из форм протеста против привычного уклада
Реакция увлечения (хобби-реакция).
Увлечения имеют большое
значение в познавательной деятельности подростка. Для многих это
Глава 9 + 343
средство самовыражения, достижения престижного статуса. Нередко в
ответ на сложную психотравмирующую ситуацию увлечения приобре-
тают утрированную форму, захватывают все стороны жизни, поглоща-
ют все свободное время. Подросток словно щитом закрывается своими
увлечениями от травмирующей его действительности. Выделяют следу-
ющие типы увлечений: интеллектуально-эстетические (музыка, рисова-
ние, техника), телесно мануальные (спорт, рукоделие), лидерские (по-
иск ситуации, где можно руководить), накопительные (коллекциониро-
вание), азартные увлечения и т.п. Все перечисленные личностные реак-
ции могут быть как вариантами поведения в норме, так и представлять
собой патологические нарушения преимущественно пограничного
уровня.
Патохарактерологические (патологические) личностные реакции
проявляются преимущественно в разнообразных отклонениях в поведе-
нии ребенка или подростка, ведут к нарушению социально-психологи-
ческой адаптации и сопровождаются невротическими расстройствами.
Для них характерны склонность к генерализации, т.е. способность возни-
кать в самых разных ситуациях и вызываться самыми различными, в том
числе и неадекватными стимулами; склонность превышать определен-
ный «потолок» нарушений поведения, никогда не преступаемый в норме;
склонность рано или поздно приводить к социальной дезадаптации.
Выделяют два основных механизма формирования патохарактеро-
логических особенностей: фиксацию характерологических реакций ак-
тивного и пассивного протеста, имитации, эмансипации и пр. и форми-
рование патологических черт характера либо как результат неправиль-
ного воспитания, либо под влиянием хронической психотравмирующей
ситуации. Как уже было отмечено ранее, патохарактерологические ре-
акции при определенных благоприятных условиях могут полностью
редуцироваться. Большинство отечественных исследователей придер-
живаются точки зрения на патохарактерологические реакции как на
пограничное состояние между нормой и патологией. Они являются но-
зологически неспецифичными, поскольку в дальнейшем могут транс-
формироваться в невротические и в психопатические состояния.
В зависимости от индивидуальных психических свойств происходит
фиксация нарушений характера, складывающаяся в определенный
симптомокомплекс — патохарактерологический синдром, особенности
которого определяют вариант патохарактерологического формирова-
ния личности (психогенное патологическое развитие личности). Выде-
ляют аффективно-возбудимый, тормозимый, истероидный и неустой-
чивый варианты патологического склада личности, такая динамика рас-
сматривается как этап формирования краевой психопатии.
344 + Психиатрия
9.6. КЛАССИФИКАЦИЯ ПСИХИЧЕСКИХ
И
ВОЗРАСТА
F8. НАРУШЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
F80 Специфические расстройства развития речи
F80.0 Специфические расстройства артикуляции речи
F80.1 Расстройство экспрессивной речи
F80.2 Расстройство рецептивной речи
F80.3 Приобретенная афазия с эпилепсией (синдром Ландау-Клеф-
фнера)
F80.8 Другие расстройства развития речи
F80.9 Расстройства развития речи, неуточненное
F81 Специфические расстройства развития школьных навыков
Специфическое расстройство чтения
Специфическое расстройство спеллингования
Специфическое расстройство навыков счета
Смешанное расстройство школьных навыков
Другие расстройства школьных навыков
F81.9 Расстройство развития школьных навыков, неуточненное
F82 Специфическое расстройство развития двигательных функций
F83 Смешанные специфические расстройства
F84 Общие расстройства развития
F84.0 Детский аутизм
F84.1 Атипичный аутизм
F84.2 Синдром Ретта
F84.3 Другое дезинтегративное расстройство детского возраста
F84.4 Гиперактивное расстройство, сочетающееся с умственной отс-
талостью и стереотипными движениями
F84.5 Синдром Аспергера
F84.8 Другие общие расстройства развития
F84.9 Общее расстройство развития, неуточненное
F88 Другие расстройства психологического развития
F89 Неуточненное расстройство психологического развития
ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ И ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ РАССТРОЙСТВА,
НАЧИНАЮЩИЕСЯ ОБЫЧНО В ДЕТСКОМ И ПОДРОСТКОВОМ
ВОЗРАСТЕ
F90 Гиперкинетические расстройства
F90.0 Нарушение активности внимания
Глава 9 + 345
Гиперкинетическое расстройство поведения
F90.8 Другие гиперкинетические расстройства
F90.9 Гиперкинетическое расстройство, неуточненное
F91 Расстройства поведения
Расстройство поведения, ограничивающееся условиями семьи
Несоциализированное расстройство поведения
Социализированное расстройство поведения
Оппозиционно-вызывающее расстройство
Другие расстройства поведения
Расстройство поведения, неуточненное
F92 Смешанные расстройства поведения и эмоций
F92.0 Депрессивное расстройство поведения
F92.8 Другие смешанные расстройства поведения и эмоций
F92.9 Смешанное расстройство поведения и эмоций, неуточненное
F93 Эмоциональные расстройства, специфические для детского воз-
раста
F93.0 Тревожное расстройство в связи с разлукой в детском воз-
расте
Фобическое тревожное расстройство детского возраста
F93.2 Социальное тревожное расстройство детского возраста
F93.3
сиблингового соперничества
F93.8 Другие эмоциональные расстройства детского возраста
F93.9 Эмоциональное расстройство детского возраста, неуточненное
F94 Расстройства социального функционирования с началом, спе-
цифическим для детского возраста
F94.0 Элективный мутизм
F94.1 Реактивное расстройство привязанности детского возраста
F94.2 Расторможенное расстройство привязанности детского воз-
раста
F94.8 Другие расстройства социального функционирования детско-
го возраста
F94.9 Расстройство социального функционирования детского воз-
раста, неуточненное
F95 Тикозные расстройства
F95.0 Транзиторное тикозное расстройство
Хроническое двигательное или голосовое тикозное расстрой-
ство
F95.2 Комбинированное голосовое и множественное двигательное
тикозное расстройство (синдром де ля Туретта)
F95.8 Другие тикозные расстройства
F95.9 Тикозное расстройство, неуточненное